Храм Гроба Господня в Иерусалиме (18 фото, информация, описание)

Храм Гроба Господня – центр христиан-паломников в Иерусалиме

Храм Гроба Господня – уникальная святыня, в которую хотят попасть паломники и туристы со всех уголков земли. Несмотря на отсутствие вычурной пышности и дорогостоящих декоративных элементов в нем царит атмосфера величия и неоспоримой святости. Другого такого места вы не найдете нигде!

Общие сведения

Храм Гроба Господня в Иерусалиме или, как его еще именуют, Воскресения Христова входит в список наиболее значимых святынь не только Иерусалима, но и всего религиозного мира. Он представляет собой огромный комплекс построек, сооруженных на месте казни, захоронения и восхождения Сына Божьего Иисуса Христа. Первые упоминания о храме, расположившемся в Христианском квартале исторической части города, относятся к 4 ст. н. э. Уже тогда он был объектом массового паломничества боговеров, прибывающих в Израиль с самых разных государств.

В наши дни культовый храмовый комплекс принадлежит сразу шести православным конфессиям – сирийской, греческой, коптской, римско-католической, армянской и эфиопской. Каждая из них имеет не только свои пределы, но и часы для молитв. Помимо этого в управленческом крыле Храма действует головной офис христианской церкви Иерусалима. Но главное – именно здесь проводится ежегодный ритуал схождения Благодатного (Священного) Огня, телевизионная трансляция которого совершается по всему миру.

Краткая история

Гора, на которой возведен Храм Гроба Господня в Израиле, считается одним из самых давних мест поклонения – к ней начали приходить еще со 2 века. К сожалению, ученым не удалось установить, что именно находилось здесь в те далекие времена. Но согласно самой популярной версии на вершине стоял храм, посвященный богине красоты Афродите.

Церкви Св. Елены

Ситуация изменилась лишь спустя несколько тысячелетий, когда мать императора Константин I Елена приказала возвести на месте языческого алтаря христианскую базилику. В процессе раскопок, проведенных перед началом строительства, именно ей посчастливилось найти уникальные святыни, связанные с Иисусом! Речь шла о Животворящем Кресте Господнем, 4 гвоздях, табличке с надписью INRI и пещере, в которой предположительно был похоронен Сын Божий. Именно эти находки и послужили причиной посвятить церковь Мессии. Освящение нового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, членов его семьи и священников, прибывших в Израиль из других стран.

В начале 11 столетия Храм Воскресения Христова был почти полностью снесен по приказу «безумного египетского халифа» Аль-Хаким-Амруллаха. Потери были настолько большими, что последующая реконструкция сооружения заняла почти полвека. Но это далеко не все испытания, которые выпали на долю главной святыни Иерусалима. Впереди были погромы, природные катаклизмы и серьезные пожары. Последний, случившийся в 1808 году, нанес урон всем постройкам и элементам декора. Это не только повлекло за собой очередные ремонтные работы, но и привело к большим переменам «во внешности».

После того, как Иерусалим был завоеван войсками Саладина, комплекс перешел во владение мусульман. Несмотря на то, что Храм был, остается и будет меккой для всех христиан, ключи от него хранятся в древней мусульманской семье. Главной причиной для такого решения стало желание религиозной верхушки избежать появления конфликтных ситуаций между представителями разных конфессий.

Архитектура храма

На фото Храма Гроба Господня в Израиле, представленных в туристических проспектах, четко видно, что он состоит из нескольких архитектурных сооружений. Рассмотрим лишь основные.

Фасад церкви со стороны главного входа считается одним из лучших образчиков романской архитектуры 12 столетия. Изначально соединенные между собой люнеты портала были украшены мраморными панно, изображающими Захоронение Спасителя и Вход Господа в Иерусалим. Позже они были пожертвованы Музею Рокфеллера.

Не меньшего внимания заслуживает и территория, расположенная по правую сторону от двери. Там можно увидеть деревянный люк, который прикрывает гробницу Филиппа д’Обинье, французского рыцаря, защищавшего императора Фридриха II при въезде в город. К слову, возраст самой двери насчитывает не одну тысячу лет – она была заложена еще при Салах-ад-Дине.

Следующей достопримечательностью храмового комплекса является коринфская колонна, выполненная из белого мрамора и украшающая левую часть портала. В отличие от других точно таких же пилястров в одну из Великих суббот она просто раскололась. Возможно, причины этого явления можно было бы легко объяснить с точки зрения физики, однако религиозная община склонна верить в божественное происхождение этого дефекта. Дело в том, что в те времена между армянами-антихалкидонитами и православными велись яростные споры по поводу пасхалии. Последние отмечали Пасху на целых 7 дней раньше. В результате османский правитель приказал запереть Храм и не пускать православных на ежегодную службу. Возмущенные таким решением верующие во главе со священнослужителями Афанасием и Парфением пришли молиться к дверям. Внезапно поднялся ветер, собрались темные тучи и раздался мощный грохот. Он и расколол колонну, из середины которой вдруг возник Святой Огонь.

Часовня Скорбящей Богоматери представляет собой небольшое сооружение, возвышающееся в восточной оконечности двора и служившее прихожей Голгофского придела. Ее часто называют франконской каплицей или капеллой Совлечения риз – это связано с событиями, произошедшими после казни Иисуса Христа. Ученые считают, что именно в этом помещении римские солдаты занимались дележкой вещей умершего Мессии.

Живописные фото Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) указывают на то, что Триумфальная арка или Арка Мономаха, совмещенная с внутренними помещениями только небольшой ступенькой, является одним из самых красивых сооружений комплекса. Ее построили в память о Константине IX, римском правителе, проводившем восстановление церкви в 1048 году.

Главным украшением этого сооружения можно назвать балконы, обустроенные по обе стороны от прохода и повернутые к Кувуклии. До 1917 года в них размещались консулы, президенты и почетные гости из главных православных государств, приезжавших в Израиль на торжественные богослужения. Помимо этого под аркой можно увидеть каменную перемычку с надписью, прославляющей «Матерь Церквей Божих».

Камень помазания в Храме Гроба Господня, лежащий прямо у входа, скрыт за плитой из белого мрамора. К ней желает прикоснуться каждый, кто сюда приходит, ведь именно на этом месте, если верить древним преданиям, лежал распятый Христос. Над священной реликвией горит 8 лампадок, символизирующих сферы влияния религиозных конфессий. Камень мироточит смесью, в состав которой входит 40 не встречающихся в природе компонентов. К ним относятся и благовония, которыми наши предки очищали тела умерших перед погребением.

В течение нескольких десятков лет ученые пытаются понять природу этого явления. Но ни круглосуточные видеосъемки, ни пристальное наблюдение за камнем, ни всевозможные анализы так ничего и не дали. Однако тысячи паломников, приезжающие в Израиль, ищут здесь не научные доказательства и объяснения, а успокоение и возможность исцелиться.

Внутреннее убранство

Храм Гроба Господня в Иерусалиме, фото которого присутствуют в большинстве туристических проспектов Израиля, состоит из 3 частей.

Храм Воскресения Господня или Кафоликон, расположившийся в центральной части комплекса, отгорожен от других не достающими до потолка стенами. Первоначально он включал в себя несколько святилищ, однако греческая реконструкция кардинально изменила общую структуру сооружения. Помимо боковых стен, которые также появились по ее окончанию, в церкви установили высокий иконостас, два 2 тронных места (для Патриарха Израиля и его эпитропа), а также галерею с тремя балкончиками, с которых священник читает тексты Евангелия.

Под куполом Кафоликона, возвышающимся над его северной частью, находится «мезомфалос». Он представляет собой мраморную полусферу, размещенную на специальной подставке и указывающую на так называемый «пуп Земли». Сам купол украшен мозаикой, изображающей 12 святителей, Деву Марию, Св. Иоанна и двух главных ангелов-хранителей — Гавриила и Михаила. Ниши между окнами декорированы портретами ангелов, сделанными в наши дни. Храм Господнего Воскресения окружают широкие галереи. В одной из них можно увидеть Аркаду Девы – величественные 4-х гранные обелиски и колонны, среди которых виднеются остатки мраморного строения императора Адриана.

Попасть в эту зону храмового комплекса можно по лестнице из 13 ступеней, расположенной у входа в Кафоликон. Здесь находятся 2 нефа (для православных и католиков) и отверстие в земле, откуда изъяли крест (обозначено кругом серебристого цвета). Опустив руку в углубление, можно коснуться Голгофы, места, где казнили Христа. Рядом с серебряным кругом есть 2 черных – они указывают на кресты преступников, убитых вместе с Пророком. В близстоящей скале есть довольно заметная трещина. Говорят, что она появилась одновременно с последним вздохом мученика.

Кроме того с Голгофой в Израиле связано еще одно интересное придание. Считается, что на месте будущего распятия был захоронен Адам, прародитель всего человечества, выгнанный из Рая по причине грехопадения. Кровь Христа, просочившаяся сквозь землю, попала на останки первого человека и искупила грехи.

Мраморная Кувуклия, сооруженная над Гробом Господним, включает в себя две части – пещеру, ставшую усыпальницей Иисуса, и Ангельский придел. Именно здесь в Пасхальную Субботу зажигают Священный огонь, который затем разносится по всей планете.

Посреди часовни стоит пьедестал с куском священного камня, отломанным ангелом. Во время литургии его используют в качестве престола. Вдоль стены горят лампадки – 15 штук в 3 ряда (по количеству исповеданий). Вход в Кувуклию декорирован мраморным порталом, по одну сторону которого изображен архангел Гавриил, а по другую – жены-мироносицы. Не меньшего внимания заслуживает и мраморный полог, расположенный в верхней части портала. Нанесенная на него надпись указывает на воскрешение Сына Божьего.

Главной же достопримечательностью часовни является Тридневное каменное ложе Христа, установленное в небольшой камере. Когда-то оно находилось в вольном доступе, но в 1812 году было закрыто мраморной плитой, защищающей святыню от вандалов. На полках, прибитых около Тридневного ложа, стоят иконы Воскресения – по одной от каждой православной конфессии.

Как добраться?

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) находится по адресу 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem. Попасть в него можно несколькими способами.

Пройти на территорию главной израильской святыни можно как с Христианского квартала, так и с ул. Сук Хан аз-Зейт.

  • №99, 13, 41, 19, 30, 20 транспортной компании «Эгед» – ходят до Яффских ворот Старого Иерусалима;
  • №38 – курсирует до Еврейского квартала;
  • №1, 2, 3 и 21 – останавливаются у Дамасских ворот.

Важно! Маршрут лучше уточнить на ресепшене отеля.

Надземное метро Иерусалима, больше напоминающее обычный трамвай, представлено одной веткой – «City Hall» — «Damascus Gate». Первая станция находится около Новых ворот. Вторая – возле Дамасских.

Этот вариант считается не только самым удобным, но и самым дорогим. Тем, кто хочет сэкономить, советуем выходить около Новых ворот – они ближе всего к Храму.

Время работы

График работы храмового комплекса в Израиле зависит от времени года.

Лето (апрель – сентябрь):

  • Пн.-сб. – с 5.00 до 21.00;
  • Вс. – с 5.00 до 20.00.

Зима (октябрь – март):

Важно! Более подробную информацию можно получить на официальном сайте: churchoftheholysepulchre.net/

Полезные советы

Решив посетить святыню, обязательно учтите несколько важных моментов:

  1. Наименьший наплыв туристов наблюдается ранним утром (около 8.00) и под вечер (16.00-17.00). В это время можно спокойно осмотреть достопримечательности, сделать снимки на память и прикоснуться к камню миропомазания в Храме Гроба Господня;
  2. Комплекс часто закрывают чуть позже указанного времени, поэтому не спешите покидать его территорию;
  3. Перед поездкой узнайте, не припадают ли на период вашего пребывания в Иерусалиме большие христианские праздники. Из-за огромного количества паломников попасть в церковь будет сложно;
  4. На ежедневных богослужениях могут присутствовать все желающие. Единственное условие – надлежащий внешний вид и соблюдение основных правил;
  5. В храме действует дресс-код, поэтому во время его посещения нельзя надевать короткие юбки, шорты, платья с декольте, обувь на каблуках, а также облегающие и слишком яркие наряды. Женщинам необходимо прикрыть голову платком;
  6. Не забудьте подобрать удобную и максимально закрытую обувь – ходить здесь придется много;
  7. Если вы хотите, чтобы ваших близких упомянули во время молитвы, напишите их имена на листе бумаги и отдайте его одному из монахов. Имен должно быть не более 10, падеж – именительный, текст – на кириллице. Лишних слов быть не должно, ведь записки читают священнослужители, не знающие русского языка.

И еще один нюанс. После посещения комплекса многие спрашивают, как использовать свечи из Храма Гроба Господня. Во-первых, нужно отметить, что продают их пучками по 33 штуки в каждом. Иерусалимские свечи принято поджигать от Благодатного Огня и гасить специальным колпаком либо голыми руками (задувать пучок нельзя). Далее связку везут домой, ни в коем случае не разделяя ее на части. Считается, что иерусалимские свечи хранят в себе животворящую силу и являются невероятно мощным оберегом. Мало того, эти же качества получает каждая свеча, зажженная от священной связки.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Израиль) – это не только важная историческая достопримечательность, но и главный символ христианской религии. Здесь все настолько пропитано духом того времени, что даже законченные атеисты начинают ощущать небесную благодать. Не верите?! Что ж, у вас есть все шансы испытать это на себе. Удачного вам отдыха и новых удивительных открытий!

Автор: Ольга Мусиенко

Обновлено: 19 Мар, 2019 Туры по Святым местам уже давно вошли в…

Обновлено: 3 Мар, 2019 Елеонская гора, тянущаяся с севера на юг вдоль восточной…

Обновлено: 27 Мар, 2019 Одним из священных мест для еврейского народа является гора…

Обновлено: 12 Сен, 2018 Ват Пхо – один из древнейших храмов Таиланда, в…

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) – главная святыня Иерусалима и всего христианского мира. Представляет собой целый комплекс построек, которые, как предполагается, были возведены на месте казни, погребения и воскрешения Иисуса. Храм располагается в старой части города, в Христианском квартале. Уже с IV века нашей эры он стал объектом массового паломничества верующих. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры православной церкви Иерусалима, которая базируется здесь в административных зданиях.

Одновременно с этим, Храмом Гроба Господня управляют сразу несколько христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад. Также, именно здесь каждый год проходит обряд схождения Благодатного Огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

Сэкономь на путешествии!

Видео: Схождение Благодатного Огня – 2016

История

Это место пользовалось особым почитанием еще во времена ранних христиан, первых массовых последователей учения Иисуса. Не забыли о святыне даже в тяжелые для Иерусалима дни, когда в 70 году нашей эры город был практически полностью уничтожен римской армией. Тогда храмовых построек здесь не было. Но уже в 135 году император Адриан приказал возвести на данной территории святилище, посвященное Юпитеру и Венере.

Культовые постройки существовали до того времени, пока византийский император Константин, к которому перешла власть над этими местами, не сделал христианство государственной религией. Его мать, правившая наравне с сыном, в уже достаточно преклонном возрасте приняла религиозное учение и отправилась в паломничество к Святой Земле. Считается, что главным толчком для этого стал сон Елены, в котором Бог велел ей совершить поездку в Иерусалим и вывести на всеобщее обозрение святые места, покрытые нечестивыми постройками.

Под руководством матери императора, а также Макария Иерусалимского – главного епископа, на месте языческого святилища были проведены раскопки. В их результате обнаружили Животворящий Крест, пещеру, в которой был похоронен Иисус, 4 гвоздя, а также табличку (титло) с надписью INRI, что означает «Иисус Назаритянин, царь Иудейский».

По преданию, Елена нашла сразу 3 креста. Чтобы определить настоящий, она поочередно прикладывала их к гробу с недавно умершим человеком, которого готовились хоронить. Когда она прикоснулась к покойнику настоящим распятием, моментально произошло чудо воскрешения.

Читайте также:  Легенда Тадж Махала

Иллюстрация, показывающая, каким был первый Храм Гроба Господня, построенный при царице Елене

На месте всех этих находок и был заложен первоначальный Храм Гроба Господня. В частности, были возведены Ротонда Воскресения под названием Анастасис, базилика Мартириум, а также сад Иосифа Аримафейского, где, как считается, и находится Голгофа. Освящение храмового комплекса прошло в 335 году в присутствии императора, его семьи, посланников духовенства нескольких стран.

«Недвижимая лестница» на литографии Дэвида Робертса, 1842 год

В 614 году персидский царь Хозров захватил город, при этом святыня была повреждена огнем, а главные ее реликвии присвоены завоевателями. После этого прискорбного инцидента в течение нескольких лет продолжались реставрационные работы, финансировавшиеся из казны жены Хозрова, которая была христианкой, а также византийского императора Ираклия. Именно он в 629 году отобрал реликвии и сам Иерусалим у захватчиков.

Гравюра, Эдвард Файнден, 1834 год

Уже в 636 году город постигла новая беда – арабское завоевание, однако халиф Умар ибн Хатаб не стал уничтожать храм и даже разрешил там регулярное проведение христианских служений. В начале XI века уже другой правитель, поддавшись антихристианским подговорам, приказал полностью уничтожить святыню. В результате были сильно повреждены гробница и базилика. К 1050 году храм снова перешел к византийским правителям – Константин Мономах приказал отстроить его.

Теперь это было значительно более скромное здание, которое вернуло свое былое великолепие только после завоевания Иерусалима Крестоносцами в XII веке. Храмовый комплекс был переделан в романском стиле, а все его постройки объединены одной крышей. Также проводилась реконструкция столпов Елены – основных опор в ротонде.

В дальнейшие годы, когда Иерусалим периодически переходил к мусульманским захватчикам, храм не пострадал. А вот землетрясения в 1545 и 1927 годах, пожар 1808 года нанесли серьезный урон всем постройкам, которые в XX веке были дополнительно укреплены стальными конструкциями, а также украшены новыми фресками. Именно в таком виде можно увидеть Храм Гроба Господня сегодня.

Молитвы в Храме Гроба Господня

Внешнее убранство современного Храма

Главный фасад находится с южной стороны и представляет собой выдающееся произведение искусства в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми. Функционирует лишь одна из них, тогда как вторая была закрыта кирпичной кладкой еще во времена мусульманского правления. Изначально здесь находились живописные барельефы, на сегодняшний день эти украшения пребывают в иерусалимском музее.

Недвижимая лестница, фасад храма

По правой стороне от действующей двери расположена могила Филиппа д’Обинье – рыцаря, который сопровождал Фридриха II при путешествии к святыне в XIII веке.

Монахини покидают Храм Гроба Господня в конце дня

Из внешних достопримечательностей Храма Гроба Господня можно отметить также Колонну Благодатного Огня. Это одна из опор левого, действующего входа, которая была расколота молнией – первым схождением Благодатного Огня в 1634 году во время празднования Великой Субботы. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, породившая в расколотой колонне Святой Огонь.

Вход в Храм Гроба Господня Крыша Храма Гроба Господня Верующие у входа Вид на Храм Гроба Господня

Большое внимание привлекает неприметная на первый взгляд деревянная лесенка, которая нижним своим концом упирается в карниз греческой части храма, а верхний ее конец ведет к окну армянского святилища. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно. Эта лестница присутствует уже на гравюрах XIX века. Данный артефакт является живым свидетельством неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Лестница называется “Недвижимой”.

Внутреннее устройство, распределение между конфессиями

Храм Гроба Господня испокон веков был предметом споров не только между мусульманами и христианами, но и между различными религиозными течениями. Сегодня святыня находится в совместном владении и управлении нескольких конфессий. При этом все главные и второстепенные помещения строго разделены между католической, греко-православной, коптской, армянской и сирийской христианскими церквями. Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Купол ротонды над кувуклией

Кроме того, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской династии Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход – семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну. Таким образом, арабы тоже принимают участие в жизни храма.

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также придел Трех Марий, часовня Вардана, могила Иосифа Аримафейского принадлежат армянам.

Отверстие в южной стене Кувуклии, через которое Благодатный огонь подается армянам.

Западный алтарь Кулуквии – коптам. Эфиопам – церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийцам отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима. Общее руководство всеми частями святыни, Кулуквией и Католиконом принадлежит православной церкви Иерусалима. Кроме того, каждый день поочередно почти все конфессии проводят свои службы у Гроба Господня.

Схождение Благодатного Огня

Благодатным называется особый огонь, который выносится из Храма Гроба Господня во время проведения торжественного богослужения в Великую субботу, накануне христианского пасхального воскресенья. Эта церемония символизирует выход Истинного света из Гроба, иными словами – воскрешение Иисуса. Считается, что огонь сходит с Небес после специальной молитвы представителя высшего духовенства Иерусалимской церкви.

Само нисхождение происходит в закрытой часовне, после чего от вынесенной лучины сотни присутствующих паломников зажигают свои связки свечей. В каждой из них ровно 33 штуки – по числу прожитых земных лет Христа. Действо транслируется в прямом эфире во многих государствах по всей планете. Считается, что год, когда Благодатный Огонь не снизойдет в иерусалимском храме, будет последним в истории человечества.

Схождение Благодатного Огня

Основные части святыни

Главными частями Храма Гроба Господня являются: Голгофа, место погребения Христа, Ротонда с большим куполом, где находится Католикон, Кулуквия, церковь Обретения Животворящего Креста, храм канонизированной императрицы Елены, а также несколько приделов.

Столб Бичевания на котором унижали Христа перед Смертью

Дополнительно здесь располагаются несколько христианских монастырей, множество галерей, вспомогательных и подсобных помещений. Все это фактически существует под одной кровлей.

Прямо около входа в нескольких шагах находится первая достопримечательность святыни – камень миропомазания. Считается, что именно здесь Никодим и Иосиф покрыли тело казненного Христа алоэ и смирной. За ним – кладка стены Собора Воскресения. Слева от камня находится вход в центральную ротонду храма. Именно здесь в центре пребывает мраморная Кулуквия – маленькая часовня, которая разделяет пространство ротонды на Придел Ангела и Гроб Господень. Со стороны первой части есть два неприметных окошка, через которые верующим передают Благодатный Огонь.

Современный вид Голгофы

Гроб Господень – место последнего упокоения Христа. В этой маленькой комнате находится вырубленное в скале Ложе, куда было помещено тело. Сегодня поверхность закрыта мраморной плитой, чтобы посетители не откалывали кусочки святого камня на сувениры.

Также особо почитаемым местом Храма Гроба Господня является Голгофа. Наверх следуют 13 ступеней, которые ведут в здешний храм. Предполагаемое место расположения креста Иисуса отмечено довольно крупным серебряным кругом, а два других, на которых были распяты разбойники, являются черными. В скале поблизости можно увидеть трещину. Считается, что она появилась в момент последнего вздоха Христа.

Мозайка, на которой изображено тело Христово на камне помазания после снятия с креста

Библия гласит, что на месте распятия ранее была могила Адама, череп которого закопал здесь Ной после Великого потопа. Кровь Христа, просочившись в землю, омыла останки, тем самым был искуплен первородный человеческий грех.

В храме Воскресения вы можете увидеть символический «пуп земли», на месте которого в полу вмурована каменная ваза. Рядом находится вход к месту обретения Креста. Считается, что именно здесь императрица Елена отыскала аутентичное распятие с гвоздями. Спуститься в это подвальное помещение можно по каменным ступеням.

Кувуклия Вход в Кувуклию Гроб Господень. Свечи горят на том месте где находилась Глава Христа. Хорошо видна поперечная трещина на мраморной плите. Трещина в скале (справа от православного престола, закрыта стеклом) – вспомним, что, когда Христос умер, случилось землетрясение и земля поколебалась Место, где был закреплен крест распятого благоразумного разбойника. Надпись на греческом языке – это цитата из Евангелия: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону» Камень Миропомазания (вид сверху) Постамент с частью священного камня. Часовня Адама, где через маленькое окошко можно увидеть расщелину идущую от места Распятия Христа

Часы работы и порядок посещения

С апреля по сентябрь двери Храма Гроба Господня открыты для посетителей с 5.00 до 20.00 каждый день. С октября по март вы можете осмотреть эту достопримечательность в промежутке с 4.30 до 19.00. Очень часто двери святыни закрываются немного позже официально указанного времени. Обратите внимание, что меньше всего туристических групп и в целом посетителей около 16.00-17.00 – это считается самым удачным периодом для спокойного осмотра достопримечательности.

Армянские священнослужители совершают молитву в приделе Разделения риз Христовых

Во время христианских праздников может быть крайне трудно попасть сюда из-за большого количества паломников. Присутствовать на ежедневных службах разрешается всем желающим при соблюдении правил подобающего поведения. Расписание богослужений можно узнать на месте.

При посещении храма Гроба Господня обязательно стоит одеться соответствующим образом: никаких обтягивающих или слишком ярких нарядов, коротких юбок и укороченных рукавов, шорт, глубоких вырезов, каблуков. Женщинам необходимо иметь головной убор.

Паломник может преклонить колена и поцеловать место, где был закреплен Крест Христов Помещения под храмом Малая церковь (кувуклия) под высоким куполом Храма Гроба Господня

Стоимость посещения

Бесплатно, также разрешено свободное фотографирование.

Адрес и контакты:
Адрес: 1 Helena Str., Old City, P.O.B. 186, Jerusalem.
Телефон: 972-2-6273314; 972-2-6284203.
Факс: 972-2-6276601

Как добраться

Чтобы добраться до Храма Гроба Господня, необходимо приехать в Старый город Иерусалима, пройти на территорию можно с улицы Сук Хан аз-Зейт, поворот на Сук аль-Даббага либо со стороны Христианского квартала.

Всё о Храме Гроба Господня

Подробно о Храме Гроба Господня в Иерусалиме: история, традиции, убранство, службы и достопримечательности

Храм Гроба Господня — главная святыня, а с IV в. место паломничества христиан всего мира.

Представляет собой комплекс построек, которые были возведены на месте Голгофы, где, по Писанию, был распят, погребён и воскрес Иисус Христос.

Последние пять стояний Крестного пути Иисуса Христа находятся под сводами Храма Гроба Господня.

Храм располагается в Старом городе Иерусалима, в Христианском квартале. Комплекс культовых сооружений также служит в качестве штаб-квартиры Иерусалимской православной церкви, которая базируется здесь в административных зданиях.

Храм Гроба Господня пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

Храм Гроба Господня находится в совместном владении и управлении нескольких христианских конфессий по сложной схеме, установленной много веков назад.

Все главные и второстепенные помещения строго разделены между (армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви). Все имущественные, а также территориальные права были закреплены в соответствующих договорах несколько веков назад.

Вид на Храм Гроба Господня. Иерусалим hoyasmeg, CC BY-SA 3.0

Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

В Храме Гроба Господня каждый год проходит обряд схождения Благодатного огня, телетрансляция которого осуществляется по всему миру и имеет огромное значение для всех верующих.

22 марта 2017 г. после 9-месячной реставрации была открыта обновленная Кувуклия с Гробом Господним.

Внешнее убранство

Фасад

Главный фасад находится с южной стороны храма и выполнен в романском стиле XII века. Здесь расположен вход с двумя большими дверьми, их которых открыта лишь одна, вторая была закрыта кирпичной кладкой во времена мусульманского правления.

Фасад Юкатан, CC BY-SA 4.0

Когда-то здесь находились живописные барельефы, сегодня они хранятся в иерусалимском музее.

Капелла франков

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков, в которой когда-то был отдельный вход на Голгофу.

Капелла франков Britchi Mirela, CC BY-SA 4.0

Здесь расположена могила рыцаря Филиппа д’Обинье, который сопровождал Фридриха II во время путешествии в Иерусалим в XIII веке.

Под Капеллой франков расположена неприметная дверь в часовню Марии Египетской. Правее дверь в армянскую часовню ап. Иоанна.

Ключи от храма

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от главного входа Храма Гроба Господня еще с 638 года переданы на постоянное хранение арабской семье Джуди, а право отпирать каждый день этими ключами вход — семье Нусейба. Эта привилегия уже много веков передается от отца к сыну вот уже девять веков.

Недвижимая лестница

О разногласиях между конфессиями напоминает деревянная лесенка, которая нижним концом упирается в карниз греческой части храма, а верхним в окно армянскоой части. Установлена она была для удобного доступа монахов на верхние этажи, но в какое именно время неизвестно.

«Недвижимая лестница», Храм Гроба Господня. Ekabhishek, CC BY 2.0

Лесенка — свидетельство неукоснительного соблюдения древних традиций и соглашения (Status quo) о том, что ни один элемент храма не может быть изменен без единогласного решения. Она таки называется «недвижимой».

Рассечённая колонна и благодатный огонь

Второе напоминание о распри между конфессиями — Рассечённая колонна . Это одна из опор входа, которая была расколота молнией при схождении Благодатного огня в 1634 году. В этот день между православными и армянскими христианами возник спор о том, кто имеет право первым провести службу. Во время этих препирательств из грозовой тучи ударила сильнейшая молния, которая и расколола колонну.

Внутреннее устройство

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Голгофа

К Голгофа ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

Гогофа Другие города, CC BY-SA 4.0

На Голгофе расположены католический и православный приделы, под алтарем последнего есть отверстие земле, обозначенное серебряным кругом, где стоял крест. Через это отверстие можно ладонью прикоснуться к Голгофе. Два черных круга указывают на места, где стояли кресты благоразумного и безумного разбойников, казненных вместе с Иисусом Христом.

По приданию под Голгофой был похоронен Адам, прародитель рода человеческого, изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность всему человеческому роду.

Голгофа. Алтарь гвоздей Другие города, CC BY-SA 4.0

Прямо под Голгофа находится часовня Адама. Расщелина, образовавшаяся при землетрясении, через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама. В находящейся рядом греко–православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

Stabat Mater Kyle Taylor, CC BY 2.0

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами («Stabat Mater dolorosa» — стояла Мать скорбящая).

Камень помазания

Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

У Камня помазания Другие города, CC BY-SA 4.0

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами как богатый, но добрый человек, принявший веру Иисуса и после казни упросивший Пилата отдать ему тело Христа.

Читайте также:  Что привезти из Индии? Подарки и сувениры из Индии

Многие паломники собирают платками Другие города, CC BY-SA 4.0

Гробница Иосифа Аримафейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив коптского придела, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, пострадавший во время пожара в 1808 году. Справа расположен вход в небольшую пещеру — место погребения свв. Иосифа Аримафейского и Никодима.

Кувуклия и Гроб Господень

Над Гробом Господним стоит мраморная часовня — Кувуклия, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный огонь. Она состоит из двух частей — придела Ангела и пещеры Гроба Господня.

Кувуклия, современный вид Eman, Public Domain

До 22 марта 2017 г. Кувуклия снаружи была усилена металлической стяжкой, поскольку сооружение подвергалось воздействию землетрясения и пожара.

Коптский придел

Коптский придел не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена с небольшим отверстием в Кувуклию Считается, что придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В приделе Обретения Креста установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Крест над Храмом Гроба Господня Markus Bollen, CC0 1.0

Крест был найден св. царицей Еленой в 325 году. Поиски привели ее на Голгофу. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены.

Пуп Земли

Прямо напротив входа в Кувуклию, стоит прикованная цепью каменная ваза, называемая «Пуп Земли».

Пуп Земли

Пуп Земли символизирует центр духовных устремлений христиан всего мира к главной святыне — месту последних событий жизни Христа, месту его смерти и воскресения.

Управление святынями

В управлении католиков находятся Алтарь Гвоздей, церковь явления Воскресшего Господа Пресвятой Деве Марии, северная часть второго яруса Ротонды и галерея, южный предел Голгофы, престол Магдалины, часовня обретения Креста, францисканский монастырь.

Храм Елены, 8 колонн Ротонды, южная часть ее второго яруса, престол Жен-мироносиц а также Киворий трех Марий, часовня Вардана, гробница Иосифа Аримафейского принадлежат армянской церкви.

Западный алтарь Кувуклии — коптской церкви. Эфиопской церкви — церковь Четырех апостольных животных, монастырь на вершине храма Елены. Сирийской церкви отведено право проводить свои службы в праздники и воскресенья в армянском пределе Никодима.

Над Камнем помазания горит 8 неугасимых лампад: 4 греческих, 2 армянских, 1 католическая и 1 коптская. Другие города, CC BY-SA 4.0

Общее руководство всеми частями святыни, Кувуклией и Католиконом принадлежит Иерусалимской православной церкви.

Реставрационные работы

22 марта 2017 года завершились реставрационные работы храме Гроба Господня, обновленная церковь открыта официально.

Группа греческих реставраторов под руководством архитектора Антония Моропуло работала в течение девяти месяцев и сосредоточила усилия на укреплении и сохранении Кувуклии.

Это первая реставрационная работа с 1810 года, когда храм был восстановлен и перестроен после пожара. Работы стали возможными после достижения соглашение между католической, православной и армяно-григорианской конфессиями, которые отвечают за содержание Кувуклии. Все шесть христианских конфессий, делящих между собой храм Гроба Господня, а также иорданский король Абдалла внесли денежные средства в размере 4 млн долларов.

С июля 2016 года в храме работали 50 специалистов из Афин, которые ранее восстанавливали Акрополь в столице Греции и церковь Святой Софии в Стамбуле.

В октябре 2016 года ученые впервые за 450 лет сняли плиту с погребального ложа в Кувуклии, которая появилась там в 1555 году для защиты камня от паломников. После очистки ложе снова было накрыто мраморной плитой.

История Храма Гроба Господня в Иерусалиме.

9. Храм Комнина (1810—. ).

Это РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ к ненаписанной главке, выложенные для того, чтобы желающие могли пользоваться ими на условиях правил публичности этого сайта, т. е. в некоммерческих целях и с корректной ссылкой на источник*.

«Когда 30-го сентября (12 октября) 1808 года пожар в храме уничтожил купол и нанес значительные повреждения, чудом не пострадал только лишь Кувуклий, Россия оказалась чуть ли не единственным государством, откликнувшимся на эту беду. Она заплатила 2,5 миллиона рублей за право ремонта и 1,5 миллиона за сам ремонт. Но реставрационные работы были поручены греческому архитектору, который не отличался ни особым инженерным талантом, ни художественным вкусом. Он утяжелил здание тупыми пилястрами, заблокировал многие окна. Католики же тогда практически не участвовали в восстановлении своей Святыни, несмотря на то, что Храм для них был не менее дорог, чем для православных, но их ревность, к сожалению, не разделяли правительства западных государств, которые в это время были всецело поглощены Наполеоновскими войнами. Францисканцы, обратившиеся за помощью к Бонапарту, получили от него мизерную милостыню, зато Наполеон не стеснялся получать от Церкви дары и помощь в подготовке своих новых войн. В весьма примитивном вычурном вкусе с луковицеобразным куполом был восстановлен Кувуклий, который некоторые пилигримы описывали как большой мраморный киоск. Помещение Кафоликона было со всех сторон закрыто сплошными стенами, что препятствовало естественному освещению храма, придавая ему мрачный вид. Сильное землетрясение 1927 года, в очередной раз причинило значительный ущерб зданию, ремонт которого продолжается и по сей день»*.

1809—1810 — архитектор Комнин из Митилены всё перестроил*.

«По сообщению проф. Кондакова в 1810 году латиняне, после того, как им удалось восстановить через суд свои права на участие в храме Воскресения, отнятые у них благодаря проискам греков перед турецкими властями, свое водворение в храме начали с того, что “вошли во святой кувуклий и выбросили из него греческие [с. 38:] иконы, кресты, подсвечники, лампады; иконы были закрыты, к кувуклию поставлен был сторож… На месте обретения св. креста алтарь был разобран, мраморные плиты кувуклия выломаны… Рукопашные схватки и новые хождения по мукам повторялись в 1811, 1815, 1817 и последующих годах”». [58]»*.

Одно из первых описаний нового Кувуклия оставил англичанин Уильям Тёрнер, зарисовавший схему его ок. 1815 года:

Гробница (Кувуклия) в храме Гроба Господня в Иерусалиме, рис. 1815 г. из кн.: William Turner. Journal of a Tour in the Levant, Vol. 2, 1820 [656]. A. Window from which the Greek and Armenian bishops give out the holy fire. B. Stone on which sat the angels who appeared to the women it is raised on a pillar. C. The tomb. D. The church of the Copts. E. Lamps. F. Apartment [p. 169:] where the angel appeared to the women. G. Inner apartment containing the tomb. H. Pillars at the entrance containing inscriptions by which the Greeks call the tomb “Ίων Ρωμάιών,” or their own. I. The entrance. The tomb lies exactly east and west. The form of the tomb (i. e., of the two chambers, the whole together) is a long horse-shoe.

. the tomb is an Ottoman Baroque kiosk, erected in 1809-10 by Nikolaos Komnenos, a Greek architect practising in Constantinople. Komnenos building is the fourth in a sequence of four aediculae, “little houses” which have covered and protected the rock-cut tomb of Christ ever since its discovery by the Emperor Constantines workmen in 325-6 CE.

The present edicule has suffered much over the 190 years since it was built. For 40 years, the rains and snows of Jerusalem winters poured down on it through the open eye of the dome immediately above. The water rotted the iron cramps which fastened the stones of Komnenos edicule. In 1868, the dome was rebuilt and the opening shielded by a cover, probably for the first time since a dome was first erected over the tomb, at the end of the fourth century CE. But the damage had been done. Gradually the edicule settled under the weight of the heavy vaults Komnenos had erected over the two compartments inside the tomb, the Chapel of the Angel and the tomb chamber itself. The earliest known photograph of the edicule, taken in 1869-70 and looking along its north side, shows that the stonework was then already bulging outwards under its own weight. /. /

In 1926 /. / investigation showed that within the 19th-century skin there was an earlier edicule. Recent discoveries suggest that the remains of several earlier edicules survive one inside another, like the skins of an onion.

. the church was severely damaged in the great earthquake of 1927, the edicule held fast. For the next 40 years the whole church was a forest of scaffolding. Even to get in, one had to pass under the raking shoring which prevented the Crusader south front from collapsing into the courtyard. /. / In March, 1947, as the last of the Mandate governments many actions in the care of the Church of the Holy Sepulchre, the Public Works Department wrapped the edicule in a cradle of steel, the girders inscribed “Burn Steel India Scob” (“Steel Company of Bengal”) /. /

[In 1997] In the Coptic rooms south-west of the edicule, a fine opus sectile floor of pieces of black and white marble set in a geometric pattern has been uncovered, dating probably from the reconstruction of the church following its destruction by the Fatimid Caliph al-Hakim in 1009. /. /

* M. Biddle. The Tomb of Christ [http://www.mfa.gov.il/MFA/MFAArchive/1990_1999/1999/9/The%20Tomb%20of%20Christ]

О новой планировке храма в целом дают представление схемы Кёрзона (ок. 1834) и Тиссо (1880-е):

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра ок. 1834 г. из кн.: Robert Curzon. Visits to Monasteries in the Levant, 1849 [659]

План Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Рис. J. James Tissot 1880-х гг. [450]

На рис. обозначены: 1. дворик перед входом; 2. место, где Богоматерь и св. Иоанн стояли во время распятия; 3. врата входа в храм; 4. помещение турецкой стражи; 5. место, где стояли три Марии; 6. гробница Иосифа Аримафейского; 7. коптская часовня; 8. гробница Спасителя; 9. часовня Ангелов; 10. алтарь Видения Богородицы; 11. место, где стояла Мария Магдалена; 12. место, где Христос явился Марии Магдалене; 13. пещера, где ждал Христос, пока шли приготовления к распятию; 14. часовня Лонгина; 15. часовня Жребия о ризах Христа; 16. часовня св. Елены; 17. часовня Обретения Креста; 18. место, где молилась св. Елена; 19. предполагаемый центр мира; 20. камень помазания; 21. вход в часовню Адама; 22. алтарь с отверстием, куда был водружён Крест; 23. расщелина, разорвавшая скалу в момент смерти Христа; 24. алтарь Матери стоящей; 25. место, где Иисуса Христа пригвоздили к Кресту

Внутреннее устройство восстановленного храма и распределение его частей между разными христианскими церквями после серии их судебных тяжб 1810-х гг. хорошо представляет схема из книги Дж. Уильямса (1845):

Распределение Храма Гроба Господня в Иерусалиме между конфессиями. Гравюра L. Dower из кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem. 1845 [893]

/hram_gr_gdn_1810s.jpg, неотделан! зазеркален. / Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [909]

Окрестности храма Гроба Господня. Литография Louis Haghe по рис. David Roberts в кн.: The Holy Land, Syria, Idumea, Arabia, Egypt and Nubia. 1842 [919]. Известны два других интересных цветовых варианта этого рисунка: литография 1849 [920] и раскрашенная гравюра E. Rouargue 1852 [156].

Храм Гроба Господня. Раскрашенная гравюра E. Challis по рис. W. H. Bartlett, в кн.: The Decline and Fall of the Roman Empire, ок. 1845 [157]

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме с севера, вдоль Христианской ул. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem. 1845 [894]

Вид на Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Hage E. Spanier по рис. F. W. Conrad 1854 г. из его кн.: Reizen naar de Landenge van Suez, Egypte, het Heilige Land. 1859 [899]

Вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. A. Picken по рис. W. F. Witts в кн.: George Williams. The Holy City; or, Historical and Topographical Notices of Jerusalem. 1845 [892]

Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [631]

План-разрез Храма Гроба Господня в сопоставлении с состоянием в 33 г. н. э., илл. из кн.: Robert Willis. The Architectural History of the Church of the Holy Sepulchre at Jerusalem. 1849 [881]

Фасад Храма Гроба Господня, раскрашенная гравюра E. Finden и C. Stanfield, 1835, по рис. с натуры C. Barry [162]

Западный проход к Храму Гроба Господня. Гравюра из кн.: Thomas Wallace Knox. Backsheesh. 1875, p. 427 [494]

Фасад Храма Гроба Господня (фото конца 19 в.) [163]

Заложенный западный вход в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [632]

Вид изнутри у входа в Храм Гроба Господня в Иерусалиме. (Зазеркален. ) Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [911]

Капелла Адама Храма Гроба Господня в Иерусалиме. (Перенести в гл. 6. ) Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [635]

Капелла св. Креста Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [634]

Кувуклия в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. (Зазеркален. ) Акватинта Georg Doebler (тж. Jiří Döbler) по рис. de Forbin 1817—18 (?) из атласа иллюстраций к кн.: L. N. P. A. de Forbin. Reise nach dem Morgenland. Prag, Bohmann Erben, 1823—1825 [913]

Кувуклия. Литогр. J. M. Bernatz из кн.: Dr. G. H. von Schubert. Afbeeldingen van het Heilige Land bestaande uit veertig gezigten. Amsterdam, 1839 [742]

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Литогр. Louis Haghe по рис. David Roberts, 1842 [652]

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме (Chapel of St. Helena, Crypt of the Holy Sepulchre, Jerusalem). Рис. David Roberts, ок. 1842 [653]

Капелла царицы Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [636]

Церковь св. Елены Храма Гроба Господня в Иерусалиме. По картине В. Д. Поленова, 1882 [651]

Гробницы Никодима и Иосифа в Храме Гроба Господня в Иерусалиме (с ошиб. подписью «Место обретения св. Креста»). Гравюра из кн.: J. N. Sepp. Jerusalem und das heilige Land. Bd. 1, 1863 [637]

Цистерна обретения Креста в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Гравюра из: The Sunday at Home, Vol. 11, 1864 [931]

«Стены за Камнем Помазания раньше не было, ее построили в 19 веке для поддержания статус кво между конфессиями»*.

Читайте также:  Новый год в Индии

«In 1834 and 1836, two earthquakes damaged the church. The repairs from this damage began in 1867-1869 after a great delay, but the temple dome is finally renovated through the assistance of the Russians, the French and the Turkish. The 1808 fire did not reach the interior of the edicule, and the marble decoration of the tomb dates mainly to the 1555 restoration. The current dome dates from 1870.

In more recent times, the small dome was destroyed in 1927 by an earthquake registering 6.3 on the Richter scale. In 1931-33 the church was rebuilt through the financial assistance of the Greek State. In 1948 the big dome of the Church was damaged and repaired within the same year. By 1958, after an agreement between the three churches of Jerusalem (the Greeks, the Armenians, and the Catholics), extensive modern renovations began, including a rebuilding of the big dome (1978-1985) and a redecoration of the big dome (1994-1997). In 1995 the exterior of the dome of the katholikon was repaired with copper, and restoration works continue to the present time»*.

«11 тюля 1927 года произошло землетрясение силой 6.2 баллов, эпицентр которого находился в северной оконечности Мертвого моря. Пострадали города Шхем, Рамалла, Лод, Хеврон, Иерусалим и Тверия. Течение реки Иордан, также как и при землетрясении 1546 года было перекрыто на 20 часов. В Мертвом море были замечены большие куски битума. В Израиле и Трансиордании погибает около пятисот человек, около тысячи человек ранено»*.

* Альфред Грибер. Землетрясения в истории Израиля [http://www.proza.ru/2012/10/12/90]

«Значительные пожары с последующими восстановительными работами происходили также в 1868 и 1947-1949 гг.»*.

* Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с. 474-476. [http://www.hrono.info/religia/monastyri/grobagosp.php]

«In the 1960s and 1970s, the church itself was brilliantly restored by a common technical bureau working for the three main communities. The columns, walls, and dome of the rotunda were all restored as a part of this programme»*.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня – одно из самых значимых мест для всех представителей христианства, так как оно напрямую связано с пришествием Христа. Ежедневно в Иерусалим приезжают тысячи людей, которые утверждают, что ощущения после посещения храма невозможно передать словами, ведь все вокруг пропитано духовностью, и никакие картинки не передадут красот, присущих настоящему виду церковного комплекса.

История создания Храма Гроба Господня

Храм был построен тысячи лет назад, так как для христиан это место всегда было святыней. В 135 году в районе пещеры воздвигли храм Венеры. Первая же церковь появилась благодаря св. царице Елене. Новый храм раскинулся от Голгофы до Животворящего Креста.

Весь комплекс состоял их отдельных строений. К ним относились:

  • храм-мавзолей округлой формы;
  • базилика с криптой;
  • перистильные дворы.

Фасад Храма Воскресения и его убранство были живописно украшены. Процесс освещения проходил 13 сентября 335 года.

В 614 году Израиль подвергся нападениям войск Персии, после чего священный комплекс был захвачен и частично разрушен. Реконструкция завершилась к 626 году. Спустя десятилетие церковь вновь была подвергнута нападению, но в этот раз святыни не пострадали.

В начале 11 века Храм Гроба Господня был разрушен Аль-Хакимом би-Амруллахом. Позднее Константин Мономах получил разрешение на восстановление святого собора. В результате он построил новый храм, но он в разы уступал предшественнику по своему величию. Строения больше напоминали отдельные часовни, по-прежнему основным сооружением осталась ротонда Воскресения.

Во времена Крестовых походов комплекс был заново отстроен с применением элементов романского стиля, в результате чего новый храм вновь охватил все святые места, связанные с пребыванием Иисуса в Иерусалиме. В архитектуре также прослеживалась готика, но частично сохранился и первозданный вид собора с колоннами, называемыми «столпами Елены».

В середине 16 века отстроенная колокольня несколько снизилась из-за землетрясения. В это же время храм был расширен силами монахов-францисканцев. Они также занялись внутренним убранством кувуклии.

В 1808 году вспыхнул пожар, из-за которого шатер над мавзолеем и кувуклия значительно пострадали. Ремонт длился около двух лет, после чего разрушения были исправлены, а в 60-х годах 19 века куполу придали форму полусферы, отчего он стал похож на Анастасис, созданный Константином Великим.

В середине 20 века в планах была глобальная перестройка храма, но осуществить задуманное не получилось из-за ВМВ. В 1959 году началась масштабная реставрация, позднее, к концу века изменениям подвергли и купол. В 2013 году из России был доставлен последний из колоколов, который установили на запланированное место.

Конфессии и установленные ими порядки

Так как храм является основой христианства, шесть конфессий имеют права на проведение службы внутри него. У всех из них есть собственный придел, каждой отведены определенные часы для молитв. Так, православной церкви отданы Голгофа и Кафоликон. Литургия в Кувуклии проводится по очереди в разные часы.

Чтобы царила мирная ситуация во взаимоотношениях конфессий, ключи от храма переданы мусульманской семье с 1192 года. Право открывать врата отдано другой мусульманской семье. Хранители ключей неизменны, а обязанности в обоих случаях передаются по наследству.

Интересные факты, связанные с Храмом

За всю историю храма было накоплено множество достопримечательностей, имеющих значимость для представителей разных конфессий. В ходе экскурсии нередко показывают Недвижимую лестницу, установленную между верхними частями здания. Ранее она использовалась монахами для быстрого входа, сейчас ее не убирают, так как она является символом установившихся порядков между конфессиями. Опора лестницы на православной территории, а ее конец приставлен к части, принадлежащей армянской конфессии. Вносить изменения в конструкцию храма можно только с согласия представителей шести конфессий, поэтому убирать этот элемент из прошлого никто не решается.

Одна из колонн фасада Храма Господня расколота. Это одно из чудес, описанных преданием. Возникла трещина в 1634 году в день Великой субботы. Из-за разницы в числах празднования Пасхи между конфессиями разразился конфликт, из-за которого православных прихожан не пустили в храм для проведения церемонии схождения Благодатного Огня. Пришедшие на богослужение молились прямо у стен собора, в результате чего от удара молнии из расщелины вспыхнул Святой Огонь. По православным обычаям от Благодатного Огня нужно зажечь 33 свечи, которые по завершении службы забирают домой для очищения и защиты семейного очага.

Обычно туристам интересно взглянуть на Камень Миропомазания, куда был принесен Иисус после распятия. Такое название он получил, потому что на него возложили тело для обмазывания маслами перед погребением. Красивейшая икона-мозаика украшает стену напротив Камня Помазания. В ходе экскурсии обязательно рассказывают об иконе Божьей Матери и части иконы Скорбящей Божьей Матери.

В помощь туристам

Туристы, приехавшие в Иерусалим, задаются вопросом, где находится Храм Гроба Господня. Его адрес: Старый город, Христианский квартал. Пропустить комплекс просто невозможно, для этого не нужно спрашивать описания у прохожих. Часы работы в 2016 году отличаются в зависимости от времени года. Весной и летом находиться на территории можно с 5 до 20 часов, а осенью и зимой – с 4:30 до 19:00.

Каждый желающий может приобрести памятные сувениры, купить записки о здравии или сделать незабываемые фото. Впрочем, сам факт посещения храма оставит после себя массу эмоций, что говорить о тех счастливцах, которым довелось поприсутствовать на одном из обрядов, например, венчании.

Храм Гроба Господня в Иерусалиме

18 окт 2019 – последняя актуализация статьи

Иерусалим – святой город трех религий, и у каждой религиозной конфессии в городе свое главное священное место. У иудеев – это Стена Плача, у мусульман – это мечеть аль-Акса, а у христиан – Храм Гроба Господня. В этом обзоре речь пойдет об этом христианском храме.

Мы будем рассказывать о Храме Гроба Господня как о туристической достопримечательности, не углубляясь в религиозные детали. Паломничество – это отдельная тема для разговора, а jj-tours.ru все-таки является туристическим сайтом.

Храм Гроба Господня расположен на том месте, где был распят и погребен, а затем воскрес Иисус Христос. В день Великой Субботы в канун Пасхи здесь проводится специальное богослужение, и зажигается Благодатный огонь.

Последний путь Христа (Виа Долороза) содержал 14 остановок. Последние пять предположительно происходили там, где сейчас расположен Храм Гроба Господня. Здесь находится холм Голгофа, на котором Иисус был распят на кресте. Здесь же находится место расположения гробницы, где его тело было захоронено.

Цифры и факты

Храм Гроба Господня не принадлежит какой-то одной христианской конфессии. Здесь совершают службы представители шести церквей: греческой-православной, армянской, коптской, католической, эфиопской и сирийской.

Никто не имеет права производить в храме какие-либо изменения. Наглядным доказательством тому служит лестница у одного из окон на фасаде (см. фото). Она так и называется “Недвижимая лестница”, и она служит символом того, что ни одна из шести церквей не может что-то изменить в обстановке храма без одобрения остальных. Эта лестница стоит здесь с 18-го века. Обязательно обратите на нее внимание.

Ни одна из конфессий не владеет ключами от храма. Ключи хранятся в арабской мусульманской семье. Каждый день представитель семьи Нусейбе открывает храм, а каждый вечер закрывает его. Процедуру закрытия может посмотреть каждый турист или паломник, а процедуру открытия нет, так как вначале отпирается дверь храма, а уже потом внешние ворота двора.

Обязанность следить за Храмом Гроба Господня семье Нусейбе поручил арабский халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 637 году. С тех пор только они имеют право открывать и закрывать главные ворота. Однако семья Нусейбе не владеет ключами, хранение поручено другой семье – Джуда, которую уполномочил в этом турецкий султан в 16-м веке.

За порядком внутри следят охранники-мусульмане, которых называют “кавасы”. Их легко узнать по палкам, которыми они стучат об пол, и по фескам (на фото слева). Мусульмане обеспечивают порядок в храм уже 500 лет, с того момента, когда Иерусалим вошел в состав Османской Империи (турок).

Такое активное участие мусульман в жизни Храма Гроба Господня только к лучшему. Они не дают ни одной христианской конфессии доминировать.

В списке конфессий нет Русской православной церкви, но службы на русском языке в Храме Гроба Господня проводятся. Русские священники используют права и места богослужений Греческой православной церкви.

Протестантские церкви не имеют доступа к Храму Гроба Господня, и они считают настоящим местом погребения и воскрешения Христа другое место – Садовую могилу в Иерусалиме.

Первый христианский храм на этом месте был возведен еще в 335 году, с тех времен он много раз перестраивался. Очень немногие элементы остались тут с 4-го века. 2000 лет назад это место располагалось за пределами городской стены города Иерусалим, но позже город разросся и сейчас Храм Гроба Господня находится в Христианском квартале Старого Города Иерусалима.

Как добраться

Нужно доехать до Старого Города, войти в одни из ворот и найти Христианский квартал.

Проще всего доехать на такси, но израильское такси стоит недешево. В этом случае просите довезти до Новых ворот, они ближе всего к Храму Гроба Господня.

Второй вариант – легкое метро Иерусалима, хотя гораздо больше этот вид транспорта похож на обычный трамвай. Сейчас в нем всего одна ветка, точно не заблудитесь. Станция “City Hall” находится рядом с Новыми воротами. Станция “Damascus Gate” находится рядом с Дамасскими воротами.

Третий вариант – на автобусе. Автобус 38 привезет вас в Еврейский квартал. Автобусы 1, 2, 3 и 21 останавливается у Дамасских ворот. Есть еще несколько автобусных маршрутов, которые останавливаются около Старого Города, но за них мы не ручаемся. О них лучше спросить на рецепшн вашего отеля.

Кого пускают внутрь

В Храм Гроба Господня доступ открыт всем вне зависимости от национальности и вероисповедания.

Сколько стоит вход

Часы работы

Храм открывается в 4-30 утра, а закрывается в 19-30.

Сколько планировать времени

Если ваша цель – просто посмотреть все интересное внутри, то двух часов хватит. Исключение составляют только праздники, и особенно Пасха, когда даже на вход стоят огромные очереди. Если вы еще хотите помолиться или послушать службу, то уже решайте сами, сколько времени дополнительно понадобится.

Дресс-код

Аналогичен дресс-коду в обычных православных церквях. Женщинам можно входить в Храм Гроба Господня в брюках, но главное – не забывать платок на голову.

Что смотреть внутри – Голгофа

Голгофа – это холм, на вершине которого был распят Иисус Христос. Сейчас весь холм уже скрыт за постройками храма, но небольшой участок его поверхности можно посмотреть и даже потрогать.

Сразу после входа справа находится лестница, ведущая вверх к главному алтарю на Голгофу. Поднявшись по ступеням, туристы и паломники попадают на предполагаемое место, где стоял крест, на котором был распят Иисус.

Здесь обустроен алтарь, на заднем плане стоит крест с изображением Иисуса (на фото слева) – это и есть предполагаемое место нахождения креста. В метре перед крестом находится престол, и под ним расположено отверстие. В это отверстие паломники засовывают руку, чтобы прикоснуться к камням холма Голгофа.

Рядом с алтарем можно поставит свечку за упокой, а недалеко слева находится православная часовня со статуей Марии, где можно ставить свечки за здравие.

Внизу – в основании холма находится предел Адама (часовня Адама). Здесь за стеклом можно посмотреть на сам холм Голгофа. Есть легенда, что Ной взял с собой в Ковчег череп Адама – первого человека. Потом Ной захоронил череп в холме Голгофа, предвещая тем самым место будущих событий Нового Завета.

Что смотреть – Камень Миропомазания

Он находится недалеко от входа (на фото справа). Он представляет собой каменную плиту, на которую положили тело Иисуса после снятия с креста. Его легко можно узнать, так как около него много людей, трущих его носовыми платками или другими кусками материи.

Настоящий Камень Миропомазания источает миро – смесь масел, и этим он считается чудодейственным. Столетиями паломники использовали это миро для освещения предметов, и часто пытались отколоть кусочки камня. По этой причине Камень Миропомазания сейчас недоступен, он накрыт сверху гранитной плитой.

Современные паломники освещают предметы, помещая их уже на эту защитную мраморную плиту.

Что смотреть – Кувуклия

Это небольшая часовня в том месте, где предположительно находилась гробница Иисуса (на фото ниже). Именно здесь во время Пасхи нисходит Благодатный Огонь.

Это самое посещаемое место в Храме Гроба Господня, сюда выстраивается очередь. Чтобы войти внутрь, будьте готовы стоять в этой очереди до 30 минут. Посетителей пускают внутрь по два человека и всего на минуту.

Внутри находятся два помещения. Первое называется “Предел Ангела”, здесь находится кусок камня, закрывавшего вход в гробницу Христа. Второе называется “Гроб Господень” и здесь находится мраморная плита, которая накрывала гроб. Именно на этой плите нисходит Благодатный огонь.

В храме находятся несколько других часовен, которые принадлежат разным конфессиям. Их также интересно посмотреть.

Пара важных моментов

— Если отдыхаете на курорте Эйлат, то нужно доехать до Иерусалима. Как это сделать, читайте в нашей статье «Как добраться из Эйлата в Иерусалим»;

— О дресс-коде и правилах поведения в религиозных учреждениях читайте в нашей статье «Что нельзя туристам в Израиле».

Удачного посещения святынь Иерусалима, и читайте другие наши статьи об Израиле (ссылки ниже).

Ссылка на основную публикацию