Где находится космодром «Восточный» (на карте, координаты)

Где находится космодром «Восточный» (на карте, координаты)

Амурский край. История

Амурская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Дальневосточного федерального округа. Граничит с Республикой Саха (Якутия) на севере, с Хабаровским краем на востоке, с Еврейской автономной областью на юго-востоке, и с Забайкальским краем на западе. Имеет внешнюю границу с Китаем на юге.

Область образована: 20 октября 1932 года в составе Дальневосточного (с 1938 года — Хабаровского) края. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1948 года была выделена в самостоятельную область.

Площадь территории: 361 913 км^(2). Население: 816 992 чел. (2013). Плотность населения: 2.26 чел./км^(2) (2013), удельный вес городского населения: 65,4 % (2012). Административный центр: город Благовещенск был основан в 1856 году. На территории Амурской области строится космодром Восточный.

Амурский край был присоединён к России по результатам Второй опиумной войны между Великобританией и Францией с одной стороны, и Китаем с другой. >>>

Строительство космодрома >>>

Космодром Восточный на карте >>>

Стартовый комплекс для ракеты-носителя «Союз-2» >>>

Космодром «Восточный» — будущий российский космодром, который строится на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи посёлка Углегорск. Строительство космодрома начато в середине 2012 года, первый пуск ракеты-носителя планируется на конец 2015 года, первый запуск пилотируемого космического корабля — на 2018 год.

700 км2. Космодром «Восточный» будет располагаться недалеко от расформированного в 2007 году космодрома «Свободный», а жилой городок для персонала — на территории города Углегорск.

«Ядро» космодрома, его административная и социальная инфраструктура будут находиться в ЗАТО Углегорск, а расположение стартовых комплексов и других объектов будет определено в проекте космодрома и программе его развития, которые будут официально утверждены позже. Это не исключает создания объектов, связанных с «Восточным», и за пределами Амурской области.

Планируется строительство 10-ти технических и обеспечивающих площадок. В ходе строительства будет построен стартовый комплекс ракеты-носителя среднего класса повышенной грузоподъёмности (до 20 тонн) в составе 2-х пусковых установок, аэродром, кислородно-азотный завод, водородный завод, система электроснабжения, 115 км автомобильных и 125 км железных дорог, включая железнодорожную ветку от станции Ледяная.

В качестве генерального подрядчика на создание стартового комплекса для ракет «Союз-2» и заправочного комплекса с кислородно-азотным заводом выбрано ФГУП «ЦЭНКИ». Стартовый и заправочный комплексы должны быть построены, испытаны и сданы в эксплуатацию к 25 ноября 2015 года. Следующим этапом строительства должен стать аэропорт. >>>

Административно-территориальное деление Амурской области

город Благовещенск город Белогорск город Зея город Райчихинск город Свободный город Тында город Шимановск ЗАТО Углегорск Прогресс

Архаринский район Белогорский район Благовещенский район Бурейский район Завитинский район Зейский район Ивановский район Константиновский район Магдагачинский район Мазановский район Михайловский район Октябрьский район Ромненский район Свободненский район Селемджинский район Серышевский район Сковородинский район Тамбовский район Тындинский район Шимановский район

Космодром Восточный

Расположение космодрома Восточный на карте России

Космодром Восточный – российский гражданский космодром: где находится на карте Амурской области, история строительства с фото, запуск ракет, описание миссий.

Восточный – новый космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается. Чтобы узнать, где точно находится космодром Восточный, посмотрите на карте России.

Общая площадь занимаемой территории составляет порядка 1035 км. До 2015 года на проект уже было потрачено около 173 млрд. рублей, а всего в планах вложить около 300 млрд. рублей.

17 июня 2015 г. – КСИСО “Восточного” в первый раз приняли телеметрию с МКС, а уже 3-го июля пункт командования «Восточного» принял телеметрию с грузового корабля «Прогресс М-28М», стартовавшего из «Байконура».

Строительные работы собираются закончить к 30 ноября этого года, чтобы в декабре отправить на орбиту три космических аппарата: «Контакт-Наноспутник», а так же «Аист-2Д» и «Ломоносов». В 2023 году Российская Федерация планирует запуск в Космос пилотируемого корабля.

«Восточный» разместят недалеко от космодрома «Свободный», который был расформирован в 2007 году. Персонал расположится в Углегорске, а в ЗАТО поселка будет социальная и административная структура.

Макет космодрома Восточный

В планы строительства входит постройка 10-ти техплощадок. На космодроме «Восточный» планируется возвести площадки для старта (класс: тяжелый) «Ангара-5» и ракет «Союз-2» (класс: средний, легкий).

Так же будет сооружен собственный аэродром, водородный завод, 125 км железной дороги, кислородно-азотный завод, система электроснабжения, 115 км автодороги и ракетный комплекс, грузоподъемностью в 20 тонн, который будет входить в состав 2-х пусковых установок.

Преимущества и недостатки космодрома Восточный:

– построение позволит Российской Федерации вести независимую ни о кого деятельность космической промышленности и решать ряд социально-экономических и научных задач, а также пилотируемых программ;

– привлечение частного капитала и инвестиций на улучшение в Амурской области социально-экономической ситуации;

– новый современный технический комплекс в отличие от «Байконура»;

– выполнение коммерческих и международных космических программ;

– преимущественным показателем является расположение космодрома: полеты ракеты-носителя будут проходить над территориями Российской Федерации, которые мало заселены, а районы падения ракет или их частей планируются в нейтральных водах или незаселенных местах;

– значительное сокращение затрат на аренду у Казахстана космодрома «Байконур»;

– работа «Восточного» значительно снизит нагрузку на «Байконур», где запуск российских ракет по различным причинам в последнее время часто блокировался;

– космодром расположен рядом с автомобильными и железнодорожными магистралями, что является большим плюсом;

– одним из значимых недостатков будет снижение массы выводимых грузов, потому как «Восточный» построен на 6 градусов севернее «Байконура»;

– также требуется отдельное возведение собственного аэродрома;

– увеличатся затраты на транспортировку и время, потому что расстояние доставки космических аппаратов на космодром «Восточный» превысит 5500 км, в отличие от доставки на «Байконур»;

– обломки и части ракет могут попасть в тайгу, где вызовут лесной пожар, что является большой проблемой.

Космодром Восточный сегодня считается важным и перспективным проектом для России, которой приходится арендовать действующий космодром Байконур в Казахстане. Важно отметить, что кроме аварии (проблемы с запуском ракеты) в 2017 году, последние новости о Восточном внушают надежду на успех будущих космических миссий.

Космодром Восточный

Космодром Восточный в процессе строительства

Интерес к освоению космоса сегодня растет не только у общества, но и у крупных государств и организаций. Россия не выбивается из общей тенденции — 27 апреля 2016 года вводятся в эксплуатацию первые комплексы нового космодрома Восточный. (UPD: 28 апреля 2016 года в то же время, запуск перенесен на сутки из-за технических причин) Его стоимость, по данным ТАСС, в фазе полной готовности достигнет 300–400 миллиардов рублей. Но для чего нужен столь дорогостоящий объект, и что сможет он дать России и всему миру? Сегодня мы разберемся в основах космодромостроения.

Общие характеристики

В космических полетах, как и в физике вообще, большую роль играют точные цифры: именно они определяют, как и что будет функционировать. Однако когда звезды и галактики регулируются самостоятельно, космонавтика всецело зависит от человека. Выверенность действий и надежность конструкций космических аппаратов и вспомогательных средств значат не меньше, чем понимание физических законов. Особенно это касается космодрома, стартовой точки любого космического запуска — после возведения его нельзя изменить в корне, а тем более переместить.

Что же собой представляет космодром Восточный? Мы собрали основные его параметры:

Координаты Восточного

Космодром расположен по 51° 49′ 0″ северной широты, 128° 15′ 0″ восточной долготы. Наверняка вы обратили внимание на точность координат до минут — целые цифры позволяют ускорить расчеты траекторий ракет. Вместе с тем отклонение космодрома от экватора очень большое. Это очень важный параметр для космонавтики, влияние которого на Восточный мы рассмотрим дальше.

Общая площадь космодрома

Космодром занимает около 700 квадратных километров, вся территория — 1035 км 2 .Сюда входят не только «рабочие» постройки Восточного, но и инфраструктура, жилые помещения для рабочих, склады и т.д.
Панорамы космодрома

Пусковые комплексы

Космодром оборудован стартовыми столами сразу для двух типов космических устройств: ракет-носителей среднего класса «Союз-2» и тяжелых ракет «Ангара». Именно ракета «Союз» торжественно откроет космодром; пусковой стол для «Ангары» будет возведен позже. К слову, последние способны выводить на околоземную орбиту пилотируемые космические аппараты, превращая тем самым Восточный в новый центр космонавтики.

Схема космодрома Восточный

Вторичные постройки

Как и все другие космодромы, Восточный должен быть оборудован всем для сборки и заправки ракет. Поэтому вместе со стартовыми установками строятся заводы для производства азота, кислорода и водорода, ангары для монтажа и тестирования космических аппаратов, комплексы подготовки и размещения космонавтов, а также очистные и водозаборные установки.

Управление

Настоящее сердце космодрома — это не стартовые столы и космические аппараты, а командный центр и комплекс измерительных средств. 67 километров кабеля позволяют дистанционно управлять всеми этапами подготовки и запуском ракеты — но это далеко не единственная функция центра. Он содержит наборы радиолокаторов, спутниковых устройств связи и обсервационных устройств для того, чтобы отслеживать и управлять запущенной ракетой, а также помогать другим космодромам выполнять их задачи.

Инфраструктура

Космодром — это не только важный научный и коммерческий объект, но и социальный центр. Всем работникам Восточного, от космонавтов до разнорабочих, нужно где-то жить, питаться, развлекаться и поддерживать свое тело в здоровом состоянии. Нужны магазины, больницы, спортзалы, жилые дома, кинотеатры и еще больше людей, которые будут работать в сфере обслуживания. Это требует постройки целого города — поселок Углегорск рядом с космодромом, будет расширен и усовершенствован с расчёта на проживание 12 тысяч человек. В 2015 году город переименовали в Циолковский — в честь Константина Циолковского, основоположника советского ракетостроения.

Космодром Восточный, спутниковый снимок

Кроме постройки города для персонала, космодрому нужны транспортные каналы — только самолеты и железная дорога могут доставлять компоненты космических аппаратов и ракетное топливо к месту запуска. До постройки Восточного Циолковский был отдален от Транссибирской магистрали на 5 километров, но теперь проложат отдельную ветку и вдобавок соорудят большой аэродром.

Плюсы и минусы космодрома

Те, кто уже давно интересуются космонавтикой, знают одно из базовых правил — для максимальной эффективности ракеты надо запускать как можно ближе к экватору и в сторону направления вращения Земли. Используя собственное движение планеты, можно сэкономить топливо и вывести на орбиту массу позначительней — экваториальный «бонус» составляет около 1600 километров в час, что достаточно-таки серьезно. Перемещение места пуска на север или юг от экватора уменьшает ускорение от Земли, а на полюсе его совсем нет.

Как уже было сказано, космодром Восточный находится далеко на север от экватора, что усложняет запуск ракет оттуда. Что же заставило государство строить космодром в таком месте? Чтобы дать ответ на этот вопрос, стоит узнать немного больше об истории космонавтики, в отдельности русской.

Схема выведения космического аппарата на орбиту Земли

Немного предыстории

Хотя теоретически ракеты надо запускать на экваторе и против вектора вращения Земли, в реальности этому есть одно серьезное препятствие — имя ему политика. С тех пор как у сверхдержав появились межконтинентальные ракеты и радары для отслеживания ракет противника, космонавтам приходится оглядываться на геополитический аспект дела. Так, в СССР не могли запускать космические ракеты с Дальнего Востока — они летели бы на восток, в сторону США, что могло поднять немалую шумиху. Времена Холодной войны уже прошли, однако политика до сих пор вставляет палки в колеса освоения космоса. По сегодняшний день Израилю из-за напряженных отношений с соседями ракеты приходится запускать вообще «наоборот», не используя, а преодолевая вращение планеты.

Кроме того, ракета оставляет свой отпечаток на окружающей среде — отработанные ступени и обтекатели не только засоряют орбиту, но и падают на Землю по траектории движения ракеты. Соответственно, при строительстве космодрома нужно заранее рассчитать, куда будет падать массивный и взрывоопасный мусор. Американцам тут особенно повезло — их знаменитый мыс Канаверал находится на юге, да и на востоке от него лежит океан, куда можно безопасно «ронять» куски ракет.

Траектории выведения космодрома Восточный

Но вернемся к России. Из-за вышеперечисленных проблем главным советским космодромом стал Плесецк — хотя его широта составляет 63°, что еще севернее возводящегося ныне Восточного, он находится в западной стороне России. Это решило сразу целый ряд проблем: можно было не только совершить вывод ракеты на орбиту над необитаемой территорией России, но и приземлять ее части там, где можно их собрать — в частности на полигоне Кура, что на Камчатке.

Но из-за северного расположения Плесецка с него лучше всего отправлять аппараты на полярную орбиту Земли или же совершать суборбитальные запуски. Вывод ракеты на геостационарную орбиту, которая находится на большой высоте, а тем более дальние полеты требуют более южного размещения космодрома. Поэтому со временем был сооружен космодром в Байконуре, на территории современного Казахстана. Хотя в советские времена он уступал первенство по запуску Плесецку, с ростом коммерческой популярности геостационарных спутников главным космодромом российских аппаратов стал именно он.

Запуск с Байконурского космодрома

Однако и Байконур заимел свои негативные стороны. Отправлять ракеты строго параллельно экватору с него было невозможно с самого начала — части ракет-носителей падали бы на Китай. Имеют место и климатические трудности — хотя на юге стоит преимущественно солнечная и безоблачная погода, необходимая для первого этапа наблюдения за запущенной ракетой, сильные ветры усложняют установку ракет, особенно массивных. А в современный период стала опять мешать политика — власти Казахстана уже не раз давали запрет на старт космических аппаратов перед самым запуском. Все эти факторы стали причинами для постройки нового космодрома.

Преимущества и недостатки Восточного

Итак, в современный период уже не приходится бояться, что США спутает обычную ракету с ядерной — поэтому можно использовать преимущества Дальнего Востока России. Кроме целого Тихого Океана и необитаемых просторов тайги для приземления отработанных ступеней ракет, строителей подкупает благосклонный к космонавтике климат. На местности, где располагается космодром Восточный, солнечная погода царит больше 84% всего года, а дождь и снег редки. Также новый космодром будут меньше беспокоить сильные ветры — тут они бывают только во второй половине весны.

Карта прогноза падения частей ракет

Однако есть и свои недостатки. Кроме отдаления от экватора, которое уменьшит итоговую полезную нагрузку ракет, создает свои трудности новое расположение космодрома. Некоторые минусы скрываются даже в преимуществах. Например, при отклонении ракеты от курса или при запуске на полярную орбиту, обломки и ступени будут падать в леса, что не принесет моментального ущерба населению и инфраструктуре региона. Но это легко может вызвать таежные пожары. Они и так доставляют немало неприятностей на востоке — а разогнанный взрывом ракетного топлива, лесной пожар может стать настоящей катастрофой.

Еще одним минусом космодрома Восточный является его отдаление от центров производства ракет и космических аппаратов России. Конечно, строятся аэродромы и железнодорожные ветки — но это увеличивает как стоимость самого космодрома, так и издержки на транспортировку. Отдельные детали придется везти больше 5 тысяч километров! Что правда, это решается реструктуризацией производства — так, сборку новых ракет «Ангара» специально для Восточного перенесут в Омск.

Будущее космодрома Восточный

Главные модули космодрома уже построены, и на данный момент ведется подготовка к первому запуску. К 2022 году планируют достроить всю оставшуюся инфраструктуру, а также ввести в строй стартовый стол для ракет «Ангара». Все направлено на то, чтобы показать серьезность проекта космодрома — так, во время первого запуска ракета выведет на орбиту сразу три спутника.

Макеты ракет семейства «Ангара»

Будет ли космодром Восточный успешен, и сможет ли он заменить полностью Байконур? Насчет последнего можно уверенно сказать нет — ряд проектов в которых участвует Роскосмос, вроде ЭкзоМарса, привязаны к Байконуру, да и сверхмассивные грузы отправлять в космос пока можно только с Казахстана. Однако ракеты «Ангара» еще не успели показать себя в деле, а аренда Байконура длится аж до 2050 года — за этот срок может многое измениться.

Единственное, что заставляет волноваться — это история космодрома Свободный. Он находится совсем рядом с Восточным, и его также строили с оглядкой на замещение Байконура. Но с 1997 года с него запустили только 5 ракет, а в 2007 он вовсе перестал функционировать. Повторит ли Восточный судьбу предшественника? Время покажет.

Космодром Восточный: нужен ли он России

В последние годы российскую космическую отрасль буквально преследуют постоянные скандалы: ракеты падают, спутники выходят из строя, а в кораблях на орбите обнаруживаются непонятные отверстия. На первом месте в череде этих событий, без сомнения, находится космодром Восточный. В истории этого объекта было практически все: забастовки и голодовки рабочих, десятки уголовных дел и даже прямые обращения к Путину во время телевизионных эфиров.

Восточный – это первый российский гражданский космодром. На него возлагаются огромные надежды: в будущем именно он должен стать главной стартовой площадкой России и заменить знаменитый Байконур. Кроме того, руководство страны надеется, что этот космодром на Дальнем Востоке даст мощный стимул экономическому развитию региона и обеспечит его жителей новыми рабочими местами. Правда, есть и скептики, которые называют его очередной потемкинской деревней, предназначенной в первую очередь для освоения бюджетных средств.

В марте 2019 года гендиректор Роскосмоса Дмитрий Рогозин заверил журналистов, что первая очередь космодрома фактически закончена, для приема ее в эксплуатацию осталось уладить лишь небольшие формальности. Также чиновник заявил, что корпорация, которую он возглавляет, уже получила средства на строительство второго этапа данного объекта.

Точная стоимость проекта до сих пор остается загадкой. Называют разные цифры — от 170 до 400 млрд рублей, но еще сильнее отличаются оценки ущерба государственному бюджету от коррупционных действий. Сегодня Восточный нередко называют самым дорогим космодромом в мире.

На начало 2019 года с Восточного были проведены четыре запуска РН «Союз», причем один из них оказался неудачным. В 2017 году космодром появился даже на денежных знаках – Центробанк РФ украсил изображением его стартового комплекса купюру номиналом в 2 тыс. рублей.

Узнать последние новости относительно строительства объекта, а также увидеть фотографии космодрома вы сможете на официальном сайте Роскосмоса.

Месторасположение и общее описание

Итак, где же находится космодром Восточный? Этот объект расположен в Амурской области, неподалеку от космодрома Свободный, который был расформирован еще в 2007 году. Ранее на его месте располагалась дивизия РВСН. Административным центром Восточного станет город Циолковский.

Планируется, что Восточный станет ультрасовременным космическим комплексом, способным проводить запуски грузовых и пилотируемых аппаратов, спутников и межпланетных станций на околоземную орбиту и в дальний космос. Причем с Восточного будут запускаться только ракеты, работающие на смеси жидкого кислорода и керосина, – экологически чистом топливе.

После окончания строительства космодром будет иметь в своем составе десять площадок, где хотят разместить стартовые комплексы, корпуса для проведения предстартовой подготовки аппаратов, заводы для производства сжиженных газов, центр управления полетами, аэродром. Кроме того, к объекту планируют проложить более ста километров автомобильных и железных дорог, включая ветку от станции Ледяная. Общая площадь космодрома составит 700 кв.км.

Помимо самого объекта, будет возведен город на 30 тыс. жителей с высокотехнологическими предприятиями по сборке космической техники и КБ.

Выбранное расположение стартовой площадки имеет целый ряд преимуществ:

  • Трассы полетов ракет не проходят над густонаселёнными областями России и территориями других государств;
  • Поля падения частей РН расположены в пустынных районах или же в нейтральных водах;
  • В данном регионе имеется развитая сеть автомобильных и железнодорожных дорог, аэродромов.

Ну и главное — эксплуатация Восточного не несет политических рисков, связанных с размещением подобного объекта на территории другого государства.

Если взглянуть на карту, то нетрудно заметить, что широта Восточного всего лишь на шесть градусов севернее, чем у Байконура. Здесь подходящий климат – не слишком суровый, с малым количеством осадков и большим числом солнечных дней в году.

Хотя имеются у подобного «адреса» космодрома и многочисленные критики. Например, известный эксперт Вадим Лукашевич считает, что имело смысл строить его на Дальнем Востоке, если бы ракеты для него изготавливались рядом, на предприятиях региона. В этом случае стартовые площадки следовало размещать либо на берегу Амура, либо на побережье Татарского пролива. И доставлять уже собранные ракетные блоки морским путем, как делают американцы на мысе Канаверал.

Он полагает, что решение построить космодром в тайге, на расстоянии в двести километров от ближайшего крупного города с единственным способом доставки по железной дороге – это большая глупость. По его мнению, транспортировка тяжелых и габаритных частей ракет из европейской части страны делают экономические перспективы проекта весьма сомнительными.

Строительство космодрома или через тернии — к звездам

Решение о сооружении нового космодрома на Дальнем Востоке было официально оформлено 6 ноября 2007 года – именно в этот день соответствующий указ был подписан Владимиром Путиным. В августе 2010 года на месте будущего строительства был заложен памятный знак. Рассказывают, что главным конкурентом Восточного была площадка возле города Советская Гавань в Хабаровском крае, но из-за повышенной сейсмической опасности от нее отказались.

Эскизное и техническое проектирование объекта началось в 2011 году, а через год к своей работе приступили строители. Первоначально космодром планировали использовать для запусков ракеты «Русь-М». Однако позже от нее отказались в пользу «Союза-2», из-за чего объект пришлось проектировать заново, что здорово затянуло сроки.

К концу 2013 года ситуация стала критической: по ряду объектов отставание от планов составляло 18 месяцев. Стали искать виновных. Сначала в отставку отправили главу Спецстроя, затем своих должностей лишились директор Дальспецстроя и руководитель Роскосмоса. Начались массовые проверки, результатом которых стали десятки уголовных дел. В ноябре 2014 года контроль реализации проекта был поручен вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

В начале 2016 года было завершено строительство стартового комплекса 1С, предназначенного для РН лёгкого и среднего классов — «Союз-2». Доставка ракеты на место запуска осуществляется с помощью специального агрегата, изготовленного на предприятии «Тяжмаш».

В 2018 году на стартовом столе космодрома был обнаружен брак, который привел к образованию пустот в бетонном основании комплекса. Строителям пришлось бурить скважины и заливать каждую полость специальным раствором.

В марте нынешнего года на космодроме открыли новую трассу для пусков РН «Союз-2», которую можно использовать для выведения аппаратов к МКС.

В настоящее время ведется подготовка к строительству второй очереди космодрома. Его главная задача – создание стартового комплекса 1А для запусков новой ракеты «Ангара», который должен обеспечивать не менее десяти стартов РН в год. Срок окончания данного этапа – 2025 год.

Первоначально планировалось использовать Восточный и для запусков «Ангары-А5П» с пилотируемым кораблем «Федерация», но в 2017 году от этой идеи отказались. После завершения строительства, с площадки будут осуществляться старты исключительно грузовой версии ракеты. Если «Федерацию» доведут до ума, то отправлять на орбиту ее будут с Байконура при помощи перспективной ракеты «Союз-5».

Существуют планы и относительно третьей очереди строительства. Еще в 2014 году был одобрен проект создания сверхтяжелой российской ракеты, но позже он был отложен и не вошел в федеральную программу на 2016—2025 годы. Таким образом, если мы и увидим отечественную РН подобного класса, то это случится не ранее 2035 года.

В 2022 году в десяти километрах от космодрома начнется строительство аэропорта Восточный, который в будущем сможет принимать все типы воздушных судов.

Эксплуатация космодрома

Первый запуск планировался на конец 2015 года, но из-за неготовности объекта он был перенесен на следующую весну. 28 апреля 2016 года РН «Союз-2.1а» c разгонным блоком «Волга» успешно вывела на орбиту три космических спутника.

Второй запуск («Союз-2.1б» и разгонный блок «Фрегат») состоялся 28 ноября 2017 года и закончился неудачей. В результате были потеряны девять космических аппаратов, включая тяжелый российский метеоспутник «Метеор-М». Причем сама ракета отработала штатно, а причиной провала стала проблема в полетном задании для разгонного блока.

Третий и четвертый запуск с космодрома состоялись в 2018 году и завершились успешно. В обоих случаях для выведения полезной нагрузки на орбиту использовалась ракета «Союз-2.1а» с разгонным блоком «Фрегат». Нынешний год обещает быть для Восточного весьма насыщенным: запланировано целых восемь стартов, первый из которых намечен на лето.

На 2023 год назначен первый запуск РН «Ангара-А5» со стартового стола 1А, после чего он будет модернизирован для стартов «Ангары-А5В».

Самый дорогой космодром в мире

Строительство Восточного с самого начала сопровождалось скандалами. Сроки сдачи объектов регулярно срывались, рабочие месяцами не получали зарплаты, а счет уголовных дел по фактам финансовых злоупотреблений шел на десятки. Дмитрий Рогозин в 2012 году лично «давал зуб», что строительство завершится к 2015 году, но российские реалии в виде масштабного казнокрадства, вероятно, помешали этому.

Практически любая стройка в нашей стране сразу же обрастает домыслами, а затем данными о крупных хищениях. Восточный можно назвать лидером в этом вопросе: вбейте в Google или Yandex слово «хищения», и сразу получите дополнение в виде фразы «на космодроме Восточный». Причем даже правоохранители не могут точно сказать, сколько именно денег «ушло налево» при его строительстве: проверка Генпрокуратуры показала хищения в размере 7,5 млрд. рублей, а Счетная палата «раскопала» злоупотреблений на сумму в 13 млрд. Если же верить неофициальным источникам, то на этом проекте было украдено куда больше.

Было и много мелких огрехов. Например, в 2015 году выяснилось, что строители не угадали с размерами испытательного зала для ракет-носителей – РН «Союз-2» просто в него не влазила. Это помещение, в котором происходит мойка ракеты, а также ее подготовка к будущему старту.

В конце 2018 года представитель Генпрокуратуры сообщил, что по фактам нарушений при строительстве открыто 140 уголовных дел. Несколько человек уже получили тюремные сроки, еще больше находятся под следствием, а в январе 2019 года при странных обстоятельствах погиб Дмитрий Савин – бывший глава Дальспецстроя.

В начале 2015 года на космодроме остро встала проблема задолженности по заработной плате: в апреле она составляла 150 млн рублей. В знак протеста строители объекта устраивали забастовки и даже голодовки, а апофеозом этого противостояния стал вопрос, заданный Путину во время прямой линии с президентом.

Пока трудно сказать, какая судьба ждет космодром Восточный. Его дальнейшая эксплуатация во многом «завязана» на проект ракеты «Ангара», с будущим которой тоже много неясного. В целом же бюджет и планы Роскосмоса сильно зависят от общего экономического положения в стране, а оно отнюдь не радует. Многое также будет зависеть от наших отношений с Казахстаном и от развития космической отрасли в мире.

Где находится космодром «Восточный» (на карте, координаты)

Космодром Восточный стал одним из самых масштабных проектов России ХХI века. Строительство космодрома, особенно в природных условиях Амурской области, — это исключительно сложная инженерно-техническая задача, над которой работают лучшие специалисты страны!

  • Восточный — это космодром XXI века
  • Восточный гарантирует независимый выход России в космическое пространство
  • Восточный — это космодром, аэропорт и город Циолковский, который станет техноцентром будущего космического кластера
  • Восточный — это новые возможности для молодежи, новые рабочие места для Дальневосточного региона
  • Восточный — это шаг к тому, чтобы наш космос стал более доступным и понятным, а международное сотрудничество более крепким

Во время трансляций пусков ракет нам показывают самую интересную часть — стартовую площадку с ракетой, готовой к полету. На самом деле это лишь небольшая часть космодрома. Большой универсальный космодром обычно состоит из нескольких стартовых площадок, потому, что под каждый тип ракеты строится свой старт. Нельзя запускать ракеты разного класса с одного и того же стартового стола.

На Восточном такая площадка пока что одна — для пусков ракет-носителей «Союз-2». Кроме того, сейчас активно строится вторая площадка — под новую ракету «Ангара». Подробности — в блоге «ВосточныйNEWS».

Ракеты такого класса будут способны выводить на орбиту полезный груз массой до 37,5 тонн. Для сравнения масса полезной нагрузки ракеты «Союз-2» не более 7,4 тонн.

Стартовый комплекс космического ракетного комплекса «Ангара» рассчитан на 10 пусков в год, в грузовом и пилотируемом вариантах. Занимает площадь 109 гектаров, на котором предусмотрено строительство более ста зданий и сооружений. В настоящее время работы идут по 17 зданиям и сооружениям. На строительство стартового комплекса мобилизовано 1 320 человек и 140 единиц техники, что соответствует плановым показателям согласно утвержденного графика производства работ. При пиковой нагрузке в середине 2022 года будет работать до пяти тысяч человек.

Кроме стартового комплекса любой космодром состоит из технического комплекса и заправочного комплекса, а также большего количества других различных обеспечивающих сооружений — склады, электроподстанции, а также транспортные коммуникации, включая железные и автомобильные дороги.

Стартовый комплекс под ракету «Союз-2» введен в строй в 2016 году. Он оборудован уникальной конструкцией, которой нет на других российских космодромах — Байконур и Плесецк — это мобильная башня обслуживания. 1600-тонная конструкция высотой 52 метра позволяет проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях. Кроме того, мобильная башня обеспечивает высокий уровень безопасности работников.

На этом стартовом комплексе 83 сооружения площадью 45 тысяч квадратных метров, все сооружения наземного исполнения и расположены в непосредственной близости от пусковой площадки. Только на Восточном используется стационарная система заправки и автоматизированная система управления технологическим оборудованием. Для обеспечения предпусковых и пусковых работ здесь построено более 10 различных сооружений: стартовое сооружение, уникальная мобильная башня обслуживания, командный пункт — «мозг» космодрома, технологические блоки хранения и выдачи компонентов ракетного топлива и т.д. Специалисты отделения СК обслуживают 52 системы технологического оборудования.

Во время пусковых кампаний в одну смену на стартовой площадке работает более 470 человек. 28 апреля 2016 состоялся первый пуск с выводом на орбиту трёх искусственных спутников Земли. Всего с «Восточного» выполнено 5 пусков ракет «Союз-2».

Унифицированный технический комплекс предназначен для подготовки перед стартом — в том числе заправка топливом. Впервые в истории российской космонавтики разработчики Технического комплекса объединили в один комплекс Склад блоков, Монтажно-испытательные корпуса ракеты-носителя и космических аппаратов, ноу-хау — Трансбордерную Галерею — и заправочно-нейтрализационную станцию. Такое техническое решение снижает риски при транспортировке изделий и значительно экономит время на проведение работ.

Технический комплекс Восточного унифицирован. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров. Высота — 37 метров. При его проектировании использовали последние разработки российских конструкторов. Рабочие места здесь максимально автоматизированы, установлено 138 современных систем технологического оборудования. В монтажно-испытательном корпусе ракеты-носителя сразу два рабочих места, а в монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов можно работать со всеми космическими аппаратами, разгонными блоками и блоками выведения, которые на сегодняшний день используются в ракетно-космической промышленности.

Трансбордерная Галерея — это главная транспортная магистраль Технического комплекса. Она предназначена для транспортировки составных частей ракет-носителей из корпуса в корпус при подготовке к пуску. Блоки ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования и оснастки перемещаются между зданиями технического комплекса. Здание соединено с монтажно-испытательным корпусом ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков и головных обтекателей ракет, а также с холодильной станцией, складом блоков ракет-носителей «Союз-2» и энергоблоком.

На складе блоков принимаются, хранятся и выдаются блоки всех ступеней ракет-носителей и головные обтекатели, которые поступают с заводов-изготовителей. Современная транспортно-логистическая система позволяет сэкономить время и сократить издержки приема и обслуживания частей ракет-носителей.

Технический комплекс, где ракеты готовят к старту и заправляют топливом разгонные блоки, расположен на общей площади 170 тысяч квадратных метров. Там работает порядка 150 человек в смену.

На заправочно-нейтрализационной станции заправляются космические аппараты и разгонные блоки.

Циолковский. От Восточного до Москвы почти 8 тысяч километров. До Благовещенска — 180 км. Такая удаленность от жилых территорий — необходимое условие для каждого космодрома, в какой бы стране он не строился. Поскольку на космодроме работают тысячи людей, для них строятся отдельные города. Город, где живут сотрудники Восточного, в 2015 году был переименован в честь основоположника космонавтики Константина Циолковского. Здесь уже построено 7 новых жилых домов, современный детский сад и административное здание.

Жилой комплекс космограда Циолковский в настоящее время рассчитанный на 12 тысяч жителей для проживания служащих космодрома и членов их семей и предполагает строительство 40 жилых домов и 25 основных объектов соцкультбыта — это общеобразовательная школа на 825 учащихся с бассейном, детский сад на 230 мест, административное здание, в котором будут размещены в том числе помещения отдела ЗАГС, здания универсама (промышленные товары) с кафе и комбината бытового обслуживания, рассчитанного на аптечный пункт, магазины сотовой связи, цифровой и бытовой техники, ателье, мастерские ремонта обуви, часов и бытовой техники, парикмахерская. Во 2 очереди строительства будут возведены банно-оздоровительный комплекс на 60 мест, еще один детский сад на 230 мест и комплексное здание, в котором будут размещены ресторан на 40 мест, помещения банка, магазина, почты. Появится также досуговый клуб на 500 посетителей, гостиница, открытый спортивный комплекс, спортивно-оздоровительным комплексом, в котором размещаются в том числе бассейн, спортивные залы и отсек медико-восстановительного центра.

Жилой комплекс спроектирован, как сложная архитектурная композиция с четко выраженными кварталами жилой застройки и развитой инфраструктурой, что создает визуальную целостность и пространственно-замкнутую структуру с композиционным ядром культурно-общественной деятельности решенным проспектом, разделяющим первый и второй этапы строительства. Формирование проспекта как центра культурно-общественной жизни начинается с западного направления отдельно-стоящими зданиями: досуговый клуб, торговый центр, спортивно-оздоровительный комплекс. Череда фонтанов продолжает ось проспекта, вокруг которых образуются площади.

Замыкает ось проспекта с восточной стороны пространственная смысловая доминанта — стела «Свободный космос» и группа 12 этажных жилых домов. По обе стороны проспекта расположены жилые дома разной этажности. Принятые компоновки жилых домов из 6-9 этажных секций и 6-9-12 этажных секций позволили расставить акценты на углах поворота улиц и сформировать фасады проспекта как выражение стремления человека ввысь. Ощущение легкости фасадам придают вставки отдельных мини-площадей, на которых установлены стилизованные малые архитектурные формы с элементами благоустройства.

  • Восточный — почти 8 тысяч км от Москвы
  • Восточный — 180 км от Благовещенска
  • Восточный — площадь около 700 квадратных км
  • Восточный — протяженность с юго-запада на северо-восток 18 км, а с юго-востока на северо-запад 36 км

На космодроме предусмотрено множество других сооружений, включая командный пункт, транспортные линии и системы связи. Комплекс водозаборных сооружений № 6 предусмотрен для хозяйственно-питьевого и противопожарного водоснабжения жилищного фонда и котельной г. Циолковский. Его максимальная суточная производительность с учётом расхода воды на собственные нужды составляет 5240 м 3 /сут. Этого объема хватит чтобы обеспечить все объекты, которые запланировано построить в Циолковском.

Комплекс Водозаборных сооружений № 6 включает в себя: станцию водоподготовки с насосной станцией, три резервуара чистой воды объёмом 2000 м 3 каждый, фильтры-поглотители, подземные павильоны над скважинами, административно-бытовой корпус, защитное сооружение ГО. Здесь же есть большая лаборатория, которая будет обслуживать все водозаборные сооружения космодрома.

Комплекс водозаборных сооружений № 6 оснащен самым современным оборудованием, которое позволяет работать практически в автоматическом режиме. Здесь же расположено административное здание, так называемый пульт, в который будут стекаться данные со всех водозаборов космодрома. Сейчас на Восточном работает Водозабор № 1, он обеспечивает Стартовый и Технический комплексы ракеты «Союз» водой, Водозабор № 4 обеспечивает Восточный командно-измерительный пункт и Промышленную № 1, идет строительство Водозабора № 3 для нужд Завода космического ракетного топлива, для нужд будущего аэропортового комплекса возводят Водозабор № 5, и в проекте есть Водозабор № 2. В целом на космодроме «Восточный» будет простроено 6 водозаборов и координировать их работу будут именно с Комплекса водозаборных сооружений № 6.

Все это построено в рамках первого этапа строительства, который практически завершен.

Самое главное, что получит российская космическая отрасль, когда Восточный запустят в полную силу, это современный универсальный космодром на собственной территории. Восточный строится в расчете на то, что в будущем основные запуски будут осуществляться именно с него. Именно они составят основу для дальнейшего развития космического флота России!

Помимо того, что Восточный — это пусковая площадка, это также огромный узел связи управления, оснащенный самым современным оборудованием для управления полетами космических аппаратов. Командно-измерительный пункт «Восточный» позволяет управлять космическими аппаратами российской орбитальной группировки, российским сегментом МКС, космическими кораблями.

Строительство первой очереди

Строительство второй очереди

Рядом с космодромом «Восточный» построили город будущего и ждут туристов

Где находится самая необычная заправка

Как заправить автомобиль знают все. Заезжаешь на заправку, говоришь сколько и какого топлива залить и идешь платить. Иногда заправщики спрашивают: вам обычное топливо или супер-пупер горючее? Ты сначала впадаешь в ступор и думаешь, а может попробовать и залить эту супер-пупер жидкость, но через секунду «жаба» (которая душит) говорит: ты же не на Луну собрался, заливай обычное. А вот интересно, а если на Луну, то как? Тоже «Вам обычное топливо или чтобы побыстрее до Луны долететь?» Так вот, когда мне предложили съездить на космодром и посмотреть на заправку для ракет, я согласился не раздумывая. Даже не предполагал, что путь до точки, откуда спутники попадают на орбиту, займет почти полтора дня. Во-первых, надо долететь до Благовещенска , а это около 7 часов полета и шесть часовых поясов, затем еще двести километров до города Циолковский , где можно переночевать в гостинице и прийти в себя от смены часовых поясов, и только на следующий день преодолеть оставшиеся двадцать километров до космодрома Восточный, где после прохождения всех инструктажей и проверок попадаешь на так называемый «стол».

Набережная в Благовещенске, столице Амурской области, где и находится космодром Фото: Михаил ФРОЛОВ

Благовещенск стоит на реке Амур. На другом берегу уже Китай Фото: Михаил ФРОЛОВ

Станция Углегорск Фото: Михаил ФРОЛОВ

Космическая заправка

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками. Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса, а неподалеку от него полным ходом идет строительство второго «стола» для тяжелой ракеты Ангара. В перспективе тут появится и третий комплекс для сверхтяжелых ракет.

С космодрома Восточный в июне 2019 года планируется запуск Союза со спутником Метеор и еще сорока малыми исследовательскими спутниками Фото: Михаил ФРОЛОВ

В автомобилях для получения большей мощности устанавливают турбину , для того чтобы больше кислорода было в камере сгорания, а для того чтобы поднять ракету окислителя надо намного больше, и турбиной тут не обойтись.

Ракета-носитель стартует с уже действующего стартового комплекса Фото: Михаил ФРОЛОВ

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров, и нужен он при температуре -183°С. Для заправки тяжелой Ангары потребуется в четыре раза больше.

Для заправки средней ракеты типа Союз одного только жидкого кислорода требуется около двухсот кубических метров Фото: Михаил ФРОЛОВ

Первые системы заправки, созданные еще в пятидесятых годах прошлого века, теряли в сутки до десяти процентов ценного компонента топлива. Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами. Вся система хранения, транспортировки, заправки была разработана и реализована отечественными учеными и специалистами из ОАО Криогенмаш . Двухсоткубовые емкости по железной дороге были доставлены из подмосковной Балашихи прямо к стартовому комплексу. В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету, а в случае отмены старта могут быть выкачены обратно на хранение. Продукция Балашихинского предприятия используется на всех российских космодромах, на космодроме Кура во Французкой Гвиане , на морском космодроме Морской старт, а также в Южной Корее и Индии .

Современные космические заправки могут сохранять криогенные жидкости практически без потерь месяцами Фото: Михаил ФРОЛОВ

Внешне ничто не говорит о том, что внутри огромных белых резервуаров и блестящих труб находится кипящий жидкий кислород при температуре близкой к абсолютному нулю. Для обеспечения жидким кислородом, водородом и азотом сразу всех стартовых комплексов Восточного, в будущем планируется строительство собственного кислородно-азотного завода на территории космодрома. Сейчас же путь от Балашихи до космической заправки резервуары с жидким азотом и кислородом преодолевают за две – три недели по железной дороге. Как рассказала генеральный директор Криогенмаш Соколова Мария Сергеевна: “Предприятий, способных выполнить подобные задачи, в мире единицы”. При разработке и проектировании подобных космических заправок отечественные ученые защитили не одну диссертацию.

В сотне метрах от старта находится технологический блок кислорода и азота, откуда по специальным трубопроводам криогенные жидкости поступают в ракету Фото: Михаил ФРОЛОВ

До старта ракеты еще около трех месяцев, а подготовка идет уже полным ходом. Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке, где собирают ракеты из прибывших сюда по железной дороге компонентов. Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют, потому что в сборочных цехах чистота как в операционной, и специальный моющий пылесос работает тут постоянно.

Перед тем как вагон попадет в этот блок его тщательно моют Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего. Мобильная башня обслуживания высотою в пятьдесят два метра, стоящая на стартовом столе между двух 150 метровых громоотводов, выглядит со стороны игрушечной, но именно в ней почти до самого старта скрывается ракета.

Космическая заправка вид снаружи. Технологический блок кислорода и азота. Фото: Михаил ФРОЛОВ

Размеры космодрома впечатляют конечно больше всего Фото: Михаил ФРОЛОВ

Разгонные блоки первой ступени уже ожидают своей очереди в технологическом блоке Фото: Михаил ФРОЛОВ

Больше всего тут поражают размеры Фото: Михаил ФРОЛОВ

Город Циолковский

Стремительно набирающий свою мощь космодром потребует немало специалистов в достаточно узких отраслях науки, и для них уже построен новый современный микрорайон со всей необходимой инфраструктурой. Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы. Кроме того, на Восточном планируют развивать и туристическую составляющую. Туристы через Благовещенск смогут приехать сюда, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля (и нащелкать сэлфи в инстаграм).

Город Циолковский застраивается новыми домами Фото: Михаил ФРОЛОВ

Если дома еще в стадии отделки, то детские площадки уже полностью готовы Фото: Михаил ФРОЛОВ

Читайте также:  Где находится Мертвое море (на карте, координаты)
Ссылка на основную публикацию