Аббатство Сен-Дени в Париже, описание и фото

Аббатство Сен-Дени

Аббатство Сени-Дени воистину является одним из самых известных символов Средневековой Франции, монастырь, кафедральный собор, усыпальница французских королей.

Аббатство Сен-Дени расположилось в одноименной коммуне к северу от Парижа, регион Иль-де-Франс, всего в 9 километрах от столицы. Во времена расцвета аббатства, оно находилось в уединении и было далеко от столичной суеты, но сейчас мегаполис подступает все ближе к этом святому месту. Согласно изначальной идее постройки, предполагалось, что аббатство станет бенедиктинским монастырем, что и произошло, но в дальнейшем монастырь стал использоваться как усыпальница французских королей. Сегодня базилика Сен-Дени открыта для всех желающих взглянуть на нее изнутри, и миллионы туристов ежегодно посещают это святое место.

Общее число дореволюционных захоронений в аббаттве – 119, из которых 25 принадлежат королям Франции, 10 – королевам, а 84 – принцам и принцессам.

Современный облик базилики Сен-Дени

Сегодняшний вид базилики Сен-Дени был сформирован выдающимся архитектором Эженом Виоле, проводившем с 1846 по 1869 годы реставрацию храма и гробниц, поврежденных во время революционных событий. Сегодня перед посетителями Сен-Дени предстает великолепный западный фасад XII века с памятной доской, посвященной Жанне д’Арк, получившей ранение возле Сен-Дени в битве за Париж. Внутреннее помещение базилики украшает галерея из 37 десятиметровых витражных окон XIII века и изящный декор с барельефами. В центре Собора находится статуя Святого Дионисия. Справа и слева от клироса располагаются 16 гробниц королей с их надгробными изваяниями, саркофаги героев с их скульптурами и фигурами святых. С XIII века сохранилась гробница короля Дагоберта I, украшенная барельефами.

Особое внимание привлекает изящество беломраморной гробницы короля Генриха II и Екатерины Медичи с 12 колоннами. По ее углам стоят 4 бронзовые статуи – символы христианских добродетелей. На надгробной плите лежат статуи покойных супругов, а рядом располагаются скульптуры, изображающие их живых молящихся на коленях. В похожем стиле предстает возведенная в XVI веке с красивыми арками и статуэтками 12 апостолов гробница королевской четы Людовика XII и Анны Бретонской. Вызывает интерес и последнее захоронение монаршей особы, состоявшееся в 2004 году – надгробие Людовика XVII с помещенным в нем сосудом с его сердцем.

Сегодняшний вид базилики Сен-Дени был сформирован выдающимся архитектором Эженом Виоле, проводившем с 1846 по 1869 годы реставрацию храма и гробниц, поврежденных во время революционных событий. Сегодня перед посетителями Сен-Дени предстает великолепный западный фасад XII века с памятной доской, посвященной Жанне д’Арк, получившей ранение возле Сен-Дени в битве за Париж. Внутреннее помещение базилики украшает галерея из 37 десятиметровых витражных окон XIII века и изящный декор с барельефами. В центре Собора находится статуя Святого Дионисия. Справа и слева от клироса располагаются 16 гробниц королей с их надгробными изваяниями, саркофаги героев с их скульптурами и фигурами святых. С XIII века сохранилась гробница короля Дагоберта I, украшенная барельефами.

Особое внимание привлекает изящество беломраморной гробницы короля Генриха II и Екатерины Медичи с 12 колоннами. По ее углам стоят 4 бронзовые статуи – символы христианских добродетелей. На надгробной плите лежат статуи покойных супругов, а рядом располагаются скульптуры, изображающие их живых молящихся на коленях. В похожем стиле предстает возведенная в XVI веке с красивыми арками и статуэтками 12 апостолов гробница королевской четы Людовика XII и Анны Бретонской. Вызывает интерес и последнее захоронение монаршей особы, состоявшееся в 2004 году – надгробие Людовика XVII с помещенным в нем сосудом с его сердцем.

Аббатство Сен-Дени в Париже, описание и фото

Бенедиктинское аббатство в северном пригороде Парижа — это главный монастырь средневековой Франции. Грандиозная базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis), жемчужина французской готической архитектуры, занимает важное место во французской истории. В 754 году Пепин Короткий был коронован в базилике Сен-Дени папой римским. Со времен Капетингов здесь был похоронен каждый французский король и королева. Базилика Сен-Дени может похвастаться коллекцией — единственной в своем роде в Европе — лежачих фигур и гробниц, датируемых 12 — 16 вв, которые составляют впечатляющую хронологию истории Франции и истории искусства. В склепе хранятся останки членов королевской семьи, чьи гробницы были разрушены во время Французской революции.

  • На машине: 10 км от центра Парижа, 23 минуты.
  • На транспорте: на метро (линия 13 остановка Basilique St Denis) или на RER D до станции Saint Denis.
  • Готическая архитектура во Франции
  • 10 лучших памятников готики во Франции

Бенедиктинское аббатство в северном пригороде Парижа — это главный монастырь средневековой Франции. Грандиозная базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis), жемчужина французской готической архитектуры, занимает важное место во французской истории. В 754 году Пепин Короткий был коронован в базилике Сен-Дени папой римским. Со времен Капетингов здесь был похоронен каждый французский король и королева. Базилика Сен-Дени может похвастаться коллекцией — единственной в своем роде в Европе — лежачих фигур и гробниц, датируемых 12 — 16 вв, которые составляют впечатляющую хронологию истории Франции и истории искусства. В склепе хранятся останки членов королевской семьи, чьи гробницы были разрушены во время Французской революции.

Легенда о Святом Дени

Первая церковь в городке Сен-Дени (предместье Парижа) была возведена, по-видимому, первым парижским епископом (середина III века), которого звали Святой Дени (то есть Святой Дионисий).

Легенда гласит, что после того, как за свои убеждения Святой Дени вместе со своими сподвижниками был обезглавлен на Монмартре, – предположительно именно поэтому холм получил латинское название монс мартирум «гора мучеников», — он поднял свою голову и понёс её в нынешний городок Сен-Дени, тем самым указав место, где следовало построить аббатство в его честь.

На самом деле это был не очень долгий путь всего чуть более 5 километров, но как однажды заметил друг Эдварда Гиббона, «дистанция не имеет значения, важно сделать первый шаг».

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Базилика Сен-Дени – реставрация.

После того как эра потрясений закончилась, в 1846 году было принято решение о реставрации историко-архитектурного комплекса. При финансовой поддержке барона Гилерми, архитектор Виоле-ле-Дюк провел восстановительные работы, которые длились 24 года. Второй этап реставрации велся с 30-х по 60-е года XX столетия.

Построенная во времена средневековья, базилика Сен-Дени в Париже больше напоминала фортификационное сооружение, чем храм. Через глубокий ров с водой был переброшен подъемный мост, ведущий к защищенным двумя башнями воротам. Стены имели бойницы и крепостные зубцы.

После творческой перестройки, затеянной Сугерием, храм приобрел более величественные и воздушные очертания. Результат был настолько ошеломляющим, что епископ, освящающий его, приказал возводить соборы по образу базилики Сен-Дени.

До наших дней сохранился западный фасад здания, датируемый XII столетием, галерея, украшенная витражами, на которых запечатлены сцены, рассказывающие о крестовых походах и жизни святых. Уцелели скульптурные декоры внутреннего убранства, надгробные изваяния французских королей. Некоторые из них выполнены с такой детализацией, что можно различить узор на ткани. Восхищение вызывает мозаичный пол работы итальянских мастеров. Благодаря окнам верхнего яруса и огромным витражам нижнего, храм Сен-Дени ярко освещен. На фасаде здания закреплена памятная табличка, установленная в честь знаменитой Жанны д’Арк, раненной в окрестностях Сен-Дени во время битвы за Париж.

Отзыв: Базилика Сен-Дени (Франция, Париж) – Зарождение готического искусства

Здравствуйте, друзья и читатели Отзовика!

В этом отзыве я хочу рассказать о посещении базилики Сен-Дени.
При подготовке к туру, когда мы с подругой составляли план своей прогулки по Парижу, мы решили купить музейную карту, чтобы увидеть самые интересные достопримечательности Парижа. Базилика Сен-Дени была включена в обязательное посещение, так как мы хотели увидеть то самое место, которое официально признано местом зарождения готического искусства.

Самый простой способ доехать до нее – это на метро. Что мы и сделали: доехали до конечной станции St-Denis Universite линии 13. Пришлось выходить на конечной, потому что выход на станции Basilique de St-Denid был закрыт. Но заблудиться не получилось, потому что на улице сразу мы увидели указатели.

И вот она, базилика Сен-Дени. Ее западный фасад изначально был с двумя башнями, но в 1837 году северная башня обрушилась и так и не была восстановлена, ведь Франция в это время была погружена в революции, и до реставрации руки не доходили. Так и осталась базилика с одной башней.

Место, где построена базилика, не случайно. По преданию, сюда пришел первый парижский епископ Святой Дионисий (Сен-Дени), неся в руках свою отрубленную голову. За свои христианские убеждения он и его собратья был казнен в III в. на горе, которая после этого стала называться Монмартр (в переводе – “Гора мучеников”). Во время казни произошло чудо. После отсечения головы палачом у святого Дионисия, его тело не упало на эшафот, а подхватив упавшую голову, пошло из Парижа на север. Пройдя шесть километров, оно упало и осталось здесь лежать. Находящуюся рядом деревушку назвали Сен-Дени. На месте, где упало тело, и был похоронен Святой Дионисий. И на этом же месте и была построена базилика Сен-Дени в V веке.

Мы вошли в базилику и осмотрели ее.

В XII веке аббатом базилики Сен-Дени Сугерием была придумана новая конструкция сводов с крестообразными стрельчатыми арками. Под его руководством была проведена реконструкция здания. И если раньше своды опирались на глухие стены, то теперь, благодаря стрельчатым аркам, появилось свободное пространство, позволяющие наполнить здание разноцветным светом. Именно аббатом Сугерием были придуманы витражи и розетка – большой витраж круглой формы. После реконструкции получилось прекрасное здание, которое стало первым образцом готического стиля.
Результат реконструкции был настолько потрясающим, что епископом, освещавшим его, было дано указание строить другие церкви подобным образом.

История базилики Сен-Дени и история Франции неразрывно связаны друг с другом. Эти готические своды видели многие события истории Франции.
Уже в начале XIII века с повеления Людовика IX Святого базилика становится усыпальницей французских монархов. Одна династия сменяла другую, но каждая новая династия соблюдала эту традицию, подтверждая таким образом свое наследственное право на престол. И в час королевских похорон здесь на протяжении многих веков звучал знаменитый возглас: «Король умер, да здравствует король!», что говорило о преемственности власти, о ее надежности и непрерывности.

Читайте также:  Храмовый комплекс Мишон во Вьетнаме, описание и фото

Сюда, в базилику, пришла в 1429 году раненная Жанна д’Арк вылечиться и освятить свое боевое оружие. Под этими сводами король Генрих IV отрекся от протестантской веры отцов и принял католическую. Отсюда пошла его знаменитая фраза: “Париж стоит мессы”. На протяжении веков в базилике короновали французских королев – от Анны Бретонской до Марии Медичи.

В базилике Сен-Дени захоронены 42 короля, 32 королевы, 63 принца и принцессы и 10 знатных дворян, поэтому базилика получила название “Королевский некрополь Франции”.

В базилике хранились реликвии французских монархов, такие как меч Карла Великого. Но Великая Французская революция прошлась по базилике своим ураганом и многое было уничтожено.

Большая реставрация базилики были проведена под руководством архитектора Виолле-ле-Дюком в XIX веке, и благодаря ему восстановлены многие гробницы, внутреннее убранство и витражи. В настоящее время базилика по праву считается национальным памятником Франции.

Мы прошли по базилике и для того, чтобы попасть в некрополь, вышли через боковую дверь на улицу. Вход в некрополь отдельный в южном портале.

Так как мы имели музейные карты, то билеты мы не покупали, а только предъявили музейные карты на входе.
И первое, что мы увидели, было изумительное окно-розетка, переливающееся на солнце.
Глядя на нее, сразу понимаешь, какое это было великое изобретение аббата Сугерия, которое получило отклик во всех вновь построенных церквях готического стиля.

Затем мы пошли знакомиться с потрясающей коллекцией надгробной скульптуры, являющейся уникальной во всей Европе. В одном месте можно проследить весь путь развития погребального искусства, начиная с XII века и заканчивая XIX веком.

Я не ожидала увидеть такую огромную коллекцию. Но фотографий постаралась сделать как можно больше.
Добавлю, что при входе есть стенд с информационными буклетами, в том числе, и на русском языке. В этом буклете представлена схема расположения надгробий и захоронений и их описание, что было большой помощью при осмотре некрополя. Имея в руках эти шпаргалки, мы легко ориентировались в базилике.

Первые захоронения представлены династией Капетингов, которые были захоронены здесь по указанию Людовика IX Святого.

Людовик Французский (Louis de France; 1244—1260), старший сын Людовика IX Святого.

Карл I Анжуйский, ум. 1285; брат Людовика IX Святого.

У каждого надгробия имеется табличка с кратким указанием, кто здесь захоронен, поэтому заблудиться среди такого количества памятников не получится.

Затем идут надгробия династии Валуа.

Среди них – надгробие Карла V и его супруги, Жанны Бурбонской. Надгробие для короля Карла V было первым, которое было изготовлено при его жизни, поэтому официально признано его портретом и поистине является шедевром. Его супруга, Жанна Бурбонская, первая из королев, удостоившаяся чести быть захороненной рядом с супругом.

Гробница короля Франциска I, его жены королевы Клод и их троих детей представлена в виде триумфальной арки. Мое фото, к сожалению, не получилось, поэтому надеюсь, что увижу его в следующих отзывах.

Реликварий Франциска I с сердцем монарха.

Далее мы видим предел аббата Сугерия. И здесь внимание привлекают прежде всего витражи.

Сюжеты, изображенные на витражах, представляют “Первый Крестовый поход” и “Путешествие Карла Великого в Святую землю”.

Из витражей аббата Сугерия до наших дней сохранились лишь пять. Уцелевшие во время Революции, они были повреждены и были восстановлены в XIX веке.

Алое военное знамя аббатства с золотыми языками пламени – орифламма, которое с XII по XV век служило и королевским штандартом.

Базилика залита светом благодаря отсутствию перегородок между капеллами и наличию двух рядов витражей.

Витражи не отпускают, их хочется разглядывать и разглядывать.

Перед нами – алтарь, а за них вход в крипту. В крипту мы не спускались, поэтому фотографий у меня нет.

А теперь перед нами самые шикарные гробницы и надгробные скульптуры.
И сначала – гробница Людовика XII (1462-1515) и Анны Бретонской ( 1477-1514), возведенная в XVI веке Жаном Жюстом.
Людовик XII и Анна Бретонская изображены в двух видах: мертвыми, раздетыми, с разлагающейся плотью, лежащими внутри гробницы из каррарского мрамора, а также живыми и молящимися в верхней ее части. В арках расположились двенадцать статуй, изображающих двенадцать апостолов. Барельефы изображают воинские победы Людовика XII.

Далее мы видим гробницу Генриха II и Екатерины Медичи, которая создана из итальянского мрамора разного цвета.

Скульптуры Генриха II и Екатерины Медичи и фигуры, размещенные по углам, являются поистине шедеврами.

Памятник этот был сооружен еще при жизни Екатерины Медичи,

но королева посчитала, что нагие статуи непристойны, и их заменили драпированными, которые в настоящее время расположены налево от самой гробницы.

Здесь же захоронения королей династии Меровингов, среди них – скульптура Хлодвига, первого христианского короля франков.

На эти два надгробия стоит обратить внимание, потому что это редкие представители металлических гробниц, сохранившиеся до наших дней. Они стоят на могилах детей Людовика Святого, умерших в раннем возрасте.

Далее – поистине шедевры. Это скульптуры молящихся Людовика XVI и Марии-Антуанетты, которые были заказаны Людовиком XVIII и были выполнены в 1830 году.

В базилике все заслуживает внимания. Это алтарь,

Даже пол, на котором мозаикой выложены знаки зодиака.

И это не просто красивый церковный декор, это настоящие шедевры.

На этом мой рассказ о посещении базилики Сен-Дени подошел к концу. Но впечатления от ее посещения были настолько сильными, что я решила, по возможности, побывать там еще.

Далее мы видим предел аббата Сугерия. И здесь внимание привлекают прежде всего витражи.

Стоимость билета

Индивидуальный билет на посещение аббатства Сен-Дени стоит 9,5 евро. Для групп от 20 человек предусмотрены скидки. Групповой билет стоит 7,5 евро. Некоторые групповые экскурсии следует бронировать заранее. Для льготных категорий вход бесплатный. За заказ аудиогида нужно будет доплатить 3 евро. Также есть специальные предложения для владельцев билетов SNCF Intercité и карт Парижского музея.

Время работы для гостей аббатства Сен-Дени зависит от сезона. Со 2 января по 31 марта, а также с 1 апреля по 31 декабря двери базилики для посетителей открыты с 10:00 до 17:15 с понедельника по субботу, а в воскресенье — с 12:00 до 17:15. С 1 апреля по 30 сентября аббатство работает с 10:00 до 18:15 с понедельника по субботу, а в воскресенье его можно посетить с 12:00 до 18:15. Попасть в базилику Сен-Дени можно за полчаса до окончания рабочего дня. Во время торжественных церковных служений ее закрывают.

Базилика Сен-Дени в Париже и история ее появления

Существует странная легенда, которая рассказывает про возникновение собора Сен-Дени (Basilique Saint-Denis). В III веке н.е. состоялась казнь римского епископа Дионисия (во Франции принято говорить Дени). После того, как ему отрубили голову, он встал, взял ее в руки и пошел. Так ему удалось преодолеть почти шесть километров. Лишь дойдя до места, которое находилось вблизи селен

История собора начинается с V столетия. Тогда в честь Дионисия возвели часовню. Через два столетия на этом месте было основано аббатство. Время не пощадило древнее строение. В XII веке аббат Сюже принялся реализовывать в жизнь свой план — строительство нового храма на месте развалин, которые остались от прежнего. Так появилась базилика Сен-Дени.

Это место неразрывно связано с историей Франции и монаршей семьи. Короли покровительствовали Сен-Дени, иногда учили там своих детей, хранили знамена, молились перед военными походами. Базилика стала местом коронации французских королев, например, Анны Ярославны – дочери Ярослава Мудрого. С 996 года здесь начали хоронить монархов, их жен и детей. Кроме того, монастырь Сен-Дени регулярно занимался благотворительность, его служители кормили и одевали местных бедняков. Там существовали приют, бесплатная больница, школа и дом престарелых.

Построенная в новом готическом стиле, церковь привлекла внимание не только французских архитекторов. По всей Европе началось строительство подобных храмов. Только во Франции под впечатлением от новой святыни Парижа, Сен-Дени, появляются такие знаменитые соборы как, например, Нотр-Дам-де-Шартр и Нотр-Дам-де-Пари. Историки архитектуры в один голос повторяют, что аббат Сугерия стал основателем нового направления в этом стиле строительства, который со временем получил название «архитектура света».

В XIII столетии храм был реконструирован. Тогда было принято решение сделать более просторным верхний уровень клироса и изменить неф. С историей базилики тесно связана история возникновения ворот Сен-Дени. Эта арка появилась в 1672 году на пути из Лувра в одноименную базилику. Она символизирует победы Короля-Солнца.

Сегодняшнее здание собора немного отличается от того, что существовало во времена Сюже. Так в 1837 году разрушилась северная башня, которая находилась на западном фасаде.

В истории Франции бывали моменты, когда, казалось, храм Сен-Дени не должен был устоять. Так во время Французской революции было принято решение о его ликвидации. Тогда даже начались кое-какие подготовительные работы, но революционеры вынуждены были заняться более серьезными делами и базилика уцелела.

Эти времена принесли большие потери. Останки монархов, которые до того покоились в склепах, находившихся в соборе Сен-Дени, были засыпаны известью, что привело к их растворению. То, что не смогли уничтожить таким способом, просто сжигали. Кроме того, восставший люд безжалостно поступил и с уникальной коллекцией произведений искусств, которая столетиями хранила�

Не смотря на все революционные перипетии, в 1817 году королевская усыпальница в стенах базелики Сен-Дени приняла мощи Марии-Антуанетты и Людовика XVI. В 1830 году внутри были поставлены каменные фигуры супругов. До этого же года продолжались захоронения в соборе.

В 1869 году нашелся человек, который начал возобновлять не только внешний вид, а и внутреннее убранство Сен-Дени, — архитектор Виоле-ле-Дюк. Первое, чем он занялся, было восстановление усыпальниц. На это было потрачено много средств и времени.

В 2000 году благодаря современным достижениям науки удалось доказать, что тело убиенного ребенка, которому завещала трон Мария-Антуанетта, действительно является родственным для королевы. В 2004 было сделано исключение и невинного десятилетнего мальчика, короля Людовика XVII, захоронили в стенах базилики, где покоятся его ближайшие родственники.

Сегодня это место носит гордое название национального памятника Франции.

Согласно стилю «архитектура света» собор имеет достаточно хорошее освещение. Этого удалось добиться благодаря широким окнам и прозрачным витражам. На последних чаще всего изображены сцены из Библии. В Сен-Дени можно увидеть необычное окно-розу. В первой половине XII века, до момента строительства данного храма, таких не существовало вообще.

Читайте также:  Храм Нефритового Будды в Шанхае, описание и фото

filaretuos

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) была построена в первой половине XII столетия фаворитом и советником монарха – аббатом Сюже, который возвёл эту готическую церковь на развалинах более древнего собора аббатства.

Строительство церкви, ставшей символом величия Франции

XII век ознаменован тем, что в Сен-Дени разворачивается масштабная стройка. Здесь возводится новая просторная церковь, ставшая тем самым сооружением, после которого по всей стране распространяется готический стиль. Строительство новой базилики длилось около двадцати лет, и она должна была стать символом возросшего влияния Франции на весь мир.

При монастыре находилась художественная школа, которой руководил аббат Сюже (Сугерия). Благодаря ему и его идеям католическую общину построили в новом стиле, получившем название “архитектура света”. Смешавшиеся традиции зодчества породили готическое направление: заостренные узкие башенки, высокие колонны, богато декорированный фасад кардинально отличались от тяжеловесных романских сооружений.

Особое внимание уделялось стрельчатым окнам, украшенным витражами на тему жития святых. Самые талантливые мастера работали над интерьером и постепенно расширяли круг сюжетов, которые использовались в композициях. Круглые окна, получившие название “витражная роза”, стали визитной карточкой соборов, построенных в готическом стиле.

Базилика, выросшая в предместье Сен-Дени, определила развитие архитектурного стиля средневековой Франции, оказав огромное влияние на зодчество в целом. Если говорить о более поздних постройках, то они выполнены в романтическом стиле.

Королевская усыпальница базилики Сен-Дени

Базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) издавна связана с историей французских монархов, еще со времён коронации тут в 754 году Пепина Короткого, однако постоянным местом погребения французских королей она стала гораздо позже, когда в 996 году в соборе был захоронен Гуго Капет.

С тех пор тут хоронили всех французских монархов (исключением стали лишь три короля), и сейчас их гробницы со скульптурными изображениями можно увидеть в усыпальнице базилики, находящийся в трансептах и крытой галерее, попасть в которую можно через отдельный вход в южном портале церкви.

Сразу при входе слева, в южном трансепте, открывается удивительное зрелище: босой король Франциск I и его супруга Клавдия Французская выглядывают из своей огромной гробницы стиля эпохи Ренессанса, а вокруг основания гробницы находятся замысловатые барельефы, демонстрирующие военные победы монарха.

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V – первый французский монарх, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице.

Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями – знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть (то есть тело) освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы Сен-Дени (Saint-Denis) и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию-Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатлённые каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Крытая галерея усыпальницы базилики Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) представляет собой изумительную аркаду с двумя проходами, которая хорошо освещена витражными окнами и визуально кажется выше за счёт стрельчатых сводов. Некоторые из витражей прекрасно сохранились еще с древних времен, в их числе знаменитый витраж «древо Иессея» (то есть генеалогическое древо Христа), расположенное позади алтаря.

Проходя по северной стороне галереи Сен-Дени, вы увидите скульптурный портрет короля династии Меровингов Хлодвига I (по-французски Кловис), правившего в VI веке. Этот ловкий германец сумел присоединить земли римской Галлии к своим владениям и тем самым создал французскую государственность, предшественника современной Франции, со столицей в Париже. Здесь же находится еще один меровингский монарх Хильдеберт I, чьё надгробие, относящееся к XII веку, – самое древнее в базилике Сен-Дени.

Обернитесь к клиросу, чтобы увидеть замысловатую сводчатую нишу Дагоберта I – первого монарха, которого в VII столетии похоронили в базилике, и последнего короля из династии Меровингов, оставившего хоть какой-то след в истории Парижа и всей Франции. Однако скульптурное изображение французского монарха Дагоберта I было выполнено лишь в 1258 году, по истечению целых 6 столетий после его кончины.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие, изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо.

Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребёнными внутри храма, лежат их тела – плоть, лишённая души. Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской. Если вы отвлечётесь от изящного ренессансного сооружения и аллегорических фигур, то увидите истерзанные болью тела королевской четы.


Душевную атмосферу царящую в базилике Сен-Дени лучше всего можно ощутить во время ежегодного фестиваля, проводимого в предместье Сен-Дени (конец июня), когда тут устраиваются концерты классической музыки, с акцентом на хоровую музыку.

Аудиогиды и путеводители по Парижу от Paris10.ru

Посетите Лувр за 2 часа с русскоязычным аудиогидом

Значимость Сен-Дени

В течении многих веков Сен-Дени играло огромную роль в духовной и государственной жизни страны.

Фото 3. Сен-Дени в свое время было центром религиозной и светской жизни.

В стенах аббатства хранился главный флаг Франции, проводились богослужения, учились дети вельмож и королей, короновались члены королевской семьи.

В стенах аббатства хранился главный флаг Франции, проводились богослужения, учились дети вельмож и королей, короновались члены королевской семьи.

Аббатство Сен-Дени

Аббатство это играло очень важную роль в истории Франции. Да и сейчас представляет, по сути, не меньшую ценность. Ведь это не только один из первых готических соборов в Европе, но еще и усыпальница всех коронованных особ всех правящих династий Франции, начиная с 564 года. Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принца и принцессы. В 1260 году король Людовик Святой приказал перенести в Сен-Дени останки всех французских королей и расположить их в хронологическом порядке.

Название Сен-Дени связано с историей о святом покровителе Парижа Дионисии. Как гласит легенда, примерно в середине III в. н. э. на Монмартре казнили первого парижского епископа святого Дионисия (на французский манер это имя звучит как Дени). Палач опустил топор, однако обезглавленное тело, вместо того, чтобы свалиться на эшафот, подошло к голове, взяло ее в руки и двинулось из Парижа по северной дороге. Через шесть километров оно упало и больше не поднималось, произошло это около небольшой деревушки, которой позже дали название Сен-Дени. Там Дени был похоронен среди великомучеников, казненных за веру в Бога.

Уже в VII веке король Дагоберт I приказал построить церковь над гробницей святого. И, начиная с тех пор, здесь, вокруг усыпальницы стало складываться аббатство, а со временем построили и великолепный собор.

Здесь же, при монастыре, находилась художественная школа под руководством министра короля Людовика VII – аббата Сугерия (Сюже). О нем известно, что он родился в бедной крестьянской семье в 1081 году, но с детства был отмечен необычайными способностями, за что был передан на воспитание в Сен-Дени, где в то время воспитывался его сверстник, будущий король Людовик Толстый. Сугерий и Людовик сдружились, и когда тот пришел к власти, Сугерий стал аббатом Сен-Дени.

Сугерий выступил в качестве реформатора. При нем королевская власть приобрела сакральное значение, что способствовало ее укреплению.

Он также положил начало архитектурному преобразованию монастыря в новом «готическом» стиле, сплавив бургундский стиль с нормандским. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчеркивают вертикаль.

Новый стиль стали называть «архитектурой света», в отличии от тяжеловесных романских «крепостей Бога».

В интерьере придавалась особая роль историзированным окнам – витражам, изображающим сцены из Библии и жития святых. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые расширили круг сюжетов, использовавшихся в композиции витражей. Итак, именно базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведенным сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

При Сугерии стало общепринято почитание св. Дионисия Парижского как небесного покровителя всей Франции, а базилика стала главным собором, где хранилось государственное знамя – орифламма, золотой скипетр и трон франкского короля Дагоберта, меч Карла Великого и др. регалии. В XI-XIV вв. ни один военный поход короля не начинался без торжественного богослужения с выносом мощей трех мучеников и торжественным вручением орифламмы королю-военачальнику.

Кроме того, именно монахам аббатства Сен-Дени было поручено вести великую летопись – официальную историю Французского государства. Здесь проводились коронации монархов. А усыпальница представляла собой целый музей изящных скульптур.

Такая традиция поддерживалась до Великой французской революции конца XVIII века. Во время революции базилика была полностью разграблена и почти полностью разрушена вандалами, а останки погребенных королей выброшены в ров.

Современники описывают это событие так: “Подзадориваемая солдатами в красных кепи, толпа тараном проломила двери склепов. Первым «тираном», за кого принялись революционеры, оказался Генрих IV. Крышку его дубового саркофага подняли ломом, удивительно хорошо сохранившееся за сто восемьдесят с лишним лет тело поставили вертикально и, словно куклу, прислонили к столбу. Так он и стоял несколько дней, чтобы дать революционерам возможность выплеснуть свою ненависть. За ним последовал Людовик XIII, правда, без долгих издевательств, потому что его труп ужасно смердел. Трупу Людовика XIV вспороли живот, потом какой-то солдат сломал ему челюсть и вытащил из нее черный гнилой зуб, который показал исступленной толпе, как боевой трофей. Это продолжалось до тех пор, пока всех до единого Бурбонов не выбросили из гробов и не подвергли осквернению. Запах стоял ужасный. Все время поджигали порох, надеясь таким образом очистить воздух.”

Но время все расставило на свои места. Это удалось благодаря пожертвованиям и работе выдающегося французского реставратора, художника и искусствоведа Эжена Виолле-ле-Дюка, который с 1853 года являлся генеральным инспектором всех религиозных построек Франции, помимо Сен-Дени он также восстанавливал Собор Парижской богоматери, город Каркассон и др. И сейчас мы можем “лицезреть” царственных особ в их обители.

Читайте также:  Собор Сент-Джайлс в Эдинбурге, Шотландия

Рядом со ступеньками, ведущими в крытую галерею, покоится король Карл V – первый французский император, для которого саркофаг был изготовлен при жизни, в день его коронации в 1364 году. Рядом с ним покоится его супруга, Жанна Бурбонская, ставшая первой королевой, удостоившейся чести быть захороненной в этой усыпальнице. Она прижимает к груди мешок со своими внутренностями – знак того, что в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно (в самой усыпальнице, как правило хоронили именно тело).

в те времена существовала традиция, согласно которой у членов королевской семьи после смерти извлекали сердце и другие внутренние органы, тогда как плоть освобождали от скелета и хоронили отдельно

Поднявшись вверх по ступенькам усыпальницы и повернув направо, вы увидите короля Людовика и Марию Антуанетту, молящихся на коленях, около которых часто лежат букеты цветов. Эти запечатленные каменные силуэты были созданы лишь в 1830 году, спустя 37 лет после казни высочайших особ.

Справа от ступенек на северной стороне галереи расположено самое впечатляющее ренессансное надгробие,изображающее Генриха II и Екатерину Медичи, которое является ярким воплощением смелого замысла Франческо Приматиччо. Надгробие представлено в виде классического храма, где сверху размещены коленопреклонённые изображения супругов при жизни (скульптор Жермен Пилон), а внизу, погребенными внутри храма, лежат их тела – плоть, лишённая души.

Сразу за этим надгробием расположен памятник королю Людовику XII и Анне Бретонской.

Время посещения базилики: апрель-сентябрь с понедельника по субботу 10.00-18.00, в воскресенье 12.00-18.00; октябрь-март, понедельник-суббота 10.00-17.00, воскресенье, 12.00-17.00; закрыта во время отпеваний и венчаний.

Дата публикации: 31.03.2014, обновлена 02.12.2014
Tags: Париж, Франция, музей, история одного города

В интерьере придавалась особая роль историзированным окнам – витражам, изображающим сцены из Библии и жития святых. Для украшения собора он пригласил крупнейших мастеров своего времени, которые расширили круг сюжетов, использовавшихся в композиции витражей. Итак, именно базилика Сен-Дени (Basilique Saint-Denis) считается первым возведенным сооружением западноевропейской архитектуры, после которого по всей Франции стал распространяться готической стиль.

Базилика или аббатство Сен-Дени в Париже

Базилика или аббатство Сен-Дени (построено в 625 г.), расположенная в Париже, ничем не уступает известному во всем мире Нотр-Дам-де-Пари. Готический собор аббатства посвящен Св. Дионисию, чья могила, по преданию, находится как раз под его стенами. Сен-Дени называют усыпальницей французских королей, поскольку 35 монарших особ похоронены под его стенами. Во время правления короля Людовика 9 были построены 16 гробниц невиданной роскоши, они напоминают соборы в готическом стиле или саркофаги с фигурами святынь.

История Аббатства
Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н.э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. Он был обезглавлен на вершине Монмартра, но чудесным образом смог пройти еще 6 километров к северу от холма, неся свою голову в руках. Лишь в небольшом римском поселении Катуллиак, находившемся неподалеку от базилики, он пал замертво и был здесь же похоронен. Позже эту деревеньку в честь святого покровителя Парижа стали называть Сен-Дени, а в V веке другая покровительница города — Святая Женевьева — благословила возведение первой часовни над могилой Сен-Дени́и других христианских мучеников. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I. По его повелению часовня была перестроена в просторную монастырскую церковь, в одном из пределов которой упокоился и сам Дагоберт. Известно, что неподалеку от монастыря находилась и могила одного из первых французских королей — Хлодвига, который повелел похоронить себя там же, где находятся останки Св.Дионисия. Впоследствии здесь же были захоронены и другие французские монархи, предпочитавшие Париж всем другим французским городам.

Монастырь постоянно рос и расширялся. С течением веков он приобрел большее духовное и политическое значение, превратившись в настоящий центр культуры и образования. В аббатстве Сен-Дени, перестроенном в VIII веке при Пипине Коро́тком и Ка́рле Вели́ком, были открыты церковные школы, богадельни, начали собирать книги и вести летописи. Здесь же, наряду с другими учениками, проходили обучение и наследники французского престола. Так, например, именно в аббатстве Сен-Дени в XII веке зародилась дружба будущего короля Людо́вика VII и аббата Сугерия, которую они сохраняли на протяжении всей своей жизни. Эта дружба стала знаковой для истории монастыря — Сугерий вскоре стал настоятелем аббатства Сен-Дени. Монастырь Сен-Дени стал играть значительную роль в жизни Франции, выполняя многие государственные функции. Сугерий даже был регентом короля на время II Крестового похода, и легко справлялся с новыми обязанностями, управляя страной из-за стен монастыря Святого Дионисия. Аббатство было решено расширить и возвести на его территории новые постройки. В 30-х годах XII века Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет, и за это время предприимчивый монах задумал произвести революцию во французской культуре, выстроив не похожий ни на что храм. Вместо массивных стен романских церквей Сугерий решил возвести легкую каркасную конструкцию, где появилось место для широких оконных проемов и высоких сводов. Церковь, по его задумке, должны были заливать потоки света, преломленные стеклами витражей, для создания особой атмосферы духовного единения верующих и перехода от материальных ценностей к духовным. Так, аббат Сугерий стал основоположником готического стиля в архитектуре, а сама базилика Сен-Дени — первой готической церковью Франции и всего мира. Именно здесь были впервые воплощены классические для подобных построек стрельчатые арки, нервюрные своды, витражи и окно-роза на западном фасаде. И хотя в церкви Сен-Дени еще чувствуются черты романского стиля, все же она представляет собой великолепную готическую церковь.

Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. Причем, за время ее возведения сюда успели перенести останки французских королей, превратив церковь в королевский некрополь. Эта идея принадлежит Людовику IX, прозванному Святым. Он не только перенес сюда прах своих предшественников и их семей, но и заказал для каждого из них скульптурное надгробие. Некоторые их них сохранились и до наших дней, несмотря на тяжелую судьбу аббатства. Ни богатство, ни авторитет монастыря не уберегли его от войн и разграблений. Во время Столетней войны неподалеку была ранена Жанна д’Арк — об этом можно прочесть на мемориальной табличке на стене базилики. Во время религиозных войн XVI века кровь лилась прямо у стен церкви. Однако главный ущерб монастырю причинила Великая Французская революция. Все ценности обители были разграблены, сам монастырь закрыт, надгробия королей и королев разрушены или увезены в Париж, а королевские останки толпа бедняков свалила в глубокую яму, залила известью и сожгла. И здесь не обошлось без чудес! Говорят, что когда революционеры вскрыли могилу Генриха IV, они обнаружили нетленное тело монарха. Хотя этот казус не помешал новым властям очистить Сен-Дени от следов королевской власти. Генриху устроили новые похороны и постарались забыть об этом инциденте. Так Франция пыталась начать новую страницу своей истории.

К счастью, Революция пощадила само здание базилики, хотя некоторые и настаивали на том, чтобы ее снести. Здесь помог пришедший к власти Наполеон. Он вновь открыл церковь для прихожан и пожелал устроить собственную усыпальницу на месте королевского некрополя, хотя воплотить свой замысел так и не сумел. В 1816 году, уже после Реставрации королевской власти, в базилику вернули уцелевшие королевские надгробия. То, что осталось, от сожженных королевских мощей собрали и поместили в оссуарий аббатства. Год спустя по повелению Людовика XVIII в базилике перезахоронили тела Людовика XVI и Марии Антуанетты, затем к ним присоединился и сам монарх, а также умершие за границей члены королевской семьи. Последнее захоронение в базилике произошло совсем недавно — в 2004 году. После проведенных экспертиз предполагаемых останков Людовика XVII, погибшего в тюрьме в годы Революции, сердце молодого короля было также помещено в королевский некрополь.

Сегодняшнему облику бази́лики Сен-Дени мы должны быть обязаны выдающемуся архитектору и искусствоведу Эжену Виоле-ле-Дюку. Начиная с 1858 года, он в течение 20 лет занимался реставрацией самого здания и надгробных плит. Благодаря этому мы можем любоваться великолепным западным фасадом XII века, галереей витражных окон с изображением сцен крестовых походов, скульптурным декором церкви и надгробными памятниками многих королей Франции.

Особенности архитектуры

Изначально Сен-Дени должен был стать крепостью, но в 8 веке его стены не выдержали натиска войск короля Сигеберта, поэтому церковь нуждалась в перестройке и реставрации. Свой современный облик аббатство получило при Карле Великом, а стиль, в котором был построен Сен-Дени, стал важной частью всей мировой архитектуры.

Собор был расписан лучшими европейскими мастерами, здесь можно увидеть витражи «гризайль», великолепный мозаичный пол, массивные каменные скульптуры и многое другое. Все витражи являются частью одного целого, поскольку общая картина отражает Первый Крестовый поход и его вехи. Еще на прекрасных стеклах можно узнать и события, связанные с посещением Святой Земли Карлом Великим.

Что нужно знать, перед тем как ехать в Сен-Дени?

1. Собор всегда открыт для всех желающих, кроме дней, когда совершаются обряды венчания или отпевания.
2. Начиная с 1 мая, посещать Сен-Дени можно в любое время с 12:00 до 18:15, но вот с 1 сентября график меняется: собор работает с 10:00 до 17:15.
3. Чтобы увидеть усыпальницу монархов, нужно приобрести билет по цене 7,5 евро. Детям до 18 лет не нужно покупать входной билет, студенты в возрасте от 18 до 25 должны заплатить 4,5 евро. Остальная часть аббатства открыта для бесплатного посещения.

Рядом находится просторный парк, где можно отдохнуть после посещения королевского некрополя.

Базилика или аббатство Сен-Дени (построено в 625 г.), расположенная в Париже, ничем не уступает известному во всем мире Нотр-Дам-де-Пари. Готический собор аббатства посвящен Св. Дионисию, чья могила, по преданию, находится как раз под его стенами. Сен-Дени называют усыпальницей французских королей, поскольку 35 монарших особ похоронены под его стенами. Во время правления короля Людовика 9 были построены 16 гробниц невиданной роскоши, они напоминают соборы в готическом стиле или саркофаги с фигурами святынь.

Ссылка на основную публикацию