Мескита большая мечеть города Кордовы

Мескита во времена правления Аль-Мансура

Для Мескиты и всего Кордовского халифата следующим важным этапом в истории стал период правления Аль-Мансура. Примечательно, что Аль-Мансур происходил из довольно небогатой семьи, а его дед служил придворным врачом и министром при дворе халифа Абд-ар-Рахмана. Он не был халифом, но был талантливым политиком и полководцем, совершившим 57 походов против христианских королей и фактически державшим власть в Кордовском халифате в своих руках. После смерти в 1002 году Аль-Мансура Кордовский халифат просуществовал всего несколько лет и распался на мелкие княжества – эмираты. Во времена правления Аль-Мансура к Кордовской Меските были пристроены еще 8 приделов с ее восточной стороны, а также внутренний дворик. Тем не менее, несмотря на кажущийся размах строительства, затраты на его реализацию были минимальными, а само оно сильно отличались от строительства при Аль-Хакаме II: использовались дешевые материалы, позаимствованные от прежних строений, применялись простые архитектурные планы и решения. Примером такой экономии может служить конструкция возводимых арок, в которых для создания чередовавшегося красно-белого рисунка использовались не кирпич и белый камень, а краски.

Как и в других отвоеванных у мусульман городах, освобожденное христианское население мечтало стереть воспоминания о многовековом господстве мусульман и полностью перестроить Кордовскую Мескиту, превратив ее в христианский собор. Однако, правящие христианские короли понимали всю уникальность и ценность создававшегося веками сооружения и не позволили его разрушить. Тем не менее, был запланирован ряд работ по перепланировке и реконструкции мечети в кафедральный собор Кордовы.

Мескита большая мечеть города Кордовы

Мескита – одна из самых больших в мире мечетей: ее площадь равна 22.4000 кв. километров (175 метров с севера на юг и 128 – с востока на запад).
Современный вид на Кордовскую мечеть через Гвадалквивир:

Когда Мескита ждет гостей (часы работы)

Мескита ждет посетителей все дни недели, кроме воскресенья, с 10 часов утра до 7 часов вечера. С ноября по февраль время работы сокращено до 6 часов вечера. Колокольня закрыта для туристов с 13:30 до 16:00.

Чтобы осмотреть всю Мескиту, одного дня мало, но советуем вам даже не расстраиваться по этому поводу. Выберите несколько основных объектов для посещения и наслаждайтесь ими. Или же доверьте свой выбор гиду.

Видео: «Андалусия — от открытия до падения»

История Андалусии от открытия до падения. Смотрите видео.

Ассаламу Алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху.

Произошла ошибка с именем шейха который даёт лекции про Андалусию и открытие Палестины:

  • Куния и имя шейха не Мирас Абу Мухаммад, а АБУ ДЖАФАР.
  • По этой причине я удалил все лекции и видео с Ютуба, в ближайшее время всё буде исправлено и залито обратно ин ша Аллах.

Хорошая новость в том что удалось связаться с шейхом и скоро будут много полезных лекции об истории мусульман.

Братья и сестры, поделитесь у себя на странице, чтобы другие тоже посмотрели видео! Да вознаградит вас Аллах.


Этот двор спроектировали при Абдур-Рахмане III, а в 13 веке его обсадили пальмами. В скорее были добавлены апельсины, а ещё позже были высажены оливы и кипарисы, они остались и до наших дней. Так же, можно заметить позаимствованные колонны и решётки древнего рима.

Мескита кордовская соборная мечеть Испания

Кордовская соборная мечеть. фасад

Строительство соборной мечети в столице Кордовского халифата началось в VIII в. Когда-то на месте мечети стояла христианская церковь, построенная предшественниками арабов, вестготами. После утверждения в Испании власти мусульман представители двух религий делили церковь, поочередно производя в ней свои обряды. Затем эмир Кордовы Абдурахман I выкупил у христиан здание церкви, приказал ее разрушить и построить новую мечеть, которая могла вместить значительно большее количество людей. Это произошло в 785 г. Для строительства был выбран камень теплого золотисто — коричневого цвета. Сначала мечеть была квадратной в плане, но население города быстро росло, и обладатели Кордовы были вынуждены все время перестраивать мечеть, увеличивая ее размеры. Преемник Абдурахмана I пристроил к мечети первый минарет — небольшую квадратную башню. В 833 г. была создана вторая ниша, перекрытая куполом. В 945-946 гг старый минарет был заменен новым. Он достигал 37 м высотой, все его грани были покрыты каменной резьбой, а верхушку венчал величественный купол.

Кордовская соборная мечеть. портал

Сохранились литературные описания и изображения второго кордовского минарета, который многим архитекторам был образцом для подражания, но сам он, к сожалению, был разрушен в XVI веке. Площадь которую занимала мечеть, увеличивалась до конца X в. Сейчас она представляет собой в плане прямоугольник 114 м в ширину и 200 м в длину. Не очень высокие зубчатые стены мечети установлены ​​на ступенчатой платформе. Ее поддерживают плоские контрфорсы, между которыми расположены порталы. Созданные в разное время и по-разному украшенные, эти порталы, вопреки всему, сохраняют стилистическое единство со всей постройкой. Ни один из них не является главным, не отличается ни размерами, ни особыми украшениями, все они играют одинаковую роль во внешнем виде здания.

Кордовская соборная мечеть. Колоннада

Лишь небольшая часть общей площади мечети занимает двор. Большая же часть внутреннего пространства отведена под зал для молитвы. Это колоссальное помещение разделено колоннами на девятнадцать нефов. Общее количество колонн здесь превышает восемьсот. Значительную их часть арабские мастера не производили сами. Они использовали колонны, оставшиеся от многочисленных римских сооружений, их свозили со всей Испании и даже из Северной Африки. Стволы колонн изготовлены из голубого и розового мрамора, цветной яшмы и других ценных материалов. Они не имеют основы и вырастают прямо из пола, что делает их похожими на деревья, а сам зал часто сравнивают с густым лесом. На колонны опирается двухъярусная аркада. Арки здесь подковообразные и составлены из чередующихся белых и красных клиновидных камней. Когда-то мечеть освещалась с помощью сотен серебряных лампад, которые свисали с потолка.

Кордовская соборная мечеть. Фрагмент купола

Пройдя через лес колонн, попадаешь к стене, в которой устроены михрабы. Пространство перед главной нишей михраба перекрыто куполом. Подняв глаза, можно увидеть над головой восьмиугольную звезду, образованную двумя квадратами, пересекающими друг друга. Купол покрывает мозаичный узор синих и золотых цветов. Красочными мозаиками украшены и все михрабы, особенно центральный. Под его нарядной аркой расположено небольшое помещение, вытесаное из цельного белого мрамора. Помещение обладает чрезвычайными акустическими свойствами. Слова, которые говорил перед михрабом имам — руководитель общей молитвы, было хорошо слышно далеко в зале.

Кордовская соборная мечеть. Михрабна ниша

Красота кордовской соборной мечети была такой необычайной, что христиане, которые захватили Кордову в XIII в., не решились ее разрушить. Мечеть была освящена как католический собор.

Но хотя эта уникальная достопримечательность не претерпела разрушения, она очень пострадала от многочисленных перестроек. Во дворе возводились часовни, служившие местом захоронения для членов знатных кордовских семей. Достаточно красивые сами по себе, эти часовни нарушали ансамбль мечети. В начале XVI в. было принято решение о возведении во дворе католического собора. Горожане Кордовы пытались сохранить свою достопримечательность и писали многочисленные жалобы королю, но влияние духовенства был сильнее, и король дал согласие. Говорят, что потом он сожалел, что принял такое решение. Проезжая через Кордову, он якобы сказал, что если бы видел это сооружение ранее, никогда бы не согласился на ее перестройку, потому католические архитекторы «построили то, что можно видеть везде, и разрушили то, что было единственным в мире». Но все же Кордовская мечеть сохранилась, хотя и в измененном виде. Жители и гости Кордовы и сейчас могут видеть воочию это удивительное произведение арабских строительных мастеров раннего средневековья.

Кордовская соборная мечеть. портал

Отзыв: Экскурсия в Мескиту (Mezquita-catedral de Cordoba) (Испания) – Великая красота! Просто не передать мои эмоции от увиденного!

И снова добрый день, мои уважаемые друзья и читатели!

Сегодня хочу написать заключительный отзыв о Кордобе, а если быть точнее, то об одной из главных достопримечательностей этого красивого испанского города – о Меските.

В прошлых отзывах, посвященных интересным местам города Кордоба, мы с вами прогулялись по средневековому еврейскому кварталу Худерии, заглянули во Дворец испанских королей Алькасар, да и просто совершили неспешную пешеходную экскурсию по городу, увидели 16-арочный мост, музей корриды, множество сувенирных лавочек с яркими разноцветными керамическими тарелками и аксессуарами для национального танца фламенко. Все это нам уже знакомо. Осталось только посетить визитную карточку Кордовы – величественный Кафедральный собор Кордобы, который имеет и второе, не менее (если не более) популярное название – Мескиту.

Но давайте сначала немного поговорим об этом действительно уникальном кафедральном соборе и пойдем, почему же он имеет двойное название.

Думаю, не будет преувеличением, если я скажу, что Мескита Кордовы – это не только главная достопримечательность города, но и одна из красивейших и ярчайших достопримечательностей всего южного региона Испании, называемого Андалусией. На сегодняшний день Мескита – это самая большая мечеть во всей Европе, а в средние века она была 2-ой по величине мечетью во всем мире!

Строительство Мескиты началось ориентировочно в 600-м году. Первоначально она строилась как вестготская церковь Викентия Сарагосского (это раннехристианский мученик, умер в 304 году в испанском городе Валенсии, пострадал за веру Христа в период правления императора Диоклетиана). В 711 году эта церковь была разрушена. Примерно через 60 лет земля, где ранее была церковь, была выкуплена эмиром Абд ар-Рахман I – основателем династии кордовских Омейядов, которые правили в Кордове вплоть до 1031 года. И здесь в 784 году он возвел мечеть для почитания своей жены. Мечеть была частью дворца эмира. Позже мечеть подверглась многочисленным перестройкам и достройкам, была увеличена ее площадь, построен новый минарет, расширился михраб.

Площадь современной Мескиты (или Кафедрального собора) Кордовы просто огромна – около 25 тысяч кв. метров. Расположена она на берегу реки Гвадалквивир, с правой стороны после величественного 16-арочного Старого моста.

Вот они – стены Мескиты

Пройдя в каменные вороты Мескиты, попадаешь во внутренний дворик, называемый “апельсиновым”. Ранее, до 15-го века здесь росли пальмы, которые потом были заменены на апельсиновые деревья.

При входе можно взять информационный буклет, но, к сожалению, они выпускаются только на двух языках: испанском и английском.

Схему мечети-собора привожу чуть крупнее, фото кликабельно, в принципе, при желании схему можно будет распечатать (для тех, кто собирается посетить Кордову)

Долгое время Мескита оставалась красивейшей мечетью Кордовы. Но после того, как город был отвоеван христианами, они решили уничтожить арабское наследие и возвести на месте мечети христианский собор. Однако, к счастью, ни у кого не поднялась рука разрушить такую красоту и было принято великое решение просто провести некоторые работы как снаружи, так и внутри мечети. Минарет был перестроен в башню, наверху которой возвышается Архангел Рафаил – покровитель Кордовы.

А вот на этой фотографии видны ворота Прощения – главный вход в Кафедральный собор.

В 1523 году по решению архиепископа Алонсо Маурике было решено провести кардинальное изменение: построить внутри мечети христианскую церковь. Как это ни удивительно, но население города выступило решительно против этой идеи, страсти и споры вокруг этой темы разгорелись не шуточные и тогда было принято решение обратиться к императору Карлу V, который, не видя Мескиту, дал свое “добро” на возведение Собора. Когда же он в 1526 году приехал в Кордову, то сказал:

«Вы построили то, что можно построить где угодно, и разрушили то, что было единственным в мире».

Но так или иначе, а христианский храм был возведен внутри мусульманской мечети. Отсюда получилось и современное название Мескита – собор-мечеть. Сейчас Мескита соединяет в себе несколько архитектурных стилей: это и вестготский собор, и мусульманская мечеть, и христианский Кафедральный собор.

Мескита – именно ее старая арабская часть – известна тем, что она насчитывает 856 колонн из яшмы, оникса, мрамора и гранита (раньше колонн было в полтора раза больше – 1293. ); многие колонны сделаны из частей римского храма, который был здесь раньше. Высота колонн – чуть более трех метров. Если посмотреть, стоящий вдалеке человек кажется просто крошечным среди каменного “леса” колонн. Кстати, многие исследователи сравнивают кордовские колонны Мескиты с пальмовым лесом. Высоченные потолки поддерживаются двойными арками, имеющими бело-бардовую окраску. Позолоченные ниши, красивейшие купола, резные по камню фрагменты стен – все это вызывает восхищение.

На фото ниже – михраб – так называется ниша в стене мечети, к которой мусульмане обращаются во время молитвы. Обычно он бывает обращен в сторону Мекки, т. е. здесь должен быть обращен на восток. Однако он находится с южной стороны и понять истинную причину этого ученые-исследователи пока не могут. Есть несколько версий: то ли михраб смотрит в сторону реки, где когда-то высадился эмир Абд ар-Рахман, когда приплыл в Кордову из родного города Дамасска; то ли михраб смотрит в сторону главной улицы древнего города.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Хочу сказать, что фотографии не в силах передать всю красоту михраб, да и мечети в целом! Это действительно уникальное по красоте творение искусства.

К сожалению, освещение внутри мечети очень слабое и фотоаппарат выдал не очень качественные снимки, а я это не заметила. и не перефотографировала.

Осмотрев и полюбовавшись Мескитой, мы с вами переходим в более современную часть Мечети-Собора. Кафедральный собор – это яркий образец готического стиля, в который были добавлены барочные элементы.

Очень красивый и величественный алтарь. В Испании его называют “ретабло”. Так вот главное ретабло выполнено из мрамора в 1618 году. В самом верхнему ряду огромное полотно со сценой Успения Божьей Матери.

В 18-м веке были сделаны уникальные деревянные хорЫ. Они выполнены из антильского красного дерева; здесь высечены фигуры из Ветхого и Нового заветов.

Очень рекомендую не пропустить Сокровищницу Мескиты. Главное, на что обращаешь внимание заходя внутрь сокровищницы, это огромная дарохранительница (1514 год). Выполнена она из золота и серебра и представляет из себя священный сосуд, в котором находятся плоть и кровь Христа. Раз в год в праздник тела Христова эту двухметровую красоту выносят из Собора и проносят по улицам Кордовы.

Кроме этой красивейшей дарохранительницы можно ознакомиться и с другими экспонатами, представленными здесь

Ну и просто не могу не показать вам красивейший орган Кафедрального собора

Не могу передать вам то чувство восхищения, с которым я осматривала Мескиту. Великолепная и такая разная архитектура, интереснейшая мечеть времен халифата, красивейший католический собор – все это переполняет душу. Великая красота, по другому и не скажешь!

Полезная информация:
* Вход в мечеть – 8 €, до 10 лет — бесплатно. В будние дни можно попасть на службу с 8.30 до 10.00 бесплатно (вход на службу прекращается в 8.20 и ворота закрываются)

* Необходимо соблюдать дресс-код, вход в шортах и футболках допускается, но уж совсем откровенно открытые майки и топы – нет
* с понедельника по субботу вход в Мескиту открыт с 10.00 (после окончания службы), закрывается мечеть-собор либо в 18.00 либо в 19.00 в зависимости от сезона

Осмотрев и полюбовавшись Мескитой, мы с вами переходим в более современную часть Мечети-Собора. Кафедральный собор – это яркий образец готического стиля, в который были добавлены барочные элементы.

Соборная мечеть Мескита

Самой известной архитектурной достопримечательностью Кордовы, а также символом города, является Мескита (Mezquita). Эта грандиозная соборная мечеть, история которой насчитывает 11 веков, является важнейшим памятником средневековой мавританской архитектуры в Андалусии.

Еще в Римскую эпоху на месте Мескиты стоял римский храм. Но в VII веке во времена вестготов вместо него была построена базилика в честь раннехристианского мученика святого Викентия.

В 784 году эмир династии Омейядов Абд ар-Рахман I выкупил землю, на которой стоял храм, после чего снес его, и на этом месте, в почитание своей жены, начал строительство мечети.

В дальнейшем, каждый новый правитель Кордовы добавлял что-то новое к общей архитектуре строения Мескиты, тем самым изменяя и расширяя эту уникальную мечеть.

В правление кордовского халифа Абд ар-Рахмана III в середине X века был построен новый минарет, увеличен внутренний двор и удлинены нефы молитвенного зала.

В период наивысшего расцвета Кордовского халифата правитель Ал-Хакам II с 961 по 967 год увеличил площадь Мескиты, и при помощи византийских мастеров обогатил михраб — специальную нишу в стене, обычно в направлении Мекки, где молился имам.

Последняя реконструкция была выполнены в 987 году Аль-Мансуром — государственным деятелем и военачальником мусульманской Испании. В период его правления мечеть Мескита была увеличила в два раза, превратившись в здание размером 180 на 130 метров, со стенами вокруг комплекса длиной 200 метров и шириной 144 метра. И к окончанию строительных работ Мескиту украшали 1293 колонны, 1445 светильников и 280 люстр.

Мескита

В 1236 году королём Кастилии Фердинандом III Кордова была отвоевана у арабов. Это произошло в период Реконкисты — процесса отвоёвывания испанскими и португальскими христианами земель на Пиренейском полуострове, занятых маврскими эмиратами.

Но испанцы так были тронуты величием и красотой Мескиты, что приняли решение не разрушать мечеть, а переделать его в Кафедральный католический собор Кордовы (Catedral de Córdoba). 19 дверей, выходящие во внутренний двор, были закрыты, внутри храма вдоль стен были сделали часовни, а минарет мечети превратился в колокольню.

Последующие испанские короли продолжали вносить изменения в структуру Мескиты. Самой большой переделке Мескита подверглась в 1523 году. По инициативе архиепископа Алонсо Маурике внутри мечети решили возвести христианский собор, строительство которого завершилось только спустя столетие.

Ремесленники и архитекторы продолжали добавлять что-то к существующей структуре здания вплоть до конца XVIII века. И, в итоге, к мавританскому облику Мескиты добавился готический христианский собор, к которому позже добавились еще и барочные элементы.

Соборная мечеть Мескита состоит из двух основных частей: Апельсиновый двор (Patio de los Naranjos), к которому ведут Ворота Прощения (Puerta del Perdon), расположенные возле минарета, и Харам — молитвенный зал.

Входом в соборную мечеть Кордовы служат Пальмовые ворота (Puerta de las Palmas). От них вглубь здания уходит типичные для мавританской архитектуры красно-белые арки. Их поддерживают 856 сохранившихся до нашего времени колонн, выполненных из мрамора, гранита, яшмы и оникса.

Шедевр архитектурного искусства — Михраб Мескиты, к которой мусульмане обращаются во время молитвы, имеет несколько особенностей. Он обращен не в сторону Мекки — на восток, а находится с южной стороны. Другой особенностью является его расположение далеко от центра, что противоречит традициям. Причиной этого стало невозможность расширения мечети на юг из-за протекания в этом направлении реки, и на запад, из-за нахождения здесь халифского дворца. Именно поэтому мечеть пришлось расширять на восток.

Благодаря своей долгой истории и смене культурных эпох в Кордове, архитектура Мескиты соединила в себе стили нескольких эпох: от византийской мозаики и мавританских построек до позднеготических и барочных традиций XVI-XVII веков.

С актуальной информацией о времени посещения и стоимости билетов можно ознакомиться на официальном сайте Мескиты.

Как добраться до Соборной мечети Мескита
Добраться до Мескиты можно на автобусе 03 и 12 до остановки Puerta del Puente.
Адрес Мескиты: Mosque-Cathedral, Calle Cardenal Herrero, 1.

Самая первая крепость на этом месте была построена вестготами в раннем средневековье. После того, как власть в Испании захватили арабы, эмиры Омейядского (Дамасского) халифата перестроили её.

Мечеть посреди моря: Дарга Хаджи Али в Индии

Комплекс Хаджи Али Дарга – главная мусульманская достопримечательность в Мумбаи — состоит из мечети, дарги (захоронения) Хаджи Али и санатория. Это архитектурное чудо, расположенное прямо в море на небольшом острове недалеко от побережья Вурли, ежегодно привлекает огромное количество туристов. Островок связан с пригородом Мумбаи Махалакшми узкой дорогой длиной в километр, которая построена через Аравийское море. Так что добраться до комплекса можно только по этой пешеходной дамбе и только во время отливов. Уникальный памятник архитектуры, которым является комплекс, был основан в XV веке и отражает основные особенности индо-исламского и могольского стилей.

Комплекс был заложен в 1431 году богатым мусульманским торговцем и праведником по имени Хаджи Али, который отказался от своего земного имущества, перед тем, как совершить паломничество в Мекку. Однако по дороге в хадж Хаджи Али умер, а его тело вынесло именно на этот остров, где его с почестями и похоронили, а также построили гробницу. Примечательно, что сам Хаджи Али при жизни завещал предать его тело морю после смерти, и его желание, таким образом, сбылось. А уже в XIX веке была построена изящная мечеть комплекса.

Сайед Пир Хаджи Али Шах Бухари был родом из Средней Азии и много путешествовал, пока не приехал в Индию, где и остался жить в портовом районе Мумбаи. В Индии Хаджи Али активно распространял ислам. С жизнью этого почитаемого человека связано много легенд. Одна из них рассказывает о том, как однажды Хаджи Али встретил на улице плачущую женщину. Пир подошёл к ней, и женщина рассказала ему, что разлила масло из сосуда, и теперь боится гнева своего мужа. Тогда Хаджи Али ткнул пальцем в землю в том месте, где разлилось масло, и оно собралось обратно в сосуд.

Хаджи Али Дарга / Источник: pinterest.com

Мечеть Хаджи Али Дарга имеет отдельные молельные комнаты для мужчин и женщин. Мужчины могут попасть внутрь через южный вход, а для женщин предусмотрен вход с западной стороны. Также в мечети есть отдельный женский зал.

Комплекс занимает площадь в 4 500 квадратных метров, высота минарета мечети, который является архитектурной доминантой всего комплекса, – 26 метров. Захоронение Хаджи Али покрыто красно-зеленой парчой в обрамлении из серебра. Главный зал мечети украшен изящными мраморными столбами, выложенными цветным стеклом. Также на столбах каллиграфически написаны девяносто девять имен Аллаха.

Добраться до Хаджи Али Дарга можно только во время отливов / Источник: terra-z.com

Примечательно, как стойко переживал комплекс Хаджи Али Дарга различные природные катаклизмы. Известно, что во время сезона муссонов почти все дороги в Мумбаи становятся неровными и имеют выбоины. Береговая линия близ комплекса была неоднократно повреждена из-за стихии, однако путь к Дарге ни разу не был поврежден и всегда оставался безопасным для людей. Это называют настоящим чудом.

В 1949 году в Мумбаи разразился сильный шторм, во время которого практически каждое здание в городе получило те или иные повреждения. Однако ни сам комплекс Хаджи Али Дарги, ни ведущая к нему дамба, ни люди, которые находились во время цунами в мечети, не пострадали.

В даргу не прерывается поток верующих / Источник: terra-z.com

Далее, сильнейшие проливные дожди 26 июля 2005 года, которые привели к значительным разрушениям в городе, также не нанесли ущерба уникальному мусульманскому комплексу.

Мечеть принимает около 10-15 тысяч посетителей в день, а по четвергам и пятницам, когда здесь можно услышать традиционный духовные песнопения каввали – до 40 тысяч. Дело в том, что в комплексе мечети есть также Каввал-хана – место, где пришедшие могут отдохнуть, а по случаям это место используется для суфийских музыкальных программ. Живописный вид на Аравийское море и уникальная архитектура делают комплекс Хаджи Али Дарга одним из самых популярных мест в Мумбаи среди туристов всех вероисповеданий.

Лучшим временем для посещения считается зимний период с октября по март, когда приливы не такие сильные.


Сайед Пир Хаджи Али Шах Бухари был родом из Средней Азии и много путешествовал, пока не приехал в Индию, где и остался жить в портовом районе Мумбаи. В Индии Хаджи Али активно распространял ислам. С жизнью этого почитаемого человека связано много легенд. Одна из них рассказывает о том, как однажды Хаджи Али встретил на улице плачущую женщину. Пир подошёл к ней, и женщина рассказала ему, что разлила масло из сосуда, и теперь боится гнева своего мужа. Тогда Хаджи Али ткнул пальцем в землю в том месте, где разлилось масло, и оно собралось обратно в сосуд.

По Мумбаи — от морской набережной Марина-Драйв к мечети Хаджи Али.

21-й отчет. О самостоятельном путешествии по Индии. Начало отчетов- ЗДЕСЬ.

В предыдущем отчете, я рассказал как осматривал Мумбаи, о чем можно прочитать — здесь — ” По Мумбаи — от острова Слонов до Майдана.»

15-й день путешествия.- 26 декабря 2016 года. МУМБАИ.

С утра я стал потихоньку выдвигаться к набережной Мумбаи, которая расположилась вдоль Индийского океана и протянулась на многие километры, но сначала от моей гостиницы надо было пройти километра три — по кварталам старого центра Бомбея.

-Вчера я уже прогулялся по этому центру и отметил, что здесь Мумбаи (Бомбей) вполне напоминает европейский город — красивые здания, в том числе в неоготическом стиле, просторные площади, парки, памятники. Но есть и индийская специфика — без нее не обойтись — и здесь достаточно шумно, местами грязно, много торговцев — некоторые продают свои вещи прямо на тротуарах.

Читайте также:  Руанский собор в Руане, Франция

-В центре Бомбея запрещен въезд тук-туков, что сказалось положительно на этой части города

-Идя строго на запад — я вскоре вышел на набережную Марина-Драйв (Marine Drive).

-Марина-Драйв — один из символов Мумбаи — это огромная закругленная набережная, на которой тусуется местная молодежь.

-Вокруг открываются виды на небоскребы — но с утра их было плохо видно- была дымка (туман).

-Здесь снимались многочисленные индийские фильмы.

-Здесь достаточно чисто, хотя в море я не рискнул купаться.

-Я направился вдоль по этой набережной-наблюдая за отдыхом местных.

-Единый архитектурный ансамбль в стиле констуктивизма возник здесь в 30 годы 20 века вследствии плановой застройки отвоеванного у моря участка.

-Дома здесь все однотипные — солидные здания без особых изысков в 5–6 этажей с округлненными углами. Каждый дом имеет свое название, а не номер.

-Для бомбейцев — это место массовых гуляний, особенно для молодых пар.

-Один из местных обычаев фотографироваться вместе с европейцами — вот и мне пришлось два раза сфотографироваться с индусами.

-Постепенно я подошел к пляжам — с длинной и широкой песчаной полосой.

-На пляже было огромное количество чаек- которых подкармливают местные.

-Набережная приятная и по ней надо обязательно прогуляться (тук-туки) тоже здесь запрещены. Вокруг много зелени и пальм

-Я спустился на пляж

-Лишь несколько человек купались (индусы как и китайцы в основном не умеют плавать) — море было теплым, но я не рискнул купаться (так как на следующий день уезжал в Гоа — где у меня будет пляжный отдых)

-В зеленой зоне у пляжей — есть кафе и туалеты. Вообщем этот пляж неплохой, только надо до конца очистить море от сбросов неочищенных стоков и просто мусора и тогда это будет вообще супер место в Бомбее.

-Я опять направился вдоль набережной, которая постепенно закруглялась

-В таких домах (на фото) живут в основном богатые бомбейцы. Да и сам Бомбей самый развитый в экономическом плане индийский мегаполис.

-Мумбаи один из самых контрастных городов мира. Здесь древность соседствует с современностью, нищета с роскошью. В городе множество ночных клубов и храмов, светских людей и религиозных фанатиков.

-В Мумбаи самые большие трущобы и самая дорогая недвижимость в Азии.

-Выйдя в конец набережной — увидел вот такую кучу мусора- как все-таки индусы умудряются загадить даже красивые места (такое впечатление, что они от этого удовольствие получают) — я понял, что правильно сделал, что не стал купаться в этом море.

-Далее мой путь лежал к одной из главных исторических достопримечательностей Бомбея- к мечети Хаджи Али.

-А пока я направился пешком по современным районам Бомбея с многочисленными высотками.

-Хотя и здесь — проявлялись родимые пятна Индии

-Небольшая справка о Бомбеи (Мумбаи) — это самый густонаселенный мегаполис в мире на 2016 год и население его превысило 21 миллион жителей!

-Одни бомбойцы живут в высоких небоскребах и шикарных особняках, другие в ужасных трущобах.

-В Мумбаи проживает самый богатый человек Индии- Мукеш Амбани, который построил себе 27-ми этажный особняк стоимостью в один миллиард долларов и с обслугой в 600 человек для обслуживания шести членов его семьи. Одновременно в городе расположена одна из самых больших трущоб в мире. Почти половина населения Бомбея (10 миллионов человек) живет в трущобах в условиях крайней нищеты!

-Колониальная история Бомбея началась с захвата и образования португальской колонии в 1509 году. В 1661 году город был пожалован Англии, как часть приданнного португальской принцессы Екатерины Браганской, когда она выходила замуж за Карла Второго. Британская корона получила город, но не знала, что с ним делать и отдала в аренду Ост-Индийской компании за десять фунтов в год!

-Бомбей стал быстро развиваться в период гражданской войны в США, когда прекратился экспорт хлопка с американского Юга. Открытие Суэцкого канала преобразовал его в важнейший и крупнейший морской порт на побережье Аравийского моря.

-На языке маратхов (это основное население штата) — город всегда называли Мумбаи, а именем Бомбей город обязан португальцам. От старого колониального названия решили отказаться в 1995 году, хотя многие местные (в том числе таксисты) продолжают называть город Бомбеем.

-Мумбаи в Индии — мечта для многих жителей страны, место широких возможностей.

-В Мумбиа производится более 7 процентов ВВП страны, на его долю приходится 25 процентов промышленного производства,70 процентов морской торговли, 40 процентов внешней торговли. Здесь расположены — Резервный банк Индии и Национальная фондовая биржа страны.

-Бомбей является самым богатым городом Индии и имеет самый высокий ВВП, по сравнению с другими мегаполисами Центрально и Южной Азии.

-Пройдя многочисленные кварталы многоэтажек (шел я пешком около часа) — я снова вышел к берегу моря, но уже на другой набережной у мечете Хаджи Али (на фото).

-По дороге к ней расположилсь многочисленные торговые ряды — продавцы были мусульмане.

-Мечеть Хаджи Али стоит на крошечном островке — связанного узкой дамбой -длиной в один километр

-Вокруг все было просто ужасно загажено — было очень неприятно идти по этой помойке. Я не националист и не расист, но здесь поневоле я материл индусов за их способность довести нашу планету и океан до сортира.

-И возле самой мечети — кучи разлагающего мусора- тут же рядом готовят пищу и стоят забегаловки

-Мечеть Хаджи Али (Haji Ali Mosque)- построена в 1431 году в память о богатом мусульманском купце Хаджи Али, пожертвовавшего все свое состояние и затем совершившего паломничество в Мекку. Он заболел и завещал бросить свой гроб в Аравийского море. Гроб по легенде пристал к острову у Бомбея, где и был погребен, а на месте могилы возвели мечеть, которую сейчас посещают тысячи паломников.

-Вернувшись по дамбе назад, я посетил еще несколько индуистких храмов, которые находятся рядом и тоже на побережье моря.

-Пешком мне уже возвращаться не хотелось и возле мечети я взял такси и доехал за 200 рупий (3 доллара США) в центр исторического Бомбея (недалеко от моей гостиницы) к вокзалу Виктории, который теперь называется Чхатрапати Шиваджи (основатель империи Маратхов в 18 веке)- на фото

-Это самый многолюдный вокзал в Индии. Дизайн вокзала имеет некоторое сходство с вокзалом Сент-Панкрас в центре Лондона. Строительство здания продолжалось 10 лет и был открыт в день золотого юбилея королевы Виктории в 1887 году.

Стоимостью в 260 тысяч фунтов, он стал самым дорогостоящим зданием на тот период в Бомбеи. В 2004 году этот вокзал был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2008 году он был запечатлен в фильме «Миллионер из трущоб», который получил 8 премий Оскар и 4 премии Золотой Глобус.

-Внутрь я не попал — там идут сейчас реставрационные работы. Рядом у вокзала находится барахолка и стоянка городских автобусов.

-И именно с этого вокзала (рядом с правой стороны большой терминал) — завтра с утра- я уезжал в Южный Гоа- за 15 дней путешествия по Индии, у меня уже порядком накопилась усталость и организм требовал тупого пляжного отдыха, но об этом в следующем отчете. который можно прочитать – здесь – ” Все, что надо знать о железных дорогах Индии “

-Для бомбейцев — это место массовых гуляний, особенно для молодых пар.

Старинные предания шиитов

Согласно общепринятому мнению, именно в этом месте был когда-то погребен праведный халиф Али, зять и кузен исламского пророка Мохаммеда, убитый предателями-заговорщиками.

Афганские историки утверждают, что изначально Али похоронили недалеко от Багдада, однако сразу после погребения его последователи забрали тело, чтобы перепрятать. Они боялись, что враги Али не успокоятся даже после его смерти и осквернят останки. Тело перевозили на верблюде, но тот, не выдержав долгого, изнурительного похода, в итоге пал. Считается, что на том самом месте погибшего и захоронили, из-за чего гробница и выстроенная позже мечеть получили название «Мазари-Шариф» (дословно – «Могила святого»). Так называется и город.

В период набега на эти земли войск Чингисхана могилу пришлось засыпать землей, чтобы враги ее не заметили. Ну а обнаружили ее, согласно преданию, крестьяне местной деревни. Вспахивая землю, они случайно наткнулись на каменную гробницу. Внутри лежали Коран, знаменитый меч Али, а также его мертвое тело, которое не подверглось разложению, что впоследствии и посчитали признаком святости.

Интересно, что персы и арабы не поддерживают эту гипотезу и считают, что Али убили вовсе не здесь, а в Месопотамии, могила же его, по их версии, находится в Неджефе (Ирак).

Голубая мечеть внесена в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, и, помимо паломников-мусульман (в основном, шиитов) и туристов, ее в большом количестве посещают фотохудожники. С какой точки ни снимай – обязательно получится шикарное фото.

Мумбаи

18° 56.3453 ′N , 72° 49.8257 ′E
18.93909N, 72.83043E
18°56′20.72″N, 72°49′49.54″E

72 материалa по 15 объектам, 1 922 фотографии

  • Карта
  • Заметки 55
  • Фотографии 1 922
  • Отели 0
  • Кафе, рестораны 4 / 4
  • Достопримечательности 10 / 10
  • Шоппинг 1 / 1
  • Транспорт 0
  • Полезное 2
  • Дневники 2 Сообщество

    Ссылки от бывалых

    Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
    Подробнее

    • в Моих лентах

    Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
    Подробнее

    В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы о Мумбаи.

    Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

    Эта заметка является частью дневника «Индия и я»

    Старинные предания шиитов

    Согласно общепринятому мнению, именно в этом месте был когда-то погребен праведный халиф Али, зять и кузен исламского пророка Мохаммеда, убитый предателями-заговорщиками.

    Афганские историки утверждают, что изначально Али похоронили недалеко от Багдада, однако сразу после погребения его последователи забрали тело, чтобы перепрятать. Они боялись, что враги Али не успокоятся даже после его смерти и осквернят останки. Тело перевозили на верблюде, но тот, не выдержав долгого, изнурительного похода, в итоге пал. Считается, что на том самом месте погибшего и захоронили, из-за чего гробница и выстроенная позже мечеть получили название «Мазари-Шариф» (дословно – «Могила святого»). Так называется и город.

    В период набега на эти земли войск Чингисхана могилу пришлось засыпать землей, чтобы враги ее не заметили. Ну а обнаружили ее, согласно преданию, крестьяне местной деревни. Вспахивая землю, они случайно наткнулись на каменную гробницу. Внутри лежали Коран, знаменитый меч Али, а также его мертвое тело, которое не подверглось разложению, что впоследствии и посчитали признаком святости.

    Интересно, что персы и арабы не поддерживают эту гипотезу и считают, что Али убили вовсе не здесь, а в Месопотамии, могила же его, по их версии, находится в Неджефе (Ирак).

    Бирюзово-голубой памятник архитектуры, восхищающий всех, кому выпадает удача побывать в этом уникальном месте, так же красив, как и Белое чудо Таиланда, которое тоже обязательно нужно посетить туристу.

    Мечеть Аль-Азхар

    Аль-Азхар является наиболее почитаемой мечетью и известным религиозным университетом в Каире, в котором преподают такие предметы, как литературу и арабский язык, фикх, хадисы и коранические дисциплины.

    Мечеть построена в 972 году в период Фатимидов и считается образцом центрально-купольного сооружения.

    Над Аль-Азхар возвышаются минарет и башня с балконом, с которой осуществляют молитвенный призыв. К залу для молитв примыкает просторное помещение под крышей, где перед священной молитвой совершается малое омовение. Рядом находится великолепный колонный зал.

    Под аркой, покрытой изнутри рельефным декором и изображенной в форме трилистника, расположен вход в мечеть. Арки двора оформлены резными узорами, которые состоят из поясков с надписями и спиралевидных стеблей растений. В одной из частей двора построен михраб, означающий символ единства мусульман.

    Координаты: 30.05006000,31.24999600

    Внутренний дворик храма окружен красивыми колоннами из мрамора, посередине которых расположился большой и красивый фонтан. Мечеть находится на высочайшей точке города – на территории Каирской цитадели, поэтому храм виден со многих участков города.

    Две главные чеченские мечети — «Сердце Чечни» и «Гордость мусульман». Фото и правила посещения

    Главное богатство любой кавказской республики — природа, а главное богатство мусульманина — вера. Поэтому первый материал о Чечне Курорты Юга.ру решили начать не с описания озер, ущелий, гор и прочих невероятных красот. Сначала нужно рассказать о двух важных объектах в жизни каждого чеченца и мусульманина, это две мечети — «Сердце Чечни» и «Гордость мусульман».

    Обе мечети построены в 21 веке и признаны самыми большими в Европе, кроме того, у них самые высокие минареты в России — по 63 метра. Редакция раздела подготовила описание двух мечетей, фотографии и рекомендации для тех, кто собирается посетить их в качестве туриста. Мечети открыты для посещения всегда, в любое время дня.

    Читайте также:

    Читайте также:

    Древняя Джума-мечеть у Главных Ворот Халифата

    Дербентская Джума-мечеть — является одним из уникальных памятников культовой архитектуры, старейшая мечеть в России и на территории СНГ, которой уже исполнилось 1300 лет. Мечеть находится в центре старой части города Дербент. Дербент – это один из немногих древних мусульманских городов, сохранивших первоначальный облик. Дербент обладает древними улочками, мечетями и, конечно же, цитаделью «Нарын-кала».

    Дербент, который упоминается в священном Коране и в священных хадисах, считался святым местом. Завоевав Иран, мусульмане при правлении второго Праведного Халифа Умара в 643 году достигли стен великого Дербента. Со вступлением мусульман на землю Дагестана и его завоеванием, город Дербент стал северной окраиной мусульманского мира, который вошёл в состав исламского Халифата. Мусульмане рассматривали город как центр распространения мусульманской религии дальше на север. В дальнейшем Дербент стал одним из центров распространения ислама среди населения нынешней европейской части России. Городу-крепости Дербент мусульмане дали арабское название Баб аль-Абваб (“Ворота ворот”). После завоевания предводитель мусульман Абу Муслим поселил здесь 20 тыс. арабских воинов, разделив город на 4 квартала: Дамасский, Куфский, Хамасский и Джазаирский. Поэтому вполне закономерно, что для такого количества арабских переселенцев и вновь обращенных из числа местных жителей, а также в соответствии с ролью Дербента в мусульманской традиции и значением в политике Халифата стала необходимостью построить Джума-мечеть, которое могло бы вместить всех верующих города. Впоследствии это грандиозное здание Джума-мечети заняло особое место в истории Дагестана.

    Дербент превратился в средоточие духовной мысли огромного региона, а главной религией местных народов стал Ислам. Здесь начинали свою благотворную миссию многие деятели раннего Ислама, потомки пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижники и табиины. Дербент стал крупным административно-политическим, культурным и идеологическим центром.

    В Дербенте 733 году было построено 7 мечетей, по одной в каждом магале (районе). Дополнительно была возведена большая соборная Джума-мечеть – аль-Масжид-ул-Джамии для совершения общего пятничного намаза. Джума-мечеть города Дербент принадлежит к самым значительным ранним мечетям, построенным в исламском халифате.

    Многочисленные письменные источники сообщают о строительстве «большой соборной мечети» в 115 году хиджры (733/4г.) завоевавшим Дербент арабским полководцем Масламой ибн Абд-ал-Маликом, которого местная историческая хроника «Дербенд-наме» и народные предания называют Абу-Муслимом. Эту же дату сообщает и арабская надпись, сохранившаяся над центральным входом в мечеть: «Входите сюда с миром и в спокойствии! В сто пятнадцатом году хиджры пророка – Да благословит его Аллах и приветствует Его и весь его род!».

    Кроме приведенного выше арабского текста другая, комбинированная надпись над входом сообщает:

    Арабски текст: «Год 115. Аллах и его посланник. Боже благослови Мухаммада и род Мухаммада».

    Персидский текст: «Упала мечеть в семьсот семидесятом. Восстановил Африбурз бен Теймураз с помощью Всевышнего. 770 год хиджры».

    Надпись не сообщает, когда и в силу каких обстоятельств разрушилось здание мечети.На протяжении многовековой истории Джума-мечеть неоднократно перестраивалась.

    Ещё одна персидская надпись в стороне от первых, на западном торце портала, сообщает имя строителя (архитектора): «Нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха. Воистину работа мастера Тадж – ад-Дина бен Муса, бакинского строителя».

    Сегодня Джума-мечеть расположена в старой части города и представлена комплексом самых интересных архитектурных ансамблей древнего Дербента. Внутренний интерьер Джума – мечети поражает своей грандиозностью и монументальной торжественностью. Два параллельных ряда мощных колонн перекинутых аркадой куполов и сводов и подчеркнутых слабым верхним светом небольших оконцев, создают впечатлительную перспективу светотеней. Цветовой колорит кирпичных сводов, побеленных стен и колонн, покрывающих пол ярких ковров, полумрак и прохлада, царящая даже в знойный летний день, ещё больше подчеркивают монументальную торжественность интерьера этого, одного из крупнейших и древнейших мусульманских культовых сооружений Кавказа.

    В комплекс Джума – мечети также входит здание медресе, которое состоит из ряда небольших, одинаковых по размерам помещений для учеников. Перед входом в каждое такое помещение устроены перекрытые стрельчатым сводом лоджии, образующие фасад медресе в виде аркады из тесаного камня.

    Джума-мечеть была самым крупным зданием в городе. Ее размеры по тем временам считались внушительными. Прямоугольное, вытянутое с востока на запад, здание мечети, имеет длину 68 метров и ширину 28 м – с юга на север. Купол Джума-мечети, поднимающийся над землей на 17 метров, был главным элементом силуэта древнего города. Двор мечети – 55х45 м. Свод здания опирается на сорок, вытянувшихся в два ряда, квадратных колонн, разделяющих здание на три длинных нефа. Ширина среднего нефа – 6,3 м, боковых – по 4 м, они разделены квадратными столбами-опорами (97х97 см) с профилированными капителями. Между столбами перекинуты стрельчатые арки. В середине южного нефа имеется выступающий квадратный зал, перекрытый стрельчатым куполом. Южная стена зала расписана масляными красками, декоративным растительным орнаментом и цитатами из Корана. Это михраб, указывающий сторону священного города мусульман – Мекки. Массивный портал главного входа, выступающий от плоскости стены, расписан ярким растительным орнаментом, вырезанными на камне цитатами из Корана и сообщениями о строительстве и ремонте здания. Прежде на стенах Джума-мечети было очень много арабских и персидских надписей, которые не сохранились после реставрации.

    Архивные данные свидетельствуют, что медресе, основанное в XV в. и перестроенное при Ших-Али-хане, было затем расширено (до начала XIX в, медресе состояло лишь из шести центральных секций) и окончено строительство уже после 1810 г.

    Строительство медресе и формирование всего комплекса Джума – мечети было, по-видимому, завершено лишь в 1815 г., так как именно в этом году были построены одни из ворот комплекса (о чем сообщает персидская надпись на воротах).
    Есть в этом дворе еще одна деталь, заслуживающая внимания: это небольшой столб, расположенный между двумя платанами. Его установил Надыр-шах. При взятии города он повелел созвать всех жителей, защитников города на это место, желая показать свою власть и суровость, приказал вырвать по одному глазу, тем, кто пришёл и по два, тем, кто не пришел, и затем были захоронены под этим каменным столбом во дворе мечети.

    В конце 20-х годов XVIII века писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский так описывал Джума-мечеть:

    «. Стих из Корана горит над главными дверями. Входите, и вдруг какой-то сумрак объемлет вас, невольное безмолвие уважения покоряет. Тихо журчит молитва правоверных; сидя на коленях или припав к ковру, они погружены в благоговение; ни слух, ни взор не взывают их внимание на окруженные предметы. Направо и налево по два ряда аркад со стрельчатыми сводами, переплетая на помосте тени столбов своих, уходят в сумрак. Там и сям купы молящихся чуть озарены бледным светом, заронившимся во мглу сквозь небольшие окна сверху. Ласточки реют под куполом и вылетают в поднебесье, будто слова моления; всё дышит отсутствием настоящего. и навевает прохладно-отрадные чувства усталому сердцу»

    История Джума – мечети помнит сложные времена прошлого столетия. Ее закрытие в 30-е годы двадцатого века шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всему СССР. Однако, в отличие от тысяч других культовых учреждений, судьба Джума – мечети оказалась более циничной: в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана шиитскому духовенству, проигнорировав, что мечеть всегда принадлежала суннитам, не считая время, когда город был захвачен Надир-шахом, с правом дальнейшего использования по назначению. Основная причина, по которой в советское время шииты «прибрали к рукам» самую древнюю мечеть в России, шейх Сиражутдин Хурикский объяснял как элемент государственной политики, и этим шагом хотели вызвать симпатии южного соседа.

    Старожилы Дербента вспоминают, с каким трудом им приходилось очищать мечеть от тюремной скверны. Причем ее оборудование и восстановление осуществлялось исключительно за счет добровольных пожертвований верующих.

    В советские годы Джума-мечеть в Дербенте являлась крупнейшей на Северном Кавказе. На пятничный намаз сюда съезжались верующие из многих районов Дагестана.

    Весь этот комплекс наполнен необыкновенной тишиной, лишь изредка нарушаемой проезжающими мимо открытых ворот машинами. По своей культурно-исторической значимости эта мечеть сопоставима с культовыми сооружениями Иерусалима, Медины и Мекки. Это самая древняя мечеть из всех больших мечетей в России.

    Сменялись эпохи, сотрясались стихийные бедствия, уходили поколения за поколениями, Дербент постепенно менял свой облик, а его Джума-мечеть, как неприступная крепость, стоит и сегодня, выдержав все испытания временем.
    И с того памятного года Джума-мечеть продолжает выполнять свою священную роль и служить духовной опорой верующих и праведных людей.

    Спустя 1300 лет Джума-мечеть снова предстала перед нами в первозданном виде и великолепии. Сменялись эпохи, происходили стихийные бедствия, уходили поколения народов, город менялся, а Джума-мечеть, как неприступная крепость Аллаха, стоит и сегодня, выдержав все испытания эпохи.

    Несмотря на свою многовековую историю, мечеть хорошо сохранилась. Джума мечеть внесена в реестр культурного наследия ЮНЕСКО.

    А бесценным подарком и украшением Джума -мечети, несомненно, являются старые платаны — четыре дерева, одно величественнее другого, они красиво возвышающиеся над высоким куполом мечети. По ним Джума-мечеть узнается с любой точки древнего мусульманского города.

    На территории Джума-мечети, сохранив крону и вековую корневую систему, растут «платаны восточные», возраст которых определен сертификационной комиссией как многовековой. Еще в 1978 году Постановлением Совета министров ДАССР дереву присвоили статус «Памятник природы Республики Дагестан». В 2012 году Советом по сохранению природного наследия нации в Совете Федерации Федерального Собрания РФ платаны были занесены в реестр старовозрастных деревьев России». В рамках всероссийской программы «Деревья – живые памятники природы» дербентские платаны, находящиеся на территории городской Джума – мечети, были признаны памятниками живой природы всероссийского значения и взяты под охрану. По оценкам ученых, их возраст равняется нескольким столетиям. Дербентские уникальные платаны, как и сосна Байкушева в Болгарии, дуб Кайзера в Берлине, тополь в селе Константиново, лиственница Петра Первого в ботаническом саду МГУ, стали достопримечательностью города, республики и всей страны.

    По преданию, некоторые платаны во дворе Джума – мечети были посажены в 9 веке великим ученым и имамом Шариата и тариката Абуль-Касым аль-Джунайд аль-Багдади, которые должны были играть одну из главных ролей по сохранению мечети от природных напастей. Примерный возраст платанов – 600, 800 и 950 лет. Восточные платаны живут две тысячи лет. Дербентские патриархи отслужили жителям города и мечети половину своего срока. Платаны веками спасали мечеть от разрушения. Деревья вытягивают из земли всю влагу. Поэтому в мечети всегда сухо. И сырость не грозит этим стенам и куполам 8 века. Кроме того мощная корневая система прочно держит грунт. Словно живая арматура или стальная сетка. Бережёт мечеть от сильных землетрясений. Деревья, которые живут уже тысячи лет на территории Джума -мечети, являются бесценным богатством и украшением местности. Каждое из этих деревьев ещё и огромный мир для населяющих его птиц и насекомых. За внушительным возрастом отдельных деревьев порой стоят яркие, исторические события.

    История Джума – мечети помнит сложные времена прошлого столетия. Ее закрытие в 30-е годы двадцатого века шло в русле общей атеистической кампании, развернутой по всему СССР. Однако, в отличие от тысяч других культовых учреждений, судьба Джума – мечети оказалась более циничной: в 1938-1943 гг. она находилась в руках НКВД и служила городской тюрьмой со всеми атрибутами этого учреждения. В 1943 году в разгар Великой Отечественной войны постановлением из Москвы мечеть была передана шиитскому духовенству, проигнорировав, что мечеть всегда принадлежала суннитам, не считая время, когда город был захвачен Надир-шахом, с правом дальнейшего использования по назначению. Основная причина, по которой в советское время шииты «прибрали к рукам» самую древнюю мечеть в России, шейх Сиражутдин Хурикский объяснял как элемент государственной политики, и этим шагом хотели вызвать симпатии южного соседа.

  • Ссылка на основную публикацию