Река Яуза — наибольший приток Москва-реки в столице
Насыщена малыми идиллическими водоемами огромная Москва. Река Яуза встречает нас в качестве самого большого притока названной в честь нее речки, прямо на территории главного города России. Отдых на ее берегах популярен у жителей как златоглавой, так и остальных агломераций столичного региона. Недаром про нее существует песня, известная нашим дедам. Называется она «Лодочка» и звучит в фильме «Верные друзья».
Где находится река Яуза на карте
Указанный поток двигается по северо-востоку и северу Большой Москвы, заканчивая свой путь в центре столицы. На своем пути он пересекает четыре городских округа (два из них составляют часть уже Малой столицы).
История и география
Появление реки относится к формированию Московско-Смоленской возвышенности. 60 — 70 миллионов лет назад, как раз в эпоху вымирания динозавров, указанный участок рельефа поднялся с моря. Он появился первым, так как был выше остальной поверхности дна. Пока от жидкости освобождалась остальная суша, природные катаклизмы сформировали на возвышенности речные русла. Одним из них было «тело» Москвы-реки вместе с главным ее притоком – Яузой.
Однако рукав этот не раз менял свои очертания. В 1940-х гг. непосредственно московский фрагмент «одевается» в набережные. В 1950-х гг. проводились работы по спрямлению его русла. Виной тому выступило строительство метро. Процесс продолжился и 20 лет спустя. С 2008 г. в реке углубляют дно. Кстати, под руслом уже проложили множество тоннелей различного назначения.
С 1902 г. река Яуза использовалась как граница столицы. Она не раз фигурирует в различных документах, начиная с середины XII века, то есть уже тогда на берегах были деревни и села. Археологи доказали, что транспортной дорогой финно-угорских и балтских племен она была уже с IX столетия, причем имя дали именно балты, окрестив за множество изгибов «стебель овса».
Протяженность речки – 48 км (в московской черте – 29). Бассейн – 452 кв. км. Глубина на среднем участке составляет 2 м. Среднегодовой расход воды в гирле равен 6 кубометрам в секунду.
Исток реки Яуза находится в пгт Загорянский (Лосиный Остров, Щелково). А впадает она в Москву-реку на северном конце Котельнической набережной. В километре отсюда метро Таганская. А если пройти такое же расстояние, но в другую сторону – вы подойдете к Кремлю. Всего у Яузы 18 притоков.
Отдых на берегах Яузы
Реку нельзя упустить из виду, странствуя по таким трассам как Ярославское шоссе, мытищинский сектор МКАД, проезжие части улиц Енисейской, Менжинского и Сельскохозяйственной. А в самых низовьях Яуза проходит под мостами проспектов Мира и Ветеранов. Заходит в «финальный» канал между линиями сразу нескольких набережных:
- Ганушкина,
- Преображенской,
- Семеновской,
- Госпитальной,
- Лефортовской,
- Золоторожской,
- Костомаровской,
- Серебрянической.
Последняя, в свою очередь, выходит на Котельническую (променад непосредственно Москвы-реки). Все перечисленные городские «артерии» принадлежат районам Щелково и Мытищ, а также Северо-Восточному и Центральному округам административного «сердца» нашей страны.
В верховьях еще имеются локации, которые вполне подойдут и для купания, и для стояния с палатками. Речь идет о бассейне, лежащем ниже болотистых верховий поселка Загорянский, то есть о территории национального парка Лосиный Остров. А вот любителям сплавов потребуется фрагмент пошире и почище. Начинается он за последними Яузскими болотами – среди кварталов уже самой Москвы.
Обычно байдарочники спускаются недалеко от метро Медведково, успешно добираясь до самого устья. От Медведковского моста речное «тело» имеет 6-10 м ширины. Постоянно расширяется. А дноуглубительные и очистительные работы «спасали» проходимость не раз. Баз отдыха в верховьях реки нет, дальше – тем более. Но в Лосиноостровском заказнике реально обнаружить скамейки, спортивные и детские площадки, мусорные урны, тротуары, цветники и тропы здоровья.
Однако главные достопримечательности водоема другие – это парки, храмы и музейные экспозиции, расположенные у побережья Яузы. Начиная с Мытищ, река проходит через:
- Музей автомобильной техники;
- ЦПКиО Мытищенский;
- Бабушкин лесопарк;
- Зеленую зону Свиблово;
- Покровскую церковь;
- Храм Воздуха на Свибловских прудах;
- усадьбу Свиблово (с Музеем колоколов и Троицкой часовней);
- аттракционы на Лазоревом проезде;
- выход к Ботаническому саду;
- Леоновскую рощу;
- Парк Спорта;
- Ростокинский акведук;
- зону отдыха Богатырский Пруд;
- стадион «Спартак»;
- выход к Сокольникам;
- Красноказарменную площадь;
- кинотеатр «Иллюзион»;
- Высотку на Котельнической набережной.
Рыбалка на реке Яуза
Рыбалка на Яузе – отдельная тема для повествования. Рыболовы любят все участки течения, кроме заболоченных куда попросту не подобраться. Хотя, как мы упоминали, национальный парк – единственная перемычка в Верхнеяузских болотах.
Другие популярные точки – мосты (их на реке около 20), а еще набережные и понтоны в парках. В этих водах не трудно поймать щуку, леща, окуня, плотву и верхоплавку. Добывают местную ихтиофауну на червя, мормышку, воблер и даже хлеб.
К сожалению, из-за неблагоприятной экологической обстановки много нерестилищ в бассейне Яузы погибло. Людям подходит для промысла и приток под названием Чермянка. Обусловлено это тем, что он достаточно протяжен и с весьма удобными берегами. Популярен и подледный лов на Яузе.
Остается добавить, что гостевой инфраструктуры, общепита и прочего сервиса на маршруте будет достаточно. Вы ведь в самой столице. А тут все самое интересненькое.
Как и вся Большая Москва, река Яуза имеет труднодоступные ничем непривлекательные места (болота в округе Щелково и Мытищ) и, наоборот, запоминающиеся множеством красот рекреации и исторические места – в среднем и нижнем течении. Отзывы говорят нам, что «артерия» ассоциируется у москвичей и у туристов с «ухоженностью», «достаточным количеством пунктов для экскурсий», «зеленью», ну и «мусором», конечно же. В заключение – видео-обзор этой природной достопримечательности Подмосковья.
Вдоль Яузы. Москва.
От Устья Яузы до Оленьего моста (Преображенская площадь)
Яуза является самым крупным притоком Москвы-реки и второй по величине рекой столицы.
Ее длина составляет 48 км, в городской черте – 29 км.
Яуза берёт свое начало из болот на территории Лосиного острова, пересекает город Мытищи, посёлки Тайнинка и Перловка, после чего входит в Москву, где принимает многочисленные притоки.
В столице Яуза протекает в районах Медведково и Бабушкинская, пересекает Окружную железную дорогу, проспект Мира, Ярославское, Казанское и Курское направления Московской железной дороги, Садовое кольцо и впадает в Москву-реку у Большого Устьинского моста.
До XVIII века Яуза была известна как часть торгового пути из Москвы в Клязьму, причем участок в районе Мытищ проходили с волоком. Ключи в верховьях Яузы с начала XIX до середины XX вв. считались основой первого централизованного Мытищинского водопровода. Начиная с XVIII века, берега реки Яузы от устья до Сокольников стали застраиваться, русло было перегорожено многочисленными плотинами с мельницами, это сильно загрязняло воду.
В конце 1930-х гг. русло Яузы было выправлено и расширено почти вдвое (до 30 м), построены гранитные набережные, перекинуты новые мосты.
Сейчас в черте Москвы на Яузе имеется 28 автодорожных мостов, 5 железнодорожных, 2 метромоста, 6 — для трамвая, 23 — пешеходных.
В связи с сильным загрязнением реки ведутся большие работы по очистке. Яуза считается судоходной для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста, который находится недалеко от Преображенской площади.
Наша прогулка начнется у Большого Устьинского моста, где Яуза впадает в Москва-реку.
Отсюда открывается великолепный вид на одну из семи высоток Москвы. Жилой дом на Котельнической набережной был построен в 1952 году (арх. Д.Н. Чечулин, А.К. Ростковский, инж. Л.М. Гохман). Его высота составляет 176 метров, и он доминирует в районе, хорошо просматриваясь со всех окрестных улиц.
Жилой дом на Котельнической набережной
Здание состоит из трех корпусов, в которых расположены квартиры, магазины, почта, ателье и кинотеатр «Иллюзион». В центральном корпусе — 32 этажа, в боковых — 18.
Декор внешней части здания включает зубчатые башни и статуи, нижняя часть облицована гранитом. Внутренняя отделка вестибюлей выполнена из мрамора и гранита, оконные проемы обрамлены металлическим декором.
Здание на Котельнической, как и многие другие высотные сооружения Москвы, используется для наблюдения за погодой. Здесь определяются направление и скорость ветра.
В известном доме жили актрисы Фаина Раневская, Клара Лучко, Лидия Смирнова, Нонна Мордюкова, поэт Александр Твардовский, балерина Галина Уланова, дрессировщица Ирина Бугримова, композитор Никита Богословский, а также Дмитрий Чечулин – архитектор дома.
Планировалось, что высотка станет стратегическим объектом. Предполагалось проложить подземные туннели, ведущие к Кремлю, Новоспасскому монастырю и через Москву-реку.
Известным фактом является то, что высотку строили заключенные. Также говорят, что они позировали для скульпторов, лепивших барельефы.
С этой стороны Яузы проходит Подгорская набережная, названая так по крутому склону – Швивой горки, которая начинается отсюда.
С правой стороны находится библиотека иностранной литературы, открытая в 1922 году.
Первый изящно изогнутый пешеходный мост, который встречается на нашем пути, называется Тессинский. На этом месте он существовал как минимум с 1887 года. Свое название мост получил так в честь известного домовладельца А.И. Тессина.
Продолжим нашу прогулку по Серебрянической набережной (левая сторона по ходу движения). Название набережной идет из XVII века, когда здесь находилась слобода Старые Серебряники, в которой жили мастера Серебряного монетного двора.
С двух сторон Яузу ограждает – решетка с советской символикой.
Решетка на Яузе
Серебряническая набережная переходит в Полуярославскую, названную по суконной фабрике Полуярославцева, находившуюся здесь в первой половине XVIII века.
Высокояузский мост, по которому проходит трасса Садового кольца, был построен в 1873 или 1890 году. В 1963 году его реконструировали (инженер С.И. Хейман, архитектор К.П. Савельев).
На высоком холме виднеются купола храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
Костомаровский мост был построен в 1941 году.
А чуть дальше с левой стороны возвышается Спасо-Андроников монастырь.
Спасо-Андроников монастырь
Обитель была основана митрополитом Алексием в 1357 году, свое название она получила по имени первого игумена Андроника, ученика Сергея Радонежского. Здесь хранится особо почитаемая икона Спаса Нерукотворного.
Обитель относится к первым сторожевым монастырям, построенным для защиты Москвы от вражеских атак. В монастырских стенах жил и творил великий русский живописец Андрей Рублев. Здесь же он умер и был похоронен. В настоящее время в обители обустроен Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева.
Также за стенами монастыря находится одна из самых древнейших построек Москвы – Спасский собор (1420-1427 гг.)
Пройдем под самым ярким мостом Яузы, который называется Андроников виадук. Он является мостом Курского направления МЖД, построенным в 1865 году.
Андроников виадук
Своего назначения мост никогда не менял. Когда Яузу заключали в гранитные берега, его реконструировали в 1950-1951 годах, провели новые набережные через две крайние арки.
С левой стороны высится серое здание завода «Манометр».
Завод «Манометр»
А впереди находится элегантный пешеходный Таможенный мост .
Он был сооружен в 1939 году и назван по Таможенному проезду, который вел от бывшей Складочной таможни до реки.
Таможенный мост
Таможенный мост
Чуть дальше находится Сыромятнический (Яузский) гидроузел.
В 1936-1939, в рамках реконструкции водного хозяйства города, на месте бывшего Золоторожского моста насыпали искусственный остров, устроили плотину и шлюз (гидроузел) по проекту архитектора Г.П.Гольца . Это единственный из 4-ех судоходных гидроузлов на Яузе, строительство которых было предусмотрено Генеральным планом 1935 года. Остальные так и не были реализованы.
Его главной задачей было предупреждение наводнений во время весенних паводков и ливней. Плотина обеспечивает перепад уровней воды на Яузе до 4 м.
Шлюз может вмещать только небольшие маломерные суда.
Возле плотины всегда стоят суда для сбора мусора.
С левой стороны раскинулся район Сыромятники.
Его название происходит от стоявшей здесь в XVII веке сыромятнической слободы, в которой жили и работали шорники и другие мастера кожевенного (сыромятного) дела.
Изогнутый Салтыковский мост был построен в 1958 году на месте автомобильного моста. Его название происходит от поселка Салтыковка, который был расположен на землях, принадлежавших роду Салтыковых.
Салтыковский мост
Пройдем дальше. Справа находится Лефортово.
В конце XVII века на пустынном левом берегу реки Яузы Петр I велел построить дома солдатского полка регулярного строя, первенца русской армии. Это место так и называлось – Лефортовская солдатская слобода, по фамилии одного из ближайших сотрудников и друзей молодого царя, выходца из Швейцарии, Франца Лефорта.
Дальше на нашем пути возвышается Мост Третьего транспортного кольца, построенный в 2003 году.
Мост Третьего транспортного кольца
Лефортовский мост был сооружен в 1781 году, раньше его называли Дворцовый, потому что по берегам Яузы в этой части находились дворцы. Но его переименовали в ходе реконструкции в 1940 году.
Лефортовский считается самым старым мостом в Москве.
Лефортовский мост
Возможно, он был построен архитектором Семеном Яковлевым по образу и подобию знаменитого Каменного моста, возведенного в 1692 году через Москву-реку, который назвали «восьмым чудом света».
При реконструкции 1940 года повысили проезжую часть, а ширину моста увеличили с 15 до 23 метров, причем постарались оставить старинные мостовые опоры, скопированные с Каменного моста.
С левой стороны располагаются корпуса МГТУ имени Баумана.
МГТУ имени Баумана
Начинался МГТУ с ремесленного училища, идея организации которого вызревала очень медленно. В 1826 году императрица Мария Федоровна «высочайше повелеть соизволила учредить большие мастерские разных ремесел» для мальчиков-сирот Воспитательного дома.
С этой целью известным московским архитектором Д.И. Жилярди был отстроен сгоревший еще в 1812 году Слободской дворец в Немецкой слободе. Здание приобрело современный вид в стиле позднего московского ампира. В центральной части оно украшено скульптором И.П.Витали многофигурной композицией «Минерва», символизирующей достижения науки и практические навыки ремесленника.
МГТУ имени Баумана
В 1830 году император Николай I утвердил «Положение о Ремесленном учебном заведении». С этого года и ведет свое летоисчисление нынешний МГТУ.
Лефортовский парк, расположенный с правой стороны, разбит в 1703 году, он считается первым регулярным парком в России и прообразом многих парков Санкт-Петербурга. Здесь же был Головинский сад, который при императрице Анне Иоанновне называли «Версалем на Яузе». От первоначальной голландской планировки в парке по сей день осталась липовая аллея, беседка-ротонда, пять прудов, скамейки и грот Растрелли.
Под Лефортовским парком проложен известный Лефортовский туннель, протяженностью 3 км, что делает его четвертым по длине городской туннелем Европы.
Госпитальный мост был построен в 1941 году на месте более старого моста.
Госпитальный мост
Пройдем мимо жилых корпусов на Яузе.
Здесь через реку переброшен Рубцов мост.
До 2002 года он не имел названия, а затем получил его по существовавшему здесь селу Рубцово-Покровское. Поселение первоначально было известно как Рубцово; в первой четверти XVII века здесь располагался загородный дворец царя Михаила Федоровича, по велению которого в 1626 году был построен храм Покрова Пресвятой Богородицы в память об освобождении Москвы от иноземных захватчиков, и село стало называться Покровское, или Рубцово-Покровское.
Ближе к Электрозаводскому мосту начинается промышленная зона.
Электрозаводский мост был сооружен в 1954 году на месте бывшего Рубцовского, первоначально называвшегося Покровский по церкви Покрова Богородицы в ближнем селе Рубцово. Современное название получил по находящемуся здесь «Электрозаводу».
Это самый загрязненный участок Яузы. Русло заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами.
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
Яузу окружают заводы и промышленные предприятия.
А когда-то во времена Петра I здесь находилась Преображенская слобода, которая была колыбелью новой русской армии и флота (правая сторона Яузы по ходу нашего движения).
Здесь родились первые русские полки нового строя из тех «потешных», сыновей слуг, конюхов, егерей и прочих дворцовых служителей, которым приказали быть при мальчике Петре для его потехи.
Между 2-м и 3-м Электрозаводскими переулками были построены новые скромные хоромы для государя.
Дальше проходим под Матросским мостом, который соединяет Стромынку и Преображенскую улицу. Его построили в 1956 году на месте старого моста, построенного в 1906 году и получившего название по ближней Матросской слободе.
Матросский мост
Петр I на правом берегу Яузы (левая сторона по ходу нашего движения) построил парусную фабрику и при ней поселил Матросскую слободу. В 1771 году фабрику перевели в Новгород, а в ее зданиях был устроен Екатерининский матросский богаделенный дом для матросов-ветеранов.
Преображенский метромост был построен в 1965 году.
Преображенский метромост
Справа тянутся корпуса психиатрической больницы №4 им. Ганнушкина.
Она была открыта в 1904 году как Котовская часть Преображенской больницы. С 1936 года носит имя П.Б. Ганнушкина.
В 1684 году на месте больницы Петр I построил «потешную крепость» (Прешбург), которая имела стены с башнями, и ров с подъемным мостом.
Впоследствии купцы Котовы приобрели этот участок и построили фабрику, которая после их разорения перешла во владение городской управы, передавшей в 1904 всю усадьбу Котовых Преображенской больнице.
В 1912—14 на пожертвования купцов Алексеевых, Королёвых и Хрущёвых были построены три корпуса (архитектор И.П. Машков), названные именами жертвователей. После Великой Отечественной войны были построены типовые корпуса. В больнице работали Н.Н. Баженов, В.А. Гиляровский, Е.К. Краснушкин, А.С. Кронфельд, А.В. Снежневский и другие психиатры. В 1975 открыт мемориальный музей П.Б. Ганнушкина.
И заканчивается наша прогулка на Оленьем (Глебовском) мосту, который соединяет Олений и Богородский Валы .
Олений (Глебовский) мост
Мост был построен в 1982 году на спрямлённом русле реки взамен деревянного.
Свое название он получил по Глебовской плотине. До 2000-го года набережная Яузы здесь заканчивалась, теперь ее продлили до Ростокинского проезда.
От устья реки до Оленьего моста 9,6 км.
Используемая информация:
Романюк С.К. По землям московских сел и слобод
Где находится река Яуза (на карте, координаты)
Притоки Яузы: правые — Работня, Сукромка, Чермянка, Лихоборка, Каменка, Горячка, Копытовка, Путяевский ручей, Олений ручей, Рыбинка, Чечёра, Черногрязка; левые — Ичка, Будайка, Хапиловка, Синичка, Золотой Рожок.
Судоходство
Яуза проходима для небольших судов от устья до Оленьего (Глебовского) моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ на Яузе появляются суда «Мосводостока»-организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 2 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.
Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе.
План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 г. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных которое велось до начала 1970-х гг выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал по которому из Химкинского водохранилища вода поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.
Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе(Сыромятники).
Ниже плотины гидроузла, у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.
В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.
Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Правительство Москвы не уделяет должного внимания экологическому состоянию Яузы [источник не указан 393 дня] , несмотря на ставшие постояными случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический “яузский” запах.
Дноуглубительные работы
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы. В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе начались дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Орион» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 куб. метров каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью руфулерного земснаряда. В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса. В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100», «Сходня» и «Сетунь». В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.
Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе «Медведково») наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.
Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется двадцать восемь автодорожных, пять железнодорожных мостов, два метромоста (один между «Сокольниками» и «Преображенской площадью», другой — между «Бабушкинской» и «Медведково»; на втором участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, поэтому этот мост малозаметен). Всего насчитывается шесть мостов, по которым ходит трамвай, семь — по которым ходит троллейбус и двадцать три — пешеходных.
Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».
Окрестности реки Яузы
От метромоста до Старого Свиблова
Участок между метромостом и проездом Дежнева
Летние фото – 2008 год, осенние фото – ноябрь 2012 года.
Проезд Дежнева – Кольская улица
Летние фото – 2007 и 2008 год, зимние фото – начало 2012 года.
Ниже проезда по правому берегу находятся два маленьких пруда, чуть ниже прогулочного поля. Южный из них искусственный, имеет квадратную форму и летом сильно подсыхает. Северный пруд тоже может иметь рукотворное происхождение. Он находится на территории музыкальной школы, и поэтому водосток увенчан фигуркой лягушки на саксофоне.
Левый берег Яузы ниже моста оформлен в 2008 году под названием “Экологический парк на Ленской”, и оформлен неплохо. Через реку устроены понтонные мосты, в болотистой пойме тянутся деревянные мостки, стоят информационные плакаты. Жаль только, что увеличился поток посетителей, не всегда хорошо относящихся к природе. Нетрудно догадаться, что все плакаты через некоторое время тоже были разбиты.
Южная часть экологической тропы летом 2008 г. еще находилась в стадии завершения. Территория выглядит как сплошное болото, подпитываемое, кроме всего прочего, водой Южного Медведковского ручья, правого притока Яузы. В основном дорога идет вдоль берега реки, а затем уходит на трассу Кольской улицы, но кроме неё была создана и весьма увлекательная понтонная тропинка через болото, плавающая на пустых бочках. Неизвестно, правда, как такая инфраструктура влияет на жизнь местной фауны. Через определенное время свершилось то, что обычно происходит, и плавающая дорожка была развандалена идиотами. Немного позже “отдыхающие” разнесли на кусочки и остальной парк, разломали дорожки и сожгли беседку – территория выглядит так, будто по ней прошли войска татарского хана. Пока еще культурная обстановка противоречит образу жизни – выгребной яме – некоторых недоразвитых гуманоидов, и они инстинктивно пытаются от нее избавиться.
Правый берег Яузы по сравнению с экотропой выглядит жалко – обычный сквер с редкими деревцами и тропинками, с регулярно выстригаемой травой.
Пересекая Кольскую улицу, Яуза теряет человеческое лицо, начинаются заросли. На небольшом расстоянии от нового моста Кольской улицы существовал старый, возможно деревянный. Посреди реки до сих пор виднеется островок от опор, однако уже на карте 1964 г. мост показан пунктиром.
Кольская улица – железнодорожный мост
Продолжаем идти по левому берегу.
Любителям диких зарослей и собачьих стай, возможно, будет полезен правый берег Яузы, где впадает река Чермянка. В последние годы там проведено благоустройство, однако до того самое интересное было сосредоточено на левом берегу. Пруд Холодок, он же Кольский или Тенистый – с южной его стороны еще сохранились заброшенные остатки испытательного комплекса ЦНИИС. В специальном бассейне объекты испытывали действием на них водяной струи, забирая воду из пруда.
Тенистый проезд (3) отмечен на многих картах как проезжая улица, но на самом деле таковой не является. Это прогулочная тополёвая аллея, тянущаяся от пруда Холодок до бывшего стадиона ЦНИИС. Деревянные столбы, когда-то служившие осветительными мачтами, вбиты в землю с помощью бетонных шпал. В последнее время они, как многие другие остатки прошлого, исчезли, а грунтовую тропинку возле стадиона зачем-то обустроили твердым покрытием.
Начинается земля, молчаливо хранящая богатую историю и свидетельства давно минувших дней. На высоком берегу Яузы попадаются еще жалкие остатки полигона ЦНИИС, где испытывали оборудование метростроя – остатки шахт, опор и строений. Большая часть комплекса была уничтожена при строительстве жилых домов на месте городка Института Пути. Чуть южнее проходила Бескудниковская железнодорожная ветка, закрытая в 1987 году. Её следы теперь с трудом читаются даже с высоты, но в 90-е еще сохранялись остатки шпал и насыпи. В относительно приличном состоянии до наших дней дожил только мост через Яузу, но и он был переделан под нужды пешеходов.
Участок от железнодорожного моста до Свибловского родника
Заболоченный левый берег ниже переделанного моста попал под реконструкцию в 2011 году. До этого здесь не было сколь-нибудь приличных дорог, но в ходе работ были проложены деревянные тропы и мостки над открытой водой. Участок соединяется с ранее открытыми дорожками в Свибловской излучине. Здесь впадает небольшой приток, так называемый Свибловский ручей.
В Свибловской излучине Яузы в 2008 году восстановили кольцевой канал с декоративным павильоном, созданный триста лет назад. Через саму реку устроили мост, расположив его возле Свибловского родника, под лестницей, спускающейся с высокого берега.
Ниже Свибловского родника
После родника идет хорошая дорога по левому берегу Яузы. На карте еще долго был виден дом, построенный незаконно на зеленой лужайке и снесенный в 2007 году. С левой стороны тянется высокий крутой склон, на верхушке которого находится усадьба Свиблово. Постепенно поворачивая налево, дорожка выводит к двум Свибловским прудам, выкопанным в давние времена и соединенным узким проливом.
Свибловские пруды ничего особенного из себя не представляют. Обходя их, можно найти сток в Яузу из южного пруда и плакат, повествующий о нелегком труде реставраторов, вернувших водоемам привлекательный вид. Желающие могут здесь же перейти через Яузу по мосту, но делать там совершенно нечего, и лучше всего продолжить идти по левому берегу.
Подножие склона погрязло в болоте, поэтому держать путь стоит по верхней кромке берега, через рощу. Здесь и стояло село Свиблово. Восточнее прудов на горке расположена доступная для посещения, реконструированная после запустения территория усадьбы Свиблово с церковью.
Восточнее усадьбы и бывшего села, несмотря на старость территории, красивых домов практически нет. Можно отметить интересное здание бывшего гаража по адресу 2-й Ботанический проезд, 13са. К сожалению, оно надежно огорожено плотным забором со всех сторон. Вокруг, на Ботанических проездах, осталось несколько кирпичных домов постройки 1950-60х годов с необычным числом этажей – три (к этой группе можно добавить также дом 9к1 на улице Седова), но этажность – единственное, чем они заслуживают интереса, так как построены в унылое хрущевское время. Интересный квартал постройки 50-х есть между проездом Нансена и улицей Амундсена.
Институт Пути
Если есть желание к прогулкам по тихим провинциальным районам, советую отправиться в районе улиц Вересковой, Ивовой, Просвещения. Несмотря на угрожающие темпы роста числа новых домов, этот район Свиблова пока еще представляет собой тихий уголок, каким он и был раньше, до вступления в черту Москвы. Здесь и своеобразные жилые здания, и деревья, и само название улицы Просвещения, пережившее время. На Игарском проезде стоят корпуса Института пути (ЦНИИС), создавая между собой маленькую спокойную площадь, где находится военный мемориал (а вначале был памятник Сталину) и конечная остановка автобуса №183, следующего сюда с 1966 года. До 1987 года остановка называлась “платформа Институт пути”, так как рядом была одноименная станция Бескудниковской железнодорожной ветки.
Институт было решено построить в конце 1920-х на границе города Лосиноостровска, позже переименованного в Бабушкин, недалеко от села Свиблово. Главный (известный также как Старопутейский) корпус возведен в 1929-1930 годах в характерном для тех лет смешанном стиле. На восток к площади смотрит входная группа и классический довоенный сталинский фасад, массивный и слегка мрачноватый. В таком же парадном стиле были выполнены и интерьеры с главной лестницей и конференц-залом. Но за пределами главного входа все здание выстроено в отчетливых формах конструктивизма.
Западное крыло старого здания, которое протягивается вдоль Игарского проезда, имеет совершенно ясные черты конструктивного стиля. Взять хотя бы полукруглый лестничный выступ с вертикальным остеклением в середине фасада. Часть внутренних помещений продана сторонним организациям – ЦНИИС сейчас переживает далеко не лучшие времена. На первой фотографии вдали видны высотные дома, построенные на месте оригинального поселка при институте, снесенного в 2005 году.
Северная часть Старопутейского корпуса, замыкающая площадь на Ивовой улице – массив серого цвета, с большими воротами и металлической осьминожкой, которая уже много лет радует немногочисленных гостей.
Обшарпанное красное здание к северу от исторического корпуса ЦНИИС – низкорослая электростанция, имеющая адрес Игарский проезд, 2с2. На ее крыше сохранилось сигнальное устройство (сирена), хорошо видное на фото, а у стен росли огромные старые тополя, от которых остались только гигантские заросшие мхом пни. Рядом находится перестроенное здание, теперь уплывшее в частные руки, где находилась институтская столовая, позже переделанная под клуб. Оно числится по Ивовой улице под номером 1.
На заднем дворе института, куда выводят ностальгические деревянные ворота для грузов, свалены всякие обломки любопытных форм и очертаний, медленно превращающиеся в мусор. Над ними висит старый кран, укрепленный на балках между двумя корпусами и пребывающий в рабочем состоянии. В двухэтажной постройке, прикрывающей двор с запада, находится отделение института – НИЦ “Мосты”.
Люки в виде рогожки со штриховкой имеют довоенное происхождение и неоднократно попадались в окрестностях Сокольников и Красносельской. Здесь они тоже были использованы для оформления первой волны строительства.
Тихая площадь перед зданием, где в свое время возвышался памятник Сталину. Теперь здесь растут деревья и стоит памятник героям Великой Отечественной войны. На первой фотографии впереди видно четырехэтажное здание лабораторного корпуса, построенное в 1952-1953 годах. На второй сквозь ветви деревьев просвечивает бывший клуб, можно различить слева и красную электростанцию.
Четырехэтажное здание лабораторного корпуса, построенное в 1952-1953 годах со скромным декором и надписью “ЦНИИс” над подъездом, ограничивает площадь с восточной стороны и заходит левым крылом на Игарский проезд. Во дворе (и в окрестных дворах) обнаружены люки КМЗ-МПС, которые, по предположению, делал Камбарский машзавод Министерства путей сообщения. А раз делались они для транспортного и железнодорожного института, участие завода МПС выглядит совершенно логичным.
Бескудниковская железнодорожная ветка была построена в 1900-1901 годах для соединения Савеловского направления, у которого тогда еще не было собственного вокзала, с Ярославским. Она существовала до 1987 года, связывая эти два радиальных направления Московской железной дороги между станциями Бескудниково и Лосиноостровская. В 1930-х годах рядом в Свиблово появился Институт пути со своим городком и испытательным комплексом, что ускорило развитие железной дороги как в грузовом и техническом значении, так и в пассажирском (движение пассажиров открыто в 40-е годы). Ветка была однопутной с разъездами, всего действовало 6 платформ, из которых первой стала в 1945 году станция Институт Пути. Отрезок линии до нее был электрифицирован (в 1955 г. – вся линия). Без упоминания Бескудниковской линии невозможно представить себе историю этого района Москвы.
Пик расцвета ветки пришелся на 1950-е годы, но после расширения Москвы она начала терять свое значение и деградировать. 10 сентября 1966 года из-за открытия трамвайной линии, пересекавшей пути, было прекращено движение на перегоне Дзержинская-Лосиноостровская, и ветка стала тупиковой. Согласно расписанию 1971 года, по БЖВ проходило 11 пар электропоездов за сутки (время движения до пл. Дзержинская – 12-13 минут). Обычно в челночном режиме работал один состав.
При строительстве Калужско-Рижской линии метро и станции Свиблово в 1976 году был закрыт перегон от Дзержинской до Института Пути. Бескудниковская линия окончательно была закрыта в мае 1987 года, когда началось сооружение северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метро, и в районе Отрадное на месте путей была построена одноименная станция, многоэтажные дома и гаражи. В Свибловской части еще долго сохранялись, постепенно исчезая, разнообразные мелкие артефакты – рельсы, шпалы, путевая инфраструктура, светофоры и столбы, насыпи и места пересечений. Большая часть всего этого богатства давно пропала.
Возле станции метро Свиблово долгое время сохранялся фрагмент рельс тупикового ответвления, закатанный в пешеходную дорожку (на фото). К сожалению, этот маленький памятник тоже пропал из-за строительства торгового центра, ради чего не постеснялись разрушить и находившуюся рядом деревянную церковь.
На первом фото – Игарский проезд, начинающийся возле метро Свиблово и проходящий вдоль новых корпусов ЦНИИС, мимо нескольких сохранившихся опор электропередачи, питавших железную дорогу в ее последние годы. После разбора платформы Дзержинская по ним подводилось электричество до сохранившегося участка возле Института Пути. На одном из столбов можно увидеть распорки, на соседнем – даже изоляторы.
От Игарского проезда отходит под косым углом улица Просвещения, но прямого съезда на нее нет – раньше улица кончалась тупиком, так как упиралась в Ватутинское железнодорожное ответвление, и эта диспозиция до сих пор дает о себе знать. На фото – проезд западнее описанного места. И еще один шахматный люк, попавшийся на улице Просвещения в тени новостройки.
Жилой район вокруг ЦНИИС
Большая часть старых домов, которые мы можем наблюдать вокруг институтского комплекса, построена в период послевоенного расцвета малоэтажного строительства. На Вересковой улице (до 1964 года – улица Дружбы города Бабушкин) стоит несколько зданий в два этажа, возведенных в конце 1940-х при участии немецких военнопленных. Вокруг Просвещения и Вересковой – более поздние, выстроенные в том же характерном для конца 50-х стиле, но уже советскими строителями.
По улице Просвещения не числится ни одного строения (разве что самые новостройки), и дома на фото, выходящие фасадами на эту улицу, также приписаны к соседним Ивовой (№5) и Вересковой (№12), поскольку только они имели названия и были более важны в топонимике поселка. На углу последнего в ряду дома №12к1 по Вересковой улице некогда висели старинные стеклянные часы – разбитые, но вполне узнаваемые. Они исчезли в 2010 году.
Уютный внутренний двор среди застройки, какой она должна быть. Сразу слева – дом №5 по Ивовой улице (до 1964 года – улица Мира), дальше №12к2, и вдали поперек – корпуса, выходящие на Вересковую улицу. Очередной люк производства ремонтно-прокатной базы из Кишинева (бывшей ОСВУ) на газоне принадлежит соседнему, гораздо более простому на вид зданию 1957 года в форме скобки (Ивовая, 7). Даже здесь его текст оказался сильно затерт.
Двухэтажки на Вересковой. На первом фото – наверно, самый приятный на вид, обильно заросший зеленью №4 на 12 квартир, построенный в 1950 году. Со стороны подъездов у него маленький сад, а проезда для машин нет – стоя здесь, легко забыть, что вокруг город Москва. Земля под ногами по чьей-то прихоти украшена несколькими люками с двойной надписью “Водосток” – типовой московской серии тех лет, а со стороны улицы возле дома можно увидеть ранний, уменьшенный вариант крышки ЯРМЗ.
Дом №7 постройки 1948 года и дом №5, нежилой и очень старый. Во времена институтского городка здесь были ясли, потом поликлиника, после жилой дом, а теперь здание снова занято организациями.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
По территории Москвы протекает около 150 рек и ручьев. Из них примерно 100 (полностью или частично) – под землей. Прямо под городом.
Давайте узнаем о них побольше …
Главная историческая река Москвы, которая сегодня полностью помещена в подземный коллектор. Протекала вдоль Кремлевской стены и около Водовзводной башни впадала в Москву-реку.
Сегодня в Александровском саду недалеко от торгового центра «Охотный ряд» можно увидеть имитацию реки над её историческим руслом.
Настоящая же река течет глубже. Впервые упоминается в 1401 году как Неглимна. Название могло произойти от слова «неглинок» — болотце, а также от балтского корня «glim» — глубина, потому как известно, что в древнюю эпоху эти места населяли балтские племена.
В честь реки названо множество улиц и площадей города. Например, Трубная площадь получила название по отверстию в стене Белого города, через которое текла Неглинная, Самотёчная улица по пруду из которого выткал приток Неглинной (сама Неглинная нередко также называлась Самотёка), Кузнецкий мост – по мосту через реку. Река начиналась в болотистой местности возле Марьиной рощи и поворачивала к западу в районе Птичьей башни Китайгородской стены.
Река Неглинная, протекающая по территории Москвы – не особо длинная и многоводная. Ее протяженность составляет всего 7 километров. По Неглинке никогда не ходили суда, зато эта река способствовала появлению долины, на берегу которой построили Кремль. Когда русло Неглинной направили в ров, то она стала защитным укреплением западной части Кремля.
В начале 19 века Неглинку спрятали в трубу, а уже в наши дни в промежутке между Манежной площадью и Александровским садом вывели ее наружу. Хотя, скорее, это символическая Неглинка – русло ее изменили, а вода в ней — из водопровода. Настоящая Неглинная представляет собой грязный поток, по-прежнему заключенный в коллектор.
Вернемся к истории Неглинной. Река начиналась в районе Складочной улицы, в Пашенском болоте. Это был маленький ручеек, часто пересыхавший в летнее время. Ручеек пробегал по 3-му и 4-му Стрелецким переулкам. В районе Сущевского вала справа в ручей впадал еще один, выходящий из Бутырского сада. Небольшая речка шла дальше по улицам Новосущевской и Достоевского, а возле Селезневской к ней присоединялся ручей, стекающий из Антроповых ям.
Уже окрепшая река Неглинная проходила вдоль улицы Самотечной по Самотечному бульвару. В этом районе в прошлом находился самотечный (проточный) пруд, и верховье Неглинки тоже стали называть Самотекой. А еще одна Самотечная река в Москве начиналась из Алтуфьевского пруда.
В границах современного Самотечного бульвара Неглинка-Самотека соединялась с речкой Напрудной (Синичкой), и превращалась в настоящую Неглинную, известную всем москвичам. Затем Неглинка протекала через Самотечную площадь, через Цветной бульвар и Трубную площадь, шла по улице Неглинной, вдоль Охотного ряда, а затем протекала по Александровскому саду, спускаясь к Москве-реке. Протекала Неглинка и через такую знаменитую московскую улицу как Кузнецкий мост.
Левый берег Неглинки, на котором располагался Кремль, был относительно крутым, а правый (со стороны улицы Моховой) – пологим. Дальше от Кремля и правый берег реки возвышался, образуя Страстную горку.
Берега Неглинной были сплошь изрезаны овражками (вражками), по которым постоянно струились ручьи, стекавшие в реку. Самый известный из таких притоков – Успенский Вражек. Который брал начало у Георгиевского переулка, пересекал Тверскую улицу, и впадал в Неглинку у Манежа, на Моховой улице. Многие притоки Неглинки не сохранились, но всего на протяжении Цветного бульвара в Неглинную впадало четыре ручья-притока.
Почему берега Неглинки были высокими? Этому есть объяснение. В районе Кремля встречаются две широкие долины Москвы-реки и Яузы. Ширина этих долин равняется приблизительно 5-7 километров. Между этими низинами с северо-запада и до Кремля располагается Клинско-Дмитровская возвышенность, водораздел между реками Москвой и Яузой. Самые высокие участки этого раздвоенного водораздела – это мореные холмы (ледникового происхождения). По ходу Неглинки располагаются три таких холма. По правому берегу – Страстная горка, а по левому: Боровицкий холм, который переходит в Псковскую горку и Напрудный холм.
В наши дни, упрятанная под землю Неглинка, продолжает приносить пользу городу, помогая сохранить зеленые уголки в центре Москвы.
Речка-ручей вытекала из Поганой лужи (ныне – Чистый пруд). Название происходит от слова «рак» (рачья река) или от старинного произношения слова «речка» («рачка» – речка в белорусском).
Рачка была очень грязной рекой, особенно после разливов. Известен случай, когда река затопила церковь Троицы во Грязех. Рачка текла через Кулижки близ Ивановской горки и пересекала Васильевский луг (где сейчас Военная академия) и впадала в Москву недалеко от Белогородской стены.
Сегодня о существовании реки напоминает лишь Подкопаевский переулок, название которого происходит от мест добычи глины на реке, где её берега «подкапывались».
Большой ручей, который начинался в Козьем болоте на месте Патриаршего пруда и протекал вдоль Белогородской стены (нынешнего Бульварного кольца), впадая в Москву недалеко от Семиверхой башни Белогородской стены (недалеко от современного Храма Христа Спасителя).
«Черторой» — овраг, рытвина от воды. Ручей Сивка, который впадал в Черторый, дал название переулку Сивцев Вражек недалеко от Арбата.
Улица Пречистенка до 1658 года назвалась по ручью – Чертольская, а Чертольский переулок до сих пор на карте Москвы.
«Ходил молодец на Пресню…» — песня из известной сказки «Конёк-Горбунок». Пресня упоминается и у Маяковского. Река дала название району Москвы и имела богатую историю. Известный на всю страну Горбатый мост – символ мятежной истории России XX века, находился именно на этой реке.
Начиналась в южной части современного Тимирязевского лесопарка далее в сторону Петровского парка и Московского зоопарка, впадая в Москву возле Дома Правительства. В Пресню впадали Кабаниха и Бубна, которые начинались возле Патриаршего пруда. Пресненские пруды – единственные пруды, оставшиеся от течения реки Бубны. Пресня ныне полностью под землей.
Самая крупная река исторической Москвы после самой Москвы. Упоминается в летописи еще в 1156 году как Ауза. Название возможно имеет балтское происхождение. Близ Яузы проходили торговые пути из южной России во Владимир. Сегодня сохранилась полностью и имеет обширную набережную. Судоходна до Оленьего моста близ Сокольников.
Яуза начинается за МКАДом в районе Национального парка «Лосиный остров», течет через Мытищи и северные районы Москвы, пересекает Ярославское направление железной дороги и впадает в Москву возле сталинской высотки – Дома на Котельнической набережной.
В реку впадает большое число московских речек, в том числе и подземных. Под Яузой проходят три ветки метро и Лефортовский тоннель; над рекой — 5 железнодорожных, 22 автомобильных и 2 метромоста.
Река Яуза из рек, протекающих по территории российской столицы, вторая по величине после Москвы-реки. Длина Яузы – 48 километров, площадь бассейна составляет 452 квадратных метра. Название реки «Яуза» — древнее, точное его происхождение остается неизвестным, но предположительно, слово имеет балтийские корни. Параллельно существует версия, что это искаженное «язва» — трещина, эрозия на поверхности земли.
Исток Яузы находится в Яузских болотах Лосиного Острова (Красное озеро в Щелоковском лесхозе). Река пересекает Лосиный Остров, проходя через ряд болот и озер, а также искусственных водоемов, образовавшихся на местах торфоразработок. В этом промежутке Яуза наполняется волжской водой, которая поступает из питьевого канала, проходящего через Лосиный остров. По ходу течения, в речку впадают притоки, которые текут по осушительным рвам. Самым крупным таким притоком является обводная канава Торфянка, но сейчас она изменила русло и потекла к реке по другому пути. Из естественных притоков можно назвать Мытищинские ключи. Их называли Громовыми колодцами, и от них поступала вода в Мытищинский водопровод.
Протяженность Яузы по территории Москвы составляет 29 километров, а устье находится на 1 километр ниже Кремля у Большого Устьинского моста. В старину на Яузе располагались пруды.
В период с 9 по 12 век река Яуза была транспортной магистралью государственного значения. По ней проходили торговые пути из южной части России во Владимир, что стало одной из причин благополучного роста Москвы. Вплоть до 12 века активно осваивался защищенный левый берег, а затем стали быстро осваивать и правобережные территории. Со временем строительство велось преимущественно вдаль от центра по течению Яузы, что в будущем способствовало формированию радиально-кольцевой структуры города.
В 17 веке Петр I построил на Яузе фабрику по выделке парусов. В 19 река в центре Москвы уже была значительно загрязнена, поэтому москвичи в шутку ее называли общегородской язвой. Но на подходе к городу Яуза оставалась чистой, и ее берега облюбовали дачники. В середине 20 столетия, когда Москва разрасталась высокими темпами, вода в реке Яузе была загрязнена до такой степени, что в ней исчезли практически все формы жизни.
Но в это же время городские власти стали предпринимать меры по спасению реки. Расширялась городская канализационная сеть, были построены очистные сооружения на притоках Яузы, к которым ведут ливневые стоки. Прекращение работы некоторых предприятий также способствовало улучшению состояния Яузы.
Большое внимание уделяется приречной растительности – в 1991 году пойма и надпойменная часть Яузы от МКАД до Ярославской железной дороги были объявлены памятниками природы. Несколькими годами раньше, в 1987 году такой же статус получили усадьбы Леоново и Строганова.
Сейчас на Яузе в пределах Москвы располагаются парк Старое Свиблово, Главный ботанический сад РАН с Леоновским лесом, парк Леоново, Лосиный Остров, Сокольники, Лефортовский парк, Первомайский парк, усадьба Усачёвых-Найдёновых. Участок от МКАД до ботанического сада расчищен, но река здесь заключена в искусственные берега из габионов.
Близкое к естественному руслу сохранилось в ботаническом саду и Лосином Острове вблизи Сокольников. Сейчас на реке водится множество разновидностей птиц, среди которых и утка-кряква. Зимой Яуза почти никогда не замерзает, поэтому зимовать на ее берега перебираются птицы из Подмосковья. На реке гнездятся также гоголь, красноголовый нырок, камышовая овсянка, а изредка залетают на зимовку лебеди-кликуны, гуси, канадская казарка.
Пожалуй, самый крупный приток Яузы, её протяженность — 30 километров, примерно 10 из которых в открытом русле. Начинается за МКАДом близ села Ново-Архангельского (Бусинка). Название реки происходит от «Лихого Бора» — места обитания лесных бродяг вдоль дороги на Дмитров, промышлявших разбоем. По другой версии «лихой бор» — густой бор, покрывавший берега реки.
Сегодня река протекает через множество неблагополучных промзон и железных дорог. Одна из самых загрязненных рек Москвы, но, несмотря на это, власти облагородили несколько участков.
Река начинается в юго-западной части Измайловского лесопарка и впадает в Москву в районе Печатников близ Николо-Перервинского монастыря. Нищенка получила свое название из-за своей маловодности, однако по легенде в этих местах собиралось много нищих, где родные прощались со ссыльными, отправляющимися на каторгу по Владимирскому тракту. Нищенка сегодня протекает через одни из самых недорогих районов Москвы и промзоны.
Вторая после Яузы крупная открытая река, впадающая в Москву. Название на «сет-» часто встречается среди рек Поочья. В балтских языках siets — «глубокое место в реке». Начинается возле города Одинцово и течет на восток, минуя Сколково, промзону Очаково, Матвеевский лес и Парк Победы вблизи Киевского направления железной дороги, где и впадает в Москву. Множество её притоков охватывают весь юго-запад Москвы – Раменка, Очаковка, Самородинка. Здесь располагаются РУДН, МГИМО и множество других учебных заведений.
До XIX века называлась Хинка, а у некоторых селений Хилка. Дала название большому Химкинскому водохранилищу, ставшему частью канала, соединяющего Москву с Волгой. Начинается в Химкинском лесу, пересекает МКАД и в районе Тушино впадает в Москву с открытым руслом. Частично проходит по Химкинскому водохранилищу.
Где находится река Яуза (на карте, координаты)
Я́уза — малая река в Московской области и Москве, левый, самый крупный в пределах столицы приток реки Москвы.
Длина — 48 км [2] . Протяжённость реки в черте столицы составляет 27,6 км. Площадь водосборного бассейна — 452 км² [2] . Среднегодовой расход воды в устье — 6 м³/с [3] . Устье Яузы находится в центре Москвы, у Большого Устьинского моста.
В 1908 году правый берег Яузы на участке от впадения реки Копытовки до пересечения с Камер-Коллежским валом становится официальной границей города Москвы.
Содержание
Притоки
Всего притоков у Яузы — 18: из них 12 — правых и 6 — левых.
Происхождение названия
Яуза упоминается в летописи под 1156 годом как Ауза. В. Н. Топоров сопоставляет название реки с балтийскими словами — латышским Auzes и латышским апеллятивом auzajs, auzaine и др. в значении «стебель овса, ость, солома» [4] . Название может происходить от *vǫz- (узел, вязать) с приставкой jа-, то есть «связывающая река» [5] .
Судоходство
Яуза проходима для небольших судов от устья до Глебовского моста (около 10 км). Эпизодически, во время дноуглубительных работ, на Яузе появляются суда «Мосводостока» — организации, на которую возложена ответственность за состояние реки. Доступен для мотоботов также верхний участок Яузы от Богатырского моста до Ярославского шоссе длиной более 3 км. Данный участок использовался техническим флотом во время реконструкции Яузы в начале 2000-х гг. Ширина реки на «судоходном» участке составляет 20—25 метров, за исключением участка акватории верхнего бьефа, прилегающего к Яузскому гидроузлу. Там ширина реки достигает 65 метров. На этом участке река заключена в каменные (бетонные) набережные высотой до трёх метров. Имеются несколько «спусков-пристаней», оборудованных швартовными кнехтами. Самый «верхний» причал находится у Преображенского метромоста, у которого находится граница «судоходства» по Яузе.
Судоходная обстановка на Яузе представлена знаками «Якоря не бросать», установленными на стенках набережных. Самый верхний знак находится выше моста Ярославского шоссе. На шлюзе Сыромятнического гидроузла установлены светофоры. Над верхними воротами установлен знак «Надводный габарит-6.0 м». Над плотиной предупреждающие красные огни.
В средние века судоходная роль реки была куда больше, Яуза была частью одного из вариантов речного пути из Москвы-реки в Клязьму.
План реконструкции Яузы
Работы по строительству набережных на судоходном участке реки, в основном, были завершены к 1940 году. По Генеральному плану 1935 года Яуза должна была войти в Водное кольцо Москвы. План предусматривал строительство Северного канала (Химкинское водохранилище — Яуза) и шлюзование Яузы путём постройки нескольких низконапорных гидроузлов. В общей сложности предполагалось сооружение шести гидроузлов: на Северном канале-шлюз и судоподъёмник и четырёх шлюзов на Яузе. По всей видимости план капитальной реконструкции Яузы просуществовал до середины 1960-х годов. Об этом можно судить по строительству набережных, которое велось до начала 1970-х гг. выше Ростокинского акведука и выше Оленьего моста. «Плановая» ширина русла (расстояние между стенками набережных) составляет 20-25 м, что значительно превышает размеры русла Яузы в естественном состоянии. Однако этот план не был реализован за исключением постройки в 1940 году в 3 км от устья реки Сыромятнического гидроузла с судоходным шлюзом. Для «обводнения» Яузы в 1940 году был построен небольшой Лихоборский (Головинский) деривационный канал, по которому волжская вода через Канал имени Москвы и Химкинское водохранилище поступает в Головинские пруды и далее в приток Яузы Лихоборку. Канал прошёл по трассе одного из участков Северного канала.
Сыромятнический гидроузел
Сыромятнический гидроузел (также Яузский, первоначально должен был иметь № 4) был построен в 1940 году в трёх километрах от устья на Яузе по проекту архитектора Г. П. Гольца (1893—1946). Название гидроузлу было дано по находившейся рядом Сыромятной слободе (Сыромятники).
Ниже плотины гидроузла у правого берега установлены мусороулавливающие боны. Здесь же находится база-стоянка судов «Мосводостока». Собранный с акватории центральной части Москва-реки и Яузы мусор загружается на шаланды и отвозится на базу в Курьяново.
В 2005—2006 годах на гидроузле был проведён капитальный ремонт. Был отремонтирован шлюз и заменён затвор водосливной плотины. В начале 2000-х гг. были проведены работы по капитальному ремонту стенок набережных. Нижний бьеф гидроузла находится в зоне подпора Перервинского гидроузла на Москва-реке со средней глубиной в Яузе 1,5 м. Верхний «судоходный» бьеф до Оленьего (Глебовского) моста находится в плохом состоянии.
Спрямление русла Яузы
- В 50-х годах двадцатого века в районе Электрозавода проводились работы по спрямлению русла Яузы, как реализация Генерального плана реконструкции Москвы 1935 года[6] . В рамках работ по спрямлению русла был построен новый Электрозаводский мост. Разница старого и нового русла Яузы видна на сравнительных картах Москвы 1952 г. и современной карте [7] .
- В 70-х годах двадцатого века в районе Медведково проводились работы по спрямлению русла Яузы. Вызваны они были сложностью строительства метромоста нового участка Калужско-Рижской линии Московского метрополитена, а также с предполагавшейся застройкой правого берега реки (на месте, где находилось старое русло Яузы, впоследствии были построены два жилых квартала между проездом Шокальского и Сухонской улицей) [8] . Работы по спрямлению русла Яузы в районе Медведково были завершены в 1979 году.
Дноуглубительные работы
Ранее, когда Яуза использовалась как городская снеговалка, на реке регулярно проводились дноуглубительные работы.
В конце августа 2008 года после многолетнего перерыва на Яузе проводились дноуглубительные работы, которые продолжались до конца октября. За два месяца был расчищен участок длиной в несколько сот метров вдоль правого берега реки на Рубцовской набережной выше Госпитального моста. В работах принимали участие плавкран «ПК-141», буксирные катера «Нептун» и «Юпитер» с двумя шаландами вместимостью 40 м³ каждая. В верхнем бьефе Яузского гидроузла у шлюза и плотины проводилась расчистка акватории с помощью рефулерного земснаряда.
В 2009 году работы были продолжены, но в малых объёмах. Была проведена очистка шлюзовой камеры с помощью землесоса.
В 2010 году была проведена выборочная расчистка русла Яузы в районе Электрозаводского моста. Ввиду мелководности участка пришлось использовать для буксировки шаланд мелкосидящие катера типа «КС-100» — «Сходня» и «Сетунь».
В июле 2011 года проводились дноуглубительные работы в нижнем бьефе, на акватории, примыкающей к гидроузлу.
В 2013 году работы продолжились. Проводилась расчистка русла плавкраном «ПК-141» вдоль правого берега вниз по течению от Сыромятнической до Серебрянической набережных. В ноябре 2013 года началась расчистка русла Яузы в районе Оленьего моста с помощью земснаряда «WATERMASTER».
Весной 2014 года работы продолжились в районе Матросского моста. В апреле 2014 года «WATERMASTER» начал работу в районе Лефортовского моста. На берегу у моста был установлен сортировочный «завод» для обработки пульпы, подаваемой с земснаряда.
Экология
Русло Яузы заполнено наносами и различным мусором. Река сильно загрязнена неочищенными стоками и нефтепродуктами. Особенно сильно загрязнён участок Яузы от устья Хапиловки (Электрозаводский мост). Участились случаи отравления рыбы в реке. Вода имеет специфический «яузский» запах.
Ещё в конце XIX — начале XX века на страницах Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона говорилось: «По берегам Я. в черте города и его непосредственных окрестностях много фабрик и красильных заведений, вследствие чего вода реки сильно загрязнена, окрашена и совершенно негодна для питья» [9] ; с тех пор, по заявлениям экологов, ситуация только ухудшается пропорционально росту производства и населения Москвы.
Фауна
Из рыб в верхнем течении Яузы (в районе Медведкова) наиболее распространены мелкие плотва и окунь, попадаются щурята. В нижнем течении основная рыба — уклейка, эпизодически встречаются щука и даже жерех.
Строения
Мосты через Яузу
В черте Москвы на Яузе имеется:
- двадцать восемь автодорожных,
- пять железнодорожных мостов,
- два метромоста:
- Преображенский — между станциями «Сокольники» и «Преображенская площадь»,
- Медведковский — между станциями «Бабушкинская» и «Медведково»; на этом участке путепровод метро проходит в туннеле и присыпан землёй, а над рекой на опорах проложены трубы теплоцентрали и пешеходная аллея, — поэтому этот мост малозаметен).
- шесть мостов, по которым ходит трамвай,
- семь — по которым ходит троллейбус и
- двадцать три — пешеходных.
Тоннели под Яузой
![]() | |
---|---|
![]() | Схема линий транспорта Москвы. |
- Лефортовский тоннель — часть третьего транспортного кольца c движением «против часовой стрелки» (та часть, что «по часовой стрелке», пересекает Яузу по мосту).
- Метротоннели Калужско-Рижской линии метро — на перегоне между станциями Ботанический сад и ВДНХ.
- Метротоннели Арбатско-Покровской линии метро — на перегоне между станциями Бауманская и Электрозаводская.
- Метротоннели Люблинско-Дмитровской линии метро — на перегоне между станциями Чкаловская и Римская.
- Метротоннели Таганско-Краснопресненской линии метро — на перегоне между станциями Китай-город и Таганская.
- Метротоннели Кольцевой линии метро — на перегоне между станциями Курская и Таганская.
Здания на берегу Яузы
На правом берегу Яузы стоят корпуса Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана. Здесь же (теперь с набережной не просматривается) стоит Лефортовский дворец. На противоположном берегу раскинулся Лефортовский парк, а за ним на высоком берегу стоит Екатерининский дворец. Рядом на правом берегу за Лефортовским мостом стоит здание КБ Туполев, где ранее размещалась знаменитая «Туполевская шарага».
В Медведково на правом берегу восстанавливается храм Серафима Саровского. На высоком левом берегу Яузы стоят Андроников монастырь и храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе.
Яуза в искусстве
В кино
Песня «Лодочка» («Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке…») из фильма «Верные друзья» (1954). Музыка — Тихон Хренников [10] , слова — Михаил Матусовский.