Южная колокольня
Если вы хотите насладиться парижскими панорамами, не уступающими по красоте виду с Эйфелевой башни, обязательно стоит подняться на Южную башню собора Парижской Богоматери. Сюда ведет спиральная лестница из 387 ступеней, поднявшись по которым, вы увидите главный колокол собора, Эммануэль, а также сможете в непосредственной близости рассмотреть горгулий. Считается, что они так внимательно смотрят на запад, потому что ожидают захода солнца, после которого каждую ночь оживают.
Орган в соборе Парижской Богоматери
История собора Парижской Богоматери
Храм Нотр-Дам де Пари расположен на месте, где ранее находились романские, христианские, меровингские святыни. Возведение величественного здания началось в 1163 году при короле Людовике VII, который всю жизнь посвятил церкви. Папа Александр III удостоился чести заложить камень в основание собора. Строительство заняло почти два века, окончившись лишь в 1345 году.
Возведением руководили множество архитекторов, но это не помешало им соорудить один из самых величественных храмов на планете. Собор выдержан в готическом стиле, разбавленном романским обликом. Некрасивые выходы труб закрывали статуями и горгульями. За все время существования собор видел тысячи битв и сражений, а однажды памятник архитектуры едва не разрушили якобинцы во время Французской революции.
Фото: pixabay.com: UGC
Драгоценную утварь храма разграбили, а скульптуры разрушили и обезглавили. Из святыни здание превратилось в Храм Разума, а позже в продовольственный склад. Сооружение нуждалось в срочной реставрации. Памятку спас роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», который стал центром действий между героями — Квазимодо и цыганкой Эсмеральдой. Произведение не только прославило автора, но и заставило народ понять ценность храма.
В скором времени Нотр-Дам подлежал реставрации под руководством архитектора Виолле-ле-Дюка. Всего на восстановительные работы ушло 23 года. Были восстановлены галереи горгулий и другие скульптуры, установлены химеры. Также не забыл архитектор о шпиле собора, который был уничтожен революционными действиями.
В 1956 году по роману Виктора Гюго сняли одноименную картину. Фильм режиссера Жана Деланнуа стал популярным во всем мире, а воплощение Эсмеральды актрисой Джиной Лоллобриджидой считается самым удачным.
Возрождение былого величия
До начала XIX века Нотр-Дам постепенно приходил в упадок. Величественный собор дряхлел, осыпался, превращался в руины, и у власти уже возникла мысль о его сносе.
В 1802 г. Наполеон возвращает здание в лоно церкви, которая поспешила его вновь освятить. Но чтобы пробудить в парижанах желание спасти храм, пробудить любовь к своей истории и архитектуре, нужен был толчок. Им стал роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери», где на страницах разворачиваются любовные страсти, опубликованный в 1831 г.
Благодаря архитектору-реставратору Виолле-де-Дюку, храм не просто получил новую жизнь, а обрел свежее лицо.
Прежде всего, он позаботился об устранении серьезных повреждений, чтобы остановить дальнейшую разруху. Далее принялся за восстановление разрушенных статуй, скульптурных композиций, не забыл про шпиль, который тоже был снесен во время революции.
Новая игла имеет 96 м, выполнена из дуба и оббита свинцом. У основания ее с четырех боков окружают фигуры апостолов, а перед ними крылатые тетраморфы: бык – символ Луки, лев – Марка, ангел – Матфея, орел – Иоанна. Примечательно, что все изваяния обратили свой взор на Париж, и только святой Фома, покровительствующий архитекторам, полуобернулся, и рассматривает шпиль.
Собор Нотр-Дам в Париже
На все работы ушло 23 года, что говорит о катастрофическом состоянии храма до начала реставрации.
Виолле также предложил снести строения, которые в те времена находились в непосредственной близости к собору, и теперь на их месте перед фасадом раскинулась современная площадь.
Собор Нотр-Дам в Париже (фото)
С тех пор здание оставалось в относительно постоянном состоянии, лишь иногда подвергаясь вынужденным косметическим работам. Оно даже не пострадало во время последних войн. В конце ХХ столетия было решено провести генеральную работу, чтобы освежить его и восстановить первоначальный золотистый оттенок песчанику фасада.
Среди разбуженных мертвых можно рассмотреть женщин, воинов, одного папу и короля. Такая разношерстная компания дает понять, что все мы, независимо от статуса, предстанем перед высшим правосудием, и одинаково ответим за свои земные деяния.
Трансепт
Трансепт – это поперечный неф в храме, посвященный святым покровительницам Франции: Жанне де Арк и святой Герде, покровительнице младенца Иисуса. Здесь состоялся знаменитый судебный процесс, на котором полностью оправдали Жанну де Арк, к сожалению, уже после смерти.
Впечатляют окна-розетки в виде круга с лучами из мрамора. На южном фасаде нефа – огромное витражное окно в форме розы диаметром 13 метров с изображением в центре Иисуса Христа, окруженного апостолами и почитаемыми во Франции святыми и мучениками. 20 ангелов держат в руках венки, свечи и кадильницы.
Начало всех начал столицы Франции
Итак, мы в Париже! Для нас сбылась вековая мечта многих россиян: культурная столица мира, собрание музеев, памятников и парков – у ног нашей тургруппы. С чего начать путешествие по городу, где вы никогда не почувствуете себя чужим?
– Мы будем жить в гостинице, которая расположена в десятом округе. Куда там посоветуешь пойти? – спросил меня однажды друг, впервые устроивший парижские каникулы себе и своей возлюбленной.
– Выходите из гостиницы и идите к центру города. На каждом шагу встретите что-то такое, о чем читали, слышали, что видели в кино.
Где центр Парижа? Конечно, на острове Ситэ (Île de la Cité, в переводе – обжитое место), где, собственно, и зародилось первое поселение кельтского племени паризиев, позже, за полвека до нашей эры, превратившееся в римский город Лютеция. Ну а центр Ситэ – это, конечно, Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris).
Французские писатели помогли сохранить Нотр-Дам в том виде, в каком мы видим его сегодня. Виктор Гюго написал свой роман «Собор Парижской Богоматери» с одной целью – защитить храм, судьба которого в конце 1820-х годов только решалась: одни предлагали кардинально осовременить его, а другие – и вовсе снести. Роман Гюго словно разбудил всех не равнодушных к собственной истории и культуре французов, и собор отстояли.
Правила поведения
- Собор Парижской Богоматери – действующий собор, поэтому здесь нужно вести себя спокойно, тихо и почтительно.
- Запрещено проносить багаж.
- Запрещено фотографировать со вспышкой.
- Могут не пустить в коротких юбках и шортах.
Чтобы подняться на башни и полюбоваться панорамой Парижа с высоты гаргулий нужно заплатить 10 евро. Также платный вход в склеп.
Часы работы
Собор открыт ежедневно с 08:00. В будние дни он закрывается в 18:45, а в субботу и воскресенье — в 19:15. С 09:30 до 18:00 работает информационная стойка, расположенная у входа в храм.
С понедельника по субботу Богослужения совершаются в 08:00, 09:00 (кроме июля, августа и первой половины сентября); 12:00 (у главного алтаря), 17:45 и 18:15. Воскресные дни службы проходят в 8:30, 09:30, 10:00, 11:30 (международная месса), 12:45, 17:45, 18:30 (транслируется в прямом эфире на католическом телевизионном канале «KTO Télévision Catholique» и на радио «Notre-Dame»).
В первую пятницу каждого месяца и по пятницам в течение Великого поста в 15:00 на обозрение верующих выносится терновый венец — уникальная реликвия и одна из величайших святынь христианского мира.
Уточнить часы работы собора и расписание праздничных месс можно на официальном сайте.
На левом берегу Сены останавливаются скоростные электрички RER B и RER C — станция «Saint-Michel — Notre-Dame». На правом берегу расположена станция метро линий 1, 7, 11 и 14 — «Châtelet».
Нотр-Дам де Пари снаружи
Наибольшее внимание привлекает главный, западный фасад собора – он является одним из самых узнаваемых архитектурных образов. Визуально фасад разделен на три части, как по вертикали, так и по горизонтали. В нижней части находятся три портала (монументальных входа), каждый из которых имеет свое название: портал Страшного суда (центральный), портал Богоматери (левый) и портал Святой Анны (правый). Названия соответствуют сюжетам, которые изображены в удивительно красивых скульптурных композициях на сводах порталов.
В центре портала Страшного суда – фигура Христа. Под ним – встающие из могил мертвецы, разбуженные зовом ангельских труб. По левую руку Христа – грешники, отправляющиеся в ад. По правую – праведники, идущие в Рай.
Над порталами расположена так называемая “галерея царей“, представленная 28 статуями иудейских правителей. Она пострадала сильнее всего во время революции, и в процессе большой реставрации в XIX веке все разрушенные статуи были заменены на новые.
Любопытно, что уже 1977 году, во время строительных работ под одним из парижских домов, были найдены оригинальные скульптуры, утраченные в годы революции. Впоследствии выяснилось, что будущий владелец дома в разгар революционных волнений выкупил несколько статуй, заявив, что они нужны ему для фундамента. В действительности этот человек сохранил изваяния под своим домом – видимо, “до лучших времен”. Сегодня эти статуи хранятся в музее Клуни.
Со стороны западного фасада можно и рассмотреть две колокольные башни, взмывающие ввысь. Кстати, хотя на первый взгляд они кажутся симметричными, присмотревшись можно заметить легкую, едва уловимую асимметрию: левая башня несколько массивнее правой.
Если будет возможность, обойдите собор по периметру, чтобы увидеть и боковые фасады, их впечатляющие входные порталы с виртуозно выполненными рельефами, а также рассмотреть восточную апсиду храма (алтарный выступ) с удивительно красивыми резными сводчатыми арками.
А в 2013 году Париж отмечал 850-летие Нотр-Дама. В качестве подарка собор получил новые колокола и отреставрированный орган.
Внутреннее убранство собора Парижской Богоматери
Внутри собора трансепты (поперечные нефы), пересекаясь с главным, образуют крест. Главный продольный неф украшен серией скульптур, изображающих сцены из Евангелия. В часовнях, расположенных в правой части собора, представлены картины и скульптуры разных художников. Эти работы, предметы искусства, следуя многовековой традиции, передаются в дар собору ежегодно в первый день мая.
Одними из самых знаковых украшений собора являются его многочисленные витражи. Всего в соборе Парижской Богоматери насчитывается 110 застеклённых витражами окон, однако главными по праву считаются три «розы» Нотр-дам.
Северная роза собора // Фото: Flickr.com –Deb Nystrom
Архитектура, скульптура и лепнина величайшего собора Нотр-Дам-де-Пари
Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам-де-Пари – один из самых загадочных и мистических средневековых соборов. Этот храм считается одним из лучших образцов французской готической архитектуры и входит в перечень крупнейших и наиболее известных церковных зданий Католической церкви Франции и в мире.
Уникальная красота и натурализм его скульптур и витражей контрастирует с романской архитектурой, которая была популярна во времена его строительства. Великолепная роскошная лепнина в готическом стиле подчеркивается яркими уникальными витражными окнами.
На сегодняшний день Нотр-Дам-де-Пари остается собором Парижской архиепископии и окружает кафедру действующего архиепископа Парижа (в настоящее время Мишеля Опти). Большое количество религиозных святынь и сокровищ содержит реликварий, в котором хранятся наиболее важные реликвии католицизма, в том числе предполагаемая Корона Торнов, фрагмент Истинного Креста и один из Святых ногтей.
В 1790-х годах Нотр-Дам подвергся осквернению в ходе радикальной фазы Французской революции. Тогда большая часть ее религиозных образов, скульптур, барельефов и лепных композиций была повреждена или уничтожена. В 1845 году началась масштабная реставрация под руководством Эжена Виолле-ле-Дюка. Но только к 1991 году был запущен современный проект по дальнейшему восстановлению и техническому обслуживанию величайшего из соборов мира.
Особенности архитектуры собора Парижской Богоматери
Строительство собора было завершено в 1345 году. Собор Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых зданий в мире, в архитектуре которого использовались опорные столбы, расположенные за пределами основного здания (аркбутаны).
Изначально здание не было спроектировано так, чтобы опорные столбы располагались вокруг нефа, но после начала строительства тонкие стены здания становились все выше, и стали возникать трещины и дефекты, вызванные высокой нагрузкой материалов. Чтобы решить эту проблему, архитекторы собора построили опоры вокруг внешних стен здания, чем увековечили уникальную строительную технологию аркбутанов. Общая площадь поверхности собора составляет 5 500 м².
Фото: источник
Чтобы декорировать колонны и опоры, вынесенные за пределы собора, множество уникальных авторских скульптур было размещено снаружи. Часть из них служат дополнительными опорами и «кранами» для отвода воды. Среди них также знаменитые на весь мир горгульи и химеры, предназначенные для стока воды. Изначально скульптуры были окрашены, но с течением времени, краска со статуй, лепнины и других элементов декора полностью исчезла под действием внешних факторов.
Одна из примечательных особенностей собора — узкое восхождение на 387 ступеней по нескольким винтовым лестницам. Во время восхождения можно увидеть самый знаменитый колокол собора Парижской Богоматери и великолепных горгулий в непосредственной близости, а также насладиться захватывающим видом на Париж.
От современников и до нынешних жителей и гостей Парижа, собором Нотр-Дам-де-Пари восхищаются ценители архитектурного и скульптурного искусства. Еще в своем «Трактате о похвалах Парижа» в 1323 году Джон Джандай признал собор одним из трех самых важных зданий Парижа.
История строительства Нотр-Дам-де-Пари
В 1160 году центральный Парижский собор Сент-Этьен получил звание «Приходской церкви царей Европы». В связи с получением этого высокого статуса епископ Парижа Морис де Салли принял решение, что старинный собор, построенный еще в 4 веке не достоин высокой миссии, возложенной на него.
Согласно легенде, епископу Салли пришло видение славного нового кафедрального собора в Париже. Он по памяти нарисовал очертания своего видения, которые и легли впоследствии в основу проекта будущего собора Парижской Богоматери.
Интересно, что в двадцатом веке проводились раскопки на месте расположения предыдущего кафедрального собора 4 века, который не удовлетворял высоким требованиям епископа Салли. Археологам удалось выяснить, что тот собор был также массивным и величественным с фасадом длиной около 36 метров.
Фото: источник
Чтобы начать строительство Нотр-Дам-де-Пари даже была построена новая дорога для транспортировки материалов к основной части собора. Строительство началось в 1163 году во время правления Людовика VII. При этом историки до сих пор не пришли к единому мнению, кто на самом деле заложил фундамент собора – епископ Салли или Папа Александр III, однако оба они присутствовали на церемонии начала строительства. В дальнейшем епископ де Салли продолжал посвящать большую часть своей жизни и материальных сбережений строительству собора. После смерти епископа Мориса де Салли в 1196 году, завершением строительства занимался его преемник — Эудес де Салли.
В период строительства над собором работали различные архитекторы, что очевидно из разных стилей архитектуры и декора на разных высотах западного фасада и башен. Наиболее значительные изменения в дизайне произошли в середине 13-го века, когда трансепты были перестроены в современном (на тот момент) стиле Рэо Нанта.
В конце 1240-х годов Жан де Шеллс добавил остроконечный портал на северный трансепт, украшенный эффектным розовым окном. Вскоре после этого (в 1258 году) Пьер де Монтрей воплотил аналогичную конструкцию на южном трансепте.
Оба этих трансепта-портала были богато украшены скульптурой. На южном портале представлены сцены из жизни Святого Стефана и наиболее почитаемых местных святых, в то время как северный портал украшают скульптурные изображения младенца Христа и истории Феофила. Наиболее выдающейся и внушительной частью декора здесь выступает великолепная статуя Богородицы и младенца в арке.
Археологический склеп – уникальная часть собора
Археологический склеп собора Парижской Богоматери был создан в 1965 году для защиты ряда исторических руин, обнаруженных во время строительных работ и сохранившихся со времен образования самого раннего поселения в Париже и до сегодняшнего дня. Склепы находятся под управлением Музея Карнавале и представляют широкий ряд экспонатов, моделей архитектуры разных периодов и возможность их демонстрации в руинах. Главная особенность обнаруженных полуразрушенных зданий, которая поразила археологов, — подогрев пола, установленный во время римской оккупации.
Изменения, вандализм и реставрации
В 1548 году в ходе уличных беспорядков гугенотов были повреждены некоторые скульптуры, барельефы и части фасада Нотр-Дама, так как бунтующие посчитали их идолопоклонством. Во время правления Людовика XIV и Людовика XV, собор подвергся серьезным изменениям в рамках масштабной попытки модернизации соборов по всей Европе.
В 1786 году была разрушена колоссальная статуя святого Кристофера, стоявшая напротив колонны у западного входа и датированная 1413 годом. Могилы и витражи были разрушены. Тем не менее окна с северного и южного крыла были полностью сохранены.
В 1793 году во время Французской революции собор был переделан в рамках тенденции Культа разума, а затем Культа Высшего Существа. За это время многие реликвии и сокровища собора были уничтожены или разграблены. Шпиль 13-го века удалось спасти, а статуи, расположенные на западном фасаде, были обезглавлены. Многие из голов статуй были найдены во время раскопок 1977 года неподалеку и выставлены в Музее де Клюни.
Фото: источник
Через некоторое время скульптуры Богини Свободы заменили статуи Девы Марии на нескольких алтарях. Большим колоколам собора, к счастью, удалось избежать расплавления. В дальнейшем собор стал использоваться в качестве склада для хранения продуктов питания.
Спорная программа восстановления была начата в 1845 году под руководством архитекторов Жана-Батиста-Антуана Ласса и Эжена Виолле-ле-Дюка. До этого Виолле-ле-Дюк отвечал за реставрации нескольких десятков замков, дворцов и соборов во Франции. Реставрация продолжалась двадцать пять лет и предполагала более богатое и роскошное декорирование фасада собора и дополнение еще нескольких скульптур химер. Сам Эжена Виолле-ле-Дюка всегда сравнивал свою работу над собором с летучей мышью, так как готический свод напоминал структуру крыла этого животного.
Вторая мировая война также нанесла собору больший урон. Несколько витражей на нижнем ярусе были выбиты пулями. Они были восстановлены после войны, однако теперь имеют современный геометрический рисунок, вместо старинных сцен из Библии.
В 1991 году была начата основная программа по техническому обслуживанию и восстановлению собора, которая должна была продлиться десять лет, но все еще не завершена. Сложность заключается в том, что очистка и восстановление старых скульптур и лепнины – это чрезвычайно деликатный и длительный процесс. В 2014 году Собор Парижской Богоматери получил новое светодиодное освещение и подсветку, что сделало его вид еще более массивным и величественным в ночное время.
Собор Нотр-Дам-де-Пари – несомненно, один из самых впечатляющих католических храмов Европы и великолепный пример готической лепнины и скульптуры.
От современников и до нынешних жителей и гостей Парижа, собором Нотр-Дам-де-Пари восхищаются ценители архитектурного и скульптурного искусства. Еще в своем «Трактате о похвалах Парижа» в 1323 году Джон Джандай признал собор одним из трех самых важных зданий Парижа.
Вехи строительства Нотр-Дам
Нотр-Дам-де-Пари расположен на острове Сите на месте первой христианской церкви в Париже, базилики Святого Стефана, которая была воздвигнута на месте галло-римского храма Юпитера. Болотистая почва местности была непригодна для строительства, поэтому здания церквей, воздвигнутых ранее, были разрушены. Однако в 1163 епископ Морис де Сюлли начал строительство задуманного ранее грандиозного собора, подобных которому не было. По приданию, первый камень заложил король Франции Людовик VII и папа Александр III. Главный алтарь был освещен в мае 1182 года.
Примечательно, но строительство собора было закончено лишь в 1356 году. За это время сменилось много архитекторов и строителей, каждый из которых вносил свою лепту в конечную «картину» всего собора.
Собор Парижской Богоматери
Неизвестными архитекторами, работавшими над проектом, были заложены основы нового стиля средневекового строительства – готики. Западный фасад выполнен в романском стиле, но массивные стены, четырехгранные башни, колонны, арки придали зданию готический вид. Особенностью вновь построенного здания стало разделение большого веса стен и кровли на несущие колонны и своды, что и дало возможность возвести столь грандиозный собор на болотистой местности.
Существенные изменения в интерьере Собора Парижской Богоматери пришлись на XVI век, период правления Людовика ХIII. Король настолько сильно молил господа о наследнике престола, что зарекся обновить алтарь и Пьету, если тот пошлет ему сына. Спустя пять лет после рождения долгожданного ребенка, король умер, а его преемнику Людовику XIV удалось выполнить обещания отца. Масштабная реконструкция была закончена в 1708 году, когда на смену готическому стилю пришел барокко.
Собор Парижской Богоматери
Сильно отразились на соборе Нотр-Дам-де-Пари годы Французской революции. Были разрушены статуи библейских царей, а колокола и церковную утварь переплавили. От тотального разрушения собор спасло лишь превращение его в «Храм Разума» Робеспьером. В 1795 собор был закрыт.
Вторую жизнь Собору Парижской Богоматери дал Наполеон, коронация которого прошла в нем в 1804 году.
Реставрация собора началась только в 20-х гг. XIX в. во многом благодаря ходатайству Виктора Гюго, который привлек внимание общественности к этой проблеме в своем романе «Собор Парижской Богоматери».
Теперь же Нотр-Дам-де-Пари является одной из главных архитектурных достопримечательностей Парижа, его сердцем.
Про архитектурные особенности Нотр-Дам читайте здесь.
Собор Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris)
6 Parvis Notre-Dame, Place Jean-Paul II, 75004 Paris
Ехать на метро до станции Cité
Вторую жизнь Собору Парижской Богоматери дал Наполеон, коронация которого прошла в нем в 1804 году.
История
Как считают современные археологи, на месте Нотр-Дам-де-Пари находились четыре различных храма: 1) раннехристианская церковь IV века; 2) меровингская базилика; 3) каролингский собор (перестроен после пожара в 857 г. [10] ) и 4) романский кафедральный собор. Последний был разрушен до основания, а его камни строители использовали в фундаменте нынешнего сооружения [11] .
Строительство началось в 1163 году, при Людовике VII. Первый камень в фундамент собора заложил папа Александр III, бывший в Париже в период с 24 марта по 25 апреля 1163 года. Возможно, что строительные работы начались ещё до торжественного освящения строительства собора; сам проект был инициирован парижским епископом Морисом де Сюлли [12] в начале его деятельности на этом посту. [13]
История
Собор Парижской Богоматери был основан в 1163 году королем Луи IX и епископом Морисом де Сюлли, который хотел построить церковь, которая соперничала бы с базиликой Сен-Дени. Потребовалось почти 200 лет и бесчисленное множество архитекторов, плотников и каменотесов, чтобы построить собор Нотр-Дам. Результат – совершенство готического дизайна. Посетители восхищаются сказочно детализированным фасадом и восхищаются огромным нефом. Безмятежное святилище – вдохновляющее дух пространство. Солнечный свет, проходящий через великолепные витражи, создает неописуемую атмосферу, а вечером – сотни зажжённых свечей добавляют духовности атмосфере. В 13 веке арочные контрфорсы (аркбутаны) были революционно новой технологией готической архитектуры, инновационным решением для армирования тяжелых стен собора. Арочные контрфорсы поддерживают конструкцию и препятствуют ее разрушению, несмотря на огромный вес. Они хорошо видны на восточном фасаде собора – эти 15-метровые арочные столбы напоминают длинные, веретенообразные ноги паука, согнутые в колене. Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых средневековых соборов, построенных с помощью этой специальной архитектурной техники. Изначально арочные контрфорсы не входили в проект собора, однако, образование трещин в стенах потребовало такого архитектурного решения. Архитектор Жан Рави спроектировал арочные контрфорсы для поддержки здания снаружи таким образом, чтобы они не затрагивали ни один из витражей. Хотя они представляют собой чисто функциональную конструктивную особенность и не предназначены для украшения здания, они гармонично вписались во внешний облик собора.
Собор Парижской Богоматери
Собор Парижской Богоматери был основан в 1163 году королем Луи IX и епископом Морисом де Сюлли, который хотел построить церковь, которая соперничала бы с базиликой Сен-Дени. Потребовалось почти 200 лет и бесчисленное множество архитекторов, плотников и каменотесов, чтобы построить собор Нотр-Дам. Результат – совершенство готического дизайна. Посетители восхищаются сказочно детализированным фасадом и восхищаются огромным нефом. Безмятежное святилище – вдохновляющее дух пространство. Солнечный свет, проходящий через великолепные витражи, создает неописуемую атмосферу, а вечером – сотни зажжённых свечей добавляют духовности атмосфере. В 13 веке арочные контрфорсы (аркбутаны) были революционно новой технологией готической архитектуры, инновационным решением для армирования тяжелых стен собора. Арочные контрфорсы поддерживают конструкцию и препятствуют ее разрушению, несмотря на огромный вес. Они хорошо видны на восточном фасаде собора – эти 15-метровые арочные столбы напоминают длинные, веретенообразные ноги паука, согнутые в колене. Нотр-Дам-де-Пари был одним из первых средневековых соборов, построенных с помощью этой специальной архитектурной техники. Изначально арочные контрфорсы не входили в проект собора, однако, образование трещин в стенах потребовало такого архитектурного решения. Архитектор Жан Рави спроектировал арочные контрфорсы для поддержки здания снаружи таким образом, чтобы они не затрагивали ни один из витражей. Хотя они представляют собой чисто функциональную конструктивную особенность и не предназначены для украшения здания, они гармонично вписались во внешний облик собора.
Содержание:
Если символ Парижа это Эйфелева башня, то Собор Парижской Богоматери – «сердце» Парижа. Увековеченный Виктором Гюго, величественной громадиной Нотр-Дам-де-Пари возвышается над домами «Колыбели Парижа» – острова Сите – в центре города. Это одна из самых посещаемых достопримечательностей мира – 13 миллионов туристов в год.
Собор Парижской Богоматери – шедевр мировой готической архитектуры, несущий в себе элементы романского стиля, он возносится ввысь, как океанский лайнер удерживаемый на якоре мощными контрфорсами. Причина смешения архитектурных стилей в соборе кроется в продолжительности строительства собора, продолжавшееся около 200 лет за которые старые стили в архитектуре уступали место набирающим популярность новым. Собор заслуженно входит в список наивысших гениальных проявлений европейской цивилизации.
С XIII века Парижский собор на несколько столетий стал главным духовным очагом не только Парижа, но и всей страны и был называн «Приходом истории Франции», поскольку под его сводами произошли величайшие события истории государства. Напомним некоторые из них:
- 1430 год – Генрих VI Английский одевает здесь Французскую корону
- 1447 год – Карл VII Французский празднует в Соборе избавление от английского гнёта
- 1572 год – Маргарита Валуа венчалась здесь с Генрихом Наваррским, бракосочетание было крайне странным: невеста – католичка стояла у алтаря, в жених протестант давал торжественные обеты, оставаясь на пороге храма
- 1789 год – на месте статуи Пресвятой Девы Марии была посажена на трон певица мадемуазель Майяр, как богиня истины
- 2 декабря 1804 года – в присутствии Папы Римского Пия VII Наполеон короновался императором Франции
- 1853 год – бракосочетание императора Наполеон III и Евгении Монтийской
- 26 августа 1944 года – генерал Де Голль празднует освобождение Парижа от фашистской оккупации, длившейся четыре года.
Собор Парижской Богоматери – шедевр мировой готической архитектуры, несущий в себе элементы романского стиля, он возносится ввысь, как океанский лайнер удерживаемый на якоре мощными контрфорсами. Причина смешения архитектурных стилей в соборе кроется в продолжительности строительства собора, продолжавшееся около 200 лет за которые старые стили в архитектуре уступали место набирающим популярность новым. Собор заслуженно входит в список наивысших гениальных проявлений европейской цивилизации.
Собор Парижской богоматери. История постройки.
Строительство собора Парижской богоматери, было начато еще в 1163 году а законченно лишь к середине XIV века. Произошло это на острове Ситэ, на месте епископской капеллы святого Стефана , а ранее здесь находилось капище Юпитеру .
Собор Парижской богоматери необычен и уникален . Здесь нет строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий.
Скульптурные украшения выполнены взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в. не покрывают все плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают глубокий смысл.
Скульптура Парижского собора представляет творчество почти двух веков. Собор в целом – живая картина развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.
Часть историков утверждает, что первый камень в основание заложил Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, подтверждающие, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Но свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», безвозвратно утеряны. Как бы там ни было, через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь. Произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено. Оставалось лишь закончить отделку и украсить внутренний интерьер.
Но полностью работы завершились только в 1345-м году. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен строительство было завершено, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
История строительства Собора Парижской Богоматери, связана с именами двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это архитектурное чудо света. Главными создателями, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты .
Кстати, удивительных химер в Средние века на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
А выполнили этот заказ пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Крыша собора выполнена из свинцовых пластинок расположенных внахлест и весит более 200 тонн.
Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Значительная часть витражей воссоздана в середине XIX века. Главный витраж , роза над входом в собор частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней. Во время французской революции планировалось взорвать собор, но не оказалось в наличии достаточно пороха, поэтому приспособили под склад провианта. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение, но именно благодаря знаменитому писателю здание было спасено.
В храме установлен усовершенствованный старинный орган. Первый большой орган появился в соборе 1402 году. А приобрел свой нынешний корпус с фасадом в стиле Людовика XVI гораздо позже. В настоящее время инструмент имеет 109 регистров и около 7800 труб, примерно 900 из которых из инструмента Клико. Система его компьютеризирована. Интересно как раньше умудрялись на нем играть без этого. В 1985 году были назначены сразу четыре титулярных органиста, каждый из которых по традиции XVIII века проводит службы по три месяца в году.
Вот вкратце история создания Нотр – Дам де Пари.
Строительство собора Парижской богоматери, было начато еще в 1163 году а законченно лишь к середине XIV века. Произошло это на острове Ситэ, на месте епископской капеллы святого Стефана , а ранее здесь находилось капище Юпитеру .
Собор Парижской богоматери необычен и уникален . Здесь нет строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий.
Скульптурные украшения выполнены взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в. не покрывают все плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают глубокий смысл.
Скульптура Парижского собора представляет творчество почти двух веков. Собор в целом – живая картина развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.
Часть историков утверждает, что первый камень в основание заложил Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли. Есть документы, подтверждающие, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Но свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», безвозвратно утеряны. Как бы там ни было, через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь. Произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено. Оставалось лишь закончить отделку и украсить внутренний интерьер.
Но полностью работы завершились только в 1345-м году. Строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен строительство было завершено, в рекордно короткие сроки. Стоит лишь сравнить срок строительства Нотр-Дам де Пари и срок возведения легендарного Кёльнского Собора, который, кстати, не прекращают расстраивать и украшать даже в наши дни.
История строительства Собора Парижской Богоматери, связана с именами двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это архитектурное чудо света. Главными создателями, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля. Справедливости ради стоит отметить, что над собором, на который сейчас приезжают посмотреть тысячи туристов ежедневно, работали и множество других архитекторов. Однако имена большинства из них были забыты .
Кстати, удивительных химер в Средние века на соборе не было. Поставить их, взяв за образец средневековых гаргулий, придумал реставратор — архитектор Виолле-ле-Дюк.
А выполнили этот заказ пятнадцать скульпторов, руководимых Жоффруа Дешоме.
Дубовый, покрытый свинцом шпиль собора имеет высоту 96 метров. Крыша собора выполнена из свинцовых пластинок расположенных внахлест и весит более 200 тонн.
Основание шпиля окружено четырьмя группами бронзовых статуй апостолов. Значительная часть витражей воссоздана в середине XIX века. Главный витраж , роза над входом в собор частично подлинная, сохранившаяся от Средних веков В центре ее Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. При реставрации витражи окон предполагались сначала белые, но Проспер Мериме настоял на том, чтобы они были выполнены похожими на средневековые. К сожалению, среди витражей собора Парижской Богоматери очень мало подлинных. Почти все они представляют собой позднейшие работы, заменившие разбитые и пострадавшие за долгую историю витражи. В неприкосновенности до наших дней дошла только окно-роза. Но не только витражи, но и сам собор мог не дойти до наших дней. Во время французской революции планировалось взорвать собор, но не оказалось в наличии достаточно пороха, поэтому приспособили под склад провианта. Сильно поврежденное в годы революции, древнее здание с конца XVIII века здание пришло в упадок и в те годы, когда Виктор Гюго писал свой знаменитый роман “Собор Парижской Богоматери”, храму уже угрожало полное разрушение, но именно благодаря знаменитому писателю здание было спасено.