Храм Байон в Ангкоре, Камбоджа

Храм Байон

Байону нет равных во всей стране, находится Ангхор-Тхом недалеко от главных ворот и основан храм был в 7-8 веке во времена властвования Джаявармана VII.

За звание самого любимого туристического объекта храм Байон соперничает с Ангкор-Ватом. Оба они имеют нечто общее, хотя совершенно отличаются в архитектурном решении. Храм совсем не видно с первого взгляда, так как он скрыт от посторонних густыми джунглями. Поэтому его реальное расположение не было известно с самого начала.

Но когда храм, наконец, нашли, то перепутали с древним городом, возведенным еще во времена Яшовармане I. Однако в 1925 году после долгих исследований Байон был отнесен к буддистским храмам. Датой его основания считают 7 век. Но, несмотря на это он до сих остается одним из самых загадочных мест в мире, так как символика и архитектура сооружения до сих пор не разгадана.

Несмотря на продолжительные раскопки и исследования, у ученых совершенно нет никаких данных о том, как и кем был построен храм. Известно лишь то, что во время второго этапа строительства Байон был расширен, а во время третьего периода возведения был создан окончательный вариант храма, дошедший уже до наших дней. Вся архитектура Байона буквально кричит о его величии. Все его элементы так удачно подобраны, что создается ощущение баланса и гармонии здания.

Байон имеет 54 башни, в которых собраны более 200 святых ликов. Такое обилие создает поистине королевский вид храму. Практически каждое лицо, изображенное на стенах, посвящено правителю Авалокитешвары. Особенностью изображения правителя стали широкий лоб, толстые губы и опущенные глаза.

Самой главной особенностью Байона стало полное отсутствие защитных укреплений и стен. Защищала храм лишь только стена, ограждающая город. По первоначальному плану здание должно было состоять из трех уровней. На первом и втором находились обычные квадратные помещения, украшенные барельефами, а вот на третьем располагалось святилище округлой формы.

Поначалу, кажется, что в плане нет ничего сложного, но на самом деле если углубиться, то можно заметить сложнейшую систему помещений, коридоров и лестниц, объединенных таким образом, что когда находишься внутри, невозможно понять на каком ты ярусе. Из минусов сооружения можно отметить лишь низкие потолки и тусклое освещение из-за необычного расположения окон.

Войти в храм можно по специальному коридору. Первое открывшееся помещение представляет собой прямоугольную галерею, в которой можно увидеть восемь башен, созданных в форме креста. Внутреннее убранство имеет уникальный стиль, непохожий на остальные подобные храмы. В помещениях собраны изображения апсар, находящиеся в рамах, напоминающих треугольник.

Следующие галереи, украшенные барельефами, имеют высокие потолки, так как находятся сразу на нескольких ярусах. Такое расположение иногда затрудняет доступ внутрь. При подобной структуре все помещения можно сравнить с лабиринтом.

На первом ярусе были созданы две большие библиотеки.

На втором ярусе в помещениях с барельефами, по углам построены башни в форме креста. Третий ярус со святилищем представляет собой архитектурное произведение искусства и самое главное место во всем храме. Здесь собрано больше всего изображений святых, производящих неизгладимое впечатление. Круглое святилище имеет нестандартную для архитектуры форму. Со всех сторон оно окружено коридором и небольшими верандами. Святилище как самое главное помещение имеет на верхушке известную Золотую башню, окруженную 20 маленькими башенками.

Барельефы Байона находятся только в двух галереях. В одной из них они изображают эпизоды из мифов. А вот барельефы второй галереи не имеют себе равных во всем городе. На них изображены сцены из обычной жизни: рыбалка, праздники, сцены истории. В отличие от барельефов в Ангкор-Вате, эти высечены намного глубже и не имеют четких прорисовок.

Самой главной особенностью Байона стало полное отсутствие защитных укреплений и стен. Защищала храм лишь только стена, ограждающая город. По первоначальному плану здание должно было состоять из трех уровней. На первом и втором находились обычные квадратные помещения, украшенные барельефами, а вот на третьем располагалось святилище округлой формы.

Барельефы храма

Стены храма украшают барельефы, на которых изображены разные сцены из жизни средневековой Камбоджи. Чаще всего на них были запечатлены битвы с войсками Чама и падение Ангкора. Также можно встретить сценки из повседневной жизни людей того времени, как живет король и его семья. Отдельно представлено и поклонение богам.

Увы, не все барельефы в хорошем состоянии. Лучше всего они сохранились на первом ярусе храма. Опытные гиды рекомендуют начать их осматривать от восточного входа, двигаясь по часовой стрелке. В хорошем состоянии сейчас находятся десять барельефов первого яруса:

  1. Чамы на марше. Барельеф состоит из трех рядов. В первом воины возвращаются с битвы, во втором — изображены гробы, а в третьем главной фигурой является король Джаяварма VII, которого от палящего солнца прикрывают зонтики.
  2. Морская битва. Изображает морские сражения кхмеров и чамов.
  3. Чамы побеждены. Этот барельеф является неким продолжением предыдущего. Сцена разворачивается уже на берегу моря, где находятся побежденные чамы. Тут же кхмеры устраивают праздник.
  4. Военная процессия. Последний барельеф южной галереи, на котором изображена военная процессия.
  5. Гражданская война. Люди сражаются друг с другом, в битву постепенно влезают боевые слоны и воины.
  6. Всевидящий король. Продолжение Гражданской войны. В нижней части барельефа изображена антилопа, ее проглатывает гигантская рыба. Рядом множество мелких рыбешек, среди которых креветки. Над последними имеется странная надпись. Ее дословный перевод следующий — король найдет их, даже если они спрячутся.
  7. Парад победы. Здесь изображен король и его воины. Они празднуют очередную победу над противником.
  8. Цирк приехал в город. На этой панели можно разглядеть силача, держащего на себе трех карликов. Отдельно стоит человек, крутящий колесо. Выше изображена группа канатоходцев.
  9. Страна изобилия. Пожалуй, самый насыщенный барельеф. На нем изображены отступающие и разгромленные чамы, преследующие их кхмеры. Панель подробно рассказывает о войне между чамами и кхмерами.
  10. Чамы входят в Ангкор. Еще одна битва двух древних народов. Картина повествует о разгроме чамов в 1181 году.

Всего мастера вырезали из камня 11 тысяч фигур.

Храм Байон расположен он всего в нескольких километрах от одного из крупнейших и известных городов Камбоджи — Сиемреап (Siem Riep). Город имеет международный аэропорт и благодаря множеству достопримечательностей в окрестностях часто посещается туристами.

Расположение

Особенность Байона является отсутствие огораживающей стены. Защитой храма служила стена, огораживающая город Ангкор-Тхом. Первоначальный архитектурный план Байона был прост и включал в себя три уровня. Первый и второй уровень представляют собой квадратные галереи с барельефами. Доминантой третьего уровня является центральное святилище, имеющее круглую форму. Несмотря на кажущуюся простоту архитектурного плана Байона, он отличается сложным устройством с множеством галерей, коридоров и ступеней, соединенных между собой так, что разные уровни практически невозможно разделить один от другого. Более того, для храма характерно тусклое солнечное освещение, узкие проходы и низкие потолки.

Вход в Байон осуществляется по восточной лестнице, ведущей на террасу. Первый интерьер, который видят посетители Байона, представляет собой квадратную галерею, расположенную на первом уровне. В галерее расположено восемь башен – по одной в каждом углу и по одной в середине каждой стороны квадрата. Все восемь башен построены в форме крестов. Можно предположить, что изначально галерею закрывала крыша (вероятно, деревянная).

Убранство на колоннах перед входной башней с восточной стороны является характерной чертой байонского стиля и смотрится особенно красиво. Убранство представляет собой изображения апсар, чаще всего это группа из трех апсар, танцующих на ложе из лотосов. Апсары расположены в треугольной форме, причем фигура в центре больше, чем фигуры по бокам.

Простота заднего фона подчеркивает изображения самих танцовщиц и искусно вырезанную рамку с узором из цветов и листьев, которая смотрится, как гобелен. (Хотя группа из трех танцовщиц считается типичной, обычно такие сцены изображаются с участием лишь одной или двух апсар).

Две галереи с барельефами отличаются степенью высоты. Первая, или внешняя, галерея располагается на одном уровне, а вторая (внутренняя) галерея – на разных уровнях, что иногда затрудняет доступ в нее. Во внутренней галерее можно запутаться, но она отличается от первой тем, что в ней присутствуют барельефы.

Читайте также:  Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки.

Во второй галерее с барельефами в каждом углу и на каждой стороне расположена башня. На втором уровне в каждом углу расположены галереи, которые формируют крест. В каждом углу расположена башня и внутренний двор.

Третий уровень с центральным святилищем и ликами Авалокитешвары является архитектурной доминантой храма. С восточной стороны третьего уровня находится ряд помещений и входных башен. Многообразие лиц, изображенных на разных уровнях, производит невероятное впечатление. “Божественность в великолепии и размерах; загадка в выражении лиц”, – так писал об этих изображениях Берски, впервые увидев их в 20-х годах прошлого столетия.

Центральная область имеет форму круга, что нетипично для кхмерской архитектуры. Небольшие веранды с фронтонами служат основанием для величественных лиц, а окна с балюстрадами сводят к минимуму рассеивание света. Лица на четырех сторонах (обозначающих стороны света) каждой из восьми башен выражают особую драматичность.

Центральное святилище окружено узким коридором. На вершине центрального святилища располагается знаменитая Золотая башня, которая, как сказал Чжоу Дагуань, определяла центр Королевства кхмеров и была окружена более чем двадцатью небольшими башнями и несколькими сотнями каменных палат.

На первом уровне, по обеим сторонам восточной стороны галереи, находятся две библиотеки.

Ангкор Тхом и храм Байон в Камбодже: город, которого нет

Наш читатель Игорь М. продолжает свой рассказ об экскурсии из Таиланда в страну кхмеров. После храмового комплекса Ангкор Ват он посетил храм Байон в Камбодже – еще одно величественное сооружение, сотни лет простоявшее заброшенным в джунглях…

Перед вами — продолжение рассказа о поездке в Камбоджу. Начало читайте здесь:

Перед вами — продолжение рассказа о поездке в Камбоджу. Начало читайте здесь:

Отзыв: Экскурсия в храм Байон (Камбоджа, Сием Рип) – “храм 1000 лиц”, внушающие радость или страх. )))

Храм Байон – один из основных Храмов, которые осматривают посещая храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Еще одно название этого Храма – “Храм тысячи лиц”. “Тысяча лиц” как нельзя кстати подходит этому Храму, поскольку на каждой башне лица “смотрят” на все четыре стороны.

“Храм тысячи лиц” – необычный Храм, поскольку в разное время суток, по задумке архитекторов-кхмеров в 12 веке, Лики по-разному выглядят: некоторые должны были внушать страх, а другие – спокойствие. Выражения меняются в зависимости от освещения, но к сожалению, вечером мы их не видели. Нередко улыбки этих Ликов называют “улыбками Байона”.

Храм Байон мне запомнился именно этими ликами, а также возможностью сделать довольно оригинальное фото: в определенном месте (нам показал гид) можно встать так, что делая фото на снимке получается “поцелуй” со статуей. )

Необычность Храма состоит в том, что у него нет оборонительной стены, а также этот Храм состоит из 3-х уровней. Каждый из уровней рассказывает о жизни кхмеров, о быте, одежде и жизненных моментах.

Первый уровень Храма имеет росписи о жизни кхмеров, их быте, одежде, охоте, рыбной ловле и других увлечениях. Второй уровень имеют росписи религиозного характера. Более 50-ти статуй с лицами “на 4 стороны” находилось в этом Храме. Предполагаю, что до нас сохранились не все.

Надо сказать, что кхмеры были довольно-таки хорошими воинами, а на
стенах можно увидеть даже воинственные сюжеты.

Не так давно я писала о танце Апсара. Так вот, в этом Храме можно также увидеть танцовщиц Апсара какими они были в те времена.

Кстати о временах: Храм Байон был построен в 12 веке при короле Джаявармана. Один из ликов центральной башни было (как считается археологами и учеными) похож на внешность короля.

Одна из центральных башен когда-то была покрыта золотом. К сожалению, до нас дошло не очень много, но и то что мы можем видеть сейчас впечатляет очень сильно.

Храм Байон до сих пор исследуется учеными, поскольку был найден он “относительно” недавно – в 1925 году. Поэтому еще неизвестно сколько тайн и загадок нам предстоит узнать, а сколько навсегда останется тайной.

Каждый Храм Ангкор Вата – особенный и не похож ни на один другой. Не удивительно, что Храмовый комплекс Ангкор Ват находится под защитой Юнеско. Это действительно, одно из Чудес Света, сотворенное руками человека!

Кстати о временах: Храм Байон был построен в 12 веке при короле Джаявармана. Один из ликов центральной башни было (как считается археологами и учеными) похож на внешность короля.

Храм Байон

История Камбоджи таинственна и загадочна, как и все древние сооружения, расположенные на ее территории. Ее уникальные достопримечательности не устают поражать и будоражить воображение мнгочисленных туристов, вызывая море восторга и удивления у весьма искушенных посетителей. Одной из таких потрясающих достопримечательностей, гордостью Камбоджи является храм Байон, занимающий центральное место в храмовом комплексе Ангкор-Тхом (Сием Риепа). В древности Байон являлся его религиозным центром, здесь селились жрецы, а также местная знать. С центральным храмом Ангкор-Тома связана легенда о Пахтании (Океане молока), согласно которой Байон является основой для взбивания Океана молока и получения в дальнейшем элексира бессмертия.

Чтобы ваше путешествие стало еще ярче и привлекательнее, возьмите с собой beats audio для качественного прослушивания в пути любимых музыкальных произведений. Битсы наушники — символ ясного, отчетливого звука, прекрасного вкуса и отличного чувства стиля.

Храм был построен в конце ХII — начале ХIII столетий во времена правления короля Джаявармана VII, правда, в дальнейшем он не раз перестраивался и достраивался другими правителями. Построенный в духе буддизма, храм имеет и некоторые черты индуизма. Главной особенностью храма считаются его 54 башни с высеченными на них каменными ликами. Башни должны были символизировать власть короля над 54 провинциями. На каждой башне было высечено 4 лика, взирающих на разные стороны света. В зависимости от попадания света лики меняют свое выражение, в разное время дня они могут выглядеть добрыми или злыми. Всего здесь было высечено около 200 одинаковых каменных лиц. К сожалению, некоторые башни разрушены, в наши дни сохранилось лишь 37 башен.

Храм имеет вид трехъярусной пирамиды. Нижние два яруса — квадратные, верхний ярус имеет круглую форму. В целом храм хорошо сохранился, он был воздвигнут из каменных блоков, лишь отдельные части — из дерева. Основание первого яруса составляет примерно 160 Х 140 м, высота его стен — 4,5 м. Здесь расположены 4 угловые башни по краям, по 1 гопуре (надвратная башня) с каждой стороны по центру и по 2 дополнительных башни-входа. По всему периметру здесь сохранились уникальные барельефы с изображением военных сражений, сцен мирной жизни короля, его подданных и простых людей, более 1000 изображений небесных танцовщиц — апсар. Высота барельефов достигает 3,5 м, они расположены на глухой стене, на противоположной стороне находится двойной ряд колонн. Второй ярус храма тоже имеет квадратную форму, но его размеры поменьше и составляют 80 Х 70 м. По его углам расположены 4 небольших дворика. В угловой башне с юго-восточной стороны хорошо сохранилась статуя Будды и многоголового нага (змея). Помимо окружающей ярус галереи, здесь имеется внутренняя галерея с барельефами, на которых изображены в основном религиозные сцены. Есть также изображения военных походов и дворцовой жизни.

Крутые лестницы ведут на верхнюю террасу третьего яруса с башнями-прасатами и тремя небольшими библиотеками. Посередине террасы вознеслась на 43 м от земли центральная башня с диаметром основания 25 м. Она имеет еще 8 башен, правда, самая главная башня наполовину разрушена. Внутри башня разделена на комнаты-святилища, где были установлены буддийские и индуистские божества. Самое священное место имеет 5 м в диаметре и находится в центре главной башни. Помещение имеет круглую форму и 3 выхода с довольно узкими коридорами. Здесь была установлена священная статуя Будды, высота которой достигала 3,6 м. При раскопках Байона статуя была найдена и восстановлена, сегодня она установлена за башнями Прасат Суор Прат. Ежегодно в Камбоджу приезжают тысячи туристов, чтобы соприкоснуться с тайнами самой загадочной в мире страны.

Читайте также:  Мечеть Джама-Масджид в Дели, подробное описание


Храм был построен в конце ХII — начале ХIII столетий во времена правления короля Джаявармана VII, правда, в дальнейшем он не раз перестраивался и достраивался другими правителями. Построенный в духе буддизма, храм имеет и некоторые черты индуизма. Главной особенностью храма считаются его 54 башни с высеченными на них каменными ликами. Башни должны были символизировать власть короля над 54 провинциями. На каждой башне было высечено 4 лика, взирающих на разные стороны света. В зависимости от попадания света лики меняют свое выражение, в разное время дня они могут выглядеть добрыми или злыми. Всего здесь было высечено около 200 одинаковых каменных лиц. К сожалению, некоторые башни разрушены, в наши дни сохранилось лишь 37 башен.

Храм Байон

Вблизи Ангкор-Вата расположился храм Байон – один из древнейших и величественных храмов Камбоджи. Возникновение храма связывают с именем монарха Джаявармана VII, который сумел переменить течение затянувшейся войны и даже прогнать захватчиков. Военные действия продолжились в землях противника.

Захватчиками оказался соседний народ чамов, столица королевства была разграблена и уничтожена. Правитель Джаяварман VII потратил много денег из казны, чтобы восстановить пострадавший город и принял решение возвести укрепленную стену, чтобы обезопасить его от вторжений и разорений в будущем. Значимыми достопримечательностями обновленной столицы стали дворец монарха и Байон – великий храм.

Храм располагается в центральной части города Ангкор-Тхом и отличается внушительными размерами. При беглом осмотре вам может показаться, что эта скала-храм – нерукотворное творение, созданное природой. И лишь тщательные наблюдения не оставят сомнений в том, что это сооружение нечто иное, как титанический труд сотен и тысяч людей. Храм Байон поражает своим великолепием и необычностью, часто его называют каменным чудом, и это поистине так.

Что же касается размеров храма, то они способны впечатлить любого попавшего сюда человека: площадь Байона – 9 квадратных километров. Скала-храм находится под охраной каменных львов, раскрывших пасти в устрашающем рыке. Байон прославляет Будду и его деяния и, как и многие здания такого типа, напоминает поставленные друг на друга уменьшающиеся террасы. В этом храме насчитывается три таких террасы. Самая большая, нижняя терраса, окружена галереей из камня; когда-то она была крытая, но в наше время своды рухнули, оставив лишь столбы и красивейшие рельефы, которыми покрыты стены галереи.

Поражают воображение 52 малые башни, которыми окружена главная. Они символичны и обозначают стену, которая, по древним верованиям, окружает Вселенную. К сожалению, время и капризы природы неумолимо разрушают их.

Храмовый комплекс Байон

Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

Ваш город «Херсон»?

Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.

Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

График работы Ангкора и стоимость посещения

Кассы храмового комплекса открываются в 5 утра и работают до 17:30, в это же время сюда пускают туристов. По официальным правилам все путешественники должны покинуть территорию Ангкора до 18:00, но, если вы не попадётесь полицейским, можете задержаться там немного дольше и насладиться красотой храмов при заходящем солнце.

Цена входа в Ангкор варьируется от количества дней. Всего есть три варианта:

  • Однодневное посещение за 20$;
  • Трёхдневное культурное просвещение за 40$;
  • Семидневная прогулка по храмам за 60$.

Вы можете использовать абонемент на три дня в течение недели с момента покупки, а абонемент на 7 дней будет действителен в течение месяца. На лицевой стороне такого билета должно быть ваше фото, его делают в кассе непосредственно при покупке.

Обратите внимание! Купить билет день-в-день можно только до 17:00, оставшиеся полчаса продаются абонементы на следующий день.

Обратите внимание! Купить билет день-в-день можно только до 17:00, оставшиеся полчаса продаются абонементы на следующий день.

Ангкор-Ват

— самое большое в мире религиозное сооружение, сохранившееся до наших дней. Величие Ангкора в какой-то степени оказало народу Камбоджи медвежью услугу: из него вырос камбоджийский национализм, который затем принял крайне извращенную форму режима «красных кхмеров». «Если наш народ оказался способен построить Ангкор-Ват — сказал в 1977 году их вождь Пол Пот — мы можем сделать все, что угодно». Неслучайно, изображение Ангкора красуется на национальном флаге страны. От входа в Ангкор-Ват видны величественные башни в форме бутонов лотоса. Всего их 5, но комплекс построен так, что всех пяти не видно ни с одной точки; от центрального входа видно три из них:

В одной из башен похоронен кхмерский король Сурьяварман II, инициатор начала строительства.

Во времена ранней Ангкорской империи доминирующей религией там был индуизм, и Ангкор символизирует индуистскую картину мира: рвы представляют праокеан, галереи — горные цепи, башни на пирамидальной возвышенности — священную гору Меру.

Изначально в Ангкоре почитали индуистского бога Вишну, со временем ему на смену пришел Будда.

Во времена ранней Ангкорской империи доминирующей религией там был индуизм, и Ангкор символизирует индуистскую картину мира: рвы представляют праокеан, галереи — горные цепи, башни на пирамидальной возвышенности — священную гору Меру.

Храм Байон, Ангкор, провинция Сиемреап, Камбоджа

По своим ощущениям я не могу сказать однозначно, какой из всех посещенных храмов Ангкора оставил самое сильное впечатление.

Застывшие в камне улыбки Байона,

построенный из песчаника Баконг,

пронизанные деревьями башни Та Прома или величие Ангкора.
Определить для себя особенности и загадочные элементы в любом храме может каждый самостоятельно.
Рассмотрим поближе «улыбчивый» Байон.

Храм Байон находится практически в самом центре Ангкора и считается самым неразгаданным в кхмерском королевстве, и претендует на звание самого посещаемого туристами храма в комплексе.

Окутанный густыми джунглями Байон, несколько столетий был скрыт от глаз посетителей, и обнаружили его совсем недавно.
Благодаря скрытости именно в этом храме сохранилась не испорченная человеком историческая и архитектурная ценность.

Байон построили позже Ангкора примерно на 100 лет, в начале 13 века.
54 башни с вырезанными на них изображениями улыбающихся лиц, которых больше двух тысяч, производят магическое впечатление.
Куда не повернись, со всех сторон на тебя смотрят каменные прищуренные глаза.

Создается ощущение, что находишься под постоянным контролем безмолвных и всезнающих наблюдателей, а улыбка словно говорит о всепрощении и вечном молчании.

Не огороженный стеной Байон, хранит свои барельефы.
На изображениях, находящихся с внешней стороны храма, воссозданы сюжеты из бытовой жизни кхмеров, а на расположенных внутри – сцены из мифологии.

Храм Байон представляет собой трехуровневое строение.
На первых двух уровнях расположены галереи с барельефами, а центр третьего уровня – круглый алтарь.
Внутри строения много ступеней, лабиринтов, маленьких комнат, расположенных отдельно друг от друга в своих башенках.

Переходы с одного уровня на другой практически не заметны, поэтому назвать их этажами невозможно.

С высоты третьего уровня открывается потрясающий вид на роскошную природу и каменные лица, благосклонные взгляды которых будут пересекаться между собой и вами, это незабываемое ощущение.

Когда находишься рядом с центром храма, его алтарем, и смотришь на запечатленные в камне изображения лица взирающего Владыки, в голове проносятся все значимые и не очень приятные моменты жизни.
Как будто здесь и сейчас, на этом месте, под всевидящими взглядами каменных изображений пронеслась вся Ваша жизнь как на суде.
И в миг от этих улыбок становится жутко.
Храм Байон находится под охраной Юнеско и заботливо реставрируется, не нарушая рукотворной красоты и исторической ценности строения.
За время своего существования он пострадал меньше остальных храмов Ангкора, как от рук грабителей и вандалов, так и от природных потрясений.

Читайте также:  Храм Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне



______________
Автор: Елена Niks
Специально для
MirSerpen.ru

Создается ощущение, что находишься под постоянным контролем безмолвных и всезнающих наблюдателей, а улыбка словно говорит о всепрощении и вечном молчании.

Храм Байон в Ангкоре, Камбоджа

Центральный храм комплекса Ангкор Том — Байон, окрестности города Сием Рип, Камбоджа (Bayon Temple, Siem Reap, Cambodia).
Еще один кхмерский храм, обладающий отличительными чертами и оставляющий неизгладимые впечатления. Будучи объектом повышенного интереса наравне с Ангкор Ватом, Байон входит в обязательную программу посещения и даже если у вас есть пара дней на все, то, конечно же, Байон не ускользнет от вашего внимания. Однако надо иметь в виду, что в ретроспективе визита как раз таки Байон как таковой стоит более детального изучения и отнестись к нему надо повнимательнее.

1. Визитная карточка храма – огромные башни, на каждой из четырех сторон которых изображены объемные барельефы лиц. По уверению гидов лица принадлежат Бодхиса́тве, человеку, находящемуся на пути превращения в Будду. Вроде как, почти Будда, но еще не погрузившийся в состояние нирваны, хотя выражение лица и улыбка явно указывает, что до искомого состояние уже не далеко. Есть мнение, что лица имеют схожие черты с ликом первого буддиста на троне кхмерской империи — короля Джайявармана VII.

2. Издалека храм не очень напоминает чудо света, однако, подойдя поближе, начинаешь различать формы и улавливать симметрию. Это храм имеет пирамидальную форму и при обследовании можно подниматься на разные уровни, осматривая округлые башни с лицами с разных ракурсов.

3. Он находится в самом центре большой кхмерской столицы Ангкор Том, в давние времена задумывался как центр империи и чуть ли не центр вселенной. Если хочется побродить по Байону одному, то лучше ехать рано утром или ближе к вечеру, тогда и туристов поменьше и солнечное освещение более благоприятное для фото.

4. На путях, сходящихся к центру Ангкор Тома, подобно бандитам с большой дороги дежурят наглые обезьяны. Как и на Бали и других высокоинтенсивных туристических местах эти разбойники не привыкли довольствоваться малым – у зазевавшегося туриста могут отнять и еду, и броские аксессуары. С ними надо поаккуратнее.

5. Байон — один из самых важных и хорошо сохранившихся храмов кхмерской эпохи, принадлежащий к разряду поздних храмов кхмерского наследия, и построенный на рубеже 12 и 13 веков. Он посвящен нескольким религиям одновременно. В его оформлении встречаются элементы буддисткой и индуистской культур.

6. Высота центрального пика около 50 метров. Окружающие его башни около 30 метров, когда-то их было больше, но часть их них на данный момент утрачена. На каждой из сторон башни располагаются каменные лица, хорошо заметные даже с террасы у подножья храма.

7. Знаменитая кхмерская улыбка или как на французский манер (сказываются годы французского протектората) говорят в Камбодже — Sourire Khmer. Размерами лица около 3 метров, во многом похожие друг на друга, но есть и малозаметные различия. Некоторые лица повреждены: часть физиономии сколота или утратила рельефность. Возможно, камни раньше были покрыты слоем краски, и эти лица с нежно-таинственными улыбками смотрелись в цвете еще более впечатляюще.

8. Когда гуляешь по храму, может возникнуть ощущение, что за тобой подглядывают — как не обернешься, так на тебя смотрит каменное лицо.

9. У некоторых лиц глаза явно закрыты, а некоторые присмотришься и как будто осмысленный взгляд вперед.

10. Единое целое – больше, чем сумма его частей. У стен храма полно обломков, которые не производят никакого впечатления, а вот будучи в едином узоре блоки образуют шедевр. Насколько все это гармонично смотрится.

11. Некоторые башни с лицами находятся на отдалении и до них не добраться, а часть лиц можно даже потрогать. Променад на верхнем ярусе пирамиды как раз позволяет рассмотреть все в деталях.

12. Стены начальных уровней покрыты множеством барельефов, показывающих картины битв и мирной жизни. Тоже симпатично, но без объяснения кто-куда трудно понять эти барельефы. Чтобы обойти по периметру и прочитать все барельефы надо определенно обладать спокойствием и упорством буддиста.

13. Голых стен почти нет, повсюду завитушки, узорчики, что-то напоминающее каменные балясины и полуголые женщины, без них никак.

14. Барельеф-символ, часто встречаемый на сувенирах и футболках, — улыбающиеся и танцующие апсары. Богини в мифологии индуизма, изображенные в виде молодых красивых и частично одетых девушек, в данном случае танцуют в присядку.

15. Культурные шоу национальных танцев очень популярны в городских отелях, наверное, чем дороже отель, тем красивее девушки. Все эти национальные одежды, позолоченные украшения, цветочки, грациозные движения – все выглядит прекрасно. В давние времена при каждом храме жили до нескольких сотен танцовщиц, вот было веселье. Фотография моего товарища Кена.

16. Необычный ракурс. Среди девушек туристов популярны фото в виде «поцелуй с каменным мужчиной», надо так подобрать перспективу в кадре, чтобы голова человека была примерно равна размеру лица и находилась с ним на одном уровне.

17. Обработка с акцентом на лицо. При вечернем мягком освящении стены храма приобретают чуть красноватый оттенок. Это как раз одно из лиц с открытыми глазами.

18. В естественном углублении, расположенном спереди храма, даже в сухой сезон собирается дождевая вода и образуется неглубокий пруд. Очень красиво смотрится отражение храма в воде.

19. Пока я настраивал штатив и любовался пейзажем, неожиданно пришла компания камбоджийских гусей и, беззлобно попозировав, приступила к водным процедурам. Получилась необычная композиция.

11. Некоторые башни с лицами находятся на отдалении и до них не добраться, а часть лиц можно даже потрогать. Променад на верхнем ярусе пирамиды как раз позволяет рассмотреть все в деталях.

Камбоджа

В центре украшения.

Храмы Ангкора на карте

Осмотр храмового комплекса Ангкор потребует аренды транспорта и нескольких дней.

Обратите внимание на карту, на ней отмечены основные достопримечательности Ангкора.

Туристов возят по двум маршрутам, малому и большому кругу. Самые знаковые храмы Ангкора доступны при поездке по малому кругу (на карте отмечен красным).

Список достопримечательностей Ангкора:

  • Ангкор Ват;
  • Та Пром;
  • Анкгор Том;
  • Байон;
  • Пименакас;
  • Бапуон;
  • Терасса слонов;
  • Терасса Прокаженного Короля;
  • Группа храмов Ролуос;
  • Баконг;
  • Лолей;
  • Храм Преа Ко;
  • храм Неак Пин;
  • Речной храм Кбальспеан;
  • Прасат Краван;
  • Храм-гора Пном Бакхенг;
  • Бантей Срей;
  • Бантей Кдей;
  • Пре Руп;
  • Храм Сра Сранг;
  • Западный Барай;
  • Пре Кхан;
  • Та Сом;
  • Чау Сай Тевода и Томанон;
  • Та Кео;
  • Бантей Самре;
  • Бенг Мелеа;
  • Тонле Бати.

Теперь про тук тук. Это самая ходовая услуга в Ангкоре, тук тукеров много, цены разные.

Храмы Камбоджи – Ангкор-Тхом

Ангкор-Тхом, пожалуй, самый насыщенный интересными храмами и руинами участок Ангкора. Обычно храмы Ангкор Тхома посещают в рамках малого круга Ангкора. Но здесь столько всего «вкусного», что мы решили рассказать об Ангкор Тхоме отдельно.

Ангкор-Тхом (также встречаются варианты Ангкортхом или Ангкор Том) в переводе с кхмерского означает «великая столица». Ангкор Тхом действительно был столицей Кхмерской Империи в XIII-XV века, до того как столица, после нападения тайцев, была перенесена в Пномпень.

Ангкор-Тхом был построен в период правления короля Джаявармана VII. Джаяварман VII считается первым буддистом на троне Кхмерской Империи, именно при нем Камбоджа в первый раз сменила культ Шиваизма на Буддизм.

За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:

  • Преах Кхан – в честь отца – короля Джарандравармана II;
  • Та Пром – в честь матери – королевы Джаяраджакудамани. Кстати, именно этот храм можно увидеть в первом фильме про Лару Крофт.

Как обычно, расскажу пару фактов о занимательной математике или даже нумерологии Ангкор Тхома, а потом уже перейдем к наиболее интересным и значимым его храмам и объектам.

За время своего правления Джаяварман VII построил не только свою новую столицу Ангкор-Тхом, но и другие храмы, посвященные своим родителям:

Ссылка на основную публикацию