Заповедник Гобустан в Азербайджане (14 фото, описание, информация)

Заповедник Гобустан

Заповедник Гобустан

Сэкономь на путешествии!

Гобустан — археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров.

Само название «Гобустан» происходит от азербайджанского слова «гобу», что переводится как «балка». Таким образом, Гобустан — земля оврагов и балок.

Памятники Гобустана делятся на две группы:

1) наскальные изображения;
2) древние стоянки и другие объекты.

В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

География

Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем. Она пересечена оврагами и сухими долинами. С севера Гобустан ограничен южным продолжением Главного Кавказского хребта, на западе долиной реки Пирсаатчай, на юге горами Мишовдаг и Харами, а на востоке берегами Каспийского моря и Апшеронским полуостровом. Протяженность с севера на юг — 100 км, с запада на восток — до 80 км.

Здесь находятся крупнейшие на Кавказе грязевые вулканы. Основной рекой является Джейранкечмез. На горе Беюкдаш имеются также родники и колодцы, питаемые подземными водами известняковых отложений и атмосферными осадками. Климат в пределах заповедника сухой субтропический, с относительно мягкой зимой и жарким летом. Наблюдаются кратковременные весенние и осенние дожди, после которых оживляется растительный и животный мир.

Флора и фауна

Растительный мир Гобустана типичен для растительности пустынь и полупустынь. Она состоит из трав и кустарников, полыни и аналогичных многолетних растений. Среди кучи камней и скал встречается шиповник, карликовая вишня, жимолость, можжевельник, дикие груши, дикий рис, дикий гранат, виноград и некоторые другие виды деревьев и кустарников.

За последние десятки лет фауна Гобустана сильно обеднела. Естественными обитателями Гобустана теперь являются редко встречающиеся лисицы, шакалы, волки, зайцы и дикие кошки, горные куропатки, дикие голуби, жаворонки, наряду с многочисленными змеями и ящерицами.

Наскальные рисунки

Из года в год туристы со всего мира посещают Гобустан, чтобы увидеть своими глазами произведения искусства наших далёких предков. Стены Гобустанских пещер украшает огромное количество наскальных рисунков, на которых можно увидеть не только животных, птиц, пресмыкающихся, насекомых, рыб, обитавших в этой местности тысячелетиями, но и людей — фигуры мужчин и женщин.

Датируются эти рисунки восьмым тысячелетием до нашей эры, то есть, периодом неолита.

В то время в племенах процветал матриархат. Эти древние люди поклонялись женщине, она была для них олицетворением тепла, благополучия и продолжательницей рода. Людские фигуры изображались в полный рост, мужчины — в облачении охотников, вооруженные луком и стрелами, женщины же частенько татуированы.

По рисункам видно, что люди тогда были высокого роста, стройные и мускулистые. Из одежды на них изображались только набедренные повязки.

Известный писатель и путешественник Тур Хейердал настолько заинтересовался наскальными рисунками в пещерах Гобустана, что неоднократно посещал эти места.

Изучив разные материалы, в частности то, как изображены лодки на рисунках в Гобустане, он сравнил их с изображениями лодок в Норвегии. Найдя довольно-таки много общего, он С течением времени люди эволюционировали и совершенствовались и, естественно, это отражалось на их наскальных художествах. Изменения коснулись техники изображения и размеров.

Когда на смену периоду неолита пришла эпоха бронзы, наскальные рисунки ощутимо уменьшились, люди перестали рисовать их в натуральную величину.

Камень-бубен Гавалдаш

Одна из самых занятных достопримечательностей Гобустана — камень-бубен, который местные называют «Гавалдаш». Он расположен на северо-востоке, у подножия горы Джингирдаг.

Интересен он тем, что при ударе по нему издает различные звуки. Причём ударять по нему нужно другими камнями, и в зависимости от размера камня, издаваемый Гавалдашем звон будет различаться. По одной из версий этот камень являлся чем-то вроде сигнала тревоги или даже просто музыкальным инструментом, помогающим проводить определённые ритуалы.

Гора Беюк-даш

Примечательна также и гора Беюк-даш. У её подножия в первом веке нашей эры появилась надпись на латинском языке. Это явное доказательство того, что здесь прошли в своё время римские легионы. Выглядит эта надпись так:

Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful.

Если перевести это на наш язык, то получится такая фраза: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».

Если обратиться к Евтропию, автору, жившему в четвертом веке нашей эры, то можно узнать, император Домициан был уничтожен вместе со всем своим легионом во время одного из четырех своих походов.

Отсюда можно сделать вывод, что эта надпись сделана центурионом двенадцатого отряда именно этого, уничтоженного жителями Апшерона, легиона.

Гобустанский заповедник в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО

Благодаря своему значению для всего мира, Гобустанский заповедник с руки правительства Азербайджана в 2002 году был подан на рассмотрение для включения в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Всего лишь через 5 лет, в 2007 году он уже вошёл в этот список наиболее значимых культурных и исторических памятников мира.

Заповедник Гобустан и его достопримечательности начали изучать ещё в далёком тысяча девятьсот тридцать девятом году, и продолжают по сей день.

Теперь Гобустан — это уникальное наследие Азербайджана со статусом памятника мирового значения. В нем сохранена история жизни, труда, работы и развлечений первобытных племен.

Как следует вести себя в заповеднике

Если Вы решили посетить Гобустан, то вам обязательно нужно запомнить эти несложные правила и следовать им, чтобы не нанести вреда природе и достопримечательностям заповедника.

  • Не стоит собирать грибы, ягоды, растения, цветы. Лучше оставить всё как есть — в первозданном виде.
  • В качестве сувениров можно вывозить только фотографии окружающих красот.
  • Не мусорите! Обязательно уносите весь мусор с собой. Иначе чистота заповедника окажется под угрозой.
  • Нельзя оставлять какие-либо надписи на стенах пещер, скалах, даже на указателях.

Заповедник Гобустан распростерся на огромной территории и по этой территории проложены туристические маршруты для граждан всего мира.

Адрес заповедника

Город Баку, территория Карадагского района, юго-восток Гобустанского массива Большого Кавказа.

Заповедник Гобустан в Азербайджане (14 фото, описание, информация)

Скандинавские викинги родом с Каспия

В I веке н.э. на территорию Гобустана прибывает XII легион римского императора Домициана , о чём свидетельствует наскальная надпись на латыни на горе Беюкдаш. В Чингирдаге имеется еще одна наскальная надпись, относящаяся к XIV веку . Эта надпись на персидском языке гласит: «Имад Шаки пришел, помолился и ушел». Благодаря этой надписи учёные считают, что на данной территории в XIV веке было святилище.

Надпись на каменной плите гласит:

На территории заповедника у подножья горы Беюк-даш есть каменная плита с латинской надписью , относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами, оставленный римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание там XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры. Так, В 75 году Домициан послал легион на помощь союзным царствам Иберии и Албании на Кавказ . Таким образом, легион считается самым далеко зашедшим на восток от Рима легионом. Запись о присутствии легиона была найдена в 30-х годах XX века .

О пребывании римских войск на Апшероне в I веке, возможно, говорит название селения Рамана . Дислокация римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

В 1939-1940 гг. азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде обнаружил здесь около 3500 наскальных изображений, рисунков и знаков, а также рукотворных ям, отверстий в скалах и пр.

С 1965 года специальная научная экспедиция провела археологические исследования более 20 жилищ и убежищ, более 40 курганных захоронений, обнаружила и зарегистрировала до 300 новых наскальных изображений .

Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного норвежского ученого и п утешественника Тура Хейердала, который несколько раз побывал здесь. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия. Во время дальнейших исследований идентичности артефактов Азербайджана и Норвегии были обнаружены сходные предметы одежды, воинских доспехов, оружия и другие доказательства переселения древних викингов на территорию нынешней Скандинавии с территории Азербайджана. Причина их массового переселения пока остается неизвестной. Это могли быть и климатические изменения, и поиски

Обнаружены были наскальные изображения случайно. В 1930-х годах здесь проводились работы в каменном карьере. Местность была завалена большими каменными глыбами. Во время работ один из рабочих заметил необычные рисунки на скале. Чем больше расчищалась территория, тем больше изображений становились доступными взору. Особенно много рисунков было обнаружено в пещерах. Работы в карьере были остановлены, а о находке сообщили ученым. В 1939 году были начаты первые археологические исследования петроглифов Гобустана. С тех пор исследования проводятся и по сей день. Усилиями азербайджанских археологов было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища – пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации.

Часть рисунков высекались в тот период, когда в Гобустане, вероятно, был тропический климат, ландшафт его имел характер саванны с богатой флорой и фауной. Обилие воды и пищи способствовали многообразию живой природы. На наскальных изображениях можно наблюдать рисунки животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет – джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

Наскальные изображения Гобустана занимают значительное место среди аналогичных культурных монументов, обнаруженных в Карелии, Сибири, Средней Азии и в других частях мира. Они имеют много общих черт с наскальными петроглифами Скандинавии, Перинеев и Африки. Учитывая историко-художественную ценность и мировое значение памятников Гобустана, 9 сентября 1966 года на территории площадью 4,4 тысяч га был образован заповедник. Целью деятельности заповедника является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов, их изучение и пропаганда. Ныне Гобустан – настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту удивительную картинную галерею посещают тысячи людей со всего света.

Читайте также:  Город-крепость Касба, Алжир (13 фото, описание, информация)

Гавалдаш. Камень – бубен

Местность Гобустан является не только первой колыбелью музыки на территории Азербайджана, но и первой школой рисования, первой сценой для танцев. С первыми образцами музыки, танцев, со следами рисования можно встретиться именно здесь.

Существует мнение, что этим инструментом пользовались стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях, ударяя по этому полому камню, как по бубну. Также считается, что таким образом древние люди впервые узнали о гавалдаше и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что гавалдаш находится вдали от жилья, и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались также ритуальные пляски и обряды. Также считается, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания.

Карабах

Армения

26 ФЕВРАЛЬ 2022

Гобустан государственный историко-художественный заповедник

Гобустан (азерб. Qobustan), или Гобустанский государственный историко-художественный заповедник (азерб. Qobustan dövlət tarixi-bədii qoruğu) — археологический заповедник в Азербайджане, к югу от Баку, на территории Карадагского и Апшеронского районов, представляющий собой равнину, расположенную между юго-восточным склоном Большого Кавказского хребта и Каспийским морем, и частью которой является культурный пейзаж наскальных рисунков, расположенный на территории 537 гектаров.

С азербайджанского «Гобустан» переводится как «Край оврагов» («гобу» – «впадина, овраг, колодец», «стан» – «край, земля»).

Памятники Гобустана делятся на две группы: 1) наскальные изображения и 2) древние стоянки и другие объекты. В горах Гобустана под нзаваниями Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая сосредоточены свидетельства о жителях региона эпохи каменного века и последующих периодов — наскальные изображения, стоянка человека, надгробные памятники и др. Здесь находятся также остатки большого доисторического кромлеха, которые отчётливо прослеживаются.

Рисунки были найдены на трёх участках скалистого плато, а обнаруженные здесь же некогда обитаемые пещеры, следы поселений и усыпальницы указывают на густую заселённость этой территории в период между верхним палеолитом и средневековьем.

Постановлением Совета Министров Азербайджанской ССР №503 от 9 сентября 1966 года Гобустан был объявлен заповедником.

В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Территория заповедника в 3096 га представляет собой обширную низкогорную территорию между юго-восточными отрогами Большого Кавказа и Каспийским морем. Она пересечена оврагами и сухими долинами. С севера Гобустан ограничен южным продолжением Главного Кавказского хребта, на западе долиной реки Пирсаатчай, на юге горами Мишовдаг и Харами, а на востоке берегами Каспийского моря и Апшеронским полуостровом. Протяженность с севера на юг — 100 км, с запада на восток — до 80 км.

Здесь находятся крупнейшие на Кавказе грязевые вулканы. Основной рекой является Джейранкечмез. На горе Беюкдаш имеются также родники и колодцы,гобустан питаемые подземными водами известняковых отложений и атмосферными осадками. Климат в пределах заповедника сухой субтропический, с относительно мягкой зимой и жарким летом. Наблюдаются кратковременные весенние и осенние дожди, после которых оживляется растительный и животный мир.

Гобустанские памятники создавались на протяжении очень большого исторического периода. По многообразию сюжетов наскальных изображений наличие на малой территории памятников различных эпох, композиционности и реалистичности изображений, Гобустан не имеет аналогов. На территории этого «музея-заповедника под открытым небом» наряду с наскальными изображениями существуют сохраненные в оригинале стоянки и поселения, древних гобустанцев, а также предметы их быта.

Жизнь в Гобустане началась в конце Верхнего Палеолита – начале мезолита и продолжалась на протяжении тысячелетий до эпохи средневековья. Можно предположить, что прекращение непрерывной жизни в Гобустане было связано с изменением климата.

Причина появления гобустанских наскальных изображений связана не с магией, а с жизнью и верой в жизнь. Жизнь, зародившаяся в Гобустане в XVIII-XVII тысячелетиях до н.э., продолжалась на протяжении более, чем 15-20 тысяч лет. Первобытные люди, поселившиеся здесь еще в конце каменного века, занимались охотой, собирательством позже скотоводством и земледелием овладели различными ремеслами и оставили нам в наследство памятники – произведения первобытного искусства – древние наскальные изображения, отображающие все виденное ими на протяжении всех эпох, свои мысли и уровень культуры.

В Гобустане, когда-то располагались стоянки первобытных людей, но в последние столетия оно было завалено огромными каменными глыбами. Только в 30-е годы 20 века его совершенно случайно обнаружили во время работ в каменном карьере, когда один из рабочих обратил внимание на изображения на скале. Когда местность стали расчищать, появилось все больше удивительных изображений. Наибольшее число рисунков было найдено в пещерах.

Утверждается, что о гобустанских петроглифах русские учёные знали еще в 40-х гг. XIX века. В архивах Петербургской Академии наук даже было 3-4 отчета по этой теме. Английскими инженерами-нефтяниками приглашались в эти места профессора из Оксфордского университета и их спутники. У входа в главную пещеру имеется русскоязычная надпись 1905 года, которая гласит, что в этих местах побывал некий Крузе.

Но первые археологические раскопки на территории заповедника начались в 30-ых годах XX века. В 1939-1940 гг. азербайджанский археолог Исхак Джафарзаде обнаружил здесь около 3500 наскальных изображений, рисунков и знаков, а также рукотворных ям, отверстий в скалах и пр.

Также в результате раскопок были обнаружены древние жилища: стоянки и пещеры, около 40 курганов-захоронений, более 100 тысяч различных предметов, а главное – более 6 тысяч рисунков (петроглифов), высеченных на каменных глыбах и скалах. Самые древние рисунки ученые относят к эпохе мезолита (порядка 10 тысяч лет назад), но не исключено, что люди жили здесь и раньше.

Петроглифы в Гобустане – удивительное наглядное пособие, которое демонстрирует этапы эволюции человека на протяжении 10 тысяч лет: от мезолита до средневековья нашей эры. Эти наскальные рисунки рассказывают о культуре, мировоззрении и обычаях древних людей.

Расцвет первобытного искусства Гобустана пришелся на эпоху бронзы (третье тысячелетие до н. э.). На рисунках этого времени изображены сцены охоты и военных битв, ритуального танца с копьями и земледелия, много обрядовых символов.

Благодаря этим рисункам мы узнаем, что в эпоху бронзы племена, жившие на территории Азербайджана, поклонялись солнцу. Мужчины занимались охотой и воевали, а перед этими ответственными занятиями устраивали ритуальные пляски. Обряды совершались под звуки удивительного музыкального инструмента древности – камня-бубна (“гавалдаш”). гобустанЭто огромная плита из ракушняка, установленная плашмя в месте совершения обрядов. Древний жрец бил небольшим камнем в разные точки плиты и таким образом извлекал звуки разной тональности и «настукивал» разнообразные мотивы. Именно таким перестуком сопровождались обряды и ритуальные пляски первых жителей Гобустана.

Женщины на камнях изображены и как символы плодородия с пышными бедрами и как женщины-воины. Так, в пещере, прозванной «Семь красавиц» женщины изображены с крепкими ногами, тонкой талией и вооруженные луками. В плане изображения людей рисунки Гобустана отличаются от других петроглифов тем, что на мужчинах почти везде надеты набедренные повязки, а на женских телах имеются татуировки.
гобустан Благодаря наскальным изображениям мы знаем, какие животные обитали в этих краях с древнейших времен: джейраны, олени, дикие козы, лошади, свиньи и львы. Также на стенах выбиты образы птиц, ящериц, змей, рыб и насекомых.

В пещерах есть изображения лодок с гребцами. Это свидетельствует, что когда-то море плескалось прямо у подножия этих гор и древние поселенцы были знакомы с мореходством. Эти рисунки очень интересовали известного путешественника и ученого Тура Хейердала. Знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал специально приезжал в Гобустан, чтобы изучать рисунки лодок, относящиеся к VII – III тысячелетиям до нашей эры. Древние люди, судя по всему, были хорошими мореходами и, как многие другие цивилизации древнего мира, в своей мифологии воспринимали солнце как гребца, ежедневно плывущего на лодке от восточного края неба к западному: на многих лодках изображено солнце.

Кроме петроглифов археологи обнаружили удивительную латинскую надпись двухтысячелетней давности. Она четко свидетельствует о том, что под Баку располагались древнеримские войска. В надписи упоминается один из отрядов легиона, который был уничтожен в битве местными защитниками Апшерона. Перед гибелью воины успели «засвидетельствовать свое почтение» местным скалам и написали на скале у подножья Беюк-Даш:
Imp Domitiano
Caesare avg
Germanic
L Julius
Maximus>
Leg XII Ful.

Гобустан что в переводе означает : “Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного”.

В средние века нашей эры наскальные рисунки стали схематичнее, изображая людей в виде геометрических фигур. Это связано с тем, что изобразительное искусство стало больше развиваться на керамических и металлических изделиях. Да и религия ислама, пришедшая сюда из Аравии, негативно относилась к любым изображениям людей и животных. В 12-14 веках появились и надписи, высеченные арабским алфавитом.

На камне №91 в местности Язылытепе в Гобустане есть еще одна наскальная надпись, относящаяся к средним – вернее к XIII-XIV векам. Эта надпись написана в трех строках арабским алфавитом на персидском языке. В первой строке написано “Имад”, во второй строке “Шакки”, в третьей строке “дуа гофта рафт”. То есть “Имад Шакки прочитал молитву, ушел” (надпись была переведена кандидатом филологических наук Фирудином Гурбансойом). Личность Имада Шаки неизвестна, но надпись дает нам пон¬ять, что на данной территории в XIII-XIV веках было святилище.
гавалдаш, гобустан Гавалдаш (от тюркских слов — «гавал» и «даш» — камень. Гавал – односторонний инструмент, которым пользуются наши певцы. Слово это означает «сосуд для празднества», «поддельный сосуд». А вторая часть – «даш» указывает на то, что инструмент изготовлен из камня. Кроме того, это слово может указывать на то, что исполнитель стучал по инструменту двумя маленькими камешками) — это оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из неё постукиванием можно извлечь ритмически чёткие мотивы. Звук гавалдаша схож со звонким звуком гавала.

Читайте также:  Города Алжира, список

В Гобустане находится несколько инструментов гавалдаш. Но среди них по размеру, то есть величине и по тембру отличаются 2 гавалдаша: инструменты, находящиеся в горах Джингирдаг (на северо-восточном склоне) и Боюкдаш. Считается, что гавалдаш известен людям начиная с верхнего палеолита, и что гавалдашами пользовались охотники и скотоводы, жившие на этой территории.

Гавалдаш состоит из ракушечного известняка и представляет собой плоский кусок известняка. Он опирается на скалу только в двух местах и стоит словно на воздушной подушке. Гавалдаш издаёт различные звуки в разных местах в зависимости от плотности раковин в составе известняка. Причиной этого различия звуков является пустота и пористость раковин. Древние люди искали камни, которые издают громкий звук, постукивая по ним маленьким камнем, и получали самые различные звуки. Гавалдаш озвучивается путём постукивания по нему маленькими камнями. В результате извлекаются звуки разных тональностей и резонансов.
Гавалдаш невозможно перетащить с одного места на другой, так как он имеет тяжелый вес. Чтобы озвучить гавалдаш являющийся наследием веков, нужно поехать в Гобустан. Только там озвучив этот инструмент можно услышать очаровательный звук этого древнего инструмента.

Существует мнение, что стражи племён во время нападений диких зверей или в других опасных ситуациях пользовались этим инструментом. Также считается, что так древние люди впервые и узнали о гавалдаше и стали пользоваться им. В пользу этой версии говорит и то, что гавалдаш находится вдали от жилья, и его звук разносится на 2-3 километра. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды. Также считается, что гавалдаш служил неким символом единства, поскольку древние люди проводили возле него религиозные и праздничные обряды, устраивали собрания.

Петроглифы Гобустана – одна из лучших наскальных коллекций мира по охвату настолько большого исторического периода. Изображения из различных эпох так разнообразны по стилю, темам и технике исполнения, что кажется – это учебник по наскальной росписи. Также просто удивительно, что со временем более поздние рисунки накладывались на ранние, словно художники разных эпох соревновались в мастерстве.
Гобустан – настоящий музей петроглифов, которые как энциклопедия развития человечества разворачивает перед путешественником правдивые истории из жизни людей, которые с древнейших времен заселяли такую благодатную землю Азербайджана.

Сегодня – это настоящий музей под открытым небом. Ежегодно эту каменную картинную галерею посещают тысячи людей со всего света.

Гобустан

40° 3.5217 ′N , 49° 23.9062 ′E
40.05869N, 49.39844E
40°3′31.30″N, 49°23′54.37″E

31 материал по 3 объектам, 517 фотографий

Ссылки от бывалых

Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее

  • в Моих лентах

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Гобустане.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Гобустан — второй объект ЮНЕСКО в Азербайджане

Материал понравился:

К сожалению, я был в Баку транзитом и в общей сложности провел там часов 9 (не считая ночи). Вечером прогулялся по набережной столицы. А на следующий день начал выполнять главную цель — посещение двух объектов ЮНЕСКО в Азербайджане. В этой большой и интересной стране их всего два и есть.

Первый объект называется “Крепостной город Баку с дворцом Ширваншахов и Девичьей башней”. Второй объект “Гобустанский культурный ландшафт с наскальными рисунками”.

В этой заметке речь о последнем уникальном объекте.

В 2007 году культурный ландшафт наскальных рисунков Гобустана был включён в список памятников Мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

В Гобустане насчитывается около 6000 рисунков, которые создавались со времен мезолита и по средние века. Но периодом расцвета первобытного искусства Азербайджана считается эпоха бронзы (IV—II тысячелетия до н. э.), когда наиболее полное выражение получили многовековой жизненный опыт древних племён, их культово-религиозные и эстетические взгляды.

На нижней террасе горы Беюкдаш встречаются рисунки лодок различных типов — плоскодонных, глубокодонных, с неводом, а также тростниковых лодок (пироги) с солнцем в носовой части. Существует также мнение, что «солнечная лодка» предназначеня для переноса душ умерших в иной мир. В лодках схематично изображены люди, большинство их с луками, перекинутыми наискосок через плечо.

Дети залезли на камень, который наклонен на 45 градусов. Можно сказать, что школьники тянутся к солнцу и знаниям:)

РИМСКАЯ НАДПИСЬ
На территории заповедника у подножья горы Беюк-даш есть каменная плита с латинской надписью, относящейся к I веку н. э., между 84 и 96 годами, оставленный римским легионом императора Домициана с прозвищем «Фульмината» (молниеносный), который зафиксировал пребывание XII Молниеносного легиона в I веке нашей эры.

Эта каменная плита обнесен такой вот оградой.

В Гобустане мне понравились ёще и просто сами камни. Их там очень много.

Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует ( за конский процент с отелей – платим мы!) я давно практикую Румгуру, реально выгодней Букинга.

Знаешь Трипстер ? это эволюция городских экскурсий. Вип-гид – горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь ! Цены от 600 р. – точно порадуют

Луший поисковик Рунета – Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты!

Нажатием кнопки вы поблагодарите автора и повысите его рейтинг.

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот материал в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Азербайджан. Заповедник Гобустан.

В трех десятках километрах к югу от Баку находится заповедник Гобустан. Он известен, прежде всего, тем, что на его территории компактно находятся несколько тысяч петроглифов возрастом 4-5 тысяч лет.

Кроме петроглифов в Гобустане есть любопытное плато с группой грязевых вулканов и, конечно же, сделанный по последнему слову техники музей. Что же, давайте посетим все эти безусловно любопытные места.

Интересно, что Гобустан является одним из самых популярных предложений туристических фирм в Баку. Во-первых, до Гобустана очень просто добраться: практически весь путь лежит про прекрасному скоростному шоссе, на котором можно спокойно разогнаться до 130-150 км/ч. Во-вторых, Гобустан совсем недалеко от города и даже с учетом пробок дорога до него не займет много времени. Тем не менее, основной турпоток направлен в более близкие к столице Азербайджана места, например, в Атешгях, Мардакан или Загульбу (о последней поговорим чуть ниже).

Но Гобустан тоже по-своему интересен. Вряд ли где так недалеко от крупного города можно найти огромную коллекцию петроглифов, да и пустынные пейзажи заповедника резко контрастируют в привычными пейзажами Кавказа.

На юг от Баку тянется широкая (10-20 километров) пустынная полоса между побережьем Каспия и отрогами (в этих местах невысокими) кавказских гор. Растительность тут примерно такая, редкая травка с малоплодородной почвой и колючками

Отвернув в нужном месте с трассы Баку-Тбилиси (нужное место представляет собой огромный рекламный щит с надписью qobustan и стилизованными петроглифами), нужно проехать 3-4 километра на запад в музей. К организации музея приложил усилия сам Ильхам Алиев, что сильно повышает его (музея) статус. Хотя. в Азербайджане почти все имени Алиева (старшего или младшего), дежурная надпись не удивляет.

Снаружи музей выглядит стильно. Если смотреть издалека или с гор, он кажется похожим на 3-5 стоящих очень близко друг другу юрт кочевников.

Изнутри все еще интереснее, тут есть и куча всего проекционно-электронного, прекрасная игра света, 3-D панорамы и прочее. Музей двухуровневый, причем второй уровень ниже первого. В фойе собраны, наверное, все типичные образцы местных петроглифов.

Далее туристам предлагается прогуляться по залах с полумраком, где единственным источником освещения является сама экспозиция, по-моему, это очень интересная находка проектировщиков.

Практически во всех залах музея находится интерактивная панель, на которой туристы могут узнать дополнительную информацию по тематике зала.

Подробные карты указывают, в какой части Гобустана какие памятники встречаются.

Для тех, кто не очень любит карты двумерные, есть возможность виртуально полетать над окрестностями Гобустана на стерео-3D-проекторе. Фотография, конечно, не смогла корректно передать это “стерео-ЗD”, но эффект от увиденного превосходит впечатление от просмотра хорошего 3D-телевизора или стереокино.

В музее так же стоят фигуры предков современных азербайджанцев в натуральную величину, живших в этих местах в III-II тысячелетии до н.э.

Впрочем, главное в Гобустане – не сам музей, а район петроглифов, который находится на горном склоне примерно в 1,5 км от самого музея.

Здесь среди огромных каменных обвалов обозначены дорожки для осмотра, заходить за которые строго не рекомендуется.

Почти сразу можно увидеть первые петроглифы, на которых изображены люди и лодка.

Некоторые петроглифы (их очень немного, но есть) зацензурированы. Отчего — понятия не имею. Зато знак “руками не трогать” тут нанесен краской прямо на камни, и регулярно подновляется

Сцены охоты или бега стада быков:

Тут сами камни настолько интересны, что тоже достойны съемок. Многовековая эрозия и выветривание превращают камни в нечто удивительное.

Снова крупный рогатый скот:

— В галерею не заступать далее позволенного!

— Смотрите, вот она, древность, только руку протяни!

Обнаружил удивительный петроглиф, который нельзя трогать. Он удивительно похож на цифру “49”! 🙂

Есть и петроглиф “92”, но рядом с ним есть и более древние.

Если посмотреть в сторону моря, открывается удивительный вид на каменные нагромождения:

Тут со смотровой площадки вообще красивый вид на Каспий открывается, но видно море только ранним утром и поздним вечером, в другое время все в дымке

Читайте также:  Долина Мзаб в Алжире (7 фото, описание, информация)

Последний взгляд на каменные завалы и едем дальше. В Гобустан!

В 5-8 километрах от музея Гобустана находится плато с группой грязевых вулканов. Доехать туда на легковой машине трудно, дорога уж очень разбитая, но если доехали, то вокруг увидите невероятной красоты пустынный пейзаж, который подошел бы к Средней Азии, а не к Кавказу.

Туристов сюда возят на микроавтобусах, оттого их тут совсем немного.

Вот и грязевые вулканы. Они забавно булькают, а грязь, изрыгающаяся из них понемногу сохнет на летней сорокоградусной жаре, образуя любопытные “дороги”

Засохшая вулканическая грязь

Вот они — грязевые вулканы Гобустана

Жерло одного из них:

Вулканы “булькают” почти постоянно, раз в 1-2 минуты. За три-пять минут можно застать 2-3 извержения на каждом из вулканов.

Пути схода грязи с вулканчика порой напоминают осьминога

В районе плато с грязевыми вулканчиками полно заброшенных объектов нефтяной инфраструктуры. Некоторые из них выглядят очень симпатично, как это. устройство. Что это и зачем его тут бросили – не ясно.

Тут, в Гобустане, увидел нечто необычное: лужи настоящей нефти. И нефть сюда пришла не с разорванного нефтепровода, а просочилась сквозь землю снизу. На ощупь нефть теплая и очень приятная, хотя весьма маслянистая.

В общем, в Гобустан для общего развития съездить очень полезно, чего всем желаю. Тем более, что там можно не только на петроглифы посмотреть, но и на настоящую римскую надпись: в районе Гобустана почти 2000 лет назад стоял не кто-нибудь, а сам XII Молниеносный легион. Но мне ее увидеть не удалось. Лучшее время для посещения заповедника — утро, чтобы до обеда все осмотреть.

Но что делать после обеда? После обеда лучше всего поехать на другую сторону Апшеронского полуострова, в Amburan beach club, что находится в поселке Загульба недалеко от дачи президента Азербайджана.

К этому времени Каспий у пляжа прогревается настолько хорошо, что вода принимает идеальную температуру. А не нравится море – так тут и бассейнов полно. Это крайне гламурное место, если не отпугивает плата за вход в размере 25 евро.

В общем, если уж выбираться из жаркой и пыльной пустыни, то лучше всего сюда.

Заповедник Гобустан

Гобустан – один из самых известных в мире историко-археологических заповедников, музей под открытым небом с огромной коллекцией бесценных исторических экспонатов. Располагается он на территории Азербайджанской Республики, в 60 километрах от Баку. Гобустан представляет собой район крайних юго-восточных отрогов Большого Кавказа к западу и юго-западу от Апшеронского полуострова. Абсолютная высота местности – до 1047 метров, рельеф грядово-холмистый в складчатых структурах из песчано-глинистых пород, мергелей и известняков. На юге находятся грязевые вулканы. Господствуют здесь и полупустынные ландшафты; имеются зимние пастбища.

С азербайджанского «Гобустан» переводится как «Край оврагов» («гобу» – «впадина, овраг, колодец», «стан» – «край, земля»).

Заповедник был образован 9 сентября 1966 года. Целью его деятельности является охрана наскальных изображений, курганов и жилищных объектов и их тщательное изучение.

Наскальные рисунки Гобустана
Особенно знаменит Гобустанский заповедник своими наскальными рисунками, сделанными в период мезолита. Ежегодно туристы со всего мира приезжают своими глазами увидеть многочисленные произведения искусства, некогда сделанные первобытными художниками. Наскальные рисунки, стоянку первобытного человека, надгробные памятники и многие другие свидетельства прошлого азербайджанского народа каменного века и последующих периодов можно увидеть в горах Гобустана Беюкдаш, Кичикдаш, Джингирдаг, Шонгардаг и Шыхгая. Наиболее значительными из всего этого списка, безусловно, являются петроглифы, высеченные первобытными людьми на стенах пещер, скалах и каменных глыбах. Они способны поведать путешественнику о культуре, хозяйстве, мировоззрении, обычаях и традициях древних людей, которые уже в то далекое время заселили этот благодатный уголок Азербайджана.

Исследования
Произведения искусства древних художников были обнаружены совершенно случайно во время проводимых на этом месте работ в каменном карьере. Ранее это место было завалено каменными глыбами. Так, во время работ один из рабочих заметил какие-то изображения на скале. Местность начали расчищать и по мере того, как ее расчищали, все больше изображений становились доступными взору. Большое количество рисунков было обнаружено в пещерах.

Таким образом в Азербайджане появилась еще одна достопримечательность. Археологами начались тщательные исследования местности. В результате, всего было обнаружено более 6 тысяч рисунков на 1000 скалах, древние жилища – пещеры и стоянки, около 40 курганов, более 100 тысяч предметов материальной культуры. Наиболее древние рисунки относятся к эпохе мезолита, однако предполагается, что жизнь существовала здесь и раньше, что позволяет считать Гобустан одной из колыбелей цивилизации. Исследования здесь продолжаются до сих пор.

Древнее искусство
Все наскальные рисунки в Гобустане появились в разное время и относятся к разным эпохам – от 10-8 тысячелетий до н.э. и вплоть до средних веков. По охвату столь большого исторического периода они занимают высокое место среди других наскальных коллекций мира. Друг от друга изображения отличаются многообразием тем, стилем, строением, техникой исполнения. А весьма интересным фактом является то, что с течением времени они накладывались друг на друга. Тематики этих образцов искусства во многом являлись отражением каждодневной жизни людей. Здесь можно увидеть такие сцены, как конная и пешая охота, сцены сражений, сцены коллективного труда, жатвы. Сохранились также рисунки, изображающие людей в танце, напоминающем современный азербайджанский народный танец «Яллы» (от слова «ял» – «еда»). Исполняемый в виде хоровода танец, видимо, предшествовал охоте. Предположительно эти обряды совершались под звуки, издаваемые особенным музыкальным инструментом каменного века. Назывался он «Гавал-даш» («Камень-бубен»). Ударом в разные точки каменного валуна древние музыканты добивались различных звуковых тонов, и могли исполнить разнообразные мелодии. Весьма вероятно, что под похожую музыку древние гобустанцы танцевали и совершали свои обряды.

Кроме того, на стенах пещер Гобустана можно увидеть многочисленные изображения диких животных, обитавших здесь в период последних 10 тысяч лет, – джейранов, диких коз, оленей, диких свиней, лошадей, львов и т.д. Также встречаются изображения птиц, рыб, змей, ящериц и различных насекомых.

Имеются в Гобустане также изображения мужчин и женщин. Силуэтные рисунки людей почти в натуральную величину относятся к наиболее древнему периоду времени и датируются ранней эпохой неолита (8 тысячелетие до н.э.), когда главой рода являлась мать. В период создания этих изображений женщина являлась символом добра и добра и благополучия, продолжательницей рода. Мужчины на рисунках изображены в охотничьем обличии с луками и стрелами. Они высокого роста, со стройными телами, опоясанными ремнями, с развитой мускулатурой. Мужские фигуры изображены в основном в набедренниках, а некоторые фигуры женщин украшены татуировкой.

Среди множества характерных как для азиатских, так и для европейских культур рисунков, особое внимание привлекают изображения лодок с гребцами. Это может означать, что в то время жители Гобустана были хорошими мореходами. Изображенное на корме лодок солнце позволяет провести аналогию с подобными рисунками, обнаруженными в Швеции, на Урале, и в Египте. Согласно древним верованиям, солнце, заходя на востоке, за ночь перемещается на лодке, чтобы заново появиться утром на западе. Наскальные изображения Гобустана крайне заинтересовали известного ученого и путешественника Тура Хейердала, который несколько раз здесь бывал. Изучая сходные изображения лодок в Гобустане и Норвегии, он выдвинул гипотезу, что предки древних викингов прибыли в Скандинавию на лодках с берегов Каспия.

Время шло, люди менялись, их способности совершенствовались, что собственно и нашло отражение в наскальных гобустанских изображениях. Изменилась техника рисунка, на смену силуэтным пришли контурные изображения. В отличие от более ранних изображений, часто выполненных в натуральную величину, в эпоху бронзы размер рисунков стал уменьшаться. Наряду с развитием изобразительного искусства этому способствовало также использование более совершенных инструментов, в том числе металлических.

Помимо древних рисунков, в Гобустане весьма интересна латинская надпись, обнаруженная у подножья горы Беюк-даш. Ее появление датируется первым веком нашей эры, примерно 84 – 96 годами, и является непосредственным свидетельством того, что в то время близ Баку располагались римские войска. В частности, римская надпись гласит: Imp Domitiano Caesare avg Germanic L Julius Maximus Leg XII Ful.

Что в переводе на русский язык означает: «Время императора Домициана Цезаря Августа Германского, Луций Юлий Максим, Центурион XII Легиона Молниеносного».

Латинский автор второй половины 4 века Евтропий сообщает, что император Домициан по прозвищу «Фульмината» («молниеносный») совершил четыре похода, и во время одного из них его легион с полководцем был истреблен. По-видимому, здесь, в гобустанской надписи, упоминается тот самый отряд XII легиона, который был истреблен местными жителями Апшерона.

О пребывании римских войск на Апшероне в 1 веке, возможно, говорит название селения Рамана или Романа. Название города Рамана в Малой Азии, упомянутое Бар Эбреем в 13 веке также связано с римским завоеванием. Нахождение римских войск в Гобустане указывает на наличие вблизи крупного населенного пункта или города, которым мог быть в это время Баку и куда, вероятно, направлялись римские войска.

Неподалеку от места пребывания римлян находится «Гавал-даш» (о котором уже упоминалось выше) – оригинальный камень-бубен, представляющий собой установленную плашмя огромную плиту. Из нее постукиванием можно извлечь ритмически четкие мотивы. Считается, что этими звуками сопровождались ритуальные пляски и обряды.

Также встречаются надписи, высеченные арабским алфавитом, и относящиеся к 12 – 14 векам.

В средние века, начиная с 8 века и позднее, в связи с уменьшением экономической значимости охоты, развитием изобразительного искусства по керамике и металлу, негативным отношением исламской религии к изображениям людей и животных, наскальные рисунки Гобустана приобретают схематический характер и все более уменьшаются в размерах. Так, с течением времени рисунки становились все менее реалистичными, их чертили прямыми линиями и часто уподобляли геометрическим фигурам. Среди средневековых рисунков также встречаются высеченные арабским алфавитом надписи, относящиеся к 12 – 14 векам.

В 2007 году заповедник Гобустан был включен в список Всемирного Культурного Наследия UNESCO. Ежегодно его посещают сотни туристов из десятков стран мира.

Ссылка на основную публикацию