Где находится Пролив Дрейка (на карте, координаты)

Пролив Дрейка. Где находится на карте мира, какие океаны соединяет, описание

В начале XX века на карте мира появился названный именем знаменитого английского авантюриста, работорговца, капера, естествоиспытателя и вице-адмирала – пролив Дрейка.

Расположение пролива

Он разделяет Южную Америку и Антарктиду (точнее, архипелаги Огненная Земля и Южные Шетландские острова). Это незамерзающий проход из Атлантического океана в Тихий. До постройки Панамского канала это был единственный проход для парусников.

Происхождение названия

Сэр Френсис Дрейк считался первым мореплавателем, чей корабль прошёл через этот пролив. Назвать его в честь пирата предложил сэр Шеклтон, командовавший британской географической экспедицией в Антарктику в 1914–17 гг.

В 1578 г. капитан Дрейк на пяти превосходно снаряжённых кораблях пришёл к Южной Америке в поисках несметных сокровищ, поскольку королева Елизавета поддержала грабительские планы пирата-адмирала. Испанские колонии Нового света казались лакомым и беззащитным куском.

На выходе из Магелланова пролива сильнейшая зимняя буря (июль – самый ветреный и холодный месяц) разметала флотилию, а флагманский трёхмачтовый галеон «Пеликан» забросила намного южнее. Стихийность этого события не смутила Железного Пирата, и он объявил первооткрывателем пролива себя.

Пролив Дрейка на карте мира

Вероятно, не он был первым европейцем, побывавшим в этих грозных водах. За 50 лет до него здесь проходил испанский «Сан Лесмес», которым командовал Франсиско де Осис, направлявшийся к Молуккским островам. Так же, как корабли Дрейка, его судно попало в шторм, и было унесено к югу. Сохранились записи, в которых капитан упоминает, что матросы видели «край земли», то есть отрытое водное пространство.

Пролив Дрейка на карте мира в испаноязычных странах называется морем Осиса. В остальном мире победила британская точка зрения на историю великих географических открытий.

Капитан Дрейк отправился на север вдоль тихоокеанского берега обеих Америк. Есть исторические записи, которые позволяют предположить, что сэр Френсис отправился к северу, потому что пожелал совершить ещё одно великое географическое открытие, а именно, проход из Тихого океана в Атлантику вокруг северного побережья Америки.

На широте штата Вирджиния, где берег круто сворачивает к западу, он передумал, и отправился домой через Тихий океан. Таким образом пиратский рейд превратился в первое для английских мореплавателей кругосветное путешествие.

История пролива Дрейка

Теория движущихся литосферных плит объясняет возникновение проливов, морей и океанов тем, что некогда существовавший сверхматерик разделился на части. Они стали континентами, которые привычны на карте мира.

Исследования химического состава зубов ископаемых рыб, найденных в осадочных породах в проливе Дрейка, подтвердили, что 41 млн. лет назад пролив Дрейка не существовал. Антарктида была огромным полуостровом, и климат там был намного теплее, до умеренного.

Разрыв между Америкой и Антарктидой произошёл около 40 млн. лет назад, когда остальные части света уже имели почти современные очертания.

Географические особенности пролива

Уникальность географического положения пролива Дрейка заключается в том, что он является самым узким участком Мирового океана, чем-то вроде «форточки», через которую дует непрерывный «сквозняк». Пролив Дрейка на карте мира – самый глубокий, широкий и опасный: береговая линия обрывистая, скалистая, сильно изрезана узкими заливами-фьордами.

Глубина, м276–5269
Ширина, км820–1150
Длина, км460
Средняя скорость течения, км/ч2
Скорость движения воды, м/с0,4–1

Рельеф дна неровный; к востоку глубина уменьшается. Подводный хребет продолжает Анды, и вместе с Кордильерами они образуют единую горную систему.

Отложения на морском дне южнее Огненной Земли – песчаный и глинистый ил. Ближе к берегам Антарктиды повышается содержание материала, подвергшегося ледовому расплавлению (сброшенного айсбергами). Дополнительный компонент отложений – остатки планктона.

Гидрометеорология пролива

Пролив Дрейка на карте мира в прежние времена считали частью Южного океана. Позже это название вышло из научного оборота, но во второй половине 20 в. вернулось, потому что особенности циркуляции воды и воздушных масс в южных частях Индийского, Атлантического и Тихого океанов (выше 60 параллели) позволяют рассматривать их как единую систему.

Здесь походит мощное (расход воды 125 млн куб. км) течение. На старых картах оно носило поэтическое имя «Западных ветров», что связано с другой климатической особенностью – здесь почти всегда дует сильный ветер с запада.

Современное название – Антарктическое циркумполярное течение – отражает движение воды по окружности, вокруг полюса. Его появление после разделения материков связывают (не вполне обоснованно) с падением крупного метеорита, след которого обнаружен геофизическими методами в море Росса у берегов земли Виктории.

Направление течения совпадает с вращением Земли, что даёт течению дополнительный импульс. Возможно, именно поэтому оно существует до сих пор.

Вместе с постоянными ветрами течение создаёт преграду для более тёплых вод умеренных широт. С ним связывают глобальные изменения климата Антарктики. До образования пролива там было намного теплее, что подтверждается многочисленными находками остатков ископаемой жизни.

Циркумполярное течение, пересекающее все меридианы, постепенно превратило окружённый им материк в планетарный «холодильник».

Климат пролива Дрейка

Погодные показатели обычно не выходят за пределы, соответствующие умеренному климату. В южной части климат приближается к субантарктическому. Географическое положение пролива порождает ряд важных особенностей многолетних изменений погоды, которые имеют решающее значение для судоходства.

Скорость воздушных потоков резко возрастает, когда они, наталкиваясь на Анды, огибают их с юга и проходят через узкий просвет в проливе Дрейка. Поэтому здесь находится самый «штормовой» регион планеты.

Штормы налетают 1–2 раза в неделю, а зимой почти ежедневно. Самые сильные ветры (с порывами до 40 м/с) зафиксированы к северу от мыса Горн. Ветер такой силы называется ураганным и соответствует максимальному значению по шкале Бофорта – 12 баллам. Высота волн в шторм может достигать 12–15 м (примерно с пятиэтажный дом).

Показательminmax
Температура воздуха в декабре-апреле, град. Цельсия-2+14
Температура воздуха в апреле-декабре, град. Цельсия-5+7
Температура воды на поверхности, град. Цельсия-1+5,9
Max скорость ветра, м/с35
Осадки, мм/год10001500
Средняя солёность воды, %35

Граница плавучих льдов находится между 35 и 56 параллелями, поэтому в проливе, особенно в южной его части, встречаются айсберги, дрейфующие вслед за течением к востоку. В 2011 г. появились сделанные из космоса снимки гигантской ледяной глыбы. Площадь её видимой поверхности была сравнима с размерами княжества Люксембург.

Пролив находится в зоне конвергенции, которая может считаться границей Южного океана. Здесь встречаются холодные антарктические воды с более тёплыми течениями умеренных широт.

Эта полоса проходит между северной границей плавучих льдов и линией наибольшего оледенения, в среднем на 53 градусе ю. ш. Граница эта невидима, но вовсе не воображаема. Она разделяет акватории с различными составами воды, флорой и фауной, климатическими условиями.

Несмотря на свою грозную и заслуженную славу «кладбища кораблей», пролив Дрейка может быть тихим в течение двух дней, которые нужны, чтобы пройти через него. Погода здесь меняется часто и резко. Это отражено в поговорке моряков: «drake maybe shake or lake» («Дрейк может быть трясучкой или озером»).

Около 25% водной поверхности покрыто льдом. Зимой граница замерзания смещается к северу, изредка, в самые холодные годы, доходя до Патагонии. В конце лета (февраль) пролив обычно освобождается от льда. Здесь часто бывают густые туманы и фантастически прекрасные кратные радуги.

Природные особенности

Растительность на берегах скудная. Кроме небольших лесов антарктического бука, флора представлена в основном несколькими видами лишайников.

Воды пролива Дрейка богаты планктоном. Особенно много здесь мельчайших ракообразных, называемых крилем. Он имеет огромное значение в питании синих и плавниковых китов, кальмаров, императорских пингвинов, тюленей-крабоедов. Из рыб самый массовый вид – антарктическая треска.

Здесь обитают удивительные хладнокровные виды, «ледяные рыбы». Их называют бескровными, потому что в их крови нет гемоглобина. Встречается несколько видов дельфинов.

Многочисленные острова в проливе служат приютом для птичьих базаров (буревестники, поморники, альбатросы, фрегаты). Морские котики и другие тюленеобразные (например, морской леопард, который умеет прогрызать полынью в ледяном покрове) часть года проводят здесь, потому что холодные антарктические воды, богатые планктоном, обеспечивают им надёжную кормовую базу.

Пингвины (антарктический, Адели, золотоволосый) делят холодные пляжи с тюленями. Отмели на побережьях пролива заселены и более мелкими животными. Здесь обитают осьминоги, мидии, баланусы, крабы, креветки.

Интересные факты о проливе

  1. Пролив Дрейка настолько велик, что не все учёные соглашаются считать его проливом.
  2. Моряки эпохи великих географических открытий называли мыс Горн «Дьяволовой пастью» и «Старым людоедом» и сложили множество страшных легенд о нём.
  3. Этим водам присвоены почётные титулы «ревущие сороковые» и «неистовые пятидесятые».
  4. Английская королева Елизавета I высоко ценила мужество людей, совершивших трудный и опасный проход через пролив. Она повелела выдавать медную серьгу всем морякам, обогнувшим мыс Горн. Обладателям этой награды полагалась бесплатная выпивка в трактирах по всему миру. Позже появились серебряные и золотые серьги для тех, кто прошёл проливом дважды и трижды.
  5. Френсис Дрейк в этом походе нашел столь богатую добычу, что её хватило на приобретение собственного замка, Бакленд-эбби в Девоншире.
  6. В современном мире проход через пролив по-прежнему считается трудным и чрезвычайно почётным. Возник аналог елизаветинской серьге. Туристам, прошедшим пролив Дрейка, выдают специальный сертификат; правда, бесплатным пивом он не обеспечивается.
  7. Регулярного морского сообщения через пролив по-прежнему нет, и круизные линии здесь не проходят. Только крупные суда класса «Панамакс» могут относительно безопасно пользоваться этим путём.
  8. Мировое океанографическое сообщество ведёт здесь постоянные наблюдения. Данные, полученные научными станциями в проливе Дрейка, позволили уточнить картину океанических течений и создать ряд совершенно новых моделей глобальной циркуляции.
  9. Город Ушуайя на Огненной Земле (северная граница пролива) с населением 60 тыс. человек – самый южный в мире. Отсюда идёт сообщение (в том числе, туристическое) с Антарктидой через пролив Дрейка.
  10. Поблизости от Ушуайи находится самая южная в мире железная дорога (7 км путей соединяют город и Национальный парк).
  11. Остров и мыс Горн в 1945 г. стали территорией Национального парка Кабо-де-Орнос. Здесь же находятся знаменитый чилийский маяк и станция ВМФ Чили.
  12. В 2010 г. русский путешественник Фёдор Конюхов, совершивший более 50 уникальных экспедиций, поставил на мысе Горн деревянный крест православного образца в память о всех моряках, чьи жизни забрал суровый мыс Горн.
  13. Проливы Магеллана и Бигля, расположенные севернее, намного спокойнее, так как защищены островами Огненной Земли. Но по этой же причине они часто покрыты льдом. Кроме того, они проходимы только для пароходов, а парусникам в тесных извилистых протоках между островами не хватает места для маневрирования.

Ураганный ветер и сильное течение препятствуют в проливе судоходству. Дрейк, пусть и случайно, нашёл новый путь из океана в океан. На карте мира появился проход, не ограничивающий размер судна (как Панамский канал) или его тип, или сезон.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о проливе Дрейка

Пролив Дрейка — самое штормовое место на земле:

Пролив Дрейка: «Форточка Ревущих 40-х Ветров»

Пролив Дрейка (англ. Drake Passage), «перемычка» между Атлантическим и Тихим океанами, является самым широким проливом: его ширина составляет 820 км в самой узкой части, местами достигая 1120 км. Протяженность — 460 км, глубина – от 276 до 5250 м. Основное направление течения: северо-восток. Средняя скорость движения воды: около 2 км/ч. Пролив расположен между южноамериканским архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами (Антарктида), омывая берега Аргентины, Чили и Антарктиды (не принадлежащей ни одному государству).

Читайте также:  Где находится Егорьевск (на карте, координаты)

Погода в этом районе крайне неустойчива, часты сильные штормы. До 25% южной части пролива с апреля по ноябрь покрыто льдом, летом там много айсбергов.

Дрейфующие льды достигают Южноамериканского материка.

«Нечаянное» географическое открытие

До официального открытия Панамского канала (1920 г.), основными морскими путями из Атлантического океана в Тихий были проливы Магелланов, Бигля и Дрейка. Бесспорно, проливы Магеллана и Бигля значительно сокращают путь и намного безопаснее пролива Дрейка, особенно у мыса Горн, прозванного моряками мысом Дьявола. Но парусникам сложно было лавировать в этих узких проливах, а зимой они часто скованы льдами. Поэтому корабли, на свой страх и риск решившие обогнуть Южноамериканский материк со стороны Атлантики, невзирая на плотные туманы, дожди, на постоянную угрозу шторма и встречи с айсбергом, вынуждены были идти по широкому, никогда не замерзающему проливу Дрейка.

Пролив получил свое имя в честь английского пирата и работорговца (позже вице-адмирала) Френсиса Дрейка, обогнувшего коварный мыс Горн в 1578 году во время совершения кругосветного путешествия, которое, в сущности, являлось пиратским рейдом по побережью Тихого океана. Но моряки и географы той эпохи обязаны именно этому «властному, жадному, мстительному человеку с бешеным нравом» (по свидетельству современников) многими важными уточнениями карты мира.

В погоне за драгоценными камнями, золотом, серебром, пряностями и рабами, мимоходом, случайно было совершено много великих географических открытий. Так и встреча с проливом, получившим имя Дрейка, произошла по воле случая. Сэр Френсис Дрейк, официальный его первооткрыватель, шел через Магелланов пролив, на выходе из которого корабли расшвыряло бурей. Одному из трех кораблей, флагману «Пеликан», удалось прорваться к Тихому океану, но его отбросило далеко на юг, где за безымянным утесом открывались бескрайние океанские просторы. На радостях «Пеликан» был переименован экипажем в «Золотую лань», которая, после мародерства и разбоя на тихоокеанском побережье, вернулась домой, нагруженная золотом и пряностями.

Пролив Дрейка — «Форточка» для западных ветров

Условная линия границы между Атлантическим и Тихим океанами проходит в проливе Дрейка, от мыса Горн до о. Снежный (Южные Шетландские о-ва).

Сильнейшие западные ветры (превалирующие между 40° и 55° ю. ш.), известные как «ревущие сороковые», дойдя до Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену Анд. Единственным проходом для них становится пролив Дрейка, где возникает грандиозный «сквозняк», осложненный встречными ветрами и циклонами, спускающимися с Анд.

Эти ветры порождают циркумполярное Антарктическое течение, называемое течением Западных Ветров, – исполинскую «реку», опоясывающую Антарктику.

Мировая ассоциация океанологов ведет изучение гидрологии в проливе с 1993 года, потому что в этом районе удобнее всего наблюдать за могучим Антарктическим течением, которое по расходу воды превышает Амазонку почти в 600 раз!

Природные достопримечательности

  • густые туманы и фантастические радуги;
  • самые мощные в мире ветра и сильнейшие штормы вблизи мыса Горн;
  • многочисленные айсберги;
  • морская фауна представлена огромным количеством осьминогов, крабов, баланусов, мидий и креветок;
  • на побережье и островах живут громадные колонии пингвинов, буревестников, альбатросов и множество других морских птиц;
  • здесь водятся киты и дельфины.


Карта Пири-реиса

Ка́рта Пи́ри-реи́са — карта всего мира, созданная в 1513 году в Константинополе (Османская империя) турецким адмиралом и большим любителем картографии Пири-реисом (полное имя — Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед). Карта показывает части западного побережья Европы и Северной Африки с высокой точностью, на карте также легко узнаваемо побережье Бразилии и восточная оконечность Южной Америки. Карта содержит различные острова Атлантического океана, включая Азорские острова и Канарские острова (как мифический остров Антилия). Многие считают, что карта содержит элементы южного континента, что считается доказательством осведомлённости древних картографов о существовании Антарктиды.

История и исследования

Карта была обнаружена в 1929 году в ходе работ над созданием музея в султанском дворце Топкапы́ доктором Этхемом.

Карта сразу же привлекла к себе внимание, так как это была одна из первых карт Америки и единственная карта XVI века, где южноамериканский континент расположен верно относительно африканского. В 1953 году турецкий военно-морской офицер направил копию карты Пири-реиса в гидрографическое бюро ВМС США. Картой заинтересовался некий И. Уолтерс. Чтобы провести оценку карты, Уолтерс, будучи главным инженером бюро, обратился за помощью к Арлингтону Х. Маллери (англ. Arlington H. Mallery), знатоку древних карт, работавшему ранее с Уолтерсом. Маллери, потратив немало времени, обнаружил, какой способ картографической проекции использовался на карте. Чтобы проверить точность карты, он сделал сетку и наложил карту Пири-реиса на карту мира: карта была абсолютно точной. После своей работы он заявил, что единственный способ создать карту такой точности — аэросъёмкаСоздание карты. Также, для построения карты Пири-реиса необходимо обладать знанием сферической тригонометрии, которая была разработана и описана лишь в XVIII веке.

В настоящее время карта находится в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле (Турция), однако она, как правило, в экспозиции для публики не участвует.

Карта Пири-реиса — одна из первых известных карт, на которой изображены с достаточной точностью побережья как Южной, так и Северной Америки, хотя составлена она была всего через 21 год после путешествий Колумба. Карта является компилятивным трудом, при изготовлении которого использовались самые разные источники, в том числе очень древние. В частности, Пири-реис прямо указывает, что наиболее старые из использованных им карт населённого мира относятся к эпохе Александра Македонского (IV век до н. э.), возможно, автор использовал некоторые материалы погибшей Александрийской библиотеки. Остатки древних знаний действительно были доступнее Османской империи в тот момент, так как территория Египта на момент составления карты была частью Османской империи. С другой стороны, в описаниях, относящихся к недавно открытым южноамериканским землям, имеются ссылки на свидетельства португальских мореплавателей — современников Пири-реиса. Есть также ссылки на использование некой «Карты Колумба»; видимо, имеется в виду не карта, выполненная самим Колумбом или его соратниками, а более старая карта, которой пользовался Колумб.

Карта изготовлена из кусков кожи газели размером 90 × 63 см, 86 × 60 см, 90 × 65 см, 85 × 60 см, 87 × 63 см и 86 × 62 см.

Американский исследователь профессор Хэпгуд утверждает, что по крайней мере часть карты Пири-реиса составлена из копий карт неизвестного происхождения, поражающих своей точностью. Создатели оригиналов, по мнению Хэпгуда, имели точное представление о форме и размерах Земли (экватор Земли измерен с точностью около 100 км, без этого построение столь точной карты было бы невозможно) и использовали при построении своих карт оригинальные картографические проекции, близкие к тем, что начали применяться с XVIII—XIX века. Для создания таких карт должен был использоваться математический аппарат сферической тригонометрии, неизвестный Пири-реису. Работая с этими картами, Пири-реис допустил ошибки, определяемые его уровнем знаний. Хэпгуд, развив с помощью своих студентов методы Маллери, предложил последовательность преобразований, которые не только приводят её к современным картографическим проекциям (Хэпгуд использовал проекцию Меркатора), но и устраняют ошибки создателя карты, что позволяет объективно оценить качество карт-источников. До настоящего момента применённые Хэпгудом методы, подробно описанные в его книгах, никем опровергнуты не были.

Сделанные по результатам обработки карты выводы были неожиданными. Дело в том, что в период создания карты морская навигация не располагала средствами сколько-нибудь точного определения долготы. Если широта места определялась угломерными инструментами по звёздам с точностью до градуса дуги и выше, то для измерения долготы был необходим точный эталон времени (хронометр), который появился лишь через два века, так что при измерении долготы легко допускались ошибки в несколько градусов (сотни миль). Оригинальные карты, построенные на измерениях того времени, демонстрируют именно такую картину — точность долгот там существенно ниже, чем широт. Но на карте Пири-реиса после проведённых Хэпгудом преобразований точность долгот оказалась на том же уровне, что и широт. Наиболее точным является изображение средиземноморского региона, но и для отдалённых местностей координаты выделенных Хэпгудом и его студентами опорных точек весьма точны.

Изображение заведомо неизвестных земель

На карте Пири-реиса изображены, причём, по мнению ряда исследователей, достаточно точно, реально существующие, но неизвестные на момент её создания географические объекты. В частности, в глубине южноамериканского континента изображены Анды, до открытия которых оставалось несколько десятков лет, показанные у побережья Южной Америки острова хорошо идентифицируются с Фолклендами, также открытыми лишь во второй половине XVI века.

Возможное изображение Антарктиды

Наибольшее количество споров вызывает наличие в нижней части карты Пири-реиса земли, которая вышеупомянутыми Маллери и Хэпгудом идентифицируется с побережьем Антарктиды, официально открытой лишь в 1820 году. Однако, нет никаких сведений о каких-либо подробных исследованиях Антарктиды и Южной Америки в XIV—XV веках, результаты которых могли бы лечь в основу карты. При этом гипотетическое побережье Антарктиды на карте соединено с побережьем Южной Америки, то есть отсутствует пролив Дрейка (имеющий в реальности ширину почти в тысячу километров).

В настоящее время все доводы как в пользу мнения об изображении Антарктиды на карте Пири-реиса, так и против него, являются в равной степени недостаточно убедительными, в первую очередь из-за большой древности этой работы и отсутствия документальных подтверждений в достаточном количестве. Все аргументы и споры основываются лишь на здравом смысле и предположениях.

Наиболее загадочным является то, что изображённое на карте побережье по утверждению Хэпгуда точно соответствует побережью подлёдной части материка, форма которого стала известна лишь в 1950-х годах, после проведения масштабных сейсмографических исследований. Это суждение подкрепляется выводами американских военных, исследовавших подлёдный рельеф Антарктиды в конце 1950-х годов, которые на запрос профессора Хэпгуда относительно соответствия изображения на карте Пири-реиса и реального побережья материка дали следующий ответ:

Тема: Карта Адмирала Пири-реиса

Кому: Профессору Чарльзу Х. Хэпгуду (англ. Charles H. Hapgood)

Колледж города Кин, Кин, Нью-Гемпшир

Уважаемый профессор Хэпгуд,

Ваш запрос об оценке некоторых необычных деталей на карте Пири-реиса 1513 года был рассмотрен. Утверждение о том, что в нижней части карты изображены побережье принцессы Марты, Земли королевы Мод, Антарктида, а также полуостров Палмер, является разумным. Мы считаем, что этот вывод является наиболее логичным и, по всей вероятности, правильным толкованием карты.

В нижней части карты географические элементы демонстрируют очень заметное сходство с данными сейсмического сканирования шведско-британской антарктической экспедицией 1959 года реального геологического рельефа под находящимся там ледником. Это указывает на то, что побережье было картографировано прежде чем оно было покрыто сверху льдом. Ледник в этом регионе сегодня имеет толщину около мили.

У нас нет идей, каким образом данные на этой карте могут коррелировать с предполагаемым уровнем географических знаний в 1513 году.

Читайте также:  Где находится Гамбия (на карте, координаты)

— Гарольд З. Олмеер (англ. Harold Z. Ohlmeyer), подполковник, командующий ВВС США

Если брать за основу версию, что на карте действительно изображено свободное ото льда побережье Антарктиды, то оно, как замечено в письме Олмеера выше, могло быть картировано только в доледниковый период, так как ледник выступает далеко за пределы суши и заметно меняет очертания континента. По современным представлениям, ледниковый щит на поверхности Антарктиды образовался несколько миллионов лет назад и с тех пор континент никогда не освобождался ото льда полностью. Но возраст человека как биологического вида не превышает сотен тысяч лет, человеческой цивилизации — нескольких тысячелетий. Если даже принять гипотезу о неких доисторических «картографах», живших миллионы лет назад, то остаётся непонятным, как результаты их трудов попали к людям, ведь наиболее древние известные цивилизации (египетская и шумерская) появились не более 6000 лет назад.

Странно выглядит отсутствие пролива Дрейка. Его, в принципе, можно было бы объяснить наличием ледника, связывающего Антарктиду с Южной Америкой и впоследствии растаявшего, но такой ледник мог существовать только в один из ледниковых периодов, когда побережье Антарктиды также должно было находиться под ледником, что противоречит имеющемуся тут же изображению антарктического берега без ледника.

Сравнение между современным изображением и версией изображения на карте Пири-реиса

Доисторическое происхождение карт-источников

Профессор Ч. Хэпгуд предположил, что в действительности возраст антарктических льдов не превышает нескольких тысяч лет, а изготовителем первоначальных карт антарктического побережья был некий доисторический народ-мореплаватель, достигший больших успехов в навигации и картографии, исследовавший всю планету от полюса до полюса, а впоследствии полностью исчезнувший и не оставивший о себе никаких материальных свидетельств, кроме картографических материалов. Именно деятельностью этих гипотетических доисторических картографов объясняется появление источников для карты Пири-реиса, ряда других ранних (средневековых и эпохи Возрождения) карт, где, предположительно, изображена Антарктида в разных стадиях оледенения. Они же объявляются создателями известных в Средние века и позже портуланов — морских карт, использовавшихся для каботажного мореплавания.

Искажения на карте Хэпгуд объясняет тем, что оригиналы были выполнены в проекции, неизвестной Пири-реису и его предшественникам. Контуры с карты Пири-реиса (левая картинка) и азимутальная проекция реального земного шара (правая картинка) свидетельствуют о весьма схожих искажениях. О принципах картографической проекции древних источников мы сегодня ничего не знаем. Если такие источники действительно попали Пири-реису в руки, то систему их картографической проекции Пири-реис заведомо не мог понять правильно и перерисовал «как есть» на свою карту, из-за чего и возникли искажения.

Для объяснения несоответствия времени оледенения Антарктиды современным научным данным Хэпгуд предлагает теорию сдвига полюсов. Согласно его предположениям, в относительно близкие доисторические времена произошёл сдвиг земной коры, при котором материки сместились на 2000—3000 км, Антарктида заняла положение на полюсе, после чего и началось её тотальное обледенение.

Соединению на карте Пири-реиса побережья Антарктиды и Южной Америки Хэпгуд предлагает несколько возможных объяснений:

1. В южной части южноамериканского материка карты Пири-реиса имеются признаки дублирования одной и той же местности. Возможно, при создании карты самим Пири-реисом или, возможно, автором одной из карт-источников фрагменты древних карт, изображающих одну и ту же местность, были неверно поняты как соседние, в результате участок южноамериканского побережья длиной до 1500—2000 км был продублирован. Таким образом Южная Америка была «вытянута» на юг как раз на ширину пролива Дрейка, или даже больше.

2. Побережья действительно могли быть объединены ледником, если источник, с которого скопирована эта часть карты, приходится на период похолодания, тогда как побережье Антарктиды изображено по карте тёплого периода.

3. Хэпгуд отметил, что на многих старых картах неизвестная тогда Антарктида изображена заметно больших размеров, чем в реальности. Источником ошибки он счёл неверную идентификацию параллелей на исходной карте — искусственный перенос Южного полярного круга на 80-ю параллель. Соответственно, размеры Антарктиды были преувеличены, и на объединённой карте она «упёрлась» в Южную Америку. Возможны и другие ошибки, приводящие к тому же результату.

Мнение о том, что на карте изображена Антарктида, может быть ошибочным. Это подтверждают многие нестыковки с современной географией местности, которые можно принять за неточности карты, в частности, в той её части, где изображена Южная Америка: дублирование рек, отсутствие пролива Дрейка между южной оконечностью Южной Америки и «незамерзающей» (согласно изображению) Антарктидой. Итоги пристального изучения изображённого побережья говорят в пользу альтернативной теории, согласно которой «дополнительная» суша — всего лишь часть южноамериканского побережья, вероятно, изученная португальскими мореплавателями, но на изображении сильно искажённая (изогнутая вправо). Некоторые фрагменты изображения напоминают прибрежные акватории Магелланова пролива и Фолклендских (Мальвинских) островов; подписи на карте говорят, что климат тех земель тёплый, и там водятся крупные змеи, — что противоречит как современной, так и тогдашней (XVI века) действительности (климат тех районов — приполярный с немногочисленной фауной). Также из подписей следует, что весна на прибрежных островах там «приходит рано», что справедливо для Фолклендов, но никак не для островов вблизи Антарктиды.

Скептики также отмечают, что якобы имеющееся соответствие между картой Пири-реиса и реальным подлёдным рельефом Антарктиды всё же достаточно условно: масштаб карты таков, что достоверное сравнение мелких деталей невозможно, а степень подобия карты и реального рельефа, определённая «на глаз» может сильно варьироваться в зависимости от априорных установок сравнивающего. Кроме того, само это «соответствие» вызывает дополнительные вопросы. Во-первых, ледник постоянно сходит в океан и своим движением неизбежно меняет рельеф материка, выравнивая его и вынося обломочный материал в океан. Поэтому современный подлёдный рельеф уже должен сильно отличаться от реального древнего рельефа материка до его оледенения. Во-вторых, известно, что масса ледникового щита создаёт дополнительную нагрузку на «лёгкую» материковую кору, из-за чего та «проседает» в мантийном веществе глубже, чем ей следовало бы в отсутствие этой нагрузки. По современным оценкам, материковая плита Антарктиды «утоплена» вниз на глубины до полукилометра. Следовательно, в период, когда льда в Антарктиде не было, береговая линия проходила в другом месте, а часть современного шельфа была сушей. Крайне сомнительно, чтобы береговая линия при этом соответствовала современному подлёдному рельефу.

Вообще, нужно отметить, что Антарктиду на картах рисовал не только Пири-реис. Древних карт с её изображениями разной степени детальности известно несколько, некоторые из них оцениваются исследователями как близкие к реальному материку, но подобие всякий раз определяется «на глаз», с различными оговорками. Предположение о существовании «южной земли» возникло давно и происходит не из практических исследований, а из ранних представлений о необходимости «уравновешивания» планеты равномерным распределением суши. Поэтому гипотетическую «южную землю» на картах мира рисовали многие, как правило, основываясь на теоретических предположениях и отрывочных сведениях, полученных от заплывавших далеко на юг мореплавателей, якобы видевших в тех или иных местах берег.

Пири-реис среди прочих источников своей работы отмечал, что его карта основана на некой карте Христофора Колумба (по всей видимости, имеется в виду карта, доступная Христофору Колумбу), из-за чего многие географы уже несколько веков безуспешно ищут «потерянную карту Колумба». Это было сделано, по его записям, когда Христофор был в Вест-Индии. После прочтения новости об открытии карты в газете The Illustrated London News государственный секретарь США Генри Л. Стимсон связался с послом США в Турции (в то время — Чарльзом Шериллом) и попросил провести поиск оригинала карты Колумба, которая, по его мнению, возможно, была в Турции. В свою очередь, правительство Турции выполнило просьбу Стимсона, но поиск не увенчался успехом, никакого источника карты Пири-реиса найдено не было.

Карта Пири-реиса изображается на официальных денежных знаках Турции: банкнотах номиналом в 10 млн старых турецких лир (банкноты в 1999—2005 гг., ныне вышедшие из обращения), а также на банкнотах номиналом в 10 новых лир (банкноты в 2005—2009 гг.)

Пролив Дрейка — самое штормовое место на планете

Круизные лайнеры здесь не ходят, да и грузовые суда предпочитают другой путь, если требуется обогнуть Южную Америку с юга. Лишь многотоннажные суда решаются на проход через пролив Дрейка. И дело не столько в айсбергах, которые здесь встречаются очень часто, сколько в невероятно сильных штормовых ветрах, которые дуют здесь всегда, независимо от сезона и времени суток. Но почему именно пролив Дрейка является одним из самых штормовых мест на планете?

Пролив Дрейка находится между Южной Америкой и Антарктидой, а если быть точнее, то между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами. Пролив обладает целым рядом характеристик, что делает его выдающимся на фоне всех остальных проливов нашей планеты.

Во-первых, пролив Дрейка — это самый широкий пролив на географической карте, а его ширина в самой узкой части составляет 820 километров. Вторая особенность пролива Дрейка — это его глубина. Это самый глубокий пролив на планете, и когда морские суда проходят через него, то под ними 5 километров воды. Ну и третья особенность этого сурового места — это постоянные ветры.

В южной части земного шара, между 40° и 50° южной широты проходит мощное Антарктическое циркумполярное океаническое течение, или течение Западных Ветров. Это течение, не встречая на своем пути препятствий в виде континентов или крупных островов, развивает значительную скорость. Поэтому всем судам, которые идут через пролив Дрейка из Атлантики в Тихий океан, приходится преодолевать мощное сопротивление Антарктического циркумполярного океанического течения.

Но течение не так страшно, как штормовые ветры. «Неистовые пятидесятые» — именно так прозвали моряки океаническое пространство между 50° и 60° южной широты. Здесь постоянно дуют сильные западные ветры, нередко достигающие 25-30 м/с, то есть показателей 10-балльного шторма. По этой причине моряки, плавающие здесь под парусами в XVII-XIX веках, и прозвали это место «неистовыми пятидесятыми».

Помимо штормовых ветров, обстановку в проливе существенно осложняют айсберги и дрейфующие льды. Южная часть пролива с апреля по ноябрь (а именно в это время в южном полушарии зима) покрыта льдом. Ну а летом на юге пролива Дрейка часто плавают айсбери, а дрейфующие льды достигают берегов Огненной Земли.

Если говорить о судоходстве в этом проливе, то оно не сильно развито ввиду вышеназванных причин. После того, как был построен Панамский канал, большинство судов использует именно его для того, чтобы попасть из Атлантики в Тихий океан и обратно. Ну а если необходимо попасть именно в южную часть Южной Америки, обогнув ее с юга, то используют куда более спокойный и безопасный Магелланов пролив. По нему же проходят и многочисленные круизные лайнеры, следующие по маршрутам кругосветного плавания.

Ну а по проливу Дрейка ходят крупные грузовые суда, контейнеровозы и нефтяные танкеры, а также тяжелые военные корабли. А вот так выглядит проход через пролив Дрейка в штормовую погоду.


Пролив Дрейка. Какой морской пролив является самым широким в мире?

Сэр Френсис Дрейк был очень удачливым человеком. Один из величайших землепроходцев в истории нашей планеты волей судьбы стал не менее великим и знаменитым пиратом, получившим вначале лицензию на каперство из рук английской королевы Елизаветы, а затем удостоенный ею же за подвиги во имя Британской империи почетного титула и ставший вице-адмиралом.

Читайте также:  Где находится Лазурный Берег (на карте, координаты)

Удача сопутствовала ему и в 1578 году, когда влекомый волею штормового ветра его корабль пронесло мимо Магелланова пролива, куда он направлялся, чтобы осуществить кругосветное путешествие, и вынесло в открытое море.

Так невольно впервые был осуществлен проход по самому широкому в мире проливу, соединяющему воды Атлантического и Тихого океанов, который на всех картах мира именуется проливом Дрейка. Правда, испанцы полагают, что приоритет в открытии этого пролива должен принадлежать прошедшему по этому маршруту еще в 1526 году испанскому капитану Франциско Осесу. Однако «везунку» Дрейку и здесь способствовала удача, и если об Осесе знают единицы, то имя Дрейка — вот оно, перед нами, на большинстве географических карт мира.

Во время того плавания из шести кораблей только флагманскому судну удалось пройти вновь открытым проливом в Тихий океан. Один корабль вернулся в Англию, остальные погибли. Флагман, первоначально называемый «Пеликан», штормом был отнесен далеко на юг, где его сильным течением пронесло мимо небольшого островка, и вскоре он попал в безбрежные просторы Тихого океана.

В честь счастливого спасения «Пеликан» был переименован в «Золотую лань». Причина выбора нового названия проста. Френсис Дрейк имел богатого покровителя Кристофера Хаттона, на гербе которого была изображена золотая лань. Суеверный, как все моряки, Дрейк, увидев в спасении некий знак, изменил имя своему судну, которое после этого еще много лет честью и правдой служило своему хозяину.

Ширина пролива Дрейка в самом узком месте составляет 820 км, достигая в отдельных местах 1120 км. В то же время его длина всего 460 км, а глубина от 276 до 5250 м. Часть пролива относится к акватории Атлантического океана, а часть — Тихого. Условную границу решили провести от острова Горн Огненной Земли до острова Снежный Южных Шетландских островов, являющихся частью Антарктиды.

Близость к Антарктиде накладывает свой отпечаток на пролив и все, что его окружает. В теплое время года вода еле-еле достигает 6 °C. Правда, зимой она тоже не критически холодная, и удерживается в среднем на уровне 3 °C. Поэтому замерзает пролив, в отличие от своих ближайших соседей, не более чем на четверть, что делает его судоходным круглый год. Температура воды в проливах Магеллана и Бигля примерно такая же, но там почти нет течения, в связи с чем они несколько месяцев скованы льдом.

В отличие от них через пролив Дрейка мчится громадная масса воды, нагнетаемая сильнейшими западными ветрами, бушующими между 40° и 55° южной широты и названными «ревущие сороковые». Ветра упираются в непреодолимую для них изогнутую цепь Анд, протянувшуюся от панамского перешейка до самой южной окраины материка, и в попытке найти «лазейку» устремляются на юг, создавая мощнейшее Антарктическое циркумполярное течение, или течение Западных Ветров. Эта река, несущаяся по бурному морю, перемещает воды примерно в 600 раз больше, чем Амазонка, при скорости течения до 4 метров в секунду.

Долгое время никто не рисковал пройти из океана в океан проливом Дрейка, и лишь в 1616 году голландская шхуна капитана Виллема Схоутена обогнула Южную Америку по самому короткому пути. Ими же было дано название крайней точки архипелага — мыс Горн.

С этого момента началась бурная жизнь пролива Дрейка, которая продолжалась немногим более трех сотен лет до официального открытия Панамского канала. С 1920 года проливы Дрейка, Магеллана и Бигля, дававшие до той поры единственную возможность для прохода судов из Атлантики в Тихий океан и обратно, потеряли свое значение, и о них, возможно, совсем забыли бы, если бы не присущее человечеству любопытство.

Речь идет о развитии круизного флота и появлении гигантских пассажирских судов, которым не страшны ни «бушующие сороковые», ни «неистовые пятидесятые». Пассажиры этих судов жаждут пройти по легендарному маршруту, мимо «старого людоеда» или «мыса дьявола», как моряки некогда называли мыс Горн. Ведь там западные ветры дуют с немыслимой скоростью — 35 метров в секунду, и это не предел. А волны вздымаются на высоту пятиэтажного дома, и море при этом считается довольно-таки спокойным. Летом там штормит еженедельно. Весной эта цифра доходит до двух раз в неделю, а уж зимой — шторма вообще не прекращаются.

Конечно, сидя в удобном кресле, смотреть на бушующее где-то там глубоко внизу море — это не то, что цепляться обледеневшей рукой за леера, стоя на шканцах утлого парусного суденышка, но все равно способствует обильному выбросу адреналина в кровь. Поэтому на самые популярные морские круизы, маршрут которых проложен через пролив Дрейка, путевки закупаются заблаговременно.

В эпоху Великих Географических открытий парусные суда, следующие из Тихого в Атлантический океан, постоянно шли через самый широкий пролив в мире и моряки никогда не были уверены, что им удастся покорить эту коварную водную преграду. До сих пор прохождение на паруснике через пролив Дрейка ценится среди яхтсменов подобно восхождению на Джомолунгму среди альпинистов.

Много обычаев, связанных с проливом Дрейка и мысом Горн, родилось у моряков. Самый известный среди них — следующий: якобы британская королева Елизавета I повелела, чтобы после первого прохождения по данному маршруту, английские моряки прокалывали левое ухо и вдевали в него медную серьгу, что давало им право на бесплатное посещение всех пивных на своем пути. И морякам следовало повторить этот подвиг, чтобы поменять медную серьгу на серебряную. Ну, а золотая серьга в ухе давала право считать моряка «морским волком», поскольку он три и более раз побывал на краю гибели в морской пучине.

Говорят, что всем туристам, прошедшим через пролив Дрейка и обогнувшим при этом мыс Горн, вручают специальный памятный сертификат. Мы тоже надеялись пополнить свою домашнюю коллекцию подобным документом, но нам его, к сожалению, так и не вручили.

Пролив Дрейка

Пролив Дрейка самый широкий пролив в мире, находится между Южной Америкой и Антарктидой.

Это водоразделительная линия между Тихим и Атлантическим океанами, довольно опасное место для путешественников и кораблей.

Открытие пролива

Еще в середине 1520-х гг. здесь оказался испанский мореплаватель Франциско де Осес. Из-за сильного шторма его корабль был выброшен к южным берегам Огненной Земли. Возможно, что именно тогда он вошел в пролив.

Картографы из Испании наносили на карту это место как пролив или море Осеса. Официальное открытие произошло случайно в 1578 г. Авторство приписывают известному пирату и мореплавателю Фрэнсису Дрейку, который, попав в бурю в Магеллановом проливе, оказался далеко в южной части океана.

Пролив Дрейка на карте фото

Дрейк стремился просто найти путь домой, чтобы добраться до Британских островов. Так он открыл пролив, получивший его имя.

Исторические события

До 1920 г. корабли переходили из Атлантики в Тихий океан через три пролива: Бигля; Дрейка; Магелланов. Наиболее короткими путями считались проливы Бигля и Магелланов, но они очень узкие, особенно около мыса Горна. Здесь много раз происходили кораблекрушения, поэтому моряки называли его Дьявольским мысом.

Зимой эти проливы сковывает льдом, поэтому судоходство тут становится невозможным. Из-за этого корабли отправлялись в плавание по проливу Дрейка, который никогда не замерзает. Это были опасные путешествия, поскольку в этой части океана и Южной Америки наблюдались дожди, штормы, очень густые туманы, дрейфующие айсберги.

Пролив Дрейка фото

Современники Дрейка, который активно занимался пиратской деятельностью, считали, что пролив отвечает нраву мореплавателя. Он отличался властным, жадным, бешеным нравом, почти как открытый им пролив. Но результаты кругосветного путешествия имели важное историческое и географическое значение для мира и науки.

Благодаря сделанным открытиям, были нанесены важные уточняющие факты на физическую карту мира. За это королева Елизавета Первая присвоила Дрейку титул вице-адмирала, и это при том, что из экспедиции выстоял только один корабль Пеликан. Его трюмы были забиты следующими вещами:

  • Золотом;
  • Серебром;
  • Пряностями;
  • Драгоценностями и камнями.

Особую ценность составляли рабы, которых Дрейк привез в Англию.

Характеристика

Минимальная ширина пролива составляет почти 820 километров, максимальная – достигает 900 и более километров. Дно располагается очень глубоко. Средняя величина составляет 4 километра, а в некоторых участках достигает 5км и более. Волны тут поднимаются до 15 метров, а иногда и выше.

пролив Дрейка. шторм начинается фото

По проливу проходит течение Западных Ветров или Антарктическое циркумполярное течение, которое проходит по всем земным меридианам. Водные потоки тут постоянно циркулируют, что является уникальным и неповторимым явлением в мире. Это мощное течение, обеспечивающее сильные штормы и ветра в проливе. Скорость воздушных масс составляет 35 метров в секунду.

Антарктида обеспечивает пролив постоянными дрейфующими айсбергами, большая часть которых находится в южной части. Температура воздуха составляет всего +5 градусов, а воды колеблется между -2 и +10. Климат в проливе дождливый и ветреный, зима холодная, лето прохладное.

Рельеф

Пролив Дрейка ограничен с северной стороны архипелагом Огненная Земля, принадлежащий Чили и Аргентине. С южной стороны находятся Южные Шетландские острова, которые географы отнесли к Антарктиде. Берега архипелага и островов скалистые, высокогорные, разделенные ледниками и долинами. Между ними встречаются фьорды.

пролив Дрейка. закат фото

На островах Огненной Земли большая часть рельефа покрыта горами и горными массивами, сформированные, как валуны, долины, моренные озера. Горы поднимаются с дна океана, что делает проход по проливу опасными и непредсказуемым.

Города

В проливе Дрейка между двумя океанами находится мыс Горн и группа небольших островов, которые называются Диего-Рамирес. Единственным городом, который построен на берегах архипелага, является Ушуайя. Его население составляет около 60 тысяч человек.

город Ушуайя фото

Несколько южнее от города находятся Пуэрто-Уильямс – небольшой рыбацкий поселок, который соседствует с деревней Поэрто-Торо. Стационарное население составляет всего 50 человек. В основном, это рыбаки.

Ушуайя является крупным портом, центром частного яхтинга и экстремального туризма. С противоположной стороны – на Южных Шетландских островах – расположено около 10 научно-исследовательских станций.

Животный мир

В проливе живут множество видов животных, хотя климат тут не самый приветливый и благоприятный. В первую очередь, это разнообразные виды пингвинов, самыми крупными из которых являются антарктический, магелланов, папуанский, Адели, золотоволосый. Живут они в Антарктиде и берегах южноамериканского континента.

морские котики и пингвины в проливе Дрейка фото

Много тут и птиц, например, буревестники или поморники. В воде плавает различные виды планктона – фито- и зоологический. Например, диатомовые сине-зеленые водоросли, веслоногие.

Встречаются и более крупные животные – синий кит, тюлени, морские леопарды, питающиеся рыбой, моллюсками, пингвинами, более мелкими видами тюленей.

Интересные факты

В проливе наблюдаются очень красивые разноцветные радуги, довольно густые туманы, пройти через которые можно с помощью дополнительного освещения. В воде водятся огромное количество разновидностей осьминогов, крабов, мидий и креветок. Самые сильные порывы ветра наблюдаются около берегов мыса Горн.

Ссылка на основную публикацию