Церковь Покрова в Филях, Нарышкинское барокко

Церковь Покрова в Филях, Нарышкинское барокко

Храм Покрова – классический образец стиля, получившего название по фамилии заказчиков – бояр Нарышкиных. Об архитекторах зданий известно гораздо меньше, чем о их заказчиках.

Поэтому стиль, в котором построены многие здания Москвы и очень немногие за ее пределами в конце XVII – начале XVII века, получил название от имени заказчиков.

Иногда его называют нарышкинским, или московским, барокко, но иностранцы не узнают в храме Покрова в Филях или храме Бориса и Глеба в Зюзино свое, европейское, относя их к чисто русскому стилю.

И это не случайно, потому что, придя с запада, стиль барокко был существенно адаптирован и творчески переработан, в результате чего возник совершенно новый вариант русского барокко, вобравший в себя и чисто русские элементы, и западные.

«Церковь Покрова в Филях. — лёгкая кружевная сказка. чисто московская, а не европейская красота. Оттого-то стиль московского барокко имеет так мало общего с барокко западноевропейским, оттого он так неразрывно спаян со всем искусством, непосредственно ему на Москве предшествовавшим, и оттого для каждого иностранца так неуловимы барочные черты. » (И. Грабарь)

Об одном из самых ярких образцов нарышкинского стиля – храме Знамения в Дубровицах – я уже рассказывала. Сегодня рассказ о храме Покрова в Филях, который является классикой нарышкинского стиля, открывшего принципиально новую страницу в истории русского храмового зодчества.

Храм Покрова в Филях. 1690-1694 гг..

Никоновский стиль , как попытка насильственно насадить единообразие в культовом строительстве, не прижился. После ухода Никона зодчие предпочитали строить, ориентируясь на прежний, дониконовский, стиль .

Но проблема единообразия стиля, реформирования и преобразования канона культового строительства оставалась. Каждый архитектор предпринимал шаги в этом направлении, понимая, что времена изменились, что культура все больше двигалась в сторону усиления декоративности и праздничности, украшательства и светскости. Но решения не находилось.

Пока не появился принципиально новый тип храма – «восьмерик на четверике», сохранивший, с одной стороны пятикупольность и многоярусность, как то предписывал патриарх Никон, а с другой, основывался на принципах древнерусского деревянного зодчества, с которым Никон боролся.

Нарышкинский стиль сумел органично переработать многие западные элементы, такие, как симметричность, повторяемость рисунка, обилие декоративных элементов, красочность, скульптурность и другие.

Лев Кириллович Нарышкин

Но, с другой стороны, поставленные одна на другую формы разных размеров и конфигураций, они не сливались в один объем, как это было на западе, а присоединялись друг к другу по принципу сложения, как было принято в русском деревянном зодчестве: одна клеть присоединялась к другой, не сливаясь друг с другом .

Храм становился устремленной ввысь пирамидой, где каждый ярус жил самостоятельной жизнью, поскольку был отграничен один от другого. Одновременно в храме широко используются декоративные элементы, пришедшие с запада, в частности из Польши, Украины и Белоруссии.

Спрос на декоративность все больше формировался элитой, которая заглядывалась на западный быт, стремилась к театральности и красоте. Новая жена Алексея Михайловича, Наталья Нарышкина, воспитанная в доме главы Посольского приказа Артамона Сергеевича Матвеева, впитала в себя этот дух и привнесла его в царский дом. Да и Алексей Михайлович не чурался западного влияния, проникаясь им все больше и больше.

Интерьер нижнего храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова в Филях стал образцовым. Наконец было найдено то, что так долго, почти наощупь, искалось. Храм – полностью центрический: вертикальная ось включает в себя как само храмовое пространство, так и колокольню, которая в других вариантах выносилась на запад и находилась над притвором.

В основании храма находится симметричный четырехлепестковый равносторонний крест, в котором алтарная сторона имеет такое же очертание, как и остальные три. Отличить ее можно только по отсутствию с этой стороны лестницы на площадку-гульбище.

Само по себе такое устроение храма было нетипичным для древнерусского храма, потому что алтарная апсида (стена) традиционно отличается от других даже по конфигурации. Во-вторых, поставленные друг на друга части храма допускали, что престолы – нижний и верхний – находятся один над другим, что также нарушает общепринятый канон.

План летнего (верхнего) храма

В храме Покрова в Филях, построенном по принципу сложения, есть два храма: нижний – зимний, отапливаемый, и верхний – летний, неотапливаемый. Верхний посвящен Спасу Нерукотворному, нижний – Покрову Пресвятой Богородицы. Покровский нижний храм приходский, верхний – домовой, для хозяйской семьи. Сегодня в нем находится филиал музея Андрея Рублева.

Но отступление от канона позволило создать впечатление торжественности и цельности композиции, которая строилась по принципу ступенчатости и восхождения ввысь, что усиливалось постепенным уменьшением размеров вышележащих элементов по сравнению с нижними.

Вообще такое медленное восхождение к вершине характерно для православного мировосприятия. Так на иконах горы всегда изображаются с площадками (лещадками), являясь символом постепенного движения к вершинам духа. Храм Покрова построен принципу иконных горок.

Обходная галерея вокруг второго этажа храма

Храм состоит из пяти ярусов. Первый – храм в честь Покрова, второй, третий и четвертый ярусы – летний храм и пятый – колокольня, которую венчает маковка с крестом, словно собирающая всю конструкцию в единое целое и являющаяся последней точкой.

Первый ярус так же, как и следующий – второй, имеет в основании четырехлепестковый крест, каждый конец которого заканчивается полукружием. Если полукружия убрать, то в основании получится равносторонний четверик.

Поднимаясь с нижнего этажа по трехсторонней белокаменной лестнице, попадаешь на площадку второго этажа. Лестница и медленный подъем по ней задают ритм всей храмовой композиции. Первый ярус второго этажа имеет ту же конфигурацию, что и первый этаж, только меньших размеров.

Внутренний интерьер летнего храма в честь Спаса Нерукотворного

Вверху из-за лепестков-полукружий виден верх четверика, на котором стоит восьмигранник («восьмерик»), венчающий летний храм. Основной достопримечательностью второго этажа является чудный резной деревянный восьмиярусный иконостас.

Таких в России насчитывается единицы, поскольку классический русский иконостас – пятиярусный. Иконостас летнего храма выполнен лучшим мастером-резчиком того времени Карпом Ивановичем Золотарёвым и является уникальным по красоте и исполнению.

Белый декор внешнего убранства храма Покрова подчеркивает ступенчатость восхождения и соединяет храм в единое целое. Белые колонны украшают, как и в русском деревянном зодчестве, стыки стен, углов и окон. Вертикаль гасится белым горизонтальным карнизом, который заканчивается пеной декоративного узора.

Северные двери иконостаса. Дьякон Стефан поразительно похож на молодого Петра Первого

Диалог вертикали и горизонтали выливается в их синтез: три колонны в каждом углу четверика, над которыми, словно корона, возвышается белокаменный гребешок декора.

Интерьер верхнего храма также построен на диалоге вертикали и горизонтали. Вертикаль существенно преобладает над горизонталью и у молящегося создается то же ощущение восхождения ввысь, как и во внешней композиции храма. Плавным и ступенчатым является переход от четверика к восьмерику, создавая атмосферу спокойствия и гармонии.

Читайте также:  Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве

Темный низ храма Покрова одновременно с ярким освещением верха окнами восьмерика дополняет чувство полета и восхождения вверх молящегося.


В храме Покрова в Филях, построенном по принципу сложения, есть два храма: нижний – зимний, отапливаемый, и верхний – летний, неотапливаемый. Верхний посвящен Спасу Нерукотворному, нижний – Покрову Пресвятой Богородицы. Покровский нижний храм приходский, верхний – домовой, для хозяйской семьи. Сегодня в нем находится филиал музея Андрея Рублева.

Церковь Покрова Богородицы 17 века имеет свой официальный сайт

Церковь Покрова Богородицы 17 века имеет свой официальный сайт в интернете. На сайте можно узнать новости, а также расписание богослужений, которые обновляются каждый месяц.

Экскурсию по храму-музею можно заказать по телефонам: 8 (499) 148-45-52; +79152789493. Экскурсии проходят в 12:00, в 14:00 и в 16:00 по Московскому времени.

Храм в Филях

В самом «Порт-Сити» отрицают, что застройка Западного порта негативно повлияет на состояние храма. «Разговор про отсутствие стоков – это разговор дилетантов, – говорит сотрудник компании, который отказался назвать свое имя. – Понятно, что о сплошной бетонной стене, которая создаст болото наверху, речи не идет. Все-таки проект делали специалисты».

История

На месте современного здания до конца XVII века стояла деревянная церковь, построенная в честь окончания Смутного времени и в благодарность Богородице за спасение народа от кровопролития и раздоров.

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Автор проекта неизвестен. По одним данным это — Яков Бухвостов, по другим — зодчий Петр Потапов, создавший ансамбль Новодевичьева монастыря.

Здание Храма Покрова вмещало в себя летнее и зимнее помещения, а также колокольню. Престолы находились в обоих помещениях.

На первом этаже находится зимняя (отапливаемая) Покровская церковь.

На втором – летняя, церковь Спаса Нерукотворного. Своё название она получила в честь спасения Л.К. Нарышкина при стрелецком бунте.

Петр I неоднократно бывал здесь. Более того, он жертвовал на украшение собора щедрые деньги. А в 1703 году привез для него витражи.

Интересно, что, западная и центральная главы храма были украшены двуглавым орлом и короной.

Над внутренним убранством и декором работали лучшие мастера резьбы по камню. Роспись иконостаса выполняли царские мастера Оружейной палаты.

К сожалению, от первоначального интерьера зимнего храма сохранилось немногое. Большая часть погибла, после 1812 года, когда наполеоновская армия устроила там конюшни.

Верхний этаж практически полностью сохранился в первозданном виде.

Друзья, теперь мы есть в Инстаграм . Канал о путешествиях, историях из поездок. А так же лайфхаки, полезности, маршруты и идеи для ваших путешествий. Подписывайтесь, у нас интересно)

В то время земли принадлежали роду Милославских. Позже владельцем села Фили становится боярин К.Л. Нарышкин — родной дядя Петра I. Новый каменный храм был построен на его деньги в 1690—1694 годах.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Православный храм
Храм Покрова в Филях

Храм Покрова в Филях
55°45′03″ с. ш. 37°30′36″ в. д. H G Я O
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильНарышкинский стиль
ОсновательНарышкин, Лев Кириллович
Дата основания1694
Строительство1690—1694 годы
Статус Объект культурного наследия № 7710526000 № 7710526000
Состояниедействует
Сайтpokrov-fili.ru
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях на Викискладе

Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов, образец раннего московского барокко.

На первом этаже (подклеть) находился зимний (отапливаемый) храм Покрова Пресвятой Богородицы, а над ней храм Спаса Нерукотворного, который назван в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

vigersans

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что на Филях. Литография. Середина XIX века.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Настоятели
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

История постройки

В XVI веке Фили были подарены царем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому. Его сын Федор построил тут первый деревянный Покровский храм с приделом в честь Зачатия Божией Матери. Такой выбор названия придела был неслучаен, так как Федор Мстиславский был бездетным и таковым же и умер. Так как у Федора не было наследников Фили стали дворцовым селом. В окрестностях села любил охотиться царь Михаил Алексеевич.

Храм Покрова Богородицы в Филях, Москва

Во время стрелецкого бунта 1682 года были убиты два брата царицы Наталии Нарышкиной, но самый младший из них Лев уцелел и ему император Петр I подарил Фили. Вот с этого момента и начинается история храма Покрова Богородицы в Филях.

  1. Церковь была возведена Львом Нарышкиным в период с 1691 по 1694 года.
  2. Имя архитектора осталось неизвестным, потому что сгорел Нарышкинский архив. Ученые предполагают, что это был Яков Бухвостов.
  3. Но известны мастера, которые расписывали храм, это Карп Золотарев, Кирилл Уланов.
  4. В 1812 г. церковь Покрова Богородицы в Филях была разорена французами.
  5. Последний владелец из Нарышкиных, Эммануил Дмитриевич, продал имение П.Г. Шелапутину, который вплоть до своей смерти в 1914 г. был старостой храма и много сделал для него.

После Октябрьской революции 1917 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях оставался действующим до 1941 г. Но это было непростое время, так как верующим приходилось отстаивать храм против руководства и рабочих завода № 22, которые требовали церковь снести. Во время войны церковь пострадала от бомбежки, кроме того, были разобраны купола.

Другие храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы:

Но после войны храм верующим не отдали, здесь был открыт филиал музея им. Андрея Рублева. С 1955 года велись реставрационные работы, которые продолжались до 1980 года, когда филиал был открыт. В 1992 году нижний Покровский храм был передан верующим и с 2000 года здесь проводятся богослужения на регулярной основе.

Читайте также:  Коренная пустынь в Курской области, описание и адрес

Интерьер нижнего Покровского храма

В верхнем храме располагается музей. В 2016 году удалось договориться о том, что Покровский храм в Филях будет полностью передан Церкви, однако, экспонаты музея по-прежнему остаются в его собственности.

Интересный факт! Храм построен на деньги Наталии Нарышкиной и сам Петр I поучаствовал в его судьбе, пожертвовав на строительство 400 рублей. Он не раз бывал в Покровской церкви и пел на клиросе вместе с певчими.

  1. Церковь была возведена Львом Нарышкиным в период с 1691 по 1694 года.
  2. Имя архитектора осталось неизвестным, потому что сгорел Нарышкинский архив. Ученые предполагают, что это был Яков Бухвостов.
  3. Но известны мастера, которые расписывали храм, это Карп Золотарев, Кирилл Уланов.
  4. В 1812 г. церковь Покрова Богородицы в Филях была разорена французами.
  5. Последний владелец из Нарышкиных, Эммануил Дмитриевич, продал имение П.Г. Шелапутину, который вплоть до своей смерти в 1914 г. был старостой храма и много сделал для него.

Усадьба ФИЛИ (Хвили), г.Москва

Усадьба Фили получила свое название от речки Фильки (Хвильки). Первыми известными владельцами вотчины были бояре Мстиславские. В 1689 году имение перешло к Льву Кирилловичу Нарышкину, дяде Петра I. В 1690 году он присоединил к своему имению находящуюся рядом усадьбу Кунцево. И дальше истории двух усадеб стали тесно связаны. При Л.К. Нарышкине, в 1690-1693 годах, в сельце была выстроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, после чего усадьба стала именоваться Покровское. В 1775 году, во время коронационного пребывания в Москве, Фили и Кунцево посетила императрица Екатерина II. В 1812 году здесь прошел знаменитый военный «Совет в Филях».

В середине XIX века земли Нарышкиных были разделены между Солодовниковым, Солдатенковым и Шелапутиным, которые использовали их для строительства дач и промышленных предприятий. Фабрикант Павел Григорьевич Шелапутин устроил в Филях настоящую резиденцию с зимним садом и птицами.

После революции власти хотели снести храм, однако настоятели сумели собрать свыше 900 подписей в его защиту. Церковь все равно закрыли в 1939 году и только в 1995 году сделали реставрацию. В верхнем (летнем) храме Спаса Нерукотворного Образа с 1980 года был открыт филиал музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Кроме церкви и парка от усадьбы не сохранилось никаких построек.

Владельцы усадьбы: 1572 -1639 г.г. – Мстиславские, 1639 – 1649 г.г. – Дворцовое ведомство, 1649 – 1668 г.г. – И.Д. Милославский, 1668 – 1672 г.г. – Дворцовое ведомство, 1672 – 1689 г.г. – Милославские, 1689 – 1865 г.г. – Нарышкины, 1865 – 1917 г.г. – Шелапутины.
Усадьбу посещали: Екатерина II.
Сохранность усадьбы: Покровский храм и частично регулярный усадебный парк (на его месте – детский парк Фили). Главный дом утрачен в конце XIX века (на месте усадьбы построена богадельня), тогда же были засыпаны пруды.
Адрес усадьбы: г. Москва, Новозаводская ул., дом 6.
Дата фотографий:
2015 год, 20 мая.

По одной из версий, в XIV веке этими землями владел князь Владимир Андреевич Храбрый – двоюродный брат великого князя Московского Дмитрия Донского. Князь Владимир Андреевич завещал Филевско-Кунцевские земли Новинскому монастырю, откуда они перешли во владение ростовского архиепископа владыки Григория, строителя Дорогомиловского архиерейского двора в Москве.

В конце 1520-х годов Фили и Кунцево были пожалованы великим Московским князем Василием III Федору Михайловичу Мстиславскому, который в 1525 году перешёл к русскому царю на службу из Литвы.

В 1572 году Иван Грозный за особые заслуги подарил земли Кунцево боярину Ивану Федоровичу Мстиславскому. У князя И.Ф. Мстиславского было два сына и две дочери. Княжна Ирина — старица Вознесенского монастыря — была последней владелицей села Хвили из рода Мстиславских. Она скончалась 15 ноября 1639 года в Вознесенском монастыре, и вотчина была передана в дворцовое ведомство.

В 1649 году царь Алексей Михайлович пожаловал эти земли Илье Даниловичу Милославскому, отцу царицы Марии Ильиничны Милославской. После смерти в 1668 году Ильи Даниловича, село и окрестные земли опять перешли в дворцовое ведомство.

В 1689 году имение перешло к Льву Кирилловичу Нарышкину, дяде Петра I. В 1690 году он также приобрел находящуюся рядом усадьбу Кунцево. Усадьба Фили стала центром вотчины Нарышкиных, куда входили несколько деревень: Мазилово, Ипское и Гусарово.

При Л.К. Нарышкине, в 1690-1693 годах, в сельце была выстроена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, после чего усадьба стала именоваться Покровское. Архитектором храма, предположительно является Яков Бухвостов. Каменная церковь включала в себя зимнюю церковь Покрова Богородицы в подклете, а также летнюю во имя Спаса Нерукотворного в основной ее части. Завершалось здание храма колокольней.

Усадьба Фили (Хвили, Фили-Покровское) была окружена с востока и юга системой прудов, устроенных на основе речки Фильки, впадавшей здесь в Москву-реку. На западной половине усадьбы, где напротив храма находился господский дом, был разбит регулярный парк. Крестьянские избы при Нарышкиных были перенесены к Можайской дороге, образовалась деревня Фили, где в 1812 году прошел знаменитый военный «Совет в Филях».

Два владения Нарышкиных, Фили – Покровское и Кунцево, во второй половине XVIII века, стали соединяться аллеей. Был также создан огромный пейзажный парк, протянувшийся от одной усадьбы к другой вдоль Москвы-реки. На месте бывшей боярской аллеи сейчас Большая Филевская улица.

В 1775 году, во время коронационного пребывания в Москве, Фили и Кунцево посетила императрица Екатерина II. В тот момент хозяином усадьбы был Александр Александрович Нарышкин. Императрицу встречали под колокольный звон Покровской церкви и пушечный салют. Приложившись к кресту, с которым ее вышел приветствовать священник, государыня отправилась в храм, отстояла торжественный молебен, а потом соизволила отобедать с хозяевами и погулять в саду. В Камер-фурьерских журналах сохранился список обедавших с Императрицей.

В 1869 году земли Нарышкиных были разделены между Солодовниковым, Солдатенковым и Шелапутиным, которые использовали их для строительства дач и промышленных предприятий.

Фабрикант Павел Григорьевич Шелапутин устроил в Филях настоящую резиденцию с зимним садом и птицами.

После революции власти хотели снести храм, однако настоятели сумели собрать свыше 900 подписей в его защиту. В 1937 году священник-настоятель Алексей Глаголев, староста М.И. Ястребов и схимонахиня Александра были расстреляны.

Покровскую церковь в Филях закрыли в 1939 году. Реставрация началась в 1955 году. В верхнем (летнем) храме Спаса Нерукотворного Образа с 1980 года был открыт филиал музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. В нижнем (зимнем) Покровском храме с 2000 года возобновлены богослужения.

Фото до 1900 года. Церковь Покрова в Филях. Источник: pastvu.com.

Филевскую церковь, ставшую новым словом в храмовой архитектуре, Лев Кириллович Нарышкин выстроил в своей новой вотчине в память о спасении во время стрелецкого бунта 1682 года.

Итак, храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях — здание центрического устройства. В его нижнем ярусе, полускрытом аркадой, на которой покоится гульбище, находится теплая церковь (собственно Покровская). В верхний (Спасский) храм мы попадаем, поднявшись по одной из трех лестниц (с западной, северной и южной сторон) на галерею. Он представляет собой четверик, все четыре грани которого «округлены» лепестками. В восточном находится алтарь, остальные выполняют функцию притворов. На первый взгляд это почти незаметно, но полукружия имеют разные размеры — южное и северное чуть меньше и «площе», чем западное и восточное.

Читайте также:  Храм Шивы в Байджнатхе, Индия

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Настоятели
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Православный храм
Храм Покрова в Филях

Храм Покрова в Филях
55°45′03″ с. ш. 37°30′36″ в. д. H G Я O
СтранаРоссия Россия
ГородМосква
КонфессияПравославие
ЕпархияМосковская
Архитектурный стильНарышкинский стиль
ОсновательНарышкин, Лев Кириллович
Дата основания1694
Строительство1690—1694 годы
Статус Объект культурного наследия № 7710526000 № 7710526000
Состояниедействует
Сайтpokrov-fili.ru
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях на Викискладе

Здание храма архитектурно относится к распространённому в конце XVII века типу ярусных центрических храмов, образец раннего московского барокко.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Русское барокко: нарышкинское в архитектуре Москвы и России

Нарышкинским (Московским) барокко условно называют стиль в русской архитектуре рубежа XVII – XVIII веков. Условно потому, что исследователи до сей поры не могут сойтись во мнении, стиль это или региональное течение. Однако большинство из них всё-таки склоняется к тому, что стиль рококо в архитектуре и нарышкинское барокко можно и нужно рассматривать как стили, не имеющие аналогов среди других архитектурных стилей. По мнению академика Д. С. Лихачёва, нарышкинское барокко – «абсолютно своеобразное, уникальное национально-русское явление», «самое яркое» в русском зодчестве рубежа XVII – XVIII столетий.


Своим названием стиль обязан боярскому роду Нарышкиных. Именно на их территориях были возведены образцы храмов, заказанных им в этом направлении.

Церковь Покрова в Филях, Нарышкинское барокко

Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в 1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи Кирилловны). Ранее стоявший здесь одноимённый деревянный храм был сооружён в 1619 году, когда село принадлежало Милославским, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава и гетмана Сагайдачного под стенами Белого Города.

Документов об авторе церкви не сохранилось, но предполагается, что общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова, хотя её стилистические особенности заметно отличаются от достоверных произведений Бухвостова [1] , зато обнаруживают поразительное сходство с документально подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова [1] — создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве и церкви Успения на Покровке.

В самом центре Москвы, между Манежной площадью и Романовым переулком, стоит церковь Знамения на Шереметьевом (Нарышкином) дворе, очень похожая на церковь Покрова в Филях и безусловно созданная тем же зодчим.

Одно здание совмещает в себе и церковь, и колокольню. Колокола висят в пролётах среднего яруса.

На первом этаже (подклеть) находилась зимняя (отапливаемая) церковь Покрова Богородицы, а над ней церковь Спаса Нерукотворного, которая названа в благодарность за спасение Л. К. Нарышкина от смерти во время стрелецкого бунта (он молился перед этой иконой во время бунта). Пётр I пожаловал на украшение храма четыреста червонцев. В 1703 году Пётр I после взятия Нарвы привез дяде в подарок для его церкви цветные витражи. В знак близости хозяина к царю центральная и западная главы храма украшались короной и двуглавым орлом. По преданию, в этом храме неоднократно бывал царь Пётр I.

Позднее около церкви был разбит регулярный парк.

Автором резного убранства храма и иконостаса был Карп Иванович Золотарёв. В лике архидиакона Стефана, написанном на вратах жертвенника, некоторые исследователи усматривают черты лица молодого Петра I.

Первоначальный интерьер нижней церкви не сохранился: многое погибло во время войны 1812 года, когда солдаты Наполеона устроили там конюшни; в верхнем этаже ими была устроена швальня (полковая портняжная мастерская).

По храму село Фили было названо Покровским. Мимо храма проходило Звенигородское шоссе (ныне Большая Филёвская улица), по которому паломники ездили в Звенигород, в Саввино-Сторожевский монастырь.

В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него.

До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963 года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

В 1971 году храм был передан музею им. Андрея Рублёва, после чего в нём был создан филиал музея. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде.

С 1990 года община верующих добивалась открытия храма для богослужения [2] ; первое богослужение (молебен) в нижнем Покровском храме, который не представляет особой художественной ценности, было совершено 14 октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника. 26 сентября 1994 года был назначен настоятель прихода иерей Борис Михайлов [2] , но регулярные богослужения не возобновились.

После многолетних, в том числе и судебных, споров, 28 марта 2000 года правительство издало распоряжение № 464-р о совместном использовании храма [2] ; в нижнем храме возобновились регулярные (по праздникам) богослужения.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров Богородицы», икона «Трёх радостей» и другие. Дубовый престол — один из древнейших сохранившихся престолов.

На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

В настоящее время иконостас, многие иконы, настенная роспись относятся к XIX веку. Первоначальный иконостас нижней церкви не сохранился, его трижды меняли в разное время.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Настоятели
  • 2 См. также
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е. В. Михайловский и И. В. Ильенко.

Ссылка на основную публикацию