Москва-река — сердце столицы и центр туристического маршрута

Москва-река — сердце столицы и центр туристического маршрута

взрослый: 400

Стоимость билетов на причале (при наличии):

взрослый: 700

детский (с 6 до 12 лет): 400
дети до 5 лет включительно — бесплатно

Описание прогулки Отправьтесь в незабываемое двухчасовое речное путешествие по центру столицы на комфортабельном теплоходе! Во время круиза опытный гид проведёт увлекательную экскурсию об истории столицы и достопримечательностях города, необычные виды на которые откроются с палубы теплохода. В стоимость билета уже включён приветственный напиток (на выбор — сок, вода, газированный напиток или пиво), кроме того во время прогулки для гостей на борту будет работать кафе с широким ассортиментом лёгких закусок, снеков, и безалкогольных напитков.

Льготный билет действует для школьников, студентов, пенсионеров, многодетных семей и инвалидов при предоставлении документов перед посадкой на теплоход.

Маршрут прогулки Причал «Новоспасский мост» — Дом музыки — Краснохолмский мост — Высотка на Котельнической набережной — Причал «Большой Устьинский мост» — Парящий мост — Ландшафтный парк «Зарядье» — Собор Василия Блаженного — Московский Кремль — Московский театр эстрады — Храм Христа Спасителя — Памятник Петру Первому — Парк искусств «Музеон» — Причал «Крымский мост» — Парк Горького — Пушкинский (Андреевский мост) — Стадион «Лужники» — Московская канатная дорога — Причал «Воробьёвы горы» — Причал «ЦПКиО им. Горького» — Причал «Большой Каменный мост» — Причал «Новоспасский мост»

  • На метро
  • На автомобиле
  • Станция «Пролетарская», «Крестьянская застава» или «Павелецкая»

    На метро до станции «Пролетарская» Таганско-Краснопресненской линии, выход из последнего вагона, либо до станции «Крестьянская застава» Люблинско-Дмитровской линии, выход из метро на площадь Крестьянская застава, к 3-му Крутицкому переулку.

    После выхода из метро пройти пешком по 3-му Крутицкому переулку, по подземному переходу пересечь Новоспасский проезд и идти далее по Саринскому проезду по направлению к Москве-реке. На перекрестке Саринского проезда и Краснохолмской набережной перейти набережную по наземному пешеходному переходу, в 70 метрах правее будет причал Новоспасский мост. Общее время в пути от метро около 12 минут, расстояние 800 метров.

    Если для вас удобна Замоскворецкая (зелёная) линия метро, то воспользуйтесь станцией «Павелецкая», после выхода из метро, совмещенного со зданием Павелецкого вокзала нужно повернуть направо и выйти на Кожевническую улицу. Далее можно проехать две остановки на трамваях №№ 35 или 38 до остановки «Динамовская улица», либо пройти пешком по Кожевнической улице, пересечь Москву-реку по Новоспасскому мосту и спуститься к причалу по лестнице, весь путь чуть более одного километра.

    Краснохолмская набережная, ближайший адрес — Саринский проезд, 6

    Причал находится на пересечении Краснохолмской набережной и Саринского проезда, удобные подъезды с Садового кольца и Третьего транспортного кольца.

    Рядом с причалом городские парковки на Краснохолмской набережной, непосредственной у причала, и на Саринском проезде с минимальным для Москвы тарифом 40 в час. По воскресеньям и праздничным дням городские паркинги бесплатны.

  • На метро
  • На автобусе
  • На автомобиле
  • Станция «Китай-город»

    На метро до станции «Китай-город» Таганско-Краспнопресненской или Калужско-Рижской линии. Выход на Китайгородский проезд в сторону Москворецкой набережной.

    После выхода из метро нужно пройти по Китайгородскому проезду 400 метров по ходу движения транспорта (проезд односторонний), по направлению к Москве-реке, далее пересечь по наземному переходу Москворецкую набережную и пройти 200 метров по направлению к причалу, так, чтобы река оказалась по правую руку, а Кремль остался позади.

    Весь путь пешком около 600 метров, занимает 8-10 минут.

    Автобус № 255 до остановки «Китайгородский проезд»
    Автобусы №№ м2, м5, м9, м10, 38, 101, 144, 158, 904, троллейбусы №№ м7, м7к, м8 до остановки «Метро «Китай-город»
    Трамваи №№ А, 3, 39 до остановки «Площадь Яузские ворота»

    Если вы отправляетесь на причал из района Лужников или Большой Пироговской улицы, то удобно воспользоваться маршрутом автобуса № 255, остановка «Китайгородский проезд» находится непосредственно у причала.

    Кроме того, на Славянской площади, в 700 метрах от причала находится транспортный узел, на котором сходятся более десяти маршрутов наземного транспорта, в том числе новой транспортной системы «Магистраль». На автобусе № м2 до причала можно добраться из района Фили и Кутузовского проспекта, на м5 от Нагорного бульвара и Варшавского шоссе, на троллейбусе № м7 из района Выхино и Рязанского проспекта, на автобусе № м9 из района Владыкино и проспекта Мира, на м10 из района Дегунино и Дмитровского шоссе, на автобусе №144 — с Ленинского проспекта и юго-запада Москвы, на автобусе №904 из районов Митино, Тушино, Сокол, Аэропорт и Ленингрдского шоссе.

    Рядом с причалом расположена трамвайная остановка «Площадь Яузские ворота», до нее удобно добраться от Чистых прудов и метро «Павелецкая», на трамвае №3 также из районов Нагорный, Зюзино и с Варшавского шоссе, а на трамвае №39 из района Университет.

    Москворецкая набережная, 9, строение 4

    Причал находится в самом центре Москвы, непосредственно на Москворецкой набережной, недалеко от Кремля.

    Парковка возможна по обоим сторонам одностороннего Китайгородского проезда на городской парковке № 1108, стоимость парковки — 150 в час.

    По воскресеньям и праздничным дням городские паркинги бесплатны.

Теплоход «Москва» — один из самых популярных советских и российских проектов судов для местных речных линий. Все теплоходы, работающие в столице, прошли полную модернизацию, ведь очень удачная конструкция позволяет серьезно перестраивать судно для более комфортного размещения гостей на закрытой нижней и открытой верхней палубах.

На центральной линии работают теплоходы «Москва-46», «Москва-64», «Садко», «Добрыня», «Аврора», «Святогор», «Водник».

Длина судна более 38 метров, ширина 6,5 — подобные внушительные габариты теплохода позволяют с комфортом разместить до 180 человек на двух палубах судна. В зависимости от лоции, в которой работают суда и их оснащенности, теплоходы могут иметь класс Речного регистра Р 1,2 или Л 0,6 и гарантируют полную безопасность пассажиров в любых навигационных условиях.

Покататься на «Орхидее», «Астре» или «Лаванде»: по Москве-реке запустили речные трамвайчики с цветочными названиями

По Москве-реке начали курсировать 10 речных трамвайчиков. Они ходят ежедневно по двум маршрутам: от гостиницы «Украина» или от Парка Горького до Новоспасского моста. Водный транспорт будет перевозить москвичей и туристов до октября.

Речные трамвайчики можно отличить по яркому цвету корпуса. Каждый из них назвали в честь цветка. Например, судно желтого цвета называется «Подсолнух», синего — «Василек», голубого — «Незабудка», а зеленого — «Орхидея». На Москве-реке также можно увидеть розовый трамвайчик под названием «Роза», оранжевую «Астру», красную «Гвоздику», бордовый «Тюльпан», сиреневую «Лаванду» и «Фуксию» одноименного цвета.

«Речные прогулки становятся все популярнее в Москве. Катаясь на трамвайчике, можно не только отдохнуть от городской суеты, но и насладиться красотой московских пейзажей. Москвичи и гости столицы могут увидеть город с необычной стороны. Маршруты водного транспорта проходят мимо основных достопримечательностей — Кремля и собора Василия Блаженного, храма Христа Спасителя, МГУ имени М.В. Ломоносова, парка “Зарядье” и других знаковых мест Москвы. А яркие цвета, в которые окрашены судна, поднимают настроение пассажирам и делают путешествие еще более запоминающимся», — рассказали в пресс-службе столичного Комитета по туризму.

Трамвайчики — это современный пассажирский водный транспорт с климат-контролем и телескопической стеклянной крышей. В зависимости от погоды ее можно раздвигать или сворачивать — по тому же принципу, что крыши в кабриолетах. Это позволяет пассажирам выйти отдохнуть на свежий воздух или укрыться под крышей, если начался дождь или сильный ветер.

Речные «кабриолеты» следуют по Москве-реке с 11:00 до 01:00. Отправиться в мини-круиз можно от двух причалов — возле гостиницы «Украина» и Парка Горького. Интервал движения составляет полчаса. Остановки — у причалов Киевский Вокзал, Лужники, Воробьевы Горы, Парк Горького, Большой Каменный Мост, Зарядье и Новоспасский Мост. Каждое судно вмещает 44 пассажира.

На всех трамвайчиках можно взять аудиогиды. Они доступны на шести языках: русском, английском, китайском, испанском, французском и немецком. Во время речной прогулки пассажирам также предлагают легкие закуски и напитки. Билеты можно приобрести на борту судна.

В 2020 году в столице планируют запустить новый вид общественного транспорта — водный. Пилотный маршрут пройдет по Москве-реке от Киевского вокзала до Нижних Мневников. Он свяжет деловой центр «Москва-Сити», городские парки и Киевский вокзал. На пути будет семь остановок-причалов: Киевский Вокзал, Красная Пресня, Набережная Тараса Шевченко, Западный Порт, «Сердце столицы», Верхние Мневники, Нижние Мневники. С появлением водного маршрута москвичи получат новую транспортную связь. Причалы располагаются недалеко от станций метро, Московского центрального кольца и остановок наземного пассажирского транспорта. Оплатить проезд можно будет по городским тарифам, в частности картой «Тройка».

Летняя пассажирская навигация на Москве-реке, как правило, открывается в апреле и продолжается до октября. Ее точные сроки зависят от погодных условий. В это время в пределах города и в ближайшем Подмосковье курсируют прогулочные теплоходы нескольких перевозчиков.

В последние годы у коммерческих компаний появился зимний речной флот, поэтому прогулки не прекращаются в холодное время года. Речные яхты-ледоколы ходят даже в самые морозные дни. Обычно с ноября начинается зимний сезон речных прогулок по Москве-реке. По главной водной артерии столицы курсируют всесезонные суда ледового класса с усиленным корпусом. Работающие зимой суда способны ходить при битом льде толщиной до 20 сантиметров. Во время сильных холодов, когда река промерзает глубже, ее сначала расчищают ледоколы.

10 идеальных пешеходных маршрутов по Москве

С каждым годом многие районы в Москве становятся все более приспособленными для долгих пеших прогулок: составляем 10 маршрутов по самым интересным и запоминающимся местам столицы

По центру Москвы

Прекрасный маршрут длиной 5 километров для тех, кто хочет увидеть наиболее известные достопримечательности Москвы, и параллельно заняться покупками. Начиная свой путь с Театральной площади, можно пройти до Лубянской площади и Китай-города. Оттуда, свернув в старые (и кое-где даже тихие) московские переулки, легко добраться до ГУМа с его многочисленными бутиками ведущих мировых брендов. Далее – можно обойти Кремль вокруг, чтобы оценить просторы центра города и его историческую часть. Вернувшись к ГУМу, легко добираемся до метро «Площадь революции», и смело отправляемся по своим делам.

ФОТО Getty, Тасс

ФОТО Getty, Тасс

Шумные улицы и бульвары Москвы

Этот 8-километровый маршрут – отличный способ познакомиться с главными улицами Москвы, и прогуляться по широким бульварам города. Начиная путь от станции метро Арбатская, стоит, прежде всего, пройти по Старому и Новому Арбату – с многочисленными барами, сувенирными магазинами, кафе и магазинами (обязательно загляните в ТЦ «Весна»!). После этого можно подняться по Тверскому бульвару до пересечения с Тверской улицей, и пойти дальше – до Петровки. Чтобы продлить удовольствие, лучше всего не обходить стороной и Столешников переулок, который буквально преобразился в последние несколько лет. Закончить маршрут можно на Театральной площади, и сходить в один из ближайших музеев Кремля.

ФОТО Getty, Тасс

Стена Цоя на Арбате

ФОТО Getty, Тасс

От Китай-города до Пятницкой улицы

Маршрут не очень длинный (4 километра), но вполне подойдет для ознакомления с центром столицы. Выйдя из метро на Китай-городе, сворачиваем на Варварку и, любуясь древними церквями, расположенными по сторонам, идем к мосту через Москва-реку. Здесь лучше не сразу отправляться к Пятницкой улице, а пойти в обход, чтобы пройтись по тихим улочкам города, которых осталось в столице не так много. К тому же, в результате вы сможете выйти прямиком к Третьяковской галерее, и посетить одну из выставок. Ну а потом можно идти и на Пятницкую, чтобы зайти в один из баров или кафе, которых здесь множество.

Вид с Большого Москворецкого моста

ФОТО Getty, Тасс

ФОТО Getty, Тасс

От Цветного бульвара до Китай-города

Если вам нужно совершить покупки в конерах молодых классных брендов и посмотреть Москву – вам стоит начинать свой маршрут от Цветного бульвара (с ТЦ «Цветной» и «Неглинная») и по Рождественке идти к Кузнецкому мосту, где непременно стоит посетить смотровую площадку знаменитого Центрального детского магазина. После можно вернуться к Рождественскому бульвару и, пройдясь по знаменитому Чистопрудному бульвару, выйти на Покровку, идеально подходящую для прогулок. По ней вы и дойдете до Китай-города.

Московский цирк Никулина на Цветном бульваре

ФОТО Getty, Тасс

ФОТО Getty, Тасс

Парковая полоса

Еще один хороший способ сочетать культурную программу с наслаждением природой – пройтись от Кропоткинской до Нескучного сада. Во-первых, в начале пути вы сможете зайти в ГМИИ им. Пушкина, где всегда проходят замечательные выставки. Во-вторых, увидите Храм Христа Спасителя и самую модную площадку Москвы – территорию бывшей кондитерской фабрики «Красный Октябрь» на Берсеневской набережной. И, в-третьих, вы прогуляетесь по Пару Горького и Нескучному саду – главным паркам столицы.

ФОТО Getty, Тасс

От Тверской до Красных ворот

Маршрут длиной почти 5 километров хорош уже тем, что вы пройдете всю Тверскую улицу насквозь – а это одна из самых красивых улиц Москвы! Дойдя до Исторического музея (который, если время позволяет, стоит непременно посетить), можно взять стаканчик мороженого в ГУМе и отправиться дальше – по Никольской улице к Лубянской площади. Здесь расположено много интересных кафе и баров, а также – знаменитый книжный магазин «Библио-глобус»: находка для книголюбов. После этого стоит подниматься вверх по Мясницкой, держа путь к метро Красные ворота.

ФОТО Getty, Тасс

ФОТО Getty, Тасс

Монументальные дома и Новодевичий монастырь

Выйдя на Фрунзенской, отправляемся в небольшой парк при усадьбе Трубецких. Далее, по широким улицам, отправляемся к Новодевичьему монастырю, наслаждаясь по пути монументальной советской архитектурой – этот район всегда считался весьма престижным, и потому дома здесь строили на века, в прямом смысле слова. После посещения монастыря можно направиться к метро Спортивная или – к Фрунзенской набережной.

ФОТО Getty, Тасс

От памятника Владимиру Маяковскому до МАММ

Пройдясь по Садовому кольцу (и заглянув в знаменитую «Нехорошую квартиру» Михаила Булгакова, при желании), скорее сворачиваем в переулки у Патриарших прудов. Здесь много уютных кафе и небольших баров – маленькая Европа в центре Москвы. Далее движемся к Арбату и заходим в ресторан «Прага», а после направляемся к Кропоткинской и Мультимедиа Арт Музею – перед тем, как зайти в метро, стоит непременно прогуляться по Пречистенке, где сохранились дома из совершенно разных эпох.

Памятник Владимиру Маяковскому

ФОТО Getty, Тасс

Храм Христа Спасителя

ФОТО Getty, Тасс

МГУ и окрестности

Отличную прогулку можно совершить, выйдя на станции метро Воробьевы горы и направившись к метро Университет. По пути – прекрасная зеленая зона Москвы, а также комплекс зданий МГУ. Простор, воздух, монументальные здания – в этом маршруте есть все, что нужно для спокойной и умиротворенной прогулки. Идеальный выбор для летнего теплого вечера.

ФОТО Getty, Тасс

Природный заказник Воробьевы горы

ФОТО Getty, Тасс

Кутузовский проспект и Поклонная гора

Интересный маршрут, демонстрирующий все разнообразие архитектуры города. Выйдя возле комплекса Москва-Сити и вдохновившись современной архитектурой, направляемся на один из самых просторных проспектов столицы – Кутузовский. Пройдя его, стоит заглянуть в Парк Победы на Поклонной горе, чтобы полюбоваться открывающимися видами и увидеть Монумент Победы, а также Триумфальную арку.

ФОТО Getty, Тасс

ФОТО Getty, Тасс

Читайте также:

Как провести выходные с детьми на даче: 7 настольных игр

Главные события в Москве с 20 по 26 мая

Где смотреть кино в Москве, кроме привычных кинотеатров

Главные сериалы и телешоу мая

Хёрст Шкулёв Паблишинг

Москва, ул. Шаболовка, дом 31б, 6-й подъезд (вход с Конного переулка)

В самом сердце столицы появятся живописные прогулочные маршруты

Новые центры притяжения

Новый прогулочный пешеходный маршрут появится в самом центре Москвы в ближайшее время. Недавно в рамках городской программы благоустройства «Моя улица» начались работы по созданию единой пешеходной зоны от Красной площади и Кремля к парку «Зарядье». Предполагается, что этот прогулочный маршрут станет главной дорогой для москвичей и туристов, по которой они будут следовать в парк от станции метро «Площадь Революции».

Напомним, что новый сезон программы «Моя улица» в этом году стартовал 10 апреля. На сей раз в программу вошло более 80 территорий. Помимо уже упомянутой пешеходной зоны в центре Москвы знаковыми проектами этого сезона также являются парк «Зарядье», создание музейного квартала на Волхонке, благоустройство Садового кольца, а также 12 столичных набережных.

О набережных стоит сказать особо. В программе благоустройства – Краснопресненская, Смоленская, Болотная, Котельническая, Пречистенская, Якиманская и другие набережные. На всех набережных появятся живописные пешеходные зоны, которые будут отделены от проезжей части деревьями. Кроме того, на всех набережных будут оборудованы велодорожки, а также места для отдыха со смотровыми площадками. Таким образом, в Москве фактически появится единое пешеходное пространство вдоль реки. С красивыми видами, возможностью посидеть, отдохнуть или покататься на велосипеде. А может быть, и назначить деловую встречу в кафе с красивым видом на Кремль.

Особого внимания заслуживает также реконструкция Хохловской площади (см. рубрику «Артефакты»). Проект необычен прежде всего тем, что он будет представлять собой самую масштабную экспозицию древнего артефакта, устроенную под открытым небом.

Биржевая площадь станет достопримечательностью

С большим нетерпением москвичи ждут открытия парка «Зарядье». Не так давно вокруг него уже убрали строительный забор. Сейчас там завершается формирование ландшафтных зон. Строители заканчивают возведение парящего моста, идут последние работы в ледяной пещере.

Несколько недель назад начались работы по прокладке новых инженерных коммуникаций на прилегающих к парку улицах – в Китайгородском проезде, на Варварке, Москворецкой улице и Москворецкой набережной. «Зарядье» – самый масштабный проект в этом сезоне, реализуемый в рамках программы «Моя улица», и единственный большой парк, который будет открыт в самом центре столицы за последние годы.

Очевидно, что «Зарядье» станет новым центром притяжения для москвичей и гостей города. Здесь можно будет просто погулять, наслаждаясь красивыми видами города, или же посетить концерт в необычной филармонии, расположенной под стеклянным куполом, и многое другое.

В этом году в программу «Моя улица» вошло более 80 территорий. Знаковые проекты этого сезона – парк «Зарядье», музейный квартал на Волхонке, благоустройство 12 столичных набережных

Частью этого прогулочного маршрута – станция метро «Площадь Революции» – Красная площадь, Кремль –парк «Зарядье» – станут Рыбный и Богоявленский переулки, а также Биржевая площадь. Последняя после реконструкции будет принадлежать только пешеходам. На ней обустроят фонтан, высадят деревья и установят скамейки. «Биржевая площадь – это одна из немногих небольших, камерных площадей Москвы. Она станет сердцем новой пешеходной зоны. Наша цель – сделать её достопримечательностью исторического района Китай-город», – поясняют в Департаменте капитального ремонта Москвы.

В российской столице появится первый химический технопарк для детей. Его открытие в Москве запланировано на сентябрь текущего года.

В эти дни на Биржевой площади и в Рыбном и Богоявленском переулках уже приступили к ремонту и замене инженерных коммуникаций. Планируется замена труб газопровода и водопровода, прокладка подземной кабельной канализации. После завершения инженерных работ начнутся основные работы непосредственно по благоустройству. Будет установлен бордюрный камень, мощение выполнят крупными гранитными плитами, новые фонари будут с энергосберегающими лампами.

После завершения работ Богоявленский и Рыбный переулки, несмотря на то что они станут частью пешеходной зоны, будут открыты для проезда транспорта. Проехать там смогут: спецтехника, машины, доставляющие продукты в местные кафе и магазины, личные автомобили горожан, живущих или работающих на этих улицах, такси, а также автомобили граждан с ограниченными возможностями и сопровождающих их лиц. Кстати, пешеходная часть переулков будет вымощена практически на одном уровне с проезжей частью.

Алексей БЕЛЯЕВ, первый замруководителя Департамента капитального ремонта Москвы:

– Программа «Моя улица» реализуется в Москве с 2015 года. Археологическое сопровождение ведётся в течение всего периода работ, а процесс взаимодействия археологов и строителей давно отработан. На сроках завершения благоустройства исследовательская деятельность не сказывается. Тем более что останавливают ремонт лишь на небольших участках. Практика показывает, что учёным достаточно нескольких дней. Они используют это время для того, чтобы описать находку, провести фото- и видеофиксацию, взять образцы на экспертизу (для установления возраста, состава материалов).

Иногда археологи принимают решение о естественной консервации. То есть объект оставляют в грунте. Его заново аккуратно покрывают слоями земли, чтобы восстановить среду, в которой он сохранялся долгие века. Обычно так поступают с фрагментами и элементами крупных строений и сооружений – фундаментами зданий, старинными мостовыми, мостами. Предварительно проводится кропотливая работа по фотофиксации, описанию и нанесению на археологические карты.

Как сохранить объект наилучшим образом, решают эксперты столичного Департамента культурного наследия. Могу сказать точно, что все находки пристально изучают и данные о них вносят в каталоги. Информацией дополняют единую археологическую карту столицы. Она не только будет полезна современным исследователям, но и станет наследием для будущих поколений археологов.

Брусчатка вернётся на место

Москвичи наверняка заметили, что в последние несколько дней знаменитая брусчатка возле станций метро «Краснопресненская» и «Баррикадная» куда-то исчезла. Волноваться не стоит! Около 3 тыс. квадратных метров брусчатки было аккуратно сложено на паллеты и отправлено на хранение. Уже к концу августа, когда работы по благоустройству на Кудринской площади и прилегающих территориях будут завершены, брусчатку вернут на место в полной сохранности.

На Кудринской площади возле стилобата высотки планируется обустроить пешеходную зону. Также возле метро «Краснопресненская» и «Баррикадная» высадят более 90 деревьев, 290 кустарников, а ещё здесь появится почти 900 квадратных метров красивейших цветников.

Для удобства перемещения пешеходов от главного входа в Московский зоопарк к высотке на Кудринской площади, на перекрёстке Большой Грузинской и Баррикадной улиц сделают островок безопасности. А ещё у станций метро откроют велопрокат и поставят 10 новых остановочных павиль­онов.

Пока ведутся работы, на обеих сторонах Баррикадной улицы будет перекрыто по одной полосе движения, а пассажиры метрополитена смогут пройти к станциям «Краснопресненская» и «Баррикадная» по специально оборудованным временным настилам.

Променад вдоль Москвы-реки

На прошлой неделе подготовительные работы перед благоустройством стартовали на Андреевской набережной.

В рамках программы «Моя улица» на набережной сначала проведут инженерные работы по прокладке подземной кабельной канализации, в которую уберут воздушные провода, после чего строители приступят непосредственно к благоустройству набережной.

Важно заметить, что перекрывать движение на Андреевской набережной не планируется. Сейчас здесь уже оградили ремонтные площадки, для безопасности пешеходов обустроили деревянные настилы.

После завершения работ по благоустройству площадь тротуаров на набережной увеличится почти на треть, их замостят гранитной плиткой, а рядом разобьют газоны. Вдоль набережной установят красивые фонари с энергосберегающими лампами. Напомним, что в этом году по программе «Моя улица» предусмотрено благоустройство 12 столичных набережных. На каждой из них планируется создать комфортную прогулочную зону, которая будет отделена от проезжей части деревьями. Среди набережных, где в этом году проводится благоустройство, – Котельническая, Гончарная, Лужнецкая, Андреевская, Краснопресненская, Смоленская, Ростовская и др.

Музей под открытым небом

Работы по благоустройству в рамках программы «Моя улица» традиционно оказываются богаты на археологические находки. Многие из них становятся частью музейных экспозиций. К примеру, в подземном переходе к парку «Зарядье» планируется открыть даже целый музей, который как раз и составят все ценные артефакты, найденные при строительстве парка.

Однако далеко не каждую ценную древность можно с лёгкостью извлечь на поверхность и перенести в музей.

Нередко оказывается так, что найденные артефакты становятся центром экспозиции под открытым небом. Самой масштабной такой экспозицией станет участок крепостной стены Белого города на Хохловской площади. Этот древний артефакт станет центральным элементом благоустройства площади. Вокруг него будут сооружены основные архитектурные элементы.

Ещё один кусочек крепостной стены также планируется оставить в Китайгородском проезде. Рядом с историческим объектом на уровне тротуара там будут установлены стеклянные витрины, в которых разместятся и другие ценные археологические находки, обнаруженные во время работ по благоустройству.

Новый пешеходный маршрут в Москве для туристов: одиннадцать набережных за одну прогулку

Фото: Павел КЛОКОВ

Этот пешеходный маршрут называли уникальным еще до окончания городского ремонта (программа благоустройства «Моя улица»). В то время, когда столичные набережные были перекопаны и засыпаны щебнем, а на демонтированной плитке в редкие минуты отдыха восседали люди в оранжевых жилетах.

В мэрии объясняли, что во время реконструкции тротуары расширят и гулять по ним станет приятнее. Особенно по центральным набережным, где полно достопримечательностей (стадион «Лужники», Третьяковка на Крымском Валу, памятник Петру, Храм Христа Спасителя, Кремль, Парк «Зарядье» и другие). Единый пеший маршрут начинается от делового центра «Москва-Сити» и заканчивается (условно) на Таганской площади. Расстояние кажется невероятно большим. Хотя на самом деле всего 17 километров, пройти которые можно за четыре часа.

Фото: Павел КЛОКОВ

А Я ЛЕЖУ, ГУЛЯЮ ПО МОСКВЕ

Итак, позади башни делового центра. Справа — Москва-река.

Старт маршрута начинается на Краснопресненской набережной. И главный ее плюс — это деревянные лежаки, похожие на букву «М». Филейная часть оказывается внизу, а ножки приятно болтаются. К тому же они еще совсем не устали. Здесь, на фоне небоскребов, селфи делают не только туристы, но и москвичи. Тротуар просто широченный. Почти как на Новом Арбате. Так и просится какая-нибудь кафешка. Или хотя бы павильон. Но, увы, из развлечений — только шезлонги и USB-розетки на остановках (некоторые из них не работают). В зоне таксистов пять автомобилей. Водители в один голос говорят, что заказов почти нет и им не на что жить. Хотя надеются, что с потеплением клиентов станет больше.

Вдали маячит Дом Правительства РФ. Справа, через реку, гостиница «Украина». По-весеннему пахнет краской, потому что ограждения недавно покрасили. Велосипедисты мчатся не по проезжей части, а прямо по тротуару (благо места навалом). Но специальная разметка есть далеко не на всех набережных.

И вот иду-иду, занудствую про себя. Мол, ни одной харчевни на берегу. Ни одного туалета. И вдруг вижу — ресторан «Чайка». Красивый такой. На корабле. Почему бы угрюмому страннику не сделать привал? Захожу. Хватаю меню. И с выпуклыми, как у новорожденного теленка, глазами читаю: «Корейка ягненка на гриле робата под соусом «Айоли» — 1450 рублей. Суп из акульих плавников — 980 рублей. Стейк «Рибай» — 2370 рублей».

Для кого этот ресторан? Для туристов, которые не умеют переводить рубли в доллары?

Фото: Павел КЛОКОВ

СПРАВИТЬ НУЖДУ? — ПЕРЕЙДИ ДОРОГУ

Краснопресненская плавно переходит в Смоленскую. Там я встретил первого в этом году рыбачка, которого зовут дядя Витя. Он сказал, что рыба совсем обнаглела и клевать на червя отказывается. Хотя он, дядя Витя, червя покупает. На скамейке из маленького приемника доносились новости из Сирии.

Я шел по плитке и поглядывал на часы. Лежаки предательски кончились, остались только лавки. И то не везде. Например, Ростовская набережная голая как сокол. Зато центр «Москва-Сити» уже на другом берегу реки и фотографироваться на его фоне — милое дело (можно даже поставить его на ладошку).

На Саввинской набережной я понял, что пересекать уникальный туристический маршрут нужно было на велосипеде. Ноги начали гудеть. Позади остались Киевский вокзал и гостиница «Славянская» (хотя не знаю, можно ли их считать достопримечательностями).
Постепенно, ближе к центру, начали мелькать карманы с платной парковкой. Свободных мест полно.

По правую руку две красно-белых трубы ТЭЦ, а я все равно иду и скучаю. Купить водички или справить нужду можно в каком-нибудь кафе, но это через дорогу.

Наш корреспондент Павел Клоков. Фото: Личный архив

ПЕРЕВАЛОЧНЫЙ ПУНКТ «ЛУЖНИКИ»

На Новодевичьей набережной я понял, что велосипед, как средство передвижения, — для меня слишком жирно. Сгодились бы даже ролики, на которых я не умею кататься. Но, слава Богу, эта набережная — настоящая рекордсменка по скамейкам. Их так много, что в глазах даже немножко рябит. Посидел пять минут и отправился дальше.

А дальше начинается Лужнецкая набережная. Здесь уже почти нет машин, зато полно киосков, кафешек и туалетов. Наткнулся на пункт проката велосипедов (вовсю работает — 300 рублей в час), но брать двухколесного друга не было смысла. Мне ведь его потом придется возвращать. Сюда же. Что касается красоты, на Лужнецкой набережной открывается вид на Главное здание МГУ.

ДО КРЕМЛЯ — РУКОЙ ПОДАТЬ

Шел третий час моего путешествия. Если бы не редакционное задание, я бы точно поставил в нем многоточие и свалил бы домой на автобусе…

В принципе, как мне показалось, начинать турпоход надо с Фрунзенской набережной. На ней хоть и нет скамеек, зато открываются чудесные виды на Андреевский мост (на него лучше смотреть вечером, когда он светится), Минобороны, Храм Христа Спасителя, Третьяковку (на Крымском валу). Дальше, на Пречистенке, выплывает Кремль. По ту сторону реки — фабрика «Красный Октябрь» и театр Эстрады. Здесь уже ощутимо больше людей и процентов семьдесят из них — туристы.

Ширина набережных не везде такая гигантская. Например, в самом начале Пречистенской тротуарчик сужается до трех метров. И два велосипедиста на нем едва разъезжаются. Таковы особенности улицы. На дороге тоже не разгуляешься — всего две полосы. Зато дальше, ближе к Большому Каменному мосту, прежняя ширина возвращается.

На Кремлевской мне уже было все равно, какие там виды меня окружают. Язык мой лежал на плече как у сенбернара. Ног я почти не чувствовал. Слева мелькнул Храм Василия Блаженного. На Москворецкой — парк «Зарядье».

Какая-то китаянка попросила меня сфотографировать ее на фоне автозаправки (рядом с высоткой на Котельнической набережной). Я ничему не удивлялся и выполнил просьбу.

Фото: Павел КЛОКОВ

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

— Рецепт комфортных общественных пространств примерно один и тот же, — считает блогер и урбанист Аркадий Гершман. — Это что-то такое, что может занять людей. Набережные всегда притягивали к себе жителей городов и туристов. Практически все города стоят на воде. Это, действительно, комфортное место для размышления о вечном. Но, тем не менее, никто не будет просто так ходить по берегу вперед-назад. Ну или пройдет два раза, а на третий откажется, потому что все уже там знает. Поэтому хорошо, когда вдоль набережных идут какие-то постройки с кафе, магазинчиками, туалетами. Можно даже размещать какие-нибудь выставки, инсталляции… И тогда народ потянется. К сожалению, одних видов маловато для того, чтобы туристы проходили такое расстояние.

Речной автобус

До вокзала на корабле

Столичные власти давно присматриваются к Москве-реке как еще к одной транспортной артерии, на которой можно было бы открыть маршрут для пассажиров. Река проходит через весь город, и в некоторых местах самый простой и быстрый способ попасть из точки А в точку Б – вплавь. Тем не менее дальше разговоров и туристических экскурсий дело не шло.

И вот, как рассказал Максим Ликсутов, Высшая школа экономики провела исследование и разработала техническое задание по организации регулярных речных перевозок. В качестве пилотного предложен маршрут – от Нижних Мневников до Киевского вокзала. Вдоль него по берегам реки строятся сразу несколько крупных жилых комплексов, проще всего добираться из которых в центр будет именно по воде.

Десять километров, семь остановок

Протяженность всего маршрута – около десяти километров. На нем предполагается семь остановок на уже существующих причалах: Киевский вокзал, Красная Пресня, Набережная Тараса Шевченко, Западный порт, Сердце столицы, Верхние Мневники, Нижние Мневники. Кораблик будет преодолевать их за 52 минуты. “Долго слишком, – говорят потенциальные пассажиры, – на метро в разы быстрее”.

Может быть, метро и быстрее, но до него нужно еще и добраться. А речной трамвай будет подходить практически к самому дому, идти никуда не придется: спустился на набережную – и поплыл в центр.

“С его запуском получится создать новые транспортные связи – причалы находятся в пешей доступности от станций метро, МЦК и остановок наземного транспорта. Маршрут проходит вдоль строящихся жилых комплексов и охватывает четыре района города: Хорошево-Мневники, Филевский парк, Пресненский, Дорогомилово”, – пояснил заммэра.

Город собирается запустить корабли с той же периодичностью, что и поезда на МЦК: раз в 4-6 минут. Оплата – по “Тройке”. Тарифы пока не озвучивают, но ранее высказывались точки зрения, что они должны стимулировать пассажиров к поездке, а не отталкивать от нее.

На чем поплывем

Для нового проекта купят абсолютно новые суда – парк речных трамвайчиков, курсирующих по реке, для этих целей не рассматривают.

ВШЭ в своем проекте разработала и предварительное техническое задание для подвижного состава. Кораблики должны вмещать около 100 человек (например, обычный автобус берет на борт 85), за час на каждом смогут прокатиться около 1500 пассажиров. И главное, корабли должны быть всепогодными и круглогодичными – ледового класса. “Это не совсем ледоколы, – поясняет заммэра, – они могут плавать зимой, у них усилена конструкция днища, могут проламывать лед определенной толщины. Москва-река промерзает не везде и, если будет постоянное движение, вряд ли замерзнет. Если же встанет большой лед, то можно вызвать ледокол, он проложит путь, и этого хватит еще на какое-то время”.

Опыт круглогодичной навигации у Москвы уже есть – несколько лет назад одна из городских судоходных компаний закупила судна, которые курсируют по реке и зимой и летом. Их еще из ледяных торосов вызволять не приходилось.

Когда поплывем

Запуск проекта планируется на 2020-2021 годы. “Есть проблемы с состоянием причальной инфраструктуры, – говорит Максим Ликсутов. – Поэтому берем около трех лет, чтобы это все привести в достойный удобный вид. Где-то остановки надо приблизить к инфраструктуре. И к тому времени строящиеся жилые комплексы – Веллтон Парк, Береговой, Сердце столицы, Западный порт и много-много других объектов – примут жильцов”.

За это время предстоит просчитать экономику проекта, пока что еще никто не может определенно сказать, во сколько он обойдется городу. Разработать проект трамвайчиков и разыграть их на конкурсе.

В Москве 8 сентября запустили сразу восемь новых автобусных маршрутов. Как сообщает портал мэра Москвы mos.ru, ежедневно ими будут пользоваться более 13 тысяч пассажиров. В частности, автобусы запустили от станции метро “Бульвар Рокоссовского”, в Бутово, на Ленинском проспекте и т.д.

Аркадий Гершман, урбанист:

– Для нас это новый вид транспорта, пока сложно сказать что-то определенное по поводу перспектив. В России аналогичного опыта нет – даже в Петербурге нет регулярных городских маршрутов по воде. Кроме того, важно не только запустить корабли по воде, также необходима инфраструктура на берегу: подходы, зоны ожидания, терминалы, состыковка с наземным городским транспортом и так далее. Думаю, выводы о московских водных маршрутах можно будет делать через год-два работы.

Читайте также:  Кипарисовое озеро, Сукко (как добраться на автобусе, машине, железнодорожном транспорте, водном такси)
Ссылка на основную публикацию