Храм Сикхов Бангла, Как добраться описание и фото

Храм Сикхов Бангла Сахиб

Великолепное сооружение находится в городе Дели. Храм Сикхов относится к одной из главных религий Индии.

Заметить его не трудно, ведь беломраморные стены и золотые купола проглядываются на несколько километров. Бангла Сахид находится в свободном доступе и работает ежедневно с раннего утра и до вечера.

Сингх Сабха направлено показать современному населению, что, несмотря на тяжелые времена в Индии, учение живо и у него есть свои последователи, которые во что бы то ни стало, помогут стране обрести покой. Но со временем, когда появилось множество христианских миссионеров, Сингх Сабха решило рассмотреть свою значимость. Был период, когда сикхизм признали неверным течение, но все равно не отказались от него в силу того, что эта религия является национальным достоянием Индии. К концу 20 века было создано сообщество Шри Гуру, направленное на восстановление сикхизма как религии. Оно стало печатать литературу и всячески пропагандировать религиозные идеи.

Прочитано

Летим в Индию.

Где в декабре тепло, но не жарко. И нет дождей. На севере Индии. Мы прочитали об этом в интернете. И решили лететь в Индию.

Купили в “Аэрофлоте” авиабилеты на рейсы из Санкт-Петербурга в Москву и из Москвы в Дели. Ну и, соответственно, обратно. Из Москвы, потому что из Санкт-Петербурга в Дели самолеты не летают.

Тур по “Золотому треугольнику” Индии купили в компании “Терра Азия” Санкт-Петербург.

Из Москвы в Дели лететь 6 часов. Оказалось, не так и долго. А на комфортабельном самолете даже приятно.

И погода в Индии была такой, на какую мы рассчитывали. Температура -максимум +26 днем и не меньше + 9 ночью.

Не все Сингхи сикхи.

Утром на выходе из гостиницы в Дели нас встретил молодой симпатичный индус с гордой осанкой. Представился. Его зовут Санджив Сингх. И он будет нашим постоянным гидом в 10 дневном путешествии.

Я спросил его. Не сикх ли он. Он ответил, что он индус. Что его фамилия в переводе на русский значит “лев”. Что да, все сикхи носят фамилию Сингх. Но, что не все люди с фамилией Сингх сикхи по вероисповеданию.

Оказывается, слова Сингх и сикх – это разные слова. Они имеют совсем разное значение. В переводе на русский сикх значит ученик. Так называют приверженцев религии сикхизма.

Санджив добавил, что у всех женщин сикхов фамилия Каур. То есть львица.

Едем в сикхский храм.

В этот же день мы посетили сикхский храм.

Приехали в центр района Дели, Коннахт Плэйс, построенного англичанами в 30-е годы XX века. По меркам Дели, район довольно аккуратный. Здесь находятся штаб-квартиры многих крупных компаний.

Вышли из автомобиля и пошли в направлении храма.

Сикхи (sikhs) рядом с храмом.

Как же я забыл, что они все ходят в тюрбанах, когда спрашивал Санджива, не сикх ли он?

Тут же Санджив сообщил, что у сикхов, мужчин и женщин, есть пять обязанностей, обозначаемых словами, начинающимися на букву “К”.

Кеш – ходить с необрезанными волосами, в том числе бородами и усами, с головами, покрытыми тюрбаном у мужчин или платком у женщин.

Кангха – в волосах должен быть гребень.

Кара – на руке должен быть браслет.

Качх – надо быть одетым в короткие штаны особого покроя. Типа длинных трусов.

Кирпан – меч или кинжал, спрятанный под одеждой.

Проходим рядом с сикхским храмом.

Входим в храм.

Входя в любой храм в Индии надо снять обувь. Для входа в сикхский храм нам пришлось еще и снять носки, так как каждый входящий должен пройти через небольшую ванночку с водой.

А еще нам на головы повязали оранжевые платки.

Индия. Дели. Вход в Гурдвара Бангла Сахиб

Храм по внешнему виду напомнил московский Храм Христа Спасителя.

Сикхский храм построен в 1783 году. Наш главный православный храм, как известно, начал строиться пятьдесят лет спустя, а был освящен через сто лет после постройки делийского. В 1883 году.

Индия. Дели. При входе в Гурдвара Бангла Сахиб надо снять обувь и носки. Ноги надо омыть в воде.

Гурдвара Бангла Сахиб.

Сикхский храм, в который мы пришли, называется Гурдвара Бангла Сахиб.

Гурдварами называются все сикхские храмы. Составное слово. Состоит из слов “гуру” и “двара”. На русский это переводится как “ворота гуру”. Не правда ли, слово “двара” напоминает русское слово “дверь” или” ворота”.

Наши языки дальние родственники.

Индия. Дели. Ворота в сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб

Слово “Бангла” в названии храма означает “бенгальский”. А слово “Сахиб” значит “уважаемый, учитель”.

Индия. Дели. Вход в здание сикхского храма Гурдвара Бангла Сахиб

Получается, что в названии храма два раза звучит слово учитель. Ведь слово “гуру” тоже переводится на русский словом ” духовный учитель”.

А сикх, напомним, это “ученик”.

Индия. Дели. У входа в здание сикхского храма Гурдвара Бангла Сахиб. Оглянулись на ворота.

Нанак первый гуру сикхов.

Основал религию сикхизм первый гуру Нанак, живший в Пенджабе с 1469 года по 1539.

Во времена Нанака Пенджаб был провинцией в огромной мусульманской империи Великих Моголов, занимавшей территорию почти всей Индии, а также Афганистана.

В настоящее время штат Пенджаб находится на Северо-Западе Индии. Но этот штат лишь восточная часть исторического Пенджаба. Западная часть большого Пенджаба после 1947 года принадлежит Пакистану.

Нанак много путешествовал. Даже был в Мекке. А потом основал новую религию, не похожую ни на индуизм, ни на ислам.

Индия. Дели. Входим в здание сикхского храма Гурдвара Бангла Сахиб.

Во что верят сикхи.

Я раньше практически ничего не знал про сикхизм. Послушав Санджива, подумал: “Какая хорошая религия!”.

Сикхизм, в отличие от индуизма, не признает деление на касты.

Сикхизм, в отличие от ислама, признает равенство мужчин и женщин.

Сикхи считают. что необходимо уважать свою свободу и свободу других людей.

Сикхи верят в единого бога. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения к всем людям на Земле, независимо от происхождения.

Всякие разговоры о загробной жизни, перерождении, воздаянии сикхи считают способом манипулировать одними людьми другими. Что очень не приветствуется сикхами.

Первый гуру Нанак считал, что всякие религиозные ритуалы, поклонения идолам и изображениям, не имеют никакого значения.

Но люди есть люди. Некоторые ритуалы все таки возникли. Например, медитация, распевание гимнов.

Восхитила взаимопомощь членов сикхской общины.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб.

Гуру.

После Нанака было еще девять живых гуру сикхов.

Пятый гуру собрал религиозные гимны, написанные предыдущими гуру в священную книгу сикхов “Ади Грантх” (“Изначальная книга”).

А десятый, живший в конце ХVII века, объявил, что больше живых великих гуру не будет. Постоянным гуру была объявлена священная книга “Ади Грантх”. Ее переименовали в “Гуру Грантх Сахиб”.

В центре каждой гурдвары ( сикхского храма) находится священная книга.

Служба в храме в том и состоит, что люди собираются и поют гимны из этой книги.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб

“Золотой Храм” в Амритсаре.

Делийский храм очень уважаемый, но не главный у сикхов. Главная гурдвара сикхов Хармандир – Сахиб находится в священном городе Амритсаре в Пенджабе. Ее называют “Золотым храмом”, потому что его стены покрыты золотом.

Все мы узнали о храме в Амритсаре в 1984 году, когда в нем засели сикхи, объявившие об отделении Пенджаба от Индии, и создании независимого сикхского государства Халистан.

По приказу тогдашнего премьер-министра Индии знаменитой Индиры Ганди армейские подразделения с боем выбили сепаратистов из храма. Погибло 492 мирных жителя.

Сикхи не простили Индире Ганди осквернение их святыни. Премьер – министр была расстреляна собственными охранниками сикхами.

По стране прокатилась волна погромов. Индусы убивали сикхов.

Индия. Дели. В сикхском храмовом комплексе Гурдвара Бангла Сахиб.

Сикхи – воины.

Почему же сикхи были охранниками у Индиры Ганди.

На что она рассчитывала после штурма “Золотого храма”, мне не понятно.

А почему они были охранниками до того, вполне объяснимо. Сикхи считаются лучшими и самыми бесстрашными воинами в Индии.

Они же все Сингхи (львы) и Кауры (львицы).

Сикхи составляют всего 2% населения Индии. Но 20 % офицеров индийской армии и 15% нижних чинов сикхи.

В бесстрашных воинов сикхи превратились в борьбе с мусульманской империей Великих Моголов и в постоянных войнах с агрессивными афганцами.

Вся община сикхов (хальса) превратилась в военную организацию. Я уже писал, что каждый сикх обязан носить меч или кинжал.

Было создано государство сикхов со столицей во вновь построенном городе Амритсаре. В результате многолетних войн государство сикхов расширило свои владения за территорию Пенджаба.

Только англичане сумели остановить сикхов. Государство сикхов вошло в состав Британской империи.

Англичане с удовольствием брали сикхов в свою армию. Они прославились и в колониальных войнах, и в мировых.

Индия. Дели. Гурдвара Бангла Сахиб. Я стою у саровара (священного водоема).

Не только воины, не только пенджабцы.

Жители Пенджаба, а там практически все сикхи, лучшие фермеры в Индии. Сикхи, в отличие от индусов, считаются активными работящими людьми, хорошими бизнесменами.

Надо помнить, что религия сикхов не делит людей ни на касты, ни на национальности.

Сикхом может стать человек любой национальности. Но фактически сикхизм стал национальной религией пенджабцев.

В гурдвары пускают людей всех религий, независимо от пола и возраста.

Индия. Дели. Гурдвара Бангла Сахиб. Моя супруга Анастасия у саровара (священный водоем).

У саровара я и моя Настя.

Индия. Дели. Гурдвара Бангла Сахиб. Саровара (священный водоем).

В обряд посвящения в сикхи входит омовение амритой (святой водой). Считается, что в сароваре ( священном водоеме) у Гурдвара Бангла Сахиб есть амрита.

В названии главного города сикхов Амритсара есть слова “амрита” и “сар”. Рядом с “Золотым храмом” в Амритсаре находится водоем со святой водой.

Индия. Дели. Гурдвара Бангла Сахиб. Саровара (священный водоем). Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб.

Внутрь храма мы заходили, но там нельзя фотографировать.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб.

Рядом с храмом находится общественное здание. В нем есть и библиотека, и школа, и музей.

А главное, лангар. Общественная трапезная.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Общественное здание.

Каждый сикх обязан участвовать в совместном обеде.

Такой ритуал сплачивает общину. В первые годы существования религии совместные трапезы служили уничтожению деления людей на касты.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. У дверей лангара (общественной трапезной). Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Зал лангара (общественной трапезной).

Сикхи должны не только участвовать в совместном обеде, но и участвовать в приготовлении пищи для трапезы.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. На кухне лангара (общественной трапезной).

Каждый член общины (хальсы) должен жертвовать на нужды общины и храма. Деньги, продукты, свое время.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. На кухне лангара (общественной трапезной). Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Ворота храма.

Когда мы увидели, как сикхи сдают кровь в своем храмовом комплексе мы просто по – доброму позавидовали этим людям.

Им повезло быть членами такой сплоченной общины.

Индия. Дели. Сикхский храм Гурдвара Бангла Сахиб. Доноры сдают кровь.

Индия. Дели. У входа в здание сикхского храма Гурдвара Бангла Сахиб. Оглянулись на ворота.

Нетуристические места Бангкока. Храм Сикхов

В каждом путеводителе есть стандарный набор достопримечательностей, которые большинство туристов стремиться посетить. В Бангкоке такими местами являются Королевский дворец, Ват Пхо, Ват Арун и конечно же самый высокий небоскреб Байок Скай. Однако всегда хочется увидеть места где нога туриста ступает редко, а следовательно можно увидеть ту самую повседневную жизнь обычного народа. Мы отправляемся в путешествие для того, чтобы взглянуть на жизнь, так не похожую на ту, к которой мы превыкли. Сейчас я расскажу вам об одном таком нетуристическом месте Бангкока – Храме Сикхов.

Если встать ранним бангкокским утром часиков в 7, сесть на речной катер, и по реке Чао Пхрая доехать до остановки “Мемориальный мост”(Memorial Bridge) и прогуляться минут пять, то вы окажетесь на границе двух старейших районов Бангкока – китайского и индийского. В индийском квартале, который ласково зовется Литл Индия (Little India), расположен храм Сикхов.

Для тех, кто не знает Сикхизм – это самая молодая религиозная традиция в мире, основанная в северо-западной части Индии в штате Пенджаб. Эта религия, сочетающая в себе основы индуизма и ислама, достаточно самобытна. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на Земле независимо от происхождения. За остальными религиоведческими тонкостями можно обратится в википедию, тк эта религия стоит того, чтобы ознакомится с ее морально-этическими основами.

По своей религиозной традиции сикхи страются кормить людей и давать прибежище странникам. В этом храме сервируют невероятно вкусную индийскую еду, для всех желающих, каждое утро.

Мне очень нравится это место, куда приходят разные люди. В храме царит дружественная атмосфера: люди улыбаются и помогают друг другу. После приема пищи можно подняться на верхний этаж и послушать мелодичные религиозные гимны из священного писания сикхов “Гуру Грантх Сахиб”.

Один мой друг, который проводит необычные экскурсии по Бангкоку, начинает каждую свою экскурсию с этого храма. Он показывает своим туристам, что мир основан на добре и взаимопомощи, а не погоне за деньгами и прочими материальными ценностями. Многие люди очень удивляются впервые попав в этот удивительных храм. В материальном мире распространено ошибочное представление, что нельзя ничего делать просто так или просто для того, чтобы приумножить долю добра в этом мире. Многие приходящие сюда люди уходят уносят с собой частичку добра и желание также бескорыстно творить добро. Лично меня просто распирает от счастья и осознания, что все люди братья и что миром правят любовь, поддержка и взаимопомощь.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Если вы захотите посетить это место, то смело отправляйтесь рано утром до 9 часов в этот храм. Вам так будут очень рады. Только не забудьте поприличнее одеться: надеть длинные штаны и покрыть плечи, – и прихватить с собой самую искреннюю улыбку).

Предлагаю вам посмотреть это интереснейшее видео и вместе с его авторами проследовать по узким улочкам индийского квартала и посетить храм Сикхов в режиме реального времени.


Один мой друг, который проводит необычные экскурсии по Бангкоку, начинает каждую свою экскурсию с этого храма. Он показывает своим туристам, что мир основан на добре и взаимопомощи, а не погоне за деньгами и прочими материальными ценностями. Многие люди очень удивляются впервые попав в этот удивительных храм. В материальном мире распространено ошибочное представление, что нельзя ничего делать просто так или просто для того, чтобы приумножить долю добра в этом мире. Многие приходящие сюда люди уходят уносят с собой частичку добра и желание также бескорыстно творить добро. Лично меня просто распирает от счастья и осознания, что все люди братья и что миром правят любовь, поддержка и взаимопомощь.

Неизвестный Бангкок. Индийский квартал и храм сикхов

Бангкок – удивительный город! Бывали мы там не однажды, и казалось бы, ну что нового можно уже увидеть? Но каждый раз вновь открываем для себя что-то необычное и интересное. Так было и в этот приезд. Мы давно слышали, что на ряду с китайским кварталом в Бангкоке есть и индийский, но посетить его смогли лишь недавно.

Если вы, будучи в тайской столице, как и мы, предпочитаете останавливаться в старом городе, в районе улицы Каосан, то добраться до индийского квартала не составит ни какого труда, причем не потратив на дорогу ни бата или же израсходовав сущую мелочь.

Если же вы остановились в одном из многочисленных отелей в окрестностях Каосан, то попасть в индийский район проще простого. Это можно сделать на:

Чтобы изменить мир, надо его увидеть.

20.03.2010 в 14:03

История создания памятника Гурудвара Бангла Сахиб, Дели, Индия

Сикхский храм Гурудвара Бангла Сахиб, возведён на том самом месте, где Хаар Кришан Дев, восьмой по счёту гуру сикхов, прожил здесь несколько месяцев. Было это в 1664году. Как повествует предание, маленький мальчик – гуру, оказавшись в этих местах во время эпидемии холеры, спас многих людей от смерти, но заразился инфекцией и вскоре умер. На месте небольшого жилища, где он останавливался, был построен, впечатляющий взор, храм, открытый для представителей разных религий.

По тому же преданию известен и ещё один факт: гуру Хар Кришан поил всех больных колодезной водой из колодца, находящегося во дворе дома, где он размещался. В настоящее время вода этого источника считается лечебной, и ею могут пользоваться: пить, умываться и даже взять с собой, задав все вопросы гиду. Есть только одно условие, при входе в храм необходимо, чтобы были прикрыты голова, плечи и ноги. Колодца как такового сейчас нет, но есть большой пруд, располагающийся внутри мемориального комплекса, вода этого пруда и считается «амритой», то есть священной. Построена Гурудвара была в 1783 году, строительством руководил генерал сикхов Сардар Бхагель Сингх. Кроме этого храма, было возведено ещё девять сикхских мемориальных сооружений, но все они были построены во время правления Шаха Алама третьего, императора Великих Моголов.

Главный зал Гурудвары не отличается роскошью отделки: всё достаточно скромно, за исключением главного святилища, над которым висит небольшой купол, выполненный из золота. Над ним ещё один, уже более внушительных размеров, выполненный из бронзы и очень красиво расписанный. Под этими двумя куполами натянут прекрасный шёлковый балдахин, украшенный роскошными цветами. Здесь постоянно раздаётся музыка, заполняющая своими чарующими звуками всю территорию комплекса.
Храм этот доступен для посещения любому, готовому переобуться у входа и попробовать
прасада или «манны небесной» на выходе.

Служители храма очень радушны, принимают всех, приглашают разделить с ними трапезу, которая доступна всем три раза в сутки и состоит из дала и чапати, традиционной пищи сикхов.
Гурудвара Бангла Сахиб(Gurudwara Bangla Sahib) – это главный храм Дели, который является местом поклонения представителей самой могущественной конфессии Индии.

Служители храма очень радушны, принимают всех, приглашают разделить с ними трапезу, которая доступна всем три раза в сутки и состоит из дала и чапати, традиционной пищи сикхов.
Гурудвара Бангла Сахиб(Gurudwara Bangla Sahib) – это главный храм Дели, который является местом поклонения представителей самой могущественной конфессии Индии.

История храма

Город Золотого Храма Амритсар – чрезвычайно значимый центр религиозной и политической истории сикхов. Возведение этого храма в городе началось в XVI веке при гуру Рам Дас, а закончилось в самом начале XVII века при его приемнике.

Сегодня Золотой храм по праву считается главным религиозным памятником Амритсара. Он привлекает к себе многие сотни тысяч паломников из Индии и окрестных стран, очень интересуются им и туристы.

Город Амритсар с прошлого века известен массовыми убийства в ходе вооруженных конфликтов. В начале XX века, во времена Британской Империи, рядом с Золотым храмом произошла кровавая резня, погибло более тысячи индийцев.

В те времена из Индии и был выделен мусульманский Пакистан. Земли Пенджаба разделили Индия и Пакистан. Все это привело к негативным последствиям, изменило взгляды сикхов Амритсара, ведь город он оказался на границе вооруженного конфликта.

В середине 80-х годов прошлого века Золотой храм был занят сикхами, борющимся за независимую государственность. Власти Индии решили бороться с сепаратистами, и армия атаковала их в храме, которому был причинен ущерб.

Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.

Через несколько месяцев Индира Ганди погибла от рук сикхов. Они отказались от денежных средств, предложенных индийским правительством на восстановление Золотого храма сикхов, и сделали ремонт исключительно самостоятельно.

Золотой храм сикхов (Хармандир-Сахиб)

Золотой храм сикхов — самый главный храм сикхской религии, находится в индийском городе Амритсар. Храм открыт с рассвета и до 22.00 (ориентировочно).


Добровольцы постоянно моют пол в храме, поэтому будьте аккуратны, он может быть скользким.

Сикхизм в Индии. Суть учения сикхов.

Сикхизм – это религия, которая возникла на основе ислама и индуизма, но сильно от них отличается. Основателем её называют Нанака – духовного учителя, жившего, приблизительно, с конца пятнадцатого по середину шестнадцатого века.

Предметом поклонения сикхов является Бог единый, всепроникающий и недосягаемый. Его не называют каким-либо конкретным именем, потому что оно никому не известно. По вероучению сикхов целью всего является Любовь, их Бог никого никуда не призывает идти, никогда никого не наказывает, он лишь источает все поглощающую любовь, не испытывает отрицательных эмоций и полностью беспристрастен. Почитание сикхского Бога разрешено только посредством медитации его Имени и пением молитв в его честь.

Вечный вопрос человечества, что ждёт человека после его ухода из бренной жизни, сикхи тоже трактуют по-своему. Они не согласны с умозаключениями о рае и аде, грехах, карме и реинкарнации после смерти. По их представлениям – всё это способы манипулирования, используемые одними людьми над другими. Всё, чем себя истязают люди, доказывая, что они истинно верующие, по мнению сикхов – не имеет никакого значения. Они верят, что после смерти человек просто становится частью Природы, никуда не исчезает, а просто возвращается к началу, то есть к Творцу.

Тот, кто является последователем этой религии, называет себя сикхом, произошло это слово от «шишья», что в переводе с санскрита означает «ученик». В начале двадцать первого века в Индии насчитывается почти шестнадцать миллионов последователей этой религии, из них – более четырнадцати миллионов проживает в штатах Харьяна и Пенджаб. Традиционно сикхи строго подчиняются теории десяти гуру. Но есть ещё две группы, которые различаются по своему отношению к реформам Гобинд Сингха. Одна группа – это кешдхари или, как их ещё называют, ортодоксы хальса, и другая группа – это сахаджкари, даже внешне старающиеся отличаться от остальных – лысыми головами. Эти две группы являются сектами и их нельзя причислять чисто к сикхизму, так официально эта религия их не признаёт. Кроме этих двух существует и ещё ряд сект, которые по-разному трактуют теорию десяти гуру, поэтому имеют и своих, живущих гуру, которых почитают одинаково с теми десятью сикхскими. Как бы то ни было, но в двадцатом веке, сикхизм в Индии представляет собой сформировавшуюся этническую общину сикхов.

Самое распространённое течение этой религии – СИНГХ САБХА, которое является реформаторским и играет, в основном, просветительское и воспитательное значение. Эта деятельность сикхов оказывает большое влияние на развитие духовности общества сикхов, с их направленностью на реформы социального плана, с направленностью на борьбу за чистоту рядов верующих и признание истинности учения десяти гуру. С девятнадцатого века в культурной жизни населения Индии достаточно резко обозначились противоречия между национальной культурной традицией и влиянием западной, особенно европейской культуры. Эти противоречия послужили толчком к началу реформ в индуизме в целом.

СИНГХ САБХА – это ответ активной общественности на тяжёлые времена в жизни сикхов, когда начали происходить отходы от учений гуру, стало очевидным преобладающее влияние индуизма и тому подобное. К тому же в этот период очень активно начали свою деятельность по пропаганде христианства европейские миссионеры. В связи с этим сикхи стали переосмыслять своё место в обществе Индии, к тому же индуизм рассматривал сикхизм как неверное, еретическое явление, не отрекаясь от сикхов и считая их всё-таки одной из составляющих национального общества. На осознание сикхами своих интересов повлияла и начавшаяся активность в политике, пробудившая в них национальную гордость. В начале семидесятых годов девятнадцатого века организуется общество Шри Гуру, которое стало работать над восстановлением истинных идей сикхизма, начало издавать литературу, посвящённую пропаганде идей современного сикхизма, то есть начали активную просветительскую работу, нацеленную на будущее.

Под эгидой СИНГХ САБХА начали открываться школы, где имели возможность учиться не только мальчики, как раньше, но и стали открываться школы для девочек. Стали возрождаться сикхские традиционные церемонии, внимательнее стали относиться к тому, что происходило в культовых храмах. Результатом всей этой деятельности стало общественное признание СИНГХ САБХА, к этому учению стали присоединяться знаменитые и пользующиеся авторитетом люди. В итоге это конфессиональное сообщество получило поддержку и самого правительственного корпуса Индии. Поэтому Гурудвара Бангла Сахиб и является главным храмом Дели.

Тот, кто является последователем этой религии, называет себя сикхом, произошло это слово от «шишья», что в переводе с санскрита означает «ученик». В начале двадцать первого века в Индии насчитывается почти шестнадцать миллионов последователей этой религии, из них – более четырнадцати миллионов проживает в штатах Харьяна и Пенджаб. Традиционно сикхи строго подчиняются теории десяти гуру. Но есть ещё две группы, которые различаются по своему отношению к реформам Гобинд Сингха. Одна группа – это кешдхари или, как их ещё называют, ортодоксы хальса, и другая группа – это сахаджкари, даже внешне старающиеся отличаться от остальных – лысыми головами. Эти две группы являются сектами и их нельзя причислять чисто к сикхизму, так официально эта религия их не признаёт. Кроме этих двух существует и ещё ряд сект, которые по-разному трактуют теорию десяти гуру, поэтому имеют и своих, живущих гуру, которых почитают одинаково с теми десятью сикхскими. Как бы то ни было, но в двадцатом веке, сикхизм в Индии представляет собой сформировавшуюся этническую общину сикхов.

Загадка Хармандир Сахиб

С Золотым храмом связано множество легенд и загадок. Например, один из самых распространенных вопросов, связанных с этим местом, — действительно ли храм золотой. Ответ – нет. Точнее, не совсем. Верхний ярус здания сконструирован из медных плит. Вот они покрыты настоящим золотом. На это ушло около ста килограммов драгоценного металла.

Но для паломников красота Золотого храма отходит на второй план. Для них важно другое: в храме находится главная святыня сикхов – Гуру Грантх Сахиб. Это – священная книга.

5 первых гуру сикхов собрали в ней важные для понимания смысла учения тексты. Книга состоит из 1430 страниц. С момента своего создания она ни разу не менялась, тесты не добавлялись и не изменялись. Интересно, что именно эту Священную Книгу сикхи называют своим главным учителем.

Фотография из газетной хроники 1984 года. Разрушения в храме

Бангкок

13° 45.1235 ′N , 100° 32.3593 ′E
13.75206N, 100.53932E
13°45′7.41″N, 100°32′21.56″E

726 материалов по 178 объектам, 17 003 фотографии

  • Карта
  • Заметки 471
  • Фотографии 17 003
  • Отели 55 / 50
  • Кафе, рестораны 42 / 38
  • Достопримечательности 103 / 72
  • Шоппинг 21 / 17
  • Транспорт 21 / 1
  • Полезное 13
  • Дневники 18 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Бангкоке.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    13° 45.1235 ′N , 100° 32.3593 ′E
    13.75206N, 100.53932E
    13°45′7.41″N, 100°32′21.56″E

    Золотой храм сикхов

    На северо-западе Индии, недалеко от пакистанской границы, есть небольшой город, перенаселенный, неопрятный, шумный, как и все провинциальные индийские города. Но в то же время ни на один из них он не похож. Это — Амритсар, где находится главный храм сикхов — Золотой Храм. В эту сикхскую “мекку” съезжаются паломники со всей страны и из-за ее пределов.

    Для тех, кто ничего не слышал о сикхизме, следует немного рассказать о нем. Эта религия представляет собой нечто среднее между индуизмом и исламом. Сикхи верят в одного Бога и отвергают поклонение идолам. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти. Они отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму уже почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак, живший в период с 1469 по 1539 год, сорок лет путешествовал по Азии, побывав во многих местах — от Непала до Саудовской Аравии.

    Рассказывают, что однажды, когда гуру Нанак был в Мекке, он отдыхал, лежа ногами в сторону священного камня кааба. К нему подошел мусульманин и строго сказал, что надо развернуться в обратную сторону. “Почему?” — спросил гуру Нанак. “Потому что там находится Бог!” — важно ответил мусульманин. “А скажи мне, брат, где Бога нет?” — кротко молвил гуру, и посрамленный мусульманин молча ушел прочь.

    Нынешние амритсарские коммерсанты любят связывать свой бизнес с именем гуру Нанака. Тут и “парикмахерская гуру Нанака”, и “запчасти гуру Нанака”, и даже “женские платья гуру Нанака”. Иногда смотрится довольно забавно.

    Всего в создании сикхизма принимали участие десять гуру, и их учения изложены в священной книге Гуру Грант Сахиб. В ней — правила и принципы, которым должны следовать люди вообще, и сикхи, в первую очередь. Иконостас с изображениями десяти гуру часто можно встретить не только в сикхских домах, но даже у них в автомобилях.

    Все сикхи присоединяют к своему имени слово “сингх” — “лев”. Сикхи весьма воинственны и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. За свои идеалы они с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит — во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин сам упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой Храм.

    Несмотря на всю внешнюю воинственность, сикхизм — крайне демократичная и даже, можно сказать, добрая религия. Любому посетителю, вне зависимости от его вероисповедания, будут рады в сикхском храме. Его бесплатно накормят в местной столовой и предложат остаться на ночлег. Гуру Нанак провозгласил: нет ни индусов, ни мусульман. Все — просто люди, равные перед Богом. Поэтому сикхские храмы открыты для людей всех вероисповеданий.

    Непременные атрибуты сикхов — браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны, кинжал на боку. Ортодоксальные сикхи вообще обожают оружие и носят с собой копья, дубины, мечи и прочие смертоносные игрушки. Индус в чалме — довольно привычный нам образ. А между тем сами индусы чалму не носят, чалма — это атрибут сикхов, необходимый им, чтобы скрыть под ней гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства сикхи подвязывают особо длинные волосы специальной сеточкой. Чалму носят взрослые мужи, юноши — лишь ее упрощенное подобие, а дети — вообще маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета считаются самыми воинственными. Некоторые из них носят на этом головном уборе металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем, предназначенное для метания в противника. Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком. И у них на боку зачастую висит традиционный сикский изогнутый кинжал.

    “Золотым” храм называется потому, что покрыт самым настоящим золотом. Драгоценный металл жертвуют паломники. Со времени возведения храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но каждый раз сикхи полностью восстанавливали свою святыню. Во времена Индиры Ганди, в 1984 году, произошли крайне неприятные события. Сикхи требовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди не могла допустить расшатывания целостности государства. За свои сепаратистские выступления сикхам пришлось заплатить огромную цену. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление. Последние мятежники засели в Золотом Храме и держали оборону. 5 июня Ганди отдала приказ взять храм штурмом, во время которого погибли не только сепаратисты, но и сотни паломников. За это святотатство 31 октября два сикха из ее личной охраны застрелили президента.

    При входе в Золотой Храм гостей просят оставить свои вещи и разуться. Для этого существуют специальные камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой.

    Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней храмовой территории. В центре — прямоугольный священный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой Храм. Играет приятная медитативная музыка, верующие степенно обходят пруд по часовой стрелке — так положено. Просто удивительно, какой контраст составляет тихая и величественная атмосфера храма с суетой и хаосом Амритсара.

    В храмовом пруду живут карпы. Они подплывают к самой кромке берега и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду можно совершать омовение, и даже считается, что это приносит удачу и здоровье. Поэтому, горя желанием обрести счастье и исцелиться от всех болезней, здесь плавают десятки паломников. Для тех, кто не умеет плавать, есть специальные цепи, прикрепленные к берегу. Держась за них, ни за что не утонешь и можно легко вылезти из воды.

    В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы, работающие там, без устали наливают всем желающим чистой питьевой воды, а потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать ее снова. В Индии, не отличающейся чистотой и санитарной безопасностью, такая забота весьма оправданна. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.

    В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию каши на большом зеленом листе. Сладкую кашу можно съесть или отдать рыбам. Лист у входящего в храм в любом случае отберет специальный служитель. В центре храма на первом этаже сидят музыканты, которые исполняют религиозные гимны. Вокруг них набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими. Один из служителей сгребает деньги шваброй в деревянный ящик, чтобы их не накапливалось слишком много.

    Можно подняться на лестнице на второй этаж, взять себе молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая молитвы и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги гуру Грант Сахиб, который читается 24 часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Если стемнеет — включается свет, если выключится электричество — чтец достанет карманный фонарик и продолжит читать. Если он устанет, другой чтец сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.

    Если подняться еще выше, то можно выбраться на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка все продолжает и продолжает играть, рождая в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному.

    Никакие прозаические потребности не должны омрачать сознания паломников. Поэтому для них предусмотрены различные блага, например, уже упомянутая бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных полосах плотной ткани. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. Долго возиться с едой не следует, надо дать возможность поесть и другим.

    Гостиница для паломников также бесплатна. Почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража с копьями. Охрана вовсе не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из изображенных воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.

    Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.

    При входе в Золотой Храм гостей просят оставить свои вещи и разуться. Для этого существуют специальные камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой.

    Золотой храм (Хармандир-Сахиб) в Индии – сокровище сикхов

    Адрес: Индия, г. Амритсар
    Начало строительства: 1588 год
    Окончание строительства: 1604 год
    Основные достопримечательности: оригинал «Ади Грантх»
    Координаты: 31°37’11.9″N 74°52’35.6″E

    На северо-западе Индии, недалеко от границы с Пакистаном находится небольшой провинциальный городок — Амритсар (штат Пенджаб). Как и вся Индия, он густонаселённый, оживлённый и пёстрый, но вместе с тем наполнен отрешённостью и созерцанием.

    Золотой храм с высоты птичьего полёта

    Амритсар основан в 1577 году на берегу священного озера, название которого «Амрита-сарас» переводится с санскрита как «озеро божественного нектара амриты». В центре водоёма возвышается Золотой Храм, или Хармандир-Сахиб — главная святыня сикхов.

    Ещё в незапамятные времена на берегах этого озера медитировали аскеты и мудрецы. По легенде, здесь побывал и сам Будда Гаутама. 2000 лет спустя в Амритсаре обосновался другой духовный лидер — гуру Нанак, создатель сикхской религии. Гуру Нанак 40 лет путешествовал по Азии

    Адрес: Индия, г. Амритсар
    Начало строительства: 1588 год
    Окончание строительства: 1604 год
    Основные достопримечательности: оригинал «Ади Грантх»
    Координаты: 31°37’11.9″N 74°52’35.6″E

    Храм Сикхов Бангла, Как добраться описание и фото

    Буду признателен, если присоединишься к моим соц сетям и поддержишь блог! Статьи о путешествиях, анонсы авторских туров по миру и важная информация – на Telegram канале

    Если ты любишь яркие фото-отчёты с разных уголков планеты, то жду тебя на моей Instagram странице

    СТАТЬЯ

    Золотой храм в Индии — сокровище сикхов

    На северо-западе Индии, недалеко от границы с Пакистаном находится небольшой провинциальный городок — Амритсар (штат Пенджаб). Как и вся Индия, он густонаселённый, оживлённый и пёстрый, но вместе с тем наполнен отрешённостью и созерцанием. Амритсар основан в 1577 году на берегу священного озера, название которого «Амрита-сарас» переводится с санскрита как «озеро божественного нектара амриты». В центре водоёма возвышается Золотой Храм, или Хармандир-Сахиб — главная святыня сикхов. Ещё в незапамятные времена на берегах этого озера медитировали аскеты и мудрецы. По легенде, здесь побывал и сам Будда Гаутама.2000 лет спустя в Амритсаре обосновался другой духовный лидер — гуру Нанак, создатель сикхской религии. Гуру Нанак 40 лет путешествовал по Азии

    Во что верят сикхи?

    1,87 % населения Индии (около 20 млн. человек) исповедует сикхизм. Сикхи провозглашают братское отношение ко всем людям, независимо от их социального статуса и касты. Единый и Всемогущий Бог лишён зримого образа и присутствует во всём, поэтому нужно проявлять любовь в каждом повседневном деянии, а ритуалы, посты и обеты не играют никакой роли. Однако последователи гуру Нанака ввели некоторые обряды — молитвы, погребальные церемонии. Усопших сжигают, а пепел рассеивают по реке. После смерти душа возвращается к Создателю и сливается с ним. Возводить памятники на могилах не принято. Употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено. Священным текстом является «Гуру Грантх Сахиб», написанный десятью сикхскими гуру в 1469 — 1708 гг.. Этакнига, в которой изложены жизненные принципы сикхов, хранится в Золотом храме в Индии.

    Одежда и характер cикхов

    Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.

    Паломничество в Золотой Храм

    Золотой храм получил своё название неслучайно — его центральный купол облицован медными плитами, покрытыми позолотой. Храм соединён с берегом озера узким мраморным мостом, символизирующим путь, который предстоит пройти душе после того, как она покинет бренное тело. Стены храма украшены росписями и орнаментами, инкрустациями из драгоценных камней. На 2-ом этаже святилища специально обученныйчтец с восхода и до заката солнца молча читает старинный экземпляр «Гуру Грантх Сахиб», изредка перелистывая гигантские страницы. Любой человек, вне зависимости от вероисповедания, может посетить Золотой храм в Индии. Перед входом в храм паломники совершают ритуальное омовение в водах священного озера и снимают обувь. Мужчины, женщины и дети покрывают голову платком. Можно подняться в молитвенный зал и посидеть на ковре, читая молитвы и вознося личные просьбы к Всевышнему. Для паломников предусмотрены различные блага — бесплатная столовая, бесплатные комнаты для ночлега и медпункт, где врачи-сикхи безвозмездно оказывают медицинскую помощь всем нуждающимся.

    Мифы и факты

    Золотой храм был построен в 1589 году во время правления гуру Арджана Дева Джиа. Большая часть строительства велась под надзором императора сикхов Ранджит Сингха. Глава сикхской империи Пенджаб жертвовал значительную часть своего богатства и строительных материалов на строительство великолепного сооружения. Только на облицовку здания медными плитами, покрытых позолотой использовано 100 кг золота. Сразу поражает живописный фон священного храма. Расположенный в самом центре озера, он отражается миллионом сверкающий золотом бликов на воде. Озеро называется Амрита Сарае – «Озеро бессмертия». Его вода считается целительной. Существует легенда о гордой принцессе, которая не хотела выходить замуж за выбранного отцом жениха, и тогда тот, в наказание, поклялся отдать ее за первого встреченного на дороге мужчину. Им оказался нищий бродяга, весь покрытый язвами. Девушка привела его к священному озеру, а сама убежала, не желая быть замеченной рядом с бродягой. Когда девушка вернулась, сидел красивый мужчина на том месте, где она оставила своего больного мужа. Она обвинила его в убийстве. Но тут увидела, как пара черных лебедей села на воду, а затем взлетела вверх уже с белым оперением. После этого девушка поверила в чудесное выздоровление своего мужа. Окруженный со всех сторон водой, храм можно достичь по единственному длинному мосту, вход на который ограничен охраняемыми воротами. В здании четыре входа со всех сторон света, как символ того, что оно открыто для путников любой расы и вероисповедания. Первый гуру Нанак проповедовал братство и равенство, а гуру в его учении рассматривается как посредник мудрости.

    Что посмотреть

    Любой человек может войти в Золотой храм, хотя посетители должны соблюдать некоторые религиозные традиции и одеваться соответствующим образом. В знак уважения, голова должна быть покрыта, а обувь следует снять у входа. Там же туристам выдают платки, предусмотренные для этой цели. Внутри интерьер украшают различные святыни сикхских Гуру. Существует также центральный музей, где на мемориальных досках записаны исторические события и памятные даты, важные для веры сикхов. В дань уважения солдатам-сикхам, погибшим за независимость Индии во время Первой мировой войны, установлены памятники. В Золотом храме в Амритсар хранится Гуру Грантх-Сахиб, священная книга – сборник религиозных стихов и гимнов, созданные десятью сикхийскими гуру, а также мусульманскими и индуистскими священнослужителями. Гимны поют в храме в течение всего дня, заполняя залы дворца очаровательными звуками флейт, скрипок и барабанов. Здесь же расположено здание Акал Тахт, место жительства главы сикхской религии. Многие приходят к Золотому храму в Амритсар в поисках духовного просветления. Рядом с основным зданием находятся общежития и столовые для посетителей. Всем приходящим, независимо от национальной и религиозной принадлежности, бесплатно предоставляется еда и ночлег. Не менее фантастичная достопримечательность Индии – пещерные храмы Эллоры. Самый известный из них – храм Кайлаш, вырезанный из цельного камня в виде обители Шивы – священной горы Кайлаш в Тибете. Самыми древними и одними из наиболее важных священных мест буддизма являются пещеры Аджанты.

    Золотой храм в Амритсар открыт ежедневно с 7.30 до 19.30 в летнее время и с 8.00 до 19.00 в зимнее время.

    Как добраться до Золотой храм (Хармандир-Сахиб):

    Автобусы из крупных городов и аэропортов ходят каждые полчаса

    Поезд Из Дели: №12029 в 13:25 ежедневно.

    Приверженцев сикхизма легко узнать по длинной бороде и дастару — головному убору в форме тюрбана. Настоящий сикх никогда не бреется и не подстригает волосы. Цвет дастара имеет значение. Тюрбан синего цвета носят наиболее воинственные сикхи. Из мужчин-сикхов получаются храбрые солдаты и спасатели, а среди женщин-сикхов немало офицеров. О бесстрашии сикхов ходят легенды. Одна из них гласит, что во время одной кровавой битвы воин продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову. Обезглавленный боец-сикх увековечен на одной из фресок, украшающих Золотой храм в Амритсаре.

    Амритсар и Золотой Храм сикхов

    Трудно представить, что тридцать лет назад Амритсар и его храм стали местом самой кровавой битвы в истории современной Индии.

    Но прежде чем говорить о храме, давайте погуляем по городу.

    По индийским меркам Амритсар город небольшой, тут живёт чуть больше миллиона человек. Основание города состоялось в конце XVI века, когда четвёртый Гуру сикхов, Рам Дас, выкупил большой участок земли у местной деревни с целью построения тут храма. Заплатил он 700 рупий. Так что сикхизм неотъемлемо связан с городом с самого его рождения.

    Город разумеется очень грязный, здесь горы мусора на улицах.

    По Амритсару бродят священные коровы, о них я уже писал. Но можно и ослов повстречать. Ослы конечно никакие не священные, и их тут загружают по полной.

    Как часто вывает в индийских городах, центр города считается историческим районом. Здесь лабиринт узеньких улиц, в которых не развернуться машине, так что машинам в центр въезд закрыт (помните это, когда будете брать такси). Тук-тукам сюда можно, но и они не въедут на некоторые из улиц. Вело-рикши зато везде проезжают. Что делать если надо огромную лестницу отвезти куда-то в старом городе? Присобачим её к рикше, неважно если она кому-то даст по башке! Бывает в центре образуются рикшевые пробки.

    А вот пронырливые мопеды проедут в самый центр старого города без проблем. Мопед здесь – транспорт джентельмена.

    Зимой тут холодно, по ночам температура падает почти до нуля. Я прилетел в самом начале февраля, и видел, как люди греются на улицах у костров. Дело в том, что в домах почти нигде нет отопления.

    Многочисленные амритсаркие бездомные собаки ночью кучкуются в местах где на земле лежит солома. Если нет соломы, подойдёт гора мусора – всё теплее, чем на голой земле спать.

    В отелях тут тоже не топят. Первую ночь в Амритсаре я был один, так как мои друзья, которые должны были приехать сюда со мной, пропустили авиапересадку в Дели, и добирались оттуда разными другими индийскими способами. Им повезло, так как они пропустили самую холодную ночь нашего пребывания в городе. Я спал под двумя одеялами в кофте и куртке, с капюшоном на голове и закутав лицо платком. Всё равно было холодно.

    С трудом представляю, как эту ночь провели паломники к Золотому Храму. Это люди приехавшие в город, чтоб посвятить сикхскую святыню. При храме работает хостел, но в него попадают не все, так что на улице у его стен рядами спят закутанные в одеяла люди, которые не нашли себе другого ночлега.

    Мы ведь тоже в принципе в основном ради храма сюда приехали. И у нас в отеле тоже не топят, так что не так-то мы сильно от них и отличаемся. Пойдём посмотрим на него.

    В Золотой Храм ведут четыре входа, по одному с каждой стороны – это символизирует открытость сикхской веры всем, кто желает помолиться богу. Его название, Хармандир Сахиб так и переводится “Храм Бога”. Он был основан тут в конце XVI века, одновременно с самим городом. Правда в 1760х годах подлежал капитальной реставрации, после вторжения из Афганистана. А свой знаменитый золотой окрас Храм приобрёл в начале XIX века. (Подробнее о вере сикхов.)

    С одной стороны храма расположена огромная площадь, вымощеная мрамором.

    Мраморные плиты регулярно чистят специальными машинами, в отличии от остального города тут нет никакого мусора.

    Золотой павилион храма виднеется с площади сквозь открытые ворота.

    Но нельзя просто так взять и зайти в него. Во первых, надо повязать на голову косынку. Эти косынки продают на всех подступах к храму (рупий так за 10), но можно не покупать, а одолжить при входе.

    Во вторых надо снять обувь. И не просто снять, а отнести её в специальный обувной гардероб. При входе строгий сикх спросит вас, не спрятали ли вы свои грязные ботинки в сумку. Обуви не место на территории храма. Благо гардероб бесплатный, и надёжный. В обмен на башмаки вам выдадут жетон, по которому их потом вернут.

    И наконец, перед входом надо омыть ноги в специальном бассейнике. Это ощущение не из приятных, если учесть температуру воздуха.

    Теперь можно идти внутрь. Периметр храма очерчен красивым белым зданием (собственно в нём то и проделаны четыре входа). А внутри находится огромный квадратный бассейн со священной водой

    Именно посреди этого бассейна и расположен главный золотой павилион, давшей храму его прозвище.

    Стоит всё же поговорить о кровавой недавней истории этого храма. В 1970х и 80х годах среди сикхов провинции Пенджаб начало набирать популярность националистическое движение. Люди считали, что центральное правительство притесняет их. Некоторые хотели более равного отношения от властей, другие требовали федерализации государсвенных законов, а были и те, кто хотел полной независимости от Индии.

    В 1980 году один из популярных лидеров этого движения обоснавался в Амритсаре, где стали собираться его сторонники. Звали этого мужика Джарнаил Синг Биндранвале, и он считался религиозным авторитетом среди сикхов. К концу 1983 года храм и близ-лежащие здания были превращены в укреплённый комплекс. Вооружённые сикхи полностью контролировали его, периодически нападая на представителей индийской власти. Националисты всё больше становились похожими на террористов. В одной из свох статей американский журнал Time назвал храм “городом смерти”.

    Постепенно более умеренные из сикхов перестали поддерживать боевиков Биндранвале, и к началу 1984 года он остался в политической изоляции. Центральные власти приняли решение взять штурмом территорию храма. Решение было непростым – ведь для сикхов это святая святых. Один из генералов посоветовал премьеру Индире Ганди отказаться от этой затеи, и его заменили другим, более воинственно настроенным.

    В начале июня 1984 во всей провинции ввели черезвычайное положение. Действовал коммендантский час, было полностью отрезано всё сообщение, и даже электричество отключили. Сотни бойцов специальных подразделений с поддержкой такнов и бронетранспортёров начали штурм пятого июня. Операция носила название “Голубая Звезда”.

    Защитники храма столь хорошо окопались внутри, что войскам потребовалось два дня кровавых боёв, чтобы завладеть его территорией. Биндранвале был убит, но армия понесла серьёзные потери – по некоторым подсчётам сотни погибших солдат. Среди мирного населения были ещё более значительные жертвы. Несмотря на то, что власти заявили о 500 погибших гражданских, неофициальные источники утверждают, что их было более 5,000!

    Последствия этой бойни были трагичными для всей Индии. Многие солдаты-сикхи взбунтовались, и по всей стране прошли внутри-армейские стычки. А через несколько месяцев Индира Ганди была убита собственными телохранителями-сихами. Они не смогли простить ей осквернения святыни. Её убийство лишь продолжило цикл насилия – разгневанные индусы устраивали погромы против сикхов. Особенно сильно пострадали сикхские общины Дели.

    К счастью сегодня эти проблемы с сикхами позади. Прошлый премьер-министр Индии был сикхом. А Золотой Храм восстановили, и он вновь стал местом туризма и паломничества, а не вооружённым лагерем. Хотя конечно некоторые сикхи которых тут встречаешь довольно грозные на вид.

    Как река Ганг для индусов в Варанаси, вода бассейна вокруг Золотого Храма является священной для сикхов. Искупаться в ней считается полезным для души и тела.

    Посетители поклоняются золотому павилиону храма.

    Чтоб зайти в сам храм надо пройти по узкому мостику, который туда ведёт. Обычно там очередь, надо простоять минут двадцать. А вот снимать внутри не разрешают. Но там ничего необычного и нет – золото, роскошь, богатства. Всё как всегда в таких местах.

    Кроме купающихся паломников в бассейне водятся рыбы. Может они тоже священные?

    При храме работает кухня, где бесплатно кормят всех желающих. Масштабы тут впечатляют. Сикхи-волонтёры готовят еду. Выглядит это как будто тут развернули полевую кухню на целый полк!

    Яша и Макатун предложили пообедать, раз уж мы тут. Нам выдали тарелки, миски и приборы. Всё это стальное, как в тюрьме.

    Обедающие сидят на полу вдоль спецально постеленных дорожек. Миски тоже на пол ставят. Вы думаете тут грязно? Как бы не так – напомню, что все ходят босиком, и входя в храм омывают ноги!

    Волонрёры ходят вдоль рядов и накладывают еду. В каждую из четырёх ячеек тарекли идёт своё блюдо. Здесь всё вегетарианское, и выглядит как обычная индийская еда (я в ней не разбираюсь, так что названий вам не скажу). Ещё подают лепёшку, наан.

    Глубокая миска предназначена для воды. Её разливают из специальной бочки на колёсиках.

    Оператор подкатывает бочку, равняет краник в её боку с миской, и нажимает на кнопку, чтоб потекла вода.

    Я набрал себе миску и собирался выпить, когда Яша ехидно спросил: “Что, поноса давно не было? Это скорей всего нефильтрованная вода!” Пришлось её оставить.

    На выходе мы увидели посудомоечный цех, по масштабам не уступающий полевой кухне на входе.

    Между тем солнце садилось.

    Золотой Храм обязательно надо смотреть не только днём, но и вечером, когда уже стемнело. Его красиво подсвечивают – он блестит посреди своего огромного бассейна.

    Двери в главый павилион на ночь закрывают, но самые серьёзные паломники котовы тут просидеть всю ночь, дожидаясь их открытия.

    Впрочем люди приходят посмотреть на храм круглосуточно.

    Он невероятно красив, особенно когда на город опускается туман – тогда его золотой павилион укутывается в сияющий нимб.

    В общем то в Амритсаре делать больше нечего. Вернее ещё можно съездить посмотреть на нелепую церемонию зактытия индо-пакистанской границы. Все в городе знают, что это единственные две интересности, поэтому водители возле храма постоянно предлагают свозить к границе, а те, что у границы – зовут посмотреть на храм.

    А вот пронырливые мопеды проедут в самый центр старого города без проблем. Мопед здесь – транспорт джентельмена.

  • Ссылка на основную публикацию