Где находится Ивангород (на карте, координаты)

Ивангород

Содержание

Ивангород находится на западе Ленинградской области и наиболее известен своей огромной крепостью, которая противостоит эстонской Нарве. Также интересна Парусинка — рабочий квартал начала XX века.

Понять [ править ]

Иванго́род стоит на самой эстонской границе, которая, хотя и возникла в конце XX века, повторяет границу куда более древнюю. В Средние века Прибалтика находилась под властью ливонского ордена, настроенного к древнерусским княжествам крайне недружелюбно. После объединения русских земель и присоединения к Москве Новгорода Иван III разворачивает военную кампанию в Прибалтике, для чего приказывает построить на Нарве крепость и наречь её своим именем. Крепость строят строго напротив Нарвского замка, существовавшего к тому моменту уже больше 200 лет. В XVI веке крепость расширяется, а русские войска ведут в Прибалтике довольно успешную войну и вносят свою лепту в разгром ливонского ордена, однако итоги этой войны для России скорее печальны: после поражений от шведов и поляков от России отторгаются не только завоёванные эстонские земли, но и сам Ивангород, оказавшийся в XVII веке под властью Швеции. Развивать город, наречённый именем русского царя, шведы не спешили: они попросту объединили его с Нарвой и постарались пресечь любой сепаратизм.

В 1704 году в ходе Северной войны Пётр I возвращает России Ивангород, а заодно и Нарву, после чего крепость теряет всякое военное значение. Два города продолжают развиваться как единое целое, хотя их стартовые условия заведомо не были равными: средневековый старый город, торговля и множество церквей в Нарве против небольшого посада вокруг Ивангородской крепости. Тем не менее, промышленное развитие не обошло стороной и Ивангород: Кренгольмские швейные мануфактуры были построены на обоих берегах реки, отчего в Ивангороде возник неожиданный для столь маленького городка рабочий квартал Парусинка. Поскольку Нарва и Ивангород оставались единым целым, в 1920 году они оба отошли к Эстонии, в 1940 году оказались в СССР, а после войны границу (пока что формальную) решено было провести по реке, воссоздав Ивангород как самостоятельную административную единицу. Государственная граница с Эстонией прошла потом по той же линии, чем создала немало проблем, так как многие коммуникации Нарвы и Ивангорода были общими, не говоря уже о местных жителях, которые зачастую жили на одной стороне реки, а работали на другой.

Сейчас Ивангород вошёл в роль самостоятельного и самодостаточного поселения. В городе есть промышленность — оставшаяся от Кренгольмских мануфактур льноджутовая фабрика (производство утеплителей), Нарвская ГЭС, завод по производству электрических систем — а также гостиницы, кафе и магазины. Тем не менее, в Ивангороде не покидает ощущение дальнего затерянного угла, до которого никому нет дела, да ещё и погранзона не способствует развитию здесь туризма. Хотя местная инфраструктура в лучшем случае вызывает уныние, заехать в Ивангород всё равно стоит ради одной из крупнейших в России крепостей с на удивление либеральным режимом посещения и осмотра, а также оригинального рабочего квартала, известного как Парусинка. Впрочем, останавливаться в Ивангороде на ночлег — сомнительное удовольствие, поэтому поездку стоит спланировать так, чтобы под вечер уехать на восток или, наоборот, перейти эстонскую границу и оказаться в Нарве.

Как добраться [ править ]

Ивангород входит в пограничную зону. Посещать город удобнее всего с шенгенской визой, позволяющей заодно увидеть эстонскую Нарву. Если у вас нет ни визы, ни разрешения на посещение погранзоны, шансы попасть в Ивангород сравнительно невелики: автобусы и машины обычно проверяют на КПП, а на железнодорожном вокзале так и так сидят пограничники. Получить пропуск можно, обратившись в Пограничное управление ФСБ России по СПб и ЛО (Санкт-Петербург, Шпалерная ул., 62) либо через Единый портал госуслуг. Пропуск оформляется на срок до одного года бесплатно. О пограничных переходах в Эстонию см. статью Нарва.

На поезде [ править ]

В Ивангород один раз в день ходит пригородный поезд из Санкт-Петербурга, в пути чуть больше 3 ч. На станции делает остановку поезд дальнего следования Москва – Санкт-Петербург – Таллинн.

На автобусе [ править ]

На автомобиле [ править ]

Единственная дорога в Ивангород — трасса М21 из Санкт-Петербурга (150 км) через Кингисепп (25 км). Другой вариант — приехать в эстонскую Нарву и пересечь границу.

Транспорт [ править ]

Ивангород состоит из трёх частей. Первый микрорайон или Минутка (так называлось находившееся здесь в 80-х кафе) находится к северу от Кингисеппского шоссе. Центральный микрорайон находится к югу от Кингисеппского шоссе и тянется вдоль улицы Гагарина до ж/д переезда. Местность на пересечении Кингисеппского шоссе и улицы Гагарина называется местными Горка. На юге улица Гагарина выходит к железнодорожному переезду и далее идёт через промышленную зону Ивангорода (завод «Йура Корпорейшн Рус»). За мостом через подводящий канал ГЭС начинается микрорайон Парусинка. Пешком от центра Ивангорода до Парусинки минут 20-30. Там расположены фабрика и пограничный пешеходный пункт пропуска Парусинка — Нарва-2.

Городские автобусы (см. также расписание):

  • №7: Фабрика (Парусинка) — Горка — Минутка (Кингисеппское шоссе, 26); ходят с 7 до 21 с интервалом в 20-30 мин
  • №81: Фабрика (ул. Пасторова, 1) — Горка — автостанция — сады «Дураково поле»; ходят 2-4 раза в день

Общая информация об Ивангороде

Статистические данные о городе

Подчинение: “Городское поселение Кингисеппского муниципального района Ленинградской области ”
Код ОКАТО: 41421
Основан: 21 июня 1492 года
Статус города: в 1954 году
Телефонный код: +7 – (81375) – *****
Отклонение от московского времени, часы: 0
Отклонение от эстонского времени, часы: 1
Территория: 7,7 кв.км.
Географическая широта: 59°22′
Географическая долгота: 28°13′
Климат: умеренно континентальный, влажный
Средние температуры: январь (-9-11″С), июль (+16+18″С)
Численность населения: 11.2 тыс. жителей
Город имеет высшие учебные заведения
Уровень безработицы: 2.8%
Промышленность: металлообрабатывающая, легкая, пищевая
Региональное положение: равноудален от трех европейских столиц – С-Петербурга, Таллинна и Хельсинки

Географическое местоположение

Ивангород расположен на территории Ленинградской области в 131 км от Санкт-Петербурга на пути федеральной автомобильной дороги Е20 – Санкт-Петербург (Россия) – Таллинн (Эстония). Город находится на правом берегу реки Нарова, по которой проходит государственная границ Российской Федерации с Эстонской республикой, в 16 километрах от Финского залива. Расстояние до Таллинна 230 км. Ивангород входит в состав “Кингисеппского муниципального района” и граничит со “Сланцевским муниципальным районом”.

Климат

Городская власть

Законодательная власть – населением выбирается Совет депутатов состоящий из 15 депутатов, которые избираются на муниципальных выборах по избирательным округам, образуемым на территории муниципального образования один раз в пять лет. Из числа депутатов выбирается Председатель Совета депутатов – Глава муниципального образования сроком на 5 лет.

Исполнительная власть – осуществляется администрацией муниципального образования под руководством Главы администрации муниципального образования. Контракт с Главой администрации заключается на срок полномочий Совета депутатов, принявшего решение о назначении лица на должность Главы администрации муниципального образования. Административный аппарат – назначаемый.

Краткая характеристика

Герб Ивангорода: “В лазоревом поле черный двуглавый орел с золотыми клювами и лапами, держащий в клювах серебряную ленту с надписью черными литерами: “ЦАРЬ ИОАННЪ ВАСИЛЬЕВИЧЪ”. Внизу на зеленой земле с серебряной волнистой оконечностью три серебряные башни без зубцов, из которых средняя выше, а две боковые имеют червленые остроконечные кровли; башни соединены серебряными зубчатыми стенами, из-за которых видны два шпиля (по сторонам от средней башни) и два дома (по сторонам от шпилей) с серебряными стенами и червлеными кровлями”. Современный герб Ивангорода утвержден Решением Городского собрания МО “Город Ивангород” №13 от 26 июня 1998 года.

Обоснование символики: “Современный герб полностью соответствует гербу разработанному и утвержденному в 1730 г. Волны в оконечности щита означали пограничную р.Нарову, серебряная с красными кровлями крепость на зеленом холме напоминала о крепости, с которой начался Ивангород и которая сохраняла военное значение до второй половины XVIII в. Над крепостью был помещен двуглавый орел государственного герба России, данный в том виде, в каком он употреблялся во времена Ивана III Васильевича – основателя города, даровавшего ему свое имя: без корон, скипетра и державы в лапах и малого щита на груди.”.

Ивангород расположен в Ленинградской области на восточном берегу реки Нарвы, в 159 км к западу от Санкт-Петербурга. Своe имя город получил от названия древней крепости, построенной в 1492 году. “Повелением великого князя Ивана Васильевича заложиша град на немецком рубеже против Ругодива немецкого на реке Нарове на Девичьи горе” – так говорится о Ивангороде в древней летописи. В тревожное для Руси время эта крепость служила щитом русских земель, на протяжении более двух столетий являясь мощным форпостом на ее западной границе.

Основная достопримечательность города – крепость, которая и сейчас поражает своей монументальностью и мощью. Она расположена на крутых склонах Девичьей горы, месте труднодоступном и живописном. Гора с трех сторон омывается быстрой Нарвой, а с четвертой – окружена глубоким оврагом. Эта крепость достраивалась и расширялась с XV по XVII век и представляет собой сложный комплекс оборонительных сооружений.

Ивангород был пограничным городом, когда напротив него на другом берегу Наровы стоял город Ливонских рыцарей Ругодив (так русские называли Нарву). И в наши дни Ивангород оказался пограничным городом, когда Нарва стала частью соседнего государства – Эстонии. В наше время крепостей не строят, но при подъезде к мосту через Нарву недавно сооружено новое здание государственной таможни – еще один атрибут приграничной жизни. Сам мост, названный в советские времена, сразу после присоединения Эстонии к СССР, мостом Дружбы, теперь огорожен забором с колючей проволокой. До недавнего времени, когда Ивангород и Нарва принадлежали одному государству, они были экономически очень тесно связаны, имели общее коммунальное хозяйство, общие водные и энергетические ресурсы. Тем тяжелее был разрыв, особенно для Ивангорода, многие жители которого работали на предприятиях Нарвы.

Хочется верить, что наступят когда-нибудь времена добрососедства двух старинных городов, и здание сегодняшней таможни станет лишь историческим памятником, как и две древние крепости – Ивангородская и Нарвская, стоящие безмолвно друг напротив друга на разных берегах реки.

Российско-эстонская граница: пункты «Ивангород — Нарва», «Шумилкино -Лухамаа», «Куничина Гора — Койдула»

Статья о тонкостях и «подводных камнях», с которыми может столкнуться путешественник при пересечении российско-эстонской границы на автомобиле в пунктах пропуска «Ивангород — Нарва», «Шумилкино — Лухамаа», «Куничина Гора — Койдула».

Содержание статьи:

Документы, необходимые для пересечения российско-эстонской границы на автомобиле

Для пересечения российско-эстонскую границы на своем автомобиле необходимо на пункте пересечения границы предъявить следующий минимальный пакет документов:

1. Загранпаспорт, действующий как минимум полгода после планируемого возвращения из Эстонии.

2. Действующая шенгенская виза. Эстонский шенген можно получить в посольстве Эстонии в Москве (Малый Кисловский пер, д.5, www.estemb.ru, e-mail: [email protected]), в консульских отделах Эстонии в Санкт-Петербурге (Большая Монетная, д.14, www.peterburg.estemb.ru, e-mail: [email protected]) и Пскове (Народная, д.25, e-mail: [email protected]). Для того, чтобы въехать в Эстонию, совершенно необязательно предъявлять пограничникам именно эстонскую визу – подойдет также мультишенген любой страны, входящей в Шенгенское соглашение. Более того, если вы, например, получили мультишенген в посольстве Франции, совершенно ни к чему стараться сначала съездить во Францию, а уже затем в прочие европейские страны. Абсолютно легально по такой визе можно ехать сначала, к примеру, в Эстонию или еще куда-либо, а уже затем во Францию. В этом случае главное, чтобы у вас по этой визе был хотя бы один французский штамп, подтверждающий, что вы все-таки были во Франции и не зря они выдавали вам свою визу.

3. Если вы путешествуете с детьми, то на российско-эстонской границе необходимо будет предъявить свидетельство о рождении ребенка. Если ребенок едет без одного из родителей, нужна будет нотариальная доверенность для ответственного лица на право выезда с ребенком за пределы РФ.

4. Международная страховка транспортного средства (так называемая «зеленая карта»). Приобрести ее можно в большинстве крупных страховых компаний, на срок 14 дней для легкового автомобиля она будет стоить около 2500 рублей (на лето 2016 года). Кстати, если вы забыли приобрести “зеленую карту” перед поездкой, это можно будет сделать уже на подъезде к границе: просто внимательно смотрите по сторонам, чем ближе к пункту пропуска, тем чаще будут попадаться киоски с вывесками “страховка”, “страхование шенген” и им подобные. Минус в этом случае будет лишь в том, что вам придется выбирать из списка компаний, с которыми сотрудничают эти приграничные страховые брокеры.

5. Медицинская страховка со страховым покрытием не менее 30 тысяч евро – это стандартное страховка, необходимая для получения шенгенской визы любой из входящих в соглашение стран. На границе медицинскую страховку часто не спрашивают, но по правилам делать это должны – так что очень желательно ее иметь при себе.

6. Водительское удостоверение международного образца и национальное водительское удостоверение. МВО на границе тоже часто не требуют, но, так как Эстония подписала Конвенцию о дорожном движении, вполне могут это сделать. Получить международное водительское удостоверение несложно: для этого надо лишь получить необходимые медицинские справки, сделать фотографии, обратиться в уполномоченный МРЭО по месту жительства, заполнить заявление и оплатить госпошлину; в отличие от национального водительского удостоверения, МВО выдается сроком на 3 года (но срок его действия не может превышать срок действия вашего национального удостоверения).

Требования к автомобилю при пересечении границы России и Эстонии

В первую очередь, автомобиль должен быть технически исправен и иметь читаемые номерные знаки в соответствии с требованиями законодательства. Также пограничники часто обращают внимание на состояние стекол и фар: стекла не должны иметь трещин (по крайней мере, лобовое стекло в зоне видимости водителя) – особенно щепетильными в этом вопросе считаются поляки и, в меньшей степени, финны. За прибалтами я не замечал особого желания придираться к состоянию автомобиля, но лучше все-таки перед поездкой привести его в порядок. Весьма негативно сотрудники границ ЕС относятся ко всяким “антирадарам” и “видеорегистраторам” – так что их лучше на время прохождения границы убрать подальше. Что касается возраста автомобиля: никаких ограничений по возрасту (в отличие, например, от Азербайджана) и экологичности выхлопа на российско-эстонской границе нет, главное, чтобы из выхлопной трубы не валил черный дым. В исключительных случаях сотрудники пункта перехода границы могут проверить содержание CO в выхлопе – но я с таким ни разу не сталкивался. По поводу дополнительного оборудования, необходимого для пересечения границы России и Эстонии: тут, насколько мне известно, четкого списка нет и мнения «бывалых» сильно разнятся, так что я приведу свою версию, сформировавшуюся после многочисленных поездок на машине в страны Евросоюза и Закавказья. Что-то из этого списка читателю может показаться лишним, но всегда существует вероятность, что какой-то особо рьяный сотрудник решит докопаться до отсутствующей у вас мелочи и тем испортит вам начало долгожданного отпуска.

Список дополнительного оборудования автомобиля для пересечения российско-эстонской границы:

Огнетушитель
Наклейка RUS на крышку багажника
Аптечка по нормам TUV
Знак аварийной остановки
Буксировочный трос
Светоотражающий жилет
Не обязательно, но весьма желательно в дальней дороге:
Полный набор инструментов для мелкого ремонта
Полноразмерная запаска
Металлическая канистра для топлива
Насос
Балонный ключ
Домкрат
Провод для “прикуривания”
Противооткатные “башмаки” – 2 шт. (по поводу “башмаков” – на просторах интернета попадалась информация, что эстонские пограничники при пересечении границы проверяют их наличие. Врать не буду, у меня ни разу не спрашивали – но на всякий случай я их с собой вожу).

Где пересекать границу России и Эстонии

На данный момент открыты три наземных пункта перехода границы России и Эстонии: “Ивангород – Нарва”, “Куничина Гора – Койдула”, “Шумилкино – Лухамаа”. Рассмотрим их подробнее.

Основным и, что немаловажно, самым загруженным считается МАПП “Ивангород – Нарва”, через него обычно едут в Эстонию путешественники из Санкт-Петербурга и вообще российского Северо-Запада, а также москвичи, желающие добраться до Таллина по максимально короткому маршруту.

Пункт пропуска на российско-эстонской границе «Шумилкино – Лухамаа» в основном предпочитают те, кто: а) едет в Южную Эстонию б) едет в Таллин или на острова Хииюмаа и Сааремаа, но хочет избежать стояния в многочасовых пробках на границе и в) едет транзитом через территорию Эстонии в Латвию и вообще в южную Балтию.

По загруженности с большим отрывом после пункта “Ивангород – Нарва” идет “Шумилкино – Лухамаа”, а замыкает тройку “Куничина Гора – Койдула”. Например, в июле 2016 года ситуация с очередями (для легковых автомобилей) на российско-эстонской границе была следующей:
“Ивангород – Нарва”: 5 часов и более
“Куничина Гора – Койдула”: 1 час
“Шумилкино – Лухамаа”: 2 часа

Все три пункта пересечения эстонско-российской границы работают круглосуточно.

Как добраться до пунктов пропуска через российско – эстонскую границу

МАПП “Ивангород – Нарва”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Ивангород — Нарва»

Адрес: Нарва, Вестервалли 3 (Шоссе Таллинн-Нарваt) 20307, Телефон: +372 6123000
Как добраться: Из Санкт-Петербурга до Ивангорода по трассе «Нарва» можно доехать примерно за два часа.

МАПП “Шумилкино – Лухамаа”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Шумилкино — Лухамаа»

Адрес: округ Выру, Lüta Misso vald (Шоссе Рига-Псков) 65011, телефон: +372 6123000
Как добраться: От Пскова до Шумилкино можно доехать по трассе Е77 (А212) Псков – Рига. GPS-координаты пункта пропуска “Шумилкино – Лухамаа”: N57°38.708′; E27°23.451′

МАПП “Куничина Гора – Койдула”

Российско-эстонская граница, пункт пропуска «Куничина Гора — Койдула»

Адрес: Койдула, Värska vald (Карисилла-Печорское шоссе) 64003, Телефон: +372 6123000
Как добраться: От Пскова по дороге Е77 (А212) нужно доехать до Изборска и в нем свернуть направо по указателю на Печоры. Между Изборском и границей будет платный участок дороги, стоимость проезда – 150 руб.

Порядок прохождения границы России и Эстонии

Российско-эстонская граница на пункте пропуска «Ивангород – Нарва»

Граница между Россией и Эстонией проходит по Мосту Дружбы. При движении из России пересечение границы проходит в порядке живой очереди, при движении из Эстонии – по предварительной онлайн-записи или также в порядке живой очереди.

Совет: двигаясь в Эстонию, перед прохождением границы заправьтесь горючим «под завязку» и залейте бензин в канистру (при ее наличии) — топливо в Эстонии (и вообще в Прибалтике) стоит 1,05-1,1 евро за литр, что по состоянию на лето 2016 года примерно в два раза дороже, чем в России. Я, например, заправившись в Шумилкино, потом проехал на русском бензине всю Эстонию и Латвию, заправляться за евро пришлось только на подъезде к литовскому Вильнюсу. Пограничники и таможенники, кстати, не выказывают ни малейшего интереса к бензину в канистрах: я вез 20 литров, хотя по правилам ЕС можно ввозить для личного пользования не более 10 литров бензина.

На российской стороне при прохождении границы необходимо будет предъявить загранпаспорт с действующей визой и техпаспорт на машину, а также, по требованию сотрудников пункта пропуска, любой документ из списка, приведенного в первой части данной статьи. Кроме того, нужно будет обеспечить проведение осмотра транспортного средства и (при необходимости) багажа.

На эстонской стороне контроль будет более основательный: точно также придется предъявить все упомянутые документы (паспорта с визами, техпаспорт на машину, медицинскую страховку на водителя и пассажиров, “зеленую карту” на автомобиль, национальное водительское удостоверение и МВО). Кроме проверки документов, сотрудники пункта пропуска на эстонской стороне обязательно производят визуальный осмотр автомобиля: для этого вам нужно будет выйти из машины, открыть все двери и крышку багажника, бардачок и поднять крышку капота. При возникновении вопросов, могут попросить открыть багаж. Если все в порядке, сотрудник перепишет себе VIN-номер вашего автомобиля и, после получения вами штампа о пересечении границы Евросоюза, даст добро на въезд в Эстонию. Сразу же после российско-эстонской границы вы попадете в город Нарва, где можно будет отдохнуть и подкрепиться перед дальнейшей дорогой.

Граница России и Эстонии в пункте пропуска «Шумилкино – Лухамаа»

Пункт пересечения российско-эстонской границы «Шумилкино – Лухамаа» оборудован четырьмя постами контроля автомобилей, его расчетная пропускная способность составляет 4000 человек в сутки, он является вторым по загруженности после пункта “Ивангород-Нарва”. До МАПП “Шумилкино” можно доехать из Пскова по трассе Псков-Рига, пункт расположен примерно в 40 км от Пскова – дорога бесплатная и недавно отремонтированная. Порядок пересечения границы в целом аналогичен приведенному в разделе “Ивангород-Нарва”; автомобили отправляют в две разные очереди — одна для машин с российскими номерами, вторая с иностранными. На самом пункте контроля стоят две будки (российские пограничники гордо именуют их “павильонами”): первая — это паспортный контроль, вторая — таможенный. Как я уже упоминал, во время досмотра 20-литровая канистра с бензином в моем багажнике эстонцев совершенно не заинтересовала, хотя по правилам разрешен ввоз лишь 10 литров бензина для личных нужд. Вообще, по моему личному впечатлению, на границе никто не будет до вас беспричинно докапываться, надо просто иметь в порядке все документы и быть с таможенниками и пограничниками вежливым и приветливым.

Очередь на МАПП “Шумилкино – Лухамаа”: когда я подъехал к российскому посту, передо мной в очереди было ровно десять машин, общее время моего перехода границы составило около полутора часов. На границе подумалось, что легендарная медлительность эстонцев — это не миф:-) Вернее, не медлительность, а некая, скажем так, степенность в мыслях и движениях.

Сразу после российско-эстонской границы на эстонской стороне есть неплохая и недорогая кафешка — после КПП надо свернуть налево на стоянку.

Российско-эстонская граница на пункте пропуска «Куничина Гора – Койдула»

МАПП “Куничина Гора – Койдула” в настоящее время является единственным из трех, где можно предварительно забронировать время пересечения границы при движении из России в Эстонию (сделать это можно на сайте www.goswift.ru).

UPDATE декабрь 2018: по состоянию на 30 декабря 2018, сайт goswift.ru не работает и, соответственно, граница проходится порядке живой очереди без предварительного бронирование времени.

Как и в пунктах «Ивангород — Нарва» и «Шумилкино — Лухамаа», через «Куничину Гору» можно ехать не только на моторных транспортных средства, но также на велосипеде или пешком. К пункту “Куничина Гора” со стороны Пскова придется ехать по платной дороге (стоимость проезда – 150 рублей). Расчетная суточная пропускная способность пункта “Куничина Гора – Койдула” составляет 2000 человек. Порядок прохождения российско-эстонской границы в МАПП “Куничина Гора” стандартный и полностью аналогичен описанному в разделе статьи, посвященном пункту пропуска “Ивангород-Нарва”: та же проверка документов, контроль транспортного средства с открыванием всех дверей, крышек багажника и бардачка, а также поднятием крышки капота, и фиксация VIN-номера автомобиля. На территории пункта пропуска работает магазин duty-free. Так как пересечение границы происходит по предварительной записи, машины ждут своей очереди не традиционной вереницей друг за другом, а в специальной зоне, которая представляет собой большую парковочную площадку. Номер вызываемого на пересечение границы транспортного средства высвечивается на большом экране и автомобиль едет на пограничный контроль. Парковка расположена рядом со зданием, где можно посидеть в кафе, а также сходить в туалет и душ.

Возможность привилегированного пересечения российско-эстонской границы

В общем случае, переход границы России и Эстонии на всех трех пунктах происходит в порядке живой очереди или по предварительной записи. Однако, в исключительных случаях можно пересечь российско-эстонскую границу в привилегированном порядке (и для этого совершенно не надо нагло лезть без очереди, как это совсем недавно было принято у кавказцев при прохождении российско-грузинской границы в пункте пропуска “Верхний Ларс”) . На российско-эстонской границе все разумно и четко регламентировано — право на проход границы без очереди имеют:
— лица с серьезными проблемами со здоровьем при наличии действительной справки
— лица, срок визы которых заканчивается
— лица, имеющие необходимость присутствия на похоронах
— лица, имеющие необходимость успеть на поезд или самолет
— лица, имеющие тяжело больного родственника — причем все вышеперечисленное должно быть подтверждено соответствующими официальными документами.

Кроме того, право на привилегированное пересечение российско-эстонской границы имеют:
— работники дипломатических миссий и сопровождающие их лица
— члены международных делегаций и представители консульских служб
— автомобили, транспортирующие скоропортящиеся грузы
— транспортные средства, водители которых имеют право привилегированного пересечения границы на основании международных договоров и соглашений
— мотоциклы категории А и А1.

Порядок обратного пересечения российско-эстонской границы при движении из Эстонии в Россию и онлайн-бронирование очереди

При пересечении эстонско-российской границы при движении из ЕС в Россию рекомендуется заранее бронировать время перехода границы с помощью специальной онлайн-платформы GoSwift (как я уже писал выше, по состоянию на декабрь 2018 года этот сайт не работает).

Стоимость бронирования для легкового автомобиля в настоящее время составляет 1,5 евро, также за 3 евро имеется возможность забронировать место в зале ожидания на пункте пропуска, где можно с комфортом дождаться своего назначенного времени. Оплатить вышеописанные услуги можно с помощью кредитной карты (в том числе российского банка-эмитента) или же наличными/дебетовой картой на месте в зоне ожидания. Плюсы онлайн-бронирования времени перехода границы: вам не придется стоять в живой очереди, а прохождение границы пройдет быстро, без многочасового ожидания (летом в очереди на МАПП “Нарва – Ивангород” вполне реально потерять 5 часов и более). При онлайн-бронировании ожидание своей очереди происходит в специально отведенной зоне, оборудованной кафе, туалетами и душевыми кабинками.

Впрочем, возможность пересечения эстонско-российской границы в порядке живой очереди также есть, но нужно учитывать, что для такого способа выделен лишь небольшой процент от пропускной способности МАПП, из-за чего время ожидания в живой очереди может превысить время, за которое можно проехать на машине насквозь всю Эстонию.

Две крепости: Ивангород и Нарва

Крепость Ивангород находится в Ленинградской области, на самой границе с Эстонией. Напротив — крепость Нарва. Мощная твердыня, охранявшая западные рубежи России от завоевателей.

Внутри крепости Ивангород

Внутри Ивангородской крепости

Внутри Ивангородской крепости

Ивангород — граница России и Эстонии

Ивангород расположен в 150 км от Санкт-Петербурга, на самом западе Ленинградской области. У ее подножия протекает река Нарова (Нарва), на другом берегу которой расположена крепость Нарва, территория Эстонии, входящей в состав Европейского союза. Две крепости долгое время были враждующими, да и сейчас принадлежат разным государствам. Они отстоят друг от друга на расстоянии полета стрелы — 130 м, больше нигде в мире подобного близкого соседства двух противоборствующих крепостей нет.

Сегодня Ивангородская таможня ежедневно пропускает многочисленные грузы, через нее непрерывным потоком движется транспорт и люди. Это — пограничная зона, на въезд в которую нужно оформлять разрешение. Именно поэтому, на мой взгляд, удобнее ехать через экскурсионное бюро, поскольку организаторы берут на себя все заботы по оформлению разрешения.

Российский флаг в крепости Ивангород

Ивангородская крепость — главная достопримечательность города. И когда сюда приезжаешь, издали кажется, что две крепости — Нарвская и Ивангородская, — сливаются в одну.

Две крепости: Ивангород и Нарва

История и достопримечательности Ивангородской крепости

Крепость Ивангород имеет давнюю историю. В 1492 году, по личному приказу Ивана III для защиты русских земель от ливонских и шведских войск на высокой скале, омываемой рекой Наровой, была заложена крепость, получившая имя своего основателя: «нарече ему имя Ивангород в свое имя». Это место идеально подходило для строительства: естественным укреплением является Балтийско-Ладожский уступ, берег древнего моря, существовавшего 11 тысяч лет назад.

Стена и башня Ивангородской крепости

Ивангородская крепость находилась на перепутье торговых путей. Через нее шел торговый путь под названием Ганзейская линия, который связывал Русь со странами Западной Европы. Река Нарва также была важным связующим звеном. Она вытекает из Чудского озера и, таким образом, водным путем можно было попасть в Псков и Гдов. Впадает река в Финский залив. И оттуда, через Ладожское озеро и реку Волхов открывался путь на Старую Ладогу и Новгород.

Прикрывая западные рубежи России, Ивангородская крепость часто оказывалась в центре боевых действий. Уже через четыре года после своего основания она была сожжена и разграблена ливонцами, однако за несколько недель была восстановлена. В ходе русско-ливонской войны (1558—1583), после взятия 11 мая 1558 года русским войсками Нарвы, Ивангород становится важнейшим русским портом на Балтийском море, торговым и финансовым центром того времени. Однако в сентябре 1581 года Нарва и Ивангород перешли под контроль шведов, гарнизон Ивангородской крепости капитулировал. В январе 1590 года по приказу Бориса Годунова началась осада Нарвы. Ивангород снова вернулся под контроль России.

Стены и башни Ивангородской крепости

Со стен Ивангородской крепости Нарвская крепость и эстонский город Нарва лежит как на ладони.

Донжон Нарвской крепости

Ивангородская крепость представляет собой т.н. «четвероугольную крепость» с длиной стен 41,3 м по каждой стороне. Толщина стен достигает 3 м, высота — до 15 м. Эта часть крепости была рассчитана на активное ведение обороны. Строения крепости относятся к XV-XVII векам. Европейские крепости, в отличие от русских, как правило, имеют только одну главную башню — донжон, выделяющуюся по размеру от остальных.

Основная часть крепости называется Большой Боярский город. Начало ее застройки относится к 1493 году. Строительством руководили Михаил Кляпин и Иван Гундор. К 1498 году были построены церковь Св. Николая (Никольская), двор наместника, четыре купеческих двора и один поповский. Проживало 120 человек, в основном бывшие дворовые люди новгородских бояр, которые были освобождены от уплаты налогов.

Стены и башни Ивангородской крепости

Существующие ныне церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца были построены в XVI веке. Предположительно, церковь Успения была возведена в 1558 году по проекту итальянского зодчего Маркуса Грека, который взял за основу венецианский собор Санта Мария деи Мираколи. В Успенском храме до 1944 года хранилась Тихвинская икона Божией Матери. Никольская церковь была построена новгородскими зодчими в 1507-09 годах.

Никольская и Успенская церкви в крепости Ивангород

Стены и башни Ивангородской крепости

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ивангороде. Деталь

Церкви Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца в Ивангороде

В 1507-1509 годах были построены Замок и Передний город, увеличена высота стен и башен Большого Боярского города. В Колодезной башне было налажено водоснабжение. Рядом с Провиантской башней были сделаны ловушки — «волчьи ямы». Враг, прорвавшийся в крепость, должен был пройти по специальному деревянному настилу, который ломался под его тяжестью и неприятель попадал в руки защитников крепости. Однако они не понадобились — штурмом крепость ни разу не была взята.

«Волчья яма» в крепости Ивангород

Крепость Ивангород. Деталь

В июне 1612 года началась осада Ивангорода шведскими войсками. Спустя шесть месяцев крепость сдалась и перешла под контроль шведов, который продолжался почти сто лет. Ивангород и Нарва стали рассматриваться как единое укрепление. Шведы построили здесь различные служебные помещения, среди которых выделяются Пороховой погреб и Арсенал.

Руины шведских построек в крепости Ивангород

Руины шведских построек в крепости Ивангород

В 1704 году Петр I в ходе Северной войны (1700-1721) вернул Нарву и Ивангород под власть российской короны. Однако с основанием Санкт-Петербурга крепость утратила свое политическое и экономическое значение. С 1919 по 1940 год Ивангород входил в состав Эстонии.

Ивангородская крепость сильно пострадала в годы Великой отечественной войны. В августе 1941 года немцы после ожесточенных боев заняли крепость и устроили в ней два концлагеря для военнопленных. 25 июля 1944 года советские войска освободили Нарву и Ивангород. Перед своим отступлением фашисты взорвали шесть угловых башен, тайник, участки стен и постройки внутри крепости. Что-то уже восстановлено, однако руины нескольких башен и крепостных стен до сих пор напоминают о страшной войне.

Руины башни в крепости Ивангород

В настоящее время здесь действуют архитектурный и художественный музеи. Ведутся переговоры о включении Нарвской и Ивангородской крепостей в число памятников всемирного наследия.

Никольская и Успенская церкви в крепости Ивангород

Лично для меня во всей этой поездке больно резануло несколько моментов. Во-первых, ужасающая разруха внутри крепости. Прошло уже много десятилетий со времени окончания Второй мировой войны. Но крепость, уникальный памятник истории и культуры, так и лежит в руинах. И второе, что и сейчас, в XXI веке две крепости разделены непреодолимой для многих государственной границей. Как и прежде они — символ двух миров, двух цивилизаций. И очень хочется верить, что когда-нибудь настанет тот момент, когда будет снят шлагбаум на мосту через Нарву и люди будут свободно переходить из одной крепости в другую и любоваться творениями великих мастеров, которые возвели две твердыни, две крепости.

Вид на Реку Нарву, ГЭС и эстонскую сторону

Вид на реку Нарва (Нарова)

Вид на реку Нарва (Нарова)

Ивангород — пограничный город

Как попасть в Иваногород

Чтобы попасть в Ивангород, нужен пропуск на въезд в погранзону или Шенгенская виза. Пропуск оформляется в Петербурге или через Ивангородский музей (нужно отослать сканы паспортов).

Ивангородская крепость: адрес и время работы

Адрес: Ивангородский историко-архитектурный и художественный музей, 188454, Ленинградская область, г. Ивангород, Кингисеппское шоссе, д.8. Тел.(81375) 53-369.

Время работы: 10.00- 18.00, выходной — понедельник.

Цена билета: около 100 руб.

На территории крепости действуют Никольская и Успенская церкви.

Новости DELFI – Крупнейший новостной портал на русском языке в Эстонии

Посещающих Ивангород без спецпропуска людей начали активно штрафовать. Объясняем, где, как и когда можно бесплатно оформить пропуск

Хотя законодательство Российской Федерации уже очень давно предполагает, что нахождение в пограничной зоне, в частности в Ивангороде, возможно только при наличии специального пропуска, соответствующие документы в соседнем с Нарвой российском городе стали активно проверять сравнительно недавно. Тех, у кого пропуска нет, штрафуют на 500 рублей.

Выдачей пропусков и проверкой их наличия у тех, кто не проживает на имеющих особый статус приграничных территориях РФ занимается Пограничная служба ФСБ России.

Между тем, Delfi пообщался на эту тему с заместителем главы администрации Ивангорода Татьяной Шаровой, которая хотя и не имеет никакого отношения ни к процессу выдачи пропусков, ни к их проверке, в целом в курсе ситуации. Госпожа Шарова согласилась поделиться той информацией, которой располагает, и, по ее словам, оформление пропуска является довольно простой процедурой.

Она сообщает, что пункт оформления пропусков находится в ивангородской гостинице ”Витязь”.

”Пропуска выдаются бесплатно. Для того, чтобы оформить пропуск нужно прийти в рабочее время — с 10 утра до 5 вечера, по московскому времени, с часу до двух — обед, — рассказывает Татьяна Шарова. — При себе нужно иметь копию паспорта, титульной страницы с фотографией и страницы с визой, если лицо находится в России на ее основании. На месте нужно заполнить заявление — его бланк дают бесплатно, а ходатайствующий о пропуске заполняет его сам”.

Замглавы администрации затрудняется сказать, когда именно начались усиленные проверки пропусков, и как наказывают за их отсутствие (по информации Delfi от ”пострадавших”, штраф составляет 500 рублей).

”До меня информация об этом дошла из Нарвы. Почему начались активные проверки, сказать не могу — видимо, в этом есть необходимость. Администрация Ивангорода обратилась с Погранслужбу ФСБ России официальным запросом по данному поводу, так как нам важно знать, как действовать в частности в тех случаях, когда люди посещают наш город в рамках культурного обмена. Есть другие моменты, которые требуют уточнения”, — рассказывает Татьяна Шарова.

Законодательный акт, требующий наличие пропусков у посещающих Ивангород, но не проживающий там людей, был принят давно. Поправки в закон “О Государственной границе Российской Федерации” внесены были шестнадцатого июня 2006 года, а вступили в реальную силу с первого января 2007 года. Силовые структуры России получили тогда право применять санкции против граждан, не имеющих соответствующего разрешения для нахождения в Ивангороде и его окрестностях, но до последнего времени нарушителей активно не выявляли и не наказывали.

Но тут есть важный нюанс — на въезде в Ивангород со стороны Петербурга документы, позволяющие находиться на приграничной территории, проверяют давно, и могут развернуть, например. жителя Кингисеппа, если у него нет пропуска, а на въезде из Эстонии проверяют только документы, позволяющие находиться на территории Российской Федерации. Наличие пропусков там не проверяли никогда и не будут.

Свободны от необходимости получения разрешения пребывать в Ивангороде лица, следующие через его территорию во внутренние регионы России, но они не должны сходить с транзитных путей. То есть только в районе Петербургского шоссе или железнодорожного вокзала люди, находящиеся в Ивангороде проездом, могут чувствовать себя уверенно без пропуска.

Также известно, что нарвитяне и другие жители Ида-Вирумаа, ездящие в Ивангород для того, чтобы заправить свои автомобили, делают это по-прежнему спокойно и без пропусков, то есть именно для этой группы гостей Ивангорода cделано неофициальное послабление.

Статус приграничной зоны очевидным образом тормозит развитие Ивангорода, так как ограничивает въезд в него в частности жителей других муниципалитетов Ленинградской области и находящегося в 130 километрах Санкт-Петербурга.

Туристический поток слабый, притом, что в Ивангороде расположена прекрасная крепость, и местные власти не раз ставили вопрос о возможности смягчения пограничного режима ради превращения города в туристический центр. Пока положительных подвижек в этом плане нет, но Татьяна Щарова видит в закрытости Ивангорода и некоторые положительные моменты.

”Зато у нас очень безопасно. Можно совершенно спокойно и ночью пройтись по улицам, ничего не боясь”, — отмечает Татьяна Шарова.

Самой Шаровой доказывать, что она является постоянной жительницей Ивангорода не приходилось.

”У меня ни разу пропуск не спрашивали. Возможно, потому, что меня все знают”, — говорит замглавы администрации.

nord_ursus

Записки северного медведя

Cogito ergo sum

Посмотрев в прошлой части мощную Ивангородскую крепость, которая стоит прямо у берега реки Наровы, и с которой отлично виден эстонский город Нарва на другом её берегу, теперь посмотрим Ивангород за пределами крепости. Город маленький — всего 10 тысяч жителей. Интересного в нём не так много, но зато есть необычная Парусинка — мрачный и атмосферный рабочий район к югу от центра. Ну и, конечно, виды на соседнюю страну на другом берегу реки дополняют в Ивангороде местами и пейзаж просто городских улиц.

2. Фото одного из городских дворов Ивангорода, рядом с Кингисеппским шоссе. И снова: можно ли, не зная о том, где сделан этот кадр, догадаться, что на нём видны две разных страны? А это именно так: стены домов на переднем плане — это Россия, а вон та многоэтажная “свечка” вдалеке — это уже Эстония. В нарвском пейзаже эта многоэтажка, кстати, довольно узнаваема.

3. Городской дом культуры. Скромная послевоенная сталинка.

4. В сторону крепости и границы с Эстонией смотрят вот такие пятиэтажки с необычной планировкой. Это серия Э-32-60, производившаяся Колпинским ДСК. Точно такие же есть и в Кингисеппе. В этих домах люди живут с видом на две крепости и Нарву.

5. Рядом тут есть камень в память ополченцев и мирных жителей, погибших в войне на Донбассе. Это необычно. Памятники, связанные с этой войной, в России, само собой, очень редко встречаются, и, как правило, в небольших населённых пунктах.

6. Вид с задворок Ивангорода на Нарву. Вроде и смотрится уже не так эффектно, как соседство двух крепостей, но всё равно сильно впечатляет. Опять-таки, не подумаешь, что тут видны две разных страны.

7. Осью центра Ивангорода служит перпендикулярная Кингисеппскому шоссе улица Гагарина. Она довольно зелёная, застроена в основном небольшими сталинками. Облик города весьма скромный, что объясняется как тем, что после утраты крепостью военного значения город пришёл в упадок (это произошло в XVIII веке, когда, после Северной войны, Прибалтика стала частью России), так и тем, что город сильно пострадал во время боёв в Великую Отечественную войну.

Собственно, в XVIII веке Ивангород достаточно надолго и вовсе перестал быть отдельным городом, став заречным районом Нарвы — исторически враждовавшие города, оказавшись в составе одной страны, объединились в одно целое. Нарва входила в состав Санкт-Петербургской губернии (а Эстляндская начиналась уже от её западного края), причём большую часть времени была заштатным городом в составе Ямбургского уезда (центр его Ямбург — это сегодняшний Кингисепп). Ивангород и сейчас входит в состав Кингисеппского района.

8. Один из немногих дореволюционных домов, сохранившихся в городе:

После революции Ивангород (или, по-эстонски, Яанилинн) оказался в составе независимой Эстонии — граница тогда прошла чуть восточнее, чем сейчас. И он оставался по-прежнему частью Нарвы. А после присоединения Прибалтики, уже в 1944 году, границу РСФСР и Эстонской ССР изменили, проведя по Нарове, а Ивангород восстановили в качестве отдельного города (причём до 1954 года он имел статус ПГТ). Вместе с ним в РСФСР тогда же передали и Печорский район Псковской области. Поэтому в 1991 году Эстония вновь стала независимой уже в меньших границах, а поскольку советский период там официально считается оккупацией, то и претендовала на эти территории до 2011 года, когда, подписав договор о границе с Россией, всё-таки признала их российскими. При этом, в отличие от Печор, заметных архитектурных следов Эстонии межвоенного периода в Ивангороде нет.

9. Поэтому снова сталинки:

10. С довольно симпатичным декором:

11. Вездесущая Пятёрочка:

В советское время, впрочем, Ивангород оставался фактически пригородом более крупной и индустриально развитой Нарвы. Многие местные жители каждый день ходили пешком на работу через мост в соседнюю тогда ещё союзную республику. Да и не только на работу, а даже просто за покупками — снабжение в прибалтийских республиках было значительно лучше, в Нарву с этой целью ездили и из Ленинграда.

12. Ещё один дореволюционный домик и пристроенный к нему советский:

А исторической коллизией с принадлежностью Ивангорода первой Эстонской Республике пользуются некоторые коренные местные жители, у которых родители или бабушки с дедушками родились здесь в этот период, что даёт им возможность получить эстонское гражданство. В результате некоторые ивангородцы живут с двумя паспортами. А вот в Нарве, где подавляющее большинство населения составляют русские, примерно пятая часть из них — неграждане, так как русские в Нарву в основном приезжали в советское время.

13. Кубическая пятиэтажка:

14. Потом я перешёл железную дорогу по переезду. За ней стоит завод жгутов электропроводки. Одно из основных местных предприятий.

Кроме ещё пары небольших предприятий, железной дороги, ну и, конечно, пограничных и таможенных органов, многие местные жители, насколько я знаю, работают в более крупном Кингисеппе, в том числе, на химическом комбинате “Фосфорит”, который находится на пути между двумя городами.

15. Памятник Воинам-Интернационалистам напротив завода:

16. Потом улица Гагарина изгибается и выводит на мост через подводящий канал Нарвской ГЭС. Сама электростанция тут тоже видна, со стороны верхнего бьефа. С другой стороны я её видел издалека, с крепостной стены. На её фоне можно разглядеть железнодорожный мост. Выходит, кстати, что на время строительства ГЭС движение по ЖД, скорее всего, приходилось прервать.

Электростанцию построили в начале 1950-х, запустив в работу в 1955 году. Главным её предназначением было энергоснабжение открывшегося в тот же год Ленинградского метро, в котором, что интересно, одна из станций первого пускового участка носит название “Нарвская”.

17. Набережная канала с очень интересными фонарными столбами:

18. Одна такая же звезда сохранилась на мосту через канал:

Подводящий канал соединяет ГЭС с Нарвским водохранилищем, в обход участка старого русла реки, образовывая небольшой искусственный остров, на котором находится обособленный от остального города район Парусинка, куда я сейчас и иду.

19. Парусинка начинается вот так. Зелень, тишина. Справа находится городская больница.

20. Отмечает начало Парусинки вот это общежитие — типовая девятиэтажка 80-й серии.

Парусинка — это рабочий район, выросший в XIX веке при льнопрядильной (парусиновой) мануфактуре, которую основал в 1850-е годы барон Александр фон Штиглиц — один из крупнейших российских промышленников и благотворителей, оставивший свой след и в Петербурге (в виде, например, основанной на его средства художественной академии в Соляном переулке). Здесь тогда возник целый комплекс ткацких фабрик, но вторая, более крупная его часть в виде Кренгольмской мануфактуры появилась на левом берегу Наровы, а потому ныне находится в Эстонии. После распада СССР текстильное производство по обе стороны границы почти умерло, так что и Парусинка пребывает ныне в упадке. Правда, будучи в Нарве, я, к сожалению, так и не дошёл до Кренгольма, который напротив неё находится.

21. И если в центре Ивангорода заметных дореволюционных зданий почти нет, то в Парусинке есть интересный ансабмль фабричной слободки конца XIX века. Выглядит всё достаточно добротно. На мануфактуре фон Штиглица, кстати, и условия работы были одними из лучших во всей России.

23. За ними идут сталинки — более солидные, чем в центре города, но при этом обшарпанные. Улица называется Льнопрядильная.

24. Дворы. Где-то сушится бельё, где-то играют дети. Но к сожалению, в целом здесь ощущается атмосфера упадка и запустения, по нынешним меркам уже удивительная. Мне тут порой казалось, что я перенёсся лет так на 15-20 назад. И в общей атмосфере, и в деталях может показаться, что тут ещё конец девяностых.

25. Остатки советской инфраструктуры только усиливают это чувство:

27. И коты тут такие, потрёпанные:

29. А вот даже заброшенный дом попался. И брошенная машина на его фоне. Причём совсем не старая машина.

30. Но самая впечатляющая часть Парусинки — вот этот комплекс из шести сталинских домов, построенных в 1946 году. Дома в пять этажей, арки и даже шпиль! Ещё удивительнее, что всё это — в маленьком, даже не районном городе.

31. Ну и впечатляет — уже, увы, не в лучшем смысле, запущенное состояние этих домов. И в целом атмосфера у Парусинки довольно мрачная, хотя и какого-то маргинального контингента я тут особо не встречал. Но могу сказать, что настолько колоритные районы я вообще мало где видел.

33. Улица Текстильщиков:

34. Мемориальная доска в честь местной революционерки, выполненная на эстонском и русском языках. Я из-за этого подумал было, что она из того короткого периода, когда Ивангород был в составе Эстонской уже ССР, но это было в 1940-44 годах, а дом построен в 1946.

36. Эти дома выходят прямо к берегу старого русла Наровы, почти высохшего из-за постройки деривационного канала ГЭС. И по этому старому руслу проходит граница. Так что я стою сейчас прямо на самом краю России, а другой берег, который виден слева, — Эстония и Евросоюз. И прямо у этой границы — жилые дома, бабушки на скамейках, дети в песочнице.

37. И рядом со всей этой жизнью — пограничные столбы, колючая проволока и камеры. Удивительное соседство. Вдалеке, кстати, видна часть водосбросной плотины, которую периодически открывают, наполняя старое русло водой. Плотина пополам разделена между двумя государствами.

38. Но большую часть времени русло представляет собой вот такой каньон с каменистым дном. Обратите внимание на изменение его уровня: до отвода воды и обмеления старого русла здесь был довольно зрелищный Нарвский водопад. Впрочем, во время водосброса он вновь ненадолго оживает. Чаще всего воду сбрасывают, скорее всего, весной.

39. На другом берегу, уже в Эстонии, стоят старые корпуса Кренгольмской мануфактуры. Фабрики там уже не действуют.

40. Чуть дальше по старому руслу видны остатки пешеходного подвесного моста, а за ним ещё один, крытый пешеходный мост — это пешеходный пограничный переход, где пересекать границу могут только граждане России и Эстонии (и неграждане Эстонии). До недавнего времени там пропускали только без вещей, но сейчас, вроде, этого ограничения уже нет, и нельзя только проносить декларируемые товары.

41. А это уже Россия. Собственно, это и есть бывшая льнопрядильная фабрика, основанная бароном фон Штиглицем. Сейчас эти корпуса почти заброшены, хотя, вроде, производство пряжи и верёвок там ещё теплится в части помещений.

42. Ещё одно впечатляющее, и тоже заброшенное здание — бывший фабричный газгольдер, в советское время переоборудованный в столовую.

43. Советская скульптура девушки-прядильщицы:

44. Слева виден ещё один дореволюционный дом:

45. А это бывший фабричный склад:

В общем, Парусинка очень колоритна, но, к сожалению, и запустение тут удручающее. Вдвойне обидно от того, что такая картина наблюдается в пограничном с Евросоюзом городе, который, вроде как, должен быть лицом России, особенно если учесть, что разруха тут и по российским меркам редкая и отнюдь не типичная, и что в 23 километрах вглубь России есть вполне ухоженный и цивильный Кингисепп, который в целом выглядит не хуже Нарвы. В общем, дай Бог, если в будущем Парусинку приведут в порядок (хотя бы для местных жителей), но видно, что работы в этом направлении предстоит сделать много.

Ещё в километре отсюда есть Свято-Троицкая церковь конца XIX века с усыпальницей семьи Штиглица, но туда я уже не пошёл. Возле заброшенного газгольдера-столовой есть небольшая площадь, а на ней — конечная остановка автобусов: часть из них внутригородские, а часть — до Кингисеппа. Я вскоре дождался там автобуса и поехал обратно, той же дорогой, в центр города — чтобы оттуда уже идти пешком в Нарву.

47. Снова уже знакомый мне вид с Кингисеппского шоссе — две крепости в двух странах. А там, между ними, течёт река.

48. Ну а дальше меня ждало вот что:

Вдоль забора погранперехода иду в сторону реки к пешеходному пограничному терминалу. Суббота, времени уже почти час дня, так что и народу было немало. В очередь на границе с российской стороны я простоял около часа. Дальше пешком по мосту, который я уже видел с крепостных стен. В Эстонию стоять, кстати, пришлось заметно меньше — всего минут 15 (там больше окошек работало). Ну а дальше меня ждала Нарва. Об эстонском городе, пограничном с Россией, я и расскажу дальше — про старинный замок, и про сам город.

При желании вы можете поддержать этот журнал:
Карта Сбербанка: 4276 5500 8564 0756
Яндекс-кошелёк: 4100 1993 8952 030

Читайте также:  Где находится Кандалакшский заповедник (на карте, координаты)
Ссылка на основную публикацию
Ивангород
Ивангородская крепость
Полезная информация
Население10128 (2012)
Телефонный код+7 81375
Часовой пояс