Золотой храм Хармандир-Сахиб, описание и как добраться

Одежда и характер cикхов

Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.

Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученный чтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии.

Золотой храм Хармандир-Сахиб, описание и как добраться

Буду признателен, если присоединишься к моим соц сетям и поддержишь блог! Статьи о путешествиях, анонсы авторских туров по миру и важная информация – на Telegram канале

Если ты любишь яркие фото-отчёты с разных уголков планеты, то жду тебя на моей Instagram странице

СТАТЬЯ

Золотой храм в Индии — сокровище сикхов

На северо-западе Индии, недалеко от границы с Пакистаном находится небольшой провинциальный городок — Амритсар (штат Пенджаб). Как и вся Индия, он густонаселённый, оживлённый и пёстрый, но вместе с тем наполнен отрешённостью и созерцанием. Амритсар основан в 1577 году на берегу священного озера, название которого «Амрита-сарас» переводится с санскрита как «озеро божественного нектара амриты». В центре водоёма возвышается Золотой Храм, или Хармандир-Сахиб — главная святыня сикхов. Ещё в незапамятные времена на берегах этого озера медитировали аскеты и мудрецы. По легенде, здесь побывал и сам Будда Гаутама.2000 лет спустя в Амритсаре обосновался другой духовный лидер — гуру Нанак, создатель сикхской религии. Гуру Нанак 40 лет путешествовал по Азии

Во что верят сикхи?

1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке. После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг.. Этакнига, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.

Одежда и характер cикхов

Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.

Паломничество в Золотой Храм

Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученныйчтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии. Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.

Мифы и факты

Золотой храм был построен в 1589 году во время правления гуру Арджана Дева Джиа. Большая часть строительства велась под надзором императора сикхов Ранджит Сингха. Глава сикхской империи Пенджаб жертвовал значительную часть своего богатства и строительных материалов на строительство великолепного сооружения. Только на облицовку здания медными плитами, покрытых позолотой использовано 100 кг золота. Сразу поражает живописный фон священного храма. Расположенный в самом центре озера, он отражается миллионом сверкающий золотом бликов на воде. Озеро называется Амрита Сарае – «Озеро бессмертия». Его вода считается целительной. Существует легенда о гордой принцессе, которая не хотела выходить замуж за выбранного отцом жениха, и тогда тот, в наказание, поклялся отдать ее за первого встреченного на дороге мужчину. Им оказался нищий бродяга, весь покрытый язвами. Девушка привела его к священному озеру, а сама убежала, не желая быть замеченной рядом с бродягой. Когда девушка вернулась, сидел красивый мужчина на том месте, где она оставила своего больного мужа. Она обвинила его в убийстве. Но тут увидела, как пара черных лебедей села на воду, а затем взлетела вверх уже с белым оперением. После этого девушка поверила в чудесное выздоровление своего мужа. Окруженный со всех сторон водой, храм можно достичь по единственному длинному мосту, вход на который ограничен охраняемыми воротами. В здании четыре входа со всех сторон света, как символ того, что оно открыто для путников любой расы и вероисповедания. Первый гуру Нанак проповедовал братство и равенство, а гуру в его учении рассматривается как посредник мудрости.

Что посмотреть

Любой человек может войти в Золотой храм, хотя посетители должны соблюдать некоторые религиозные традиции и одеваться соответствующим образом. В знак уважения, голова должна быть покрыта, а обувь следует снять у входа. Там же туристам выдают платки, предусмотренные для этой цели. Внутри интерьер украшают различные святыни сикхских Гуру. Существует также центральный музей, где на мемориальных досках записаны исторические события и памятные даты, важные для веры сикхов. В дань уважения солдатам-сикхам, погибшим за независимость Индии во время Первой мировой войны, установлены памятники. В Золотом храме в Амритсар хранится Гуру Грантх-Сахиб, священная книга – сборник религиозных стихов и гимнов, созданные десятью сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужителями. Гимны поют в храме в течение всего дня, заполняя залы дворца очаровательными звуками флейт, скрипок и барабанов. Здесь же расположено здание Акал Тахт, место жительства главы сикхской религии. Многие приходят к Золотому храму в Амритсар в поисках духовного просветления. Рядом с основным зданием находятся общежития и столовые для посетителей. Всем приходящим, независимо от национальной и религиозной принадлежности, бесплатно предоставляется еда и ночлег. Не менее фантастичная достопримечательность Индии – пещерные храмы Эллоры. Самый известный из них – храм Кайлаш, вырезанный из цельного камня в виде обители Шивы – священной горы Кайлаш в Тибете. Самыми древними и одними из наиболее важных священных мест буддизма являются пещеры Аджанты.

Золотой храм в Амритсар открыт ежедневно с 7.30 до 19.30 в летнее время и с 8.00 до 19.00 в зимнее время.

Как добраться до Золотой храм (Хармандир-Сахиб):

Автобусы из крупных городов и аэропортов ходят каждые полчаса

Поезд Из Дели: №12029 в 13:25 ежедневно.

Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.

У истоков древнего храма

Своё существование храм ведёт с конца 15 века, когда один из гуру выкопал озерцо и назвал его Амритсар. Вскоре около водоёма понемногу начал отстраиваться город. В центральной части озера было воздвигнуто сооружение, служившее центром религиозной и социальной жизни сикхской общины.

С тех времён озеро считается волшебным. В настоящий момент купание в водах озера запрещено. Несмотря на это, многие люди были замечены в совершении обряда омовения.

Амритсар. Золотой храм — святыня сикхов.

Привет, друзья! Мы продолжаем свое путешествие по Индии! Как вы помните из предыдущей статьи, мы прилетели в Индию и добрались до священного города сикхов — Амритсар.

Амритсар (Amritsar) находится в северо-западной части Индии, в штате Пенджаб. Город является культурным и духовным центром сикхов. О религии сикхов мы уже рассказывали вам, когда гуляли по Бангкоку и заглянули в сикхскую гурудвару в индийском квартале. Здесь, в Амритсаре, мы опять попали к ним в гости. Расскажем немного истории.

Амритсар. Золотой храм — святыня сикхов.

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN


Вход в Золотой храм бесплатный, храм открыт с раннего утра до 10-ти вечера. Более точное расписание работы храма, карту храма, описание достопримечательностей Амритсара можно найти в путеводителе по Амритсару (amritsar travel guide).

Хармандир-Сахиб

Золотой храм или Хармандир-Сахиб (Harmandir Sahib) находится в городе Амритсар и является центральным в сикхской религии Индии. Он расположен в северной части страны и относится к штату Пенджаб. Ежедневно его посещают тысячи паломников и туристов, чтобы обрести гармонию и полюбоваться потрясающим сооружением. Оно завораживает своим блеском и неземной красотой.

Место, где медитировал Будда

В середине XVI столетия был построен город Амритсар, вокруг которого выкопали озеро. Согласно преданиям, на его берегу медитировал сам Будда, поэтому данная местность считается благословенной. В 1582 году в центре водоема заложили храм, а его открытие состоялось через 16 лет.

Завершающими этапами работы занимался пятый гуру Арджан Сахиб. Он решил создать центральную молитвенную площадку и лично разрабатывал проект. Главная часть Хармандир-Сахиб находится посередине пруда, а остальной комплекс – на побережье.

Реставрационные работы

В 1802 году здесь начались реконструкционные работы, во время которых центральное здание и стены некоторых построек покрыли золотыми пластинами. Это было сделано по распоряжению лидера сикхов – Махараджи Ранджита Синга. Он хотел укрепить комплекс от внешних нападений и придать ему величие. Ученые предполагают, что на ремонт было потрачено более 400 кг драгоценного металла.

С тех пор Хармандир-Сахиб стали называть Золотым храмом, а сам он стал пользоваться огромной популярностью. В 1981 году с официальным визитом сюда прибыл император Николай Второй, а спустя несколько лет в Индии началась операция «Голубая звезда». Ее целью было уничтожение базы сикхов, в результате чего произошел штурм святыни. Она была разрушена, правда, восстановили ее очень быстро.

Специфическая архитектура

В настоящее время Золотой храм является олицетворением доброты и умиротворения, которая направлена на представителей различных конфессий. Комплекс представляет собой грандиозную и изящную постройку, окруженную жилыми домами. Для того чтобы попасть в Хармандир-Сахиб, посетителям нужно будет спуститься вниз, так как сооружение находится ниже уровня земли. Святыня имеет 4 входа, символизирующие общедоступность обители.

В архитектуре храма одновременно просматриваются индуистские и исламские элементы, придающие зданию изюминку. На территории Хармандир-Сахиба имеется несколько святынь, например:

  • арка – через нее нужно будет пройти посетителям, чтобы попасть в основное помещение;
  • мраморный мост – он символизирует дорогу в вечность;
  • вода в озере – считается эликсиром здоровья, который способен излечить от многих болезней.

Особенности Хармандир-Сахиба

Центром храмового комплекса является гурдвара. Это здание имеет форму 6-угольника и полностью сделано из мрамора, при этом стены и купола декорированы росписью, драгоценными камнями и металлами. В помещении можно услышать звуки флейты и постукивание барабанов.

На территории Хармандир-Сахиба имеется бесплатная трапезная, которая является самой большой благотворительной столовой на планете. В ней может поместиться до 100 тыс. человек. Они могут есть прямо на ковриках. Обычно людей кормят хлебом, похлебкой из чечевицы, блюдами из риса или бобовых.

Что следует знать о посещении?

Золотой храм открыт каждый день, служба в нем проходит 2 раза в сутки. В это время здесь нельзя громко разговаривать и вести съемку. Перед тем как зайти в Хармандир-Сахиб, посетители должны снять обувь и совершить обряд омовения ног, а затем покрыть голову. На территории святыни нельзя курить, распивать алкоголь и есть мясо. Внутри храма ходить разрешено только по часовой стрелке. Здесь можно не только бесплатно поесть, но и переночевать. Удобств и кроватей, конечно же, не предоставляют, но пледы выдают всем желающим. На территории комплекса имеется музей, знакомящий гостей с культурой сикхизма. Если туристы захотят нанять гида, то за его услуги придется заплатить.

Как добраться?

Из Дели сюда можно доехать на автобусе или поезде. Время в пути занимает до 13 ч., а стоимость проезда варьируется от $10 до $25. От станции к храму ходят бесплатные автобусы.

  • арка – через нее нужно будет пройти посетителям, чтобы попасть в основное помещение;
  • мраморный мост – он символизирует дорогу в вечность;
  • вода в озере – считается эликсиром здоровья, который способен излечить от многих болезней.

Хармандир-Сахиб — Золотой храм Индии

Золотой Храм Хармандир-Сахиб, один из главных религиозных центров сикхов – уникальное сооружение поистине неземной красоты. От него невозможно оторвать взгляд – особенно, когда его золотые стены переливаются на солнце необыкновенными бликами. Сюда, на запад Индии, стекаются миллионы паломников и туристов, чтобы посмотреть на великолепие этого здания и обрести гармонию.

Сикхизм монотеистическая религия, основанная в XV веке в Пенджабе, гуру Нанаком. Сикхи верят в Единого Бога, но Его настоящее имя никому не известно. С точки зрения сикхизма, после смерти душа человека растворяется в природе и возвращается к Творцу.

Священный город сикхов Амритсар был основан четвёртым гуру Рам Дасом в 1577 году. Город получил название от священного пруда, в центре которого находится Хармандир-Сахиб – «Золотой храм». Сикхи верят, что на его берегу медитировал сам Будда. Сейчас здесь расположен пруд, в центре которого возвышается бело-золотой храм, отражаясь волшебным светом в прозрачной воде.

Возведение главного храма Хармандир-Сахиб началось в 1588 году среди священного источника Амритсар («источник нектара бессмертия»). Закончилось строительство в 1604 году при правлении 5-го Гуру Арджан Дэва. С этого времени в святилище Золотого храма хранится оригинал «Ади Грантх» — основной священный текст сикхов. За время своего существования храм разрушался и отстраивался несколько раз.

Архитектурные особенности храма Хармандир-Сахиб отражают специфику веры сикхов. В отличие от индуистских храмов, которые обычно строились на возвышении, храм стоит гораздо ниже уровня земли. Поэтому, чтобы войти в главный храм, нужно не подниматься, а спускаться. Чтобы попасть в главную часть Храма, стоящего посреди священного пруда, предстоит пройти по узкому мраморному мосту. Он символизирует путь, отделяющий праведников от грешников.

Читайте также:  Аббатство Сен-Дени в Париже, описание и фото

И если в индуистских храмах обычно делают не больше двух ворот, это святое место сикхов имеет четыре входа, что символизирует общедоступность храма для представителей любой расы, конфессии, касты или пола.

Интересно, что в архитектуре храма можно увидеть одновременно и исламские мотивы, и индуистские, но это лишь придает зданию еще большую красоту и великолепие.

В XIX веке махараджа Пенджаба, создатель независимого сикхского государства, Махараджа Ранджит Сингх, отдал распоряжение покрыть верхнюю часть основного здания храма золотыми пластинами, с тех и стали называть Хармандир-Сахиб «Золотым храмом». Как предполагают эксперты, на постройку куполов ушло не менее 400 кг золота.

В 1891 году Золотой храм с визитом посетил будущий Российский царь Николай II.

За свою историю город Амритсар пережил немало горя: тут неоднократно случались массовые беспорядки и вооруженные конфликты с многочисленными жертвами. В 1984 году во время военной операции индийской армии против сикхских боевиков, засевших в храме Хармандир-Сахиб, погибло 492 мирных жителя, а сам храм сильно пострадал (впоследствии был отреставрирован).

14 января 2014 года премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон призвал расследовать роль Маргарет Тэтчер в штурме Золотого храма, после обращения председателя британского совета сикхов Гурмеля Сингха. По словам министра иностранных дел Великобритании в кабинете Дэвида Кэмерона Уильяма Хейга, Великобритания консультировала власти Индии при подготовке операция «Голубая звезда» перед штурмом Золотого храма.

В отместку за эту операцию сикхскими экстремистами 31 октября 1984 года была убита премьер-министр Индии Индира Ганди.

Из всех противоречий, приведших к войнам, религия встречается наиболее часто. Многие конфликты на протяжении всей истории велись по религиозным причинам: Крестовые походы, Французские религиозные войны в XVI веке между католиками и протестантами-гугенотами, Тридцатилетняя война между католиками и протестантами в XVII веке на территории современной Германии. Этот список далеко не исчерпывающий. Христианство являлось фактором во многих конфликтах на протяжении своей 2000-летней историей. Очевидно, что религия сыграла определенную роль в большей части войн в истории человечества.

Как тут не вспомнить слова Далай-ламы XIV о религиях:

«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще».

Возможно, именно трагические события июня 1984 года научили местных жителей Амритсара толерантности и терпению. В настоящее время Золотой храм стал олицетворением умиротворения и доброты, направленной на представителей всех конфессий.

Посетителей поражает и восхищает красота и необыкновенная роскошь храма. Золотой храм вполне оправдывает свое название, поскольку его наружные стены выложены пластинами, покрытыми золотом. Внутри сооружение производит еще большее впечатление: стены, оформленные драгоценными камнями, покрытые чудесными инкрустациями, позолотой и орнаментами, ничуть не уступают внешнему облику.

Храм Хармандир-Сахиб наполнен святынями – это и арка, через которую нужно пройти, чтобы попасть в главное здание, и мраморный мост, символизирующий путь в вечность. Можно окунуться в воду озера, которую считают и эликсиром бессмертия, и живой водой, излечивающей все болезни.

Внутри Золотой храм украшен драгоценными камнями, позолотой и живыми цветами. Любой желающий может здесь помолиться или помедитировать. Храм уникален еще и тем, что здесь постоянно играет живая музыка. Флейта, струнные, мерно постукивающие барабаны создают завораживающую, невероятно волшебную атмосферу.

Вчера, 20 января 2020 года, совершая паломничество в храм Махабодхи, воздвигнутый на месте пробуждения Будды Шакьямуни, Далай-лама XIV сказал:

«Если каждый из нас научится относиться друг к другу с состраданием, ощущением нашей взаимосвязи друг с другом и глубоким пониманием нашей общей принадлежности к человеческому роду, и мы передадим это знание детям, то это будет иметь далеко идущие последствия, устранив многие конфликты и проблемы, которые мы видим сегодня в мире. Полагаю, что это поможет нам сделать счастливыми отдельных людей и общество в целом, и приведет к миру на Земле».

«Все мировые религии, придавая особое значение любви, состраданию, терпимости и прощению, могут способствовать развитию духовных ценностей, и делают это. Но реальность такова, что привязывание этики к религии более не имеет смысла. Поэтому я всё больше убеждаюсь в том, что пришло время найти способ в вопросах духовности и этики обходиться без религий вообще».

Про Золотой храм сикхов в Амритсаре

Говоря про Золотой Храм сикхов в Амритсаре или Дарбар-Сахиб, или Хармандир-Сахиб, вы не удержитесь от восторженных эпитетов. Расположенный в прекрасном городе Амритсар (штат Пенджаб, Северная Индия), Золотой храм является лишь небольшой частью огромного комплекса. Храм сикхов мерцает своей позолотой в водах, которые его окружают и является самой изысканной достопримечательностью в мире. Прочитав статью, вы узнаете историю сикхов и их храма Бога, а также, что он представляет собой сейчас.

1. История сикхов и Золотого храма в Амритсаре

Появление Золотого храма связано с сикхизмом. Сикхская вера началась около 1500 года н. э., когда гуру Нанак начал преподавать учение, которое было совершенно отлично от индуизма и ислама. Сикхизм утверждал веру в единого бога, провозглашал равенство между людьми разных классов и между полами. Сикхи должны были вести честную жизнь и делиться плодами своего труда с другими. Затем девять гуру последовали за Нанаком и развили сикхскую веру и общину в течение следующих столетий.

Место, где когда-то медитировал первый гуру Накак, превратилось в центр Амритсара, что означает «бассейн нектара бессмертия». Это название было дано благодаря резервуару вокруг Золотого храма (храма Бога), который был построен в 1577 году н. э. пятым сикхским гуру Арджаном. Вокруг бассейна и храма начал расти город Амритсар.

Сикхизм хорошо утвердился в это время. Гуру Арджан завершил создание Амритсара, как столицы Сикхского мира и составил первую разрешённую книгу сикхского писания — Ади Грант. Однако во времена Арджана сикхизм рассматривался, как угроза для государства, и гуру Арджан был в конце концов казнён за свою веру в 1606 году.

Шестой гуру, Харгобинд, начал милитаризировать общину, чтобы она могла противостоять любому угнетению. Сикхи провели ряд сражений, чтобы сохранить свою веру. Тогда сикхи жили в относительном мире с политическими правителями вплоть до времён могольского императора Аурангзеба, который силой заставил своих подданных принять ислам. казнив при этом девятого гуру. Последним десятым гуру был Гобинд Сингх, который завершил священное писание «Гуру Грантх Сахиб».

После чего сикхи стали относятся к своему писанию, как к гуру. А для защиты свой веры они стали выбирать военачальников. Первый из них, Банда Сингх Бахадур вёл успешную кампанию против моголов, однако его схватили и казнили в 1716 г. В середине века сикхи снова восстали. Затем 50 лет сикхи присоединяли себе новые территории, так ими был захвачен Лахор. В результате был основан Пенджаб, как независимое государство во главе с махараджей.

Пройдя через бурный период разрушений, здание храма Бога сикхов было восстановлено махараджей Ранджитом Сингхом в 1830 г. Оно оделось в золото и мрамор и приобрело современный вид. Со смертью Ранджита Сингха (1839 год) государство сикхов рухнуло из-за жестоких внутренних битв за лидерство. В 1845-46 годах войска Британской империи разгромили сикхские армии и захватили большую часть сикхской территории. Сикхи снова восстали в 1849 году и были разбиты англичанами, на этот раз окончательно.

После этой последней битвы сикхи и англичане обнаружили, что у них много общего, и построили хорошие отношения. Традиция началась с того, что сикхи с большим отличием служили в британской армии. Сикхи хорошо ладили с англичанами отчасти потому, что привыкли считать себя партнёрами англичан.

Хорошие отношения закончились с Амритсарской резней (1919 г.). Это было позорное событие в истории Британской Индии. Британские войска убили около 400 человек и ранили 1000.
Военачальник Дайер чувствовал себя обязанным преподать пенджабцам урок морали. Осознав нанесённый ущерб, англичане быстро уволили Дайера. Некоторые историки рассматривают Амритсарскую резню, как событие, положившее начало упадку британского владычества, придав огромную силу движению за независимость Индии.

В октябре 1997 года королева Елизавета II сделала добрый жест, возложив венок к месту резни. Когда Британская Индия обрела независимость в 1947 году, она была разделена между Индией и Исламским государством Пакистан. Сикхи неохотно решили присоединиться к Индии.

Сикхи не могли требовать своего собственного государства, потому что их было слишком мало, чтобы противостоять притязаниям Пакистана на Пенджаб. Только объединившись с Индией, они смогли удержать часть Пенджаба, хотя и не без ужасающих человеческих жертв в ходе массовых убийств. Сикхи потеряли многие свои привилегии, большую часть своей земли и были недовольны. Сикхи оказались отрезанными от наиболее значительных своих святынь, связанных с основателем сикхизма, гуру Нанаком. Эти святыни оказались в пакистанском Пенджабе. Это Гурдвара Джанам Астхан в Нанкана-Сахибе, которая была построена на месте, где родился гуру Нанак. Это также Гурдвара Картарпур Сахиб, где первый сикхский гуру прожил последние 18 лет своей жизни, и где находится место его последнего упокоения.

Стремление сикхов создать собственное государство было чем-то таким, чего Индия никогда бы не допустила. Это позволило бы религиозным группировкам прочно закрепиться в политике, что не допустимо в светском государстве. Однако в 1966 году, после многих лет сикхских требований, Индия разделила Пенджаб на три части, воссоздав Пенджаб, как штат с сикхским большинством.

Этого было недостаточно, чтобы остановить гнев сикхов. Они считали, что Индия несправедливо установила границы нового штата. Они продолжали требовать от индийского правительства различных уступок. По мере того, как росло недовольство сикхов, конфликт постепенно превратился из чисто политического конфликта в противостояние между индусами и сикхами, а затем и в настоящее насилие.

Сикхский проповедник по имени Джарнаил Сингх Бхиндранвале стал лидером наиболее недовольных сикхов. Он с ближайшими последователями в 1983 году нашёл убежище в Золотом храмовом комплексе в Амритсаре. Индийские войска, посланные Индирой Ганди летом, в 1984 г. начали операцию «Голубая звезда». Они напали на Золотой храмовый комплекс, убив многих из тех, кто был внутри, и серьезно повредив здания.

Это вторжение в самое святое место спровоцировало ярость многих сикхов, даже невоинственных. В октябре этого же года Индиру Ганди убили её телохранители-сикхи. За этим последовали четыре дня антисикхских погромов. Правительство сообщило, что погибло более 2700 человек, в основном сикхов. Газеты и правозащитные организации сообщили, что число погибших составляет от 10 000 до 17 000 человек.

2. Что представляет собой Золотой храм сикхов в настоящее время?

Золотой храм сикхов или Дарбар-Сахиб, или Хармандир-Сахиб в настоящее время — это одно из самых духовных мест в Индии. Золотой храм является самым священным местом в сикхизме и полон религиозного рвения и святости. Его божественность — это то, что можно только пережить, но не описать.

Во внутреннем храме находится главная святыня сикхов — священная книга «Гуру Грантх Сахиб», содержащая священные писания. Слова священной книги распеваются тремя мужчинами в течение всего дня и воспроизводятся через громкоговорители. В Золотом храме также есть два больших экрана, на обоих из которых есть субтитры слов, произносимых на разных языках, включая английский.

Около 9.30 вечера каждый вечер святая книга «укладывается спать». Начиная с сухопутного конца дамбы, четверо мужчин несут паланкин, распевая и произнося молитвы. По прибытии в Золотой Храм книгу «укладывают спать».
По всему краю комплекса есть ещё святыни и памятники. Музей сикхов расположен внутри часовой башни главного входа, которая показывает угнетение, пережитое сикхами от рук Великих Моголов, британского и индийского правительства 1984 года.

Рамгархия бунга — это защитная крепость, расположенная в юго-восточной части резервуара и окруженная двумя минаретами в исламском стиле. Сад Джаллианвала баг площадью 2.6 га (6,5 акра) расположен рядом с Золотым храмом и был основан в 1951 году. Здесь сикхи были убиты англичанами в 1919 году.

3. Паломничество в Золотой храм сикхов в Амритсаре

Золотой храм сикхов расположен прямо в самом сердце Амритсара, и до него легко добраться из любой части города. Служа символом братства и равенства, Золотой храм посещают паломники со всего мира (ежедневно более 100 тысяч), которые приезжают сюда в поисках духовного утешения и религиозного удовлетворения.

Паломники со всего мира, особенно из Индии и Пакистана, посещают Золотой храм каждый день. Несмотря на богатство индийских культур и религий, которые различаются по регионам, в Золотом Храме приветствуются все желающие, независимо от вероисповедания. Храм открыт со всех четырёх сторон света, так что люди могут войти в него с любой стороны. Это символизирует открытость сикхов ко всем типам людей.

Сам вид великолепного святилища, сверкающего в центре резервуара, приносит бесконечное спокойствие. Несмотря на тысячи людей, толпящихся в помещении храма, единственный голос, который вы услышите вокруг себя, — это тишина, перемежаемая пением сикхских молитв.

Храм ежедневно кормит в среднем до 100 тысяч посетителей, — это одна из вещей, которая делает Золотой храм уникальным. Еда состоит из чечевичного даля, чапатти, йогуртов и чая и является простой, но вкусной. Пища, подаваемая в Золотом храме, считается исходящей из божьей кухни и поэтому благословенной и хорошей для еды.
Еда предназначена, как для богатых, так и для бедных. Все гости сидят бок о бок на полу, независимо от статуса. Вся еда, подаваемая в Золотом храме, готовится волонтерами. Любой может добровольно прийти на помощь, для этого не обязательно быть сикхом. Это невероятно организованный процесс.

Питание в Золотом храме доступно 24 часа в сутки – любой желающий может поесть там, и за это не взимается плата, хотя пожертвования принимаются. Весь процесс финансируется только за счет пожертвований.

4. Что нужно знать паломникам, желающим посетить Золотой храм сикхов в Амритсаре?

По прибытии в Золотой храм, как мужчины, так и женщины должны носить шарф на голове. Не волнуйтесь, если вы забудете взять с собой шарф, так как головные платки продаются снаружи по очень дешёвой цене. Все посетители должны снять обувь и вымыть ноги, пройдя через бассейны, прежде чем войти в храм.

Вам не нужно беспокоиться о том, что ваши ботинки украдут, так как в Золотом храме есть гардероб специально для обуви. Если вы находитесь в группе, вся обувь помещается в один мешок и регистрируется вместе.
Вам не нужно стоять в очереди, чтобы попасть в Золотой храм, но имейте в виду, что улица, ведущая к храму, очень оживлена. Единственное место, где вам придется стоять в очереди, — это попасть во внутренний храм, где хранится священная книга сикхов. Время ожидания в очереди может сильно различаться в зависимости от времени суток, но может составлять от 30 минут до 1,5 часа.

Время приема пищи проходит с 12 до 2 часов дня и с 7 до 9 часов вечера. Еда подается в двух залах за 15-минутные сеансы для каждой группы. По прибытии в Золотой храм доброволец вручает всем желающим металлический поднос, чашку, ложку и вилку и усаживает их на циновки на полу в любом из залов. Затем еду подают из больших контейнеров.

Читайте также:  Монастырь Киккос на Кипре, описание и как добраться

Не бойтесь говорить здесь с людьми. Паломники любят говорить о своей религии, независимо от того, откуда они родом.
Возьмите много воды, платок и фотоаппарат. Это нормально, чтобы делать фотографии внутри храма, но не во внутреннем храме, где находится книга. Вы можете взять свой фотоаппарат внутрь, но вы должны оставить его в сумке.

Заходите дважды, если это возможно, один раз на обед или ужин и один раз на церемонию «укладывания книги в постель». Туалеты для паломников находятся в задней части Золотого храма, рядом с Информационным бюро.

Вот такой Золотой храм сикхов имеется в Амритсаре! Про христианские святыни в Индии читайте здесь…

Уважаемые читатели! Пишите комментарии! Путешествуйте по святыням разных религий на страницах сайта «Мир увлечений»!

Хорошие отношения закончились с Амритсарской резней (1919 г.). Это было позорное событие в истории Британской Индии. Британские войска убили около 400 человек и ранили 1000.
Военачальник Дайер чувствовал себя обязанным преподать пенджабцам урок морали. Осознав нанесённый ущерб, англичане быстро уволили Дайера. Некоторые историки рассматривают Амритсарскую резню, как событие, положившее начало упадку британского владычества, придав огромную силу движению за независимость Индии.

Храм Паднамабхасвами

Паднамабхасвами индуистский храм, расположенный в штате Керала в городе Тривандраме, является известнейшей достопримечательностью города, а также одной из 108 дивья – дешам.

Как вы уже поняли, главным божеством считается одна из оболочек Вишну – Паднамабхасвами, лежащий на змее в позе Ананантхасаянам. Его длина составляет 5, 5 метров. По своим размерам она превосходит все подобные скульптуры и называется «Маха Вишну». Статуя Вишну установлена в святилище и инкрустирована камнями. Рядом в зале с алтарем возлегает само божество, которое можно рассмотреть через несколько открытых врат.

Первые врата открывают вид на священные стопы, вторые – тело, лежащее на лотосе, а через третьи можно усмотреть лицо и груди.

Храм Паднамабхасвами находится на возвышенности и представляет собой многоэтажную башню высотой 30 метров.

Построена святыня в национальном керальском стиле, а некоторые фрагменты находят себя в культуре народа Дравида.

Изначально фигура бога была выполнена из дерева, а через некоторое время его заменили 12000 шалаграма-шилами, привезенными с берегов Гандаки. Замена продолжалась довольно продолжительное время, так как весь строительный материал везли на слонах. Все элементы статуи держатся благодаря сочетанию необработанного коричневого сахара и пепла, имеющему хороший клеящий эффект.

Немного истории…

История этого храма, сооруженного в честь бога Вишну, насчитывает не одну тысячу лет и восходит к 4 веку до н э. За это время храм неоднократно разрушался и заново отстраивался. В том виде, в котором мы знаем его сейчас, храм существует с 1731 года.
Главную его башню высотой 30,5 метров, имеющую семь уровней, украшает множество великолепных статуй и скульптур. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах.

В главном зале храма находится его святыня – статуя Верховного бога Вишну высотой 5,5 м. Бог возлежит на ложе из гигантского тысячеголового змея.

Статуя видна из всех трех ворот. Но через одни ворота можно увидеть лишь ее стопы, через другие – живот, а через третьи – голову и руки.

Этот индийский храм заслужил славу самого богатого храма в мире. Да, все его стены снаружи покрыты золотом, но дело не только в этом. Не так давно в его подземных хранилищах обнаружили клад, самый крупный из всех, когда-либо найденных.

И вот что предстало перед глазами присутствующих:
« Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел ».

Cокровища храма Падманабхасвами

Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам (Тривандрум), штат Керала. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.

Звезды во мраке
«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».
Так описал сокровища храма Падманабхасвами один из членов спецкомиссии, назначенной Верховным судом Индии для осмотра сокровищницы — каллары, в которой раджи Траванкора, древнего княжества на территории нынешнего штата Керала, веками складировали свои богатства. В присутствии потомка раджей одно из хранилищ вскрыли, чтобы убедиться: древние легенды о бесчисленных богатствах княжеской семьи не лгут.
Сейчас Падманабхасвами находится под круглосуточной охраной 200 полицейских. Все подходы к храму просматриваются камерами наружного наблюдения, на входе установлены рамки металлоискателя, а на ключевых позициях размещены пулеметчики. Эти меры не выглядят избыточными: хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, речь, по самым скромным подсчетам, идет о ценностях, слегка превышающих бюджет Хорватии. Среди наиболее примечательных экспонатов из чистого золота — полноразмерный трон, усыпанный сотнями бриллиантов и другими драгоценными камнями, 800 килограммов монет, цепь длиной в пять с половиной метров и золотой сноп весом более полутонны.
Остальные хранилища еще не вскрыты. В них могут находиться сокровища стоимостью триллион долларов — это больше, чем военные бюджеты США, Китая и России вместе взятые.

Кобры и несовершеннолетние боги
Княжество Траванкор на юге Индии было основано в 1729 году, но храм Падманабхасвами гораздо древнее. Его нынешнее здание построено в XVI веке. Святилище же на этом месте, как уверяют историки, было задолго до этого. В древних тамильских текстах его именовали Золотым храмом, поскольку по преданию стены святилища были из чистого золота. Столетиями люди несли туда подношения богу Вишну. После основания Траванкора в храм буквально хлынул поток драгоценностей: бесстрашные раджи одержали немало побед над соседями, присвоив их сокровища, и даже нанесли поражение голландской Ост-Индской компании. Государство процветало, торговля крепла, деньги текли рекой.
Возвращавшиеся из удачных странствий купцы оставляли в Падманабхасвами, главном храме Траванкора, щедрые подношения. Немало сокровищ храму перепало и от самих раджей: по обычаю наследник трона, достигнув совершеннолетия, передавал храму в дар золота столько, сколько весил сам наследник. В британские времена Траванкор стал туземным княжеством, его правители были у британцев на хорошем счету и пользовались многочисленными привилегиями, продолжая богатеть. Сокровища храма были в безопасности: хотя каллары охраняли лишь несколько человек с деревянными палками, каждый в Траванкоре знал, что подвалы Падманабхасвами кишмя кишат ядовитыми кобрами, чьи изображения были высечены на дверях в назидание ворам.
В 1946-м, перед уходом британцев из Индии, властители Траванкора вспомнили о былой славе, отказавшись присоединяться к Индии и Пакистану. «Траванкор станет независимым государством, — объявил представитель княжества. — Мы не видим причин, по которым должны иметь меньше суверенитета, нежели Дания, Швейцария или Сиам». Лишь с большим трудом траванкорцев удалось уговорить присоединиться к Индии, но взамен княжеская семья вытребовала себе немало привилегий, включая титул хранителя храма Падманабхасвами.
Дело в том, что по индийским законам божества, которым посвящен храм, могут владеть поднесенными им дарам и земельными участками при святилище. При этом юридически боги приравнены к несовершеннолетним, а следовательно, им полагается опекун — он же хранитель храма и всех его сокровищ. Именно эту должность и получили раджи Траванкора. Вскоре поползли слухи: злые языки говорили, что лишившиеся других доходов раджи нет-нет да и запускают руку в храмовые богатства.

Война Ананды Падманабхана
Все изменили два человека. Дом Ананды Падманабхана, юриста из Тируванантапурама, стоит на улице, ведущей к храму, и он с детских лет слышал все толки и сплетни о нечистых на руку бывших раджах Траванкора. Его дядю Сундарараджана, истово верующего индуиста, не волновали земные богатства — только служение богам. С годами Падманабхан под влиянием дяди с головой ушел в религию и решил посвятить жизнь богу Вишну.
В 2007 году он подал в суд на главу рода траванкорских раджей, 86-летнего Мартханду Варму, утверждая, что он плохо справляется с обязанностями хранителя и Вишну из-за них лишился немалой части своих богатств. По подсчетам юриста, в общей сложности за последние десятилетия из храма пропали ценности на сумму более чем в миллиард рупий (15 миллионов долларов). «Они даже не вели нормальный учет, — возмущался адвокат. — Королевская семья лгала, утверждая, что сокровища никогда не открывалась, но и по обрывкам записей видно, что их вскрывали минимум семь раз». Божеству, заявлял Падманабхан, требуется новый опекун.
Падманабхана неожиданно поддержал профсоюз служителей храма. Его лидер, в частности, сообщил: «Множество вещей за последние годы исчезло. В храме хранилась флейта из слоновой кости, ей было много веков. Я видел ее однажды, но с тех пор ее так никто и не нашел. Кучу сокровищ просто украли». Вскоре одного из активистов профсоюза, Падманабху Даса, неизвестные облили кислотой, он выжил буквально чудом.
Расследование, проведенное генеральным ревизором Индии Винодом Раем, подтвердило свидетельства Падманабхана и членов профсоюза. В итоговом документе на 1000 страниц перечислялись пропавшие из храма драгоценности, и список, как говорится в документе, неполон.

Потомки былых королей
За время процесса умер престарелый потомок раджей Мартханда Варма, его место занял племянник — мелкий предприниматель Мулам Тирунал Рама Варма. Он, как и его дядя, категорически отвергает все обвинения. Интересы бывших властителей отстаивает в суде целая команда профессиональных адвокатов.
Раджи Траванкора веками владели храмом, напоминает защита, и состояли в особых отношениях с богом Вишну: так, короли из века в век сопровождали его идол во время торжественного омовения в море дважды в год и даже просили у него разрешения, если нужно было покинуть город. Никакой земной закон не в силах изменить этой священной связи. Любые обвинения в хищениях вообще смешны: записи свидетельствуют, что покойный Мартханда неоднократно вносил деньги, чтобы покрыть дефицит храмового бюджета.
На стороне раджей — колоссальное влияние, которым они до сих пор пользуются в штате Керала, где их по привычке иногда величают королями. В случае необходимости бывшие правители Траванкора легко организуют кампании в свою поддержку.
«Королевская семья считает храм и сокровища в нем своей собственностью, — жалуется Падманабхан. — Но в 1972-м правительство лишило их, как и других правителей, всех привилегий и доходов. Персональное исключение делалось лишь для тех, кто был правителем на момент обретения независимости, но последний настоящий раджа Траванкора умер в 1991 году. Сейчас моя работа почти завершена — я хотел лишь, чтобы сокровища были должным образом сосчитаны и описаны, а дальше уже пусть решает суд».

Нужно больше золота
Над этой схваткой незримо возвышается еще один игрок — федеральное правительство. Индия отчаянно нуждается в золоте: ежегодно для того, чтобы удовлетворить спрос ювелирной отрасли, приходится импортировать около тысячи тонн, тратя на это бешеные деньги. А в индуистских храмах по всей стране, по подсчетам главы индийского Минфина Аруна Джатли, хранится более трех тысяч тонн этого драгоценного металла (золотой запас Индии, для сравнения, составляет 550 тонн).
Правительство Нарендры Моди запустило специальную программу, направленную на привлечение золота в экономику. Храмам предлагается вкладывать сокровища в банки, под гарантированные проценты. Само золото предлагается расплавить и продать ювелирам. Тем самым храмы получат постоянный источник дохода и помогут экономике.
Это уже вызвало резкое недовольство индуистских организаций, к мнению которых правительство Моди вынуждено прислушиваться. Традиционалисты напоминают, что золото принадлежит богам, а не правительству, и не стоит портить себе карму, отнимая у них дары, поднесенные верующими.
Впрочем, среди индуистов так думают не все. Как отметил один из бизнесменов-индуистов, «пустить храмовое золото на строительство государства и укрепление экономики — тоже плюс к карме».
Не счесть алмазов в каменных пещерах
Падманабхасвами — лишь один из шестисот тысяч индуистских храмов в стране. Сокровища, находящиеся в них, не подсчитаны; те три тысячи тонн золота, о которых упомянул Джатли, — лишь первая оценка, ведь есть еще драгоценные камни и серебро.
Причем сокровища в Индии хранятся не только в храмах: несколько месяцев назад в штате Раджастхан разразилась настоящая золотая лихорадка после того, как местные крестьяне нашли в заброшенном карьере по добыче камня тысячи золотых монет времен империи Гуптов. По всей Индии ходят легенды о бесчисленных кладах и богатствах, лежащих под землей или на дне рек и озер, и находки то и дело подтверждают эти слухи.
Алексей Куприянов

Война Ананды Падманабхана
Все изменили два человека. Дом Ананды Падманабхана, юриста из Тируванантапурама, стоит на улице, ведущей к храму, и он с детских лет слышал все толки и сплетни о нечистых на руку бывших раджах Траванкора. Его дядю Сундарараджана, истово верующего индуиста, не волновали земные богатства — только служение богам. С годами Падманабхан под влиянием дяди с головой ушел в религию и решил посвятить жизнь богу Вишну.
В 2007 году он подал в суд на главу рода траванкорских раджей, 86-летнего Мартханду Варму, утверждая, что он плохо справляется с обязанностями хранителя и Вишну из-за них лишился немалой части своих богатств. По подсчетам юриста, в общей сложности за последние десятилетия из храма пропали ценности на сумму более чем в миллиард рупий (15 миллионов долларов). «Они даже не вели нормальный учет, — возмущался адвокат. — Королевская семья лгала, утверждая, что сокровища никогда не открывалась, но и по обрывкам записей видно, что их вскрывали минимум семь раз». Божеству, заявлял Падманабхан, требуется новый опекун.
Падманабхана неожиданно поддержал профсоюз служителей храма. Его лидер, в частности, сообщил: «Множество вещей за последние годы исчезло. В храме хранилась флейта из слоновой кости, ей было много веков. Я видел ее однажды, но с тех пор ее так никто и не нашел. Кучу сокровищ просто украли». Вскоре одного из активистов профсоюза, Падманабху Даса, неизвестные облили кислотой, он выжил буквально чудом.
Расследование, проведенное генеральным ревизором Индии Винодом Раем, подтвердило свидетельства Падманабхана и членов профсоюза. В итоговом документе на 1000 страниц перечислялись пропавшие из храма драгоценности, и список, как говорится в документе, неполон.

Храм Падманабхасвами. Сокровища в 22 млрд. долларов и тайна 6 хранилища

Храм Падманабхасвами (Padmanabhaswamy Temple; śṟī patmaṉābhasvāmi kṣētṟaṁ) расположенный в городе Тривандрам (штат Керала, Индия), получил общемировую известность в июле 2011 года, когда в нём были вскрыты 4 подземных кладовых храма, и найден один из самых крупных кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд. долларов. Специалисты могут сравнить эти находки лишь с ценностями гробниц египетского фараона Тутанхамона, обнаруженных в 1922 году.

Читайте также:  Успенский собор в Троице Сергиевой лавре

Но, в храме существует и шестое хранилище, с шестой дверью, которая до сих пор не вскрыта, и за которой возможно хранится самая великая тайна и несметные сокровища.

Как известно в Индии существует обычай во время междоусобиц и войн прятать в храмах городскую казну, так как священные сооружения были неприкосновенны и не каждый бандит рисковал грабить храм, опасаясь, что боги не простят вторжения в свои дома. В результате, на протяжении столетий служители храма собирая пожертвования, и то что было получено на хранение переносили сокровища в подземные тайники, где оно часто и оставалось навсегда.

Храм Падманабхасвами – самый богатый храм в мире

Храм Падманабхасвами находится в индийском городе Тривандрум, который расположен в штате Керала. Это культовое сооружение считается одним из 108 обителей Вишну, верховного бога в вайшнавских традициях индуизма.

Информация! Читайте, куда можно поехать на майские праздники

Образ бога представлен огромной позолоченной и украшенной драгоценностями фигурой, лежащей на гигантском змее Ананта-шеше в позе вечного сна. Тут же установлены скульптуры его жены, богини Земли Бхудеви, и богини процветания Шридеви.

В пупке Вишну расположен лотос, в котором восседает Брахма. Левая рука скульптуры божества направлена в сторону камня – лингама, символизирующего образ Шивы.


Внутреннее помещение состоит из огромного зала. Величественные рельефные столбы, а также золотой шест, увенчанный флагом, создают атмосферу торжественности и гармонии.

Тайна запечатанной двери индийского храма Падманабхасвами.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.
Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.
В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729— 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам — столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.
Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам — главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами — формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше — царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.
Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма — через одни видны стопы, через другие — тело, а через третьи — грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура — лишь видимая часть богатства Падманабхасвами.Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.
Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.
Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», — сообщил офицер полиции.
В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!
По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад.Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.
После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы — вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ — верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.
В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.
Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.
Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии — от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Тайна запечатанной двери храма Падманабхасвами
Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.
Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.
Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.
В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.
Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя — это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам — должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.
А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это — уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.
«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.
А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться — судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.
Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.
Верховный суд Индии пытается сейчас решить судьбу огромного богатства, хранящегося в подвалах вишнуистского храма в городе Тируванантапурам. Речь идет о сокровищах, чья стоимость, по самым скромным подсчетам, составляет 22 миллиарда долларов. С одной стороны, на них претендуют потомки раджей, веками копивших золото и драгоценные камни. С другой — верующие индуисты и профсоюз служителей храма. Между тем цена вопроса может подскочить значительно выше, поскольку еще не все храмовые хранилища вскрыты, а совокупная стоимость находящихся там сокровищ, вероятно, равняется триллиону долларов.
«Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.
Эта дверь не имеет замков, болтов, защелок или каких-либо других фиксаторов. Считается, что она герметично закрыта посредством звуковых волн.
Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Как добраться до «Храма Падманабхасвами».

Добрать до Индии можно самолетом или поездом, а так же автомобилем или автобусом. Если добираться до Индии самолетом, прилеты осуществляются в основные пункты прилета – Бомбей, Дели, Калькута, Ченнаи.

До столицы штата Керала г. Тируванантапурам (тривандрум) можно добраться самолетом с пересадкой из Гоа, это расстояние составляет 1000 км. На севере штата, самый ближний аэропорт г. Кожикод (Каликут). Так же есть аэропорт в г. Кочин (Эрнакулам) – 800 км.

Железной дорогой: станция – Тируванантапурам-центральный.

В каждом штате есть различные варианты поездки по городу. Например, местные автобусы. А так же такси или местный транспорт авторикша. Используя этот транспорт можно добраться до любой точки города.

В каждом штате есть различные варианты поездки по городу. Например, местные автобусы. А так же такси или местный транспорт авторикша. Используя этот транспорт можно добраться до любой точки города.

Подземный тайник

История храма Падманабхасвами восходит к IV веку до нашей эры. За все это время храм неоднократно разрушался и заново отстраивался. В современном виде он существует с 1731 года.

Он поражает своим богатым убранством и размерами. Храм представляет собой башню высотой 30,5 метра, имеющую семь уровней, которую украшает множество великолепных статуй и скульптур. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах. Внутри располагаются широкий коридор с рельефными столбами и золотой шест с флагом. Стены храма покрыты фресками, которые изображают различные мистические истории.

В главном зале храма находится его святыня — статуя верховного бога Вишну высотой пять с половиной метров. Вишну возлежит на спине гигантского тысячеголового змея, взирая на своих подданных.

Согласно преданиям через княжество Траванкор, где находится храм, проходили оживлённые торговые пути. Богатые купцы из далёких стран, прибывавшие в Индию за товарами, расплачивались золотом и драгоценными камнями, которые хранились в подземельях храма. Кроме того, богатые индийцы регулярно делали подношения Вишну, которые тоже отправлялись в храмовые хранилища. Жрецы берегли их на протяжении веков.

Что касается княжества Траванкор, на территории которого находится величественный храм, то оно стало официальной административной единицей в первой половине XVIII века, но храм стоял на своём месте задолго до этого. В древних текстах, датированных V веком, его именовали Золотым храмом. Согласно преданиям на его постройку ушли тонны драгоценного металла. Самые прекрасные времена для святилища наступили как раз после образования Траванкора. Его правители сумели создать мощное, хорошо вооружённое войско, которое покорило соседние территории и даже нанесло поражение войскам голландской Ост-Индской компании. В те годы княжество процветало, и золото в «го казну текло широкой рекой, чтобы затем осесть в подземных хранилищах храма.

Комиссия вскрыла пять хранилищ, и только шестое, ставшее роковым для британских похитителей, осталось в полной неприкосновенности. Спецкомиссия констатировала, что в подземельях храма находится более тонны золотых монет, тонна золотых слитков и огромное количество рубинов, сапфиров, бриллиантов, изумрудов на сумму более 22 миллиардов долларов.

Ссылка на основную публикацию