Сколько км от Екатеринбурга до Алапаевска: на машине

Автобус Екатеринбург — Алапаевск

Расстояние от Екатеринбурга до Алапаевска на автобусе — 149 км. Путь занимает от 2 часов 40 минут до 3 часов 30 минут, в среднем — 3 часа. Также стоит учитывать текущие погодные условия и дорожную ситуацию, которые не в последнюю очередь влияют на итоговое время в пути.

Основной пункт отправления — Северный автовокзал, есть несколько рейсов с Южного автовокзала. Выезжая из Екатеринбурга, транспорт движется по Режевскому тракту, останавливаясь на поворотах к различным населенным пунктам. В Алапаевске автобусы прибывают либо к автокассе на Ленина, 11Б, либо к автостанции на Ленина, 88. Между ними — 2,5 км.

Для перевозки пассажиров по данному маршруту используются и микроавтобусы на 18–20 человек, и автобусы средней вместимости на 25–35 человек.

Далее в совете — подробное расписание для каждого автовокзала, маршруты прямых рейсов с остановками, стоимость билетов. Ниже вы найдете форму, с помощью которой удастся быстро купить билет на тот или иной рейс.

Расписание автобусов Екатеринбург — Алапаевск 2022

На табло от сервиса Яндекс.Расписания отображаются рейсы на сегодня, а также — на завтра. Дана краткая информация по каждому предложению: пункт прибытия, время отправления. Перейдите сайт, чтобы узнать подробности (адреса автовокзалов и автостанций, график на все дни, остановки). Табло кликабельно.

Автобус Екатеринбург — Алапаевск: Северный

От Северного автовокзала уральской столицы чуть больше десяти рейсов в сутки. Первый уходит в 08:15, последний — в 20:40.

Все они прямые рейсы, за редким исключением — № 823 до Верхней Синячихи, № 954 до Махнево.

Регистрационные номера прямых рейсов — № № 516В, 516Г, 516Д и № 566. Они различаются маршрутами.

Автобус № 516В проходит через следующие промежуточные остановки: Деево (поворот), Арамашево (поворот), Косякова (поворот), Катышка (поворот), Коптелово (поворот), Исакова (поворот), Коптелово (поворот). Прибытие — к автокассе. Время в пути — 2 часа 50 минут.

Автобус № 516Г: курорт «Самоцветы» (поворот), Коптелово (поворот). Прибытие — к автокассе. В пути — 2 часа 40 минут.

Автобус № 516Д: Монетный, Лосиный, Деево (поворот), Арамашево (поворот), Коптелово (поворот). Прибытие — к автокассе Алапаевска. В пути — 2 часа 55 минут

Маршрут автобуса № 566: Новоберезовский, Монетный, Лосиный, Крутиха (поворот), Костоусово (поворот), Стриганово (75 разъезд), Реж/Артемовский (развилка). Жуково (поворот), Деево (поворот), Арамашево (поворот), Косякова (поворот), Катышка (поворот), Коптелово (поворот), Исакова (поворот), Коптелово (поворот), автокасса Алапаевска. Прибытие — к городской автостанции. В пути — 3 часа 15 минут.

Перевозчики эксплуатируют в основном микроавтобусы на 16–20 мест, реже — автобусы средней вместимости на 26–30 пассажиров.

Стоимость билета — 400–500 рублей в зависимости от рейса.

Расписание автобусов Екатеринбург — Алапаевск: Северный автовокзал

Автобус Екатеринбург — Алапаевск: Южный

В этом случае вариантов немного. Ежедневно от Южного автовокзала отправляется три рейса — № № 830Б, 516А, 516Б. Все они прямые, отличие — в количестве промежуточных остановок. Прибытие — на городскую автостанцию.

Время в пути — от 3 часов до 3 часов 30 минут в зависимости от рейса.

На линии — микроавтобусы Volkswagen Kraft и Mercedes-Benz Sprinter на 18–19 пассажиров и 35-местный Higer.

Стоимость билета — 435–500 рублей.

Расписание автобусов Екатеринбург — Алапаевск: Южный автовокзал

Билеты на автобус Екатеринбург — Алапаевск

Проезд в одну сторону обойдется в 400–500 рублей в зависимости от выбранного рейса. В среднем билет стоит 450 рублей. Билет для ребенка стоит в половину изначально указанной суммы.

Багаж оплачивается дополнительно. Ручную кладь можно провозить в салоне бесплатно. Сумку или чемодан установленных размеров размещают на багажных полках или под сиденьем.

Обратите внимание, что за услугу электронного оформления билетов взимается небольшой сервисный сбор.

Купить билет на автобус Екатеринбург — Алапаевск

Приобрести билеты можно в кассах екатеринбургских автовокзалов, на их сайтах, пройдя процесс регистрации личного кабинета, а также в терминалах самообслуживания, расположенных в разных точках города.

Если вы не хотите остаться без места на определенный рейс, покупайте билеты заблаговременно. Продажа на данное направление открыта на Busfor.ru — это сервис, который специализируется на подборе автобусных билетов по России и миру.

Для оформления покупки необходим документ, удостоверяющий личность (свидетельство о рождении для детей), действующий номер телефона и адрес электронной почты. На почту придет бланк маршрутной квитанции, который следует распечатать.

Расстояние между городами

Примеры расчета расстояний:

Когда может пригодиться расчет расстояний?

Бесплатный расчет расстояний между городами показывает точное расстояние между городами и считает кратчайший маршрут с расходом топлива. Он может быть востребован в следующих случаях:

  • Сервис расчета расстояний помогает проложить маршрут автопутешественнику, например, для летнего отдыха с семьей или при планировании деловой поездки на автомобиле. Зная расход бензина и среднюю цену за литр топлива, нетрудно рассчитать обязательные финансовые затраты в поездке.
  • Водителю-дальнобойщику расчет расстояния между городами позволяет проложить маршрут на карте при подготовке к дальнему рейсу.
  • Калькулятор расстояний пригодится грузоотправителю, чтобы определить километраж и в соответствии с тарифами транспортной компании оценить стоимость грузоперевозки.

Как пользоваться расчетом расстояний?

Для того чтобы рассчитать маршрут между городами, начните вводить в поле “Откуда” название начального пункта маршрута. Из выпадающей контекстной подсказки выберите нужный город. По аналогии заполните поле “Куда” и нажмите кнопку “рассчитать”.

На открывшейся странице на карте будет проложен маршрут, красными маркерами будут обозначены начальный и конечный населенные пункты, а красной линией будет показан путь по автодороге. Над картой будут указаны суммарная длина маршрута, продолжительность пути и расход топлива. Под этой информацией будет размещена сводная таблица с подробными данными о маршруте и об участках пути: тип дороги, расчетная длина и продолжительность каждого фрагмента маршрута.

Полученный маршрут можно распечатать или, изменив некоторые параметры, повторить расчет. В дополнительных настройках можно задать транзитные населенные пункты, а также скорректировать расчетную скорость движения по дорогам каждого типа. Ниже дополнительных настроек расположены поля ввода данных топливного калькулятора. Внесите в них актуальный расход горючего вашей машины и среднюю цену 1 литра топлива. При повторном расчете эти данные будут использованы для подсчета необходимого количества топлива и его стоимости.

Другие методы прокладки маршрута

Пожалуй, самая простая альтернатива – это открыть атлас автодорог и на глаз проложить маршрут по карте. Затем, прокатив по маршруту курвиметр, можно получить приблизительный километраж. Оценить время поездки будет сложнее: для этого придется разбить маршрут на фрагменты с одинаковым классом дорог и измерить сумму длин фрагментов каждого класса. Далее, зная среднюю скорость для каждого класса дорог, нетрудно рассчитать время, поделив путь на скорость.

Если курвиметра нет под рукой, то можно воспользоваться линейкой. Приложите нулевую отметку линейки к начальному пункту маршрута и двигайте линейку, плотно примыкая ее к извилинам дороги.

Рассчитать расстояние между городами также можно с помощью таблиц, которые опубликованы в атласах и справочниках. Это достаточно удобно для маршрутов, начинающихся и заканчивающихся в крупных городах. Мелких населенных пунктов, как правило, нет в таблицах.

Смотрите также:

  • таблица расстояний между городами России
  • расчет расстояний по Северной Америке на английском языке: DriveBestWay.com

Алгоритм расчета расстояния между городами

Расчет маршрута основан на алгоритме поиска кратчайшего пути во взвешенном графе автодорог (алгоритм Дейкстры). Расстояния определены по точным спутниковым координатам дорог и населенных пунктов. Расчет является результатом компьютерного моделирования, а модели не бывают идеальными, поэтому при планировании маршрута поездки не забудьте заложить резерв.

Существует несколько подходов к определению расстояния между городами:

  • расстояние по автодорогам включает в себя длину автотрассы и соединяющих ее с городом дорог;
  • расстояние по прямой, или как его еще называют “по птичьему полету“, характеризуется меньшей протяженностью, но практически менее ценно, т.к. перемещение обычно происходит по дорогам.

В наших расчетах расстояния между городами берутся по автодорогам.

Город Алапаевск

В Алапаевске находится старейший промышленный памятник Свердловской области (молотовой цех начала XVIII века), тут провел часть детства знаменитый композитор П.И. Чайковский, здесь же создан первый в стране Совет рабочих депутатов. Существовало здесь и интересное гидротехническое сооружение – Кукуйский тоннель, а местный умелец создал первую российскую водяную турбину. Об истории и достопримечательностях города Алапаевск читайте в этой статье.

История Алапаевска

Берет свое начало с деревни Алапаихи, основанной в 1639 году на берегу одноименной речки, близ места ее впадения в реку Нейву. В 1696 году поблизости нашли месторождение железной руды. В 1702 году казна начала строительство на речке Алапаихе железоделательного завода – одного из первых на территории современной Свердловской области. С тех времен сохранились стены молотового цеха Алапаевского завода. Считается, что это старейший промышленный памятник Свердловской области. Построен в интервале между 1702 и 1704 годами.

Слева видны Алапаевский пруд и Свято-Троицкая (бывшая Алексеевская) церковь, справа – здание молотового цеха

В 1759 году Алапаевский завод (вместе с Нижне-Синячихинским, Верхне-Сусанским и Нижне-Сусанским) был передан из казны лейб-гвардии секунд-майору Гурьеву. В 1766 году завод был продан промышленнику Савве Яковлевичу Собакину (Яковлеву).

Алапаевским заводам принадлежал участок на Высокогорском месторождении железной руды в Нижнем Тагиле. Ежегодно там добывалось для Алапаевских заводов до 300 тысяч пудов руды. Готовую продукцию сплавляли по реке Чусовой с Кашкинской пристани.

Поскольку стоявший на речке Алапаихе Алапаевский завод испытывал недостаток в воде, столь необходимой для приведения в движение заводских механизмов, в 1828 году началось строительство Нейво-Алапаевского завода. На реке Нейве была возведена редкая для Урала того времени переливная плотина. В 2013 году ее реконструировали. Ряд строений Нейво-Алапаевского завода, сохранившихся с XIX века, имеет статус памятников архитектуры федерального значения.

Старый Алапаевский завод закрылся в 1838 году. В начале XX века пруд спустили, проложили железнодорожные пути. Сейчас заводской пруд на Алапаихе можно увидеть только на старинных фотографиях.

Здесь был пруд на речке Алапаихе

«По производительности своей, по заводскому хозяйству, по совершенству технических устройств и по качеству выделываемого железа Алапаевские заводы принадлежат к числу лучших на Урале. Но естественные их условия не совсем благоприятны: от главных железных рынков они слишком удалены; для сплава по Чусовой железо приходится возить сухим путём на расстояние до 140 вёрст, до Кашкинской пристани; леса находятся в довольно расстроенном состоянии, вследствие беспорядочного лесного хозяйства в прежнее время; древа и уголь ныне могут быть заготовлены лишь на дальних расстояниях от заводов и потому обходятся дорого».

В 1781 году Алапаевск получил статус города, по указу Екатерины II став центром Алапаевского уезда Пермской губернии. В 1783 году он заполучил свой первый герб.

В 1849-1852 годы Алапаевским горным округом руководил Илья Петрович Чайковский – отец композитора П.И. Чайковского. Здесь же один год и три месяца (весна 1849 – конец лета 1850 г.) в возрасте 9-10 лет жил маленький Петя – будущий известный композитор. Чайковский руководил заводами недолго. Покинул свой пост из-за конфликта с заводовладельцами.

С 1903 по 1907 годы обязанности управляющего исполнял знаменитый русский металлург, основатель российской науки о металлургии В.Е. Грум-Гржимайло. Здесь он встретил первую русскую революции, оставив воспоминания об этом в своих мемуарах.

Население Алапаевска состояло главным образом из рабочих. В начале XX века среди них преобладали революционные настроения. Алапаевск вошел в историю тем, что 8 марта 1905 года здесь создан первый в России Совет рабочих депутатов. На здании, где он был образован и сейчас висит памятная табличка.

В мае-июле 1918 году в Напольной школе Алапаевска содержались члены императорской семьи Романовых. В ночь с 17 на 18 июля они были казнены, их сбросили в шахту неподалеку от города.

Численность населения Алапаевска в наши дни – 37,8 тысяч человек.

Достопримечательности Алапаевска

В Алапаевске немало интересных достопримечательностей.

В историческом центре города возвышается Свято-Троицкий собор (ул. Чайковского, 19, перекресток с ул. Ленина). Он считается первым в Свердловской области каменным храмом. Построен в 1702 году, но неоднократно перестраивался. Собственно к началу XVIII века относится только правый придел храма. Таким образом, самым старым храмом, дошедших до нас в первозданном виде, правильнее считать Свято-Троицкий собор в городе Верхотурье (1703-09 гг.).

До 1912 года назывался Алексеевским храмом. Интересна колокольня с острым шпилем, построенная в 1833 году. К сожалению, 20 марта 2016 года ураганным ветром этот шпиль был снесен.

В 1918 году после прихода белых сюда были перевезены обнаруженные тела казненных представителей императорской семьи. После отпевания тела убитых разместили в склепе, а при отступлении их увезли. Сейчас склеп восстановлен.

Читайте также:  Кипарисовое озеро, Сукко (как добраться на автобусе, машине, железнодорожном транспорте, водном такси)

В советское время (с 1932 по 1992 годы) в здании церкви располагался хлебозавод. Храм восстановлен, освящен в 1999 году. Впрочем, внутренние работы еще не закончены. Собор находился рядом с бывшей плотиной Алапаевского пруда.

На площади рядом с собором можно заметить памятный камень. Раньше на нем была табличка с текстом грамоты царя Михаила Федоровича, узаконившего деревню Алапаиху. Но Россия – есть Россия. Табличку украли алкоголики и сдали на металлолом. Остался лишь камень.

Зато недавно рядом с церковью поставили памятник Елизавете Федоровне Романовой.

Близ собора находился один из железных рудников – Кукуйская (Кокуйская) яма. С него начиналась история Алапаевского завода, здесь добывали железную руду. В старом русском говоре «кукуй» – «выселок», «отделенное поселение».

Поскольку рудник затапливало, для отвода воды прорыли тоннель в сторону речки Алапаихи. Длина Кукуйского тоннеля составила более 100 метров. Примерно посередине находилось запорное устройство (его прозвали «царские ворота»). К сожалению, в советское время тоннель забило илом, хотя, по рассказам, некоторые местные мальчишки лазали сюда еще в 1930-40-е годы. Был случай, когда подростки едва не застряли в тоннеле. Сейчас входы в тоннель завалены.

Рудник Кукуй (Кокуй) является геологическим и геоморфологическим памятником природы Свердловской области.

Чтобы попасть к Кукуйской яме, достаточно пройти от Свято-Троицкого собора по улице Чайковского 200 метров на запад. Сейчас на месте рудника затопленный карьер размером примерно 150х100 метров. Если интересно, по улице Карла Либкнехта можете выйти к долине реки Алапаихи и пройти около 100 метров вверх по течению (до уровня Кукуйской ямы). Здесь, в небольшом логу, заваленном мусором, можно увидеть сочащуюся из склона воду. Она выходит из Кукуйского тоннеля.

Вернувшись к храму, перейдите на противоположную сторону улицы Ленина и идите в южном направлении по улице Ленина. Внизу, под мостом проходит железная дорога и течет речка Алапаиха. Выше моста в прошлом был заводской пруд. Сейчас о нем не напоминает ровным счетом ничего. Зато ниже моста пока еще сохранились руины молотового цеха со стенами из бутового камня – старейшего промышленного памятника архитектуры постройки 1702-04 годов.

К сожалению, он постепенно разрушается. Во время посещения Алапаевска участниками проекта «Ураловед» в 2015 году мы обнаружили, что одна из стен бывшего молотового цеха обрушилась. В скором времени старейшая промышленная постройка региона окончательно прекратит свое существование, оставшись для потомков лишь на фотографиях.

Идя дальше, вы увидите Дом культуры со скульптурами рабочих перед входом. На другой стороне улицы, напротив – Дом детского творчества, а через квартал – детская школа искусств.

Продолжив движение, вы увидите пожарную каланчу и бывшее волостное правление (Ленина, 18). Здесь есть памятная табличка, что в этом здании 8 марта 1905 года избран первый в стране Совет рабочих депутатов.

Еще немного и перед филиалом УрФУ (Ленина, 10) вы увидите памятник Игнатию Софонову (1800-1873) – известному изобретателю-самоучке. В 1837 году он изобрел первую в России водяную турбину. Сохранился и дом Игнатия Софонова. Именем Софонова названа одна из улиц города.

По другую сторону от Свято-Троицкого собора сохранился дом управляющего Алапаевским горным округом. Это большое красивое здание с небольшим парком. Раньше перед зданием располагалась заводская площадь.

Именно здесь провел часть детства Петя Чайковский – будущий знаменитый на весь мир композитор. Исследователи биографии Чайковского считают, что алапаевский период заметно отразился на его творчестве. К середине XX века о Чайковском в Алапаевске уже почти никто не вспоминал. Но уральскими страницами в жизни композитора заинтересовалась оказавшаяся на Урале Вера Борисовна Городилина. Именно благодаря ее стараниям в бывшем господском доме открылся Дом-музей П.И. Чайковского. Кроме того, В.Б. Городилина изготавливала своими руками миниатюрные модели музыкальных инструментов. Их можно увидеть в коллекциях музея. Удивительный был человек! В память о Городилиной на стене здания установлена табличка.

Около музея в 1967 году установлен памятник Чайковскому, стоит ротонда. До революции здесь был сад, в котором гуляла в том числе и семья Чайковских.

Адрес дома-музея П.И. Чайковского: ул. Чайковского, 30. Телефон: (34346) 3-40-72.

По соседству с Домом-музеем Чайковского стоит досугово-молодежный центр «Урал», а следующее здание на Ленина, за улицей Розы Люксембург – сохранившийся дом изобретателя Софонова (ул. Ленина, 34 / ул. Розы Люксембург, 30). Этот дом он решил построить под конец жизни – первый и единственный до революции трехэтажный. Но так и не пожил в нем.

Дом очень необычный. Часть деревянная, а часть каменная. В здании располагался Алапаевский краеведческий музей. Впрочем, в настоящее время музей не работает. Дом постепенно ветшает, некоторые окна разбиты.

Дальше по улице Ленина, в северной части города находится бывшее здание Напольной школы (ул. Перминова, 58 / ул. Ленина, 77). Оно построено в 1915 году. В 1918 году, вплоть до казни здесь содержались члены императорской семьи – княгиня Елизавета Федоровна и князья Романовы. Сейчас здесь создан монастырь, действует мемориальная комната, посвященная причисленной к лику святых Елизавете Федоровне Романовой. Во время поездки в Алапаевск мы заглянули в Напольную школу, но встретили нас очень недоброжелательно… Если желаете заехать сюда при посещении Алапаевска, то во избежание негатива и закрытых дверей лучше заранее договаривайтесь о визите по телефону (34346) 3-18-98. Хотя на двери указаны часы работы с 10 до 16:00 со среды по воскресенье, в реальности, по свидетельствам туристов, обычно здесь бывает закрыто.

Любителям православных объектов также может быть интересна Екатерининская церковь на местном кладбище. Попасть к ней можно по улице Гоголя, пересекающей Ленина за Напольной школой. Церковь будет в 900 метрах справа. Пятикупольная церковь построена в 1912 году в псевдорусском стиле. Одна из немногих на Урале, не закрывавшихся в советское время. Около стен церкви находится могила почитаемого старца Тимофея. Он жил у родника на горе Ялунихе.

А на правом берегу Нейвы, с горы Ялуниха можно посмотреть Алапаевский металлургический завод со старыми цехами и плотиной.

Схема достопримечательностей города Алапаевск

1 – автостанция, 2 – Напольная школа с мемориальной комнатой, 3 – Екатерининская церковь, 4 – дом Софонова, 5 – Дом-музей Чайковского, 6 – Свято-Троицкий собор, 7 – Кукуйская яма, 8 – Дом культуры, 9 – памятник Игнатию Софонову, 10 – Ялунина гора, 11 – Алапаевский металлургический завод, 12 – депо Алапаевской узкоколейной железной дороги.

Окрестности города

Алапаевск славится самой длинной действующей в России пассажирской узкоколейной железной дорогой (около 150 километров). Иногда прокатиться по ней приезжают даже издалека. Правда, в отдаленных населенных пунктах, которые связаны с «землей» только этой узкоколейкой, немало маргиналов. Вокзал АУЖД находится по адресу: г. Алапаевск, ул. Бочкарева, 73.

В окрестностях Алапаевска много интересного. Широко славятся музей-заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе и музей истории земледелия в Коптелово. По пути в Алапаевск можно заехать на озеро Молтаево, на скалы на реке Нейве – Старика, Старуху или на писаницу Двуглазый камень.

Любители православных святынь, будучи в этих краях, вряд ли упустят возможность побывать в монастыре на месте шахты Межной под Алапаевском, где окончили свой путь представители царской семьи.

Древняя писаница на реке Нейве

Как добраться до Алапаевска

На автомобиле нужно ехать по Режевской трассе, около города Режа повернуть на Алапаевск. Расстояние от Екатеринбурга до Алапаевска – 150 километров.

Можно легко доехать и на автобусе. Примерное время в пути на автобусе – 3 часа.

Также в Алапаевск ходят пригородные поезда, но ехать на них очень долго.

Алапаевск

Алапаевск… Живописно раскинулся среди зауральских холмов и увалов, на берегу огромного пруда реки Нейва, старый по возрасту, но кажется вечно молодящийся город.

Координаты для GPS-навигатора

Город Алапаевск на карте

Алапаевск… По современным масштабам городок он небольшой, но старинный — один из первых на Урале.Богата его биография, славен и знаменит он мастерством умельцев своих, революционными традициями, продукцией, на которой стоит клеймо «сделано в Алапаевске»…

Первое русское поселение в устье речки Алапаихи возникло в 1639 году. В 1704 году по указу Петра великого здесь построили железоделательный завод. Он-то и дал жизнь Алапаевску, с тех пор и началась биография города-труженика.

Металл, великолепный уральский металл, прославил Алапаевск. Прославили его и мастеровые русские люди. В Алапаевске трудился Игнатий Софонов (1800-1873), он смастерил и поставил на заводе первую в России водяную турбину. Рабочая династия Софоновых известна в Алапаевске с 1757 года.

Дед Игнатия был прислан в Алапаевский завод и работал здесь кузнецом. Отец Игнатия тоже работал на заводе — плотником, плотинным мастером. Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода отец взял сына в своё подчинение. После ухода с работы отца плотинным мастером стал Игнатий. Плотинный мастер того времени — должность важная и ответственная. Плотина была сердцем завода, вода приводила в действие все машины и установки. Плотинный мастер монтировал всё оборудование, следил за водным хозяйством.

После знакомства с Петербургскими заводами в 1834 году Софонов приступил к реконструкции водяного хозяйства Алапаевского завода. Он также разработал проект новой водяной турбины и начал строить её в алапаевских механических мастерских. К началу 1837 году турбину установили на Нейво-Алапаевском заводе.

Переход от водяного колеса, имеющего горизонтальную ось, к водяной турбине с вертикальной осью был смелым техническим шагом. Первые русские турбины И.Е.Софонова превосходили заграничные. Однако почти четыре года русская печать молчала об изобретении алапаевского плотинного мастера.

Управляющим Алапаевским заводом в то время был Илья Петрович Чайковский — отец великого русского композитора, сам выдающийся горный инженер, учёный, впоследствии — директор знаменитого петербургского технологического института. В 1850 году по ходатайству И.П.Чайковского за дальнейшее усовершенствование и устройство механизмов новой конструкции турбины И.Е.Софонов был награждён Золотой медалью.

Однако выдающееся изобретение Софонова не пошло дальше Алапаевского округа. Крепостники, владельцы заводов по-прежнему предпочитали покупать машины иностранного происхождения. 30 июня 1854 года И.Е.Софонов был назначен на должность управителя Нейво-Шайтанского завода. Здесь он проработал восемь лет. В 1862 году Софонов переехал в Алапаевск, где и умер 9 февраля 1873 года.

Алапаевцы свято чтят память о своём земляке, талантливом механике и изобретателе И.Е.Софонове. В городе установлен памятник, имя И.Е.Софонова носит одна из улиц Алапаевска. Памятник Софонову находится на ул. Ленина перед входом в филиал УГТУ-УПИ (Ленина 10) и прекрасно дополняет не только современный городской пейзаж, но и богатую историю провинциального городка. Алапаевск — родина первого Совета рабочих депутатов на Урале. Он был создан в дни первой русской революции, в марте 1905 года, и просуществовал немало — 65 дней.

Как и многие уральские города, Алапаевск тоже вырос из завода. В начале XVIII века на Урале развернулось крупное по тому времени промышленное строительство. Первыми были построены в 1701 году Каменский и Невьянский заводы, третьим стал Алапаевский, заложенный в 1702 году казной. Горный начальник уральских заводов В.И.Генин писал: «…в прошлом 1704 году по указу Петра I… оный завод заведен и построен в Верхотурском уезде в черте Невьянской и Мурзинской слобод на государственной земле… на речке Алапаихе, которая впадает в реку Нейву от оного завода в двухстах саженях…».

С этого момента деревня Алапаиха начинает становиться заводским посёлком. Статус города Алапаевск получил в 1781 году. Сегодня в центре Алапаевска сохранились черты старого металлургического центра. Это полуразрушенное здание молотового цеха, построенного предположительно в 1704 году, что делает здание цеха старейшим на Среднем Урале каменным строением.

Перед цехом, на месте плотины, мост, за которым большая котловина, где прежде был пруд на реке Алапаихе. Рядом старинный Свято-Троицкий собор, первый на Среднем Урале каменный храм. Храм был построен в 1702 году на средства прихожан. Он был перестроен в первой половине XIX века.

В 1824 году из-за нехватки воды завод перенесли с реки Алапаихи на более крупную Нейву. Здесь до сих пор действует редкая переливная плотина. Ещё одна достопримечательность города — Екатерининская церковь (расположена в северо-восточной части города на выезде в направлении Верхней и Нижней Синячихи), одна из немногих действовавших на протяжении всего XX века.

Как уже сказано, в Алапаевске провёл часть своего детства великий русский композитор П.И.Чайковский. Исследователи связывают многие произведения композитора с влиянием алапаевского периода его жизни, к примеру «Детский альбом». В доме, где жили Чайковские создан музей. Он находится сразу после моста под которым полуразрушенный молотовый цех, точнее по ул. Ленина 30.

Дом-музей П.И. Чайковского работает ежедневно с 11 до 16 часов, кроме воскресенья и понедельника. Но на территорию музея и в садик с беседкой вход открыт всегда. Также в Алапаевске был красивейший каменный собор Александра Невского, разрушенный в советские годы. Сейчас не далеко от места, где стоял собор находится площадь Революции.

Читайте также:  Сколько км от Саратова до Астрахани: на машине, поезде, самолете

Ещё в Алапаевске можно посетить краеведческий музей (ул. Розы Люксембург, 30), бывший дом И.Сафонова, русского изобретателя первой паровой турбины. Музей с богатой историей, созданный в 1927 году, и обладающий богатой экспозицией и различными коллекциями. Работает с понедельника по субботу с 11 до 16 часов.

Многие из жителей нашего города знают, где находится Кокуйская яма (к ней можно проехать повернув с ул. Ленина налево на улицу Розы Люксембург, метров через 50 по левую сторону будет Кокуйка). Это было самое близкое место, где с давних пор добывали руду для Нижне-Алапаевского железоделательного казённого завода. За Кокуйской ямой находится улица Колногорова. До 1897 года будущую улицу пересекал глубокий лог, по которому стекали весенние и дождевые воды в Кокуйскую яму и наполняли её. Позднее этот лог был засыпан землёй. А место застройки домами за Кокуйской ямой назвали Заложьем. Образовалась проезжая улица, по которой сегодня идут автотранспорт и пешеходы.

Поднимитесь в сумерки на гору Ялуниху, и перед глазами предстанет индустриальный Алапаевск наших дней. Прямо перед вами — большая, но на половину не действующая производственная площадка. Это остановленный металлургический завод с домной. Застывшее дыхание когда-то крупнейшего предприятия города. Дыхание которое раньше не прерывалось ни на час ни днём ни ночью.

Слева, в полутора-двух километрах к югу, вы увидите приземистые корпуса станкостроительного завода. Чуть левее ещё несколько зданий производственного типа — металлообрабатывающий завод и завод железобетонных изделий.

С западной стороны территория деревообрабатывающего комбината и Берёзовского леспромхоза. В том же районе один из цехов бывшего Алапаевского рудника. Правее возвышается громада главного корпуса завода бурильно-крановых машин — Стройдормаш. А теперь отвлечёмся от производственной темы. Посмотрите, какой красивый город в сумерках.

Невооружённым глазом виден Свято-Троицкий собор, а значительно правее — Екатерининская церковь. Кажется, что большую часть города занимает частный сектор из окон которого струится тёплый свет. Подумайте… Ведь именно так город выглядел когда только рождался. Удивительное свойство человеческого воображения воссоздавать былые картины не сравнимо не с чем. Наслаждайтесь этим.

Для тех, кто ещё не был на Ялунихе и не знает где эта гора находится — помогаю: находится она на восточной окраине города. Если ехать по ул. Ленина к Свято-Троицкому собору в сторону Нижней Синячихи (на север), то после моста нужно повернуть сразу направо (на ул.Чайковского). Эта дорога приведёт вас прямо к подножию горы Ялунихи.

В окрестностях Алапаевска — заслуживают внимания Верхняя и Нижняя Синячихи, между ними -мужской монастырь, в 17 километрах к югу — село Коптелово. Также интересны находящиеся недалеко от города скалы на реках Нейве и Реже.

Почему я упомянул об окрестностях города? Приведу небольшую историческую справку. В июле 1821 года на Алапаевском металлургическом заводе произошёл первый в России женский бунт, приведший к временной остановке завода. К началу революции 1905 года на заводе был создан первый заводской Совет, в состав которого входили и крестьяне.

5 июля 1918 года (в день, когда Церковь празднует обретение честных мощей преподобного Сергия игумена Радонежского) членов царской семьи, переселённых в Алапаевск, вывезли из города и в 18-ти километрах от него убили, ввергнув в одну из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская. Шахту, в которой погибли последние из Романовых алапаевцы назвали Межной.

После падения коммунистического режима сюда потянулись люди. В 1991 году около обвалившейся шахты был установлен Поклонный крест. На следующий, 1992 год, была построена Елизаветинская часовня. В 1995 году на этом месте было начато строительство мужского монастыря во имя Новомученников Российских. Я же в 2009 году, обдумывая эти события, написал стихотворение отражающее произошедшее.

Любимый город — спи спокойно.

Ты под защитой добрых сил.

В прохладу утра, в вечер знойный

Господь тебя всегда хранил.

А помнишь, времечко былое…

А женский бунт 20-х лет,

когда лишь право крепостное

давало право на обед.

Потом, народные волненья,

Совет рабочих и крестьян…

А светлый праздник обретенья,

что чёрным стал для Россиян.

Скорби, скорби мой славный город.

Ты сам частица той страны.

Бунтарский дух твой был расколот

и поднят в небо на штыки.

Оплачь — невинно убиенных,

чтобы потом твои сыны

не повторяли в поколеньях

ошибок горькой старины.

Теперь, мой город — спи спокойно.

Ты под защитой добрых сил.

Да будет дух твой так же стоек,

оплот твой свят и нерушим!

Высота центра города — 135 метров над уровнем моря.

Население города — 41 800 человек.

Как доехать до Алапаевска?

На автомобиле из Екатеринбурга через Берёзовский, Реж.

С Южного и Северного автовокзалов Екатеринбурга до города Алапаевска ходят рейсовые автобусы.

3. По железной дороге.

На пригородном поезде Екатеринбург — Алапаевск. Поезд идет очень долго, поэтому более предпочительно все же ехать на автобусе.

Алапаевск

Содержание

Алапаевск находится в Свердловской области. Тихий провинциальный промышленный городок, раскинувшийся на берегу старого заводского пруда, в последнее время стал популярным объектом туризма в области — благодаря дому-музею П.И.Чайковского, историческим заводским постройкам и богатым на достопримечательности окрестностям: знаменитому музею-заповеднику деревянного зодчества и крестьянского быта в Нижней Синячихе, крупнейшей в России Алапаевской узкоколейной железной дороге и живописным ландшафтам по берегам рек Нейва и Реж. Отдельным пунктом стоит объект религиозного туризма — Межная шахта, место гибели членов семьи Романовых, где ныне расположен монастырь во имя Новомученников Российских.

Понять [ править ]

Биография Алапаевска очень типична для Урала и, подобно многим окрестным городам, началась в петровскую эпоху, если считать историю города от начала металлургического производства, а не от маленькой деревушки, появившейся в этих местах 70 годами ранее. Алапаевский завод на реке Алапаихе (позднее перенесённый на реку Нейва) был одним из первых железоделательных заводов региона (заложен в 1702), появился сразу после Каменского и Невьянского. В отличие от большинства заводов в округе, Алапаевский завод долго оставался казённым (хотя вопрос о его «приватизации» стоял с 1720-х гг.) и лишь в 1766 году был отдан в частные руки — хитрому промышленнику Савве Яковлевичу Собакину (Яковлеву), хорошо «подвинувшему» Демидовых. С этого момента производство начало нарастать, а городок расширяться, объединяя соседние рудники и вспомогательные производства.

XIX век ознаменовался переездом завода с реки Алапаихи на реку Нейву и главной инновацией — заменой колеса с горизонтальной осью на турбину с вертикальной осью по проекту алапаевского умельца И. Софонова. В остальном городок рос и развивался, но довольно медленно, оставаясь глубоко провинциальным. Неспокойное начало XX века отметило важными историческими событиями и Алапаевск: в 1905 году здесь создан первый на Урале Совет рабочих депутатов, а летом 1918 года сюда доставили членов императорской семьи (Алапаевские мученики) — сестру императрицы великую княгиню Елизавету Фёдоровну и пятерых князей Романовых. В течении двух месяцев они содержались под арестом в здании Напольной школы, затем были вывезены и убиты рабочими Верхне-Синячихинского и Невьянского заводов на заброшенной шахте в 18 км от Алапаевска.

Затем было ударное производство в годы ВОВ, новые печи, цеха на заводе, призовые места, премии, рекорды. В 1987 году город готовился вступить в новую эпоху — полная реорганизация производства и строительство Новоалапаевского металлургического комплекса — да так и остался с занесённой ногой. На сегодня завод сосредоточился на традиционном для себя выпуске ферромарганца и чугуна. При ослаблении градообразующего предприятия (пресловутая «проблема моногородов») усилилась роль других производств, появившихся в XX веке — например, крупный машиностроительный завод Стройдормаш и Алапаевский станкостроительный завод.

Как добраться [ править ]

На машине можно доехать из Екатеринбурга (150 км) через Реж (70 км). На западе порядком разбитая дорога ведёт в Нижний Тагил (130 км хоть через Мурзинку–Петрокаменское, хоть через Верхнюю Синячиху–Верхнюю Салду), а в восточном направлении она же уходит в Ирбит (120 км). Если ехать вдоль железной дороги на север, то вы окажетесь в тайге и, в общем, никуда не приедете: пути на Серов и Верхотурье здесь нет, если только вы не рискнёте преодолеть 25 км по зимнику.

Транспорт [ править ]

Недавно обновлённый парк муниципальных автобусов развозит пассажиров по десятку городских маршрутов, с расписанием и маршрутами можно ознакомиться здесь.

Улица Ленина проходит через весь город с юга на север и упирается в автостанцию. Центр начинается у моста через Нейву и заканчивается вскоре после моста через железную дорогу. Город тянется отсюда на запад, где находятся ж/д вокзал и депо узкоколейки. Основная трасса проходит восточнее Алапаевска и в город не заходит.

Достопримечательности [ править ]

Застройка Алапаевска вряд ли вызовет энтузиазм у путешественника. Несмотря на 20 с лишним памятников архитектуры (см. список), лицо города формируют уродливые советские здания и простые избы. Обратите внимание на пожарное депо с симпатичной каланчой
8 (ул. Ленина, 20) и не совсем каноническое, но очень цельное здание ДК, украшенное характерными скульптурами и изречениями вождя мирового пролетариата. Есть в Алапаевске и красивые деревянные дома.

Чем заняться [ править ]

Покупки [ править ]

Обычные продуктовые магазины вы легко найдёте на улице Ленина в центральной её части. На данный момент в городе Алапаевске свои магазины имеют такие торговые сети, как “Монетка”, “Магнит”, “Пятерочка”.

Еда [ править ]

Где остановиться [ править ]

Окрестности [ править ]

Окрестности Алапаевска едва ли не интереснее самого города. Обязательно посетите Нижнюю Синячиху — это один из главных на Урале музеев деревянного зодчества.

Севернее Алапаевска [ править ]

Нижняя Синячи́ха — село в 15 км к северу от Алапаевска. Возникло в 1680 году, в 1724 году создан железоделательный завод, ныне полностью исчезнувший. Название пошло от реки, на которой, вопреки очевидным предположениям, никто не синячил — просто жившие здесь в древности племена манси называли реку Сяньга, а русские поселенцы переименовали её в Синячиху.

Как добраться: автобус №103 из Алапаевска в Верхнюю Синячиху иногда заезжает и в Нижнюю, но скорее всего вам придётся вылезти у поворота и пройти пешком ещё 1.5 км. Поесть можно в унылом, хотя для такой местности вполне приемлемом кафе «Аура» рядом с церковью (9:00 – 18:00), неподалёку продуктовый магазин. Варианты ночлега отсутствуют.

Верхняя Синячи́ха — посёлок в 20 км севернее Алапаевска. Возник в 1769 году почти на сто лет позже Нижней Синячихи, но затем уверенно обогнал её в промышленном развитии. Металлургический завод существует здесь по сей день наряду с лесохимическим и фанерным производством. С другой стороны, достопримечательностей в Верхней Синячихе гораздо меньше чем в Нижней. На металлургическом заводе должны быть какие-то старые постройки, но туда не пускают. Сама же Верхняя Синячиха выглядит обычным, совсем не историческим уральским селом.

Как добраться: автобус №103 из Алапаевска в Верхнюю Синячиху ходит каждые 20-30 минут днём и примерно раз в час вечером. Отправление от автостанции или от улицы Фрунзе в центре города. Станция Синячиха широкой колеи (2 поезда в день) находится не в Нижней Синячихе и даже не в Верхней, а примерно посередине — в километре от монастыря Новомучеников. Интереснее приехать в Верхнюю Синячиху по узкоколейке, станция которой находится рядом с музеем. Гостиницы отсутствуют, недалеко от Успенской церкви есть сельское кафе-столовая с неизвестными часами работы.

Алапаевская УЖД — крупнейшая в России узкоколейка с регулярным пассажирским движением, культовый объект для всех фанатов железнодорожного транспорта и просто любителей глухомани. Строительство началось в конце XIX века для подвоза леса к металлургическим заводам Алапаевска и Верхней Синячихи. Продолжалось оно и в советские годы примерно с теми же целями, в лучшие годы длина узкоколейки достигала 500 км, сейчас — менее 200 км, но при здешних скоростях этого достаточно для того, чтобы поезда были не дневными, а ночными. Конечная станция находится в Алапаевске рядом с депо (см. Достопримечательности). Четыре раза в неделю ходит поезд на Санкино — посёлок в глухой тайге на берегу реки Тура — где можно сделать пересадку и другим поездом уехать в Калач. Это подлинный край земли, глухой северо-восточный угол Свердловской области, связанный с остальным миром только узкоколейкой. Население — около 70 чел, мобильная связь вроде бы имеется. Расписание устроено таким образом, что приедете вы в Калач рано-рано утром, а обратно сможете уехать только поздно вечером, поэтому будет достаточно времени для размышлений о смысле всего сущего.

Любопытно, что в поезде на Санкино бывают как сидячие, так и спальные вагоны. Последние являются единственными в своём роде 16-местными плацкартами с полками, расположенными вдоль прохода. В северной части узкоколейки вы также увидите характерный местный транспорт — мотодрезины («пионерки»), на которых местные жители ездят в окрестные посёлки и в лес.

Расписание запомнить нетрудно. Поезд отправляется из Алапаевска в 19:30 (Пн, Чт, Пт, Вс), прибывает в Санкино в 1:10, уходит обратно в 1:20 и возвращается в Алапаевск в 7:00. Из Санкино в Калач в 1:15, прибытие в 4:00; обратно в 22:20, прибытие в 1:05. На всякий случай уточняйте по тел. +7 (34346) 3-32-67, +7 (34346) 3-32-90.

Южнее Алапаевска [ править ]

Коптелово — село в 20 км южнее Алапаевска по дороге на Реж, одно из древнейших в этом регионе. Датой основания села считается 1663 год, когда крестьянин Иван Коптелов срубил здесь первую избу. Собственно говоря, старинные избы и являются главной достопримечательностью села — на их базе создан музей истории земледелия и быта крестьян

  • 6 (Ср–Вс 9:00 – 16:00, тел. +7 (34346) 7-33-31). Историческая изба Ивана Коптелова находится в частном владении, а к музею относится клетская изба бабы Кати, сруб которой также датируется XVII веком. На первый взгляд, она не так уж сильно отличается от более молодых изб по соседству, но есть несколько характерных особенностей: отсутствие подклета и отсутствие досок (вместо них — например, для настила пола — использовались полубрёвна, поскольку пилы в то время ещё не были в ходу). Привычные современному человеку окна прорублены уже в позднейшее время, а оригинальные крохотные окошки здесь не сохранились: их можно увидеть в старейшей избе музея в Нижней Синячихе. Наконец, кроме собственно избы в Коптелово неплохая выставка народных ремёсел, крестьянского быта и — самое интересное — сельскохозяйственных орудий и агрегатов. Осмотреть избу бабы Кати можно только с экскурсоводом, но, если верить отзывам, экскурсии довольно интересны и того стоят. Заказывать их заранее не нужно, в отсутствие других посетителей экскурсию проведут индивидуально. Также в Коптелово можно увидеть заброшенную Вознесенскую церковь
  • 7 начала XIX века — рядовой памятник стиля барокко.

    Как добраться: Коптелово находится в 3 км от трассы Алапаевск–Реж. Любой автобус на Екатеринбург довезёт вас до поворота, дальше только пешком. Ж/д станция Коптелово находится очень далеко от села.

    Арамашево — крупное село в 30 км южнее Алапаевска по дороге на Реж. Возникло в XVII веке.

    Как добраться: в Арамашево останавливаются все автобусы, следующие из Алапаевска в Реж. Ж/д станция Самоцвет находится в 5 км от села.

    Река Нейва пересекает Алапаевский район с запада на восток и является одной из осей здешней цивилизации. Населённые пункты вдоль реки большого интереса не представляют. Посёлок с восхитительным названием Нейво-Шайтанский содержит в себе лишь типовую церковь конца XVIII века и руины исторического, но в конец разрушенного завода. Сама же река Нейва отлично подходит для походов выходного дня. На участке от посёлка Зыряновский до Алапаевска множество красивых скальных выходов, некоторые из которых сохранили писаницы — доисторические наскальные изображения (см. памятники археологии). Впрочем, они совсем маленькие, так что найти их непросто.

    Сельские музеи есть также в Костино

  • 11 (тел. +7 (34346) 7-84-25) и Голубковском
  • 12 (тел. +7 (34346) 7-55-10) — оба по дороге на Ирбит — и в селе Мугай
  • 13 (тел. +7 (34346) 7-91-77, +7 (34346) 7-91-75), что к северу от Алапаевска. Всем им далеко до Верхней Синячихи, однако особый колорит уральских музеев там, по-видимому, присутствует. Если будете проезжать мимо, постучитесь и загляните — не ради экспонатов, а просто для впечатления и общения с местными энтузиастами.

    Алапаевск. Старейший из городов-заводов.

    Алапаевск – город-завод (42 тыс. жителей) в 160км северо-восточнее Екатеринбурга. Больше всего среди путешественников он известен из-за Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД) – крупнейшей узкоколейки России (270км), своеобразной затерянной цивилизации в таёжной глуши. Однако в этот приезд я не посетил вообще ничего, связанного с узкоколейкой – не потому, что не интересуюсь, а потому, что это тема для отдельной поездки.
    Зато я неплохо осмотрел сам Алапаевск – почему-то путешественники, будь их целью АУЖД или музей в Нижней Синячихе стабильно обделяют этот городок вниманием. А ведь между тем, Алапаевск – старейший (наряду с Невьянском) город-завод Урала, где среди прочего сохранились старейшие в Свердловской области храм и заводской цех петровской эпохи.

    Хотя Алапаевск расположен в 160км от Екатеринбурга, путь до него занимает чуть больше двух часов – во-первых, в Свердловской области очень хорошие (по российским меркам) дороги, во-вторых на Урале и в Сибири вообще транспорт ходит быстрее (видимо, из-за низкой плотности населения), а в-третьих народ из Алапаевска активно ездит в Екатеринбург на работу.
    При этом, город стоит несколько в стороне от шоссе, и даже если Вы едете в Синячиху – всё равно проезжаете лишь вдоль окраины. У начала объездной – вот такой знак, стилизованный прокатный стан:

    Въездные знаки я фотографирую очень редко (так как не интересуюсь), но тут он замечательный! Свернув в город, долго петляешь по частному сектору, и в общем если не знать, что в Алапаевск есть свои древности – никаких причин заехать в город на автобусе или автомобиле нет.
    А вот так выглядит Алапаевский завод, хороший вид на которой открывается у въезда со стороны Нижнего Тагила:

    Облик завода чрезвычайно архаичен – судя по всему, этим постройкам не менее 100 лет, даже форма труб характерна для 19в. В общем он мало отличается от Демидовского завода-музея в Тагиле, но только это не музей. Судя по всему, завод заброшен – и по самому Алапаевску это хорошо видно: город производит впечатление одного из самых нищих и мрачных в области.
    Въезд в центр по дамбе через пруд:

    История Алапаевска началась в 1702 году, когда у деревни Алапаиха (основанной в 1639 году беглыми каторжниками) началось строительство казённого Нейво-Алапаевского завода. Если не ошибаюсь, старше Алапаевска только Невьянск – да и то, всего на год. Первоначально завод стоял на речке Алапаихе выше её впадения в Нейву, но вскоре был перенесён на нынешнее место у берега Нейвы:

    Вид вверх по течению на еще какое-то старое предприятие:

    У въезда в центр, у края собственно металлургического завода – водонапорная башня:

    А далее практически всё интересное в Алапаевске привязано к главной улице, которая ведёт через весь город на автостанцию. Вдоль неё и отправимся:

    К заводу прилегает советский центр, судя по виду середины 1950-х годов. Здесь же и нынешняя главная площадь с супермаркетом, такси и уличной торговлей. У края завода мне запомнился вот такой раритетный гидрант:

    Но в целом эта часть города довольно унылая, и опять же если не знаешь, что будет дальше – нет никакого желания по ней ехать или идти:

    Одно из первых старинных зданий – пожарное депо конца 19в. Однако интересно другое – в нём помещается городская администрация!

    Замечательные эклектические ворота, за которыми бродят чиновники:

    Понемногу начинается исторический центр, причём дома серьёзнее, чем в большинстве городов-заводов – ведь Алапаевск с 1781 года имел статус города (в 1781-86 даже был центром уезда), в то время как большинство городов-заводов до Революции были посёлкам под управлением заводской администрации:

    Впереди виден мост:

    В “предмостовой” части самое интересное здание – маленький, но чрезвычайно красивый театр сталинского времени:

    Особенно понравились ворота:

    Точнее, вот эти скульптуры:

    Да и другие детали оформления хороши:

    Ну а дальше выходим на мост – и направо открывается вот такой вид:

    Руины внизу – на самом деле интереснейший памятник Алапаевска, но о нём позже. Пока посмотрим дальше вдоль железной дороги (обратите внимание на вторую колею – видимо, подъездные пути завода):

    Крест на холме – рискну предпположить, в память Новомучеников Российских. Ведь помимо Ганиной Ямы (куда большевики сбросили тела Царской семьи после расстрела, но до захоронения) была еще и Алапаевская шахта, в которой та же участь постигла семерых великих князей. Впрочем, об этом позже – в монастырь у Алапаевской шахте я тоже попал, причём случайно.

    За мостом по левую руку возвышается величественный, несмотря на леса Троицкий (Алексеевский) собор, первый каменный храм Свердловской области (1702-1704) – даже знаменитый Троицкий собор в Верхотурье был построен чуть позже (1703-1712). Впрочем, нынешний облик на стыке барокко и классицизма он получил в 1830-м году:

    Теперь посмотрим на упомянутое здание у рельсов – ведь это ни что иное, как молотовый цех первого Нейво-Алапаевского завода, построенный в 1704 году!

    Кладка и форма окон напоминают о том, что это почти древнерусская палата. 300-летнее промышленное здание – редчайший памятник во всём мире, не говоря уж о России. Более того, это еще и старейшее каменное гражданское здание за Уралом! Сохранился этот цех, скорее всего, только потому, что завод перенесли на новое место, а так как промышленная архитектура эволюционирует быстрее, чем любая другая, на действующем заводе цех бы не простоял и до 19 века. Но не менее важно то, что большая часть старых цехов были деревянными (с каменными печами и полом), как на Усть-Боровских солеварнях.

    Как часто бывает у нас, уникальнейший памятник никому не нужен и медленно разрушается. Но при этом стоит иметь в виду, что есть в России и более старая промархитектура – кожевенная фабрика 17в. в Пскове и водяная мельница (1605) в Соловецком монастыре.

    Помимо собора и цеха, здесь находится контора Алапаевского горного округа (1837), ныне занятая музеем Чайковского:

    Ведь отец композитора был крупным инженером, а потому детство и юность Петра Ильича были связаны с Уралом – родился в 1840-м в Воткинске (Удмуртия), где его отец был начальником завода, а в Алапаевске прожил всего год в 1849-51 годах перед переездом в Петербург. Так как округ был небольшой, контора и дом начальника были одним зданием.
    Музей Чайковского – самое ухоженное здание во всём городе. Очень красива советская ограда:

    Да и вообще, настоящая усадьба:

    Далее центр снова становится более заурядным, но попадаются неплохие дома:

    Гигантский металлургический колледж – думаю, во время учебного года его лучше обходить минимум за квартал:

    Необычное здание, о происхождении и назначении которого ничего не знаю:

    Дальняя часть главной улицы и окрестные улочки в основном деревянные:

    На полпути к автостанции – женский монастырь в невзрачных краснокирпичных домиках 19 века. Храма у них пока нет, а кадр получился некрасивым из-за контрового света.
    А уже на подходах к автостанции меня потряс деревянный дом:

    Резьба достойна Козьмодемьянска или Солигалича:

    Широкая круглая площадь перед автостанцией – одно из самых мрачных мест, что я видел: переломанный до щебня асфальт, огромные пустыри, заброшенное общежитие, “скелет” навеса над посадочной платформой, доски которого сгнили. Такие пейзажи были типичны для середины 1990-х годов, сейчас же сделались редкими даже в мелких посёлках. Но если умер завод, Девяностые в уральском городке не закончатся.

    Екатерининская церковь (1910) на выезде в сторону Синячихи:

    Гораздо больше, чем сам город, известны окрестности Алапаевска – помимо узкоколейки, здесь есть музей деревянного зодчества Нижняя Синячиха, монастырь Новомучеников, очень колоритный заводской посёлок Верхняя Синячиха (куда я не успел), а также главная “фишка” района – подлинные крестьянские избы 17 века. И в общем, помимо осмотра окрестностей, и сам городок заслуживает посещения – благо, осмотреть его можно за пару часов.
    В следующей части отправимся в Коптелово – старое село в 15км от города.

    УРАЛЬСКАЯ БЫЛЬ-2010
    Первая часть (апрель-2010).
    Вступление.
    Пролог №1. Хохловка.
    Пермь Великая.
    Усолье.
    Березники.
    Соликамск. Соборная площадь.
    Соликамск. По центру.
    Соликамск. Усть-Боровский сользавод.
    Чердынь. Пейзажи.
    Чердынь. Архитектура и музеи.
    Ныроб.
    Пролог №2. Ильинский.
    Свердловская область
    .
    Полевской (Северск). По городу.
    Полевской (Северск). Северская домна.
    Полевской. По городу.
    Алапаевск.
    Нижняя Синячиха и монастырь Новомучеников.
    Коптелово.
    Ирбит.
    Малая родина.
    .

    Ссылка на основную публикацию
  • Алапаевск
    Официальный сайт
    Свято-Троицкий собор
    Полезная информация
    Население37 952 (2013)
    Телефонный код+7 34346
    Часовой пояс