Николо-Набережная церковь в Муроме

Основные моменты

Николо-Набережная церковь была возведена в начале XVIII века и являлась действующим храмом до 1930-х годов, пока в стране не началась активная антирелигиозная кампания. В середине прошлого века в храме обустроили птицефабрику, а потом старинные постройки отдали муромскому музею. Музейные работники хотели оформить внутри постоянную экспозицию, рассказывающую о реке Оке, а также выставку деревянной резной скульптуры. Однако, долгое время храм пустовал.

В 1991 году его вернули верующим. Постепенно Николо-Набережную церковь отреставрировали, освятили и перенесли сюда мощи православной святой – Иулиании Лазаревской (1530-1604), которые превратились в главную храмовую святыню. Интересно, что именно в этой церкви произошло крещение изобретателя телевидения Николая Козьмича Зворыкина (1889-1982).

От храма открывается живописная панорама долины реки и прекрасный вид на правобережье Оки. Внизу, рядом с церковью бьет Никольский родник, воду из которого муромцы считают целебной. На вкус она сильно отдает железом.

Возле родника расположена купальня, и возвышается аккуратная деревянная часовня, которая освящена в честь почитаемой иконы Богоматери «Живоносный источник». От храма к роднику и часовне паломники и туристы спускаются по металлической лестнице.


В начале XIX века к храму пристроили трапезную с приделом, освященным в честь Сошествия Святого Духа, а в середине XIX столетия в церкви появился еще один придел, который посвятили покровителю животных священномученику Власию Севастийскому. Любопытно, что его построили на деньги муромских купцов Суздальцевых-Ушаковых, наживших свое состояние на торговле скотом.

Отзыв: Николо-Набережная церковь (Россия, Муром) – Красивый и необычный храм на берегу Оки.

Здравствуйте, уважаемые читатели.
Сегодня мой рассказ еще об одной частичке истории моего родного города Мурома. После того, как я уже представил читателям все четыре Муромских монастыря, пожалуй, продолжу эту тему и посвящу свой отзыв старинному храму, возвышающемуся на правом берегу Оки. Это Николо-Набережная церковь, построенная в самом начале XVIII века и освященная в честь Николая Чудотворца – покровителя рыбаков, мореплавателей и просто путешественников.

Церковь стоит чуть в стороне от часто посещаемых паломниками и туристами Свято – Троицкого и Благовещенского монастырей. Но всегда можно выкроить немного времени, чтобы прогуляться от них до Николо-Набережной церкви. Дорога к ней проходит по старинной тенистой улочке, и займет лишь 5 – 7 минут. Впрочем, и на машине сюда можно подъехать и даже есть место, где можно без проблем припарковаться.

Церковь своим внешним видом еще издали привлекает к себе внимание. Ее яркие желтые фасады великолепно смотрятся как со стороны города, так и со стороны реки.
За счет своей не совсем обычной окраски этот небольшой храм выгодно отличается от других Муромских церквей и чем-то напоминает мне сказочный терем. Кстати, и колокольня здесь не совсем обычная. Вместо привычного купола над ней возвышается шатер с круглыми окнами.

За свою жизнь храм пережил разные времена – знал он и взлеты и падения. В советское время существования жизнь храма была далеко не радужной.
В сороковые годы прошлого века церковь была закрыта, а ее имущество частично разграблено. Что в ней только не было. Различные учреждения, склады и тому подобное.
И только в 1992 году храм был заново восстановлен, и в нем вновь начались службы. В те годы это была считай вторая, открывшаяся в Муроме церковь. Народу там было просто не протолкнуться.
В отличие от нарядного внешнего вида, внутри храм скромный и строгий. Теперь прихожан здесь бывает не очень много, да и службы проводятся не столь часто. И чтобы попасть внутрь храма, надо придерживаться расписания, вывешенного на входной двери.

По древней русской традиции храм в честь Николая Чудотворца построен возле воды и отсюда открывается живописная панорама на противоположный берег Оки. А вот саму реку из-за разросшихся возле нее деревьев отсюда к сожалению уже практически и не видно. В народе храм даже назывался по-простому – Никола-Мокрый. Правда с годами прижилось другое несколько более благозвучное название Николо-Набережная церковь.

У подножия холма, на котором стоит церковь, бьет Никольский родник, вода из которого считается целебной. Спуститься от храма к роднику можно по железной лестнице. На Крещение тут стоят настоящие очереди за родниковой водичкой. Жена вспоминает, что когда она ходила в этот храм, бабули даже умывались у родника. И это зимой после часового стояния в очереди на бодрящем крещенском морозе. А уж попить воды это было просто обязательно. И никто не болел, даже дети.

Если смотреть снизу, то за счет своего постамента, изначально небольшой храм выглядит очень величественно. Это уже в современное время укрепляли оползающие стены оврага, на краю которого и стоит собственно храм. Вообще оползание высокого берега Оки, на котором стоит Муром, это всеобщая беда. К примеру, даже центральное здание Муромского историко-художественного музея сейчас закрыто именно по этой причине – старая подпорная стена пришла в негодность, и здание “поползло” на берег Оки.

Спустившись по лестнице, паломники и туристы оказываются рядом с родником, над которым возвышается небольшая деревянная часовня, освященная в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». А чуть ниже и ближе к Оке выстроена купальня для верующих.

Существуют предание, что паломникам возле источника являлся сам святитель Николай, а прохладная вода этого святого источника не только утоляет жажду, но и часто дарует исцеление. И сейчас к святому источнику изо дня в день спускается много людей, чтобы набрать из него целебной воды. И хотя родник практически ежегодно затопляется при разливе (наверное поэтому и выглядит он не слишком презентабельно), вода в нем очень вкусная, и даже в летнюю жару ледяная, аж зубы ломит.

Николо-Набережная церковь прекрасно видна со стороны Окского парка через большой овраг, а пройти к ней можно прямо оттуда по берегу реки. И уже подходя к храму по проложенным деревянному настилу, начинаешь лучше понимать, почему эту церковь в Муроме частенько называют храмом Николы Мокрого. Чаще всего здесь внизу очень сыро, а весной в период половодья воды Оки подступают к самому возвышению, на котором стоит храм. Поэтому и говорят, что у Николы мокрые ноги.

Николо – Набережная церковь это одна из визитных карточек города Мурома. Очень часто она присутствует на фотографиях города, а ее облик растиражирован в сувенирной продукции. Я даже не удержался и свой единственный Муромский магнитик в качестве подтверждения сфотографировал. На нем запечатлены наши монастыри, памятник святым Петру и Февронии, а также Николо – Набережная церковь, которая располагается от них совсем недалеко от Свято-Троицкого и Благовещенского монастырей – просто надо спуститься вниз по улице Плеханова.

А я советую гостям города Мурома не ограничиваться картинками, какими бы красивыми они не были, а выкроить немного времени и воочию увидеть такую необычную Николо – Набережную церковь. Отсутствие толп людей гарантируют вам тишину и благолепие. Посещение храма подарит вам немного спокойствия в наш бурный век.
У меня все. Спасибо за внимание.

Церковь своим внешним видом еще издали привлекает к себе внимание. Ее яркие желтые фасады великолепно смотрятся как со стороны города, так и со стороны реки.
За счет своей не совсем обычной окраски этот небольшой храм выгодно отличается от других Муромских церквей и чем-то напоминает мне сказочный терем. Кстати, и колокольня здесь не совсем обычная. Вместо привычного купола над ней возвышается шатер с круглыми окнами.

Краткая история

В историческом центре Мурома, на высоком берегу Оки возвышается церковь Николы Набережного. Её золотые купола и ярко-жёлтый фасад видны не только со стороны реки, но и из городского Окского сада.

В соответствии с древней традицией Никольская церковь построена у воды, поскольку св. Николай Чудотворец обладал властью над водной стихией, молитвой останавливая бури и волны. В народе Николая почитают как спасителя утопающих, покровителя плавающих и путешествующих. Также Николо-Набережную церковь называют Храмом Николы Мокрого или Храмом Николы на Водах.

В дни весеннего половодья вода почти подступает к стенам храма, и тогда жители Мурома говорят: «У Николы ноги мокрые». Строительство первой деревянной церкви во имя св. Николая Чудотворца приписывают Ивану Грозному, который побывал в Муроме накануне похода на Казань.

В середине XVI века против Храма Николы Мокрого стоял двор государев, а на нём — княжеские хоромы, горницы и повалуши. Как «строение государево», Николо-Набережная церковь пользовалась высочайшими милостями. Так, царь Михаил Фёдорович (1596 — 1645) пожаловал ей рыболовные и бортнические угодья, богатые мёдом и пчелиным воском.

Сгорел ли деревянный Никольский храм или пришёл в ветхость, неизвестно. В 1710-х годах московский священник Дмитрий Христофоров начал возводить каменный храм в память о своём отце, служившем в Николо-Набережной церкви.

В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство, а в 1714 году в новой церкви установили резной золочёный иконостас, в котором наряду с другими иконами поместили изображения сивилл (пророчиц), выполненные известным муромским иконописцем А. И. Казанцевым. До революции в церкви находилась древняя икона «Николай Чудотворец», датируемая XIV веком. Сегодня этот чудотворный образ хранится в Муромском историко-художественном музее.

В середине XVI века против Храма Николы Мокрого стоял двор государев, а на нём — княжеские хоромы, горницы и повалуши. Как «строение государево», Николо-Набережная церковь пользовалась высочайшими милостями. Так, царь Михаил Фёдорович (1596 — 1645) пожаловал ей рыболовные и бортнические угодья, богатые мёдом и пчелиным воском.

Николо-Набережная церковь в Муроме: к мощам Иулиании Лазаревской

Последним храмом, который планируем посетить в Муроме, становится Николо-Набережная церковь, расположенная на высоком берегу Оки. Здесь находятся чудотворные мощи святой праведной Иулиании Лазаревской.

4 августа, воскресенье. 3 день. После посещения двух муромских монастырей: Свято-Благовещенского мужского и Свято-Троицкого женского, немного задерживаемся возле памятника Петру и Февронии и еще раз любуемся панорамными видами на многочисленные купола и кресты соборов.

Далее решаем спуститься к церкви Николы Набережного. Она находится совсем рядом с этими монастырями, хотя отсюда совсем не видна. Но найти ее оказалось несложно: просто нужно от площади с памятником Петру и Февронии идти по улице вниз к Оке около 200 метров.

Николо-Набережная церковь

Возведение самой первой, еще деревянной церкви, освященной во имя святого Николая Чудотворца, относится к периоду правления Ивана Грозного, побывавшего в городе Муром накануне похода на город Казань. Примерно в середине 16 столетия на противоположной стороне от храма Николы был выстроен государев двор, в пределах которого находились княжеские хоромы, повалушки и горлицы. Строения, использующиеся в качестве «государева строения», а также Николо-Набережный храм пользовались большим успехом и большими милостями. Например, царь Михаил Федорович жаловал церкви бортнические и рыболовные угодья, которые особенно были богаты пчелиным воском и медом.

Архитектурные особенности

Никольский храм представляет собой пример местной интерпретации «московского барокко». Это направление отразилось прежде всего в декоре храма, тогда как сам тип пятиглавой постройки вполне традиционен. Необычно лишь завершение колокольни — не шатровое, а купольное, с круглыми окнами. [4]

Читайте также:  Собор Сент-Джайлс в Эдинбурге, Шотландия

За всё время своего существования храм не подвергался перестройкам из-за бедности прихода. Резной иконостас церкви сохранялся в первозданном виде вплоть до 1960-х годов. [5]

За всё время своего существования храм не подвергался перестройкам из-за бедности прихода. Резной иконостас церкви сохранялся в первозданном виде вплоть до 1960-х годов. [5]

О прославленных чудесами Муромских святынях

Сегодня исполняется 20 лет со дня возобновления богослужений в старейшем Муромском приходе – Николо-Набережной церкви. Храм был построен в стиле «Петровского барокко» в 18-м веке на месте еще более древнего деревянного храма. В советскую эпоху, как и многие церкви, она находилась в запустении. До 1991-го года. После того, как Николо-Набережный храм освятил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий здесь вновь начались богослужения. За последние 20 лет трижды сменялись настоятели храма, в церкви появились новые святыни, уже прославленные своими чудесами. О них нашему корреспонденту рассказал настоятель Николо-Набережной церкви Отец Сергий. Раньше во время разлива речная вода доходила прямо до церковных стен, поэтому храм прозвали «Никола Мокрый». Посвящение храма святому Николаю не случайно – Николай Чудотворец – покровитель путешественников и торговцев всегда особо почитался в купеческом Муроме. Сейчас в храме находятся несколько образов, о которых настоятель отец Сергий рассказывает чудесные истории. Эта чтимая икона уцелела во время пожара, от сгоревшего дома не осталось и остова, а Николай Угодник остался невредим. А эта древняя икона – единственное, что осталось от храма в селе Паршово Селивановского района, бывшего Муромского уезда. Она была написала в честь рождения последнего российского императора Николая Александровича. Об этом свидетельствует надпись на оборотной стороне иконы. Отец Сергий – настоятель Николо-Набережного храма: «В храме по преданию находилась чтимая нерукотворная икона Святой праведной Иулиании Милостивой. Мы думали, что в лихолетье все исчезло вместе с иконой, но верующие сохранили из этого храма икону Святителя Николая. Если внимательно приглядеться к иконе, икона светлеет ликом, и когда мы ее поместили в киот и сразу повесили на стену, то святитель Николай «заплакал». После долгого времени, когда он находился под спудом, никто о нем не знал. Мы вывесили икону для поклонения, видны слезы засохшие. Здесь ничего нет такого, что мы придумали. Свидетелями тому являлись прихожане Новоиерусалимского монастыря, которые обратили внимание на это чудо». Чудеса связаны и с иконой Серафима Саровского. По многочисленным просьбам прихожан она была перенесена из иконостаса на поклонение верующим. Отец Сергий – настоятель Николо-Набережного храма: «Образ совершенно живой, что называется, дышащий. И даже замечают, что на всех Преподобный Батюшка Серафим смотрит по-разному. На кого-то с улыбкой, на кого-то строго, смотря по состоянию души приходящего». Главной же святыней Николо-Набережного храма являются мощи преподобной Иулиании Лазаревской. Они были переданы церкви в 1993-м году не случайно. Николай Угодник считался небесным покровителем праведной Иулиании. Иулиания прославилась своим милосердием. Жизнь праведной совпала со временем трехлетнего голода на Руси. Она распродала все имущество, чтобы помочь страждущим, и сама жила во имя Бога. Сегодня к ее мощам отовсюду съезжаются тысячи паломников. А в 1993-м году в храме был освящен второй предел в честь великомученика Власия Севастийского – при поддержке завода «Муромтепловоз». Предприятие пожертвовало 8 колоколов для звонницы. С момента, когда Николо-Набережная церковь обрела свой голос, считает отец Сергий, храм возродился вновь, чтобы в 21 веке стать оплотом доброго, вечного, истинного. Эта памятная для Николо-Набережной церкви дата отмечается в День Святителя Николая – чудотворца. Сегодня по народному календарю – «Никола зимний». Другой памятный день, связанный со святителем Николаем, отмечается весной – 22 мая. Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых во всем православном мире святых. Народная традиция дала ему много имен: его называют чудотворцем, угодником Божьим, Николой Ратным. Верующие почитают его как заступника и помощника всех, кто находится в беде и нуждается в помощи. Кроме того, его в народе называют покровителем всех странствующих и путешествующих. Моряки обращались к нему с молитвой, поскольку верили, что с его помощью затихают бури, и корабли благополучно находят свой путь в морской стихии. В честь святителя Николая в 866-м году Патриархом Фотием был крещен Киевский князь Аскольд – первый русский князь-христианин. Над могилой Аскольда в Киеве княгиня Ольга воздвигла первый в Древней Руси храм святителя Николая. Иконописцы создали множество образов Чудотворца, на многих из них запечатлены истории его жизни. Имеются так же скульптурные изображения святителя. Среди них – знаменитый образ Николы Можайского.

Автор: Ольга Келешина, Елена Горячева

Сегодня исполняется 20 лет со дня возобновления богослужений в старейшем Муромском приходе – Николо-Набережной церкви. Храм был построен в стиле «Петровского барокко» в 18-м веке на месте еще более древнего деревянного храма. В советскую эпоху, как и многие церкви, она находилась в запустении. До 1991-го года. После того, как Николо-Набережный храм освятил Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий здесь вновь начались богослужения. За последние 20 лет трижды сменялись настоятели храма, в церкви появились новые святыни, уже прославленные своими чудесами. О них нашему корреспонденту рассказал настоятель Николо-Набережной церкви Отец Сергий. Раньше во время разлива речная вода доходила прямо до церковных стен, поэтому храм прозвали «Никола Мокрый». Посвящение храма святому Николаю не случайно – Николай Чудотворец – покровитель путешественников и торговцев всегда особо почитался в купеческом Муроме. Сейчас в храме находятся несколько образов, о которых настоятель отец Сергий рассказывает чудесные истории. Эта чтимая икона уцелела во время пожара, от сгоревшего дома не осталось и остова, а Николай Угодник остался невредим. А эта древняя икона – единственное, что осталось от храма в селе Паршово Селивановского района, бывшего Муромского уезда. Она была написала в честь рождения последнего российского императора Николая Александровича. Об этом свидетельствует надпись на оборотной стороне иконы. Отец Сергий – настоятель Николо-Набережного храма: «В храме по преданию находилась чтимая нерукотворная икона Святой праведной Иулиании Милостивой. Мы думали, что в лихолетье все исчезло вместе с иконой, но верующие сохранили из этого храма икону Святителя Николая. Если внимательно приглядеться к иконе, икона светлеет ликом, и когда мы ее поместили в киот и сразу повесили на стену, то святитель Николай «заплакал». После долгого времени, когда он находился под спудом, никто о нем не знал. Мы вывесили икону для поклонения, видны слезы засохшие. Здесь ничего нет такого, что мы придумали. Свидетелями тому являлись прихожане Новоиерусалимского монастыря, которые обратили внимание на это чудо». Чудеса связаны и с иконой Серафима Саровского. По многочисленным просьбам прихожан она была перенесена из иконостаса на поклонение верующим. Отец Сергий – настоятель Николо-Набережного храма: «Образ совершенно живой, что называется, дышащий. И даже замечают, что на всех Преподобный Батюшка Серафим смотрит по-разному. На кого-то с улыбкой, на кого-то строго, смотря по состоянию души приходящего». Главной же святыней Николо-Набережного храма являются мощи преподобной Иулиании Лазаревской. Они были переданы церкви в 1993-м году не случайно. Николай Угодник считался небесным покровителем праведной Иулиании. Иулиания прославилась своим милосердием. Жизнь праведной совпала со временем трехлетнего голода на Руси. Она распродала все имущество, чтобы помочь страждущим, и сама жила во имя Бога. Сегодня к ее мощам отовсюду съезжаются тысячи паломников. А в 1993-м году в храме был освящен второй предел в честь великомученика Власия Севастийского – при поддержке завода «Муромтепловоз». Предприятие пожертвовало 8 колоколов для звонницы. С момента, когда Николо-Набережная церковь обрела свой голос, считает отец Сергий, храм возродился вновь, чтобы в 21 веке стать оплотом доброго, вечного, истинного. Эта памятная для Николо-Набережной церкви дата отмечается в День Святителя Николая – чудотворца. Сегодня по народному календарю – «Никола зимний». Другой памятный день, связанный со святителем Николаем, отмечается весной – 22 мая. Святитель Николай – один из самых любимых и почитаемых во всем православном мире святых. Народная традиция дала ему много имен: его называют чудотворцем, угодником Божьим, Николой Ратным. Верующие почитают его как заступника и помощника всех, кто находится в беде и нуждается в помощи. Кроме того, его в народе называют покровителем всех странствующих и путешествующих. Моряки обращались к нему с молитвой, поскольку верили, что с его помощью затихают бури, и корабли благополучно находят свой путь в морской стихии. В честь святителя Николая в 866-м году Патриархом Фотием был крещен Киевский князь Аскольд – первый русский князь-христианин. Над могилой Аскольда в Киеве княгиня Ольга воздвигла первый в Древней Руси храм святителя Николая. Иконописцы создали множество образов Чудотворца, на многих из них запечатлены истории его жизни. Имеются так же скульптурные изображения святителя. Среди них – знаменитый образ Николы Можайского.

Николо-Набережная церковь в Муроме

Николо-зарядная церковь




Церковь во имя Николая Чудотворца «Зарядного»

Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: «В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой – оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки – письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени».

Читайте также:  Храм Акшардхам в Нью-Дели, подробное описание и фото

Вместо этой деревянной церкви в 7183 – 7185 (1675 – 1677) гг. построен каменный храм во имя Святителя Николая Чудотворца с приделом в честь св. Леонтия Ростовского Чудотворца, как это видно из надписи на церковной стене: «Лета 7183 начата сия церковь созидатеся во имя Чудотворца Николая и придел Леонтия Ростовскаго при державе Государя царя . Алексея Михайловича, а совершена сия церковь . в лето 7185».
Холодная церковь до настоящего времени сохранила свои архитектурные особенности. Церковь эта с одной главой, утвержденной на глухом фонаре, алтарь одночастный, крыша на четыре ската с подзором, окна в два яруса с теремками, крест на главе с короной в верху.
Что касается теплой церкви – трапезы, то она благодаря перестройке утратила свой первоначальный вид. Расширение трапезы, вероятно, произошло в начале настоящего столетия, когда к ней устроены были приделы в память упраздненной Ильинской церкви, приход коей был приписан к Николе – Зарядному.
/Владимирские Епархиальные Ведомости, 1886 г., часть неофициальная, с.211/

Из сохранившейся в церковном архиве грамоты, данной в 7195 (1687) г. (?) Митрополитом Рязанским и Муромским Павлом по просьбе посадского человека Авдея Крюкова, видно, что обе вышеименованные церкви к тому времени «обветшали, стены и углы и на них кровля все сгнило и служить в них не мочно». Митрополит разрешил вместо этих двух церквей построить новую в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом в честь св. пророка Илии. В 1772 г. с благословения Преосвященного Иеронима, епископа Владимирского и Муромского, эта церковь была вновь перестроена и освящена в тоже наименование. По духовным росписям 1771 г. при ней значится прихожан 24 двора. В 1811 г. церковь была упразднена, а приход приписан к Николаевскому храму.) По Благословению Преосвященного Ксенофонта в трапезе Никольского храма устроены приделы в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и св. пророка Илии; придел же в честь Леонтия Ростовского был упразднен.


Плита с рельефным изображением двуглавого орла. Украшала южную стену колокольни церкви Николы Зарядного в Муроме. XVII в. Белый камень, резьба; следы золочения.
В Муромский музей поступила при разрушении храма в 1929 г. Реставрирована в 2006-2007 гг. в мастерских Суздальского художественно-реставрационного училища (СХРУ, г. Суздаль).

У западной стены трапезы стоит небольшая каменная колокольня с шатровым верхом; на стене колокольни с наружной стороны изображены в двух местах двуглавые орлы. Крест на колокольне с короной вверху и полумесяцем внизу. Время построения колокольни, а также и то, почему на стенах ее изображен Государственный герб, не известно.
Что касается внутренних церковных украшений, то они принадлежат уже новому времени. От древнего времени сохранилось только несколько икон:
1) икона Спасителя с надписью внизу: «писал сей образ Христов в лето 7191 (1683) в церковь св. прор. Илии, что в Муроме на посаде, тоя церкви при попе Михаиле Иванове, а писал сей образ многогрешный раб Божий изограф Александр Иванов по рождению Казанцев».
2) Подобная же икона Спасителя с надписью: «писал сей святый образ муромец свидетельный иконописец Михаил Лукин Смольянинов; совершися лета 7287 (1779) июля 19 дня».
Кроме того сохранились старинные иконы св. Иоанна Златоустого, св. Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца в житии, св. прор. Илии в житии и некоторые другие.


Великомученица Параскева Пятница. Середина XVII в. Дерево, темпера.
Происходит из церкви Николы Зарядного в Муроме. В музей поступила в 1930-е гг. Реставрирована в 1996 г. во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (ВХНРЦ, Москва) Ю.В. Черновой.
Великомученица Параскева Иконийская (память 14/27 октября), пострадавшая в III в. во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане, на Руси была наиболее чтимой из трех мучениц с этим именем. Согласно житийным текстам, она родилась в пятницу и потому была названа Параскевой (в переводе с греческого – Пятница). Особое почитание святой связано с ее именем, которое ассоциировалось со Страстной пятницей и крестной Жертвой Христа. Параскеву называли «общницей страстей Христовых», а ее образ связывался с образом Богородицы, скорбящей у подножия креста. Параскева Пятница почиталась в Древней Руси как целительница человеческой души. В левой руке святой на муромской иконе – развернутый свиток с начальными словами Символа веры. В народной традиции Параскева покровительствовала невестам и торговле, а также была надежной охранительницей водных источников.

Из напрестольных Евангелий сохранилось Евангелие печати 1671 г. Приложено это Евангелие строителем каменного Никольского храма Иваном Леонтьевым Смолиным.
Из напрестольных крестов обращает на себя внимание старинный сребропозлащенный крест с частицами св. мощей: апостола Андрея Первозданного, преподобного Александра Свирского, свят. Иакова, Феодора Стратилата, Архидиакона Стефана, муч. Елевферия, Иоанна Милостивого, Анастасия Перского, Евстафия Плакиды, Меркурия Смоленского. На рукояти креста надпись: «си крест города Мурома церкви Чудотворца Николая, что в Зарядье». Кем и когда приложен этот крест, не известно.
Сохранилось старинное серебряное кадило с надписью: «сие кадило города Мурома церкви Великаго Святителя Николая, что в Зарядье, в лето 7187 построил гостиныя сотни Иван Леонтьев по своих родителях в вечный помин».
Современная утварь и ризница церковная довольно богаты. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается: от служб и требоисправлений до 650 руб. в год, процентов с причтового капитала (3900 руб.) – 156 руб. и арендной платы за землю и за два подвала 65 руб., а всего около 870 руб. в год. Церковных домов для причта нет.
В приходе по клировым ведомостям числится 192 души мужского пола и 174 женского; все православные и живут в городе.
220 лет тому назад, в 1676 г. в приходе при церкви Николая Чудотворца в Зарядье числилось 2 двора подьячих, двор гостиной сотни Ивана Смолина, 37 дворов посадских и 7 дворов, в которых жили дворники.
[Историко – статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. – Вып.4. – Владимир, 1897. – С.164-168]

Закрыта в январе 1930 г. и передана под склады Муромскому объединению льняных фабрик. Снесена во второй половине 30-е гг.


Зарядье. Панорама. Вид с юго-востока. Фотокопия со снимка 1890 – 1900 гг. 15,6 х 22,7 см. Инв. № НВ-4730.

Время первоначального основания этой церкви не известно. Первое описание ее мы находим в описи Бартенева 1637 г.: «В осыпи за хлебным рядом церковь великого чудотворца Николы древяна клетцки с папертью. А в церкви Божией милосердия образ местный великого чудотворца Николы в киоте на празеени, венец серебреный позолочен, да четыре гривны серебреные басменые, да очки серебреные, да 10 копеек серебреных позолочены, да две ефимки позолочены посеребрены, да крест серебреный. Да образ местный Пречистой Богородицы Одигитрии в киоте, а прикдаду венцы серебреные позолочены, да гривна серебреная позолоченая басменая, да серги серебреные, суровики (?) да копейка позолочена, да копейка серебреная. Да пред теми образами две свечи поставных с красками. Да образ местный Николы чудотворца напразелени, пред ним свеча невелика. Да образ местный всех святых, да образ местный святой мученицы Параскевы, нарицаемой Пятницой – оба на празелени. У ней прикладу трои очки серебреные. Двери Царские и сень и столбцы и деисус на празелени. Да на престоле образ Пречистой Богородицы на празелени, да крест Воздвизальный обложен серебром позолочен. Да на жертвеннике сосуды церковные оловянные.
Да книг: Евангелие печатное, евангелисты серебреные позолочены; Шестодневец; Минея общая; Апостол; Служебник; Потребник все печатные; два Трефоля полууставныхс трапарями и кондаки – письменные ж. Ризы миткалинные, белые; оплечье у стихаря и у риз выбойчатые. Паникадило медное. Да на колокольнице 6 колоколов невеликих, весу в них по смете по 6 пуд. А церковь и в церкви Божией милосердия образы и свечи и книги и ризы и на колокольнице колокола, всякое церковное строение мирское приходных людей. Да на церковной земле двор попа Ефимия. Да у него живут на церковной земле бобыли Келья вдовы Лукерьицы петровской жены Шевелева с сыном с Ваською, келья Гаврилки хлебника, келья вдовы Марфы яковлевской жены Ярышкова, келья Сеньки Петрова сына баньщика, келья Трофимки шерстобита, келья Ярушки Деева. И всего 6 келий бобыльских бродящих люей. Они платят с тех своих келий попу Ефиму с кельи по две гривны, итого рубль, шесть алтын, 4 денги. А земли под тою церковью и под кладбищеми под бобыльскими кельями 23 сажени с полусаженью, поперек 23 сажени».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Архитектурные особенности
  • 3 Церковь в народной традиции
  • 4 Реквизиты
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

В 1803 году к храму была пристроена трапезная с приделом Сошествия Святого Духа. В 1847 году появился новый придел в честь священномученика Власия — покровителя животных, так как в числе храмоздателей были купцы Суздальцевы-Ушаковы, занимавшиеся торговлей скотом. [2]

Муромская церковь во имя Сретения Господня

Сооружена в 1795 г. на средства муромских купцов Зворыкиных. Перестроена в 1888-92 гг. 31 мая 1929 г. пленум горсовета возбудил ходатайство о закрытии церкви. Закрыта в январе 1930 г. В 1980 – 90-е гг. в храме располагалась мастерская по изготовлению памятников. В декабре 1999 г. передана Владимиро-Суздальской епархии.

Церковь находится на улице Карла Маркса, д.55 города Мурома.

Вокруг Благовещенском собора сохранились старинные захоронения. Есть среди них и могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившего ему поэтому “Андрей Полисадов”.

3. Храм Сретения Господня

Находится на западе Мурома, основан в XVI веке. Раньше на этом месте стояла Дмитриевская церковь. Инициатором постройки Сретенской церкви стал купец Иван Зворыкин. Фасад здания исполнен в классическом стиле, сама церковь состоит из основного здания, трапезной, колокольни и двух приделов. В советское время здание храма было переделано под дом культуры, а затем использовалось для хранения льна. К 1934-му году здание было практически разрушено, в 1997 году началось восстановление храма и его последующее открытие.

Адрес: г. Муром, ул. Карла Маркса, 55

Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 41 А

Ноябрь 2022

  • пн
  • вт
  • ср
  • чт
  • пт
  • сб
  • вс
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30

27 сент., вс – 28 сент., пн ( 1 )

Путешественники высоко оценивают удобство номеров в этом отеле.

Архитектурные особенности

Никольский храм представляет собой пример местной интерпретации «московского барокко». Это направление отразилось прежде всего в декоре храма, тогда как сам тип пятиглавой постройки вполне традиционен. Необычно лишь завершение колокольни — не шатровое, а купольное, с круглыми окнами.

Читайте также:  Арктический собор в Тромсё, Норвегия

За всё время своего существования храм не подвергался перестройкам из-за бедности прихода. Резной иконостас церкви сохранялся в первозданном виде вплоть до 1960-х годов.

За всё время своего существования храм не подвергался перестройкам из-за бедности прихода. Резной иконостас церкви сохранялся в первозданном виде вплоть до 1960-х годов.

Николо-Набережная церковь

Николо-Набережная церковь (иногда ее называют также церковью Николы Мокрого) расположена на высоком берегу Оки. На эту заметную ярко-желтую церковь открывается красивейший вид не только с самой реки, но из городского Окского парка. На Береговой (Мережной) улице Мурома раньше проживали торговцы и рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору. Храм расположен на месте деревянной церкви XVI в., которая, по преданию, стояла вблизи деревянного дворца Ивана Грозного. Новая церковь строилась в 1700-1717 гг. вопреки запрету Петра I на каменное строительство. Средства для храма выделил московский священник Д. Христофоров, который таким образом увековечил память своего отца, священника, служившего еще в деревянной Никольской церкви.

Изначально Николо-Набережная церковь была совсем небольшой – в один объем. Стены четверика оформлены просто и изящно: под карнизом здание опоясывает ряд декоративных арок вместо закомар и резной тонкий фриз. Высокие барабаны пятиглавия (центральный – световой) у оснований украшены циркульными кокошниками. Купола очень близки к шлемовидной форме и отличаются от выраженных луковиц Благовещенской, Троиц­кой и других церквей Мурома. Несмотря на общие композиционные черты с храмами Мурома второй половины XVII в., Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали «петровского» барокко: пучки колонок под общей капителью по углам здания, наличники окон из таких же колонок, с «разорванными» фронтонами вверху.

Колокольня и широкая трапезная были пристроены только в XIX в. Силуэт симметрично примыкающей к основному объему приземистой трапезной, соединенной с колокольней, несколько облегчается рядом небольших, вытянутых по вертикали окон с полукружиями вверху наличников. Под крышей стены трапезной украшает карниз с квадратными ширинками. Двухъярусная восьмигранная колокольня (восьмерик на четверике) увенчана одной главкой. Под карнизом колокольню опоясывает ряд круглых окон. Ярус звона оформлен арками, стилизованными под ложные закомары основного объема. Довольно грубо и безвкусно оформлен колоннами вход в церковь с западной стороны.

В конце XVII в. в Никольской церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были встроены изображения двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Христа, – написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона Николая Чудотворца XIV в., единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества. Сейчас образ хранится в Муромском музее. Лик этой иконы, считавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью.

В Николо-Набережной церкви крестили Владимира Козьмича Зворыкина – изобретателя современного телевидения.

У подножия горы, под храмом находится Никольский родник – самый почитаемый в народе. По преданию, у родника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, а вода обладает целебной силой. Считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма. Рядом, в овраге, находится часовня в честь иконы Богоматери «Живоносный источник».

В 1992 г. пострадавшая от времени и запустения Николо-Набережная церковь была возвращена верующим и отреставрирована. Сейчас в обновленном храме проходят службы, а его яркий силуэт украшает высокий берег реки Оки.

Адрес Николо-Набережной церкви: г.Муром, ул. Плеханова, 27а
Телефон: +7 (49234) 3-12-33

В конце XVII в. в Никольской церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были встроены изображения двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Христа, – написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона Николая Чудотворца XIV в., единственный дошедший до нас памятник иконописи, относящийся к древнему этапу истории Муромского княжества. Сейчас образ хранится в Муромском музее. Лик этой иконы, считавшейся чудотворной, притягивает суровой выразительностью и самоуглубленностью.

Паломничество в Муром

Весной 2014 года мы совершили небольшое паломничество в Дивеево и Муром. О нашем пребывании в Дивеево мы написали отдельно. Здесь же попробуем сказать несколько слов о древнем русском городе Муроме.

Спасо-Преображенский монастырь — Благовещенский и Свято-Троицкий монастыри — Свято-Воскресенский женский монастырь — Святая праведная Иулиания Лазаревская

Спасо-Преображенский собор в Муроме

В Муроме мы остановились в паломнической гостинице при самом старом монастыре Мурома — Спасо-Преображенском. Гостиница благоустроенная, принимает не только паломников, но и туристов, хотя общий монастырский порядок распространяется и на них, в частности, доступ в монастырь и гостиницу прекращается в восемь часов вечера. Зато утром можно без проблем посетить литургию.

Спасо-Преображенский монастырь является старейшим монастырем на территории современной России, старше его только Киево-Печерская Лавра. Монастырь был основан в XI веке святым благоверным князем Глебом, сыном Крестителя Руси князя Владимира. Однако самые ранние сохранившиеся до нас постройки монастыря, в частности, Спасо-Преображенский собор, датируется XVI веком, временем правления Ивана Грозного. В Спасо-Преображенском соборе находится главная святыня монастыря — чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница», привезенная с Афона в XIX веке.

Спасо-Преображенский монастырь. Спасо-Преображенский собор и церковь Покрова Богородицы с шатровой колокольней

Спасо-Преображенский монастырь можно назвать главной обителью Мурома. Храмы полностью восстановлены, территория ухожена. Много паломников и туристов было даже в будний день, в пятницу, а в субботу, на второй день нашего пребывания в монастыре, у ворот вообще выстроилась очередь из автобусов и автомобилей. Большая заслуга в восстановлении монастыря принадлежит прежнему настоятелю монастыря, архимандриту Кириллу (Епифанову), начавшему возрождать монастырь в начале 90-х. К сожалению, он безвременно погиб в автомобильной катастрофе, но местные жители при разговорах говорили о нем с большим уважением.

Надвратная церковь св. Кирилла Белозерского

Пруд на территории Спасо-Преображенского монастыря

Слева — трапезная церковь Покрова Богородицы с шатровой колокольней

Трапезная церковь Покрова Богородицы была построена в 17-м веке, позднее к ней была пристроена шатровая колокольня.
В нижнем этаже церкви Покрова Богородицы находится рака Ильи Муромца — символическое захоронение с частицей мощей, полученных из Киево-Печерской Лавры. На крышке раки вырезано изображение Ильи Муромца в полный рост. К нашему стыду, мы только перед поездкой узнали, что Илья Муромец — не просто сказочный былинный персонаж, а реальный человек, русский воин, а позднее инок Киево-Печерской Лавры, прославленный в лике святых. Его реальная внешность была воссоздана еще в советское время по методу известного антрополога М.М. Герасимова. Именно этот образ был использован при изготовлении крышки раки.

Часовня-костница в Спасо-Преображенском монастыре

Часовня-костница построена на месте монастырского кладбища, разоренного в советское время во время строительства воинской части. Собранные при восстановительных работах останки были собраны в часовне, устроенной по афонскому образцу. Входящих в нее встречает надпись: «Мы были такими же, как вы, вы станете такими же, как мы». По собственному опыту можем сказать, что посещение часовни производит большое впечатление.

Надвратная церковь в честь прп. Сергия Радонежского

Надвратная церковь в честь преподобного Сергия Радонежского. Особенностью данной церкви является то, что в ней разрешают звонить в колокола всем желающим, чем активно пользуются молодые посетители монастыря. Мы с уважением смотрели на монаха, дежурившего в церкви — нелегкое у него послушание:).

Спасо-Преображенский монастырь — не единственный монастырь в Муроме. Хотя сейчас Муром представляет собой небольшой провинциальный город, в нём несколько действующих монастырей. Все-таки это очень старый город. Мы посетили все четыре обители Мурома.

Благовещенский собор в Муроме

В центре города находятся еще два монастыря — Благовещенский мужской монастырь и Свято-Троицкий женский монастырь. Благовещенский мужской монастырь был основан в 16-м веке, во времена Ивана Грозного, хотя современный его облик восходит скорее к 17-му веку. Главный храм обители — Благовещенский собор, очень красив и снаружи и внутри. Он считается одним из образцов русского узорочья семнадцатого века, архитектурного стиля, характерного сложными формами и обилием декора. В соборе сохранился самый старый в Муроме резной иконостас. В Благовещенском соборе находятся мощи крестителей Мурома — святого равноапостольного князя Константина с чадами Михаилом и Федором, много красивых икон. Как-то хорошо в нем было, не хотелось из него уходить.

В Свято-Троицком женском монастыре находится главная святыня Мурома — мощи святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, покровителей семьи и брака.

Памятник Петру и Февронии на фоне Благовещенского монастыря

Свято-Троицкий собор в Муроме

Свято-Воскресенский женский монастырь расположен в отдалении от центра, на холме на береге Оки. Постройки монастыря выглядят особенно впечатляюще как раз в связи с тем, что вокруг много свободного пространства. Особенно красива пятиглавая Воскресенская церковь семнадцатого века. К сожалению, церковь восстановлена только снаружи. Одна из монахинь по нашей просьбе открыла нам здание церкви, внутри было пусто и очень холодно, несмотря на теплый майский день. Сказываются толстые каменные стены. Из-за постоянного холода службы в церкви не проводятся. Для возобновления служб необходимо провести газ и сделать отопление, но это дорого, у монастыря нет достаточных средств на это. Паломники и туристы мало посещают этот монастырь, поскольку он расположен в стороне от центра и в нем нет известных святынь.

Свято-Воскресенский монастырь в Муроме

Николо-Набережная церковь в Муроме

Наша паломническая поездка, как всегда, сопровождалась какими-то своими маленькими открытиями. На этот раз это было открытие истории святой праведной Иулиании Лазаревской. Во второй день пребывания в Муроме, за несколько часов до отъезда, когда основная намеченная программа посещения монастырей Мурома уже была выполнена, мы пошли на прощальную прогулку по городу и зашли в еще один известный храм Мурома — Николо-Набережную церковь. Она была построена в самом начале восемнадцатого века и считается образцом переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада («петровского» барокко). При взгляде на храм явно видно европейское влияние.
Этот храм знаменателен не только своей архитектурой, но и тем, что в нем в это время находились мощи святой праведной Иулиании Лазаревской (сейчас они перенесены в храм в селе Лазаревское на родину святой).
Нам повезло, мы пришли в церковь во время чтения акафиста святой праведной Иулиании. После окончания службы в церковной лавке мы приобрели её житие, которое прочитали уже в поезде на пути в Самару. Житие, написанное одним из сыновей праведной Иулиании, произвело большое впечатление своей откровенностью и искренностью, живым языком. Иулиания Лазаревская — русская женщина, мирянка, имевшая большую семью, жившая в тяжелые для России смутные времена — конец царствования Ивана Грозного, правление Бориса Годунова, время голода и междуусобиц. И эта женщина реализовала идеал христианской святости в своей повседневной, порой очень нелегкой жизни.

После посещения Николо-Набережной церкви мы еще немного прогулялись по Мурому, но уже подходило время возвращаться домой…

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Муроме

Николо-Набережная церковь в Муроме

Ссылка на основную публикацию