Пицундский храм
Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт».
В 1991 году с целью сохранения уникальных историко-культурных и экологических памятников в Пицунде был создан Государственный историко-архитектурный заповедник «Великий Питиунт» со статусом национального парка-заповедника. Основным охранным объектом заповедника является византийское городище II–VI веков (казарменные постройки, дворец командующего легионом, римские бани, винные погреба, колодец) и храмовый комплекс IV–XIX веков. Комплекс расположен в центре города за мощной каменной стеной X века н.э. общей длиной 550 м, высотой до 8 м и толщиной 1,5 метра.
Город Питиунт на месте нынешней Пицунды был основан греческими купцами, выходцами из Милета. Во II в.н.э. римляне построили здесь крепость — кастеллу, обладавшую совершенными оборонительными сооружениями своего времени: стенами из булыжника и кирпича, башнями и сложными воротными системами, водопроводом, торговыми складами. Внутри кастеллы раскопаны фундаменты большого каменного здания — претория, общей площадью более 6 га, свидетельствующего наряду с другими данными о том, что в Питиунте тогда размещалось центральное командование целой группы гарнизонов, находившихся в северной Колхиде. Крепость, наряду с Себастополисом (современный Сухум), входила в единую оборонительную систему городов-поселений восточного Причерноморья, служа византийским форпостом в регионе до середины VI века.
В IV в.н.э. на территории крепости римляне построили древнехристианский храм-базилику, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из геометрических орнаментов и сюжетных композиций. Этот мозаичный пол площадью в 60 м2 — один из самых древних на Кавказе. Мозаика была выполнена местными мастерами из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов, и является шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке. К сожалению, большинство наиболее интересных и сохранившихся фрагментов мозаики после выявления было безвозвратно вывезено в Грузию.
В ходе работ по укреплению фундамента были выявлены остатки древних стен IV–VI веков, согласно рабочей версии, резиденции легендарного епископа Стратофила Питиунтского. Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Черного моря. В VI в веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 г.н.э. в нем находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. Расположенные на территории Пицундского комплекса развалины храмов IV и VI веков были раскопаны в 50–60-х годах ХХ века.
С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII в.н.э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.
К этому же периоду (вт. пол. VI — IX вв.) относится интереснейший архитектурный памятник за пределами крепостных стен — руины уникальной двухзальной церкви с двумя шестигранными снаружи апсидами. В христианском мире известны еще только две такие «двойные» церкви. Обе они находятся в Малой Азии и датируются от вт. пол. VI до XI века.
В эпоху расцвета Абхазского царства в IX-X вв. был сооружен новый храм с использованием кирпича. Архитектура Пицундского храма совершенно отличается от грузинской, напротив, она подчёркивает его сходство с другими храмами Абхазии восточно-византийской архитектуры — Симона Кананита в Новом Афоне и особенно с Лыхненским храмом. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.
В XVI в. собор обновлялся. Крепостная стена, неоднократно перестраиваясь, в последний раз была увеличена и укреплена местным населением в XVI веке во время турецкого вторжения, когда Пицундский католикос обратился к народу с призывом защитить главный храм Абхазии. При этом значительная часть стен византийского городища была разрушена при выборке строительного материала. В XVI веке в западном помещении была построена усыпальница, стены и потолок которой были богато расписаны. Среди сюжетов росписи особенно интересны сцены «Несения креста», «Распятия» и «Плача». В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра абхазских католикосов переносится в Гелати (Грузия). Собор был заброшен, но продолжал привлекать к себе как местное население, которое приходило к его стенам давать клятвы, так и чужеземцев. Здесь делали остановку запорожские казаки, ходившие набегами на Турцию.
О несметных богатствах Пицундского епископата сообщает целый ряд источников. Большинство этих сокровищ, после переноса кафедры в Гелати, было вывезено за пределы Абхазии — сначала в Кутаиси, а затем в Гелатский монастырь. Между тем, по местному преданию, в XVI веке, когда в прибрежной части Абхазии усилилось турецкое присутствие и возникла реальная угроза осквернения и уничтожения христианских реликвий, церковные богатства со всей страны были собраны в Пицунде, спрятаны в дубовых сундуках, залитых воском, и замурованы под храмом в катакомбах.
Во второй половине XIX века собор был вновь освящён в честь Успения Богородицы. Расположенная рядом с ними часовня храма Пицундских святых (ХVIII в.), построенная с использованием материалов руин, находится в относительно хорошей сохранности благодаря реставрации, проведенной в XIX веке монахами Новоафонского монастыря. С 1991 года в часовне усилиями священнослужителей Новоафонского монастыря возобновлены службы, совершается таинство крещения для местных жителей. Послушники монастыря поддерживают порядок в часовне и на прилегающей территории.
Пицундский собор — крупнейший раннесредневековый храм Абхазии
За зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие светлые стены и купол Пицундского собора — крупнейшего раннесредневекового храма Абхазии. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Пицундский собор — это трёхнефная и трёхапсидная, с трансептом, внутрикупольная базилика, выложенная из местного камня, с кирпичной прослойкой на растворе с толчёным кирпичом, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма внизу от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры — столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера, в арках он тоньше, в несущих частях (устои, стены) — гораздо толще, почти брусовидный. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, он торжественный и величественный, и каждый вошедший сюда сразу ощущает, что храм этот создан для праздничных, торжественных богослужений.
Одна из самых значительных художественных ценностей Пицундского храма — это фресковая живопись. Начиная с XIX века все сообщения о ее состоянии заканчивались констатацией, что положение изменилось к худшему. XX век принес новые беды. В 1970-х годах храм был превращен в концертный зал. Во время проведения строительных работ были заштукатурены росписи XIV века, ряд других росписей был тогда же сбит со стен вместе со штукатуркой, что мотивировалось необходимостью улучшения акустики. Внутри купола хорошо сохранился подновленный образ Спасителя. Это монументальное погрудное изображение Христа Пантократора в разноцветном ореоле-круге на восточной половине купола и семь фигур архангелов в остальной части купола. По сторонам и почти в центре купола помещены изображения шестикрылых херувимов, подпорченные поздними реставраторами. Над алтарной частью, под медальонами XIV-XVI веков, просматриваются более ранние фрески, предположительно, XII века. Сегодня на барабане из двенадцати изображений апостолов частично или полностью сохранились десять.
Говоря о восстановлении Пицундского храма, нельзя обойти вниманием и назревший вопрос о реституции культурных ценностей. Прежде всего речь идет о возврате из монастыря в г. Гелати (Грузия) храмовой чудотворной иконы Пицундской Божией Матери. Вопрос о возвращении святыни был поднят еще в 1848 году известным писателем, общественным и религиозным деятелем Н.А. Муравьевым. Эта проблема актуальна по сей день, как и вопрос о возвращении в Абхазию большого количества исторических и церковных реликвий, вывезенных в Грузию в последующие полтора столетия. Среди бесценных материалов числится золотой выносной крест Пицундского храма, знаменитый мозаичный пол Пицундского городища, золотая чаша-потир из Бедийского храма (Очамчырский район), серебряный шлем античного периода из сел. Эшера (Сухумский район) — всего около пятидесяти наименований.
До грузино-абхазской войны 1992-1993 гг. самые интересные памятники изучали представители ЮНЕСКО с целью внести их в список Всемирного культурного наследия. Для возвращения в Абхазию хотя бы одной национальной реликвии необходимо объединение усилий мирового сообщества под эгидой ЮНЕСКО. Эта работа была прервана грузинской агрессией в 1992 году. МИД Абхазии обращался к ЮНЕСКО о помощи и в решении вопросов, связанных с возвращением в Абхазию культурных ценностей и артефактов, похищенных грузинскими войсками уже в период оккупации 1992-1993гг.
Орган Пицундского собора
Официальный сайт органа
В 1975 году в храме был установлен орган, созданный Потсдамской органной фирмой «Александр Шуке», и создан концертный зал. И в наши дни над древними сводами храма звучат торжественные фуги Баха, проходят выступления Государственной хоровой капеллы Абхазии и артистов из России, привлекая сюда многочисленных любителей классической музыки. На сцене храма и на территории комплекса в рамках ежегодного фестиваля «Хибла Герзмава приглашает» выступали Московский камерный оркестр Musica Viva под управлением Александра Рудина, Камерный оркестр московской консерватории и дирижёр Феликс Коробов, знаменитое меццо-сопрано Елена Образцова, пианист Денис Мацуев, Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы» под управлением В. Спивакова, солисты и орекстр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, джазовое трио Даниила Крамера, известная американская певица Дебора Браун, а также оперные звезды Абхазии: солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко Хибла Герзмава и солистка Московского музыкального театра «Геликон-опера» Алиса Гицба. Бессменным ведущим фестивальных концертов на протяжении многих лет был и остается известный российский музыковед Святослав Бэлза.
В 2010 году в Абхазии разгорелся спор вокруг Пицундского органа. В абхазской епархии утверждали, что Пицундский храм — резиденция древнего Абхазского епископата, и органу здесь не место. Но под воздействием общественного мнения тучи над Пицундким храмом, похоже, рассеялись. В бюджет 2011 года была заложена сумма в размере 117 тысяч евро на капитальный ремонт пицундского органа. Это означает, что, скорее всего, идея о переносе пицундского органа в некое другое здание, которое будет построено, а сам Пицундский храм — один из древнейших на постсоветском пространстве, будет возвращен церкви, откладывается. Учитывая культурный вес пицундского органа (уникального инструмента на постсоветском пространстве), в его защиту выступили многие известные музыканты, практически все лучшие органисты постсоветского пространства, и такие всемирно известные музыканты, как Хибла Герзмава, Е. Образцова, В. Спиваков.
В Государственном концертном зале Пицундского храма начались работы по ремонту органа. Ведут их специалисты Потсдамской органной фирмы «Александр Шуке» («Alexander Schuke. Potsdam Orgelbau GmbH», Германия). Сразу по прибытии в Пицунду 28 июня 2011 года немецкие специалисты приступили к осмотру инструмента, установленного их коллегами в 1975 году. Пицундский орган был изготовлен одним из корифеев немецкого классического органостроения Гансом Иохаимом Шуке. Сегодня фирму возглавляет Матиас Шуке. В настоящее время производится полный демонтаж инструмента. Пицундский орган имеет 59 регистров, 3 мануала, 4 000 труб. Специалисты тщательно осмотрят, очистят трубы органа, а при необходимости заменят их. Концертную деятельность в Пицундском храме в курортный сезон пришлось прервать.
Патриарший собор в Пицунде – визитная карточка православной Абхазии
Со времен распространения христианства город Пицунда считается духовным центром Абхазии и сохраняет на территории немало религиозных памятников архитектуры. Наиболее древний из них – это блистательный Патриарший собор (Пицундский храм), который на протяжении столетий остается национальной гордостью и ярким представителем материальной культуры грузинского народа.
История Патриаршего собора (Пицундский храм)
Пицундский храм, он же – собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История религиозного сооружения уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика. В конце V века полы старинного здания были украшены богатой мозаикой, остатки которой сегодня хранятся в Гелатском монастыре и относятся к числу самых древних мозаичных полов на Кавказе.
К VI столетию базилика значительно обветшала, потому правивший в те времена византийский император Юстиниан I отдал приказ заменить ее новым сооружением. Изначальный Пицундский храм был разрушен, а на его месте возвели масштабный собор, где проводилось первое крещение абхазцев. Но и он просуществовал не более трех столетий. В период процветания Абхазского царства (в IX–X веках) его сменил сегодняшний купольный собор из кирпича, где размещалась кафедра Абхазских Католикосов и совершались епископские рукоположения.
В последующие годы храм не раз обновлялся и подвергался многочисленным реконструкциям, поэтому до наших дней дошел в измененном виде. В 1975 году он претерпел последний ремонт, после которого в его стенах открылся концертный зал. Сегодня гости Пицунды приходят в собор не только для осмотра его интерьеров, но и ради посещения концертов органной музыки и знакомства со знаменитым Пицундским органом, изготовленным одним из выдающихся органных мастеров современности – Гансом Йоахимом Шуке.
Архитектура храма
Патриарший собор скрывается за крепостными стенами древнего византийского городища, частично разрушенными при выборке строительных материалов для возведения современного храма. В архитектурном плане он представляет собой трехнефное сооружение с тремя апсидами, увенчанными куполами. Главная особенность визуального облика здания заключается в необычной кладке: нижняя часть фасада состоит из камня, а далее идут перемежающиеся полосы камня и кирпича, причем по мере подъема каменные полосы становятся тоньше, кирпичные – напротив, шире и массивнее.
Высота сооружения вместе с центральным куполом составляет 29 метров. По ширине и длине он имеет размеры 25 и 37 метров, а толщина его наружных стен достигает полутора метров. В связи со смешением двух материалов экстерьер храма лишен украшений, которые были популярны в годы его строительства, однако в некоторых местах между окнами размещаются большие каменные кресты.
Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой и аурой:
- руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
- развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).
Внутреннее убранство храма в Пицунде
Согласно летописям, когда-то храм хранил в своих стенах несметные сокровища – церковные богатства и христианские реликвии. В XVII столетии, когда кафедру Абхазских Католикосов перенесли в Гелати из-за угрозы нападения турок, вместе с ней переехали и ценности Пицундского храма, поэтому сегодня в нем осталось мало что интересного.
Тем не менее, туристы, посещающие собор, спешат осмотреть его удивительной красоты фрески XII–XIV столетий, изображающие шестикрылых херувимов, десять апостолов и погрудный портрет Христа Пантократора. К сожалению, большая часть настенной живописи была сбита со стен или заштукатурена во время предыдущих реставраций, но и то, что осталось, позволяет в полной мере оценить былое величие религиозного сооружения.
В центральной части собора возвышается сцена, на которой регулярно проводятся концерты международных и отечественных музыкантов. Некоторые посетители специально приходят в храм, чтобы послушать чарующее звучание немецкого органа, установленного в сооружении в 1975 году. Музыкальный инструмент состоит из 4500 трубок и весит около 20 тонн. Хотя любой орган обладает своей яркой индивидуальностью, пицундский выделяется мягким серебристым тембром, который в сочетании с хорошей акустикой храма и окружающими фрагментами многовековых фресок располагает слушателей к более глубокому восприятию звуков.
Полезная информация для посетителей
Патриарший собор возвышается в центре Пицунды по адресу: ул. Гисба, 8, на пересечении с Кипарисовой аллеей. Осмотреть его интерьеры можно в любой день недели с 10:00 до 19:00, а побывать на концертах – только в теплое время года (с июня по ноябрь) в 17:00 и 20:00. Прямо на входе в заповедник «Великий Питиунт» находятся две кассы – музейная и концертная, в которых предлагают два типа билетов:
- на экскурсию – по цене 50 рублей с человека;
- на концерт – 200 рублей для детей и 600 рублей для взрослых.
Посещение храма оставляет у туристов незабываемые впечатления, ведь сохраняя свои древние архитектурные формы, он выступает немым свидетелем многовековой истории Абхазии и представляет величающую историческую и культурную ценность не только для Грузии, но и для всего мира.
Пицундский храм
Пицундский храм – расположен вблизи городища Пицунды. Его купол и гладкие стены бело жёлтого цвета, хорошо просматриваются между зелеными пирамидальными кипарисами. Храм является крупнейшим ранне-средневековым храмом Абхазии и относится к типу трехапсидных, крестовокупольных, трехнефных.
Пицундский храм – в плане имеет размеры: 43,3 метра на 22,7 метров. Стены имеют толщину в 1.5 метра, а высота его вместе с куполом 29 м. Храм возведен из двух материалов – кирпича и камня, распределение которых имеют свой определенный порядок
Вниз стены Пицундского храма – цоколь, выложен каменными блоками, выше в кладке присутствуют оба материала – кладка приобретает смешанный характер: присутствуют как ряды камня так и кирпича. Чем выше стена, тем прослойки из камня становятся тоньше, кирпичные же наоборот толще.
Барабан и лежащий на нем купол, а также верхняя часть стен, внутренние столбы – полностью сложены из кирпича разного размера. В арках он тоньше. В устоях стены и в несущих частях – он гораздо толще.
В верхних частях западной и южной стены можно видеть декоративные вставки из кирпичей выложенных поперёк, причём в одних рядах – одиночных, в других рядах – парных.
Толстым кирпичём выложены кресты. Их можно видеть между окнами, снаружи на центральной алтарной апсиде. А вот северная стена, снаружи вовсе не имеет декоративных элементов.
На западной стене видны следы заложенной в древности двери, на уровне хор, через неё женщины, допускавшиеся к богослужению и входили только через такие хоры. Позднее ведущая на хоры наружная лестница была разобрана, а внутри возведена другая. Пицундский храм просто наполнен воздухом и светом, его стены гладко оштукатуренные и некогда украшенные фресками, теперь сохранили лишь пояс медальонов в алтаре. Каждый вошедший сюда ощущает, что храм создан для праздничных, торжественных богослужений.
В XVI веке внутри собора в западном помещении была возведена усыпальница, в которой находится гробница. Гробница устроена для Андрея Первозванного и Симона Кананита, на это указывают расположенные под куполом фресковые изображения апостолов. Их насчитывается в количестве десяти. Потолок и стены храма, были богато расписаны, предположительно, мастерами из Старого Афона. Среди сюжетов росписи более значимы сцены “Несения креста”, “Распятия” и “Плача”.
Пицундский собор во второй половине XVI века был обновлен, вокруг него были возведены оборонительные сооружения. Об этом говорит сохранившаяся греческая надпись: “Помяни, Господи, раба своего Пароскева Зографа (живописца), который создал это святилище и сей турлеон (башню) во время владычества тирана и католикоса Евдемона. Ты, господи, ведаешь все и исполни их милостью своею”.
В результате угрозы нападения со стороны турок и междоусобиц, резиденция абхазских католикосов в XVII веке, размещавшаяся до этого в Пицунде, переместилась в Гелати. Собор оказался заброшенным, но продолжал привлекать к себе как местное население, так и чужеземцев. Они приходили к его стенам – давать клятвы.
Упадок времен Османской империи. Возрождение Пицундского храма.
Пицундский храм построенный в честь апостола Андрея Первозванного был известен далеко за пределами Кавказа. В храм приезжал монах-театинец Кастелли Кристофоро, который в своих рисунках отразил всю его красоту.
После появления Османской империи на Кавказском побережье, Пицунда стала постепенно приходить в упадок. Могущественный Пицундский храм запустел, его разграбили и частично разрушили. Стены храма поросли кустарником и травой.
В 40-х годах XIX века под руководством академика Норова В. С. приступили к восстановлению Пицундского храма. Реставрацию завершили только к 1869 году, Ещё через один год в Пицундском соборе был учрежден мужской монастырь
Чем еще привлекает храм в Пицунде, так это своей контрастностью. Внешне сооружение отличается некоторой массивностью, характерной для многих религиозных строений средневековья. Но если Вы зайдете внутрь Пицундского храма, то будете просто поражены его «воздушностью».
Непроизвольно создается ощущение, будто храм состоит исключительно из света и воздуха. От давящей массивности не остается и следа! Назвать храм скромным вряд ли получится, поскольку сохранившиеся настенные фрески и надписи придают ему скорее торжественный и роскошный вид.
К сожалению, сегодня в Пицундском музее туристы могут наблюдать лишь копии орнаментов мозаики и некоторые уцелевшие памятники, связанные с историей этого города. Почему? Все дело в том, что советские годы негативно отразились на культурном наследии Абхазии, оригиналы которого были вывезены в Грузию и на сегодняшний день представлены в тбилисском музее.
В настоящее время попав в Пицундский храм, можно полюбоваться фресками и послушать божественные звуки органа, выступления хоровых капелл и оперных певцов.
Органная музыка в Пицундском храме.
Акустические свойства Пицундскского храма – удивительны. Благодаря им несколько голосов звучат как будто поёт целый хор. После реставрационных работ, в 1975 году, храм используется как концертный зал и основной достопримечательность его является орган. Он был изготовлен потсдамской органной фирмой «Александр Шуке». В соборе ежегодно проходят фестивали и конкурсы органной и фортепианной музыки, концерты оперных певцов Абхазии и России, выступления хоровой капеллы Абхазии.
Величественный Пицундский храм Святого апостола Андрея Первозванного, сохранивший свои царственные архитектурные формы тысячелетней давности, – один из наиболее важных памятников Абхазии. Он имеет огромнейшую историческую, художественную и религиозную ценность для всего Кавказа и мировой культуры.
Собор Андрея Первозванного (Пицундский храм) в Пицунде
Христианский патриарший собор Андрея Первозванного в Пицунде или просто патриарший собор Пицунды или Пицундский храм датируется IX-X веками, а его строительство приписывается грузинскому царю Баграту III. Причем, построен нынешний храм был на месте более древнего, возведенного римлянами в IV веке н.э. С XI по XV века собор неоднократно обновлялся, а в XVII веке из-за угрозы нападения турок был вовсе заброшен. Восстановлен лишь во второй половине XIX века. Службы здесь не проводятся, это исторический объект.
Внутри храма
.
.
Усыпальница
Храм находится на территории архитектурного заповедника «Большой Питиунт» и его посещение входит в стоимость билета на посещение заповедника (концерты органной музыки оплачиваются отдельно и к этим билетам отношения не имеют). Вы можете совершенно свободно войти внутрь, осмотреть любые помещения, посидеть на креслах, предназначенных для слушателей концертов органной музыки. Если повезет, и в это время будет репетировать органист, можете послушать музыку. В дальней части собора на первом этаже находится усыпальница с двумя гробницами, как считается, апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита. Еще поднимитесь на второй этаж, откуда с балконов открывается вид на большой зал.
Собор обладает очень хорошей акустикой, в связи с чем в 1975 году немецкими мастерами здесь был установлен орган, который работает и по сей день. В определенные дни по расписанию здесь проводятся концерты органной музыки, которые может посетить любой желающий, но только за дополнительную плату. Перед концертом для посетителей проводят экскурсию по храму. Расписание и афиша концертов здесь – http://pitsundaorgan.tk
Время работы: храм и архитектурный заповедник «Большой Питиунт» открыты ежедневно с 10:00 до 19:00. Концерт органной музыки проходит в 17:00 и 20:00
Входная плата / стоимость билетов: вход в храм отдельно не оплачивается, нужно приобрести билет в архитектурный заповедник «Большой Питиунт», куда входит и посещение храма. Билеты приобретаются перед входом в Большой Питиунт. Стоимость для взрослых – 100 рублей, дети 6-12 лет – 50 рублей. До 6 лет бесплатно.
Билеты на концерт органной музыки приобретаются в отдельной кассе рядом с входом, стоимость 600 рублей взрослые, 200 рублей дети 6-11 лет. Дети возрастом до 6 лет на концерт не допускаются.
Как добраться: Храм находится на территории архитектурного заповедника «Большой Питиунт», который, в свою очередь, находится в центре Пицунды (храм на карте ). Смотрите подробнее про Великий Питиунт и как до него добраться.
Панорама храма
- ❤ Присоединиться к найшей группе в VK, Facebook, ОК, или подписаться на канал Telegram и Viber
- ☻ Найти и забронировать туры онлайн на Onlinetours.ru или Travelata.ru
- ✈ Купить авиабилеты на проверенном поисковике – Aviasales.ru
- Забронировать отель среди более чем 1 000 000 предложений на Agoda.com или Booking.com
- ☂ Оформить страховку, чтобы быть в безопасности, на Sravni.ru или Cherehapa.ru
- Арендовать машину на Rentalcars.com или autoeurope.ru, чтобы быть свободным в своих планах
- ⛳ Заказать трансфер из аэропорта до места отдыха на Kiwitaxi.ru
- ⛺ Проверить наличие экскурcий, чтобы познакомиться самыми интересными местами, на tripster.ru
Лучшие цены на авиабилеты по популярным направлениям:
ГОРОД/НАПРАВЛЕНИЕ | ДАТА ВЫЛЕТА | ДАТА ВОЗВРАЩЕНИЯ | НАЙТИ БИЛЕТ |
Адлер | 2020-03-11 | 2020-03-19 | НАЙТИ ОТ 2 970 ₽ |
Нячанг | 2020-04-10 | 2020-11-02 | НАЙТИ ОТ 20 479 ₽ |
Бангкок | 2020-02-28 | 2020-03-13 | НАЙТИ ОТ 20 510 ₽ |
Пхукет | 2020-04-17 | 2020-04-24 | НАЙТИ ОТ 24 094 ₽ |
Симферополь | 2020-02-27 | 2020-03-03 | НАЙТИ ОТ 5 244 ₽ |
Бали | 2020-05-16 | 2020-05-28 | НАЙТИ ОТ 31 009 ₽ |
Казань | 2020-04-20 | 2020-04-28 | НАЙТИ ОТ 2 598 ₽ |
Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.
Отслеживайте низкие цены и наши новости в группах VK, Facebook, ОК, и в канале Telegram
Патриарший собор в Пицунде
Пицунда: полезная информация
- Информация о городе
- Карта Пицунды
- Куда сходить
- Озера (2)
- Пляжи (5)
- Достопримечательности (4)
- Водопады (2)
- Заповедники (1)
- Храмы, соборы, мечети (1)
- Музеи (1)
- Забронировать отель в Пицунде
- Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
- Отзывы туристов
- Фотографии Пицунды
- Советы о Пицунде
Автобус | № 5 из Гагры |
Автострада | Из Гагры, Сухума – на юг по Сухумскому шоссе, затем свернуть к побережью – Пицундскому мысу |
Маршрутное такси | из Гагры |
Патриарший собор в Пицунде — одна из главных достопримечательностей Абхазии: Великий Питиунт включают в свой маршрут туристы, останавливающиеся в Гагре, Сухуме, Новом Афоне и ближайших курортах Краснодарского края. Внутри собора периодически проходят репетиции органных концертов.
Стоимость посещения и режим работы Пицундского собора в 2022 году
На сегодняшний день Пицундский храм продолжает функционировать скорее в качестве площадки для проведения концертов, нежели места для богослужения. В основном, репертуар включает в себя оперное и хоровое пение, а также исполнение органной музыки.
Вход для посетителей открыт ежедневно с 10:00 до 19:00. Концерты проходят в 17:00 (в пик сезона еще и в 20:00). Билеты в кассах органного зала продаются в день концерта с 13:00.
Входной билет стоит 100 рублей, для маленьких детей вход бесплатный. Однако посещение концерта в стоимость билета не входит. Чтобы послушать местный орган непосредственно в здании собора, вам нужно будет заплатить ещё 600 рублей на входе (детям до 5 лет посещение концерта не разрешается). При этом, концерт можно послушать бесплатно, расположившись на лавочке или траве на территории храмового комплекса.
История
История собора уходит корнями во времена Римской империи. Ориентировочно, во II веке н. э. на его месте находился стратегический фортификационный комплекс, а проще говоря — крепость. Спустя два века, в ранневизантийский период, на территории военного сооружения была заложена базилика (она являлась вотчиной епископа Стратофила — относительно известной фигуры раннего христианства). Храм обладал уникальным двенадцатицветным мозаичным полом, являющимся древнейшим на Кавказе и содержащий древнегреческое письмо. Древняя Пицунда входила в состав Византийской империи и являлась важным пограничным укреплением.
В VI веке император Юстиниан Великий приказал перестроить устаревший храм и возвести более масштабное здание. В этой обновлённой религиозной святыне в 541 году произошло обращение абхазцев в христианскую веру. В VIII веке образовалось Абхазское царство, и Абхазская церковь приобрела статус автокефальной. Таким образом, храм в Пицунде стал престольным. Спустя ещё два столетия собор снова подвергся реконструкции: стены стали кирпичными и появился купол, который отличал Пицундский храм от других грузинских церквей (у них венчающая часть была пирамидальной).
Ведутся споры о том, который из абхазских царей имеет отношение к выстраиванию собора. Есть два наиболее вероятных кандидата: первый — это Баграт III, второй — Гиоргий II. Постройки времён Гиоргия можно довольно точно идентифицировать и связать с его именем. Однако в летописях никакой информации о связи Гиоргия и Пицундского храма не было найдено, так что официальные источники указывают в качестве основателя собора Баграта III (правил Абхазией с 973 по 1014 год).
С середины X века церковь считалась кафедральной, в ней проводилось избрание Католикосов-Патриархов Абхазии и посвящение священнослужителей в сан епископа. Вплоть до XVII века Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного переживал свой расцвет, его несколько раз обновляли. Однако, из-за угрозы нападения турецкой армии, кафедру католикосов Абхазии эвакуировали в Гелатский монастырь Богородицы и Пицундский храм оказался заброшен. В этот период началась дехристианизация и местное население вернулось к языческому вероисповеданию. Однако, собор не подвергся осквернению и разграблению по счастливому стечению обстоятельств: в купол попала молния. По языческим понятиям, место, отмеченное ударом молнии, считается священным. Таким образом, Большой Пицундский храм стал почитаемым местом и у язычников-абхазов. Период упадка продолжался до второй половины XIX века. В это время собор снова отстроили и освятили во славу Успения Богородицы.
С 1875 до 1917 года Патриарший собор в Пицунде относился к подворью Новоафонского монастыря. В советское время на территории храма располагались пороховой и хозяйственный склады, с 1943 по 1944, во время Великой Отечественной войны, здесь был расквартирован 248-й стрелковый полк. В 1974 году Центральный совет по Управлению курортами профсоюзов поставил задачу перед директором Объединения пансионатов Пицунды по реставрации и преобразованию Большого Пицундского храма в концертный зал. И уже в следующем году в здании собора был установлен немецкий орган, а алтарная часть была переоборудована в сцену для выступлений.
Архитектура
С точки зрения архитектурного исполнения Патриарший собор в Пицунде в честь Апостола Андрея Первозванного классифицируется как крестовокупольный. Также строение относится к трёхнефным и трёхапсидым храмам. В целом ансамбль классический, без каких-либо экзотических вкраплений.
Размеры здания внушительные, особенно по меркам средневековья. Длина составляет — 43,3 метра, ширина — 22,7 метра, а высота постройки — 29 метров (то есть практически с десятиэтажный дом).
Из-за естественной усадки под собственной тяжестью собор ушёл в землю на почти метровую глубину. Характерной особенностью храма является способ кирпичной кладки. Цокольная часть выполнена из камня, на высоте двух метров располагается первой слой кирпича. Камень и кирпич идут чередующимися слоями, при этом толщина каменного слоя с каждым разом уменьшается. В свою очередь, купол, верхние части стен, внутренние опорные столбы уже полностью выполнены из кирпича. Свод собора имеет легкий элемент стрельчатости. Скорее всего этот участок подвергался реконструкции в более поздние времена.
Патриарший собор в Пицунде на google-панорамах
Внутреннее убранство
Стены здания оштукатурены, в более ранние времена на стенах присутствовали фрески, которые частично сохранились на всём внутреннем пространстве, пояс медальонов в алтарной части дошёл до наших дней в более хорошем состоянии. Внутри храм привлекает внимание своими обширными пространствами на хорах. К ним ведёт каменная лестница, там же можно увидеть установленные кресла для слушателей органа.
В западной части внутреннего пространства Пицундского храма располагается усыпальница с двумя гробницами, в которых похоронены апостолы Симон Кананит и Андрей Первозванный (в честь которого церковь и получила своё название). Внутри усыпальниц можно увидеть фрески, посвященные двум упокоенным апостолам.
Интерьер Патриаршего собора в Пицунде на google-панорамах
Как добраться до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор стоит в центре города на пересечении Кипарисовой аллеи и улицы им. Т. И. Гицба, огорожен забором из камня. Храм располагается в 25 километрах от города Гагры. Добраться непосредственно до комплекса можно на маршрутке или автобусе № 5 из Гагры, время пути составляет порядка получаса.
Для заказа такси доступны такие сервисы, как KiwiTaxi и GT Абхазия.
На личном авто Из Гагры или Сухума нужно выезжать на юг по Сухумскому шоссе, затем свернуть к побережью — Пицундскому мысу.
Схема автомобильного маршрута от Гагры до Патриаршего собора в Пицунде
Патриарший собор в Пицунде: видео
Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм)
Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии. История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.
Содержание
История
В IV веке н. э. на территории крепости, сооружённой римлянами двумя столетиями ранее на месте древнего Питиунта, которая служила форпостом Римской империи в этом регионе, был построен древнехристианский храм-базилика, в котором служил епископ Стратофил, участвовавший во Вселенском Никейском соборе 325 года н. э. В конце V — начале VI века пол этого храма площадью в 60 квадратных метров был украшен богатейшей мозаикой, являющейся шедевром древнего искусства, имеющим мировое значение. Этот один из самых древних на Кавказе мозаичных полов был выполнен из камешков-кубиков местных пород двенадцати цветов. На мозаике также имелась надпись на древнегреческом языке.
Византийский император Юстиниан I, под властью которого находилась Пицунда в VI веке, считал Питиус важнейшей стратегической крепостью на Кавказском побережье Чёрного моря. В VI веке в крепости на месте уже обветшавшего храма IV века предположительно по его приказу был возведен новый величественный храм. В 541 году н. э. в нём находилась епископская кафедра, где происходило первое крещение абхазов. С образованием Абхазского царства и обретением Абхазской церковью автокефалии в VIII веке н. э. Пицундский храм становится престольным храмом Абхазии.
Новый купольный храм, сооружённый в эпоху расцвета Абхазского царства в IX—X вв., был выстроен с использованием кирпича. Является крупнейшим раннесредневековым храмом Абхазии. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов.
В XI — XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен.
Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы.
Вопрос о переносе из здания собора органа, установленного в 1975 году немецкими мастерами, был поднят в 2009 году. 29 июля 2014 года и. о. президента Абхазии Валерий Бганба подписал распоряжение, в котором поручил министерству культуры совместно с госуправлением по охране истории культурного наследия изыскать возможность переноса органа из Пицундского собора в другое место.
Современное состояние
Здание храма обладает великолепными акустическими свойствами. Благодаря этому в 1975 году здесь был открыт органный концертный зал.
Помимо собора, в пределах заповедника «Великий Питиунт» находятся еще несколько сохранившихся архитектурных строений, которые окружают храм особой атмосферой:
- руины древней колокольни, находящейся возле входа в археологический комплекс (от некогда блистательного сооружения сохранились только фундамент и вертикальные каменные столбы);
- развалины раннего храма постройки II столетия (от него остались лишь боковые стенки).
Описание
Собор относится к типу крестовокупольных, трёхнефных и трёхапсидных храмов. Размеры его в плане составляют 43,3×22,7 метра. Возведён из камня и кирпича. В распределении этих материалов наблюдается определённый порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные — толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нём купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпичей различного размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами толстым кирпичом выложены кресты. Гладкие стены покрыты штукатуркой, в прежние времена украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре.
Внутри собора, в западной его части находится усыпальница, в которой находятся две гробницы, устроенные апостолам Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чём свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы.
Святыни
- Оригинал «Бичвинтской» («Пицундской») иконы Божией Матери.
Престольные праздники
Как добраться
Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.
Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.
Паломнику
Время работы: 10.00 – 19.00 ежедневно.
Время проведения концертов: каждый день с июня по ноябрь 17.00, 20.00.
Билеты в кассах органного зала продаются в день концерта с 13.00.
Стоимость билетов на все концерты: взрослый – 600 ք, детский (от 6 до 12 лет) – 200 ք.
Видео