Эчмиадзинский кафедральный собор, Армения (12 фото, описание, информация)

Эчмиадзин — Армянская Апостольская Церковь

Эчмиадзинский кафедральный собор ( от древн.армянского Ej Miacin- «Сошествие Единородного»)- главный храм Армянской Апостольской церкви, престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303 году, и начиная с 1441 года по сей день. Кафедральный собор находится в городе Вагаршапат в 20 километрах к западу от столицы Армении Еревана. С 2000 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Эчмиадзинский Кафедральный собор – один из древнейших храмов мира.

Город Вагаршапат, в котором находится Кафедральный собор, был основан в первой половине II века на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 году, после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат стал столицей Армении.

Открытыйй алтарь и врата св. Григория Просветителя

Новый политический статус города потребовал строительство крепости , территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, которые также образуют прямоугольник.

Врата Католикоса Вазгена I

Как гласит древнее предание, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь, который спустился на землю и, ударив огненным посохом по земле, показал место главного храма. История строительства собора тесно связана с именем царя Трдата III и первого католикоса армян святого Григория Просветителя.

Врата царя Трдата III

История принятия христианства Арменией была описана Агатангехосом, писателем IV века. В книге Агатангехоса рассказывается, что отец Григория, парфянин Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова отца царя Трдата III, за что поплатился жизнью.

Место для крещения

Все его семейство было истреблено. Остался в живых только младший сын, которого успела спасти его кормилица, увезя на свою родину в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик принял христианство, получил имя Григорий и получил христианское воспитание.

Эчмиадзинский храм

Григорий вступил в брак, у него родилось два сына. Жена вскоре ушла в монастырь, а Григорий отправился в Рим, где поступил в услужение к сыну Хосрова, Трдату III, желая усердной службой загладить вину своего отца.

Католикосат

В 287 году Трдат прибыл в Армению в сопровождении римских легионов и вернул себе престол отца. За отказ отдать почести языческой богини Анаит и исповедание христианства Трдат III приказал бросить Григория в подземную тюрьму- глубокую яму (Хор Вирап), предназначенную для смертников, где он провел в заточении около 15 лет.

Лестница в Хор Вирап ( В переводе с древнеармянского Глубокая Яма )

По преданию, принятие христианства в Армении связано с бежавшими от преследований римского императора Диаклетиана и прибывшими в Армению монахинями-христианками. Царь Трдат III, пораженный красотой одной из монахинь по имени Рипсиме, влюбился и пожелал жениться на ней.

Дно Хор Вирап

Получив отказ, царь рассвирепел и отдал приказ жестоко убить всех монахинь. После чего потерял рассудок, и никто не мог вылечить его. Сестре царя Трдата, тайно сочувствующей христианам, несколько раз снится один и тот же сон, что только заточенный в подземной темнице Григорий может спасти ее брата.

Монастырь Хор Вирап

Вызволенный из тюрьмы Григорий в первую очередь предал земле останки монахинь, затем благодаря молитвам в течение 66 дней вылечил царя Трдата III. Эчмиадзинский собор строился не одно столетие. Первоначально он был построен из дерева в форме базилики, но уже в V веке был перестроен.

Внутрихрамовые отделочные ковры

Храму была придана крестообразная форма, увенчанная куполом. В VII Собор стал каменным. В XVII веке над собором был возведен новый современный купол, а перед западным входом трехъярусную колокольню. В XVIII веке над северной, восточной и южной апсидами Собора были возведены шестиколонные ротонды, что придало Собору пятикуполное венчание.

Отделочная живопись

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий. Стены Собора покрыты росписью, выполненной в начале XVIII века художником Нагашем Овнатаняном, которую в конце XVIII века восстановил и дополнил его внук Овнатан.

В храме, кроме главного алтаря в восточной апсиде, еще шесть алтарей. Один из них — Алтарь Сошествия — расположен в центре собора, на традиционном месте видения святому Григорию. В XX веке Собор подвергся основательной реставрации, укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол облицован свинцом. Собор получил новый мраморный алтарь.

Главный алтарь

Проблема основательной реставрации очень беспокоила католикоса ХоренаI Мурадбекяна, который поручает отбывшему в США архиепископу Гарегину Овсепяну собрать нужную сумму с помощью пожертвований. Вскоре Монах дает знать католикосу, что американский богач Рокфеллер желает участвовать в реставрации Кафедрального собора.

Купол

Однако католикос отказывается принять помощь американца, говоря, что реставрация Кафедрального собора является историческим правом и обязанностью армянского народа. Вскоре начинается Великая Отечественная война, по окончании которой католикосом становится Геворг VI Чорекчян.

Эчмиадзинский храм внутри

Одним из первых задач которого вновь становится реставрационный вопрос. Геворг VI Чорекчян обращается ко всему армянству c призывом содействовать в деле реставрации Эчмиадзинского Кафедрального Собора. На этот призыв откликается меценат Галуст Гюльбенкян. Реставрация продолжалась и при католикосе Вазгене I. Благодаря пожертвованиям Алека Манукяна в 1955-1956 годах проводятся масштабные реставрационные работы.

Эчмиадзинский храм внутри 2

Эчмиадзинский кафедральный собор: история, расположение, святые реликвии

У каждого народа есть свои виды ценностей. Источником жизни армян всегда были именно сокровища культуры и религии. На протяжении почти двух тысяч лет святым городом армянского народа является Эчмиадзин. А одним из достояний и самой древней святыней является Эчмиадзинский кафедральный собор.

Расположение

Эчмиадзин располагается недалеко от Еревана. Это место почитается армянами всего мира, так как здесь находится Армянская Апостольская церковь. Когда-то Эчмиадзин носил название города Вагаршапата. Он был основан во втором веке нашей эры. Это один из древнейших городов мира.

Чтобы не раздумывать, как добраться до Эчмиадзинского кафедрального собора, можно доехать в это место на такси. Сюда также ходят маршрутки и автобусы прямо из Еревана. Собор работает ежедневно, с семи утра и до восьми вечера. При нем есть музей, который можно посетить с 10:30 до 17:00.

Немного истории

Армения приняла христианство в 301 году. По легенде, первому патриарху Лусаворичу приснилось, как с неба сошел Христос с огненным молотом в руках и указал место, на котором нужно построить собор. В 303 году тут находился языческий храм. На его месте и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что означает «место, где сошел Единорожденный».

Армения часто лишалась государственности, из-за чего росла роль верховного религиозного главы народа. Поэтому Эчмиадзинский кафедральный собор считался одним из постоянных центров власти страны, хотя и его разрушали, а затем вновь отстраивали, облагораживали территорию у сооружения.

В пятнадцатом веке с западной части к нему был пристроен открытый притвор входа, над котором возвышалась колокольня. В то же время украсили стены внутри собора. Окончательно отделку храма завершили в 1786 году.

Эта знаменитая армянская церковь имела уникальное архитектурное убранство. Над ней трудился художник Овнатанян. Им было написано более сотни портретов с изображениями святых. Он же выполнил реставрацию старых икон. Художник украсил стены церкви росписью, сценами из святого писания. К сожалению, в течение последующих лет некоторые фрески были утрачены.

В XX веке Эчмиадзинский кафедральный собор существенно реконструировали. Арки и колоны были украшены, облицевали свинцом купол. Был возведен новый алтарь, его выполнили из мрамора. Этот же материал был использован для мощения пола внутри церкви. Росписи внутри храма обновили, появились и новые рисунки.

Музей при соборе

Армянская церковь имеет собственный музей. В 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых тот сейчас и располагается. В нем хранятся дары, реликвии, поступающие в церковь, одежды, вышитые золотом и жемчугами, посохи, кресты, различные предметы для ритуалов, изготовленные из драгоценных металлов, фигурки из серебра и золота. Здесь же есть образцы древнего искусства. В музее есть древние рукописи, миниатюры, которые позже перевезли в Ереван.

Мощи святых и другие реликвии

В Эчмиадзинском кафедральном соборе хранятся мощи Св. Иоанна Крестителя, Св. Стефана Первомученика, апостолов Фаддея, Андрея Первозванного, Фомы, Варфоломея и многих других. Здесь же находятся частички Животворящего Древа, Пречестного Христова Креста. Есть части тернового венца. Особой реликвией является копье, которым пронзили Иисуса.

Ежегодно тысячи паломников приезжают в собор, чтобы поклониться мощам, увидеть святые реликвии.

Церкви рядом

По легенде, в честь мучениц христианок, сбежавших из Рима, были возведены три древних храма. Это храм Сурь Рипсиме, Гаянэ и Шогакат.

Рипсиме был построен в 618 году. Сооружение поражает величием. Внутри церковь прямоугольная, со вписанным крестом. В ее четырех углах располагаются приделы. В одном из них можно войти в склеп, размещенный под алтарем. Придание гласит, что в этом месте похоронена Рипсиме.

Убранство в церкви скромное. В 1790 году к ней пристроили колокольню.

Храм Гаянэ построили позже, в 630 году, на месте, где в четвертом веке располагалась часовня. Внутри прямоугольное помещение было разделено колоннами на три части. Они предназначались для несения тяжести купола. В 1652 году в церкви провели капитальный ремонт, а через несколько лет к ней пристроили галерею для погребения иерархов церкви.

Гаянэ имеет свою звонницу. Здесь, прямо над входом, сохранилась роспись семнадцатого века.

Через тысячу лет был построен храм Шогакат (1694 год). В нем купольные залы. В это место ведет одна-единственная дверь, открываемая с западной стороны. Изнутри купол поддерживается несколькими колоннами.

При строительстве храма, архитекторы сделали грандиозные расчеты, которые позволили возвести церковь без дополнительных опорных колонн.

Форма храма строгая, чем-то напоминает устройство кафедрального собора и храма Рипсиме. Церковь имеет звонницу.

Другие строения территории собора

Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении славится построенной в XIX веке семинарией. В ней преподавал композитор Комитас. В настоящее время здесь находится художественный музей, названный в его честь. В музее выставлена коллекция работ художников двадцатого столетия, среди которых Кочара, Сарьян и т. д.

Эчмиадзин в наши дни

Эчмиадзин – это красивейший город Армении. В нем есть кинотеатры, гостиницы, институты науки, дворцы культуры. В центре располагается дом-музей Иоаннисаяна.

В городе есть множество мест, где можно познакомиться с культурой и достоянием армянского народа. Гостей порадует множество цветущих и красивых мест, памятников, достояний архитектуры. В город ежегодно приезжают сотни тысяч туристов, паломников. Они не только посещают собор, но и знакомятся с достоянием Армении, представленным в старейшем городе Эчмиадзине.

Эчмиадзинский кафедральный собор: как добраться, что посмотреть, экскурсии, фото

В этой статье расскажу о главном кафедральном соборе Армении – Святом Эчмиадзине. Это действующий храм и главная святыня и духовная столица для армян всего мира. Этакий армянский Ватикан. Эчмиадзинский кафедральный собор Армении был построен еще во 2 веке и сегодня является резиденцией Верховного Патриарха Армянской церкви. Храм Эчмиадзин внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эчмиадзин как добраться из Еревана

Как доехать до Эчмиадзина из Еревана? Эчмиадзин находится чуть западнее Еревана. Расстояние Ереван Эчмиадзин всего 15 км, и вы легко сможете до него добраться. Можно сесть, к примеру, на автобусы №202 и №302, они едут до городка Вагаршапат (Эчмиадзин) — именно там и находится Эчмиадзинский храм. Просто попросите водителя остановить возле храма, все местные отлично знают это место, так что проблем не будет.

Читайте также:  Монастырь Гегард, Гарни, Армения (12 фото, описание)

Автобусы в Эчмиадзин останавливаются на проспекте Маштоца или на пересечении проспекта Маштоца и ул. Сарьяна. Кроме того, сесть на автобус или маршрутку до Эчмиадзинского монастыря можно с центрального автовокзала Еревана Киликия (автовокзал находится на проспекте Исакова).

Стоимость проезда: 100-300 драм.

Также, можно доехать на такси. Такси с частником обойдется примерно в 6000 драм туда обратно. За эту стоимость водитель вас отвезет не только в церковь Эчмиадзин, но и в соседний храм Звартноц. Таксист подождет, пока вы осматриваете храмы, а потом отвезет обратно в город. Мы как раз ездили на такси в Звартноц и Эчмиадзин, поскольку в тот день поздно вернулись из Хор Вирапа и уже не успевали на автобусы, а посмотреть храмы очень хотелось.

GPS-координаты: 40.161821; 44.291035).

Стоимость посещения

Вход в Эчмиадзинский собор бесплатный.

Вход в музей (сокровищницу) платный – 1 000 драм с человека.

Купить входной билет можно в кассе рядом с Эчмиадзинским собором

Время работы

Собор открыт с 07.00 до 20.00 каждый день, а музей на территории работает с 10.30 до 17.00 каждый день кроме понедельника. В воскресенье музей работает с 14.00 после завершения богослужений.

Эчмиадзин достопримечательности

Что посмотреть в Святом Эчмиадзине? Раньше я считала, что Эчмиадзинский собор – это какой-то отдельно стоящий храм, но я ошибалась. Вообще, Эчмиадзин – это целый монастырский комплекс, занимающий довольно внушительную территорию, так что за 10 минут вы его точно не успеете осмотреть. Главный вход на монастырскую территорию отчетливо виден с дороги (большие ворота) и тут всегда много машин и людей, так что не ошибетесь.

Попадая внутрь, мы видим несколько разветвлений дороги. В левой стороне от входа находится старинная типография 18 века, а в правой части — кельи монахов. Если же идти по центральной аллее, то увидим, как раз непосредственно Святой Эчмиадзин. А рядом с собором расположена резиденция Патриарха Армении.

В саму резиденцию вход запрещен, вы можете только посмотреть издалека на её красоту и изысканность через железные ворота. Тут же рядом находится пост охраны, и даже если вы попытаетесь туда зайти, охранник вас сразу развернет обратно.

Возле резиденции находится очень красивые ворота – «ворота Трдата». Это единственный сохранившейся до наших дней элемент дворца армянских царей. Конечно ворота реконструировались, но в их основании сохранились старинные каменные блоки, поэтому считается что именно в этом месте когда-то стоял дворец армянских царей.

Если говорить о самом кафедральном соборе Эчмиадзина, то название храма в переводе с древнеармянского переводится как «место сошествия единородного». Внутри Эчмиадзинского собора сохранились фрески, настенные росписи, иконы святых, иконы с библейскими сюжетами. Здесь хранится интересная икона, на ней изображено много армян — жертв геноцида 1915–1923 гг, впоследствии причисленных к лику святых. А особенность храма в том, что помимо главного алтаря в восточной стороне, здесь находятся еще 3 алтаря.

Сбоку от храма расположена сокровищница (имеет статус музея). Тут можно посмотреть на красивые реликвии, отделанные драгоценными камнями, старинные одеяния служителей церкви, древние рукописи, церковную утварь, предметы мебели и прочие ценности. В сокровищнице Святого Эчмиадзина хранится главная святыня армянской церкви — наконечник Святого копья, с помощью которого, по преданию, распятого Иисуса избавили от его мучений. Раньше эта реликвия хранилась в монастыре Гегард, но затем её доставили в Эчмиадзин. Также в сокровищнице хранятся мощи святых, частица Животворящего Креста и частица Ноева ковчега.

На территории монастырского комплекса находится духовная семинария Эчмиадзина – это самое крупное высшее учебное заведение армянской церкви, студенты здесь не только учатся, но и живут. Также на территории относительно недавно была построена церковь Святых Архангелов.

Сама территория монастырского комплекса произвела на меня очень приятное впечатление. Несмотря на большое количество туристов, здесь тихо, спокойно, много зелени. Приятно просто пройтись вдоль клумб и красивых деревьев или посидеть отдохнуть на лавочке. Ощущение – будто попал в уютный парк.

На территории есть питьевые фонтанчики, вот так интересно выглядит один из них:

Экскурсии в Эчмиадзин из Еревана

Как правило храм в Эчмиадзине посещают вместе с храмом Звартноц, ведь они находятся на расстоянии всего 5-и км друг от друга. Я сделала для вас подборку необычных экскурсий от местных с посещением Эчмиадзинского собора:

Вам также может быть интересно:

Если статья была полезна, подписывайтесь на обновления блога, а также делитесь постом в соц.сетях с друзьями:)

Эчмиадзинский Кафедральный собор в Армении: история и описание церкви Эчмиадзин

В каждой конфессии (ответвлении) христианства существуют свои особо почитаемые святыни. В Армении таким местом, обязательным для посещения каждым верующим, является Эчмиадзинский Кафедральный собор. Чтобы понять, насколько это место священно для армян, можно провести параллель со Стеной плача в Иерусалиме или собором Петра и Павла в Ватикане. Поэтому древнейший город Вагаршапат, где находится собор, заслуженно относится к категории главных мировых святынь и достояний человечества.

Христианство здесь признали государственной религией одними из первых в мире, еще в IV в. нашей эры. Этот период в истории навсегда останется переломным и основополагающим для верующего населения. В это время зарождались основы армянской апостольской церкви, формировалась культура и традиции страны. Собор появился на заре религии, и имеет непосредственное отношение к самым знаковым событиям в истории государства.

Древние легенды

Церковь Эчмиадзин в Армении считается первым христианским собором. Она была построена на руинах языческого храма, что символизировало собой обращение всей страны в новую религию. Имея столь почтенный возраст, место обросло легендами и преданиями, свойственными всем древним строениям.

Великий царь и первый католикос всех армян

Возведение собора ознаменовало собой ключевое событие в религиозной жизни армян. С этого момента христианство раз и навсегда стало официальным вероисповеданием.

Две главные фигуры этих событий — царь Трдат (или Тиридат) III Великий и первый католикос всех армян Григорий Просветитель.

История становления христианства берет свое начало со времен Хорсова II и наполнена мифологизированными событиями.

В III в., когда царем Армении был Хосров II (отец Трдата III) внешняя политика заключалась в противостоянии с соседней Персией. В 252 г. царь стал жертвой этого конфликта. По приказу персидского шахиншаха Шапура I правитель был убит наемником Анаком Парфянским. По горячим следам убийца был схвачен царскими воеводами и умерщвлен вместе с семьей. Волею судьбы в живых остались дети убитых: единственный наследник престола — царский сын младенец Трдат и младший сын Анака — будущий католикос Григорий.

Трдат был спешно увезен в Рим, где вырос и получил образование. Он высоко чтил Римское право, стал выдающимся специалистом в военном деле и хорошо знал языки. В 287 г. римский император Диоклетиан (известный как отъявленный гонитель христиан) признает Трдата царем Армении и помогает вернуться на родину, чтобы вступить на престол.

В то же самое время, другой выживший ребенок вместе с кормилицей проживает в Кесарии Каппадокийской, где воспитывается в строгом христианстве и при помазании получает имя Григорий Лусаворич. Неудачный брак подтолкнул Григория к решению отправиться в Рим на службу к Трдату, поскольку он желал загладить вину своего отца перед царской семьей.

Сочинения армянских историков повествуют о том, что когда Трдат III вернулся в Армению в сопровождении римских легионов, Григорий уже состоял в числе его сподвижников. Во время обряда жертвоприношения в капище языческой богини плодородия и любви Анаит Григорий отказывается принимать участие в церемонии и проповедует учение Иисуса Христа. За этот поступок и, как выяснилось позднее, родственные связи с убийцей Хосрова II его заключили в казематы для смертников Хор Вирап, где он провел в заточении 13 лет. С освобождением Лусаворича и связана первая легенда.

Святая Рипсимэ и божественное исцеление царя

По преданию, в те времена вблизи Вагаршапата нашли прибежище тридцать три беглые римские монахини, которые скрывались от преследований императора Диоклетиана. В одну из них, девушку по имени Рипсимия, безответно влюбился Трдат III. После отказа выйти за него замуж и обратиться в язычество, непокорную беженку и всех ее подруг по приказу царя предали мученической смерти. Есть источники исторической хроники, в которых сообщается, что одной из монахинь все-таки удалось бежать. Ею оказалась Святая Нина — христианская просветительница Грузии, почитаемая там в лике равноапостольных.

После казни монахинь царь испытал сильное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. Он потерял рассудок, и ни один лекарь не мог его вылечить. В тоже время его сестре Хосровадухт неоднократно снится один и тот же сон, в котором она видит человека, способного помочь царю избавиться от недуга. И этим человеком оказался заключенный Григорий. От безысходности и желания вернуться к полноценной жизни Трдат соглашается освободить пленника.

Первым делом Григорий оплакал убитых царем дев-мучениц и провел похороны (позднее на этом месте был возведен храм) по христианскому обычаю, а затем с помощью проповедей и молитв исцелил царя. Тот, в свою очередь, покаялся в совершенных им языческих бесчинствах, признал единого Бога, принял крещение и объявил христианство официальным вероисповеданием. Теперь гонению подвергались язычники.

В честь ознаменования новой религии в стране царь Трдат III и Григорий Просветитель организовали строительство собора Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». А почему первый христианский храм Армении получил такое название, расскажет следующая легенда.

Огненный молот и ивовая ветвь

При выборе места для расположения храма Григорий Просветитель долго не мог определиться, постоянно возникали причины для нового поиска. Однако впоследствии ему было видение: сам Иисус Христос сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на языческий храм, недалеко от царского дворца. Капище разрушили, и на его руинах развернулось новое строительство.

Местность оказалось заболоченной, процесс строительства шел медленно и проблематично. Тогда Единородный (божий сын Иисус Христос) явился католикосу во второй раз уже с золотой ивовой веткой и поведал о том, что место проклято нечистью, которую он должен разогнать. Григорий совершил обряд изгнания с помощью сорванной ветки ивы, и уже ничто не мешало дальнейшему возведению главного городского собора. Благодаря его видениям выбор названия случился сам собой.

А собор и на самом деле оказался построен на воде. Об этом говорит чудотворный кладезь внутри храма, глубина которого 7 м.

Верующие приходят сюда испить исцеляющей чудодейственной воды. Более того, подземные воды храма использованы древними строителями, как защита стен сооружения от частых землетрясений. Камни в основании установлены таким образом, что даже при сильных подземных толчках не дают святыне рухнуть.

Интересным остается факт, что уровень воды в колодце никогда не меняется вне зависимости от погодных условий и количества потребляемой воды.

История реконструкций и дальнейшая судьба

Возведение первого христианского храма в Армении произошло в начале IV в. Он стал патриаршим престолом, и остается им по сей день. Но так было не всегда. За всю свою многовековую историю стены храма претерпевали значительные изменения.

V в. перенос резиденции католикосата

Свой современный облик собор принял не сразу. Изначально это была прямоугольная деревянная базилика. Даже купола не было, что типично для первых христианских построек. Спустя не один десяток лет, во времена правления князя Вардана Мамиконяна, храм приобрел крестообразную форму с куполом в центре. При этом же князе армянский Патриарший престол из Эчмиадзина (или Вагаршапата, как он назывался в то время) был перенесен в город Двин. После народно-освободительных войн с персами в 484 г. новая столица становится крупным экономическим и культурным центром государства. Но несмотря на это, Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении превращается в богатый монастырский комплекс.

Читайте также:  Армения на карте мира (карта Армении на русском языке)

В дальнейшем духовный центр переходил из рук в руки, пока в 1441 г. не вернулся на свое историческое место. Тот период XIV-XV вв. знаменуется как эпоха кризиса Армянской апостольской церкви.

VII в. каменные фасады

В VII в., при католикосе Комитасе, храм капитально перестроили. Появились новые перекрытия, арки и новый купол — все каменное. Таким образом, были заложены очертания здания, близкие к тем, которые мы видим сегодня. Археологический анализ и изучение сводов и стен собора помогли выявить разницу строительной техники на фасадах, содержащих кладку от V до XVII вв. Ученые выделяют значительную часть, а именно, всю нижнюю зону внешней кладки до уровня 2/3 высоты, которую относят к реконструкции собора, датируемой VII в.

Святой Эчмиадзин — это не только Кафедральный собор.

Это огромный монастырский комплекс, т. к. на его территории, помимо всего прочего, располагаются еще три церкви:

Строительство этих храмов также относится к VII в., кроме последнего, его возведение датируется XVII в.

XVII-XVIII вв. новое масштабное строительство

Многие нынешние формы эчмиадзинского Кафедрального собора ученые единогласно относят к периоду XVII-XVIII вв. В это время комплекс находится в центре внимания, становится объектом постоянной заботы. Его восстанавливают и обустраивают.

Основные работы заключались в следующем:

  • подстроена трехъярусная колокольня у западного входа;
  • возведены шестиколонные ротонды с трех сторон;
  • созданы фрески на внутренних стенах (художники Нагаш Овнатан и Овнатан Овнатанян);
  • отреставрирован главный купол;
  • в комплекс входят типография, трапезная, монастырская гостиница и дом католикоса.

XIX в. и новейшее время: Кавказская война и ее последствия

Во время Кавказской войны (в период русско-персидской 1804—1813 гг.) сильно пострадали окрестности Эчмиадзина. К концу XVII в. армянские общины Северного Причерноморья уже входили в состав Российской Империи. Епархии, которые находились на персидской территории, стремились избавиться от власти Персии и получить поддержку христианской православной России.

Созданные добровольческие армянские отряды сыграли немалую роль в победах русских войск в Закавказье. В 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, и в результате Армянская Апостольская церковь, благодаря своей конфессиональной особенности, занимала особое положение в государстве при поддержке императора Николая I.

Вначале XX в. случилось знаковое событие в жизни Армянской Апостольской церкви. 12 июня 1903 г. был издан указ о конфискации церковного имущества в пользу государства. Однако католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и в 1905 г. добился отмены грабительского указа.

Что касается строительных работ, то сюда относят появление на территории комплекса школы, ризницы (хранилище церковной утвари и священных реликвий) и каменного пруда.

В середине XX в. осуществлена также и массовая реставрация собора:

  • укреплены колонны и арки;
  • облицован свинцом купол;
  • построен новый мраморный алтарь;
  • обновлены фрески внутри;
  • уложен пол из мрамора.

Средства на реставрацию были пожертвованы президентом Армянского всеобщего благотворительного союза Алеком Манукяном. Этот человек прославился как влиятельный и богатейший бизнесмен своего времени.

С 2000 г. комплекс входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Современное положение

В настоящее время первопрестольный Эчмиадзинский Кафедральный собор остается духовным и административным центром Армянской Апостольской церкви. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян сейчас является Гарегин II.

Территория комплекса огромна. Здесь проходят церковные службы, обзорные экскурсии, обучение будущих армянских священников. Место является главной святыней страны, и очень популярно не только среди армян, но иностранных туристов со всего мира.

Посещение комплекса позволит увидеть:

  • Кафедральный собор;
  • резиденцию католикоса;
  • Духовную Академию;
  • трапезную;
  • патриаршие покои и монашеские кельи;
  • «Казарапат» (гостиница);
  • типографию;
  • ворота царя Трдата;
  • памятник жертвам геноцида армян 1915—1922 гг.;
  • многочисленные хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) разных эпох.

Уникальное место — Духовная Академия (Духовная семинария Геворгян). Это высшее учебное заведение для желающих посвятить себя служению армянской церкви. В течение пяти лет здесь изучают языки, всемирную историю, психологию и философию. Поступившие обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием, медицинской помощью и письменными принадлежностями. Подробности можно уточнить на сайте armenianchurch.ru.

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

Практические советы посетителям

Современное название города, где расположен монастырский комплекс — Вагаршапат (с 1992 г.), но в обиходе и на дорожных указателях может быть использовано предыдущее название Эчмиадзин. Это четвертый по величине город в стране. Из Еревана сюда можно доехать на автобусе №203 с автовокзала «Киликия». Время в пути без пробок примерно 25 мин. Автобусы ходят с раннего утра до позднего вечера. Если добираться на автомобиле, то нужно ехать по междугородной трассе М5 в сторону Araratyan Street. Координаты для GPS: 40.161821; 44.291035.

  • собор — ежедневно 7:00-20:00;
  • музей — ежедневно 10:30-17:00.

Поскольку это действующий храм, вход на территорию свободный. А вот для посещения музея требуется купить билет.

Видео о соборе

В видеосюжете показана главная армянская святыня.

Эчмиадзин

Эчмиадзин — монастырь Армянской апостольской церкви, расположен в городе Вагаршапат Армавирской области. В период 303-484 годов здесь нахождился престол Верховный Патриарх Католикоса Всех Армян. Затем был перерыв до 1441 года, с тех пор Святой Первопрестольный Эчмиадзин — вновь духовная столица армян всего мира. Здесь расположена резиденции главы Армянской апостольской церкви — католикоса.

В начале IV века в Вагаршапате основан кафедральный собор. В его сокровищнице ныне хранится наконечник Святого копья, по преданию пронзившего Иисуса Христа на кресте, и иные бесценные святыни христианства. Фасад собора украшен тончайшей резьбой по камню, а его интерьер поражает изяществом росписей и гармонией, краски очень сочные из-за чего картины как будто переносят вас в райский сад.

Из истории Вагаршапата

В 163 года римляне разрушили Арташат, после чего в Вагаршапат перешел политический, культурный, а затем религиозный и просветительский центр страны.

В 301 году государственной религией Армении стало христианство.

По легенде, первому патриарху Армении Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как Христос, сошел с неба и указал место, где нужно воздвигнуть собор. Место это не было пустырем, в этом месте находился древний языческий храм. Именно тут в 303 году и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что с армянского можно перевести как «место сошествия Единорожденного».

Возведенный изначально храм был деревянный, имел форму базилики. В V веке князь Вагане Мамиконяне перестроил его в форме крестово-купольного храма. Современные очертание собор приобрел после перестройки в начале VII ст., во времена Католикосов Комитаса и Нерсеса III Строителя.

Армения пережила века невзгод, и Эчмиадзин много раз мог быть уничтоженным.

Например, во время русско-персидской войны в монастыре укрывались раненые русские солдаты, и его осадили персы. Русский отряд А. Красовского совместно с армянскими ополченцами невероятным образом победил превосходящие в 15 раз силы противника в битве при Ошакане и вступил в монастырь. В это время духовенству с архиепископом Эчмиадзина Нерсесом Аштаракеци, жителями и солдатами ничего не оставалось, как молиться за победу перед Святым копьем. Победа пришла. В 1828 году Восточная Армения была освобождена от персов.

В 1918 году шла война Армении с Турцией, турецкие полчища находись в считаных километрах от Эчмиадзина и намерения у них были очень не добрые. Католикос Геворг V Суренянц, несмотря на смертельную опасность, отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился организовать отряд из духовенства для участия в битве против турок. Отряд насчитывал 300 человек.

21–24 мая 1918 года в ходе битвы при Сардарапате армяне разбили турок и отбросили их от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен, а Армения была спасена от гибели. Более того, 28 мая 1918 года Арения возродила свою государственность (спустя почти 600 лет).

В советские годы Вагаршапат из заброшенной деревни снова вырос до крупного посёлка, а затем стал и городом. Монастырь Эчмиадзин и храмы отремонтировали. Откопали Звартноц, который тогда был засыпан землей.

В 1945 году город переименовали в Эчмиадзин, но в 1995 вернули прежнее название Вагаршапат. В 2000 году все храмы Вагаршапата включили в списки ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Эчмиадзин

Главный Эчмиадзинский кафедрал строился не один век. Это даже не собор, а огромный комплекс государственного значения — резиденция католикоса, духовная семинария, зимняя и летняя трапезные, гостиница, музей.

В XVII веке над собором возведен новый купол и построена трехъярусная колокольня перед западным входом.

В XVIII столетии над южной, северной и восточной апсидами храма надстроили шестиколонные ротонды, благодаря чему собор приобрел пятикупольное венчание. В начале XVIII века была выполнена роспись собора, автором которой стал художник Нагаше Овнатанян. Во второй половине XVIII ст. ее дополнил внук Натана — Овнатан. Династия на этом не закончилась, потомки художника продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян дополнил и обновил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более ста картин с обликом Иисуса, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество этих картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор. Фрезки отсутствуют на стенах в армянских храмах, их украшают именно картины святых.

Читайте также:  Алжир на карте мира (карта Алжира на русском языке)

В 1869 году с восточной стороны была пристроена ризница для хранения драгоценных реликвий и церковной утвари.

Еще позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В 20-м столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых.

Как и во всех армянских церквях, Главный алтарь расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе есть еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда по легенде Господь ударил золотым молотом.

Самой светлой зоной храма является купольный квадрат с двенадцатью окнами в цилиндрическом барабане и с пластичными поверхностями парусов, отражающими лучи света, проникающего сверху.

Эчмиадзин сам по себе не только святыня армянской церкви, но и символ Армении. В Армении даже существует уникальный день, отеченный в календаре, — день кафедрального собора. Этот праздник отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 день после Пасхи.

Музей

Сокровищница Эчмиадзина — так называют музей. Он был открыт в 1955 году, и такое название выбрано не просто так. В музее находятся бесценные реликвии, собранные или полученные в дар от людей со всего света!

В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Так называемое, Копье Судьбы. По преданию, этим или похожим копьем был убит Христос. Реликвию привез в Армению Фаддей, когда проповедовал на этой земле. Сейчас в мире таких четыре — в Эчмиадзине, в Вене, Ватикане и Польше, и все четыре, разумеется, претендуют называться «настоящим»! По-армянски копьё — «Гегард», и в средние века оно хранилось далеко в горах, в уникальном одноименном монастырском комплексе.

В Эчмиадзине хранятся три частицы Креста, на котором был распят Христос. Одна из мощей — под прозрачным камнем в середине этого большого креста 10 века, принадлежавшего армянскому царю Ашоту Железному. Это его боевой крест.

Десница с мощами Иоанна Крестителя. Мощь была подарена Эчмиадзину римским папой в 2001 году.

Открытый алтарь

Еще одна достопримечательность Эчмиадзина — так называемый «Открытый алтарь». Эта современная постройка, одна из последних на территории комплекса. Появился этот алтарь в 2001 году, в честь 1700-летия принятия христианства, расположен перед входом во двор комплекса. Во время открытия на нем отслужили совместную службу Католикос всех армян Гарегин Второй и Папа Римский Иоанн Павел Второй.

Дорога к этой арке украшена древними хачкарами — стелами с резным изображением креста, собранными со всех уголков Армении.

Что посмотреть

Кроме алтарей, которых тут четыре внутри и один снаружи, как и было описано выше, а также музея, в Эчмиадзине есть и другие интересные места.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Здесь же, во дворе монастыря, расположен дворец католикоса Всех Армян. У входа в резиденцию возвышаются «ворота Трдата». Они многократно перестраивались, но в их основании и сейчас сохранились каменные блоки IV века. Предполагают, что когда-то на месте этих ворот размещался царский дворец.

На территории монастыря находится также и Духовная Академия. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — 50 человек. В основном здесь изучают такие предметы как логика, риторика, психология, всемирная история, философия и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный, так староармянский.

На территории Эчмиадзина также находится здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Сейчас здесь находится художественный музей, в котором выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Другие церкви Эчмиадзина

Эчмиадзин называют городом церквей. Кроме Эчмиадзинского монастыря, здесь находятся еще 3 древних памятника. По легенде эти храмы созданы в честь мучениц — первых христианок, которые бежали сюда из Рима от преследований императора. Храмы носят названия:

  • Сурб Рипсиме,
  • Сурб Гаянэ
  • Сурб Шогакат.

Первый их храмов построен в 618 году. Это величественное и стройное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника, в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. Из одного из приделов, расположенных в углах, можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Внутреннее убранство очень скромное. В 1790 году к церкви пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен позднее, в 630 году на месте часовни IV века. Он считается одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Строгое и лаконичное здание церкви украшено лишь орнаментами, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Помещение прямоугольной формы. Внутри расположены два рядами колонн, которые делят внутреннее пространство на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи расположены изящные звонницы. Детали интерьера украшает орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен гораздо позже — в 1694 году. Он имеет своеобразную архитектуру, называемую «купольной залы». В церковь ведет единственная дверь, которая открывается из сводчатой галереи с западной стороны здания. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Строители обошлись без промежуточных опор благодаря тщательным расчетам. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

Как добраться

Добираться до Эчмиадзина очень легко. В Ереване вам нужно попасть на пересечении улицы Сарьяна и проспекта Маштоца. Справа от проспекта увидите скопление таксистов и маршруток. Вот они и отправляются прямо в Эчмиадзин.

Цены примерно такие:

маршрутка: 200-300 драм;

такси: 1200 драм за машину. Если набирается 4 человека, то сумма делится на всех. Если Вы один, то можно уговорить водителя на 1000 драм.

Учитывайте, что маршрутки, в основном, едут утром и вечером, а днем их почти нет.

автобус: можно выехать в Эчмиадзин с центрального автовокзала Киликия на автобусе №202 или микроавтобусе № 203, стоимость проезда составит соответственно 300 и 250 драм.

Армения Эчмиадзин Кафедральный собор Армянская ССР тяжелый церковь храм архитектура христиане

–>

Начальная цена:270.00 р
Ставок:нет
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу
До конца торгов:1 дня(ей) 18 час.
Лот размещен:14/02/2022 15:34:30
Окончание торгов:28/02/2022 15:34:30
Лот находится в городе:Москва (Россия)
Доставка:
по городу:Самовывоз.
по стране и миру:Стоимость доставки по стране 100.00 р.
Цена корректируется только по весу, по тарифам почты.
Оплата: Наличные, Банковская карта, Смотри в описании.
Состояние товара:Б/у.
1
№127321144

Подробное описание

Эчмиадзинский Кафедральный собор

(арм. Էջմիածնի Մայր Տաճար, от др.-арм. Էջ Միածինն [ɛːʤ miɑʦʼinn] — «Сошествие Единородного») — главный храм Армянской апостольской церкви, престол Верховного Патриарха Католикоса Всех Армян в 303—484 гг., и снова с 1441 года. Расположен в городе Вагаршапат Армавирской области Армении. С 2000 года входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Является одним из древнейших христианских храмов в мире.

Материал — тяжёлый металл.
Крепление — иголка.

Приветствую!
Благодарю за проявленный интерес к моим лотам.

  • Вы покупаете именно тот товар, который видите на фотографиях.
  • Прежде чем сделать ставку, пожалуйста, ознакомьтесь с условиями на странице «Обо мне».
  • Делая ставку, Вы подтверждаете, что полностью согласны с моими условиями оплаты и доставки.
  • Если есть вопросы, или что-либо не понятно — спрашивайте в «Задать вопрос продавцу».
  • Если возникли какие-то вопросы или Вы заметили какое-то несоответствие в описании лота с тем, что изображено на скане, пожалуйста, перед тем как делать ставку, задайте вопрос в «Обсуждение лота».
  • Не забывайте оставлять отзывы после завершения сделки!

ЖЕЛАЮ ВСЕМ УДАЧИ В ТОРГАХ.

ЗДРАВСТВУЙТЕ УВАЖАЕМЫЕ ПОКУПАТЕЛИ!
УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ И ДОСТАВКИ:

  1. Делая ставку, покупатель подтверждает, что прочитал данные условия и согласен им следовать.
  2. Покупатель выходит на связь ПЕРВЫМ в течение 2-х дней, оплата в полном размере производится в течение 5 дней после окончания аукциона. При грубом нарушении любого из этих правил— однозначно следует отрицательный отзыв и перевыставление лота.
  3. Если Вы планируете принимать участие в торгах по другим моим лотам, которые заканчиваются позже — предупредитe меня и я смогу подождать.
  4. Оставляю за собой право завершать аукционы досрочно, а также снимать лоты с продажи на сайте в любой момент.
  5. После оплаты обязательно уведомите меня, указав Ваш НИК, дату и сумму оплаты, и реквизиты для отправки товара. Для постоянных клиентов достаточно просто сообщения в чате для обсуждения сделки.
  6. Я обязуюсь отправить товар в течении трёх рабочих дней после оплаты. Любые иные условия заранее оговариваются.
  7. «Личная встреча» возможна в Москве у ст. метро «Калужская», на Вернисаже, в клубе на Нагорной.
  8. Оплата: наличные, карта Сбербанка РФ.
  9. Пересыл за счет покупателя.
  10. Стоимость: заказное отправление — в пределах 100 рублей, ускоренное почтовое отправление 1-го класса — от 100 рублей. В описании лота обычно указана стоимость доставки заказным письмом. По желанию покупателя, возможна страховка – её стоимость составляет 4% от страховой суммы (тариф Почты). По умолчанию отправляю заказным письмом в пластиковом конверте. При желании иных условий отправки — обязательно оговаривайте заранее.
  11. При покупке нескольких лотов, доставка оплачивается как за один (кроме лотов “за 1 рубль”). При покупке нескольких лотов Вы экономите на доставке. Цена корректируется только по весу, по тарифа м почты.
  12. Наложенным платежом не высылаю.
  13. За работу почты переживаю, но ответственность не несу. В случае утери лота почтой деньги не возвращаю, разборками с почтой не занимаюсь (ст. 458 ГК РФ – обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю). В случае потери лота почтой я предоставлю покупателю квитанцию об отправке, и он сам предпринимает шаги к розыску.
  14. Лоты находятся в Москве. Пересыл только по РФ.
  15. Гарантирую достойную упаковку.
  16. После отправки лота сразу высылаю трек-номер почтового отправления, или фото квитанции об отправке.

Ссылка на основную публикацию