Велосипедисты в Голландии

Жизнь на колесах или голландские велосипеды

Сказать, что голландцы любят велосипеды – значит не сказать ничего. Голландские велосипеды – это не просто способ передвижения, это – особый стиль жизни. Всё, что только возможно, голландцы делают с их помощью: “ходят” на работу, в магазин, на вечеринку к друзьям и даже на экскурсии.

Голландские велосипеды – стиль жизни

Пользуются велосипедами в Нидерландах все – от мала до велика. Даже, министра или члена парламента, можно увидеть, спешащего на работу, на велосипеде. И, между прочим, заметьте, никаких мигалок и машин сопровождения. Да, что там министры, даже король с королевой катаются на великах

Король и королева на велосипедах. Фото с сайта vivamaxima.centerblog.net

Голландцы чувствуют себя на велосипеде, как рыбы в воде, зачастую совмещая поездку с разговором по телефону, просмотром газеты или небольшим перекусом. По статистике, подавляющее большинство подростков в Нидерландах попадает в госпитали из-за того, что во время езды на велосипеде играют в электронные игры на телефоне или ведут смс-переписку. Вы это можете себе представить?

Голландский подросток на велосипеде

Практически каждый житель Нидерландов имеет велосипед, некоторые – не один. В общей своей массе голландские велосипеды достаточно непрезентабельного вида – ржавые развалюхи, со сломанными спицами. По видимому, так голландцы пытаются уберечь велосипеды от воровства, которое не редкость в Нидерландах, особенно в Амстердаме. Хотя иногда попадаются презабавные экземпляры велосипедов, некоторые дамочки украшают своих любимцев всевозможными лютиками-цветочками.

Дамский баловень

В Нидерландах, для велосипедистов выделены дорожки, с покрытием красного цвета и разметкой. Велодорожки есть не только в городах, они окаймляют практически все дороги, а также проложены в парках, лесах и даже в полях. На перекрестках движение регулируется специальными светофорами для велосипедистов, подъехав к которому, можно не слезая с велосипеда нажать на кнопочку, для переключения светофора.

Светофор для велосипедистов

Спеша утром на работу, в другой город, или уезжая в деревню, к бабушке, голландцы часто доезжают до железнодорожного вокзала на велосипеде и оставляют его на специальных паркингах. Размеры этих стоянок поражают воображение, самая крупная стоянка велосипедов Европы “Fietsflat” построена в Амстердаме, возле Центрального вокзала. В ней оборудованы три этажа на 25000 “велосипедомест”. Здесь же можно взять велосипед на прокат, для обзорной экскурсии по Амстердаму.

Велосипедная парковка в Амстердаме Велосипед великан

В Нидерландах велосипедисты имеют преимущества на дорогах. По закону, при столкновении велосипеда и автомобиля, виновным всегда будет водитель последнего. У голландцев есть шутка: даже передвигаясь ночью, без включенной фары, по улице с односторонним движением в обратном направлении – велосипедист все равно прав! По-моему единственное исключение из этого правила – вождение велосипеда нетрезвым.

До 2009 года были очень популярны “пивные велосипеды”. Выглядело это примерно так: пассажиры сидят вокруг бара, пьют пиво и крутят педали. Управляет баром на колесах сотрудник компании, дающей велосипеды на прокат. Их запретили, из-за того, что они создавали аварийные ситуации на дорогах и были причинами пробок.

Пивной велосипед

Порой кажется, что никто и ничто не способно заставить голландцев оставить своих двухколесных любимцев дома и воспользоваться общественным транспортом. Даже дождь или ветер, а также их сочетание (именуемое здесь штормом), которых в Нидерландах в избытке. Для передвижения во время непогоды голландцы пользуются дождевиками, самых разных цветов и фасонов.

Дождь голландцам не помеха

В Нидерландах, часто ловишь себя на мысли, что дети учатся ходить и осваивать велосипед одновременно. Видимо, любовь к велосипеду, они впитывают вместе с молоком матери. В школах, дети с раннего возраста учат правила дорожного движения (правда не всегда их выполняют). В программу обучения обязательно включены и практические занятия.

Юный велосипедист

В большинстве своем, семьи в Нидерландах многодетны, а, как известно, спрос рождает предложение. Голландские велоcипеды оснащены различными приспособлениями, чтобы можно было одновременно перевезти целый мини-детский сад, а также любимых домашних питомцев.

Вело-мама Ехали медведи, на велосипеде.

Не знаю, есть ли в Нидерландах гимн велосипеду, а вот памятники есть точно. Один из них, весом 413 кг, выполнен из бронзы и установлен в Гааге.

Памятник велосипедисту в Гааге

Голландия: культурные велоособенности

  • Автор: Владимир Кумов

Четыре дня назад закончилось наше велопутешествие из Россию в Португалию. Сейчас, находясь в Москве, мы постараемся рассказать в подробностях обо всём увиденном за эти два месяца и о том опыте, который можно было бы перенять в Россию. Первой будет Голландия, которая произвела на нас самое сильное впечатление из всех 9 стран.

Голландия – самая велосипедная страна в мире. Это знают все. Спасибо отчётам о поездках в Амстердам, почти каждый из которых начинается с фотографии трёхэтажной велопарковки около центрального вокзала. Но в наших отчётах о поездке из России в Португалию её, как и голландской столицы, не будет. Причина не нова – дожди, а под ними фотографировать сложнее, чем крутить педали.

Мы уже писали про незабываемые веломаршруты между городами Нидерландов, ниже речь пойдёт о городских жителях и их привычках. Они, на первый взгляд, могут показаться странными ))

Первое и самое яркое отличие голландцев от других жителей Европы можно было бы озаглавить так: «Одному хорошо, но вдвоём лучше».

Дело в том, что каждый третий проезжающий велосипед в городе везёт на себе по 2-3 человека (а то и всех четверых).

— Почему у вас в стране так часто можно встретить двух или трёх человек на одном велосипеде?
— Не знаю, это привычка, наверное. Так ведь гораздо интереснее!

Второе. Голландцы на велосипедах живут.

С работы и на работу, с детьми в школу, с покупками из магазина, с друзьями в бар, на учёбу или за город на выходные – почти все и всегда на велосипеде. Голландцы настолько комфортно чувствуют себя на велосипедах, что просто ехать, сосредоточенно схватившись за руль – это не для них. Они читают газеты, пьют кофе, едят булки и яблоки, разговаривают по телефону – короче, всегда чем-то дополнительно заняты.

Третье. Велосипед как средство для перевозки грузов.

Большие сумки, музыкальные инструменты, доски, унитаз… мне кажется, если голландцам потребуется перевезти пианино, они без проблем сделают это на собственном велосипеде!

Четвёртое. Голландцы любят цветы!

Возможно, больше чем велосипеды.

Пятое. Кто сказал, что голландцы ездят на ржавом барахле?

Прогулявшись по городам Голландии, невольно задаёшься вопросом: «А как это всё вообще ездит?» Ржавые велосипеды, спущенные колёса, сломанные спицы – велосипеды настолько убитые, что смотреть на них жалко. К тому же часто они не стоят на красивых велопарковках, а просто свалены в кучи где попало.

С профессор Яном Сумером и его женой Мики я познакомился позапрошлой зимой в Марокко. Спустя полтора года они приютили нас у себя в Гарлеме, недалеко от Амстердама.

— Ян, почему в Голландии все ездят на развалинах?
— Это в городе все на таких ездят. У нас в стране велосипедов слишком много. Бывает, человеку нужно добраться куда-то, он видит велосипед без замка и берёт его. Нет, он не ворует, он просто его берёт и оставляет в другом месте. Эти дешёвые городские велосипеды не жалко потерять или забыть после вечеринки в баре, например. Но у голландцев, как правило, не один велосипед. У каждого по три велосипеда минимум. У некоторых по 10 разных! У меня, например, один для поездок каждодневных, один для отпуска (он гораздо дороже), а ещё один я приделал к компьютеру и теперь у меня там симулятор! Компьютер показывает видео на большом экране, а вся система делает сложнее, легче – в зависимости от выбранного рельефа.

А вот у Виллике, в доме которой мы заночевали в маленьком городе недалеко от Роттердама, велосипед стоит больше 3000 евро. Ей его по специальному заказу собрали, она сама все детали продумывала.

— Такой велосипед стоит себе сделать, когда ты уже вырос. Для детей мы, конечно, пока стандартные велосипеды в магазине купили.

Шестое. Правила дорожного движения голландцы учат с раннего детства, но соблюдают их не всегда.

Как и многие другие правила. У Виллике дома висит диплом об успешной сдаче экзамена по правилам дорожного движения её 8-летним сыном.

— В школе каждый ребёнок учит правила дорожного движения. Это очень важно, так как дети учатся ходить и ездить на велосипеде одновременно.

Есть в Нидерландах и ещё один большой бонус для велосипедистов – закон, по которому в происшествиях между автомобилем и велосипедом всегда виноват первый.

Вот что написано на одном из сайтов про Голландию: «Первое правило голландского дорожного кодекса гласит: «Велосипедист всегда прав, даже когда в полночь едет без горящей фары по улице с односторонним движением в противоположном направлении». Автомобилисты, памятуя об этом, предпринимают все необходимые меры предосторожности». Неправым велосипедист окажется лишь в том случае, если сядет на велик в нетрезвом состоянии. За это полагаются большие штрафы.

В общем, жить без велосипеда голландцы не могут. Он — такая же часть культуры, как тюльпаны или деревянные башмачки. Оттого и памятников велосипеду довольно много, но самый лучший, мне кажется, вот этот.

И, кстати, про дождь. Никаким ливнем голландца не испугать. В любую погоду они готовы ехать на своём двухколёсном. Ветер — тоже не помеха. А чтобы лишний раз не промокнуть, голландцы пользуются специальным сайтом, рассказывающим о приближающихся дождях с точностью до 5 минут.

Велосипедисты в Голландии

Понятный, удобный и доступный. На нем в Нидерландах ездят дети и старики, рабочие и монархи. Для голландцев велосипед не просто вид транспорта — это символ свободолюбия и прагматизма нации.

— С дороги! — кричат мне сзади. Я уворачиваюсь от велосипедистки, понимая, что случайно оказалась на ее территории — узкой полосе, отделенной от дороги пунктирной линией. Да, типичный турист-недотепа… Ведь в Нидерландах даже дети знают, что фитспад (fietspad) — велодорожка — не место для пешеходов.

У главного музея страны, Рейксмюсеума, мимо меня проносятся бизнесмены в костюмах и школьники в джинсах. Вот крутит педали девушка в туфлях на высоких каблуках, ловко объезжая других. Молодая мама везет двоих детей: спереди в плетеной корзине сидит младший, сзади — старший. А вот пожилая пара: плывут неторопливо, держась за руки. Внезапно начинает лить дождь. Но велосипедистов это ничуть не смущает. Они надевают дождевики и мчатся дальше. Некоторые ныряют под арку Рейксмюсеума. Длинная сквозная галерея с высоким сводчатым потолком проходит через все здание, разделяя его на две части. Для велосипедистов здесь обустроена широкая двухполосная дорожка. Пешеходам же отведены зоны вдоль стен.

В разное время сквозь здание Рейксмюсеума ездили конные повозки, автомобили, мопеды и, конечно, велосипеды. Когда в 2003 году началась реставрация, директор музея захотел закрыть проезд, объединив два крыла здания. Но горожане возмутились. Все десять лет, пока длилась реставрация, амстердамцев волновал не новый вид музея, а судьба велодорожки. В итоге при поддержке Совета велосипедистов Нидерландов, Fietsersbond, велодорожка была отвоевана в суде. Реконструкция музея обошлась властям дороже, чем планировалось, зато простые голландцы остались довольны. Ведь велосипед — не менее важная часть их культуры, чем картины Рембрандта и Ван Гога. Посягнуть на велосипед — все равно что посягнуть на конституцию.

КОРОЛЕВА У РУЛЯ

— Знаешь, кто эта светловолосая девочка на велосипеде? — 32-летний Тим Люнсхоф, владелец экскурсионной компании Free Walking Tours Amsterdam, показывает мне фотографию школьницы. На вид обычная 12-летняя девочка. На обычном велосипеде с красной корзиной на раме. — Это Ее Высочество Катарина-Амалия, наследница престола. Она учится в простой школе, куда самостоятельно добирается на велосипеде, как все остальные дети ее возраста. Как только ребенок переходит из начальной школы в среднюю (в возрасте 12 лет), родители покупают ему взрослый велосипед. Теперь он сам должен ездить на учебу. У нас, голландцев, так принято.

Как только ребенку исполняется 12 лет, родители покупают ему взрослый велосипед. Теперь он сам должен ездить на учебу.

Члены монаршей семьи, как и все голландцы, ведут себя скромно и ездят на велосипеде. Кстати, появился он в Нидерландах благодаря королеве Вильгельмине. Она познакомилась с этим транспортным средством во время австрийских каникул в 1897 году. Тогда им пользовались исключительно европейские монархи. Но увлечение Вильгельмины не понравилось ее матери. Та считала езду на велосипеде слишком опасным занятием для наследницы престола. К хобби Вильгельмина вернулась только после смерти матери в 1934 году. Королева не стеснялась ездить по улицам Гааги, подавая пример простым голландцам.

Читайте также:  Города Голландии, список

Ее дочь Юлиана продолжила традицию. Она часто наведывалась в города и села, общалась с народом. Скромная одежда и велосипед — вот за что люди уважали королеву. Даже своего жениха, Бернхарда Липпе-Бистерфельдского, Юлиана представила голландцам во время велопрогулки по гаагским улочкам. А их дочь Беатрикс была запечатлена в бронзе верхом на велосипеде — статую, деньги на которую собирал простой народ, установили в 2002 году в городе Реден, рядом с велодорожкой, чтобы люди могли ехать бок о бок с королевой.

ПОЛИТИКА НЕЗАВИСИМОСТИ

— В Нидерландах велосипедом пользуются все: студенты, клерки, политики. Мэр нашего города тоже добирается на работу на велосипеде, — говорит 40-летний Яп Валкема, советник по транспортной политике Гронингена.

Местные жители называют Гронинген мировой столицей велосипедов. Это уютный город с узкими улочками и каналами. Каждое утро 50 тысяч студентов — четверть населения города — спешат в университет. Кто-то приезжает на работу из других городов и сел. Яп Валкема живет в деревне, в 12 километрах от места работы. В хорошую погоду добирается на велосипеде до офиса. В плохую — до ближайшей железнодорожной станции. Многие оставляют велосипеды у вокзала Гронингена.

— Велосипед можно припарковать где угодно, в отличие от машины. На нем гораздо проще добраться в любую точку города, — продолжает Яп. — Теперь это стало еще комфортнее. Мы установили светофоры с датчиками дождя. В плохую погоду встроенный сенсор сокращает время ожидания для велосипедистов с трех минут до 40 секунд. А еще на перекрестках велосипедисты могут пересечь дорогу по диагонали, а не в два этапа.

Гронингену потребовалось меньше 50 лет, чтобы стать велосипедной столицей Нидерландов. А ведь в 1960-е годы местные жители начали массово пересаживаться на машины, и Гронинген стал задыхаться от выхлопных газов. Он, как и большинство голландских городов, не был готов к автомобильному буму. Сократить пробки здесь хотели за счет расширения дорог и сноса старых кварталов.

— Но мы выбрали другой путь, — улыбается Яп Валкема. — В 1970-­х годах в нашем горсовете работало много молодежи. За транспорт и градостроительство отвечал 24-­летний Макс ван ден Берг. Он предложил сделать исторический центр пешеходным. Ездить разрешили только на велосипедах. Многие боялись, что без машины никто ничего не будет покупать в магазинах. А закроются магазины в центре — опустеет город. Но вышло наоборот.

В Гронингене неторопливо прогуливаются пары с детьми. Старики заезжают в продуктовые лавки на велосипедах. По вечерам в центр спешат студенты — выпить по бокалу пива. Многие бросают велосипеды прямо на площади, у баров. Больше всего их скапливается у самого крупного питейного заведения страны — De Drie Gezusters. Здесь под одной крышей работает сразу 20 баров с разными интерьерами и музыкой. Пить за рулем в Голландии запрещено, но велосипедистов никто не проверяет. Как шутят сами студенты, что может случиться с пьяным велосипедистом? Он упадет, поднимется и поедет дальше.

767 км общая протяженность велодорожек в столице.

35 000 км общая длина всех велодорожек страны.

В Нидерландах 22,3 млн велосипедов. На каждого жителя приходится по 1,3 велосипеда. В Амстердаме — по 1,07 велосипеда, в Гронингене — по 1,4 велосипеда.

140 велосипедных магазинов работает в Амстердаме.

10 000 парковочных мест для велосипедов расположено у центрального вокзала столицы Нидерландов.

12–15 тысяч велосипедов вылавливают из амстердамских каналов ежегодно.

Более 70% всех поездок по городу жители Амстердама и Гааги совершают на велосипеде.

928 000 велосипедов было куплено в Нидерландах в 2016 году.

96 507 велосипедов было украдено в стране в 2016 году. Это в среднем 11 велосипедов в час.

400 млн евро ежегодно тратится в Нидерландах на велоинфраструктуру.

Поездка в голландском городе с населением более 100 тысяч человек в среднем занимает у велосипедиста на 10% меньше времени, чем у автомобилиста.

ЗДОРОВЫЙ ПРАГМАТИЗМ

— Велосипед — безопасный вид транспорта. Им пользуются все от мала до велика, — говорит Йохан Дипенс, директор транспортной консалтинговой компании Mobycon в Делфте. Его компания 25 лет создает инфраструктуру для велотранспорта в Нидерландах и в других странах мира. — Пятьдесят лет назад больше трех тысяч голландцев ежегодно погибали в авариях на дорогах, а сегодня — 600. В 1971-м в ДТП с автомобилями погибло более 450 детей. И тогда народ устроил акции протестов по всей стране. Люди вышли на улицы, требуя запретить машинам въезд в спальные районы. Это движение получило название Stop de Kindermoord («Остановите детоубийство»).

А в 1973 году случился кризис на Ближнем Востоке, повлекший за собой рост цен на нефть. Ездить на автомобилях стало дорого. Премьер-министр страны Йоп ден Ойл призвал голландцев задуматься об экономии. Государство инициировало серию акций «Воскресенье без машин», во время которых дети резвились на пустых дорогах. А взрослые если и ездили, то только на велосипедах.

В каждом голландском городе есть специальные «жилые дворы», где машинам разрешается ездить со скоростью не больше 30 км/ч.

Скоро по всей стране стали появляться woonerf («жилые дворы») — кварталы, где машинам разрешается ездить со скоростью не больше 30 км/ч. Сегодня в таких зонах живет порядка двух миллионов человек.

— Если человека собьет машина на скорости 30 км/ч, в 90% случаев он встанет и пойдет дальше. А если автомобиль мчится на скорости 50 км/ч, пешеход выживет лишь в 10% случаев. Именно поэтому в каждом голландском городе есть специальные зоны. И в таких зонах куда приятней ездить на велосипеде, чем на машине. Ты можешь перекинуться словом с окружающими, а в машине все, что ты слышишь, — это радио, — продолжает Йохан Дипенс. — Я почти всегда езжу на велосипеде. По себе могу сказать, что такой ежедневный фитнес повышает работоспособность. Когда я кручу педали, в голове появляются новые идеи.

Если человека собьет машина на скорости 30 км/ч, в 90% случаев он встанет и пойдет дальше. А при 50 км/ч выживет лишь в 10% случаев.

ПУТЬ НОВАТОРОВ

— Нидерланды — маленькая страна. Чтобы иметь преимущества перед другими, нужно постоянно изобретать что-то новое. За счет этого растет и наша экономика, — считает Стен де Вит, представитель Solaroad — проекта по созданию велодорожки на солнечной батарее.

Стен де Вит и его коллеги из Нидерландской организации прикладных научных исследований (TNO) придумали, как сделать национальную привычку еще полезнее. Они встроили в велодорожки солнечные панели, преобразующие свет в электроэнергию. Первая Solaroad появилась в 2014 году в городе Кроммени, в 20 километрах от столицы. Это был пробный участок длиной 72 метра. В первый же год он обеспечил электроэнергией три дома.

— В нашей стране не так-то просто найти свободное место для установки дополнительных солнечных батарей. Площадь дорог в Нидерландах вдвое больше, чем площадь крыш всех домов. Вот мы и подумали: а почему бы не использовать велодорожки? — продолжает Стен де Вит. — Ведь на них попадает намного больше прямых солнечных лучей, чем на загруженные автомобилями шоссе?

Голландцы не изобрели велосипед. Но доказали миру, что этот вид транспорта современен, полезен и экологичен. И пока другие страны только подхватывают эту идею, голландцы обустраивают себе страну, в которой удобно всем. Где каждый работает на благо общества. Где все вместе дружно крутят педали.

Источник: журнал «Вокруг света» № 9, сентябрь 2017

Как организовать велопутешествие по Нидерландам?

Мечтаешь совершить велосипедное путешествие по самой велосипедной стране мира? К твоим услугам подробная инструкция, как это сделать: как перевезти байк или купить на месте, что взять с собой, где остановиться на ночлег и какие правила соблюдать.


ЗАЧЕМ ЕХАТЬ

Нидерланды – это не покорение суровых перевалов и палаточные ночевки с видами, которым позавидуют твои инстаграм-френды. Велотрип по тюльпановой стране немного про другие цели.

1. Попробовать. Тебе ни разу в жизни не приходилось путешествовать на велосипеде дальше соседней деревни, но хочешь попробовать. Если покупать билеты в Душанбе и катить по Памирскому тракту еще страшновато, то в этом случае пробное путешествие по Нидерландам поможет понять, насколько велосипед тебе подходит. Потому что если тебе будет тяжело и некомфортно в самой велосипедной стране мира, то Каракорум-хайвэй пока что точно не для тебя.

2. Путешествие с комфортом. У себя дома ты выезжаешь на велопрогулки два раза в месяц, потому что по дорогам ездить страшно, а по тротуарам неудобно. Парки забиты детьми, а лесные тропы заросли бурьяном. В метро с велосипедом не пускают, а на работе негде припарковать велосипед. В Нидерландах о таких вещах даже не думаешь, комфорт езды воспринимается как само собой разумеющееся.

3. Велокультура. Здесь ты сможешь понять, как целую страну превратили в велонацию даже не на уровне городов, а на уровне страны. Все междугородние автомобильные дороги продублированы велодорожками. Ты встретишь много приятных мелочей специально для велосипедистов: урны, в которые закидываешь мусор на ходу, светофоры, поручни, чтобы не спешиваться, многотысячные парковки и (уже не такие приятные) пробки из велосипедистов в час пик. Родители, которые возят по 3-4 ребенка на специальных велосипедах, доставка грузов и почты, всевозможные курьеры и люди всех возрастов крутят педали в любую погоду (дождь с ветром в Нидерландах обычное дело). Зонтик, дождевик, а под ним офисный костюм – и менеджер покатил на работу. От этого испытываешь не меньшее удивление, чем от толп просвещенных в Индии или грузинского гостеприимства. Это уже культурный код.


КАК ДОБРАТЬСЯ

Амстердам – город с дорогим аэропортом для лоукостеров, поэтому дешевле прилетать в Эйндховен или в соседние страны. Вот несколько вариантов:

Ryanair: Варшава – Эйндховен, Вильнюс – Брюссель, Вильнюс – Кёльн (от € 40 туда-обратно).

Wizzair: Каунас – Эйндховен, Вильнюс – Эйндховен, Киев – Кельн, Киев – Дортмунд, Вильнюс – Дортмунд (от € 60, а для участников WIZZ discount club от € 40).

Air Baltic: Вильнюс – Амстердам (от € 120), Вильнюс – Брюссель (от € 100), Москва – Рига – Амстердам (€ 120-170).

Belavia: Минск – Амстердам (€ 200).

KLM: Киев – Амстердам (€ 250-300).

МАУ: Киев – Амстердам (€ 200-260).

Поезда в Амстердам в одну сторону из: Эйндховена – от € 20, Кельна – от € 30, Брюсселя – вот € 35, Дортмунда – от € 30.


ВЕЛОСИПЕД В САМОЛЕТЕ

Стоимость провоза велосипеда разными авиакомпаниями в одну сторону:

Ryanair – от € 40, Wizzair – от € 16-55 в зависимости от сезона и аэропорта. Air Baltic – € 40, Belavia – € 50 (подробности тут), KLM – € 55, МАУ – бесплатно, если больше ничего не сдаешь в багаж.

У каждой авиакомпании свои правила и требования к провозу велосипеда, так что в первую очередь прочитай правила на сайте. А для уверенности позвони или напиши на электронную почту авиакомпании.

Велосипед разрешают сдавать в мягком чехле, картонной коробке и без упаковки. За чехол сойдет два сшитых друг с другом куска ткани – если потратишь один вечер на шитье, выйдет дешевле, чем в магазине. Подробные инструкции есть здесь и здесь. Цена на магазинные чехлы начинается от € 30. Картонную коробку попроси в велосипедном магазине, их обычно выкидывают. В чехол или коробку к велосипеду закинь другой багаж, чтобы не было перевеса, это разрешается. Руль у велосипеда надо свернуть вбок и привязать к раме, переднее колесо и педали снять. Седло максимально опустить вниз. Желательно проложить поролоном хрупкие узлы: тормозные ручки, переключатель передач, звезды.

Читайте также:  Что привезти из Амстердама? Подарки и сувениры из Амстердама

Аргумент в пользу «не упаковывать велосипед» – грузчики будут относиться к нему аккуратнее и не бросать как остальные сумки. Приготовься к тому, что у велосипеда может что-то отвалиться и сломаться после перевозки. Поэтому в аэропорту собери его и проверь. Если обнаружишь поломку, то сразу же обращайся к сотрудникам авиакомпании и пиши подробную претензию. Сфотографируй все и отправь фото на почту авиакомпании.


ПОКУПКА НА МЕСТЕ

Есть вариант лететь налегке, а купить велосипед уже на месте. Чем больше город, тем легче и быстрее ты купишь велосипед.

Нидерланды – не та страна, где тебе нужен маунтинбайк с десятком скоростей. Страна удивительно плоская, а дорогой байк просто страшно парковать на улице. Для путешествия подойдет простейший односкоростной ситибайк, на котором реально проезжать по сотне километров в день. Так что купить байк на месте вполне разумная идея (если только у тебя не полугодовой велотрип по всей Европе). Избавляешь себя от нескольких головняков: не переживаешь за байк на небезопасных нидерландских парковках, не платишь за велосипед в самолете и не мучаешься с упаковкой. За те же € 80-100, что потратишь на перевозку, купишь байк на месте.

На что обращать внимание при покупке?

Если это байк без скоростей, то банального визуального осмотра достаточно: чтобы ничего не скрипело, шатуны и педали не болтались, тормоза чтобы тормозили, а руль поворачивался. Переверни велосипед и прокрути колеса, проверив их на «восьмерку». Прощупай спицы, чтобы не шатались. Посмотри, чтобы на покрышках не было трещин. У велосипедов со скоростями именно система переключения передач самое больное место, которое к тому же тяжело чинить самому и дорого в сервисе. Прокатись и посмотри, чтобы передачи плавно переключались и не перескакивали с одной на другую.

Если есть проблемы, предложи продавцу исправить в сервисе за его счет. Если отказывается, то лучше не покупай такой байк.

Задний багажник на велосипеде будет большим плюсом. Не думай о том, чтобы ехать с рюкзаком, даже 5 кг убьют твою спину. Не забывай торговаться: € 5 евро вроде мелочь, но почему бы не съесть лишний сэндвич с селедкой.

Покупай велосипед в том городе, в котором будешь базироваться. Прельстившись дешевой ценой где-нибудь в 50 км. от Амстердама, потратишь полдня чтобы съездить туда, деньги на дорогу, а велосипед окажется ржавым хламом, совсем не тем, что был на фотографии. Не распыляйся.

Нидерландский аналог Авито – Marktplaats. Сайт на нидерландском, но гугл справляется (fiets это велосипед, если что). Продают не только частные продавцы, но и магазины. Так что уже дома попробуй подобрать несколько вариантов, а на месте посмотреть и купить в течении 1-2 дней. Если не умеешь чинить самостоятельно, то не покупай дешевые велосипеды с поломками в надежде отремонтировать в сервисе и сэкономить. Услуги в Нидерландах очень дорогие.

В каждом городе есть магазины, где продают подержанные велосипеды. Адреса спрашивай у местных или перепиши с Marktplaats. Часто расположены рядом с ж/д вокзалами. Преимущество перед Marktplaats в том, что они выдают чек. Ситибайк или старый шоссейник купишь за € 70-100. Велосипеды прошли предпродажную подготовку, поэтому тут изъян выявить сложнее, чем у частного продавца.

Новый велосипед из Декатлона обойдется тебе в € 130-200 за ситибайк или маунтинбайк. Что-то дороже нет смысла покупать для короткой поездки. К тому же, его будет тяжелее продать по окончании путешествия и он привлекает внимание воров.

Самые экономные и беспринципные покупают ворованные велосипеды за € 20-50 (что мы делать не советуем). За покупку краденого велосипеда полагается штраф. Если вдруг во время путешествия проверят номер твоей рамы, а хозяин подал заявление на угон велосипеда, также придется объясниться. Местные амстердамцы тоже покупают краденые велосипеды, руководствуясь принципом «у меня украли, я тоже пошел и купил краденый велосипед». За год могут стащить 3-4 велосипеда, поэтому не у всех хватает сознательности каждый раз выкладывать по сотне евро за байк. Такой вот круговорот великов в Амстердаме.


ПРОДАЖА ВЕЛОСИПЕДА

Путешествие закончилось, и ты не собираешься тащить купленный велик домой? Продавай его на месте. Если есть чек, то просто сдавай в любой магазин секонд-хенд велосипедов за 40-50 % от стоимости. Без чека сложно, зависит от твоих навыков убалтывания. В большом городе без чека возьмут охотнее, чем в маленьком.

Если 50% от цены тебе мало, то садись с табличкой о продаже велосипеда около крупного вокзала или в другом людном месте. Пиши на картонке цифры: 70-80% от изначальной цены. Открывай бутылочку пива или «Клаб Матэ» и жди своего покупателя. Если что, полицейским показывай чек на велосипед.

Велосипед без чека можно попытаться продать на Marktplaats. На это нужно время и помощь местных. Хотя если цена будет сильно ниже средней, то за 1-2 дня заберут.

В крупных городах Европы каждые выходные работают блошиные рынки. Спрашивай местных или забивай в гугле «flea market». На них сможешь продать велосипед за изначальную цену. А если это будут не Нидерланды, то может еще и подзаработаешь –в других странах велосипеды стоят дороже. В Бельгии в среднем на 30% дороже.

Если продать не получилось, то забирай домой уже родной байк после сотен километров по Нидерландам. Или оставь на улице с трогательной историей о том, как ты путешествовал (-а) на байке по стране, а теперь улетаешь домой, но хочешь чтобы он достался хорошему человеку. God bless you!

Пробуем Голландскую селедку или на велосипедах по Голландии

Велопрогулка по Голландии

То, что Нидерланды — страна велосипедов знают все. Если у вас есть возможность устроить велопрогулку по Голландии, обязательно ей воспользуйтесь — это абсолютно новые незабываемые впечатления! Существуют специальные велотуры по Нидерландам, и они очень популярны! Голландия отвечает всем требованиям любителей велотуризма — велосипедов здесь вдвое больше машин, а общая протяжённость велосипедных дорожек более 15.000 километров! А если отправитесь в велотур весной, то еще и сможете полюбоваться цветущими полями тюльпанов и других цветов.

Харлем. Нидерланды. Харлем. Нидерланды.

Где взять велосипед, велопрокат

Где взять велосипед? Конечно, самый дешевый способ прокатиться на велосипеде, если он у вас с собой или взять у друзей в Нидерландах бесплатно. Но все-таки, скорее всего вы возьмете его напрокат. В Амстердаме и других городах очень много велопрокатных контор. Вот некоторые из них: Yellow Bike, Orange Bike, Bike City. В среднем цена проката около 8 евро за 3 часа. Оказывается, что арендовать велосипед можно по специальной карточке железных дорог Нидерландов. Это национальная система OV-fiets с более чем 300 пунктами проката. Цена вопроса — 3,85 евро в сутки, но максимум на 72 часа. Пункты велопроката находятся у вокзалов и станций. Есть даже небольшие пункты с самообслуживанием. Карточку мы попросили на время у наших знакомых в Нидерландах, покатавшись, отдали им и карту и деньги за аренду. Брали мы велосипеды в Харлеме, рядом с вокзалом.

Железнодорожный вокзал. Харлем. Нидерланды. Велопрокат. Железнодорожный вокзал. Харлем. Нидерланды.

Правила дорожного движения на велосипеде в Голландии

У нас к соблюдению правил дорожного движения на велосипеде относятся несерьезно, да и пешеходы на велодорожках не редкость. А в Голландии велосипедисты — Боги! Не дай Бог пешеходу ступить на велодорожку. Но и вы, будучи на велосипеде следите за знаками! В пешеходной зоне вы должны сойти с велосипеда. Когда мы нечаянно заехали в пешеходную зону на велике, к нам сразу подъехал полицейский на велосипеде и сказал — Пешком! Ездить по велодорожкам, как в городе, так и за городом одно удовольствие! В городе есть разметка и светофоры для велосипедистов. А за городом велодорожки пролегают через живописную сельскую местность.

Подъемный мост. Велодорожка. Харлем. Нидерланды. Подъемный мост. Харлем. Нидерланды.

Веломаршрут Харлем — Зандворт

Расскажу вам о 2-х маршрутах из Харлема. Их можно построить на карте maps.me. Там сейчас есть возможность выбора маршрута на велосипеде. Первый маршрут: Харлем-Зандворт — курортный город на берегу Северного моря. Карта маршрут от вокзала Харлема до Зандворта:

Карта веломаршрута от вокзала Харлема до Зандворта. Нидерланды.

Песчаные дюны в Голландии

Дорога пролегает через песчаные дюны:

Песчаные дюны. Велодорожка. Нидерланды. Песчаные дюны. Нидерланды. Песчаные дюны. Велодорожка. Нидерланды.

Северное море. Зандворт

Зандворт — это процветающий морской курортный город в Северной Голландии, расположенный на берегу Северного моря. Несколько километров широких и чистых пляжей, заповедных зон и дюн привлекают сюда не только голландцев, но и других европейцев. Особую любовь и славу этот город снискал у жителей Амстердама, так как это ближайший к нему пляж, до него всего 24 км, поэтому с наступлением теплых дней весной и до конца лета многие приезжают сюда отдохнуть от городской суеты и расслабиться на выходные дни.

Домики для отдыха. Северное море. Зандворт. Нидерланды. Домики для отдыха. Северное море. Зандворт. Нидерланды.

Море все-таки Северное и не факт, что вы искупаетесь, мы в июле не смогли. Но насладиться красотой, подышать морским воздухом и покормить навязчивых птиц вы можете! Широкие песчаные пляжи протянулись вдоль побережья на 9 км. Их высокое качество, а также чистота морской воды позволили курорту получить престижный Голубой флаг (Blue Banner) от Европейской экологической ассоциации.

Пляж. Северное море. Зандворт. Нидерланды. Пляж. Северное море. Зандворт. Нидерланды. Чайка. Пляж. Северное море. Зандворт. Нидерланды.

Голландская селедка

Обязательно попробуйте знаменитую голландскую селедку! На набережной есть киоски, где можно купить разные рыбные вкусняшки. Но голландская молодая селедка — это самая вкусная селедка в мире! Даже я, не фанат селедки (в России ее не ем вообще), не смогла себе отказать в удовольствии скушать эту рыбку с огурчиком и хлебушком.

Торговая палатка. Набережная. Северное море. Зандворт. Нидерланды. Голландская селедка. Торговая палатка. Набережная. Северное море. Зандворт. Нидерланды. Креветки в кляре. Торговая палатка. Набережная. Северное море. Зандворт. Нидерланды.

В небольших торговых палатках, раскрашенных в цвета голландского флага (красный, белый и синий) можно полакомиться исключительно рыбными деликатесами и морепродуктами. Это и есть знаменитый голландский рыбный фаст-фуд, популярность которого превосходит McDonals, KFC и все службы доставки пиццы, вместе взятые. Селедку в Нидерландах едят все и везде, даже служащие близлежащих офисов и учреждений, приходящие к палатке во время перерыва на ланч. Секрет такой любви — неповторимый аромат и вкус молодой жирной селедки, которая тает во рту, засоленной по всем правилам еще в море.

Голландская селедка. Набережная. Северное море. Зандворт. Нидерланды.

Сам городок Зандворт тоже очень уютный. Можно погулять по его улочкам.

Центр города. Зандворт. Нидерланды.

Едем обратно в Харлем по дороге с облаками.

Велодорожка. Нидерланды.

Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд

Маршрут проходит по национальному парку Зёйд-Кеннемерланд (Nationaal Park Zuid-Kennemerland). Он был создан для охраны песчаных дюн, прилегающих к Северному морю. Парк находится к северо-западу от города Харлем.

Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды. Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды. Уточки. Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды. Пруд. Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды.

На обратном пути мы встретили в парке оленей!

Олени. Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды. Олени. Национальный парк Зёйд-Кеннемерланд. Нидерланды.

Веломаршрут Харлем — парк на озере Haarlemmermeerse Bos

Второй маршрут ведет из Харлема в очень живописный парк на озере — Haarlemmermeerse Bos. Карта велосипедного маршрута:

Карта веломаршрута из Харлема в парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

Сначала дорога идет через город

Велодорожка. Харлем. Нидерланды.

Читайте также:  Амстердам - рестораны, бары, кафе

Сельская местность

А потом проходит по живописной сельской местности, где просто хочется пожить.

Сельская местность. Нидерланды. Сельская местность. Нидерланды. Сельская местность. Нидерланды. Сельская местность. Нидерланды.

Вы даже можете встретить пасущихся овечек:

Велодорожка. Нидерланды.

Смотровая башня

По дороге мы увидели вот такую смотровую башню:

Смотровая башня. Нидерланды. Смотровая башня. Нидерланды.

На нее можно заехать на велосипеде по серпантину или подняться по лестнице. Сверху открываются очень красивые виды на окрестности.

Смотровая башня. Нидерланды. Смотровая башня. Нидерланды. Веломост. Нидерланды.

Веломост

А уже недалеко от парка можно проехать по необычному веломосту.

Веломост. Нидерланды. Веломост. Нидерланды.

Озеро

В парке Haarlemmermeerse Bos есть множество возможностей для отдыха: велоспорт, туризм, верховая езда, каноэ, серфинг, рыбалка, плавание. Также там есть ресторан на озере.

Ресторан. Озеро. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Озеро. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

На озере есть пляж для купания:

Пляж. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

Детский городок

Необычный детский городок в парке:

Детский городок. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Детский городок. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Детский городок. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

Розарий

Очень красивый розарий:

Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды. Розарий. Парк Haarlemmermeerse Bos. Нидерланды.

Велопарковки

Ну и напоследок: соблюдайте правила, не оставляйте велосипед без присмотра (каждый третий велосипед подвергается краже!), надежно крепите его замками и только на специальных велопарковках. Подписаться на новые статьи! Подробно о морских круизах.

The Amsterdam Life

Георгий Могелашвили

Велосипеды в Голландии

Есть у меня такая привычка — описывать город или страну, в которую я приезжаю, одним словом. Например, Лондон — это традиции, Цюрих — тишина, Новая Зеландия — природа. Иногда подобрать нужный эпитет получается не сразу. Требуется провести на месте несколько дней, пропитаться атмосферой, духом, настроением, и только потом понять, выделить самый смысл. Например, такой сложный и разнообразный город, как Москва, не описать моментально. Даже прожив там 28 лет, мне трудно однозначно выделить что-то одно, уж больно все в ней разное. Однако, стоит вам хоть раз оказаться в Голландии, подобное слово рождается моментально из без усилий. И слово это — велосипеды!

Велосипеды в Голландии

Велосипеды в Голландии — это что-то особенное, гораздо большее, чем мы привыкли о них думать. Для голландца велосипед, с одной стороны, — нечто обыденное, каждодневное и само собой разумеющееся. Ну как для нас с вами гречка. Пока она есть — никто про нее не вспоминает и не замечает. Но с другой стороны, без этой «гречки» жизнь стала бы другой. Так и современные голландцы совершенно не представляют своей жизни без двухколесного транспорта, который служит им верой и правдой каждый день без выходных. По некоторым данным, 80% жителей имеют свой собственный велосипед, а общее количество «железных коней» превышает количество жителей — 18 миллионов против 16ти.

Велосипедам все возрасты покорны

Люди используют их с самого рождения, при чем не просто забавы ради, а исключительно в практических целях. Многие жители страны добираются на работу на велосипеде. Во-первых, это полезно для здоровья. Во-вторых, экономит вам деньги на проезд. В-третьих, это просто удобно, если вы живете недалеко. Дело в том, что езда на велосипеде здесь очень комфортна. Практически вдоль каждой дороги, по которой двигаются автомобили, проложена велодорожка. Бывает даже так, что тротуара нет, но велодорожка есть. Причем это все сделано и спроектировано с умом и точным расчетом, и не только в центре города или около достопримечательностей. Велодорожки проложены практически по всей стране, и даже в деревенской местности всегда вдоль основной дороги есть место для двухколесных, где вы можете легко и безопасно доехать до соседнего города в своем любимом седле.

Велодорожка (фото отсюда — http://thinkgreen.ru/tg/v-niderlandax-mogut-poyavitsya-velodorozhki-s-podogrevom/)

Велодорожка (фото отсюда — http://venividi.ru/node/13196)

Иногда складывается впечатление, что велосипеды в Голландии выдают при рождении, так легко и непринужденно местные жители смотрятся в седле. Голландцы могут управлять ими в любом положении и в любую погоду. Очень часто можно встретить людей, которые в одной руке держат сумку, в другой — мобильный телефон, а руль не держит никто. И ничего, едут себе и в ус не дуют. У вас деловая встреча? Это не повод ехать на машине, вы можете ехать на велосипеде в костюме. Дождь? Тоже не проблема. Надел дождевик или взял зонт — ничто не может разделить голландца с его двухколесным другом.

Плохая погода не повод ходить пешком

Отдельного разговора заслуживает то, каких видов бывают велосипеды в Голландии. Стоит ли сказать, что есть даже целый вид, так и называющийся — Dutch Bike (голландский велосипед). Это такие максимально простые, без каких-либо наворотов и сложной техники велосипеды, словно сохранившиеся до наших времен с 20х годов прошлого столетия. Помните, в детстве у нас были Уралы — мечта любого мальчишки во дворе? Так вот это что-то похожее на Урал, или на Каму, на худой конец. Два колеса, массивная надежная стальная рама, руль и «ножной» тормоз (это когда чтобы остановиться, нужно покрутить педали назад). И таких велосипедов здесь большинство.

Типичный голландский велосипед

Типичный голландский велосипед

Мне, как человеку, долгое время увлекавшемуся BMX, горными велосипедами и всякой такой штукой, по началу было очень непонятно, отчего все ездят на старом хламе. Ведь у нас в Москве такого уже и не купишь, везде продаются модные и отполированные горные велосипеды с неимоверным количеством скоростей и всякими амортизаторами. Но, пожив какое-то время здесь, понимаешь, что подобные велосипеды как нельзя лучше подходят голландцам. Они неубиваемые: чем проще механизм, тем меньше там ломаться. А поскольку условия эксплуатации приближены к экстремальным (каждый день, каждый год, и в дождь, и в снег), надежность очень важна.

Как вы можете себе представить, при наличии в городе такого огромного количества велосипедов, их где-то надо парковать. Европа, а Голландия в особенности, очень компактная, и лишней земли тут не бывает. Это значит, что специализированных стоянок для велосипедов тут почти нет. Я говорю почти, потому что впервые в жизни именно здесь я увидел многоярусную (!) крытую (!!) парковку для велосипедов. Одна из таких парковок находится сразу перед центральным вокзалом Амстердама. На ней люди оставляют своих «коней» перед тем, как сесть на поезд и поехать куда-то далеко. А потом по возвращении забирают снова.

Велопарковка у центрального вокзала Амстердама

Но такие парковки встречаются редко, как правило люди оставляют свои велосипеды прямо на улице. И это еще один довод в сторону простоты и надежности. Даже если налетит ураган, тропический шторм, тайфун, цунами и град размером с апельсин, такому велосипеду все будет нипочем.

А еще здесь воруют. Да, кто бы что ни говорил про процветающую Европу, но кража велосипеда в Амстердаме — обычное дело. Практически у всех здесь установлен блокиратор заднего колеса, который запирается на ключ, когда хозяин уходит. Плюс крайне желательно привязать велосипед к чему-то стационарному толстой стальной цепью. А лучше двумя. И то не всегда помогает. Бывают случаи, когда сам велосипед стоит дешевле, чем все замки, которыми он прикреплен. Это, кстати, относится больше к Амстердаму. Например, в Хаарлеме, где я живу, практически никто не пристегивает велосипеды цепями к чему-либо. Просто блокируют колесо (да и то потому, что иначе не вытащить ключ), и оставляют велик просто так стоять. Но из-за того, что город спокойный, в нем мало туристов (а как следствие и всяких криминальных личностей), никто по поводу кражи не волнуется.

Парковка под открытым небом

Парковка под открытым небом

Парковка под открытым небом

Свободно стоящие велосипеды в Хаарлеме

Но не надо думать, что велосипеды в Голландии — это сплошь старье и рухлядь. Наоборот, тут есть такие экземпляры, которым диву даешься. И некоторые стоят весьма прилично — бывает, цены доходят до 2000 Евро за велосипед (с виду — вполне обычный). Поскольку велосипед во многом заменяет голландцам автомобиль, то как и среди машин, тут бывают разные модели байков. Прогулочные, грузовые, спортивные, транспортные, с корзинками и без, и все выглядят как-то по-особенному.

Выглядит просто, но рама стильная

Мечта любой девочки — розовая корзинка и цветочки

Помимо обычных и необычных, но более-менее классических велосипедов, в Голландии можно встретить разного рода «апгрейды». Например, специальные детские кресла или же огромные транспортные ящики, приделанные спереди

«Навороченный» велосипед — есть скорости, «ручные» тормоза и детское кресло

А сюда поместится мешок картошки или пара детишек — зависит от ситуации

Велосипеды в Голландии везде. Сперва, будучи неопытным жителем или туристом, очень трудно привыкнуть смотреть по сторонам уже после того, как перешел проезжую часть дороги. Но тут зачастую после проезжей части идет велодорожка. И не дай вам Бог оказаться на ней одновременно с проезжающим мимо велосипедистом. Хорошо, если он просто вас обругает, объедет и поедет дальше. Но он запросто может вас сбить, и виноваты при этом будете вы. И помимо ушиба вам еще достанется штраф за порчу имущества. Так что гуляя по городу, всегда будьте внимательны. Со временем вы привыкнете к этому и будете всегда смотреть по сторонам, и особенно замечать велосипедные дорожки. Благо, они всегда явно обозначены (как правило красным цветом асфальта), и иногда даже подсвечиваются.

Что касается меня, то и я решил не отставать от остальных жителей и приобщился к велодвижению. Я и в Москве еще ставил эксперимент и ездил на работу на велосипеде, но там город для этого совершенно не предназначен. Постоянно на твоем пути какие-то препятствия в виде бордюров, ям или подземных пешеходных переходов. Простая поездка в 10 километров требует удивительных сил и навыков. Я то умею и на бордюр запрыгнуть не останавливаясь, и силы хватит на руках спустить и поднять велосипед по лестнице. Но, например, на дорогу выезжать мне было страшно — наши водители мотоциклистов то не видят, а уж велосипедистов и подавно.

Светофор для велосипедов

В Голландии же к велосипедам все давно привыкли. На дорогах даже есть специальные буферные зоны при поворотах — это место, куда машина может заехать при повороте, подождать, пока проедут велосипедисты, и продолжить движение, не блокируя основной поток машин. Плюс светофоры для велосипедистов — обычное дело. Зачастую им даже отдается приоритет в движении — сначала зеленый включается для двухколесных, потом — для машин. Поэтому в этой стране на велосипеде ездят все, даже очень пожилые люди (я лично встретил 80тилетнюю бабушку с велосипедом в поезде). И если вдруг голландцу сказать, что ты не умеешь ездить на велике, он просто тебе не поверит, а потом долго еще будет удивляться, почему так получилось.

Не пробка, но на светофорах люди скапливаются

Я чувствую, что еще многого не рассказал, но эта тема такая, про что говоря, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому я остановлюсь здесь, а если что-то хотите спросить — пишите в комментарии. А на последок — фото моего велосипеда.

Мой складной железный конь

Да, он тоже необычный, зато я могу ездить на нем до работы и брать с собой в поезд. А вообще, следуйте моему совету — отказывайтесь от машин в пользу велосипедов. По крайней мере весной-летом, ну и если расстояние позволяет, конечно же. Начать свое утро с поездки, размять мышцы и вдохнуть свежий воздух — это очень круто!

Ссылка на основную публикацию