Хава-Махал или дворец ветров, фото и описание

Обсерватория Джайсингха ІІ.

Внутри Хава Махала вас приятно удивит обсерватория, созданная все тем же Джайсингхом ІІ. Он был поистине гениальным человеком, интересовался звездами и тем, как устроена наша планета. Эту обсерваторию он построил для наблюдения за движением планет и звезд. Он был страстным астрономом, и самым ценным сокровищем считал свою карту рая.

В обсерватории насчитывается 12 телескопов, которые направлены в разные стороны света. Кроме того здесь можно увидеть 12 дуг из белого мрамора, каждая для своего знака зодиака. По этим дугам двигались измерительные приборы, одной стороной уходя под землю, а другой, возвышаясь в небо.

А еще одна диковинка во дворце – солнечные часы, время по которым можно сверить в точности до секунды. Удивительно, как изобретателен был махараджа Джайсингх, еще три века назад он изобрел такого рода прибор.

В обсерватории насчитывается 12 телескопов, которые направлены в разные стороны света. Кроме того здесь можно увидеть 12 дуг из белого мрамора, каждая для своего знака зодиака. По этим дугам двигались измерительные приборы, одной стороной уходя под землю, а другой, возвышаясь в небо.

Дворец ветров – Хава Махал

Город Джайпур – столица одного из 26 Индийских штатов. До 1947 года эти земли были разбиты на 22 княжества и назывались “Раджпутаной” (дословно означает “царские сыновья”). Селились здесь в основном представители касты воинов. Все они были влиятельными и состоятельными людьми.

В городе Джайпур большое количество различных исторических строений. Все они некогда были возведены для высших представителей касты воинов и служили им домом. Сам город основан 1728 году и считается молодым по индийским меркам. На данный момент Джайпур стал оживлённым мегаполисов, сохранив при этом большинство из исторических построек.

Город посещает довольно большое количество туристов. Действительно, в Джайпуре есть на что посмотреть. Среди достопримечательностей стоит отметить обсерваторию Джантар-Мантар, городской дворец и Хава Махал. Последний является жемчужиной и символом города.

Дворец Хава Махал (также известный, как Дворец Ветров) находится в центре Джайпура. Главной особенностью строения является его архитектура и внешний облик. Дворец, чем то неуловимо напоминает шкатулку с драгоценностями.

Большую роль в архитектурном облике дворца играют ниши и окна, которых на пятиярусном здании насчитывается 953. На каждом из этажей размещено сразу несколько рядов окон. Благодаря этому, издалека здание можно принять за большой муравейник. Помимо окон, фасад здания изобилует миниатюрными балконами, украшенными кружевными орнаментами.

Дворец Ветров был построен в 1799 году по указу магараджи (Mahārāja — великий царь) Саваи Пратап Сингхе. Главное предназначение строения – гарем. Именно здесь в последующие годы часто гостили многочисленные изнеженные жёны индийских князей. Дворец был сказочно красив снаружи и поразительно удобен внутри.

Однако, как постоянное место жительство Хава Махал никто не использовал. Здание довольно плоское, а комнатки хоть и удобны, но малы. Жены индийских правителей бывали здесь во время многочисленных праздников, когда по улицам Джайпура проходили праздничные процессии. Женщины могли спокойно осматривать из окон окрестности, в то же время оставаясь невидимыми с улиц.

Окна дворца не только служат декоративным элементом дворца, но и являются частью сложной вентиляционной системы. Окна, внутренние трубы и отверстия в здании создают в помещениях здания постоянную лёгкую тягу. Даже в самый жаркий день в комнатах дворца веет лёгкий прохладный ветерок! Такая вентиляция не только уникальна, но и актуальна в условиях климата Индии. Из-за этой особенности у дворца и появилось второе название — Дворец Ветров.

Стоит отметить ещё одну особенность дворца Хава Махал — в здании нет ни одной лестницы. Все переходы с этажа на этаж выполнены пологим подъёмом. Для того, чтобы поверхность пола не была скользкой, на него нанесены специальные насечки.

Дворец Ветров посвящён богу Кришне. Считается, что облик дворца архитекторы пытались сделать с венца, которым обычно украшают голову бога. Несмотря на колоссальное количество различных ниш и окон на фасаде здания, облик дворца очень гармоничный. Строение украшено большим количеством разнообразных орнаментов, что свойственно мавританскому архитектурному стилю, который довольно распространён на территории Индии.

В городе Джайпур большое количество различных исторических строений. Все они некогда были возведены для высших представителей касты воинов и служили им домом. Сам город основан 1728 году и считается молодым по индийским меркам. На данный момент Джайпур стал оживлённым мегаполисов, сохранив при этом большинство из исторических построек.

Дворец Хава-Махал / Hawa Mahal

26° 55.4311 ′N , 75° 49.6132 ′E
26.92385N, 75.82689E
26°55′25.87″N, 75°49′36.79″E

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

Это потрясающе красивое здание с сотнями ажурных окошек построено в 1799 году тогдашним правителем Джайпура — махараджей Савай Пратап Сингхом. Оно предназначалось для размещения женской половины двора — женщины должны были сидеть в прохладе внутренних помещений и сверху наблюдать за торжественными процессиями, проходящими по главной улице внизу. Прохлада достигалась за счет многочисленных ажурных окошек, создававших внутри легкое движение воздуха, отсюда и название дворца Хава-Махал, что означает “Дворец ветров”.

Дворец Джал-Махал, как символ схожести индийской и российской действительности

Когда вы рассматриваете путеводители с картинками из Джайпура, три основные достопримечательности служат символами Розового города: Дворец ветров (Хава-Махал , Hawa Mahal), форт Амбер и Дворец на воде (Джал-Махал, Jal Mahal). По крайней мере, когда я составлял маршрут путешествия, три этих объекта числились в обязательном списке того, что мы должны увидеть в этом регионе Индии.

Фото 1. Дворец на воде Джал-Махал – жемчужина Джайпура. Самостоятельная поездка в Индию в феврале 2017. Камера Nikon D610 с объективом Nikon 70-200mm f/2.8G. Настройки: выдержка 1/1000, экспокоррекция 0EV, f/4.5, ISO 100, фокусное 116 мм.

Туристы это здание представляют примерно, как на снимке выше. А если сфотографировать его при режимном свете, да с зеркальным отражением на глади озера Мэн Сагар (Man Sagar Lake), так вообще красотища!

Когда же я попытался поискать информацию об этом дворце, оказалось, сведения крайне скупы. В 1610 году раджа Ман Сингх I (Man Singh I), правивший княжеством Амер, решил построить водохранилище, для чего русло реки Дарбхавати (Darbhawati river) перекрыли плотиной — образовалось озеро Мэн Сагар. Затем, во времена правления махараджи Джай Сингха II (правил с 1699 по 1744 годы) высоту дамбы, то есть глубину озера, еще увеличили. В 1727 году Империя Великих моголов ослабла, махараджа Савай Джай Сингх II решил перенести столицу из засушливого Амбера во вновь построенный на равнинах южнее Джайпур. Город стал первым поселением у Индии, которое застраивали по градостроительному плану. Архитектор Видхиадхара Бхаттачарья нашел вдохновение в шастрах девятирядной мандалы (специальный геометрический символ, интерпретирующий модель вселенной): районирование из основных и второстепенных улиц, всё в гармонии с числовыми пропорциями с большой возможностью индивидуального развития.

К 1734 году махараджа Джай Сингх II задумался над тем, что во время охоты ему негде голову приклонить… и приказал построить посреди озера Мэн Cагар охотничий домик. Воду спустили и отгрохали пятиэтажный особняк, затопили снова – получили Джал-Махал (Дворец на воде: jal – вода на хинди, mahal — дворец).

Пока правили махараджи, с озером все было в порядке. Но в 1947 году Индия получила независимость от Великобритании, после чего княжества были упразднены, собственность махараджей национализирована.

Все мы знаем, государственное – значит ничье. Дворец Джал-Махал постепенно пришел в упадок. Разруху дополнила еще одна беда: в 1962 году Джайпурский горисполком постановил сбрасывать в озеро Мэн Сагар сточные воды города. Представьте: три миллиона жителей, а очистных сооружений нет… Превышение по содержанию органики — в 150 раз, по сравнению с СанПином, опасных бактерий в тысячи раз больше, чем допускается ГОСТами. Поверхность водоема быстро зарастает тиной, рыба дохнет, птицы улетают. Озеро Мэн Сагар — зона экологического бедствия, Дворец Джал-Махал лежит в г…не в прямом смысле.

Так продолжалось до 1999 года, когда руководители Джайпура поняли, что отзывы типа: «Не селитесь в районе Мэн Сагар, там ужасно воняет», — вредят туристическому имиджу города, надо что-то делать. Провели тендер, который в 2004 году выиграла строительная группа, принадлежащая местному ювелирному олигарху. Озеро, дворец и прилегающую территорию отдали в аренду на 99 лет с условием ежегодного платежа 20,5 млн. рупий в год и 10% ежегодным ростом арендной платы.

Работа закипела, спустили в воду и вывезли несколько миллионов тонн фекалий, углубили водоем на несколько метров. Прорыли два дополнительных канала, чтобы отвести городские стоки напрямую в реку. В местах сбора дождевых вод сделали ловушку для крупного мусора (по окрестным холмам полно населенных пунктов без очистных сооружений, откуда сбрасываются тысячи тонн полиэтиленовых бутылок, пластиковых пакетов и т.п.).

Также пригласили команду реставраторов, отремонтировавших стены, разукрасивших интерьеры и разбивших на крыше цветущий сад. Во дворце Джал-Махал планировалось открыть фешенебельный отель. Кроме того, была обустроена прогулочная зона вдоль набережной.

Фотография 2. Караван на берегу озера Мэн Сагар в Джайпуре. Отзывы туристов о поездке по Индии дикарями. Фотоаппарат Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8G. Параметры: 1/500, 5.6, 100, 29.

Надо сказать, что усилия новых управляющих дали свои плоды: водоем из мертвого болота стал превращаться в озеро, появились рыбы и даже птицы.

Фото 4. Ходулочники на берегу озера Мэн Сагар в Джайпуре. Отчет о самостоятельной поездке в Индию зимой 2017 года. 1/800, 4.5, 100, 200.

Сегодня, пусть пейзаж Мэн Сагара и не идеально чистый, но хотя бы туристы не крутят носом, любуясь дворцом Джал-Махал.

Фотография 5. Дворец Джал-Махал на озере Мэн Сагар в Джайпуре. Отзывы туристов о путешествии в Индию самостоятельно. 1/250, 9.0, 100, 24.

Все было безоблачно на небосводе, нависающем над изумрудными холмами, водной гладью Мэн Сагара и янтарным Джал-Махалом, пока в 2010 году местный юрист по фамилии Гаур не стал «варить компот», как известный всем россиянам Алексей Навальный. Он поднял бумаги и раскопал, что в 2004 году чиновники нахимичили с оценкой стоимости объекта культурного наследия Индии, разделив на отдельные лоты дворец, водоем и холмы вокруг него. Все это позволило снизить арендную ставку на 10 млн. рупий в год.

Ну, а дальше – серия судов в 2011, 2012 и 2015 годах, аресты коррупционеров и объявление озера Мэн Сагар и дворца Джал-Махал национальным парком с запретом любой хозяйственной деятельности на этой территории.


Фотография 11. Затейливая архитектура Дворца ветров в Джайпуре. Отчет о самостоятельной поездке в Индию. 1/200, 7.1, 100, 31.

Дворец Махараджи

Дворец Махараджи (или Городской дворец) является одной из главных достопримечательностей Джайпура.

Дворец построен в 1728 году и занимает практически целый квартал древнего города. Дворец окружен крепостной стеной. При возведении дворцового комплекса сочетались два архитектурных стиля – раджпутский и монгольский.

Читайте также:  Кёльнский собор в Германия, подробная информация

Дворец украшает обильная резьба по мрамору и красивые залы, где соблюдены четкие геометрические пропорции.

Дворцовый комплекс включает в себя много привлекательного для туристов – здесь размещен музей костюмов и оружия, имеется художественная галерея, где выставлены коллекции ковров и миниатюр. Посетители также могут увидеть храмы, которые входят в состав комплекса, апартаменты правящей семьи, а после визита зайти в сувенирный центр.

Координаты: 26.92554200,75.82366500

Дворец был построен в 1799 году и является частью городского дворцового комплекса.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

В городе Джайпур, расположенном в штате Раджастхан, находится удивительный дворец, имеющий романтичное название — Hawa Mahal. Здание известно тем, что оно было «темницей», в которой были спрятаны многочисленные прекрасные жены индийских махараджей. Во дворце постоянно удивительно прохладно – в нем уникальная естественная вентиляция и тысячи окошек.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/372-600×365.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/372.jpg” loading=”lazy” title=”372″ src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/372.jpg” alt=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” width=”665″ height=”405″ srcset=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/372.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/372-600×365.jpg 600w” sizes=”(max-width: 665px) 100vw, 665px” />

Хава Махал назвали Дворцом Ветров из-за этой естественной вентиляционной системы, обеспеченной наличием множества окон и особенной архитектурой сооружения, обустройством комнат.

Даже когда на улице было нестерпимо жарко, обитатели дворца наслаждались прохладой. Система, создающая в здании приятный ветерок, совершенна даже по мнению современных специалистов. Данный штат характеризуется довольно жарким климатом, по этой причине летнее охлаждение помещений – это настоящая необходимость. Здание Дворца Ветров устроено таким образом, что чем выше поднимается уличная температура воздуха, тем сильнее в помещениях дует ветерок, охлаждая их.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/373-600×517.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/373.jpg” loading=”lazy” title=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/373.jpg” alt=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” width=”665″ height=”573″ srcset=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/373.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/373-600×517.jpg 600w” sizes=”(max-width: 665px) 100vw, 665px” />

Когда строился Дворец Ветров, предполагалось сделать его храмом Кришны – сооружение сделано в виде головного убора Кришны. Здание строили по повелению махараджи. Савай Пратап Сингх повелел, чтобы оно стало дворцом. Нет сведений про точную дату, когда окончилось строительство, но считается, что оно здание было достроено в 1799 году.

Для изготовления Дворца Ветров использовался розовый песчаник. Здание расположено в центре Джайпура. Оно не похоже ни на какое другое здание, поскольку отличается своеобразной архитектурой. Фасад дворца выполнен в мавританском стиле, и напоминает огромный муравейник либо шкатулку, которая полна драгоценностями. Драгоценностями представляется множество окон, ниш и балконов. Интересно то, что, несмотря на свою пышность, Дворец Ветров смотрится не перегружено, а изыскано.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/374-600×531.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/374.jpg” loading=”lazy” title=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/374.jpg” alt=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” width=”665″ height=”588″ srcset=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/374.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/374-600×531.jpg 600w” sizes=”(max-width: 665px) 100vw, 665px” />

У здания много особенностей. Главная и не единственная функция здания выполняется дворцовыми окнами. Первое: окна и прочие архитектурные задумки старинного проектировщика, способствуют отличной вентиляции. Второе: окна в давние времена были «окошками в мир» для заключенных во дворце жен махарадж, которые находились там под строгим запретом их не должны были видеть посторонние люди.

Окна были для женщин своеобразными «телевизорами» и служили для развлечения дам, которые через них наблюдали за тем, что происходит на городских улицах. Сами же женщины были не видны для других. Так были сконструированы окна, которые в здании 953. Но прекрасный дворец не предназначался для гарема, потому что плоский, имеет маленькие комнатки. Женщин туда привозили только в праздники.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/375-600×400.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/375.jpg” loading=”lazy” title=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/375.jpg” alt=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” width=”665″ height=”443″ srcset=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/375.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/375-600×400.jpg 600w” sizes=”(max-width: 665px) 100vw, 665px” />

Также интересна и интригующая особенность дворца – это пять ярусов, которые не соединяют лестницы – это также создает отличную вентиляцию. Хочется узнать, как женщинам удавалось попадать с одного этажа на другой? Для этой цели использовались специальные склоны пола, которые не имели перил. Ходили по ним в специальной обуви, которая имела насечки на подошве.

В подъем внутри дворца очень интересен, потому что с каждым новым этажом перед посетителем открывается все больше красот. В верхних комнатах на окнах красивые витражи, поэтому снаружи через них ничего не видно. Верхние помещения занимали самые влиятельные и любимые жены индийских князей.

Красота и тайны Двореца Ветров — Хава Махал

” data-medium-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/376-600×450.jpg” data-large-file=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/376.jpg” loading=”lazy” title=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” src=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/376.jpg” alt=”Красота и тайны Двореца Ветров – Хава Махал” width=”665″ height=”499″ srcset=”https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/376.jpg 665w, https://evmenov37.ru/wp-content/uploads/2019/04/376-600×450.jpg 600w” sizes=”(max-width: 665px) 100vw, 665px” />

Рядом с Дворцом Ветров находится знаменитая обсерватория Джантар-Мантар, Городской дворец, базар Сиредеори, которые видны из окон здания. В настоящее время в Хава Махал расположен занятный музей, в котором можно увидеть миниатюрные картины и церемониальные доспехи.

Для изготовления Дворца Ветров использовался розовый песчаник. Здание расположено в центре Джайпура. Оно не похоже ни на какое другое здание, поскольку отличается своеобразной архитектурой. Фасад дворца выполнен в мавританском стиле, и напоминает огромный муравейник либо шкатулку, которая полна драгоценностями. Драгоценностями представляется множество окон, ниш и балконов. Интересно то, что, несмотря на свою пышность, Дворец Ветров смотрится не перегружено, а изыскано.

История строительства Дворца Ветров

Дворец Ветров (Hawa Mahal именно так переводится) получил свое название именно из-за этой особой системы вентиляции, которую обеспечивают не только множество окон, но и сама архитектура здания, обустройство его внутренних помещений.

Благодаря этому даже в нестерпимый зной обитателям Хава Махал было куда прохладнее, чем прочим жителям города. К слову, данную систему, создающую в помещениях приятный ветерок, признают совершенной даже современные специалисты. В Джайпуре достаточно жаркий климат, поэтому охлаждение помещений, в особенности летом, является насущной необходимостью. Дворец Ветров устроен так, что чем выше на улице температура воздуха, тем сильнее дует ветер внутри него, отчего комнаты естественным образом охлаждаются.

Согласно первоначальному замыслу, Хава Махал должен был стать храмом Кришны, чей головной убор он внешне напоминает. Однако махараджа Савай Пратап Сингх, по повелению которого возводилось здание, передумал, решив, что грандиозное сооружение будет дворцом.

Неизвестно, когда именно было окончено строительство, однако принято считать, что это случилось не позднее, чем в 1799 году.


Окна выполняли роль своеобразного «телевизора», дабы вельможные дамы развлекались, наблюдая за жизнью города. Видеть же их самих не мог никто – такова была конструкция окошек, которых насчитывается во дворце 953. Однако красивое здание никогда не предназначалось для гарема, поскольку является довольно плоским, с маленькими комнатами. Женщины бывали там лишь в продолжение праздников.

Руанская церковь Жанны д’Арк, Rouen, France

Vieux Marche, Руан, Франция

Церковь святой Жанны д’Арк находится в Руане на площади Старого рынка. Здание было построено по проекту Луи Арреча в 1979 году, а его торжественное открытие состоялось 27 мая этого же года. Никто точно не может сказать, наблюдая за асимметрическими формами церкви, на что она похожа. Многим церковь Жанны д’Арк напоминает перевернутый корабль — это самая распространённая версия. Необычная постройка решила сразу несколько задач – она заменила приходскую церковь Сен-Венсан, разрушенную прямым попаданием бомбы во время Второй мировой войны, и органично вписалась в ансамбль площади Старого рынка.

Украшением церкви Жанны д’Арк по праву считается витражная стена, собранная из остатков витража церкви-предшественницы, которую разбомбили во времена войны. На витражах изображены сцены из жизни святого Иоанна Крестителя, святой Анны, святого Петра, Торжество Богородицы, Страсти Христовы, Распятие, мученичество святого Винсента и др. Внутри здания находится скульптура самой Жанны д’Арк. Она всегда светится от сотен свечек, которые ставят здесь неравнодушные прихожане, благодаря великую француженку за мужество и смелость. Крыша церкви обладает темным пластичным покрытием, напоминающим чешую дракона. В конструкции отсутствует традиционная колокольня. Однако, колокол всё же присутствует, но находится снаружи под навесом.

Английское название: Église Sainte-Jeanne-d’Arc de Rouen

  • Франция.Онфлер.Руан.Этрета 6 февраля 2014 В Нормандии, в устье реки Сены, напротив Гавра находится один из красивейших морских портов Франции, Онфлер (Honfleur). Это место не зря называют колыбелью импрессионизма: на картинах Моне, Сера, Сати и Бодлера легко узнаются гавань города с бело-голубыми яхтами и рыбацкими лодками. Курорт находится.
  • Нормандия Экскурссия в Нормандию (Руан, Онфлер, Довиль-Трувилль). Достопримечательности – самый высокий собор Европы, Церковь Жанны Дарк, место где сожгли Ж. Дарк, самый старый отель Франции, памятник Муму.
  • Таинственная Франция! Нормандия, Бретань, Долина Луары 25 сентября 2005 Экскурсионная программа была очень насыщенной, поэтому под конец тура всё перемешалось в голове! Мы посетили г.Руан-столицу Нормандии, маленькие городки Довиль и Трувиль, г. Онфлёр, г.Кан, крепость в г.Фужер, аббатство Сан-Мишель с многокилометровыми отливами и приливами, г.Сен-Мало, г. Динан, г. Нант.

Церковь святой Жанны д’Арк находится в Руане на площади Старого рынка. Здание было построено по проекту Луи Арреча в 1979 году, а его торжественное открытие состоялось 27 мая этого же года. Никто точно не может сказать, наблюдая за асимметрическими формами церкви, на что она похожа. Многим церковь Жанны д’Арк напоминает перевернутый корабль — это самая распространённая версия. Необычная постройка решила сразу несколько задач – она заменила приходскую церковь Сен-Венсан, разрушенную прямым попаданием бомбы во время Второй мировой войны, и органично вписалась в ансамбль площади Старого рынка.

Украшением церкви Жанны д’Арк по праву считается витражная стена, собранная из остатков витража церкви-предшественницы, которую разбомбили во времена войны. На витражах изображены сцены из жизни святого Иоанна Крестителя, святой Анны, святого Петра, Торжество Богородицы, Страсти Христовы, Распятие, мученичество святого Винсента и др. Внутри здания находится скульптура самой Жанны д’Арк. Она всегда светится от сотен свечек, которые ставят здесь неравнодушные прихожане, благодаря великую француженку за мужество и смелость. Крыша церкви обладает темным пластичным покрытием, напоминающим чешую дракона. В конструкции отсутствует традиционная колокольня. Однако, колокол всё же присутствует, но находится снаружи под навесом.

Vieux Marche, Руан, Франция

Церковь Жанны д`Арк в Руане, фото и описание

Жанна д’Арк» (Поль Гоген, 1889)

История Руана оказалась связана с одной из значимых фигур в истории Франции — Жанной д’Арк. Процесс начался 21 февраля 1431 года. Несмотря на то, что формально Жанну судила церковь по обвинению в ереси, она содержалась в тюрьме под охраной англичан как военнопленная. Возглавлял процесс епископ Пьер Кошон, ярый приверженец английских интересов во Франции.

Жанна руководила французскими войсками в борьбе против англичан в затянувшейся Столетней войне. 23 мая 1430 года она попала в плен к бургундцам. Епископ Бове, на территории диоцеза которого была захвачена Орлеанская дева, обратился к герцогу Бургундскому, прося от лица короля Англии и Франции Генриха VI передать ее церковному суду, обещая компенсацию в 10 000 франков. После переговоров, Жанну отвезли в Руан, где тогда находился епископ, и поместили под стражу, заточив в башне руанского замка Tour de la Pucelle. Начался судейский процесс, которым руководил Пьер Кошон, епископ Бове.

Башня, где Жанну допросили 9 мая 1431 года

Читайте также:  Храм Ман Мо в Китае, подробное описание и фото

Заседание суда проходило в часовне Руанского замка. Процесс длился с 21 февраля до 23 мая, когда был вынесен приговор. Все это время длились допросы Жанны и свидетелей.

Английское правительство нисколько не скрывало ни своей причастности к суду над Жанной д’Арк, ни того значения, которое оно этому суду придавало. Оно взяло на себя все связанные с ним расходы. Сохранившиеся и опубликованные документы английского казначейства в Нормандии показывают, что эти расходы были немалыми.

Как оказалось в процессе суда, обвинить Жанну будет не так-то просто — она держалась на заседаниях суда с потрясающим мужеством и уверенно опровергала обвинения в ереси и сношениях с дьяволом, обходя многочисленные ловушки. Так как не удавалось добиться от неё признания в ереси, суд решил сфокусироваться на тех фактах, где добровольное признание Жанны не требовалось, — например, на ношении мужской одежды, пренебрежении авторитетом Церкви. Судьи также пытались доказать, что голоса, которые слышала Жанна, исходили от дьявола. Вопреки нормам церковного суда, Орлеанской деве не разрешили подать апелляцию Папе и проигнорировали благоприятные для Жанны выводы процесса в Пуатье.

23 мая Жанне были оглашены 12 пунктов её основных заблуждений. В грамоте указывалось:

  1. Слова Жанны о явлениях ей ангелов и святых — либо выдумки, либо исходят от дьявольских духов.
  2. Явление ангела, принёсшего корону королю Карлу — вымысел и посягательство на ангельский чин.
  3. Жанна легковерна, если считает, что по благому совету можно распознать святых.
  4. Жанна суеверна и самонадеянна, считая, что может предсказывать будущее и узнавать людей, которых раньше не видела.
  5. Жанна нарушает божественный закон, нося мужскую одежду.
  6. Она побуждает перебить врагов, причём утверждает, что делает это по воле Божьей.
  7. Покинув родной дом, она нарушила завет о почитании родителей.
  8. Её попытка бежать, спрыгнув с башни Боревуар, была проявлением отчаяния, ведущим к самоубийству.
  9. Ссылка Жанны на заверение святых, что она неминуемо попадет в рай, если сохранит девственность, безрассудна и противоречит основам веры.
  10. Утверждение, что святые говорят по-французски, ибо они не на стороне англичан, кощунственно по отношению к святым и нарушает заповедь любви к ближнему.
  11. Она — идолопоклонница, вызывающая демонов.
  12. Она не желает положиться на суд Церкви, особенно в вопросах об откровениях.

В надежде сломить волю Жанны, её содержат в ужасных условиях, английские стражники оскорбляют её, на допросе 9 мая трибунал угрожал ей пыткой, но всё безуспешно. Епископ понимал, осуждение Жанны на смерть без фактического признания ею своей вины создаст вокруг неё ореол мученицы. 24 мая он прибегнул к откровенной подлости — предъявил узнице готовый костёр для её казни через сожжение и уже возле костра обещал перевести её из английской в церковную тюрьму, где ей будет обеспечен хороший уход. Ей надо было только подписать бумагу об отречении от ересей и послушании Церкви. При этом бумага с текстом, зачитанным неграмотной девушке, была подменена другой, на которой был текст о полном отречении от всех своих «заблуждений», на которой Жанна поставила крест. Разумеется, епископ и не думал выполнять своё обещание и снова отправил её в прежнюю тюрьму.

Через несколько дней под предлогом того, что Жанна снова надела мужскую одежду (женская была у неё отобрана силой), а, значит, «впала в прежние заблуждения» — суд приговорил её к смерти.

30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане. На голову Жанны надели бумажную митру с надписью «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница» и повели на костёр.

«Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» — с высоты костра крикнула Жанна и попросила дать ей крест. Палач протянул ей две скрещённые хворостины. И когда огонь охватил её, она крикнула несколько раз: «Иисус!». Почти все плакали от жалости.

Пепел Жанны д’Арк был рассеян над Сеной. В музее города Шинон хранятся останки, якобы принадлежащие Жанне д’Арк, хотя, по исследованиям учёных, эти мощи ей не принадлежат.

К оправданию Жанны д’Арк. Памятная доска. Руан.

После окончания войны в Нормандии в 1452 году, французский король Карл VII, которого помогла короновать Жанна, велел собрать все документы, относящиеся к процессу над Орлеанской девой, чтобы расследовать его законность. Следствие изучило документы процесса, опросило оставшихся в живых свидетелей и единодушно пришло к выводу о том, что в ходе процесса над Жанной допускались грубейшие нарушения закона. В 1455 году папа Каликст III повелел провести новый процесс и назначил трёх своих представителей для наблюдения над ним. 7 июля 1456 года судьи зачитали приговор, согласно которому что каждый пункт обвинения против Жанны опровергается показаниями свидетелей. Первый судебный процесс был объявлен недействительным, один экземпляр протоколов и обвинительного заключения был символически разорван перед толпой собравшихся. Доброе имя Жанны было восстановлено.

Жанну канонизировали 16 мая 1920 года. Теперь почти в каждой католической церкви есть статуя святой Жанны д’Арк.

Марина Цветаева написала стихотворение, посвященное суду над Жанной:

И я вошла, и я сказала: — Здравствуй!
Пора, король, во Францию, домой!
И я опять веду тебя на царство,
И ты опять обманешь. Карл Седьмой!

Не ждите, принц, скупой и невеселый,
Бескровный принц, не распрямивший плеч,
Чтоб Иоанна разлюбила — голос,
Чтоб Иоанна разлюбила — меч.

И был Руан, в Руане — Старый рынок…
— Все будет вновь: последний взор коня,
И первый треск невинных хворостинок,
И первый всплеск соснового огня.

А за плечом — товарищ мой крылатый
Опять шепнет: — Терпение, сестра! —
Когда сверкнут серебряные латы
Сосновой кровью моего костра.

Не ждите, принц, скупой и невеселый,
Бескровный принц, не распрямивший плеч,
Чтоб Иоанна разлюбила — голос,
Чтоб Иоанна разлюбила — меч.

Руанский собор

Руанский собор — один из самых высоких готических храмов мира и архитектурная доминанта французского города Руан. Великолепное здание будто сплетено из тонкого каменного кружева. За красоту и изящество форм Руанский собор отнесен к памятникам национального наследия Франции и с 1979 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Руан Жанны д’Арк. Франция

Руан – город, в котором трагически прервалась жизнь национальной героини Франции Жанны д’Арк. Память об Орлеанской Деве осталась в сердцах французов на долгие века, и поэтому многие архитектурные сооружения носят ее имя.

Мы завершили обходить на старой рыночной площади города. Площадь так и называется Place du Vieux-Marché. На ней находятся типичные фахверковые домики, которых в центре Руана очень много.

Рыночная площадь в Руане

Рыночная площадь — место туристическое, поэтому народу там поболее, нежели в других местах. Мы присели отдохнуть на приятных прохладных камушках, и начали соображать, что делать дальше, и куда же двинуть свои стопы.

Прямо на площади находится необычное здание, в котором не сразу можно идентифицировать церковь.

Церковь Жанны д’Арк в Руане

Знаменитые достопримечательности Нормандии: Орлеанская дева Жанна Д-Арк, Руанский Собор, утесы Этреты, церковь Святой Троицы в Фекане

Не все доезжают до Нормандии, но самостоятельным путешественникам то нужно сделать обязательно. Это живописный край со старинными великими мировыми достопримечательностями природными, историческими, архитектурными. Чего только стоит Руанский собор, воспетый в холстах импрессионистов и Дева Жанна Д-Арк, любимица и героиня всего мира.

Праздник, который всегда!… Часть 22

  • Орлеанская дева Жанна Д-Арк. Руан (Rouen), Руанский Собор .
  • Этрета (фр. Étretat). Алебастровый берег (Cote d’Albatre).
  • Фекан (фр. Fécamp). Храм Кровь Христа (Fécamp, Haute-Normandie).
  • Мост Нормандия (Pont de Normandie) — самый большой в Европе и Франции.
  • Орлеанская дева Жанна Д-Арк. Руан (Rouen), Руанский Собор .
  • Этрета (фр. Étretat). Алебастровый берег (Cote d’Albatre).
  • Фекан (фр. Fécamp). Храм Кровь Христа (Fécamp, Haute-Normandie).
  • Мост Нормандия (Pont de Normandie) — самый большой в Европе и Франции.

Фасад и башни

Фасад здания украшают многочисленные арки, устремленные ввысь, резьба и барельефы из жизни Святых. Обращает на себя внимание различие между башнями собора. Сен-Ромен — образец лаконичного стиля ранней готики, тогда как Масляная является воплощением «пламенеющего» периода поздней.

Готические элементы декора стен Масляной башни:

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

  • орнамент;
  • удлиненные арки;
  • фронтоны.

Церковь Жанны д`Арк

Церковь имени Орлеанской Девы была построена в 1979 году на месте церкви Святого Винсента, которая была разрушена во время Второй Мировой войны, в нее попала авиабомба. Остатки от здания послужили строительным материалом для нового сооружения. Автором проекта стал французский архитектор Луи Арретче. Место для церкви было выбрано неслучайно – именно здесь была сожжена Жанна Д’Арк.

Сооружение уникально по своей конструкции и внешнему виду и не очень похоже на храмы в традиционном понимании. По форме здание напоминает перевернутый корабль, сильное впечатление производят огромные витражные окна. В строении нет четких линий и форм, а крыша похожа на чешую.

Собор работает с апреля по ноябрь 10.00-12.00 и 14.00-18.00, а с ноября по апрель 1.00-12.00 и 13.00-17.30. По пятницам и воскресеньям церковь закрыта в утренние часы.

Координаты: 49.44289200,1.08856900

Мост спроектирован таким образом, чтобы под ним могли свободно проходить и круизные теплоходы, и парусники, которые собираются в Руан на корабельный парад «Руанская армада».

Церковь Жанны д`Арк в Руане, фото и описание

Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми в Лотарингии 6 января 1412 года. Дом, в котором она жила до своих 17 лет, сохранился в виде достаточно близком к оригиналу.

Вот он. Снимок найден на Википедии. Естественно, сейчас в этом доме музей.

То время было очень плохим для Франции. Столетняя война, начавшаяся в 1337 году, подходила к концу. Англичане практически полностью подчинили себе страну. Король Карл Шестой был слабоумным, и всевозможные наследники французского престола развлекались тем, что резали друг друга в попытках захвата власти. Когда Карл Шестой умер, все более или менее дееспособные наследники были уже убиты. Власть перешла к дофину (несовершеннолетнему королю) Карлу Седьмому, которому на тот момент было всего 14 лет, и править он не мог. В итоге этой монархической неразберихи после очередной большой резни за корону Бургундия и Нормандия присягнули на верность Англии. В Руане был оккупационный штаб. Париж вроде бы оставался французским, но полностью признавал власть английской короны. Город Реймс, в котором традиционно проходили коронации, захватили бургундцы. Таким образом, даже достигнув совершеннолетия, Карл Седьмой короноваться по-человечески не мог, а без того он королем не считался. Казна была пуста дочиста. Шайки английских солдат слонялись по дорогам Франции и грабили всех без разбору. Навестили они как-то и Домреми, и оставили о себе очень нехорошее впечатление у выживших жителей. Единственным крупным городом, который еще сопротивлялся, был Орлеан, расположенный в центре страны. В начале 1429 года англичане дошли и до него и начали блокаду. Они никуда не спешили, поскольку казалось, что у них в запасе века. И напрасно. При снятии осады Орлеана ярко вспыхнула звезда Жанны д’Арк, вот уже почти 600 лет с тех пор вдохновляющей рассказчиков и художников.

На всякий случай для совсем молодых читателей скажу, что слева кадр из знаменитого фильма Глеба Панфилова “Начало”. Слова, которые говорит Жанна д’Арк в исполнении Инны Чуриковой, звучат в этом кадре примерно так: “О святые мои заступники, Катерина, Михаил и Маргарита! Почему вы оставили меня, почему не говорите больше со мной? Вы были со мной, чтобы вести меня к победе, но ведь вы мне нужны и в горе!”

Читайте также:  Золотой храм Хармандир-Сахиб, описание и как добраться

На правом кадре картина, в оригинале висящая в центральной галерее музея Метрополитен в Нью-Йорке. Малоизвестный художник Жюль Бастиен-Лепаж, тоже родом из Лотарингии, нарисовал Жанну во дворе родительского дома. На заднем плане те самые святые Катерина, Михаил и Маргарита. В 1871 году после франко-прусской войны Лотарингия отошла к немцам, и Франция остро нуждалась в патриотическом символе. За Жанну ухватились и правые, и левые. Картина была впервые выставлена в 1880 в Париже и сразу попала в тему. И вот теперь каждый раз, когда я бываю в Метрополитене, я иду смотреть на картину с Жанной. В ней что-то есть, хотя лично мне кажется, что Жанна была не такая. На картине она слишком домашняя. Она не была домашней ни в коем случае.

Перекличкой двух половин моей жизни и двух континентов я воспринимаю эти два образа, кинематографический и художественный.

Примерно в возрасте 12 лет Жанна начала слышать голоса. Впоследствии в ходе судебного процесса над Жанной все нюансы ее жизни были тщательно запротоколированы и абсолютно нетронутыми дошли до историков. Это редкая удача. Хотя сама Жанна очень не любила рассказывать про эти голоса, кое-что удалось из нее вытянуть. По ее словам, это были очень сладкие голоса, внушавшие ей, что она рождена для того, чтобы спасти Францию. Она идентифицировала голоса со святыми Катериной, Михаилом и Маргаритой. С первого взгляда становится вроде бы очевидно, что это обычная шизофрения, возможно, обострившаяся после набега англичан на Домреми. Но, поскольку национальная героиня и святая никак не может болеть шизофренией, французы встают на уши, чтобы опровергнуть эту гипотезу. Например, указывается, что французский двор, измученный болезнью Карла Шестого, никак не допустил бы шизофреничку к руководству армией. Мол, на тот момент последний слуга знал о симптомах шизофрении не понаслышке, и такое не прошло бы незамеченным. Анатоль Франс полагал, что мы имеем дело скорее с религиозной экзальтацией. Он был безбожник, этот Франс, и пытался подвести под все материальный базис. Современая католическая церковь ставит вопрос гораздо резче, полагая, что Франс перепутал причину и следствие. Мол, сначала к Жанне натурально явились святые, а потом она сделалась до предела верующей. Действительно, Жанна была очень религиозна. Кроме того, голоса сказали ей, что для выполнения важной задачи по освобождению страны она должна оставаться девственницей. Впоследствии этот медицинский факт был подтвержден и доподлинно установлен на следствии. Поэтому Жанну д’Арк называют Орлеанской Девой. Для Франции подобное целомудренное поведение, да еще в такое время, было нетипичным.

Каким-то образом деревенская девушка Жанна была грамотна. Сохранились по крайней мере три письма королю, которые она написала собственноручно. Еще больше писем она надиктовала и поставила под ними подпись.

Вот такую. Наконец, у нее действительно был врожденный полководческий талант, умноженный на дар убеждения.

Говорит режиссер Глеб Панфилов (журнал “Искусство кино” №12 за 2004 год):

“Мне кажется, один из самых главных вопросов, была ли Жанна душевнобольной. Феномен голосов, которые слышит Жанна, ее видения — что это? Божий дар или следствие помрачения рассудка? Я считаю — это Божий дар.”

На мой непросвещенный взгляд, эти споры вообще не имеют большого значения. Привиделись ли Жанне голоса святых, или она их придумала, или то были ее детские фантазии, неважно. Важно то, что она смогла убедить французов в своем предназначении. В возрасте 16 лет она сделала первую неудачную попытку пробиться к дофину с планами спасения страны. Ничего не вышло. Еще через год молва о девочке, разговаривающей со святыми, достигла резиденции Карла, и он послал за Жанной небольшой отряд. Абсолютно все историки сходятся на том, что этот поступок был жестом отчаяния. Чувствуя, что его песенка спета, Карл хватался за соломинку. Поскольку скакать на лошади в женском платье неудобно, Жанна переоделась в мужской камзол. При встрече с Карлом Жанна смогла произвести на него настолько неизгладимое впечатление, что он немедленно назначил семнадцатилетнюю деревенскую девицу руководить военным советом обороны Орлеана. Естественно, мужчины на службе не желали терпеть такого, с позволения сказать, военачальника. Интриги и заговоры против Жанны, несомненно, должны были бы привести к тому, что она вошла бы в историю в лучшем случае как анекдот. Но. лишенная нитей управления войсками, единогласно исключенная из совета обороны города, с небольшим отрядом преданных фанатиков, она нанесла несколько очень чувствительных поражений англичанам и единолично сняла осаду с Орлеана. После этого невероятного успеха ее положение резко изменилось. Ей было поручено руководить всей французской армией наравне с главнокомандующим герцогом Алансонским. Представляю себе, что чувствовал герцог. Однако почти сразу Жанна спасла ему жизнь, узнав через свою разведку о планах англичан по нападению на штаб. После этого герцог был заранее согласен на все ее предложения. Буквально за три месяца армия Франции одержала ряд блистательных побед. Был наконец освобожден Реймс, и в июле 1430 года Карл смог официально сделаться королем. Французы овладели Сен-Дени, и Жанна была уверена, что взятие Парижа уже было решенным делом. Однако англичане послали подкрепление. В ходе тяжелой битвы за Париж Жанна была ранена, но с поля боя не ушла. Тем не менее, с наскока взять Париж не удалось. Первая же военная неудача фактически переломала ее короткую жизнь. Наутро король послал ей приказ об отступлении и об отстранении от руководства армией. Он решил, что дальше он сможет справляться сам. Историки полагают, что больше всех против Жанны интриговал королевский постельничий по имени Ла Тремойл. Во Франции в средние века постельничие не только следили за гардеробом короля, но и выполняли роль госсекретаря. Тогда гардеробу придавалось столько же значения, сколько и высокой политике.

В последующие полгода Жанна участвовала во множестве второстепенных сражений. В мае 1430 года ей поручили снять осаду Компьена. 23 мая она попала в засаду и в плен к союзникам англичан бургундцам, конкретно к герцогу Люксембургскому. Тогда с пленными поступали просто: их продавали. Герцог, в чьем распоряжении оказалась Жанна, назначил за нее выкуп в десять тысяч ливров – уровень выкупа за герцога или графа – и был готов продать ее любому желающему. У семьи д’Арк таких денег, естественно, не было. Король Карл Седьмой платить деньги отказался. Казна пуста, и вообще – нечего и незачем. Несколько раз Жанна пыталась бежать из плена, но у нее ничего не вышло. Тогда специальным постановлением казначейства Британии эти деньги были выделены из госбюджета. Все документы и расписки в получении золота сохранились в английских архивах, в том числе и это указание о выплате выкупа герцогу Люксембургскому. Так Жанна оказалась в Руане.

История процесса над Жанной д’Арк могла бы составить отдельную главу, и по его материалам снят фильм. Я не ставлю своей задачей его подробное освещение. Вкратце, дело было так. Процесс финансировали англичане, но судьи все были французы. По политическим соображениям было решено сделать процесс религиозным. Судей трибунала – числом от 45 до 70 – рекрутировали из епископов и профессоров теологии Сорбонны. Значительная часть из них была принуждена угрозами и уговорами, но были и те, кто в самом деле полагал Жанну колдуньей. А как иначе объяснить ее дьявольский полководческий талант? А голоса? А умение управляться с суровыми вонючими мужиками? Тут все было явно не просто так. Руководил процессом архиепископ Руана по имени Кушон. Он находился в постоянном контакте с английской оккупационной администрацией и с нормандскими принцами, которые были особенно раздосадованы тем, что Жанна отбила Реймс. У них были свои планы по поводу коронации. Если бы им удалось вовремя убить дофина Карла, они могли бы претендовать на французский престол, а так ни Реймса, ни престола им не досталось. Короче, у всех были интересы, и эти разрозненные интересы сходились в одной точке: Жанна должна была умереть. Несмотря на изрядное умственное превосходство над своими преследователями и на грамотную теологическую защиту, никаких шансов у нее не было. Судебные баталии в основном велись вокруг схоластических материй. Самым сильным обвинением в ереси было то, что Жанна носила мужскую одежду. Слушания продолжались три месяца, с 21 февраля до 24 мая 1431 года. В конце концов Жанна подписала отречение от всех своих действий, убеждений и контактов со святыми и тем самым избежала приговора. История этого отречения неясна. В архивах сохранился подробный многостраничный документ без подписи, но свидетели утверждают, что в оригинале это была короткая записка, которую зачитывали всего около десяти минут. Вполне возможно, что отречение подделали позже в пропагандистских целях. Тем не менее, англичане были очень встревожены. Однако Кушон их успокоил словами “она от нас не уйдет”. Почти сразу после суда Жанне подложили в камеру мужскую одежду, выкрав ее собственную. Когда она была вынуждена ею воспользоваться, ее вторично обвинили в ереси и 30 мая приговорили к сожжению на костре. Приговор был приведен в исполнение на рыночной площади Руана на следующий день. Жанне д’Арк было девятнадцать лет.

Еще один кадрик из “Начала”.

На фотографии Рыночная площадь в наши дни. В центре большая современная церковь Св. Жанны. Крест перед ней – это то самое место, где она кричала “Крест! Дайте мне крест!” Эти кадры из фильма “Начало” абсолютно подлинные, так все и было по записям свидетелей. Самодельный крест из двух палочек протянул Жанне английский солдат из охранения.

Памятник Жанне в бетонной складке церкви ее имени. К сожалению, у меня самого этот снимок не получился, и я нашел его на вебсайте знатного путешественника по имени Galen R. Frysinger, www.galenfrysinger.com

Клумба точно на месте костра.

Островерхие крыши на заднем плане – современный рынок. В основном там сейчас торгуют морепродуктами. Наверно, теми же, что и 600 лет назад. Довольно интересно там побродить. Правда, снижается пафос.

После успешного снижения пафоса заглянем в церковь.

Я люблю современные церкви. Они очень фунциональны. Конечно, не Кельнский собор. А и не надо. Был бы верующим, ходил бы в такую. А может, из-за подобного рационалистического подхода я и неверующий.

В окнах настоящие витражи 16 века. Руан славен своими витражами с 13 века, и каждые сто лет витражная техника менялась. Считается, что в 16 веке руанские мастера научились делать самые насыщенные цвета. Эти витражи были принадлежностью церкви Св. Винсента, также стоявшей на рыночной площади. Во время налетов союзной авиации в 1944 году церковь Св. Винсента разрушилась до невосстановимого состояния. Но часть витражей каким-то образом уцелела и была позднее использована.

На последнем кадре с рыночной площади остатки фундамента церкви Св. Винсента. Церковь Св. Жанны справа. Если пройти по улочке вперед, будет дом-музей основателя французской драматургии Пьера Корнеля, автора пьесы “Сид”. Она частенько упоминается в романах Дюма, например. В истории французской словесности Корнель эквивалентен нашему Фонвизину. Но в тот музей я уже не пошел.

Говорит режиссер Глеб Панфилов (журнал “Искусство кино” №12 за 2004 год):

Ссылка на основную публикацию