Успенский собор в Троице Сергиевой лавре

Успенский собор Свято-Троице-Сергиевой Лавры

Архитектура XVI столетия представлена в Троице-Сергиевой Лавре огромным Успенским собором (1559-1585); он строился на средства Ивана Грозного, который пожелал поставить в монастыре храм по образцу главного собора Московского Кремля. Следуя воле царя, монастырские зодчие соорудили торжественный и строгий, полный величавого спокойствия храм, почти точно повторили формы кремлевского Успенского собора. Его внушительный объем, увенчанный пятью тесно поставленными главами, стал основной объемной доминантой всего монастырского комплекса. Большие плоскости беленых стен, завершенные волной полуциркульных закомар, украшены аккуратным поясом из тонких полуколонок – мотив, характерный для Владимиро-Суздальской архитектуры и вновь утвержденный на московской земле. В отличие от кремлевского образца, монастырский храм сложен не из камня, а из кирпича; шесть его пилонов, несущих своды и барабан, получили не круглую, а традиционную прямоугольную форму сечения, а по всему западному фасаду, выходящему на древнюю площадь, была прибавлена открытая сводчатая паперть.

В период строительства колокольни центральный барабан собора был значительно надложен в высоту, а купола получили сочную луковичную форму (1753), а затем эффектные украшения в виде накладных золотых звезд разного размера (1806); все это придало Успенскому собору своеобразный и глубоко индивидуальный облик, так не похожий на исходный образец. Измененное пятиглавие собора можно причислить к ряду тех удачных находок, которые вносят особый колорит в художественный облик ансамбля и надолго запоминается в качестве его характерного образа или символа.

В церкви четыре престола: главный – в честь Успения Божией Матери и боковые – во имя великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля и 8 июня), мученицы Ирины (16 апреля) и Николая чудотворца. Два первых придела, находящихся в двух южных боковых отделениях алтаря и посвященных ангелам царя Федора Ивановича и его супруги, устроены при самом построении церкви; а третий придел – во имя Николая Чудотворца, находящийся в крайнем северном предалтарии, устроен во время осады лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года.

В главном алтаре собора запрестольный крест утвержден над двуглавым орлом, который, по преданию, вырезан Петром Великим. Пятиярусный, резной, огромных размеров иконостас сделан на месте первоначального в половине прошедшего столетия. Расположение рядов икон в нем иное, чем в Троицком соборе, а именно совсем то, какое принято в настоящее время, то есть местные иконы, праздники, ряды – апостольский, пророческий и праотеческий. Из четырех серебряных риз на местных иконах три ризы – на иконах св. Троицы, Спасителя на престоле и Успения Божией Матери – сделаны в 1854 году Московским купцом Е.К. Маловым, а четвертая риза – на иконе Благовещения – сделана на монастырский счет в 1880 году. Серебряные лампады перед местными иконами, в числе 9, даны царями Иоанном и Петром Алексеевичами в 1686 году, как видно из сделанных на них надписей. В алтаре вдоль иконостаса, поверх дверей, устроены, подобно тому как в Московском Успенском соборе и некоторых других больших старых (сохраняющих старые, ХVIII века, иконостасы, например в Московском Донском монастыре, соборе г. Смоленска и др.) церквах, три ряда, или три яруса, хоров (галерей). На хорах этих поют певчие в праздник Успения Божией Матери, причем для того, чтобы пение слышно было в церкви, вынимаются из верхнего ряда иконостаса несколько икон (а назначение этих хоров есть то, чтобы в случае нужды и по мере нужды вынимать с них иконы из иконостаса и чтобы вообще при помощи их содержать в опрятности сей последний). (Из описаний Е. Голубинского).

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1674 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

В соборе находятся надгробные памятники над погребенными в нем: в северо-западном углу – королевой Марией Владимировной и ее дочерью, королевной Евдокией; по южной половине западной стены, или направо от входа, – архиепископом Рязанским Моисеем, архиепископом Московским Августином и митрополитом Московским Макарием.

Главной святыней собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.). В крипте собора совершаются водосвятные молебны (начало в 9 час. и 12 час.) и раздается освященное масло.

В церкви четыре престола: главный – в честь Успения Божией Матери и боковые – во имя великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля и 8 июня), мученицы Ирины (16 апреля) и Николая чудотворца. Два первых придела, находящихся в двух южных боковых отделениях алтаря и посвященных ангелам царя Федора Ивановича и его супруги, устроены при самом построении церкви; а третий придел – во имя Николая Чудотворца, находящийся в крайнем северном предалтарии, устроен во время осады лавры поляками как обетная церковь по случаю свирепствовавшей в монастыре повальной болезни цинги и освящен 9 мая 1609 года.

Успенский собор (1585)

Успенский собор, сооруженный по повелению царя Иоанна Грозного, строился на протяжении 1559–1585 гг. По своей архитектуре пятиглавый Успенский собор очень близок послужившему для него образцом одноименному собору Московского Кремля, превосходя его по размерам. Это самый большой храм Троицкого монастыря [10]
Х[10] Троице-Сергиева Лавра
За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля. К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.
Читать далее. , но поставлен он так, что его торжественное величие не подавляет собой другие, более древние и меньшие по размерам постройки монастыря. Успенский собор ограничивает соборную площадь с востока.

Под стать величественному собору и фресковая живопись, покрывающая его стены, столпы и своды. Она была выполнена в 1684 г. артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII в. с иконами XVII в. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII в.).

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

Главными святынями собора являются покоящиеся в нем мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского и преподобного Максима Грека, открытые для поклонения в теплое время года, когда Успенский собор становится главным храмом, в котором совершаются монастырские богослужения: всенощные бдения (начало в 17 час.) и Божественные литургии (начало в 5 час. 30 мин. и в 9 час. 30 мин.).

Светло и божественно – внутри Успенского собора Сергиевой лавры

Свою задачу монументально отображать достоинство древней, прославленной на всю Русь, обители зодчие и мастера каменных дел выполнили на сто процентов. Массивный, белый, с прекрасной простотой гладких стен, практически лишенных украшений, кажется он необычайно величественным. И вместить, пожалуй, сможет пятьсот, а то и больше, человек. Так думала я.

Однако оказалось, что по этому вопросу единства в наших рядах нет! Мнения были разные и отстаивались они, особенно мужской половиной, весьма горячо и уверено.

Спор наш разрешился статьей об Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в журнале Московской Патриархии, где черным по белом было написано, что собраться в храме может даже никакая не тысяча человек, а все пять. Но и написанному поверили не все спорщики, предпочитая оставаться при своем мнении и убеждая прочих в его правоте.

Вот какие дела, друзья мои, нет мира под оливами. Может быть кто из вас захочет высказать свое мнение?

“Какая же это удача, наша поездка в Сергиеву Лавру!” – думала, поднимаясь по ступеням Успенского собора. Четкие ступени казались совсем новыми, словно по ним еще вовсе не ступали человеческие ноги. Так отреставрировали?

Но ведь главные реставрационные заботы были внутри храма! Там вот уже больше ста лет не проводилось серьезных работ, на стенах скопился слой пыли, внутри барабанов куполов ее наросло толщиной аж в три сантиметра, срочно нуждались в реставрации росписи 17 века, требовали восстановления элементы иконостаса…

Старинное медное кольцо на входной двери храма своей древностью внушало почтение. Сразу как-то поверилось, что оно молчаливо висит здесь с самого 16 века.

Внутри – великолепие убранства, обилие света и простор. Прошло сто лет после освящения храма, пока его украсили изнутри.

Читайте также:  Церковь Святого Михаила в Гамбурге, подробно

Стены в росписи – светлые фрески голубоватых, синих, фиолетовых, сиреневатых тонов, дивная фантасмагория нежных красок. Когда-то эти росписи сделали лучшие мастера, которыми руководил знаменитый Дмитрий Плеханов, руке которого принадлежат некоторые фрески в Архангельском соборе и живопись на стенах храмов московских, ростовских, вологодских.

На трех стенах – в пять горизонтальных рядов ведут фрески свое повествование, на четвертой стене – со множеством деталей и фигур изображен Страшный суд. Благоверные князья, мученики, святые в рост изображены на шести столбах, подпирающих своды. Расписаны религиозными картинами оконные откосы, паруса, барабаны, своды. Нереально сказочная, торжественная, тоже какая-то голубая, высь храма.

Пара свисающих сверху несравненной красоты чеканных паникадил. Пятиярусный иконостас с золочеными оправами икон и резными, обвитыми виноградными лозами, столбиками. Возвышенная и торжественная красота…

Откуда-то возникло живое чувство сопричастности к великой истории христианства и многовековой истории православной России. У меня закружилась голова.

Я в церковном отношении человек совсем малограмотный. Вот хочу с вами поделиться новыми познаниями. Известно, что при крещении каждый христианин получает ангела-хранителя, оберегающего его и не оставляющего всю жизнь. Почти для всех он остается невидим. Лишь немногим избранным дается бесценный дар видеть своего небесного покровителя. Например, известно, что преподобный Сергий Радонежский общался со своим ангелом.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры

Троице-Сергиева лавра — особая обитель, ее история неразрывно связана с историей всей нашей страны. Недаром многие ключевые исторические деятели выказывали монастырю свое особое предрасположение. С названием лавры у многих людей часто ассоциируются имена Сергия Радонежского, Петра Великого, Симона Ушакова или Бориса Годунова.

Все эти великие люди по-своему способствовали процветанию Троице-Сергиева монастыря. Не исключением стал и первый русский царь Иван IV Грозный. Иван Васильевич всегда особенно относился к Троице-Сергиевой лавре. Именно здесь, в стенах Троицкого собора, он был крещен. Да и в целом царь частенько навещал обитель. Так, в 1559 году по его приказу началось строительство Успенского собора, возводившегося по образу и подобию одноименного храма Московского Кремля.

Возведение Успенского собора, самого масштабного строения на территории Троице-Сергиевой лавры, длилось 26 лет. Но Ивану Грозному так и не удалось посмотреть на Успенский собор в его окончательном виде. Царь скончался за год до завершения строительных работ, а освящение собора производилось уже во время правления сына Ивана IV – при Федоре Иоанновиче. Как раз в Успеньев день, 15 августа 1585 года, в присутствии царя Федора и его жены Ирины митрополит Дионисий и произвел торжественное освящение храма.

Внутреннее убранство

Царская чета уделяла немало внимания возведению собора. Именно поэтому храм Успения Богородицы имеет один престол, посвященный святому великомученику Феодору Стратилату и еще один, посвященный святой великомученице Ирине. Всего в Успенском соборе имеется четыре престола, но так как три из них находится в алтаре главного, построенного в честь Успения Божьей Матери, многим прихожанам кажется, что собор однопрестольный. И если два внутренних престола посвящены святым великомученикам, то третий сооружен в честь Николая Чудотворца. Именно этот святой, по преданию, спас священнослужителей и прихожан от страшной эпидемии цинги, свирепствовавшей во время нашествия поляков 1609 года.

Различные работы по украшению и возведению всевозможных пристроек велись в Успенском соборе вплоть до XVIII века. Так, стены и столпы храма имеют красивейшие фрески с библейскими мотивами. Эта роспись была выполнена местными, а также ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым в 1674 году. Особую атмосферу в соборе создает великолепный иконостас, состоящий из пяти ярусов икон. А вверху, с другой стороны от иконостаса, в три ряда расположилась широкая галерея для мужского хора. Таким образом, кажется, что звучание голосов и впрямь льется с небес. Эту особенность отмечают почти все посетители храма. Еще одна важная деталь внутреннего убранства Успенского собора — два прекрасных бронзовых паникадила, выполненных мастерами Оружейной палаты в XVII веке.

Главными святынями Успенского собора являются святые мощи преподобного Максима Грека, а также мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского. Доступ к этим реликвиям обычно открыт прихожанам в теплое время года.

Внешний облик Успенского собора

Такая достопримечательность Сергиева Посада, как Успенский собор, действительно была построена практически в полном соответствии с одноименным кремлевским храмом. Отличие составляют лишь некоторые детали. В сравнении с другими сооружениями лавры, собор Успения Богородицы является самым масштабным. Но благодаря удачному расположению, величественное и массивное здание не выбивается из всего монастырского ансамбля. Наоборот, храм довольно гармонично вписывается в общую картину обители.

Первоначально пять глав Успенского собора были полусферическими, но позже им придали более сочную луковичную форму. Кроме того, до начала XIX века купола были отделаны червонным золотом. Сейчас же центральная глава покрыта вызолоченной медью, а четверо крайних — имеют яркий голубой цвет и украшены золочеными звездами разных размеров. Также, в отличие от московского образца, эта достопримечательность Сергиева Посада была построена не из камня, а из кирпича и имеет шесть несущих своды пилонов, которые выделяются традиционной прямоугольной формой сечения. Все это, в сочетании с белоснежными и лаконичными стенами придает собору совершенно уникальный вид.

Гостям подмосковного Сергиева Посада рекомендуется посетить эту достопримечательность не только, чтобы увидеть очередную древнюю церковь, но и чтобы насладиться всем великолепием искусной работы русских зодчих, услышать возвышенное пение церковного хора и просто почувствовать себя частичкой нашей общей истории.

Главными святынями Успенского собора являются святые мощи преподобного Максима Грека, а также мощи святителя Иннокентия, митрополита Московского. Доступ к этим реликвиям обычно открыт прихожанам в теплое время года.

Успенский собор

Храм-памятник построен по повелению Ивана Грозного и освящен при его сыне Федоре Иоанновиче. Здесь вы увидите усыпальницу династии Годуновых и могилу великого лингвиста, которому до сих пор молятся студенты и школьники, желающие изучить иностранные языки. А еще в Успенском соборе находится гроб самого Сергия Радонежского, правда слегка обкусанный паломниками – в буквальном смысле этого слова…

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был построен по повелению Ивана Грозного и является триумфальным памятником в ознаменование падения последнего осколка Золотой орды – Казанского ханства. На закладке храма присутствовал сам царь со всем семейством. Строительство продолжалось 26 лет – с 1559 по 1585 год. Освящение собора состоялось уже после смерти Ивана IV, совершил обряд митрополит Московский и всея Руси Дионисий в присутствии царя Федора Иоанновича и его супруги Ирины.

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Слева от парадного крыльца Успенского собора ранее была трапезная паперть, на которой находился трапезный притвор – на том месте, где он когда-то стоял, на стене Успенского собора до сих пор видны следы кирпичной кладки арочной формы. Внутри притвора была усыпальница Годуновых. В XVIII веке притвор был разобран, и чтобы усыпальница не оказалась под открытым небом над ней в 1782 году была сооружена небольшая палатка, накрывающая могилы царя Бориса Годунова, его супруги Марии, сына, царевича Федора и дочери – царевны Ксении.

Справа от входа в храм стоит часовня. В XVII веке после снятия осады польско-литовского войска в стене Успенского собора была обнаружена трещина. Для проведения ремонтных работ было необходимо обнажить часть фундамента в этом месте. Стали копать и прямо под стеной собора обнаружили родник. Водой из этого источника умылся страдающий слепотой инок Пафнутий и прозрел. Источник оказался целебным и признан святым. Был устроен колодец, над которым построили часовню, от колодца впоследствии был сделан отвод, и святая вода стала поступать под летнюю сень в чашу с крестом – кстати, последнее историческое сооружение на территории монастыря.

Почти столетие величественный Успенский собор простоял не расписанный – лишь через 99 лет после окончания строительства, в 1684 году, на средства архиепископа Моисея Рязанского была нанята артель ярославских и троицких иконописцев из 25 человек под руководством мастера Дмитрия Плеханова. Мастера покрыли стены и своды храма фресками за один летний сезон. До наших дней роспись дошла без реставрации, только была очищена от копоти свечей и лампад.

После своей кончины архиепископ Моисей Рязанский был похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры, где, кроме него, погребены архиепископ Августин (Виноградов), поднимавший дух русского воинства во время Отечественной войны 1812 года, а также митрополит Макарий (Булгаков), написавший фундаментальные труды по догматическому богословию и истории церкви. Кроме того, у западной стены храма покоятся супруга короля Ливонии Магнуса королева Мария Старицкая (дочь удельного князя Владимира Старицкого) и ее дочь — королевна Евдокия.

Читайте также:  Храм Нефритового Будды в Шанхае, описание и фото

В Успенском соборе имеются две мозаичных иконы – Первомученника Якова Стефана и Божией Матери Казанской. Первая из них ранее находилась в Храме Христа Спасителя и была изъята оттуда перед разрушением старого здания храма в 1931 году. Что касается иконы Божией Матери Казанской, то о ее происхождении до сих пор идут споры. Согласно некоторым источникам, она также из Храма Христа Спасителя, однако имеются свидетельства, что эта икона ранее находилась в часовне Казанского вокзала Москвы.

В храме находятся две раки с мощами – святителя Макария Невского, митрополита Московского и Алтайского, освящавшего народы Алтайского края, и святителя Иннокентия, митрополита Московского, который просвещал народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски и Алеутских островов. Святитель Иннокентий знаменит тем, что изучал языки коренных народов и делал на них переводы святого писания. Он считается небесным покровителем тех, кто изучает иностранные языки и к нему за помощью обращаются студенты и школьники.

В юго-западной части Успенского собора на постаменте под стеклянной витриной стоит гроб Сергия Радонежского, деланный преподобным собственноручно. В этом гробу он был похоронен в 1392 году и в нем же были обретены его мощи спустя 30 лет после смерти. Мощи оставались в гробу вплоть до XVI века, когда по приказу Ивана Грозного была изготовлена серебряная рака, которая теперь стоит в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

Когда мощи Сергия Радонежского покоились в гробе, люди приходили и прикладывались к святыне. Каждый из паломников хотел иметь у себя частичку этого гроба и поэтому, приложившись, откусывал маленький кусочек. И правая стенка постепенно стала исчезать. Чтобы это остановить, края гроба оббили металлическими пластинами…

С южной стороны Успенского собора расположен вход в крипту, в которой находятся усыпальницы двух патриархов Русской православной церкви и двух митрополитов. Крипта редко посещается туристами, хотя проход в нее совершенно свободен. Причины две: во-первых, туристы о крипте практически ничего не знают, а, во-вторых, вход в в нее неприметен и не привлекает внимание посетителей Троице-Сергиевой лавры.

Крипта в Успенском соборе появилась в XIX веке — здесь были похоронены митрополит Сергий и митрополит Леонтий. И, чтобы служить по ним заупокойное богослужение, освящают придел с алтарем. Затем, уже в ХХ веке, появляются еще два придела. В центральном находится усыпальница двух патриархов — Алексия I (Симанского), скончавшегося в 1970 году, и Пимена (Извекова), умершего в 1990-м. В витринах, находящихся в этом приделе, представлены личные вещи патриархов, части облачения, фотографии — посетители крипты могут пройти внутрь за надгробья и все рассмотреть.

За ракой патриарха Алексия I часть каменного пола прикрыта ковром — это место, где были обретены мощи святителя Макария, митрополита Московского.

© ООО «Группа ЭМКВАРТА», 2022 г.
Все права защищены

Образцом для Успенского собора главного российского монастыря стал Успенский собор Московского Кремля, возведенный по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Только лаврский храм немного больше размерами и сложен не из белого камня, а из кирпича. Конструкция получилась более массивная, а рисунок деталей более простой. Кроме того, строители монастырского собора не стали повторять цилиндрическую форму опорных столбов кремлевского храма, а вернулись к традиционному русскому стилю – пилонам прямоугольного сечения.

Храмы и часовни

  1. Колокольня (1741 – 1770): Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строившаяся с 1741 по 1768 г., замыкает собой северную сторону соборной площади. Высота колокольни составляет 88 м, что на 11 м больше звонницы Новодевичьего монастыря и на 6 м – колокольни Ивана Великого в Московском Кремле.
  2. Троицкий собор (1422-23 гг.): Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троицкого монастыря, первое каменное здание Лавры.
  3. Успенский кладезь с часовней (1644 г. – кон. XVII в.): Успенский кладезь был устроен в 1644 г. у юго-западного угла Успенского собора над открывшимся здесь источником целебной воды. Возведение часовни над ним относится к концу XVII в.
  4. Успенский собор (1585): Величественный пятикупольный Успенский собор (1559-1585) был заложен по велению царя Иоанна IV Грозного в центре Лавры, на предварительно освобожденном от старых деревянных келий месте.
  5. Храм в честь преподобный Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637): Церковь преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев, расположена в северо-западном углу монастыря. Построенная в 1635–1637 гг., это единственная в монастыре церковь, сооружение которой осуществлялось одновременно со строительством окружающих ее каменных палат, в которых размещалась монастырская лечебница.
  6. Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи (1693-1699 гг.): Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Предтеченский храм) расположена на восточной стороне монастыря, над широким арочным проемом, в котором до перенесения в сер. XVI в. монастырской стены несколько далее к востоку располагались Святые врата – главный вход в монастырь.
  7. Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов (Духовская церковь, 1476-1477 гг. ): Расположенный к востоку от Троицкого собора, храм Сошествия Святаго Духа (Духовская церковь), замыкает собой юго-восточный угол соборной площади, органически включаясь в архитектурный ансамбль монастыря.
  8. Церковь в честь Явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Преподобному Сергию Радонежскому (Михеевская церковь, 1734 г.): Михеевская церковь, воздвигнутая в 1734 г. над гробом преподобного Михея, ученика и келейника преподобного Сергия Радонежского, располагается у северо-западного входа в Трапезный храм.
  9. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623): Никоновская церковь расположена с южной стороны Троицкого собора, вплотную к нему. Храм был воздвигнут в 1548 г. над гробом преподобного Никона Радонежского (†1428), ученика и преемника по игуменству основателя монастыря, преподобного Сергия Радонежского.
  10. Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь, 1686-1692 гг.): Церковь преподобного Сергия с Трапезной палатой (Трапезная церковь), расположенная на южной стороне монастыря, была сооружена по повелению царей Иоанна и Петра Алексеевичей в 1686–1692 гг.
  11. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии (1746 – 1753): Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии) расположена за колокольней, напротив церкви преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, и замыкает собой северо-западный угол соборной площади.


В Сергиевом Посаде от вокзала до Лавры Вы можете добраться пешком (зеленая линия на карте) по улице Сергиевской и Вознесенской. На общественном транспорте – любой маршрут, одна остановка (остановка «Центр»).

Информация для туристов

Благодаря удачному расположению ансамбль Лавры хорошо просматривается из разных точек Сергиева Посада. Добраться в город проще всего из Москвы на электричке, идущей с Ярославского вокзала, или на автобусе от Щелковского автовокзала. От сергиево-посадского железнодорожного вокзала до восточного входа в монастырь 15 минут пешком в северо-западном направлении, от автовокзала, расположенного на той же линии, путь еще короче. Вход на территорию комплекса бесплатный, но при посещении принято оставлять небольшие пожертвования.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Святыни (краткий перечень)

Расписание богослужений в Троице-Сергиевой лавре

Службы в храмах Троице-Сергиевой лавры проходят ежедневно.

Трапезный храм: в будни ранняя литургия в 6:15, поздняя литургия в 8:30, вечерня — в 16:45.

Успенский собор: в воскресенье и праздничные дни ранняя литургия в 5:30, поздняя — в 8:30; всенощное бдение в 17:00.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Также богослужения регулярно проводятся и в других храмах лавры: в Предтеченской церкви, храме Св. апостолов Петра и Павла.

Основное расписание служб в Троице-Сергиевой лавре — на этой странице официального сайта.

Троицкий собор: утренние службы в 5:30 и 6:30, в воскресенье и праздники — с 5:30, молебны преподобному Сергию по расписанию.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние. Храмы
  • 3 Престольные праздники
  • 4 Святыни (краткий перечень)
  • 5 Подворья
  • 6 Контакты
  • 7 Как добраться
  • 8 Где разместиться
    • 8.1 Вознесенская гостиница
    • 8.2 Старая гостиница
  • 9 Паломнику
    • 9.1 Богослужения
    • 9.2 Если не можете подать записку лично
    • 9.3 Отчитка
    • 9.4 Трудникам и волонтёрам
    • 9.5 Экскурсии
    • 9.6 Трапезные
    • 9.7 Монастырский оздоровительный центр
  • 10 Фотографии
  • 11 Видео
  • 12 Полезные ссылки

Монахами Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских обителей по примеру самого Сергия Радонежского, основавшего при жизни около сорока монастырей.

Монастырь в культуре и искусстве

Лавра вдохновила легендарного иконописца Андрея Рублева, который создал здесь свою знаменитую «Троицу». Позже она была многократно повторена на иконах и фресках внутри обители.

Монастырь вы увидите на картинах Михаила Нестерова «Юность преподобного Сергия Радонежского» и «Труды Сергия Радонежского». Горькую историю монастыря можно прочувствовать в его же труде «Три всадника», где запечатлен эпизод осады монастыря польско-литовскими войсками Лжедмитрия II, которая длилась 16 месяцев.

С особым трепетом к преподобному относился художник и путешественник Николай Рерих. В его работах «Сергий Радонежский» и «Святой Сергий Радонежский» старец изображен на фоне колокольни обители.

Фрагмент картины Н. Рериха «Сергий Радонежский» (1932)/Репродукция

Художник Борис Кустодиев считал, что писать Лавру надо крупно и непременно гуашью. Он уверял, что стены святыни при разном свете дня приобретает удивительные оттенки, которые можно передать только с помощью яркой краски.

Что касается кино, то о Лавре снят документальный фильм «Обитель», где рассказывается о прошлом и настоящем монастыря.

Читайте также:  Храм Байон в Ангкоре, Камбоджа

Экспертное мнение

Константин Филимонов, историк, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:

Константин Филимонов, историк, сотрудник Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника:

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры: фото и описание

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры был заложен по указу царя Ивана Грозного, а освящен только спустя 26 лет. Собор является наиболее крупным храмом в Лавре и самым популярным среди туристов. Летом здесь совершаются праздничные богослужения, проходят музыкальные выступления лаврского хора.

В 17 веке монастырь выдержал многомесячную осаду польско-литовского войска (15 тыс. воинов). Защитники монастыря в количестве 3 тыс. человек выдержали осаду, благодаря не только своему мужеству, но и чудесному явлению Сергия Радонежского.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Четыре удивительных истории о крестах Троице-Сергиевой Лавры

Нередко кресты над куполами церквей представляют собой самостоятельные произведения искусства. Формы крестов храмов Троице-Сергиевой Лавры многообразны и не похожи друг на друга. Об историях, связанных с несколькими надкупольными крестами крупнейшего монастыря Подмосковья и их символике мы расскажем в этой статье.

Крест Успенского собора

Над самым большим собором монастыря стоит самый крупный и сложный по орнаменту крест. Центральный медальон креста напоминает щит, из которого выходят двенадцать копий, а венчает крест корона. Военные атрибуты и корона отсылают нас к истории постройки храма царскими особами. Строительство собора было начато по указу царя Ивана Грозного, а закончено уже при его сыне Феодоре. Корона и щит трактуются и метафорически, как регалии Царя небесного. С внешней стороны перекладин к кресту прикреплено множество шариков, похожих на бубенчики. Символически они изображают капли крови, пролитые Иисусом Христом на кресте.

В 1919 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта, однако крест с собора исчез не по воле людей. В 1923 году в Сергиевом Посаде прошел мощный ураган, сорвавший крест с купола. Это происшествие выглядело печальным предзнаменованием. Тогда верующим казалось, что упавший крест больше никогда не поднимется на свое место.

Много лет спустя очевидец этого события, протодиакон Сергей Боскин, записал свои воспоминания: «Был воскресный день, я шел тогда по Нижней улице. Около восьми часов утра налетел с запада ужасный вихрь, затрещали деревья, на домах зашевелились крыши… Ухватившись накрепко за дерево, смотрю на Лавру и вижу: центральный крест Успенского собора качается, затем гнется, гнется и, срываясь, виснет на цепях с восточной стороны купола. Минут через десять вихрь ослабел».

Без креста собор простоял двадцать три года, а его восстановление стало началом возрождения всего монастыря. В конце 1945 года с Загорского оптико-механического завода прислали бригаду рабочих во главе с Владимиром Лошкаревым, которые разобрали все детали орнамента и смонтировали крест на вновь выкованный стержень. Установить крест на купол рабочим удалось только с третьей попытки, ведь его поднимали всего несколько человек практически вручную. Сергей Боскин вспоминал: «Поставили крест боком на длинные сани-нары, привезли к выездным воротам… в феврале 1946 подъем не получился. Выверили. В марте на столько-то подняли – застопорило».

В 1946 году в городе действовал всего один храм, расположенный неподалеку от закрытого монастыря. Во время службы по церкви пошел слух, что рабочие подняли крест над собором. Священник отец Гурий стал читать особые молитвы о поставлении креста на церковь, а уже вечером того же дня представители власти вручили священнику ключи от Успенского собора Лавры.

Кресты Предтеченской церкви и Святых ворот

Предтеченская церковь находится прямо за главным входом в Лавру. Из самого центра креста выходят прямые и волнистые лучи, на концах которых находятся двенадцать звезд, а в подножии креста расположен полумесяц. Двенадцать расходящихся звезд символизируют двенадцать апостолов, разошедшихся с проповедью учения Христа по всей земле.

Символ полумесяца на крестах вопреки распространенной ошибке не имеет отношения ни к исламу, ни к победе над Казанским ханством в XVI веке. Преподобный Максим Грек, гробница которого находится как раз в Троице-Сергиевой Лавре, писал, что «окружен аки месяц млад» на крестах – это на самом деле греческая буква «U» – ипсилон. С этой буквы начинается слово «высота» в греческом языке. Значение монограммы заключается в том, что парадоксальным образом позорная смерть на кресте в христианстве стала символом славы и высоты. Нынешние кресты появились на Предтеченской церкви, скорее всего, в 1970-е годы, когда в ходе реставрации церкви были вновь пристроены четыре боковые главы, разобранные еще в XIX веке.

За три года до того, как буран сбил крест Успенского собора, случилось еще одно предзнаменование: в 1920 году при пожаре сгорел крест над Святыми вратами обители. В том году июль выпал очень засушливым и жарким. Сначала загорелся небольшой магазин у Пятницкой башни, а вскоре заполыхала и сама башня, от которой огонь перекинулся на часть стены и главный вход. Очевидец события Сергей Волков вспоминает: «С позолоченного купола святых ворот уже капал расплавленный металл, купол коренился, оплывал, затем рухнул и пламя возметнулось еще сильнее. В толпе тревожно говорили, что если огонь доберется до академических зданий, то на воздух взлетит вся Лавра: в Электроакадемии хранились взрывчатые вещества». С большим трудом огонь удалось потушить. Среди местных жителей долгое время ходила легенда, что посмотреть на зарево пожара из Москвы на дрезине тайно приезжал сам Ленин.

Кресты Надкладезной часовни и Михеевской церкви

Есть мнение, что глава с крестом Надкладезной часовни является одной из тех четырех глав Предтеченского собора, которые убрали в XIX веке. Внизу креста нет полумесяца, зато есть косая перекладина. По-видимому, кресты с косой перекладиной впервые появились на куполах храмов взамен крестов с полумесяцем только в XVI веке, а до этого такой тип креста изображался лишь на иконах или в интерьере храма. Косая перекладина напоминает весы. В одном из богослужебных текстов крест Христа назван «мерилом праведным», то есть весами, на которых взвешиваются добрые и злые дела человека после смерти.

Над небольшой Михеевской церковью можно увидеть четырехконечный крест, похожий на католический тип распятия. На нем нет ни полумесяца, ни косой перекладины, почти нет орнамента. Данный крест интересен тем, что в центре него находится небольшая рельефная фигура Иисуса, хотя его изображение на купольных крестах практически никогда не делали. Над фигурой изображен небольшой свиток с буквами «ИНЦИ». Согласно Библии, Понтий Пилат прибил к изголовью креста надпись с виной казнимого. Там было написано «Иисус Назорей – Царь Иудейский». Это означало, что Иисус из Назарета приговаривался к казни, потому что якобы объявил себя царем и готовил мятеж. Сохранилось свидетельство, что в 1871 году на средства купца Шапошникова «глава и крест были вызолочены через огонь».

Форма этих и других купольных крестов отражает мастерство художников, старавшихся сделать крест уникальным, а орнамент имеет не только декоративное значение, но и представляет глубокий символический язык христианских образов.

Без креста собор простоял двадцать три года, а его восстановление стало началом возрождения всего монастыря. В конце 1945 года с Загорского оптико-механического завода прислали бригаду рабочих во главе с Владимиром Лошкаревым, которые разобрали все детали орнамента и смонтировали крест на вновь выкованный стержень. Установить крест на купол рабочим удалось только с третьей попытки, ведь его поднимали всего несколько человек практически вручную. Сергей Боскин вспоминал: «Поставили крест боком на длинные сани-нары, привезли к выездным воротам… в феврале 1946 подъем не получился. Выверили. В марте на столько-то подняли – застопорило».

Святыни и престольные праздники

Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.

Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.

Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы.

Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.

Ориентировочное расписание служб следующее:

Ссылка на основную публикацию