Свято-Троицкий кафедральный собор в Днепропетровске

Днепропетровский кафедральный собор, Свято-Троицкий кафедральный собор (Днепропетровск)

г. Днепропетровск, Красная площадь, д. 7 (тел.: (+38 056) 744-76-46, 375-32-59), метро: «Вокзальная».

Свято-Троицкий кафедральный собор — главный храм Днепропетровска.

Свято-Троицкий кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала, и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Л. И. Боде и П. И. Висконти с просьбой о новом храме.

В 1837 году в быстро развивающейся столице юга России Екатеринославе освятили место под новый Троицкий храм. Но строительство оказалось не под силу городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь.

Только в 1845 году, через 8 лет после закладки лесопромышленник, Федор Дупленко выделили 3000 рублей, на которые вывели фундамент и… строительство снова остановилось. Федор Дупленко оказался перед угрозой разорения и прекратил выделение средств на строительство. Со временем он все же сумел поправить свои дела и выстроить церковь. При жизни, вплоть до смерти в 1848 году, купец передал на строительство в целом около 100000 рублей. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.

Она значительно уступала Успенской в размерах и устройстве, и сильно отличалась от своего современного вида. Не было ни колокольни, ни служебных корпусов, ни кованой ограды. Все это пристроили намного позже.

Собор возвели трехпрестольный. Правый придел посвящен Казанской иконе Божьей Матери. Левый придел — Святому апостолу Андрею Первозванному. Центральный придел — в честь Животворящей Троицы. Три престола новой церкви дали имена трем городским улицам: Первозвановской (ул. Короленко), Троицкой (ул. Красная), Казанской (ул. Карла Либкнехта) и Троицкой площади (пл. Красная).

В 1860-х годах перед церковью, по проекту одного из местных архитекторов, строится большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом строится соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники, выделившие для этого 15000 рублей.

В конце XIX века старостой Троицкой церкви стал Иван Мартынович Алексеенко, при поддержке Ивана Алексеенко церковь строит свечную лавку и 12 собственных лавок на Троицком базаре. Строятся дом причта и Троицкая церковно-приходская школа.

В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич.

Иван Сидорович Ижакевич (1864–1962 г. г.) был большим специалистом в области народного творчества и украинского фольклора. Но до Октябрьской революции значительнейшее место в его творчестве занимала именно храмовая роспись.

В Троицком соборе кисти Ижакевича принадлежит ряд настенных росписей. Среди последних особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и Святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр, Павел и другие.

Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция обора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.

Атеистический режим не пощадил и величественный собор. В 1934 году церковь была закрыта «из-за отсутствия прихожан». Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады.

В ноябре 1941 года, во время немецкой оккупации, в соборе возобновили архиепископскую кафедру и богослужение. 11 июня 1942 года на кафедру был хиротонисан епископ Днепропетровский и Запорожский Димитрий (Маган).

На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги новый собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золотые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

Большие реставрационные работы внутри начали только в 1950-х годах. Восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Создали новый грандиозный иконостас, выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада, сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.

Тогда же вновь выяснился автор росписей в Троицком соборе… Грустный парадокс эпохи: сам Ижакевич к тому времени еще был жив, но о своих православных симпатиях вынужден был умалчивать. О его росписях в Троицком соборе к тому времени уже никто не знал.

Первым, кто высказал свое предположение об авторстве большинства стенных росписей собора, был архиепископ Днепропетровский и Запорожский Гурий (Егоров). Историк, искусствовед, прекрасный знаток церковной живописи, он, после своего назначения в 1955 году в Днепропетровскую епархию, сразу же обратил внимание на незаурядную роспись многих стенных полотен, представлявших большую художественную ценность. Чтобы их сберечь, он выписал из Москвы художников-реставраторов. Среди них оказался и В. Н. Кутлинский — ученик Ижакевича. Он-то, по почерку рисунков, подтвердил правильность высказанных архиепископом Гурием предположений.

Окончательно авторство полотен было подтверждено областным обществом по охране памятников, которое уделило этому вопросу максимум внимания. Самым ценным оказалось знакомство с престарелым художником Ф. З. Коновалюком — ближайшим помощником Ижакевича при росписи Троицкого храма (тогда он еще не был собором) в 1909 году. Коновалюк не только подтвердил авторство работ, но и сообщил еще много попутных деталей, относящихся к проведенным работам, которые помогли в дальнейшем процессе реставрации.

В 1985–1987 г. г. собор украшается большими паникадилами на всех куполах, были поставлены новые позолоченные кресты. Сделаны металлические ограждения на аллеи, новые большие нижние окна и двухстворчатые боковые двери.

На территории собора расположился небольшой некрополь — место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронида (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимир Капустянский, протоиерей Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора.

Во время первых бомбежек города, в 1941 году во двор собора с близлежащих улиц были принесены тела погибших горожан, они похоронены в братской могиле недалеко от центральных ворот, справа.

В соборе находятся святыни: икона «Плачущий Спаситель», иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская», крест-мощевик с частицами мощей крестителя Господнего Иоанна, святых апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, Святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона, Святого великомученика Феодора Стратилата, Святого мученика Антипы, Святой великомученицы Екатерины, Святого благоверного князя Александра Невского. Также в соборе находится крест-мощевик с 12-ю частицами мощей оптинских старцев (дар Оптинской Пустыни), икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба; древние реликвии: иконостас Казанского собора и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.

В настоящее время Свято-Троицкий собор является центральным храмом Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви.

ДНЕПРОПЕТРОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Днепропетровский Троицкий собор. Фото 24 июля 2010 г.

Днепропетровский кафедральный собор во имя Живоначальной Троицы Днепропетровской епархии

  • Престол: Живоначальной Троицы (главный), ап. Андрея Первозванного (придельный), Казанской иконы Божией Матери (придельный), Рождества Христова (нижний)
  • Адрес: Украина, 49000, г. Днепр, Троицкая площадь, 7
  • Тел.: (056) 744-76-46, 791-17-17
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Собор возведён на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь была освящена 15 января 1791 года.

    Через 40 лет Казанский храм обветшал и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю Л. И. и Висконти П. И., которые выполнили проект новой купеческой церкви. В 1837 году было освящено место под новый храм. Строился храм на средства лесопромышленника Федора Дупленко. После его смерти от холеры, эпидемия которой свирепствовала в городе, строительство заканчивал купец Андрей Кирпичников. В 1845 году поледовало освящение нового Троицкого храма. Три престола новой церкви дали имена трём городским улицам: Первозвановской (Короленко), Троицкой (Красная), Казанской (Карла Либкнехта) и Троицкой площади (Красная).

    В 1860-х годах перед церковью по проекту одного из местных архитекторов была построена большая каменная колокольня. Немного позже между колокольней и храмом был создан соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Меценатом этих построек выступил купец Андрей Кирпичников и его наследники. Позднее были построены дома притча и церковно-приходской школы.

    В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашён известный живописец И. С. Ижакевич. Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция собора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году.

    После революции 1917 года, когда Спасо-Преображенский собор был закрыт, кафедра архиерея Екатеринославской епархии переместилась в Свято-Троицкий собор, напротив которого – на улице Красной, 3 – расположился архиерейский дом.

    В 1934 году храм был закрыт “из-за отсутствия прихожан”. Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Здание разделили на два этажа и приспособили под склад.

    С началом немецкой оккупации, в ноябре 1941 года в соборе возобновили богослужения и архиепископскую кафедру. На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги собор отремонтировали снаружи, хотя далеко не полностью из-за отсутствия средств. В то время повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золоченые кресты; внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

    В послевоенный период владыка Андрей (Комаров) устроил в цокольном этаже собора храм Рождества Христова. Большие реставрационные работы внутри начались в 1950-х годах. В то время восстановили уцелевшие росписи Ижакевича (в то время, после периода забытья, снова установили авторство росписей), а погибшие заменили новыми фресками; создали новый иконостас; выстроили новое крыльцо паперти вместо ворот склада; сделали еще многое. С 1960-х годов на территории Троицкого соборного участка разместилось Днепропетровское епархиальное управление.

    На рубеже XX-XXI веков, благодаря поддержке владыки Иринея (Середнего), реставрационные и благоустроительные работы в соборе возобновились с новой тщательностью и размахом. В канун Пасхи 2009 года председатель областной госадминистрации Виктор Бондарь своим распоряжением передал здание Троицкого кафедрального собора и его хозяйственные строения Днепропетровской епархии.

    Екатеринославский Троицкий храм. Нач. XX в.

    Архитектура и убранство

    В соборе ряд настенных росписей принадлежит кисти И. С. Ижакевича: особенно выделяются лики евангелистов на парусах центрального нефа и святые, написанные во весь рост на пилонах собора: славянские первоучители Кирилл и Мефодий, апостолы Петр и Павел и другие; сохранился также сюжет “Бегства в Египет”, иконы херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Из росписей 1950-х годов наиболее впечатляет “Благовещение Пресвятой Богородицы” на пилонах алтаря. Особую ценность представляет иконостас цокольного Рождественского храма: как произведение искусства он стоит на учёте в художественном музее.

    У стен собора – захоронения епархиальных архиереев, настоятелей собора, создателей храма.

    Настоятели

    • Владимир Капустинский (упом. ок. ноября 1941 – 1943) [1]
    • Виталий Турбин (1943 – 1956)
    • Владимир Аксютин (упом. 2000 [2] – упом. ок. 2018)

    Днепропетровские религиозные строения

    г. Днепропетровск

    Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшую деревянную церковь Казанской иконы Божией Матери освятили 15 января 1791 года. Через 40 лет церковь Казанской иконы Божией Матери обветшала. В 1837 году было освящено место под новый храм.
    Находится: г. Днепропетровск, улица Красная площадь, 7.

    В 1860-х годах перед церковью была построена маленькая каменная колокольня. Позже между колокольней и храмом строят коридор, который соединяет и почти вдвое увеличивает площадь церкви.

    В 1786 году жители Половицы был достроен и освящен храм во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего Днепропетровска. В храм во имя Казанской Божией Матери были перенесены иконостас и церковная утварь. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Здание храма во имя Казанской Божией Матери строилось в 1780-1781 годах для храма Екатеринослава Кильченского (так назывался Новомосковск).

    Свято-Троицкий кафедральный собор в Днепропетровске

    Казанскую церковь планировали как временную. Храм во имя Казанской Божией Матери был скромных размеров, и он не подходил столичному городу Екатеринославу. Храм во имя Казанской Божией Матери был расположен недалеко от реки Днепр. Но храм оставил заметный след в истории развития города, от храма во имя Казанской Божией Матери выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.

    В 1799 году мастер Самойла Доруденко начал трудится над созданием иконостаса и внутренние росписи храма. Эта работа была окончена в 1800 году. Новая церковь была освящена во имя Сошествия Святого Духа.

    В 1837 году восточнее церкви Святого Духа было освящено место под новый храм.

    В 1845 году, через 8 лет после закладки, было начато строительство Свято-Троицкий Кафедральный собора. В 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) строительство новой церкви было окончено и освящено во имя Святой Троицы.

    Свято-Троицкая церковь была не больших размеров: не было ни колокольни, ни придела, объединяющего ее с храмом, ни служебных корпусов, ни кованой ограды, и сильно отличалась от своего современного вида.

    В 1860-х годах перед Свято-Троицкой церковью была построена большая каменная колокольня, которая была самым высоким сооружением в Екатеринославле, позже, между колокольней и храмом был построен соединительный придел, почти вдвое увеличивший площадь церкви. Здание стало единым архитектурным целым.
    В конце 19века старостой Троицкой церкви стал Иван Мартынович Алексеенко. При поддержке Ивана Алексеенко церковь строит свечную лавку и 12 собственных лавок на Троицком базаре. Появляются дома Причта и Троицкой церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов в церкви начинаются большие ремонтные работы. Для исполнения новых икон и фресок в 1909 году был приглашен выдающийся украинский живописец Иван Ижакевич. Со смертью в 1910 году старосты Троицкого собора Ивана Алексеенко реконструкция собора затянулась. Окончательно ее смогли завершить только в 1917 году. В 20-х годах XX столетия в Троицкий собор была перенесена кафедра правящего епископа.

    В 1934 году Троицкая церковь была закрыта. Сбросили колокола, сорвали кресты. В ограде храма разместили многочисленные магазины, мастерские, склады. Саму церковь разделили на два этажа и приспособили под склад. Перепады температур, грязь, бесхозяйственность нанесли непоправимый вред внутреннему убранству собора и более всего его росписям.

    Свято-Троицкий храм ожил во время немецкой оккупации. В ноябре 1941 года в храме возобновили богослужения, которые больше никогда не прекращались.

    На протяжении 1942 года по проекту Владимира Самодрыги собор ремонтировался снаружи, но не полностью из-за отсутствия средств. Повесили колокола, оштукатурили и выбелили стены, вновь покрасили в зеленый цвет купола и вернули на них золотые кресты. Внутри успели разобрать перекрытия и расчистить закрашенные росписи.

    В 1944 году епархиальным архиереем стал архиепископ Андрей (Комаров), его могила находится на территории Троицкого собора.

    В 1950-х годах начались большие реставрационные работы внутри Свято-Троицкого собора: восстановили уцелевшие росписи Ижакевича: «Бегство Иосифа в Египет», иконы апостолов, херувимов в сводах малых куполов, орнаменты. Погибшие заменили новыми фресками, из которых наиболее впечатляет «Благовещение» на пилонах алтаря. Был создан новый иконостас, выстроили новое крыльцо паперти, вместо ворот склада сделан балкон для верхнего архиерейского хора и сделали еще многое и многое другое.

    В соборе находятся святыни:

    • икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба;
    • икона «Плачущий Спаситель»;
    • иконы: Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская»;
    • два Креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых.

    Современный кафедральный Свято-Троицкий собор Днепропетровска является не только замечательным памятником, но и историческим памятником.

    В 2010 году исполнится 165 лет со дня освящения Свято-Троицкого Кафедрального собора в Днепропетровске. Именно с ними связывается и история развития Православия.

    В соборе проходят ежедневные богослужения. В праздничные дни утром — две службы: в 7 и 9 часов утра. В среду и в воскресные дни на вечерней службе — чтение акафиста.

    На территории собора расположился небольшой некрополь — место захоронения епархиальных архиереев и священнослужителей. Архиепископ Андрей (Комаров), архиепископ Варлаам (Ильющенко), епископа Кронида (Мищенко), бывшие настоятели собора: протоиерей Владимир Капустянский, протоиерей Константин Огиенко, создатели храма: Федор Дупленко и Андрей Кирпичников, другие священнослужители и благотворители нашли свой последний приют под стенами собора.

    В соборе находятся святыни:

    • икона «Плачущий Спаситель»,
    • иконы Божией Матери «Иверская», «Достойно есть», «Самарская»,
    • крест-мощевик с частицами мощей крестителя Господнего Иоанна,
    • святых апостолов и евангелистов Матфея, Луки, Марка, Святой праведной Анны, великомученика и целителя Пантелеимона,
    • Святого великомученика Феодора Стратилата,
    • Святого мученика Антипы,
    • Святой великомученицы Екатерины,
    • Святого благоверного князя Александра Невского,
    • крест-мощевик с 12-ю частицами мощей оптинских старцев,
    • икона Святой Троицы с частицей коры Мамврийского дуба;
    • иконостас Казанского собора,
    • гробница из Свято-николаевского (Брянского) собора.

    В настоящее время Свято-Троицкий собор является центральным храмом Днепропетровской епархии Украинской Православной Церкви.

    Свято-Троицкий кафедральный собор в г. Днепропетровск

    Свято-Троицкий Кафедральный собор – памятник зодчества ХІХ века, исторический и культурный памятник г. Днепропетровска.

    Название Свято-Троицкого собор носит не случайно. На протяжении всего ХІХ ст. собор именовался то Троицкой церковью, то церковью Сошествия Святого Духа.

    Свято-Троицкий Кафедральный собор был построен на месте первой городской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Небольшая деревянная церковь, освященная 15 января 1791 года, через 40 лет обветшала и купечество города обратилось к петербургским архитекторам Шарлеманю – Боде Л. И. и Висконти П. И., которые спроектировали Успенскую церковь. Архитекторы одновременно выполнили и проект новой – купеческой. В 1837 году уже освятили место под новый храм.

    В 1862 году началось строительство колокольни, которая являлась самым высоким сооружением в Екатеринославе того времени. В дальнейшем в конце ХІХ века здание храма и колокольни стало единым архитектурным целым: их соединили между собой. Во второй половине ХІХ в. собор исполнял функции городской приходской церкви.

    Судя по «Епархиальным ведомостям», причт собора состоял из трех священников, одного диакона, нескольких псаломщиков. Духовенство, кроме прямых священнических обязанностей, принимало участие в работе церковных административных учреждений, занималось преподавательской деятельностью, активно проповедовало.

    Позднее были построены Дома причта и церковно-приходской школы. В конце 1900-х годов начинаются большие ремонтные работы в церкви.

    В годы Советской власти Спасо-Преображенский собор закрывается, и кафедра правящего архиерея перемещается в Троицкий собор, а по соседству на улице Красной размещается архиерейский дом, первым насельником которого стал владыка Агапит.

    Во времена атеизации советского народа (30-е гг. ХХ в.) Троицкий собор закрывают. В этом помещении находится фуражный склад, стены храма прорублены для сооружения ярусов настилов. Перепады температур, грязь, нанесли большой вред внутреннему убранству собора и более всего его внутренним росписям.

    В 1941 году в храме возобновляются богослужения, которые больше не прекращались больше. В 1943 г. в неразберихе, царившей в городе при освобождении, погиб настоятель храма протоиерей Владимир Капустинский (до революции был инспектором епархиального женского училища и настоятелем Введенской церкви). 27 октября 1943 г., через два дня после освобождения Днепропетровска во дворе храма был расстрелян протодиакон Троицкого собора Илларион, могила которого расположена на территории собора. Возле собора нашли вечное упокоение и мирные жители которые в 1941 году стали жертвами немецких бомбардировок.

    С 1944 г. церковь восстанавливается и ремонтируется. Приблизительно в это же время происходит реорганизация Днепропетровской епархии, и собор становится кафедральным, то есть резиденцией правящего архиерея. Такое повышение статуса собора позволило начать капитальные реставрационные работы.

    Начатые в 1956 году реставрационные работы особый размах приобрели в наше время, благодаря поддержке Владыки Иринея, возглавляющего епархию с 1993 года. В Троицком соборе усердными трудами настоятеля, протоиерея Владимира Аксютина, происходит впечатляющая реставрация внешнего и внутреннего убранства храма, в том числе и окружающей собор территории.

    У стен собора – захоронения епархиальных архиереев, настоятелей собора, создателей храма.

    В соборе находятся святыни : икона Святой Троицы с частицей Мамврийского дуба; икона «Плачущий Спаситель»; иконы Божией Матери «Иверская», «Казанская», «Достойно есть», «Самарская»; два Креста-мощевика с частицами мощей почитаемых в православии святых.

    Бережно сберегаются в соборе древние реликвии: иконостас Казанской церкви и гробница из Свято-Николаевского (Брянского) собора.

    В соборе проходят ежедневные службы, совершаются требы.

    В праздничные дни утром – две службы: в 7 и 9 часов утра. В воскресные дни на вечерней службе – чтение акафиста, а в субботние дни – елеопомазание совершает правящий архиерей.

    Свято-Троицкий кафедральный собор в Днепре. Фотопутешествие

    Свято-Троицкий кафедральный собор находится в центре города Днепра. Сразу же за бизнес-центром на площади Героев Майдана.

    Освящен храм был в 1845 году, тогда это был еще не собор, а просто церковь. Ее так и называли — Троицкая церковь, называют так и сейчас. Ее построили на месте самой первой церкви в городе — Церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. Она была деревянной и к тому времени уже серьезно обветшала.

    Роспись на стене в торце храма — Святая Троицв

    Строительство инициировало городское купечество в лице лесопромышленника Федора Дупленко, в основном на его средства строили храм. Проектировали Троицкую церковь петербургские архитекторы Людвиг Шарльлемань-Боде и Петр Висконти.

    Колокольню построили в 60-х годах XIX века рядом с церковью, уже по проекту другого архитектора. На то время это было самым высоким зданием в городе. А спустя некоторое время колокольню и храм соединили в одно здание, увеличив таким образом площадь храма почти в два раза.

    Сейчас собор довольно большой. И имеет три основных входа: восточный, западный и южный (колокольня).

    Вход со стороны колокольни (южный вход)

    Вид на фасад с восточной стороны

    Храм украшен декоративной лепкой и росписью.

    Два ангела трубят над входом в церковь

    Роспись на фасаде — Святой Николай Чудотворец

    Во время капитальной реставрации храма в начале XX века, для росписи стен был приглашен известный украинский иконописец Иван Ижакевич. Некоторые его работы дожили и до нашего времени, но большинство было уничтожено плохими условиями во время советской власти.

    Купола храма — один центральный и 4 малых по сторонам.

    В 1934 году, во время разгара борьбы с религией, храм был закрыт под предлогом «отсутствия прихожан» — типичный сценарий, который применяли практически ко всем храмам. На территории храма образовались торговые площади и мастерские. А здание храма было отдано под фуражный склад.

    Двор храма и входные ворота

    Из-за неправильной эксплуатации здания (перепады температур, грязь, прорубы в стенах), убранство храма было серьезно повреждено. В это время многие фрески и росписи были навсегда уничтожены.

    Восточный вход в храм

    В ноябре 1941 года, когда город оккупировали немцы, храм был вновь открыт для богослужений. И после этого его уже не закрывали.

    С 1944 года церковь начали восстанавливать. Примерно в то же время храму присвоили статус кафедрального собора. Реставрационные работы шли достаточно долгое время. К 1956 году храм был капитально отреставрирован.

    Декоративные элементы фасала

    Я приехал в Троицкую церковь в суботу утром, в 9 часов, здесь была служба и внутри было много прихожан.

    Западный вход в храм

    У стен храма есть небольшой некрополь.

    Тут похоронены, в основном, настоятели храма и горожане — жертвы бомбардировок в 1941 году.

    Здесь также похоронены протоиерей Владимир Капустинский и протодиакон Илларион, которые были расстреляны во дворе храма в 1943 году — через два дня после освобождения Днепропетровска.

    А это вид на церковь с площади Героев Майдана. Она выглядывает из здания бизнес-центра, построенного в советскую эпоху. В таком расположении видно отношение советской власти к храмам. Вместо того, чтобы на центральной площади был храм. его отгородили зданием, спрятав за ним.

    Днепропетровское Епархиальное управление

    Через дорогу от Свято-Троицкого собора расположено еще одно церковное здание — Днепропетровское Епархиальное управление. Оно имеет интересную архитектуру, и я решил его тоже сфотографировать.

    Свято-Троицкий кафедральный собор Днепропетровска

    Н ынешний кафедральный Свято-Троицкий собор г. Днепропетровска является не только замечательным памятником зодчества ХІХ в., но также и историческим памятником, с которым связано бытие дореволюционного губернского и послереволюционного областного центра. Свои молитвы возносили в нем на протяжении двух последних веков местные жители: власть предержащие, лица гражданской и духовной администрации, купцы, мещане, простолюдины. В его истории, как в зеркале, отражается и духовная, и обыденная, повседневная жизнь богоспасаемого града.

    В 2010 году исполнится 165 лет со дня освящения Свято-Троицкого Кафедрального собора. Как известно, о поселениях на месте нынешнего Днепропетровска упоминается с давних времен, а в XVI-XVIII веках эта территория активно обживалась запорожским казачеством. Именно с ними связывается и история развития Православия.

    Так, в 1781 году в расположенной на месте нынешнего центра Днепропетровска слободе Половица (которая к тому времени имела больше ста дворов и полутора тысяч человек населения), по инициативе бывших запорожцев Лазаря Глобы (сыгравшего значительную роль в развитии нашего города в целом) Игната Каплуна, Андрея Мандрыки, Даниила Косолапа, началось строительство нового храма. Возведение новой церкви, названной во имя святых апостолов Петра и Павла, проходило под руководством мастера из села Каменское Данила Деревянко. Она располагалась среди небольшой дубравы, напротив современного лицея № 100. Но, законченная летом 1783 года, деревянная церковь так никогда и не была освящена. За несколько дней до освящения по неизвестной причине загорелся купол церкви. Поскольку строительные леса были уже разобраны, потушить пожар не удалось: через несколько часов от итога двухлетней работы и пожертвований прихожан осталось только пожарище. Спасти удалось лишь иконостас и некоторую церковную утварь.

    В 1784 году казаки подали новое прошение о строительстве церкви. Но из-за слухов о ликвидации слободы и перенесении ее на место бурно развивающегося Екатеринослава, которому в то время вообще пророчили роль “Южной столицы” империи, с самим строительством решили повременить. Эти слухи вскоре подтвердились. И все-таки в 1786 году жители Половицы успели достроить и освятить молитвенный дом во имя Казанской Божией Матери, который стал первым храмом нашего города. Увы, время не сохранило до наших дней эту постройку…

    Только 15 января 1791 года непосредственно в Екатеринославе освятили первую городскую церковь во имя Казанской иконы Богоматери. В нее же перенесли иконостас и церковную утварь из того самого молитвенного дома, который был уже упразднен. Первая городская церковь, на самом деле, была не так уж и нова. Это здание еще в 1780-1781 годах построили для храма Екатеринослава Кильченского (именно так тогда назывался прекрасно нам известный Новомосковск). Прослуживший десять лет храм, не долго думая, решили в новый Екатеринослав попросту … перевезти (оцените сложность задачи, учитывая тогдашний технический уровень).

    Такое решение было принято по той причине, что на строительство нового храма у «бурно развивающегося» Екатеринослава не было… средств. Сначала предполагали перенести уже упоминавшийся Казанский молитвенный дом из расположенной гораздо ближе Половицы, но его состояние было настолько ветхое, что в дороге он мог просто рассыпаться. Потому-то и состоялось «путешествие» церкви из Екатеринослава Кильченского.

    Казанскую церковь, правда, тоже планировали как временную. Ни по своим скромным размерам, ни по архитектурному стилю она не подходила столичному городу Екатеринославу. Поэтому, расположившись недалеко от Днепра на месте современного дома по площади Демьяна Бедного, она простояла недолго. Но оставила заметный след в истории развития города, потому что именно от нее выводят свою родословную Успенская и Троицкая церкви: два из трех городских храмов, которые в разные периоды истории служили епископальными кафедрами.

    В 1797 году, после освящения деревянной Успенской церкви, перед местными властями встал вопрос о дальнейшей судьбе ее предшественницы — Казанской церкви.

    Уже в октябре по благословению митрополита Екатеринославского и Херсонес-Таврического Гавриила (Бодони) освятили место на Привозной площади. Купеческое общество выделило и специальную комиссию по наблюдению над строительством и сбору средств в составе Григория Кристофорова, Кирилла Остроухова и Григория Полуянова. Уже один раз переехавшая с берегов Кильчени на берега Днепра церковь начала новое путешествие.

    Только в 1799 году Городская Дума подрядила местного мастера Самойла Доруденко на создание иконостаса и внутренние росписи храма. Окончены были эти работы к новому 1800 году. Новая церковь была освящена во имя Сошествия Святого Духа, но неофициально за ней надолго закрепилось имя купеческой. На полвека это странное сооружение с барочными куполами сложной формы и высоким «петербургским» шпилем колокольни стало чуть ли не единственным украшением пустынной площади.

    Купечество, «ревнуя о благолепии храма Божия», содержало церковь в достаточно приличном состоянии. Правящий архиерей архиепископ Екатеринославский, Херсонский и Таврический Иов (Потемкин) даже предпочитал ее Успенскому собору. Все же, несмотря на постоянные ремонты, к 1830-му году церковь уже очень сильно обветшала.

    В 1826 году в Екатеринославе не было ни одного каменного частного дома. Из церквей была только одна каменная церковь — кладбищенская. Прочие церкви — Троицкая, Успенская, Покровская фабричная — были деревянными.

    В середине XIX века повышается интерес к отечественному архитектурному наследию, к поискам национального стиля. В это время классическая планировочная структура Екатеринослава постепенно насыщается разностилевыми сооружениями.

    Те же самые петербургские архитекторы Людвиг Шарлемань и Петр Висконти, которые спроектировали Свято-Успенскую церковь, одновременно выполнили и проект новой купеческой. Хотя лучшие достижения этих мастеров связаны с архитектурой классицизма, в их екатеринославских сооружениях проступают черты новой направленности, а именно так называемого русско-византийского стиля: подчеркнутая монументальность, некоторая тяжеловесность и массивность главного объема, характерное пятиглавие с диагональным размещением четырех меньших глав вокруг развитой центральной и т.д.

    В свое время имена Л.И. Шарлемана-Боде и П.И. Висконти пользовались большой известностью в Петербурге и за его пределами. Людвиг Иванович Шарлеман-Боде (1784-1845) был академиком архитектуры и имел звание придворного архитектора. Свою службу он начинал в 1808 году в качестве помощника архитектора при кабинете Императорского Дворца. Пять лет спустя он поступил на службу помощником архитектора при Министерстве внутренних дел и был командирован в Белосток. Удачное выполнение ряда труднейших архитектурных задач определило его дальнейшую судьбу.

    В 1820 году он был назначен архитектором Гоф-Интендантской конторы, где ему поручили наблюдение сначала за Таврическим, а потом — и Зимним дворцом. Одновременно в его заведовании находились Елагинский дворец, царская дача, дворцовые дома. Приобретя репутацию энергичного и способного архитектора, Шарлеман энергично участвует в работе всех высочайших архитектурных комитетов и комиссий Российской империи. Наряду с государственной службой, Шарлеман-Боде проводит и частные работы. Одной из таких почетных работ стало и строительство церквей в Екатеринославе.

    В 1837 году восточнее церкви Святого Духа уже освятили место под новый храм.Но строительство Троицкого собора по этому плану оказалось не по силу городу, только недавно окончившему Преображенский собор и строящему новую Успенскую церковь.

    Только в 1845 году, через 8 лет после закладки, лесопромышленник Феодор Дупленко выделил 3.000 рублей, на которые вывели фундамент и… И строительство снова остановилось. Федору Дупленко, который оказался перед угрозой разорения, стало не до меценатства. Поправить свои дела он все же сумел, как сумел и выстроить церковь. Точно неизвестно, при жизни или после его смерти от холеры в 1848 году, но он передал на строительство 100 000 рублей. Уже в 1855 году при епископе Екатеринославском и Таганрогском Леониде (Зарецком) новая церковь была окончена и освящена во имя Святой Троицы.

    Она значительно уступала Успенской в размерах и устройстве и сильно отличалась от своего современного вида. Не было ни колокольни, ни придела, объединяющего ее с храмом, ни служебных корпусов, ни кованой ограды. Все это пристроили намного позже.

    Читайте также:  На карта шахта Степная, село Глухов Сокальский р-н Львовская область
Ссылка на основную публикацию