Голосеевская Пустынь, Киев (как добраться на метро, машине)

Выходные в Голосеевской пустыни: записки паломницы

Как совершить самостоятельное паломничество Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь? Репортаж.

Несколько лет назад, будучи в Московском Покровском монастыре, я познакомилась в очереди к блаженной Матроне с одной женщиной, которая, прознав, что я из Украины, стала спрашивать о Киевской старице – матушке Алипии. Конечно, слышать о ней – я слышала, но бывать на ее могилке, к своему стыду, – не бывала, чему моя новая знакомая сильно удивилась. Потому как у нее, жительницы Подмосковья, даже книга о матушке Алипии Голосеевской была.

Разговор тот как-то забылся, да и бытовая суета поглотила. И вот недавно снова услышала о молитвеннице и старице матушке Алипии – от нашей прихожанки, которая ездила в Голосеево в годовщину смерти старицы. Придя домой, я нашла в интернете сайт Свято-Покровской Голосеевской пустыни, узнала, как добраться, где остановиться, и решила: «Ну, Господи, благослови. Поеду в эти выходные к матушке!»

…Погодку-то дал Господь тихую – из окна поезда веяло холодком зари. Вот я и в Киеве. Далее доехала на метро, как советовали на сайте, до станции метро «Голосеевская», а там, возле храма Трех Святителей, села в монастырский автобус. И тут почувствовала себя – на святой дороге. В этом автобусе мы все будто были другие, «богомольцы», как у Ивана Шмелева. И все казалось особенным: небо – как на святых картинках, пыльная дорога – не простая дорога, а Голосеевская – и люди все поминают Господа: «Береги, Господи!» – будто мы все родные.

Тут еще, глядим, мальчишка бежит за нашим автобусом и что-то машет руками. Остановились, оказалось, мальчишка этот за автобусом гнался еще с остановки – девочка одна, пассажирка наша, потеряла на остановке телефон. Ему: «Спаси Господи!», а он скромно: «Не за что, не теряйте».

Проезжаем длинный лесопарк (природа, будто мы и не в Киеве). Паломница из Винницы, с которой вместе ехали в автобусе, рассказывает, что есть две версии происхождения названия Голосеево. Согласно первой, здесь, на голой земле, был разбит парк. Согласно второй, название происходит от слова «голосить». Во времена татаро-монгольского нашествия, на этом месте голосили женщины, потерявшие свои семьи. Какая версия из них верная, неизвестно, зато известно, что территория, на которой сегодня расположена Голосеевская пустынь, в XVII в. была куплена святителем Петром Могилой.

А со временем здесь возник скит Киево-Печерской Лавры – своеобразная летняя резиденция Митрополитов Киевских. Изначально скит назвался так, как и первый храм, в честь Иоанна Нового, а потом он был переименован в Голосеевскую пустынь. Здесь были наместниками и принимали постриг многие святители – и митрополит Киевский Евгений (Болховитинов), и святитель Филарет (Амфитеатров), и иеросхимонахи Парфений и Феофил, и преподобный Алексий Голосеевский.

И именно возле этой обители, тогда полностью разрушенной, в обветшалом домике поселилась матушка Алипия (Авдеева), которая вела подвижнический образ жизни. Она и предсказала, что Голосеевскую пустынь будет возрождено, и в 1993 г. на территории Голосеево стал возрождаться монастырь.

И вот – мы у Святых врат Голосеевского монастыря…

Думаю себе: «Пойду сразу селиться в гостинице, чтобы поспеть к всенощной (к 16:45), а перед тем еще и сходить помолиться в часовенку и усыпальницу матушки Алипии. Саму территорию монастыря буду изучать позднее».

Гостиница расположена справа от храма в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», совсем рядом. Поскольку в гостинице 4 этажа, комнат предостаточно – и маленькие комнаты – на 2-3 человека, с отдельным душем и даже кондиционером, и большие, где может поселиться целая паломническая группа – до 20 человек (главное – при себе иметь паспорт, и, кстати, о поселении можно договориться заранее по телефону, что я и сделала: (067) 910-61-48).

«У нас тут, как дома, – поселяют меня в номере с такими словами. – Если ночью будет холодно, добавьте на батарее тепло, если душно – открывается окошко». Скажу честно, у меня в квартире куда холоднее, чем в монастырской гостинице (где, между прочим, по стереотипному мнению многих, должно быть студено), да и цветов комнатных здесь, словно в оранжерее.

В усыпальницу матушки Алипии выстроилась очередь, каждый подходит, кланяется и обращается к матушке со своей просьбой или благодарит за молитвенную помощь.

Многие несут цветы, снадобья, оставляют записки матушке, подолгу молятся у могилки. Думаю, вот бы и мне такую веру, а сама все на людей гляжу, свои мысли в кучку сложить не могу. Подошла и моя очередь, припала на колени, и все, о чем просить хотела у матушки Алипии, куда-то улетучилось. Одно только – о прощении стала у нее просить, за свое маловерие.

…Потихоньку люди собирались в главном храме обители. Ударили ко всенощной. Все ждут начала службы. Молюсь себе, глядя на горящие свечи, и думаю: «Вот бы какое счастье, если бы послушание дали какое в храме, хотя кто же паломнику «выходного дня» даст послушание. » Подходит ко мне свечница и говорит тихонько: «Вы последите за свечами здесь, как будут догорать…». Начинаю светиться от радости внутри, как та свеча.

В храме тем временем все больше и больше людей становилось. А на исповедь – снова очередь. «Успеть бы только, так хочется здесь исповедаться и причаститься, а то завтра после службы сразу выезжаем – в паломничество», – говорит одна женщина мне. Спрашиваю: «А куда в паломничество-то?» – «Да мы из Полтавы через Киев в Почаев едем». Молча киваю (а в мыслях: дай Бог успеть) и, поглядывая на свечи, переминаюсь с ноги на ногу – служба-то уже как четвертый час, а тут еще и с утра на ногах.

«Благословение Господне на вас, Его благодатью и человеколюбием…». На часах почти 21.00. Ну, думается, сейчас прогуляться по монастырю, почитать правило – и скорее спать, чтоб с пяти утра проснуться. Пока прогуливалась, из колонок, что на храме висят, снова стала доноситься молитва – братия поспешно собиралась на монашеское правило. К слову, замечательно, что на храме колонки – если на праздник прихожан много, то молиться можно и на площади монастыря. Помолившись, все разбрелись по келиям и номерам.

…Ночью в монастыре необычайно тихо, а в окне гостиницы – купола золоченные да лес. Такое ощущение, будто и не в Киеве обитель вовсе, одни только огни «многоэтажек» выдают столицу. Уже отходя ко сну, подумалось: «Интересно, почему в монастырях такие службы длинные? И как их выстоять смиренно?» Ответ на этот вопрос получила сразу на следующий день. Но об этом позже…

Солнышко стало ходить по стенам. Хлопнули двери в коридоре, защелкали ключи – все на Божественную литургию уходят. Монашеское правило в Голосеево – в 5.15, Часы и ранняя Литургия – в 6.00, а поздняя Литургия – в 8.30. На первой Литургии все больше братии и паломников, а на второй – прихожан с детками. Кстати, здесь каждый ребенок знает о матушке Алипии и спешит к ней в усыпальницу.

Народу еще немного за ранней. В храме полутемно, только в узенькие оконца проскальзывают лучи солнца. Кажется мне, что там небо, а здесь – земля. По стенам раннехристианские мученики и мученики ХХ в. со строгими ликами. На клиросе вычитывают часы, молодой голос сливается с пением…

Интересно, что на раннем богослужении еще и много юношей. Кто они? Странно видеть такой «отряд» мальчишек среди прихожан. Как рассказали потом насельники монастыря, мальчишки эти – учащиеся «Православного центра прикладных искусств имени преподобного Иоанна Дамаскина», который уже третий год действует в Голосеевской пустыни. И в этом году будет первый выпуск: ни много, ни мало – 80 человек.

Принимают в православное училище по окончанию 9 классов по таким специальностям: столяр, верстальщик деревообрабатывающих станков, художник-иконописец, повар-кондитер и закройщик. Обучение – только бесплатное, причем ребята здесь и живут, и питаются, и профессией овладевают. За пределы монастыря ребят выпускают только по благословению директора и с разрешения родителей.

Начинается день у ребят с зарядки, потому как, по словам наместника Голоссеевского монастыря архимандрита Исаакия (Андроника), парень в таком возрасте должен уделять внимание и здоровью духа, и здоровью в теле. После зарядки все идут на молитву, а потом, в первой половине, проходят занятия по специальности, а во второй половине дне – читаются предметы школьной программе и одна духовная дисциплина.

Учатся здесь одни мальчики, потому как монастырь – мужской, а преподают – квалифицированные специалисты, педагоги, среди которых даже учитель музыки и физкультуры.

Кстати, для ребят еще и строится огромный «учебно-развлекательный» комплекс – на первом этаже там будет большой спортзал, на втором – библиотека и кинозал, а на третьем – актовый зал, где будут проходить конференции, родительские собрания, концерты и разные конкурсы.

Есть еще при Свято-Покровском монастыре и традиционная Воскресная школа – помимо курса Закона Божьего, с детьми проводятся творческие занятия и развивающие игры. Занятия проходят каждое воскресенье после службы, в 11.00. а пока дети занимаются в Воскресной школе, родители в это время могут пойти на Воскресные беседы с духовенством монастыря, которые тоже проходят по в такое же время.

А еще каждое воскресенье в 11.00 совершается панихида в часовне на месте подвигов матушки Алипии (именно на том месте и был домик монахини Алипии, где она подвизалась последние годы своей жизни).

…После панихиды познакомилась я с паломницами из дальнего винницкого села, которые, чтобы попасть к матушке Алипии, добирались всю ночь, причем половину ночи провели на железнодорожном вокзале, дожидаясь первого транспорта в Голосеево. Оказалось, такой путь они проделывают каждый месяц (!).

Пока мы общались после молитвы, подошел к нам божий старичок и стал рассказывать, какие язвы у него на ногах были, прямо черви до кости проточили. «А я летом пришел к матушке Алипии, да другой, да третий раз пришел, помазал маслицем от матушки ноги свои с молитвой – и все-то затянуло. Одни рубцы только остались. И вы с молитвой обращайтесь, с верой! Така она, матушка Алипия – чудо-расчудо творит», – говорит он нам. Все мы радостно крестимся…

Ну, чайку бы теперь горячего, после воскресной службы-то. «Выйдите за Святые ворота, да сразу налево поверните, там, на дверях увидите «Чайная». Проходите первый этаж – магазин, а поднимитесь на второй – там и потрапезничаете. А если потрапезничать бесплатно, то пройдите к часовенке матушки Алипии, там увидите трапезную», – показывает дорогу послушница.

Идем в «Чайную», а в голове прибаутка из Ивана Шмелева: «Господа помоо-лим, чайком грешки промоо-ем!». И отрадно как-то и весело на душе. А в «Чайной», оказалось, не одним чаем да кофием потчуют, тут тебе и борщ, и рагу овощное, и картошечка с грибами в горшочке, и карась жареный, и перец фаршированный, и коврижки с изюмом. А порции такие – явно не паломнические, а «монашеские». Потому как паломник что? Все дни в молитвах только проводит. А монах – не только в молитве, а и в трудах – на стройке, по хозяйству, на кухне, в школах.

Мы пьем чай долго. А Надежда Ивановна (наша новая знакомая) давно напилась и читает нам житие матушки Алипии нараспев, как в храме. И рассказывает, что это сейчас территория Голосеевского монастыря такая благоустроенная, а всего несколько лет назад, чтобы попасть в обитель, нужно было идти через лес, тропками-дорожками. Были здесь сплошные руины, и один только храм отстроенный, как гриб на поляне, а теперь, спустя 19 лет, жизнь в монастыре прямо кипит.

К слову, все блюда в монастырской трапезной, которая открыта с 8.00 до 20.00, приготовлены из монастырских продуктов. Есть у Покровской Голосеевской пустыни и собственное подсобное хозяйство – в селе Гоголев, на Киевщине. Там и пасека, и виноградники, и поля, где выращиваются овощи, и «скотный двор», где птица – кури, гуси, утки и даже страусы – и крупнорогатый скот – коровы и… буйволы. Настоящие буйволы, которые, между прочим, в Украине занесены в «Красную книгу». А в монастыре эту «исчезающую популяцию» разводят (для молока, творога и сыра) и шутят, что в Голосеево – 60% всех буйволов Украины. Так что подсобное хозяйство в Голосеевском монастыре – диковинное.

И как рассказали прихожане, в монастырском магазине, если не пост, можно купить и Голосеевское молоко, и творог, и яйца, и овощи. Все продукты, как говорится, без ГМО – из монастырского подсобного хозяйства, выращенные с молитвой.

…Попотчевав, заходим в монастырскую лавку, купить что из «святостей». Все покупают крестики, образочки святых, духовные книги, маслица благовонные и маленькие портреты и сухарики матушки Алипии. Покупаю и я портретик матушки и книгу о ее житии и подвиге. Пахнет священно ладаном и красками, и новенькими книгами, и просфорами.

…Так и приблизился воскресный вечер. Жаль, но пора собираться домой. В гостинице можно найти расписание монастырских автобусов:

Зайдя напоследок в усыпальницу матушки Алипии, поспешила к вратам обители. А возле дома наместника стоят мои знакомые паломницы и поют:

Благослови, душе моя, Господа,
Господи Боже мой, возвеличился еси зело…

Поют и ждут наместника, выходит архимандрит Исаакий, благодарим его за богослужения монастырские и спешим под благословение.

Читайте также:  Что посмотреть в Киеве за один день?

«Почему в монастыре службы длинные, и как смиренно в молитве их совершать? – отвечает вопросом на наш вопрос отец-наместник. – А когда мы садимся за стол, не встаем из-за стола, пока не наедимся досыта? Тогда почему телесную пищу употребляем столько, сколько нужно организму, а духовную – скудновато? Потому и надо учиться, не напитавшись досыта, не уходить со службы.

А почему мы так с вами почитаем матушку Алипию? Потому, что матушка для нас образец современного человека, который жил не двести, сто лет назад, а среди нас. Мы видим, что она жила в этих же условиях, что и мы, не среди другого народа, не на другой территории, а здесь, рядом с нами, показывая нам, что можно и в тяжелые годы сослужить Богу, быть верным Христу. От того, что она близка нам и понятна по менталитету, по духу, мы ее и любим так. И поэтому главное – трудиться над собой»…

Вышли из монастыря мы молча, все крестимся и раздумываем – каждый о своем. Каждый возвращается к себе домой, на работу. И так не хочется уезжать – понимаешь, что здесь, в Голосеевском монастыре, так все ладно устроено – молитва, труд – и душа будто открывается Богу. Вышел за ворота – и вмиг стало страшно снова столкнуться с суетой и поддаться ей, будто в прятки… Вместе с тем радостно, что наконец я таки побывала у матушки Алипии.

Ольга Пепа – для “УНИАН-Религии”

Матушка Алипия, моли Христа Бога спастись душам нашим!

Расписание транспорта, чтобы доехать в Голосеевский мужской монастырь

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ : остановка монастырского автобуса возле станции метро “Голосеевская” находится возле Храма Трёх Святителей!

Общественный транспорт (автобусы, троллейбусы)

Автобусный маршрут №1 “Станция метро “Голосеевская” – автостанция “Южная”.

Остановки: станция метро «Голосеевская» – просп. 40-летия Октября – пер. Ужгородский – ул. Голосеевская – ул. Добрый путь – ул. Блакитного – ул. Генерала Родимцева – ул. Героев Обороны – ул. 40-летия Октября – просп. Глушкова – автостанция «Южная».
Интервал движения: 1 час (начиная с 07.30 до 19.30)

Схема движения по автобусному маршруту № 1 с указанием остановок (по состоянию на август 2012 года). Для увеличения изображения наведите курсор и нажмите левой клавишей

Надеемся, что также будет полезной информация о маршрутных такси, которые не едут на конкретную автостанцию, но в то же время едут из пригорода, проезжая мимо станции метро “Голосеевская”.
От станции метро “Голосеевская” каждые полчаса отъезжает монастырский автобус в Голосеевский мужской монастырь.

Пригородные маршрутки:

№ 255 Хотов – Чабаны – Новосёлки – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская”
№ 303 Васильков – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская”
№ 723 Вишнёвое – Крюковщина – Гатне – Чабаны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская”
№ 724 Иванковичи – Мархалёвка – Чабаны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Демиевская”
№ 726 Калиновка – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская” – ст. метро “Олимпийская” – Ж/Д Вокзал
№ 736 Круглик – Чабаны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская”
№ 801 Тарасовка – Юровка – Чабаны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская” – ст. метро “Дружбы Народов”
№ 812 Боярка – Вишнёвое – Жуляны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Лыбидская” – ст. метро “Дружбы Народов”
№ 825 Боярка – Вита Почтовая – Чабаны – ст. метро “ВДНХ” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Дворец Украины”

Городские маршрутки:

№ 156 ст. метро “Демиевская” – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Васильковская” – ст. метро “ВДНХ” – ТЦ “Магеллан” – Больница Феофания
№ 172 Лениградская пл. – мост Патона – ст. метро “Дружбы Народов” – ТЦ “Магеллан” – Феофания
№ 208 (56Д) ул. Чернобыльская – ст. метро “Академгородок” – Большая Окружная – ТЦ “Магеллан” – ст. метро “Голосеевская”
№ 209 (38) ст. метро “Дворец Украина” – ст. метро “Голосеевская” – ул. Васильковская – ул. Ломоносова – ул. Вильямса
№ 416 кинотеатр “Флоренция” – рынок “Троещина” – ст. метро “Черниговкая” – БВС – Ленинградская пл. – Березняки – бульвар Давыдова – Русановка – мост Патона – ст. метро “Дружбы Народов” – ст. метро “Голосеевская” – ТЦ “Магеллан” – Кибцентр
№ 444 ст. метро “Арсенальная” – Введенский монастырь – ст. метро “Печерская” – ст. метро “Голосеевская” – ТЦ “Магеллан” – ул. Заболотного
№ 507 ЖД Вокзал – ст. метро “Олимпийская” – ст. метро “Лыбидская” – пр.40 – лет Октября – ст. метро “ВДНХ” – ТЦ “Магеллан” – Новосёлки
№ 515 ул. Ревуцкого – ул. Анны Ахматовой – ул. Драгоманова – ст. метро “Позняки” -– ул. Сапёрно-Слободская – ж/д ст. “Киев-Московский” – Центральный – Автовокзал – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Васильковская” – автостанция ”Южная” – ул. Лятошинского
№ 546 (84) ул. Крейсера Авроры – ул. Касияна – ст. метро “Голосеевская” – ст. метро “Дружбы Народов”
№ 548 ст. метро “Университет” – ул.Крещатик – бульвар Леси Украинки – ст. метро “Дружбы Народов” – ст. метро “Голосеевская” – Парк Феофания

Кроме того, чтобы найти самый удобный путь к Голосеевскому мужскому монастырю – посмотрите раздел “Схема проезда” и детальную информацию о том как доехать в Голосеево. И чтобы не опоздать на службу, ознакомьтесь с расписанием богослужений в Голосеевском мужском монастыре.

Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская Пустынь)

Если честно, сколько живу в Киеве, я еще ни разу не был в Свято-Покровском мужском монастыре или как ещё называют эту местность – Голосеевская пустынь.

Как-то не доводилось. Да и желания особого не было. Я не любитель посещать церкви и монастыри. Если это, конечно, не какое-нибудь великое произведение искусства и достояние человечества, вроде Собора Святого Петра в Ватикане или Саграды Фамилия в Испании.

Нет, у нас, конечно, тоже есть очень монументальные церкви: та же Киево-Печерская Лавра, Покровский монастырь и пр.

Они все смотрятся очень богато и впечатляюще.

Но знаете, мне всегда не давал покоя контраст – богатое убранство церкви (золотые купола, дорогая мозаика и пр.) и нищий народ. Как-то не по-христиански это всё. Не всё ли равно, где молиться, если вы верующий?! Почему у нас обязательно, если церковь – то непременно золотая, с размахом?!

Я бывал во многих странах мира. И, знаете, даже в церквях Рима, к примеру, большинство церквей – обычные, с простеньким внутренним убранством. В других странах ситуация похожая.

Ну да это так. Мысли вслух. Возвращаемся к Свято-Покровскому Голосеевскому мужскому монастырю.

Так вот, я бы, наверное, так никогда к нему и не поехал, если бы к жене на днях не приехала крёстная из Любеча, которая очень хотела посетить Свято-Покровский монастырь.

И вот, пользуясь случаем, сели втроём в машину и поехали ознакамливаться, что это за достопримечательность такая.

Как вы думаете, почему место называеся Голосеевская пустынь?

Правильно! Потому что раньше здесь были пустынные поля. И только в XVIII веке был заложен (“посеян”) лесопарк. Но поскольку и помимо парка ничего в окрестности не было – местность стала называться Голосеевской пустыню.

Позднее, свт. Петр Могила во имя вмч. Иоанна Нового, Сочавского построил здесь храм, и основал загородный скит (место жительство монахов) Лавры.

Голосеевская пустынь приобрела статус летней резиденцией Киевских Митрополитов – священноархимандритов Лавры.

Здесь сделаю небольшое отступление и покажу вам вот эту Иконную лавку.

Как зайдете на территорию монастыря – сразу сворачивайте направо и там вы её и обнаружите.

В лавке можно купить свечи (большие по 4 гривны, маленькие – по 2). В храме вы их не купите и всё-равно придётся сюда возвращаться.

Вход в сами храмы бесплатный.

Продолжаю краткий экскурс в историю.

В 1845 г. свт. Филарет построил в Голосеево (про пустынь уже никто не вспоминал) каменный храм с двумя приделами: Трех Святителей и Иоанна Сочавского.

Затем, в 1910 году построили ещё один храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

Но не только храмы стояли на этой местности. Здесь также находились: летний дом Митрополитов с домовым храмом прп. Иоанна Многострадального, гостиница, главный хозяйственный двор Лавры, а также с десяток других построек.

К несчастью, в 1926 году Голосеевская пустошь потеряла свой прежний статус. Были разрушены все храмы и здания, кроме летнего дома Митрополитов.

Обитель снова открыли как скит Лавры в 1993 году. А самостоятельной она стала только в 1996 году.

Однако знаменит Свято-Покровский Голосеевский мужской монастырь совсем не храмами. И даже не местностью.

Дело в том, что в 1979 году на развалинах уничтоженной в 1926 году Голосеевской пустыни поселилась монахиня Алипия. Она обладала даром исцеления. К ней сюда приходило множество людей с просьбами об исцелении и духовной помощи.

После смерти Алипии, в 1988 году, её тело было похоронено на Лесном кладбище города Киева. Однако в мае 2006 года, по благословению предстоятеля Украинской Православной Церкви митрополита Владимира, тело блаженной старицы перезахоронили в Голосеевском монастыре, в усыпальнице под храмом в честь иконы Божией Матери “Живоносный источник”.

С тех пор, люди со всего мира приезжают в Голосеевский монастырь к мощам целительницы Алипии с просьбами о помощи. И, что интересно и удивительно, многие действительно исцеляются. Или их самые сокровенные желания – сбываются.

Помимо мощей Алипии, в монастыре находятся мощи прп. Алексия Голосеевского, Киевского. Икона с частицей мощей вмч. Иоанна Сочавского. А также икона с частицей мощей сщмч. Николая Искровского.

Центральный храм Голосеевского монастыря прекрасен.

Как снаружи, так и внутри.

Здесь множество икон и иных духовных символов христианства.

Если будете ставить свечи, вот вам несколько простых правил, о которых не стоит забывать.

Ну, и совет от меня – никогда не капайте воск в держатель для свечи (люди делают это для того, чтобы свечка стояла прочнее). Поверьте, она и так будет стоять. А вот служителям церкви потом полдня выколупывать воск из этих самых держателей – как-то, ну не очень приятно.

На обратном пути можно миловаться храмами.

А также также можно снова посетить Иконную лавку.

Ведь помимо свечей там продаётся много чего интересного и полезного (иконы, сувениры, церковные проскурки, сухарики и тд.)

При выходе из монастыря есть кафе, где можно выпить чашечку кофе и закусить каким-то бутербродом. Это правильное решение, так как в Свято-Покровский Голосеевский мужской монастырь люди приезжают с самых отдалённых городов и сел. Количество машин при въезде – зашкаливает.

Лично мне монастырь понравился. Большая площадь. Удачное расположение (кругом лес). Красивые храмы.

Рекомендую всем хоть разок здесь побывать!

Как добраться (доехать) до Голосеевского мужского монастыря

1. На машине

Самый простой вариант.

Адрес: г. Киев, ул. Полковника Затевахина, 14.

Вбиваете в навигатор – и вперёд! Монастырь находится недалеко от Национального университета биоресурсов и природоведения (НУБИП).

2. На специальных монастырских автобусах

Автобусы едут прямо до ворот Голосеевского мужского монастыря

Монастырский автобусный маршрут № 1

Голосеевский мужской монастырь – Китаево – Церковщина – Феофания

От Голосеевского мужской монастыря: 6.00 8.00 10.00 12.00 14.00 16.00 18.00 20.00

От станции метро “Голосеевская”: 6.07 8.07 10.07 12.07 14.07 16.07 18.07 20.07

От Китаевой пустыни: 6.20 8.20 10.20 12.20 14.20 16.20 18.20

От Церковщины: 6.30 8.30 10.30 12.30 14.30 16.30 18.30

От Феофании: 7.00 9.00 11.00 13.00 15.00 17.00 19.00

Монастырский автобусный маршрут № 2

Маршрут: Голосеевский мужской монастырь – Ионинский монастырь – Введенский монастырь – Киево-Печерская Лавра

От Голосеевского мужского монастыря: 7.00 9.00 11.00 13.00 15.00 17.00 19.00 21.00

От Ионинского монастыря: 7.15 9.15 11.15 13.15 15.15 17.15 19.15

От Киево-Печерской Лавры: 7.30 9.30 11.30 13.30 15.30 17.30 19.30

Монастырский автобусный маршрут № 3

Маршрут: Голосеевский мужской монастырь – станция метро “Голосеевская”

От Голосеевского мужского монастыря до станции метро “Голосеевская”: 6.00 ( №1) 7.45 8.00 8.15 8.45 9.20 9.45 10.00 10.15 10.45 11.20 11.45 12.00 12.30 13.20 13.45 14.00 14.15 14.45 15.20 15.45 16.00 16.15 16.45 17.30 18.00 18.15 18.45 19.30 20.00 (№ 1) 21.00 (№ 2)

От станции метро “Голосеевская” в Голосеевский мужской монастырь: 7.25(№1) 7.45(№2) 7.55 8.25 8.55 9.25 9.55 10.25 10.55 11.25 11.55 12.40 13.25 13.55 14.25 14.55 15.25 15.55 16.25 16.55 17.25 (№1) 17.40 18.25 18.55 19.25 (№1) 19.40 20.07 (№1) 21.08 (№2)

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: остановка возле станции метро “Голосеевская” находится возле Храма Трёх Святителей!

3. На автобусе

Автобусный маршрут № 1

“Станция метро “Голосеевская” – автостанция “Южная”.

Остановки: станция метро «Голосеевская» – просп. 40-летия Октября – пер. Ужгородский – ул. Голосеевская – ул. Добрый путь – ул. Блакитного – ул. Генерала Родимцева – ул. Героев Обороны – ул. 40-летия Октября – просп. Глушкова – автостанция «Южная».

Интервал движения: 1 час (начиная с 07.30 до 19.30)

4. На троллейбусе

Читайте также:  Славское - горнолыжный курорт европейского значения

Троллейбусный маршрут № 43

“Ленинградская площадь – КибЦентр”.

Трасса следования маршрута: Ленинградская площадь – Универмаг “Дарница” – Березняки – Бульвар Давыдова – Русановка – Мост им. Патона – станция метро “Дружбы Народов” – гостиница “Дружба” – Центральный Автовокзал – станция метро “Демиевская” – станция метро “Голосеевская” – Московский Универмаг – станция метро “ВДНХ” – автостанция “Южная” – ТЦ “Магеллан” – КибЦентр

Киево-Печерская Лавра: история, как добраться, что посмотреть

Поклониться мощам преподобных и принести свои молитвы древним подвижникам можно, посетив дальние пещеры Киево-Печерской лавры. Это поистине священное место, куда столетиями шли паломники из разных уголков Руси, а затем Украины, России и других православных (и не только) государств. Пребывая в Киеве, невозможно отказаться от посещения этой святыни.

Киево-Печерская лавра — это один из первых монастырей, который появился в Киевской Руси. Он основан еще в 1051 году. Кстати, сохранившийся фрагмент стены ХІ века и теперь можно увидеть в Лавре. Неудивительно, что многие люди с замиранием сердца проходят по территории монастыря, словно бы прикасаясь к старине, ощущая веяние времени.

Немного истории

Появление лавры связано с именем преподобного Антония, позже прославленного церковью как Антоний Печерский. По возвращении с Афона монах поселился в уединенной бывшей пещере киевского митрополита Илариона. За Антонием устремились последователи, самый знаменитый среди которых — Феодосий из Курса (канонизированный как св. преподобный Феодосий Печерский). Первых 12 монахов построили себе кельи и церковь в том месте, где теперь Ближние пещеры, и основали монашескую общину, во главе которой встал, однако, не Антоний. Любитель смирения и отшельничества, он выкопал для себя другую пещеру, подальше. Число же насельников Ближних пещер росло, и спустя лишь несколько лет в том месте, где некогда отшельником подвизался преподобный Антоний, возник большой Печерский монастырь, во главе которого был поставлен святой Феодосий.

История Киево-Печерской лавры не усыпана розами, но залита кровью. Ее опустошали половцы, турки, монголо-татары. В Смутное время, а также позже, в XVII веке, местным богословам приходилось бороться с униатством. Велась огромная просветительская работа, с целью печати катехизаторской и религиозной литературы была открыта своя типография. К тому же, лишь в этот период лавра, бывшая в то время уже большой обителью, начала получать государственную поддержку и покровительство. На тот момент на территории монастыря насчитывалось 6 «отделов»: Главный, Ближние пещеры, Дальние пещеры, Китаевская пустынь, Голосеевская пустынь, Больничный.

После революции прославленная обитель была закрыта, ее игумен убит, а на территории знаменитого памятника и великой святыни открыли артель. Пострадала обитель и в дни Великой Отечественной войны: был полностью разрушен величественный Успенский собор. Восстановление памятника заняло много времени и завершилось лишь в 2000 году. Сейчас лавра является действующим мужским монастырем, а ее изумительные древние храмы по праву внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Главные туристические объекты Киево-Печерской лавры

Успенский собор (который называют также Великой Печерской церковью) — самый известный и большой храм лавры. Он сразу привлекает взгляд своим величием, ярким золотом 48 рапид, на украшение которых ушло более 8 кг сусального золота, а также множеством высокохудожественных гипсовых розеток. Расположено величественное сооружение на главной площади Верхней лавры.

Крестовоздвиженская церковь смотрится рядом с собором скромно и печально. И недаром: она расположена возле самого холма, где и находятся пещеры отшельников; из здания имеются входы в Ближние пещеры. Именно здесь находили свой последний приют многие выдающиеся представители духовенства. Церковь никогда не подвергалась разрушению, так что мы можем увидеть образец подлинной древней архитектуры.

Возле же выхода к Днепру над колодцем расположена довольно новая церковь (время ее создания — начало XX века) в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник».

Поклониться мощам великих подвижников православия можно в Ближних пещерах (их еще называют Антониевыми). Здесь паломники увидят три улицы с переходами и церковь, построенную в честь преподобного Антония Печерского, который здесь и захоронен. А еще в этой части монастыря можно поклониться другим погребенным здесь же святым, которые, безусловно, были выдающимися людьми и при своей земной жизни. Наиболее знамениты Нестор Летописец, богатырь и монах Илья Муромец, Никон Великий, князь-монах Никола Святоша и многие другие.

Во время экскурсии паломники смогут не только увидеть мощи святых, но и посетить подземные церкви.

Дальние (Феодосиевы) пещеры стали местом захоронения мощей 49 канонизированных святых. В частности, здесь покоится один из основателей Киево-Печерского монастыря — Феодосий Печерский.

Киево-Печерская лавра. Как добраться самостоятельно?

Для того чтобы посетить Киево-Печерскую лавру, нужно на метро доехать до станции Арсенальная. Кстати, эта станция — одна из достопримечательностей Киева. Это самая глубокая станция метро в мире. Затем нужно пересесть на троллейбус №38 или автобус № 24 до остановки «Лавра». Путь от метро до лавры можно преодолеть и пешком. На это уйдет не более получаса.

График работы Киево-Печерской лавры

Посетить Киево-Печерскую лавру можно в любой день с 9:00 до 18:00 (в холодное время года) и с 9:00 до 20:00 (в теплое время года).

Расписание работы перед поездкой лучше уточнить по контактному телефону.

Киево-Печерская лавра: адрес и телефон

  • Адрес: Украина, г. Киев, ул. Лаврская, 9.
  • Телефон: (044) 280-30-71

Официальный сайт Киево-Печерской лавры

  • http://www.lavra.ua – Святая Успенская Киево-Печерская лавра
  • http://www.lavra.kiev.ua – Киево-Печерская лавра
  • http://www.kplavra.kiev.ua – Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник

Стоимость посещения Киево-Печерской лавры

Посещение храмов Верхней Лавры осуществляется бесплатно. За вход на территорию заповедника придется заплатить 20 грн. Другие услуги:

  • Вход с самостоятельным посещением временных экспозиций — 40 грн.
  • Экскурсия в сборной группе (продолжительность 2 часа 15 мин.) — 80 грн.
  • Экскурсия на иностранном языке в группе от 10 чел. — 100 грн.
  • Индивидуальная экскурсия (1-9 человек) — 800 грн.
  • Индивидуальная экскурсия на иностранном языке — 1000 грн.

Для школьников и студентов действуют скидки. Кроме того, есть специальные программы для туристов, путешествующих с детьми. Лучше всего планировать поездку в канун великих церковных праздников. Тогда можно бесплатно попасть на территорию.

Отзыв туриста

Я посетила Киево-Печерскую лавру во время своего первого визита в Киев. Это потрясающее место, способное зарядить положительной энергией любого человека. Я заказывала экскурсию. На тот момент она стоила еще 50 грн. Казалось, что за 2 с лишним часа, пока длится экскурсия, слишком устану, но это оказалось не так. Хотелось ловить каждое слово экскурсовода, который рассказывал об истории Киево-Печерской лавры, особенностях иконописного мастерства, заводил в разные храмы, показывал невероятно красивые виды местных соборов. Вместе с экскурсоводом мы посетили и Ближние пещеры. Правда, его предостережения по поводу соблюдения правил пожарной безопасности слегка напугали. В пещерах мы увидели мощи святых и попросили у них помощи в любых жизненных ситуациях. Кроме того, мы освятили свои нательные крестики, приобретенные иконы, ладанки. Как это сделать, нам также поведал всезнающий экскурсовод. Восторг от этой экскурсии просто невозможно передать.

Удивительная жизнь матушки Алипии Киевской

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Неканонизированная святая…Юродивая Христа ради… Просто матушка Алипия. Впервые о ней, как о чудотворице, заговорили шестьдесят лет назад, а сегодня блаженная подвижница имеет уже огромное количество почитателей. Люди едут к ней на могилку, пишут записочки с просьбами, приходят на поклон к мощам. Вот только церковь так и не причислила ее к лику святых…

Содержание страницы

Житие

Биографические сведения о ранних годах блаженной Алипии скудны и отрывочны: старица не любила рассказывать о себе. Считается, что она родилась в 1910 году, хотя некоторые источники называют днем ее рождения 1905 и 1908 годы. Родители будущей подвижницы, Тихон и Васса Авдеевы, проживали в Пензенской губернии в селе Вышелей. В святом крещении девочка получила имя Агафьи – в честь мученицы Агафьи Палермской, которую всю жизнь считала своей заступницей и покровительницей и даже носила на спине иконку святой, ни на минуту с ней не расставаясь.

Полезные материалы

Тихон Авдеев слыл на селе большим постником. В скоромные дни не брал ничего в рот, кроме сухого хлеба, который запивал отваром из соломы. Нрава был сурового, но справедливого. Мать Агафьи, наоборот, отличалась покорным и тихим характером. Очень любила раздавать милостыню руками дочери; всех привечала, всем сострадала. Агафья унаследовала от матери эти черты, точно так же, как и любовь к Богу. Точно неизвестно где именно получила образование девочка, но жизнеописания указывают, что школьные премудрости давались Агафье легко. Богослужебные книги могла читать на церковнославянском языке. Особенно любила Псалтырь.

Смерть отца с матерью

В 1917 году во время Октябрьского переворота Агафья потеряла родителей. За какой-то надобностью отлучилась к соседке, а когда вернулась, нашла маму с папой в крови, мертвыми. Их расстреляли красноармейцы. Всю ночь девочка читала над ними Псалтырь…Ее забрали с собой солдаты Буденного, но потом почему-то отпустили. С этого момента Агафья начала странствовать.

Пешком Агафья обошла множество монастырей, чудом уцелевших в разрухе гражданской войны. Жила подаянием и молитвой. Ночевала под открытым небом. Так часто видела людское горе, что стала молчаливой и задумчивой. Именно в это время в ее душе случился перелом: она решила, что отныне ее жизнь должна быть посвящена служению Богу.

Заключение в тюрьму и чудесное освобождение

Во время массовых арестов «церковных активистов» странница попала в тюрьму, по ее собственным словам «где-то на берегу моря, под Одессами». Случилось это в 1930 году. В тюремных застенках она провела десять лет. Сначала ее бросили в камеру к уголовникам. Она крикнула им: «Не подходите!» и, воздев руки к верху, стала горячо молиться. Словно стена воздвиглась между ней и присутствующими: воры, насильники, убийцы – никто не сдвинулся с места.

Полезные материалы

Прильнув к дверному глазку, коридорный охранник остолбенел, настолько неожиданна была открывшаяся ему картина. Посреди камеры стояла тоненькая девушка и молилась, а над головой ее горел ореол, похожий на нимб святого. А потом начались изматывающие бесконечные допросы, перемежающиеся побоями и пытками голодом. Ежегодно во время Пасхи Агафья отказывалась выходить на работу, за что получала вдвойне. В память об этих днях у нее остались беззубый рот и согбенная спина – физические травмы, свидетельствующие о душевной стойкости и упорстве.

Потом Агафья попала в камеру смертников. Из этого каменного мешка каждую ночь уводили по пять-шесть человек на расстрел. В основном, это были священнослужители, чья судьба была заведомо предрешена. Когда в камере осталось всего трое: Агафья, священник и его сын, мученица услышала, как батюшка сказал своему чаду: «Давай отслужим по себе панихиду, сегодня нас к рассвету заберут». А затем обернулся к Агафье: «А ты сегодня выйдешь отсюда живая». Его слова оказались пророческими. Точно неизвестно, как удалось спастись матушке, но по ее словам ей помог апостол Петр.

Из воспоминаний Марии Скидан, келейницы матушки Алипии:

Всю жизнь блаженная Алипия чтила память апостола Петра, подолгу простаивая на коленях перед иконой Петра и Павла в Демиевской церкви.

Германский плен и побег

Она никогда не расставалась с Псалтырем. Читала его даже за колючей проволокой в концентрационном лагере, куда попала во время Великой Отечественной войны. Это было где-то в Германии, на каком-то заводе…Опять «где-то», опять «на каком-то»… Ни точных дат, ни названий мест. Говорят, что «в присутствии матушки царила такая благоговейная тишина и так было с нею хорошо, что боялись эту тишину нарушить», вот почему у старицы не спрашивали подробностей.

По мере своих сил будущая инокиня старалась помогать людям даже в нечеловеческих условиях плена. Порой ее рассказы обрастали невероятными, почти фантастическими деталями:

А еще она стала носить на шее связку ключей: больших и маленьких, латунных и железных, с прозеленью бронзы и желтизной меди…Каждый из них символизировал того, за кого она молилась и спасала. К концу жизни это было уже весьма внушительное «ожерелье», оттягивающее шею звенящей тяжестью и оставившее на коже неизгладимый рубец. Господь хранил подвижницу для будущих духовных свершений: чудесным образом ей удалось бежать из лагеря, пройти через оккупированную немцами страну и добраться до столицы Украины – Киева.

Постриг в монахини и жизнь в Киево-Печерской лавре

При немцах вновь «ожила» Киево-Печерская лавра, закрытая коммунистами. Конечно, гитлеровцы возрождали храмы не из симпатии к национальной религии порабощенного народа, а просто в противовес социалистическим установкам, пытаясь показать преимущества нового режима. Предполагалось, что лояльность немцев к православной вере сделает отношение к захватчикам более терпимым.

Киевский монастырь стал домом для Агафьи на долгих 15 лет. Здесь она приняла монашеский постриг с именем Алипия – в честь преподобного Алипия, иконописца Печерского. Духовный наставник новоиспеченной инокини, настоятель обители архимандрит Кронид благословил ее на подвиг столпничества.

Прп. Алипий. Икона. Киев. XIX в. Икона находится у раки мощей святого. Киево-Печерская Лавра.

В монастырском саду, возле колодца росла старая высохшая липа с полой сердцевиной. В это дупло и забиралась Алипия. Стоять приходилось в полусогнутом состоянии или на коленях. Выходила оттуда только, чтобы поесть.

Зимой, когда метель заметала снегом ствол дерева, а заскорузлая смерзшаяся древесина не давала выйти, настоятель сам приносил ей хлеб, увязая в сугробах и разметая снег сутаной. «Не замерзла?» — окликал он ее обычно, а когда из дупла доносился слабый голос старицы, отдавал ей сухари, сурово бросал: «Спасайся!» и уходил.

Читайте также:  Географические координаты Киева (широта и долгота)

Стоять было холодно. Ноги коченели, больная спина болела, а под деревом выли голодные бродячие собаки. Единственной защитой Алипии была Иисусова молитва, которая и согревала, и ограждала от ненастья, и поддерживала силы в хрупком теле монахини.

Зима сменялась, весной, весна – засушливым летом, а лето – дождливой осенью. Три года сидела Алипия в своем дупле. Необычный подвиг столпничества продолжался до 1954 года, пока не умер духовный наставник старицы, отец Кронид. Новым поверенным ее души стал схимонах Дамиан. Ночевала под лестницей в братском корпусе – место это было стылое, продуваемое сквозняками. «

Двери в келью отца Андрея никогда не затворялись. Оттуда веяло теплом. Старец принимал всех болезных: убогих, бесноватых, калек…Позже по его примеру матушка Алипия будет поступать точно также. Она будет садиться за стол с такими оборванцами, с какими ее духовные чада стыдились даже здороваться.

Близился год 1961-й. В ходе «хрущевских» антирелигиозных кампаний монастырь был закрыт, а насельники разогнаны. Это событие стало настоящим ударом для Алипии. Очевидцы рассказывали, что она убивалась до слезных истерик: падала на колени, воздевала руки к небу и что-то громко кричала на мордовском наречии….Для нее вновь началась странническая жизнь. Без паспорта и прописки она ходила по улицам Киева, ночевать забиралась в брошенные дома, а пропитание добывала поденной работой. Было ей в то время около 50 лет.

Жизнь близ Голосеевского скита

В окрестностях Киева располагался полуразрушенный скит, принадлежащий Киево-Печерской лавре. Называлось это место Голосеевской пустынью. Из уцелевших построек – один каменный дом, служивший когда-то летней резиденцией для киевских митрополитов. В прошлом скит был славен тем, что в нем подвизались великие подвижники благочестия, один из них – Алексий Голосеевский был особенно чтим старицей.

Прибежищем Алипии в этой пустыни стал ветхий домик на краю оврага, окруженный со всех сторон лесом. Здесь начался ее долгий подвижнический труд, связанный с принятием на себя духовного наставничества. По примеру Христа ради юродивых Феофила и Паисия Киевских, (бывших насельников пустыни), старица совершала свой подвиг благочестия в условиях ставшей уже для нее привычной аскезы: много постилась и молилась, часто покидала келейку, чтобы побыть в уединении в лесу.

Круглый год она ходила в черной сутане и детской меховой шапочке – своеобразном иноческом клобуке. И вериги у нее были – связка ключей на шее и мешок с песком на спине. К ней, как к юродивой и богоугодному человеку вереницей тянулись люди: кто за исцелением, кто за духовным советом и помощью. Она никому не отказывала. Бывало, устав за день от трудов праведных, присядет на край кровати и вздохнет: «Тяжело». Ее келейница, то есть сожительница и прислужница Мария Скидан жалела монахиню, осторожно говорила, что принимать всех не обязательно. Тогда матушка Алипия отвечала:

Духовные дары

Блаженная старица обладала необычайно мягким и отзывчивым сердцем. Не только к людям проявляла доброту, но и к животным: кошечкам, собачкам, птицам…В ее маленьком доме и на подворье всегда ютилась какая-нибудь живность: гуси, куры, коты – особенно много котов. Старица говорила, что понимает язык зверей и птиц, и, глядя на то, как она разговаривает с небесными птахами, присевшими отдохнуть на скат ее крыши, люди верили, не только она понимает их, но и они ее.

Как-то раз матушка сильно захворала. Она теперь часто болела – немощное старческое тело, истощенное строгими постами и тяжелой работой, начинало сдавать. Мучилась она три недели, а потом постепенно стала вставать на ноги. И что удивительно: если до болезни матушка угощала людей их же подношениями, то теперь стала готовить пищу сама.

Ожидая особенно большое количество гостей, принималась варить фирменную кашу. В трехлитровую кастрюлю наливала молоко до самых краев, насыпала рис и сахар – каждого по килограмму, столько же сливочного масла. Затем вбивала 30 яиц. Чудно, но ничего не проливалось, не сбегало и не пригорало. А вот трапезники после этой каши избавлялись от мучавших их внутренних болезней.

Знавшие матушку люди всегда удивлялись, как много она просила у Бога за людей, и как мало за себя. Но были у блаженной старицы и недоброжелатели. С откровенной неприязнью к ней относился сосед. Раз он нанял тракториста, чтобы тот зацепил трос за бревно, торчащее из-под крыши, и сорвал бы кровлю с ее места. Свидетелями этой акции стали многие посетители старицы. Они видели, как блаженная Алипия, выбежав из дома, громко молилась святителю Николаю. И вдруг….хлынул ливень. Тракторист не стал дожидаться окончания этого потопа, так и уехал ни с чем.

Удивительная духовная сила таилась в хрупком теле старицы: никакие невзгоды не могли ее сломить, ни физические, ни моральные. Она прошла через годы «ежовщины», фашистский плен, тюремные пытки, выдержала множество лишений в годы своих странствий, но осталась незлобивой и отзывчивой. Никогда ни на кого не обижалась…Своим духовным светом, который горел внутри нее как неугасимая лампада, охотно делилась с притекающими под ее крыло людьми.

Каждый день к матушке приходили люди с просьбами о помощи

Весть о матушке как о целительнице и чудотворице разлетелась по городам и весям всей нашей необъятной родины. День за днем к ней ехали люди разных сословий и материального достатка: простые обыватели, монахи, архимандриты и даже партийные деятели. В день она принимала от 50 до 60 человек.

Из воспоминаний Анны К.:

Из воспоминаний духовной дочери блаженной старицы Алипии Нины:

Свою знаменитую мазь старица делала из земляники. Что еще она в нее добавляла никто не знал. Лечила людей кашей, компотом и прочей собственноручно приготовленной пищей. Конечно, все понимали, что дело не в снеди, а в святых молитвах блаженной старицы. И была у Алипии одна особенность: никогда, никогда она не благословляла людей на операции.

Какой была блаженная по воспоминаниям знавших ее людей

Знакомые матушки Липы (так ее ласково называли почти все, даже те, кто был моложе старицы) всегда удивлялись, как ей удается выглядеть опрятно и чисто при ее образе жизни. И пахло от нее хорошо, а не так как от бездомных. Все, кто встречал ее на службе в Киево-Печерской лавре, отмечали особенный взгляд светло-серых глаз: теплый, ласковый, любящий…Рядом с матушкой и чувства испытывали особенные: как будто в самом деле рядом с родной матерью, такой заботой и вниманием веяло от старицы.

Когда Алипия не имела еще собственного крова, то ходила стирать белье на речку. Непонятно как она перебивалась, когда одежда сушилась, ведь из всех вещей у монахини была одна убогая котомка за плечами, но на людях Алипия появлялась всегда ухоженной. Платье не мятое, длинные каштановые волосы заплетены сзади в «корзинку»…

Протоиерей Анатолий Городинский, который часто обращался к Алипии за советом и благословением, вспоминал, что «по пути в церковь она всегда заходила в магазин и покупала много хлеба и булочек». Все это предназначалось для поминального стола. Очень часто повторяла она следующие слова: «Всегда имейте при себе кусочек хлеба» и «Моих людей Господь не оставит, где-нибудь для них да найдется кусочек хлеба».

У матушки был чудной выговор. Она часто употребляла мордовскую речь, перемежая ее русскими словами. Себя поминала исключительно в мужском роде: «я пошел», «я видел» и т.д. Позже это породило ряд дискуссий. Кто говорил, что матушка говорит так неосознанно, потому что долгое время прожила при мужских монастырях и, плохо зная русский язык, переняла все глагольные формы в неприсущих для ее женского пола выражениях.

Кто настаивал на том, что Алипия настолько отреклась от своей сущности, что стала как бы существом бесполым, являя собой материально воплощение апостольских слов:

А кто был убежден, что речевые странности Алипии проистекают от ее душевной травмы, которую получила в дни своих скитаний.

Как бы там ни было, матушку любили. С каждым годом у нее прибавлялось духовных чад, и за каждого она надевал на шею очередной крестик…

Предсказания старицы

Известно, что при жизни блаженная старица обладала даром прозорливости и предсказала много событий, которые свершились.

Матушка Алипия знала о том, что 26 апреля 1986 года произойдет авария на Чернобыльской АЭС. Не называя точной даты, она впадала вдруг в беспокойство и, пугая окружающих, кричала:

Предвидела старица и раскол УПЦ, который начался « благодаря» митрополиту Филарету (Денисенко). Журналы с изображением митрополита она сжигала в печи, а его самого ругала «вражиной» и «волком в овечье шкуре».

Предсказывала людям их гибель, увидела и свою собственную смерть.

Наставления

  • Никогда не осуждай и спасешься!
  • Терпи! Ох, как тяжело будет — все терпи! Не плачь, а молись Богу.
  • Венчанным грех разводиться. Нельзя топтать венец.
  • Кто животных кормит, тот голодной смертью не умрет. Животных убивать грех. Душа даром не пропадает.
  • Будущим священникам: бери только то, что тебе положено. Церковные деньги — это угли, горящие на головы.
  • А с зарплаты — Богу дай.
  • Когда тебе будет плохо или какая-то нужда — приди на могилку и скажи мне.

За две недели до своей смерти матушка Алипия приказала:

голосеевская пустынь

Чудесное живописное место. Море солнца, воздуха и ветра. А еще пони, красивые и добрые, которые с радостью съедят морковку или сладкие сухарики. А еще они страшные сластены и станут вашими внимательными слушателями пока…не кончится принесенный вами сахар J.

И еще маковки церквей, снующие взад и вперед черные фигуры монахов и священнослужителей. Свечная лавка, где пахнет воском и ладаном и всегда много паломников, скупающих церковную утварь и литературу и уютная чайная на втором этаже.

Но не ради этого едут люди за тысячу верст. Недалеко от главных ворот находится часовенка Матушки Олипии. Тут служат молебны. А еще сюда подбрасывают кошек. Когда матушка Олипия почила, ее пушистые любимицы так огорчились смертью хозяйки, что пережили ее ненадолго. И теперь существует добрая традиция: если на месте могилки находят котенка-то обязательно отдают в хорошие руки J.

Вход в Голосеево сейчас отреставрирован.На страже стоят большие внушительные ворота и башни так, что издали монастырь похож на укрепленный форт-пост из красного кирпича. Заходишь – время как бы делится на «там» и «тут».Там мир,скорби,тяжесть и суета, тут-мир,но душевный, солнце,воздух и тихая спокойная радость.

Шагаешь вдоль корпусов и диву даешься – как быстро строится обитель и какой красавицей она становится. Прямо по курсу Центральный храм. Заходишь и понимаешь.что ты дома.Светло и уютно на душе. Возле образов теплятся лампады, горят свечи и только по глазам прихожан угадывается, что это тишина мнимая.На самом деле душа общается с Богом и этот таинственный диалог не в силах нарушить ничто земное. Дети и молодожены тут частые гости. Удивительно смотреть с какой искренностью и любовью сюда приходят дети. Детское сердце тяжело обмануть, как и чистую душу-они все видят в истинном свете.Бывает прийдет человек и падает ниц со слезами-такова сила благодати.А стоящий рядом оглядывается в недоумении. Разная степень чистоты не позволяет увидеть стоящего рядом ангела.

В правом приделе находятся мощи Преподобного Алексия Голосеевского-доброго и рачительного батюшки.

Живший в Голосеево на рубеже XIX-XX веков иеромонах Киево-Печерской лавры отец Алексий, имел уникальную судьбу. С детства он был немым и лишь в 12-летнем возрасте, когда на Пасху в храме к нему священник обратился с приветствием: «Христос Воскресе!» – мальчик неожиданно воскликнул: «Воистину Воскресе!» Алексий Голосеевский стал духовным отцом многих сотен людей: от митрополитов до простых крестьян. К нему за советом и благословением ехали со всех концов России. В народе отца Алексия назвали «Утешителем». Алексий Голосеевский умер в 1917 году, его похоронили с восточной стороны храма Иконы Живоносного Источника Божией Матери. Поставили крест, зажгли лампаду. С тех пор -удивительно и необъяснимо, но факт -вот уже 87 лет (!) – эта лампада не угасает.

Еще в Голосеево находятся святыни: Икона с частицей мощей вмч. Иоанна Сочавского и Икона с частицей мощей сщмч. Николая Искровского.

В 1999 г. в храме обновились 2 иконы: Богородица “Плачущая” и образ Господа с Богородицей и четырьмя избранными святыми.

С правой стороны храма находится постройка , куда перенесены мощи Матушки Олипии. Ежедневно правятся панихиды и происходит маслопомазывание.Сюда приходят многочисленные верующие со своими скорбями и проблемами: кто просит здоровья. кто не может найти работу… Свидетельств об исцелениях по молитвам Матушки уже столько, что вместились в огромную двухтомную книгу и продолжаются постоянно.На могиле матушки возникла традиция, продолжающаяся и после перенесения мощей в пристройку: прихожане пишут свои просьбы на маленьких листках бумаги и тихонечко кладут на каменный настил.

За церковью расположено монашеское кладбище, а за ним открывается безбрежный зеленый простор. Много людей приходит сюда просто отдохнуть,подумать о вечном и полюбоваться природой. Гуляет молодежь,дети,зажигаются свечи, происходит уединенная молитва.

Получив духовную поддержку и глоток вечности, я умиротворенная и веселая иду домой. Вслед трясут гривами пони, навстречу идут новые паломники, а я иду, унося в сердце кусочек чистого доброго неба.

Ссылка на основную публикацию