Храм Паднамабхасвами, подробное описание и фото

Сокровища храма Падманабхасвами. Тайны тысячелетий.

Храм Падманабхасвами, расположенный в городе Тривандрам (штат Керала, Индия), получил общемировую известность в июле 2011 года, когда были вскрыты 5 подземных кладовых храма и найден один из самых крупных кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд. долларов. Специалисты могут сравнить эти находки лишь с ценностями гробницы египетского фараона Тутанхамона, обнаруженной в 1922 году.

Храм Падманабхасвами вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самый богатый в мире. Под храмом была открыта сокровищница, наполненная золотом, серебром, драгоценными камнями и другими дарами, поднесёнными Вишну на протяжении столетий.

Храм Падманабхасвами входит в число 108 святых мест паломничества. Главное божество храма — Вишну, из его пупка растёт цветок лотоса с творцом Брахмой, а рядом находятся две супруги, Шри-Деви и Бху-Деви, олицетворяющие материальный и духовный миры.

Считается, что храм воздвигнут в VI веке, однако местное население верит, что святое место существует с 3100 года до н. э. О Золотом храме упоминается в древних тамильских текстах. Легенды утверждают, что даже стены храма раньше были из чистого золота.

Храм Падманабхасвами, в том виде в котором он дошел до наших дней, начали строить в 1731 году. В 1750 году царь Мартханда Варма, являющийся одним из самых могущественных правителей Траванкора посвятил своё царство Падманабхе (одно из имен Вишну, у которого, по преданию, из пупка вырос лотос, а из лотоса появился Брахма).

История храма тесно переплетена с судьбой королевского дома Траванкора. Считается, что члены королевской семьи являются потомками альвара Кулашекхара — средневекового правителя, создавшего на территории современной Кералы единое государство.

Современный вид храм приобрел в 1753 году, когда были закончены работы по строительству 30,5 метровой семиэтажной башни пирамидальной формы, покрытой искусной резьбой и множеством великолепных статуй и скульптур. Внутри башни широкий коридор с 324 рельефными гранитными столбами и 24,5 метровый золотой шест с флагом. Поверхность колон и стены храма покрыты великолепной резьбой.

В основном зале храма находится главная святыня — статуя бога Вишну. Статуя имеет длину 5,5 метров, покрыта золотом и драгоценными камнями. Вишну представлен Падманабхой, возлежащем на змее Ананта-Шеше, называемом также Ади-Шешей. Змей имеет пять голов с капюшонами, обращёнными внутрь к Падманабхе. Само божество лёжа покоится на змеиных кольцах, пребывая в йогическом сне — йога-нидре.

По имени Падманабхи названа одна из асан в йоге — «Анантасана» (Anantasana). Мастер йоги Айенгар связывал её с позой образа Ананта-Падманабхи в Тривандраме.

Вишну можно увидеть из трех ворот храма — через одни ворота видны часть ног и стопы, через другие живот с произрастающим из пупка лотосом и сидящем на нём Брахмой, а через третьи видно частично грудь, голову и руки.

Сокровища Падманабхасвами

В течение столетий, а может и тысячелетий, жрецы храма собирали пожертвования: золото, другие драгоценности и относили их на хранение в шесть подземных тайников. Два из этих тайников были опечатаны в середине XIX века, а четыре других — после того как в 1947 году Индия получила независимость и королевство Траванкор прекратило существование.

Решение об открытии тайников принималось более 50 лет, поскольку потомки раджей Траванкора, которые на протяжении нескольких сотен лет управляли храмовым комплексом, выступали противниками вскрытия хранилищ.

В Индии божества могут располагать собственностью, однако законодательство рассматривает их как несовершеннолетних. У них должен быть официальный опекун, который распоряжается их имуществом. В храме Падманабхи эту роль выполнял махараджа Траванкора, хотя королевство прекратило существовать в 1947 году.

В 2011 году адвокат и брахман по происхождению Сундарараджан подал ходатайство в Верховный суд Индии о проведении инвентаризации хранилищ храма. Верховный суд назначил инспекционную группу для исследования храмовой сокровищницы. Под храмом была обнаружена группа комнат-хранилищ, которые получили нумерацию по первым буквам алфавита: A, B, C, D, E и F. Позже, в 2016 году, были обнаружены новые хранилища, названные G и H, которые остаются закрытыми. Инспекционная группа вскрыла 5 хранилищ и обнаружила за их дверьми храмовые сокровища, копившиеся в течение столетий.

Сокровище состояло из бриллиантов, рубинов, изумрудов, золотых колец, браслетов и медальонов, многие из которых были инкрустированы драгоценными камнями. Среди них находились огромные золотые цепи весом от 3,5 до 10,5 кг, украшенные драгоценными камнями, золотые монеты: римские, наполеоновские, могольские, голландские… Сокровище включало скульптуру божества Падманабхи из чистого золота высотой 1,2 метра и золотые доспехи Падманабхи весом почти 30 кг. Среди прочих драгоценностей находились золотой лук и стрела, зонтик с золотыми спицами и золотой трон Падманабхи, инкрустированный сотнями драгоценных камней.

Предварительная оценка сокровищ составила около 22 млрд долларов США, хотя многие ученые считают, что настоящую стоимость подсчитать невозможно — коллекция бесценна.

С того времени прошло несколько лет, но интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь до сих пор не было вскрыто шестое хранилище — «Хранилище B», где, как считается, находится самая ценная часть сокровищ. На двери хранилища изображена огромная кобра с несколькими головами. Дверь герметично запечатана, хотя и непонятно, каким образом – на ней нет ни защелок, ни замков, нет и отверстий для ключа. Согласно легенде, закрыл дверь сам Вишну, и за ней хранится его неприкосновенный запас, трогать который людям запрещено.

Считается, что риши во времена правления Мартанды Вармы заперли комнату, наложив на её двери змеиное заклинание. Только святой может снять невидимый барьер, правильно произнеся мантру Гаруде.

Местное поверье гласит, что в 1930-х годах, когда грабители пытались похитить драгоценности, они подверглись нападению огромных ядовитых змей, обитающих в хранилище.

В XIX столетии, когда в королевстве бушевал голод, власти предприняли попытку вскрыть сокровищницу. За дверями они услышали шум океанских волн и отказались от своих намерений. С тех пор считается, что хранилище соединено с Индийским океаном и открытие дверей может привести к наводнению в городе.

По Индии ходят легенды о бесчисленных кладах и богатствах, лежащих под землей, на дне рек, озер, и в древних индийских храмах. Находки то и дело подтверждают эти слухи. Сокровища, находящиеся в храмах, не подсчитаны. А индуистских храмов в Индии около 600 тысяч. Храм Падманабхасвами — лишь один из них.

Решение об открытии тайников принималось более 50 лет, поскольку потомки раджей Траванкора, которые на протяжении нескольких сотен лет управляли храмовым комплексом, выступали противниками вскрытия хранилищ.

Культурное значение, текущее состояние «Храма Падманабхасвами».

Храм Падманабхасвами, является главной святыней города Тривандраме, штата Керала.
Территория храмового комплекса площадью 0,24 га. Управлением храма занимается царская семья Траванкура. Глава семейства регулярно посещает храм.

Согласно местной легенде, храм был построен после того, как Вишну в образе маленького красивого ребенка слился с огромным деревом в лесу, которое сразу же упало на землю. Далее оно превратилось в изображение возлежавшего Вишну очень большой длины. Все это наблюдал мудрец Дивакара ,который после всего увиденного взмолился о том, чтобы форма Вишну была такой, которую можно было бы увидеть целиком. Его просьбы была исполнена. Благодаря этому в святилище появился идол, представляющий собой Вишну -Падманабху, возлежащий на змее Ананте. Буквально – это переводится как «То, у кого из пупка растет лотос».

Огромный пруд, расположенный напротив храма, предназначен для омовения верующих.

Вокруг храма расположено множество ларьков, лавок, лотков, где продаются сувениры, предметы культа, ожерелья из цветов и раковин.

Ежедневно проходит процессия вокруг храма с выносом церемониального Божества Господа Вишну. Эта процессия проходит в 16:00. Так же в храме размещены другие божества, такие как Божества Рамы, Лакшмана, Ситы, Ханумана.

Туристам запрещен вход вглубь храма, но внешний осмотр оставит огромное количество впечатлений. Так же в храм не допускаются люди не индуского происхождения.

Храм Падманабхасвами находится в городе Тривандраме, штата Керала, находящегося в южной Индии.

Храм Падманабхасвами

В индийском штате Керала, в городе Тривандрам, находится уникальный храм Падманабхасвами. Он посвящен индуистскому богу Вишну и входит в число 109 святых мест (дивьядешам) паломничества в Индии.

Древняя история храма

Ученые полагают, что храм Шри Падманабхасвами был воздвигнут в VI в., но местные жители, которые считают это место святым, утверждают, что, по преданиям, оно появилось в 3100 г. до н. э.

Храм находился в княжестве Траванкор, по территории которого проходил оживленный торговый путь. Заезжие купцы делали очень щедрые подношения богу Вишну. Кроме этого, в храме было и то золото, которым торговцы расплачивались за купленные пряности и прочие товары, а также пожертвования к религиозным праздникам, делавшиеся богатыми людьми Индии. Все сокровища Шри Падманабхасвами собирались и передавались в подземные тайники на хранение.

Тайны храма Падманабхасвами в Индии

В 2009 г. индийский адвокат Сундара Раджан обратился с петицией в Верховный суд страны. В своем обращении он предложил вскрыть подземные тайники и произвести учет всех хранящихся там сокровищ. В противном случае хранилища могут быть разграблены.

Суд удовлетворил просьбу адвоката, и один тайник был вскрыт. Местные жители были очень недовольны вторжением во владения богов, однако вскоре открыли и остальные четыре хранилища. Перед изумленными людьми предстали тонны золотых монет и слитков, сундуки со сверкающими рубинами, изумрудами, бриллиантами и множество других ценностей.

Сейчас сокровища охраняют полицейские и пулеметчики, везде установлены камеры видеонаблюдения и металлоискатели, однако ценности всё равно потихоньку растаскивают. Найденные богатства были оценены примерно в $22 млрд.

Кроме открытых пяти хранилищ, в храме есть еще и шестое, герметично закрытое помещение, хотя как его заперли, никто не может понять. На запечатанной двери храма Шри Падманабхасвами нет ни замков, ни отверстий для ключа, ни каких-либо защелок.

Легенда о сокровищах Шри Падманабхасвами

Одно из преданий гласит, что за этой дверью с изображением огромной многоголовой кобры спрятаны неприкосновенные сокровища бога Вишну. Тех, кто посмеет проникнуть в это хранилище, якобы настигнут неисчислимые беды.

Однажды, в конце XIX века, англичане предприняли попытку и нарушили этот запрет. Когда они отворили дверь, на них накинулись огромные змеи, отбиться от которых удалось лишь нескольким людям. Те же, кого змеи искусали, окончили жизнь в ужасных мучениях. По этой причине и сегодня дверь в храме Падманабхасвами в Индии, где находится клад, остается закрытой, храня свою тайну.

Архитектура храма

Современный вид здание приобрело с 1731 г., а в 2011 г. храм, признанный самым богатым в мире, внесли в Книгу рекордов Гиннесса.

Фасад здания – это семирядовая 30,5-метровая надвратная башня (гопурам), которая украшена великолепными скульптурами и статуями, Каждая из них может считаться настоящим шедевром зодчества. Стены храма покрыты золотом. В широком коридоре, ведущем внутрь постройки, установлены 324 столба, украшенных искусной резьбой, и 24-метровый золотой шест, увенчанный флагом.

Чем интересен храм Шри Падманабхасвами?

Внутренние стены храма покрывают прекрасные фрески, на которых изображены различные мистические сцены. Здесь нет электричества, а освещается он с помощью масляных ламп. В тусклом свете в главном зале можно разглядеть центральную святыню – статую бога Вишну, высота которой 5,5 м. Он возлежит на ложе в виде гигантского тысячеголового змея Ананта-Шеше. Из божественного пупка вырос цветок лотоса с Брахмой, символизирующий начало новой эпохи.

Увидеть статую целиком невозможно: это символизирует ограниченность восприятия человека. Разглядеть ее получится по частям из трех проемов: в одном открываются только стопы божества, а также супруга Бху-деви и мудрец Маркандея. Во втором окне взору доступен божественный живот, рядом находится супруга Шри-деви. Через третий проем видна священная голова и рука, покоящаяся на лингаме Шивы.

Все статуи покрыты специальным составом, который препятствует оседанию грязи и пыли на их поверхность.

Рядом с храмом находится большой пруд, в котором совершают омовения верующие.

Как добраться?

Из любого уголка Тривандрама удобнее всего доехать до храма на такси. Отправившись сюда пешком, можно будет посетить лавки, которые располагаются вокруг. В них продают одежду, украшения и различные сувениры.

Вход в храм Падманабхасвами разрешен только индуистам, одетым в соответствующие одежды. Внутри храма экскурсии не проводятся. Осмотреть это уникальное строение можно только снаружи, а гиды познакомят туристов с его историей и расскажут о внутреннем убранстве.

Кроме открытых пяти хранилищ, в храме есть еще и шестое, герметично закрытое помещение, хотя как его заперли, никто не может понять. На запечатанной двери храма Шри Падманабхасвами нет ни замков, ни отверстий для ключа, ни каких-либо защелок.

Найденные сокровища храма Падманабхасвами

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Читайте также:  Церковь Покрова в Филях, Нарышкинское барокко

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм.

Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей.

То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

«Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», — отметил германский еженедельник «Der Spiegel».

При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.

«Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, — сказал в одном интервью Мартханада Варма. — Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения».

А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях.

Единственный путь прекратить это — поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами

Главная святыня города Тривандрум — Храм Падманабхасвами
Этот храм является визитной карточкой города.
Падманабхасвами и сегодня принадлежит потомкам махараджи и управляется трастом во главе с царской семьей.

Эта фантастическая история добавила популярности храму

В июле 2011 года в храме был обнаружен один из крупнейших кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 миллиарда $. Предполагается, что сокровища на протяжении многих лет складировали в храме многие поколения правителей Траванкора. При вскрытии тайника присутствовал потомок последнего махараджи.

Многочисленные публикации в различных СМИ сообщают подробности:

Храм, посвященный Вишну, построили основатели княжества Траванкор. Упоминания о нем относятся к древним эпохам, однако наибольшего расцвета княжество достигло в XVII-XIX веках.
На протяжении веков правители и их династии делали щедрые пожертвования храму. Так, например, по случаю совершеннолетия наследника престола храму преподносилось золото, по весу равное весу наследника. Разумеется, горожане также спешили выразить божеству свое почтение и приносили в храм подношения.

Городской порт издавна был центром торговли специями, сандаловым деревом и слоновой костью. Многочисленные торговцы из разных стран оставляли щедрое подношение богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил, а заодно и заручиться расположением местных властей. В храм складывалось и золото, полученное от европейских купцов.
В качестве пожертвований приносили золото, драгоценности, статуи, предметы искусства.
В течение столетий жрецы храма собирали и складывали подношения в шесть подземных тайников. Два из них были опечатаны во время колонизации Индии Великобританией в середине XIX века. Остальные 4 сокровищницы жрецы опечатали уже после 1947 года, когда Индия обрела независимость и княжество Траванкор перестало существовать.

Шло время, но о сокровищах не забыли. Были предприняты попытки добиться разрешения вскрыть сокровищницы. Решение об открытии сокровищниц принималось более 50 лет.
Лишь в июле 2011 года постановление Верховного суда Индии о том, что для обеспечения безопасности ценностей храм должен находиться в ведении властей штата Керала, а не потомков королевской семьи Траванкор, было исполнено.

Проверка хранилищ в храме Шри-Падманабхасвами была проведена после того, как местный адвокат Сундар Раджан написал петицию в Верховный суд Индии.
Он потребовал открыть кладовые храма. Беспокоило юриста то, что без нужного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. В документе он указал, что, по его мнению, храм плохо охраняется, а значит шесть сокровищниц, находящиеся в нем, подвергаются опасности. И как бывший полицейский указывал на недопустимо плохую охрану храма. Местные полицейские подтвердили его слова, указав, что у полиции Кералы нет ни опыта, ни технических средств для охраны подобных богатств.
Рассмотрение дела завершилось постановлением вскрыть сокровищницы.
В постановлении говорилось, что храм должен находиться под охраной властей штата, а не потомков королевской семьи Траванкор. Разумеется потомок раджи Траванкора, попечитель храма, 89-летний махараджа Утхрадом Варма (Uthradom Thirunal Marthanda Varma (22 March 1922 – 16 December 2013) обратился в верховный суд с апелляцией. Он заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости дает ему право контролировать храм по той причине, что со времени построения и до нынешнего времени храм, также как и дворцы, находится в частной собственности потомков правителей Траванкора. Но Верховный суд не согласился с его доводами и отклонил апелляцию на том основании что в 21 веке потомки раджи уже не имеют прошлого статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Специальная правительственная комиссия, несмотря на гнев верующих, которые заявляли, что грабить богов недопустимо, приступила к исполнению решения Верховного суда. Были вскрыты пять из шести замурованных тайников. Последний тайник, оставшийся невскрытым, назван в документах Хранилище В
Тайники вскрывали в присутствии семи представителей суда, а также главы династии Траванкор махараджи Утрадана Вармы.
Согласно принятому 6 июля 2011г. решению, к храму, расположенному в городе Тируванантапурам, будут направлены двое экс-судей. Они будут находиться в обители бога Вишну в течение всего того времени, которое потребуется для завершения проведения инвентаризации клада. Кроме того, суд постановил, что весь процесс осмотра сокровищ и их оценки должен быть снят на фото- и видеоаппаратуру.

Читайте также:  Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Никто не входил в эти комнаты по меньшей мере последние сто сорок лет. То, что обнаружилось в этих пяти секретных помещениях, потрясло весь мир. В кладовых оказались несметные сокровища. Одних только редких золотых и серебряных монет разных периодов подняли на поверхность около тонны. Еще одна тонна золота в слитках. Мешки бриллиантов, сапфиров, изумрудов. Посуда из золота, инкрустированная такими же камнями. А еще предметы искусства, золотые статуэтки и статуи, как например статуя бога Вишну, лежащая на змее Ананта, длиной около двух метров, в натуральный человеческий рост из чистого золота и украшенная алмазами и изумрудами. Поразила археологов вуаль из золотых нитей, ее длина 5, 5 метров, а весит она более 36 кг. Полноразмерный трон из золота, усыпанный бриллиантами и другими драгоценными камнями, золотой сноп весом более полутоны и множество других предметов. Поражали своей красотой тропические плоды, изготовленные из чистого золота в натуральную величину. По словам индийских исследователей, они даже представить себе не могли, насколько внушительным может оказаться клад.

Естественно, правительством штата были предприняты беспрецедентные меры по обеспечению сохранности этих сокровищ. Сейчас храм находится под круглосуточной охраной 200 полицейских и военных. В самом храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя. Территория вокруг храма также просматривается, а на ключевых позициях размещены пулеметчики.

Индийские СМИ пишут следующее:
После всего происшедшего толпы паломников-индусов (как, впрочем, и представителей других конфессий) охватила настоящая мания. Они скупили металлоискатели и отправились в свои храмы искать тайники. Те верующие, у которых «крышу не сорвало», ужасались поступками богохульников, утверждая, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг самого храма продолжалась. Ведь вскрытыми оказались только пять сокровищниц из шести.

Потомок властителей Траванкура махараджа Утрадан Варма заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника.
Утверждается, что он не был вскрыт, поскольку был опечатан особым знаком Змея. И дело даже не сокровищах, которые там хранятся. Существует легенда, что в помещении, опечатанном знаком Змея, хранится неприкосновенный запас храма Вишну, который запрещено трогать. Только в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в ней людей, жрецам, после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу.

Индийское правительство обратилось к британским ученым с просьбой помочь в переписи и оценке найденных сокровищ. Каждая монетка, каждый камень будет сфотографирован, описан и внесен в общий список. Члены комиссии обязались хранить этот перечень в секрете. Названная стоимость клада – 22 миллиарда долларов США – весьма приблизительна. Она не учитывает историческую и художественную ценность изделий. Пока монеты, драгоценные камни и статуи просто взвесили и оценили с учетом рыночной стоимости. Точная стоимость всех найденных сокровищ будет определена по итогам инспекции. Как много времени уйдет на инвентаризацию, неизвестно.
После этого Верховный суд должен будет решить судьбу сокровищ.
Клад стал одним из крупнейших в истории человечества
Таким образом, на сегодняшний день храм оказался самым богатым храмом в мире.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил абсолютный мрак, который разбавлял лишь свет из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой. И мне открылось потрясающее зрелище. Словно звезды мерцали в небе, бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянные сундуки, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».
Так описал сокровища один из членов спецкомиссии, назначенный Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы.

Как это обычно бывает, событие обросло легендами.

Осталась невскрытой шестая сокровищница. Тут жрецы вспомнили о старом проклятии:
тех, кто попытается самовольно проникнуть в помещение, ждет страшная смерть.
А наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора этого святотатства – адвоката. Не прошло и недели после вскрытия, как семидесятилетний адвокат Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии, от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем, вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям прессы не поверили и расценили его кончину как наказание божества за святотатство.

Дверь, ведущая в сокровищницу богато украшена, на ней вырезаны две кобры, предупреждающие каждого, кто захочет проникнуть в сокровищницу,
Большая часть сведений о том, что находится в хранилище, хранится у потомков махараджей, когда-то правивших городом. Разумеется, они хранят свою тайну.
В 1931 году, когда махараджи и его народ испытывали финансовые трудности, было вскрыто одно хранилище.
Однако, что касается остальных хранилищ, то понадобилось еще 80 лет чтобы попасть в них. Разумеется, за исключением Хранилища В которое по-прежнему остается закрытым.

Потомки махарадж, а также многочисленные верующие призывают правительство оставить сокровища в покое. Для того, чтобы узнать волю божества относительно хранилища был даже проведен специальный ритуал. В этом ритуале обычно принимает участие юноша и через него божество излагает свою волю.
Выяснилось, что божество отнюдь не было в восторге, что сокровищницы храма были вскрыты ( кто бы сомневался!) и оно бы хотело, чтобы последнее хранилище никогда не открывали. По мнению жрецов, проводящих этот ритуал, если открыть последнее хранилище, то это вызовет катастрофические последствия, вплоть до конца света.

Власти штата Керала, потомки махараджи, историки и общественность уже спорят, кому принадлежат сокровища и что с ними сделать дальше.
Строго говоря, храм, как и все его богатства принадлежат потомкам махарадж, управляются и контролируются ими. Вместе с тем, общественность указывает на то, что огромное количество людей в Индии живет за чертой бедности и было бы разумно часть этого богатства потратить на благо народа.
На сегодняшний день, власти штата Керала пообещали, что пока не будут изымать сокровища и они останутся в храме.

Храм, посвященный Вишну, построили основатели княжества Траванкор. Упоминания о нем относятся к древним эпохам, однако наибольшего расцвета княжество достигло в XVII-XIX веках.
На протяжении веков правители и их династии делали щедрые пожертвования храму. Так, например, по случаю совершеннолетия наследника престола храму преподносилось золото, по весу равное весу наследника. Разумеется, горожане также спешили выразить божеству свое почтение и приносили в храм подношения.

Запечатанная дверь в храме Падманабхасвами

Как в любой древней постройке у храма куча секретов и легенд, тем более, когда что-то начинает касаться захоронений или пожертвований, как в нашем случае. Одна сокровищница осталась не открытой до сих пор, причина этому проста — проклятие.

Служители храма и верующие убеждены, что если вскрыть последнюю дверь, то несчастье постигнет весь город. По легенде считается, что его охраняют духи и огромные змеи. Открыть ее может только священник, которые правильно произнесет мантру Гаруде. В 1930 был совершен акт мародерства, но грабители не вернулись живыми.

Еще один раз пытались открыть тайник тоже в 19 веке, но на этот раз из-за страшного голода в стране, на такое решилось само правительство. Вот только при попытках им послышался шум волн и эту затею бросили. Теперь считается, что хранилище каким-то образом соединенное с океаном и если его открыть, то город просто затопит.

Как в любой древней постройке у храма куча секретов и легенд, тем более, когда что-то начинает касаться захоронений или пожертвований, как в нашем случае. Одна сокровищница осталась не открытой до сих пор, причина этому проста — проклятие.

Храм Паднамабхасвами, подробное описание и фото

В 1731 году раджа Мартханда Варма (княжил в 1729—1758 годах), в столичном городе Тривандруме (Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) построил храм Падманабхасвами.

Сориентирован на “0”, актуальный полюс

Год постройки, 1732, и ориентация на “0” соответствуют.

В 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», — сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм.

Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей.

То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 тонну золотых монет, 1 тонна золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

Исследователи по всему миру гадают, что именно скрывается за таинственной железной дверью с изображением защищающих ее двух кобр в индуистском храме Падманабхасвами в Индии. Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.


История храма Вишну, хранящего внутри себя несметные богатства, уже давно окутана тайной и не дает покоя здешним правителям. В 2011 году созданная государством комиссия смогла вскрыть шесть секретных хранилищ внутри святыни и обнаружила в них бесценный клад стоимостью 22 миллиарда долларов. Вот только седьмую дверь открыть так и не смогли.

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.

Читайте также:  Храм Святого Семейства Антонио Гауди в Барселоне

Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.

“Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху”. – с 1732 года все дерево превратилось в труху. Видимо из-за высокой влажности – Тируванантапурам находится на южной оконечности Индостана, на побережье. Интересный факт, стоит запомнить.

Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Дворец Ветров (Хава-Махал)

Хава Махал, также известный как Дворец Ветров — главная достопримечательность Джайпура. Свое второе название дворец получил за счет того, что благодаря продуманной системе окон, в помещениях здания создается естественная вентиляция. Поэтому обитателям Хава Махал даже в самую сильную жару было немного прохладней, чем всем остальным жителям города, ведь их обдувал легкий ветерок, даже если в самом городе стоял полный штиль. Подобная система вентиляции признана уникальной, что делает Дворец Ветров еще более привлекательным строением.

С Хава Махал открывается потрясающий вид на Джантар-Мантар и Городской дворец с одной стороны и на базар Сиредеори с другой. Здесь есть небольшой музей (9.00-16.30 сб.-чт.) с миниатюрными картинами и потрясающими экспонатами – например, церемониальными доспехами – помогающими ярче представить королевское прошлое. Вход во Дворец Ветров находится с тыльной стороны комплекса. Чтобы попасть сюда, вернитесь на пересечение дорог слева (если смотреть на Хава-Махал), поверните направо, а затем снова направо в арку.

Общие сведения

Дворец расположен в северо-восточной части Джайпура. Ежедневно это удивительное сооружение посещают сотни туристов, ведь Хава Махал считается самым известным памятником раджпутской архитектуры.

Главной особенностью дворца являются его окна: нет ни единого проёма, который бы был больше человеческой головы. Объясняется это тем, что местный махараджи содержал здесь свой гарем, и не хотел, чтобы кто-то видел девушек.

Интересно, что изначально дворец Ветров в Джайпуре создавался как храм бога Кришны, поэтому некоторые детали (например, крыши и бастионы) похожи на головной убор, украшающий голову Бога.

Помимо своего необычного внешнего вида, дворец известен продуманной системой вентиляции, и, благодаря специальным отверстиям в стенах, во всех комнатах создаётся естественная прохлада (что очень актуально при таком жарком климате).

Интересно, что местные жители часто сравнивают дворец со шкатулкой, в которой хранятся драгоценные камни.


Само здание напоминает театр – сделано это было для того, чтобы все девушки, живущие в доме, могли наблюдать за красочными процессиями и торжествами, которые периодически устраивал махараджи на улице. При этом, благодаря небольшим и богато украшенным окнам их лиц никто не видел.

Где остановиться в Джайпуре

Сейчас много вариантов жилья в Джайпуре и появилось на сервисе AirBnb . Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Всего таких окошек во дворце насчитывается 953.

Дворец Ветров в Джайпуре

Прогулка по Джайпуру привела меня к Дворцу Ветров (Хава Махал) это визитная карточка «Розового города», и не удивительно, в отличие от других достопримечательностей, Хава Махал не прячется за глухими и неприступными заборами, а наоборот дворец как бы хвастается своим величием и красотой.

Дворец Хава Махал расположен в самом центре Джайпура, особенностью дворца является его уникальный архитектурный стиль и внешний облик, Дворец Ветров напоминает шкатулку с драгоценностями или свадебный торт в розовых тонах. Фасад дворца состоит из нагромождения ниш и огромного количества окон, которых на пятиярусном здании насчитывается 953.

Найти вход в музей без посторонней помощи, задача не из легких. Вам следует отыскать среди лавок, расположенных рядом с дворцом, проход внутрь квартала и обойти Дворец Ветров, с его тыльной стороны. Там отыскать окошко кассы уже не проблема (стоимость входного билета для иностранца – 50 рупи), рядом с которым будут туалеты и вход во дворец.

Вот он вход, эти ступеньки ведут во внутренний двор Дворца Ветров.

Считается, что основное предназначение дворца – гарем. Дворец сказочно красив снаружи, но удобен ли для проживания, это мы сейчас и проверим.

Внутренние дворики каскадами ведут все выше и выше, туристы фотографируют себя в окружении пустых стен, по которым время от времени сломя голову, носятся стаи обезьян.

От былого величия кое-что осталось и сегодня, вот несколько фотографий дверей, в Индии двери это произведения искусства и неважно дверь во двореце или дверь в скромном жилице, все они уникальны.

А вот дверь в золоте, банально, но выглядит богато.

Внутри красиво, но не так как снаружи. Для постоянного проживания дворец не особо пригоден, слишком маленькие тут помещения. Но дворец идеально подходит для наблюдением за массовыми мероприятиями и празднествами на главной улице Джайпура, именно на нее выходят многочисленные окна Дворца Ветров, вероятно обитательницам было комфортно подглядывать за жизнью на улице из своего убежища. Самих зрительниц во Дворце Ветров было не разглядеть, а это было важно для махараджи.

Окна дворца это самое важное в нем, в них и кроется вся магия дворца, они служат декоративным элементом дворца и выполняют инженерную задачу. С их помощью в здании создается сквозняк и даже в самый жаркий день в комнатах дворца прохладно. Уникальная система вентиляции весьма актуальна в условиях джайпурского климата. Возможно, из-за этой особенности у дворца появилось второе название — Дворец Ветров.

В помещениях некоторые окна выполнены в виде витражей, которые играют всеми цветами радуги, купая залы в палитре ярких цветов.

А на стенах живут маленькие панно из кривых зеркал, добавляя к яркой картине еще больше шарма и веселья.

Дворец Хава Махал имеет уникальные переходы внутри зданий, с этажа на этаж можно попасть по пологим подъёмам, ходить по ним удобно и не утомительно, а специальные насечки на полу делают камень не таким скользким.

По таким помостам можно с легкостью подняться на самый верх, а оттуда весь Джайпур как на ладони.

Вот вам обсерватория со своими причудливыми устройствами, во всей красе.

По другую сторону шумная улица и базарная площадь на которой стоянка автобусов в сторону города Амбер и форта Джайгарх.

А внизу Дворец Ветров со всеми потайными ходами и пустынными беседками.

Гуляя по таким узким и угрюмым коридорам можно обследовать весь Дворец Ветров.

Невозможно угадать куда приведет вас следующая открытая дверь, то ли на крышу, то ли в укромную беседку, где в полном одиночестве можно передохнуть от туристической суеты крупного города.

На самом верху, есть этаж ну для очень стройных девушек, а иначе как они могли протиснуться в такие узкие проходы.

Для сравнения я положил обувь в которой гулял по Джайпуру, размер обуви 39, пройти тут можно только боком и то не каждому.

Вид отсюда великолепный, виден весь Джайпур, а за ним виден холм на котором возвышается Форт Нахагарх.

Для сравнения я положил обувь в которой гулял по Джайпуру, размер обуви 39, пройти тут можно только боком и то не каждому.

Дворец ветров в Джайпуре цены на входные билеты

Билет во Дворец ветров Хава Махал стоит всего 50 рупий. Это одно из самых дешевых мест для посещения во всей Индии, при всей-то его красоте. Если у вас есть международная карта студента, то посещение Дворца Hawa Mahal в Джайпуре обойдется и вовсе в 25 рупий, буквально копейки.

Также есть комплексный билет для посещения сразу пяти достопримечательностей Джайпура — музеи, форты и другие дворцы. Такой билет стоит 350 рупий для иностранных туристов и 175 рупий для иностранных студентов. Покупать его действительно выгоднее, если вы планируете посмотреть все и сразу. Потому что в остальные места билеты стоят ощутимо дороже и в сумме выйдет больше, нежели по такому комплексному .

То с другой была видна вся долина. Вдали на горе стоит Форт Амбер, а впереди, позади деревьев, возвышается строение треугольной формы, это знаменитые солнечные часы в древней обсерватории Джантар Мантар Джайпур.

Дворец Ветров — загадочный Хава Махал

Хава Махал, известный как Дворец Ветров — главная достопримечательность и символ Джайпура (штат Раджастхан). Хава Махал был построен в 1799 году и является частью городского дворцового комплекса.

Изначально дворец возводился как гаремное крыло для махараджи Савай Пратап Сингха, который желал, чтобы каждая из его жен могла наблюдать за событиями на главной улице города. Таким образом и появились многочисленные закрытые балконы, которые теперь украшают дворец.

Дворец Ветров насчитывает пять этажей. Здание выполнено из розового песчаника и своей формой повторяет венец Кришны. Название «Дворец Ветров» он получил благодаря 953-м крохотным оконным отверстиям, через которые проходит воздух, что обеспечивает естественную вентиляцию помещений в знойные дни. Удивительно, но чем выше температура воздуха на улице, тем сильнее дуновение ветров во дворце.

Фасад Дворца ветров, выполненный в мавританском стиле, походит на гигантский муравейник или же шкатулку со множеством драгоценностей (их роль играют окна, ниши и балконы). При взгляде с улиц Джайпура Хава-Махал кажется изящным, почти кружевным.

Дворцовые окна когда-то в буквальном смысле служили для жен махарадж «окнами в мир». Женщины бывали здесь довольно часто, однако им строго запрещалось показываться посторонним на глаза. Фактически, сказочный дворец представлял собой подобие закрытой театральной ложи, через крохотные оконца которой можно было созерцать жизнь за стенами дворца. При этом лиц женщин никто не мог видеть, как и задумывалось правителем.

Балконы, украшающие дворец, были закрытыми для полного соблюдения традиции пурды, запрещающей женщине появляться перед посторонними людьми. Если бы махараджи не построил для них Хава-Махал, девушки из гарема, постоянно находящиеся взаперти, вообще не видели бы, что происходит вне стен дворца.

Многочисленные бойницы и искусственно созданные щели снаружи смотрятся, как изысканное каменное кружево. Каждое окошко во дворце не превышает размера головы человека. Но большое их количество создает возможность движения воздуха, отчего в Хава Махал всегда сохраняется прохлада.

Однако красивое здание никогда не предназначалось для гарема, поскольку является довольно плоским, с маленькими комнатами. Женщины бывали там лишь в продолжение праздников и могли наблюдать за торжественными процессиями на улице со своих окошек. Верхние комнаты, украшенные витражами, не видными с улицы, предназначались для самых влиятельных и любимых жен индийских князей.

Еще одна интересная особенность Хава Махал, выполненного в пять ярусов, является абсолютное отсутствие лестниц, что также способствовало вентиляции. Они здесь оказались не нужны. Между этажами существуют пологие переходы. А чтобы жены махараджи не упали, передвигаясь между этажами, на пологих спусках в полу сделаны насечки.

В Хава-Махал воплощены лучшие традиции восточной архитектуры тех времен. Здесь и мавританская арка, и решетчатые окна с цветными витражами, которые создают ощущение волшебства, благодаря многочисленным разноцветным лучам солнца, проникающим сквозь стёкла.

Толщина стен дворца не превышает 20 сантиметров, а всё строение, если смотреть на него сбоку, кажется плоским. При всей своей пышности и нагромождении ниш и окон Хава Махал смотрится очень изысканно и гармонично. Ветер, проникающий внутрь сквозь многочисленные окошки, слегка посвистывает, потому кажется, что дворец исполняет собственную восточную песню.

Чудо Джайпура — прекрасный и загадочный Дворец Ветров с романтичным названием Хава Махал выглядит как будто иллюстрацией к восточной сказке «Тысяча и одна ночь».

Изначально дворец возводился как гаремное крыло для махараджи Савай Пратап Сингха, который желал, чтобы каждая из его жен могла наблюдать за событиями на главной улице города. Таким образом и появились многочисленные закрытые балконы, которые теперь украшают дворец.

История строительства Дворца Ветров

Дворец Ветров (Hawa Mahal именно так переводится) получил свое название именно из-за этой особой системы вентиляции, которую обеспечивают не только множество окон, но и сама архитектура здания, обустройство его внутренних помещений.

Благодаря этому даже в нестерпимый зной обитателям Хава Махал было куда прохладнее, чем прочим жителям города. К слову, данную систему, создающую в помещениях приятный ветерок, признают совершенной даже современные специалисты. В Джайпуре достаточно жаркий климат, поэтому охлаждение помещений, в особенности летом, является насущной необходимостью. Дворец Ветров устроен так, что чем выше на улице температура воздуха, тем сильнее дует ветер внутри него, отчего комнаты естественным образом охлаждаются.

Согласно первоначальному замыслу, Хава Махал должен был стать храмом Кришны, чей головной убор он внешне напоминает. Однако махараджа Савай Пратап Сингх, по повелению которого возводилось здание, передумал, решив, что грандиозное сооружение будет дворцом.

Неизвестно, когда именно было окончено строительство, однако принято считать, что это случилось не позднее, чем в 1799 году.

Дворец из розового песчаника, расположенный в центре Джайпура, невозможно спутать с каким-либо другим зданием, настолько своеобразна его архитектура. Фасад этого сооружения, выполненного в мавританском стиле, походит на гигантский муравейник или же шкатулку со множеством драгоценностей (их роль играют окна, ниши и балконы). Любопытно, что при всей своей пышности Хава Махал выглядит отнюдь не перегруженным, а скорее изысканным.

Дворец ветров Хава-Махал: это пятиэтажное чудо Джайпура имеет почти 1000 окон и ни одной лестницы

Удивительный дворец был возведен, когда главой княжества Дхундхар стал махараджи Савай Пратап Сингх. Историки считают, что Дворец ветров был полностью окончен не позже 1799 года.

Ссылка на основную публикацию