Церковь Святого Марка в Венеции, информация и фото

Собор Святого Марка — главный храм Венеции

Изначально собор Святого Марка был частной капеллой венецианских дожей – общедоступным его сделал император Наполеон, безжалостный реформатор и «могильщик» Республики. Собор был построен в IX веке как хранилище для мощей Святого Марка – и мощи эти были принесены в дар именно мирскому правителю города, а никак не патриарху. Венеция издавна полагала, что местный партиарх подчиняется дожу, а уже затем римскому Папе. «Венецианцы, потом христиане» – так характеризовали сами себя горожане.

Собор Святого Марка

Собор Святого Марка негласно считается одним из архитектурных чудес света – и заслуживает в этом статусе весьма противоречивые оценки. Кому-то его приземистые купола напоминают чалмы волхвов, а, к примеру, Марк Твен нашел храм похожим на огромного бородавчатого жука. Кажется, что по сравнению с прочими устремленными в небеса европейскими храмами, собор Святого Марка даже своим внешним видом подчеркивает венецианскую приземленность и практичность (неоднократно на протяжении истории Республики переходившую в бессовестность).

За основу создатели собора Святого Марка взяли один из самых известных храмов своего времени – церковь Святых Апостолов в Константинополе, и, среди прочего, на сходство с прототипом указывает и форма собора в виде греческого равноконечного креста. Эта форма как бы подчеркивает то сокровище, что хранится в недрах – в отличие от храмов в форме традиционного креста – те своей формой указывают на путь к Богу.

Первая версия собора Святого Марка, как ни странно это представить в Венеции, была весьма аскетичной — пока тогдашний дож не призвал венецианских купцов привозить с Востока резьбу для украшения его фасада. И все же дело шло довольно медленно, пока во время IV Крестового похода дож Дандоло не повернул армию крестоносцев на беззащитный Константинополь и «Христово воинство» основательно его не разграбило — после этого фасад собора украсился мрамором с могил византийских императоров.

Кстати, история жизни дожа Дандоло и история взятия крестоносцами Константинополя явственно говорят о роли «личности в истории»: некогда византийский император имел глупость недальновидно оскорбить и унизить молодого Дандоло в нарушение всех дипломатических традиций того времени; последний оскорбления, как видно, не забыл и, будучи уже глубоким стариком, сполна отомстил обидчице-Византии. И после этого благополучно умер в завоеванном великом городе; однако история старика на этом не завершилась: когда спустя 249 лет Константинополь, так полностью и не оправившийся от предательского удара Венеции и крестоносцев, окончательно пал под ударами турок, султан Мехмед II Фатих приказал вырыть останки старого дожа и бросить их собакам — так он выразил свое отношение к предательству Венеции и ее правителя.

Могильная плита Энрико Дандоло в стамбульском соборе Святой Софии

В наружной отделке собора привлекает внимание фреска «Прибытие в Венецию тела Святого Марка» – единственная уцелевшая из нескольких, выполненных греческими мастерами по заказу дожа. Фасад собора был завершен к XIV веку, когда были сооружены готические башенки (веком ранее храм обзавелся резными романскими порталами).

Что касается интерьера, то после общей пышности и изысканности Венеции он немного разочаровывает: отделка представлена в основном фресками, и по своему художественному уровню они явно не чета фрескам константинопольской Святой Софии. Но даже их толком осмотреть не удастся: туристический маршрут движения внутри собора жестко задан и неизменен. Кроме того, больше половины внутреннего пространства закрыты для туристов. Единственный метод борьбы с данной напастью: одеться максимально по-венециански, спрятать фотоаппарат и прийти в собор к 7 утра, когда он открыт для молящихся. Но и эта сомоотверженность не даст вам увидеть все: просто потому что свет на мозаики падает лишь во второй половине дня.

После осмотра росписей и фресок собора обязательно надо выйти на лоджию Кавалли — балкон с его потрясающими видами на лагуну и пьяццу, где стоит еще один трофей из разграбленного крестоносцами Константинополя: бронзовая квадрига, до 1204 года украшавшая тамошний ипподром. Но не только Дандоло позарился на бронзовых коней: после кончины республики Наполеон увез их на площадь Согласия в Париж, однако после отречения корсиканца от власти в 1815 году квадригу вернули в Венецию. Может быть, вернули бы и в Константинополь-Стамбул, но этот поворот, надо полагать, не устроил бы Россию, одну из победительниц Наполеона и перманентного врага Османской империи.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Из Сокровищницы можно попасть в алтарную часть собора, где, как утверждается, в саркофаге хранятся мощи святого Марка. Однако тут история темная: то ли они погибли во время пожара 976 года, то ли чудесным образом уцелели и были лишь потеряны, а затем обнаружили себя во время перестройки храма, высунув руку из колонны. В любом случае, проверить их наличие в саркофаге вам не удастся.

Главная ценность алтарной части (помимо упомянутого саркофага) – знаменитый алтарь Пала-д’Оро, представляющий собой 250 эмалей, скрепленных самоцветами. Против обыкновения, этот алтарь был не похищен в Византии, а заказан и даже сполна оплачен – было это еще в те времена, когда Венеции не наскучило играть роль «любимой дочери» Византии.

После осмотра собора имеет смысл взобраться на возвышающуюся над площадью колокольню Святого Марка (или, как ее называют в Венеции, кампанилу) – лучшую смотровую площадку города.

Открывающиеся с высоты виды по достоинству оценили многие мировые знаменитости – а, к примеру, Гёте вообще лишь с нее впервые увидел море. Виды с кампанилы столь хороши, что долгое время иностранцам было строго запрещено подниматься на нее во время отлива – чтобы не увидели хитрую систему каналов и мелей, ведущую к сердцу города.

Вид с кампанилы на площадь Сан-Марко

А 14 июля 1902 года в 9 часов 55 минут утра кампанила Сан-Марко рухнула; накануне по ней пошла трещина и все ждали обрушения — даже оркестрам на пьяцце запретили играть. Башня таки осыпалась, но столь аккуратно, что близлежащий собор совершенно не пострадал, архангел Гавриил грациозно слетел с вершины и приземлился у ее подножия, и, по слухам, не уберегся только пробегавший под колокольней кот. Восстановление одного из символов города заняло 9 лет и 25 апреля 1912 года кампанилу снова открыли для посещений.

Кроме балкона, стоит посетить Сокровищницу (Tesoro), где в отдельной комнате можно увидеть нож, который использовался во время Тайной вечери, кусок черепа Крестителя, ногу святого Георгия, палец Марии Магдалины, почерк евангелиста Марка, шип тернового венца Спасителя, три камня, которыми был забит святой Стефан, а также чаши и оклады икон, вывезенные все из того же Константинополя.

Мозаики в византийском стиле

При доже Доменико Сельво в 1071—1084 зародилась основа мозаичного убранства собора. Мозаичные изображения — первая ассоциация с Собором Святого Марка. Мозаики на золотом фоне покрывают более 8000 квадратных метров стен, сводов и купол базилики. Византийский след в архитектурном дизайне прослеживается в естественной интеграции элементов отделки.

Мозаика внутри Собора Святого Марка

Мозаичный декор развивался в течении восьми веков. Мозаики базилики содержат изображения жития библейского ветхозаветного и новозаветного Святого Марка, аллегорические фигуры, события из жизни Христа, Богородицы и других святых. В оформлении преобладают теплые цвета. В зависимости от интенсивности освещения, мозаичные изображения предстают перед прихожанами в различном цвете, поражая воображение поразительными эффектами.

Мозаика внутри Собора Святого Марка

Помимо эстетического наслаждения, внутреннее убранство собора хранит наиболее значимые свидетельства духовных исторических событий. Послания древних зодчих, выраженные в свойственных различным историческим периодам художественных тенденциях, бережно восстанавливаются по мере необходимости, и предстают перед взором ценителей искусства в качестве бесценных артефактов прошлого. Несомненным украшением собора является и пол, набранный из фрагментов различных форм и размеров многоцветного мрамора. Среди разнообразных геометрических мозаик представлены изображения представителей животного и растительного мира.

Музей Святого Марка был основан в конце 19 века. Внутри музея собраны реликвии различного назначения и происхождения, но так или иначе принадлежащие Собору. В музее есть персидские ковры, облачения для богослужений, иллюстрированные рукописи с текстами литургий, фрагменты древних мозаик, отделенными во время реставрации девятнадцатого века, гобелены с историями об Иисусе, шитые шелком и серебром, полотна с житием святых. Среди наиболее важных экспонатов можно рассматривать колесницу, некогда красовавшуюся в центре главного фасада.

Читайте также:  Николо-Сольбинский женской монастырь

Интересные факты о площади и соборе Сан Марко

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко “самой элегантной гостиной Европы”.
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Как много других интересных фактов мы приготовили для вас в нашей экскурсии “Шкатулка с драгоценностями” с аудиогидом Travelry!

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко “самой элегантной гостиной Европы”.
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Собор святого Марка – нетипичный для Италии храм и символ Венеции

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Собор святого Марка известен и как «золотая церковь». Самой удивительной частью его интерьера является мозаичный золотой пол, который обладает потрясающим мерцающим эффектом. Собор был построен рядом с Дворцом Дожей в 828 году. В 976 году он сгорел, но спустя буквально 2 года собор отстроили заново. К сожалению, сегодня практически ничего не известно о том, как выглядело здание первоначально, а дошедший до нашего времени облик сформировался в 1063 году.

В то время было сделано много дополнений, поскольку здание базилики стало резиденцией патриарха Венеции. Из Константинополя привезли алтарный образ «Пала д’Оро», который установили в 1105 году. Через год в базилике произошел пожар, и золотые мозаики были сильно повреждены. Сегодня уже не удастся полюбоваться оригинальными коллекциями, поскольку они находятся на восстановлении, а выставлены только некоторые работы XI века, которые сохранились на центральном крыльце.

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

Внешний вид западного (главного) фасада разделен на три регистра: нижний, верхний и купольный. В нижней части фасада расположено пять арочных порталов, окруженных мраморными колоннами, за которым находятся красивые двери из бронзы, ведущие в притвор (нартекс). В верхней части нижнего регистра находятся мозаики со сценами из жизни Христа. Люнеты латеральных порталов изобилуют мозаикой, которая показывает сцены из жизни святого Марка. В верхнем регистре есть несколько статуй, которые «смотрят на» город. Особо среди них выделяются статуи четырех Воинов-Святых: Феодосия, Св. Марка, Константина и Димитрия.

Под собором святого Марка есть статуя крылатого льва (он был символом этого святого), который держит книгу с цитатой «покойся с миром, Марк, мой евангелист». В центре балкона базилики можно увидеть четыре бронзовые лошади, которые были установлены примерно в 1254 году. При этом стоит отметить, что сегодня можно увидеть разве что бронзовые копии этих статуй а оригиналы хранятся в музее святого Марка, находящемся в соборе.

Интерьер базилики основан на греческом стиле, а удивительные мраморные полы XII века украшены потрясающе красивыми рисунками животных и геометрическими узорами. Еще одна интересная вещь — интерьер базилики разделен на нижний и верхний регистры, разграниченные проходами, которыми заменили бывшие галереи. Интерьер верхних уровней полностью покрыт золотыми мозаиками.

Сегодня в соборе святого Марка можно увидеть мощи апостола Марка, а также множество ценных предметов искусства, которые были вывезены из Константинополя во время крестовых походов.

А ещё, собираясь в этот удивительный итальянский город, стоит узнать про 10 нераскрытых тайн древней Венеции, о которых рассказывают не всем туристам .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В течение XIII века была закончена большая часть мозаики, а также новый фасад и притвор. Основная конструкция собора с тех пор почти не изменилась, только с течением времени были переработаны украшения. К последним дополнениям к зданию собора относятся часовня Святого Исидора, пристроенная в начале XIV века, новые рисунки в ризнице, датируемые XV веком, а также достроенная в XVI веке капелла Дзен.

Собор Святого Марка на видео

Одним из самых посещаемых мест вблизи базилики Святого Марка является мост Вздохов, соединяющий здание суда в Дворце Дожей и тюрьму. Мост так назван, потому что по нему проводили заключенных, провожавших печальным взглядом в последний раз Венецию. Другой мост — Риальто, также может сравниться с базиликой по популярности у туристов и жителей города. Он переброшен через Гранд-канал и признан одним их самых красивых сооружений города. Наравне с собором Святого Марка этот мост считается визитной карточкой Венеции. Кроме того, в получасе ходьбы от главной площади находится Скуолла Сан-Рокко — это дворец эпохи Возрождения, имеющий свою собственную картинную галерею и богатое оформление интерьера.

Читайте также:  Мечеть Джама-Масджид в Дели, подробное описание

732 руб. ) взрослый, детский — 4 € (

Отзыв: Собор Святого Марка (Италия, Венеция) – Почему в Венеции так почитают Святого Марка и тысячелетняя история собора.

Написав отзыв о Достопримечательностях Венеции, я поняла, что совсем мало внимания уделила самой основной – Собору Святого Марка, который является визитной карточкой города на воде. Вместе с одноименной площадью и дворцом дожей они создают неповторимый исторический облик города, являются местом, куда даже заехавший на часок турист просто обязан добежать/доплыть/дойти.

Кто же такой святой Марк? Почему его почитают именно в Венеции? Почему именно его именем назван кафедральный собор Венеции? Попробуем разобраться.

Святой Марк – это один из четырех евангелистов: именно он написал одно из Евангелий, второе по счету, мы называем его Евангелие от Марка. Святой Марк был епископом из Александрии, он проповедовал христианство среди язычников, которых в то время было на порядок больше, чем христиан. Он читал проповеди в Африке, рассказывал людям о христианском учении. Святой Марк посетил апостола Петра в Риме и именно тогда записал его проповедь. Его Евангелие написано прежде всего для язычников, для людей, которым он нес свое учение в Александрии. К сожалению, многие из язычников были против его деятельности: в один прекрасный день на него напали, бросили за решетку и хотели судить, однако Марк умер, не дождавшись приговора и с именем Христа на языке. Вот такая грустная история.

Собор Святого Марка (Basilica di San Marco) почти в том виде, в котором мы видим его сейчас, был возведен в Венеции к 1094 году и тогда же освящен. Изначально на этом месте в 832 году была построена часовня для хранения мощей Святого Марка. Так получилось, что два венецианских купца, прибыв в Александрию, узнали, что там готовится массовое строительство мечетей, которое неминуемо поведет за собой осквернение христианских святынь. Потому было принято решение выкрасть мощи Святого Марка и вывезти их за пределы Александрии – в Венецию. Именно Венеция служила крупным портом для мореплавателей, именно отсюда крестоносцы снаряжали свои походы и договаривались с венецианскими моряками о сопровождении. Так вот, купцы выкрали мощи Святого Марка, однако просто ведь в сумке из не понесешь, поэтому они пошли на хитрость: положили мощи в бочки со свиными тушами, чтобы у мусульманских охранников (тогда их называли еще сарацинами) не появилось желания проверять этот “грязный” груз (свинья у мусульман считается грязным животным – свинину нельзя употреблять в пищу, нельзя носить изделия из свиной кожи и т. п). Этот факт изображен на внешнем фасаде Собора.

Эта уловка удалась и в 829 году мощи были доставлены в Венецию. Судя по датам несколько лет они хранились в каком-то другом месте, а в 832 году часовня была освящена уже с мощами Святого Марка. Именно здесь проходили коронации венецианских правителей – дожей. Именно здесь получал благословение на свое путешествие по Азии знаменитый венецианский мореплаватель и купец Марко Поло. Приблизительно такой вид открывался перед всеми мореплавателями, которые подплывали к венецианским берегам. Высокая колокольня, или кампанилла, была построена лишь к 1514 году, но в остальном пейзаж должен был быть схож.

Кстати, после появления мощей Святого Марка в городе, для заезжавших в порт Венеции мореплавателей было условие – приносить дары городу, отсюда так много драгоценных реликвий хранится как в самом Соборе Святого Марка, так и в других музеях города, прежде всего в Сокровищнице Сан Марко, которая располагается между собором и дворцом дожей. Помимо обычных даров, в Венеции хранятся многие реликвии, которые были привезены крестоносцами во время четвертого Крестового похода на Константинополь.

К 1094 году, когда собор уже принял знакомые нам на сегодняшний день очертания, первый храм-часовня успела сгореть: новое здание восстанавливали на сгоревших обломках.

Благодаря тому, что в Венеции появились мощи Святого Марка, именно он стал покровителем города с этого времени. В свою очередь он же дал городу символ – крылатого льва, которого можно встретить во многих уголках города, а также в украшении самого собора и других достопримечательностей:

– внешний фасад собора и статуя Святого Марка

– переход к Сокровищнице Святого Марка

– указатель на одной из улиц Венеции

В течение многих сотен лет Собор Святого Марка достраивали и украшали. Сменяли друг друга дожи, шли войны, но после освящения в 1094 году и до сегодняшнего дня Собор Святого Марка стоял на своем месте неизменно, лишь дополняясь новыми элементами своего убранства – как внешнего, так и внутреннего. К сожалению, я не смогу показать внутреннее убранство собора, потому как внутри фото- и видеосъемка запрещены. К тому же на осмотр собора каждому дается лишь 10 минут. Посещение бесплатное, но в жаркий туристический сезон придется постоять в очереди. Если Вы путешествуете самостоятельно, то можете наблюдать, как у собора чуть поодаль скапливаются туристические группы, а их гиды пытаются рассказать и показать все возможное, в том числе и про собор внутри, чтобы там не терять времени, а просто полюбоваться.

Собор Святого Марка построен в виде греческого креста. Это трудно заметить, стоя на земле, однако на карте со спутника это видно отчетливо.

Высота главного купола достигает 43 метров. Поскольку собору уже несколько сотен лет, то его архитектура эклектична: в основе – византийская архитектура, за образец взяты Софийский собор в Стамбуле (ранее – Константинополе) и построенный там же Храм Святых Апостолов – последний не сохранился до наших дней. По византийскому шаблону возведены купола, а также форма самого собора представляет собой крест. Собор в разное время достраивали и добавляли элементы готического стиля (башни и стрелы), облицовывали стены восточным мрамором и драгоценными мозаиками с позолотой. Многие исследователи называют стиль постройки этого собора венецианским. Посмотрите, как соседствуют византийские купола и готические острые башни.

Богато и разнообразно украшены внешние фасады собора: здесь разные украшения из простого камня и богатые мозаики, изображающие моменты жизни Святого Марка и житие всех апостолов и евангелистов.

Центральный фасад над входом украшает квадрига (четверка) лошадей. Это реликвия, которая была украдена крестоносцами во время Крестового похода на Константинополь в 1204 году и вывезена в Венецию. На фасаде установлена бронзовая копия – оригинал находится внутри.

На данный момент Собор Святого Марка является действующим храмом. Вход туда бесплатный, однако нельзя заходить с большими сумками и рюкзаками: с левой стороны собора есть специальное место, где можно оставить вещи на хранение, если их некому передать, а зайти внутрь все-таки хочется. В летние месяцы не пускают в майках и шортах, как и во многие храмы.

Внутреннее убранство собора поражает не меньше, чем внешнее. Особое внимание привлекает Золотой алтарь (Pala d’Oro), к созданию которого приложили руку несколько венецианских дожей. В украшении использованы реликвии из Константинополя, а также изготовленные на заказ драгоценные рамы и элементы.

Напротив собора располагается колокольня, или кампанилла, которая была установлена на площади в 1514 году. В 1902 году она обрушилась, скорее всего из-за ветхости и неблагоприятных погодных условий. К счастью, не было жертв. А в течение 10 лет возвели новую – абсолютную копию прежней, однако более прочную и укрепленную. На колокольню можно подняться за 8 евро. В летние месяцы есть очередь.

Ели Вы окажетесь в Венеции и не будете знать, где находится Собор Святого Марка и одноименная площадь, то пожалуй показать дорогу Вам сможет каждый, да и ориентируясь на колокольню, до собора легко добраться. Можно дойти пешком, минуя узкие улочки и многочисленные мостики: в этом случае двигаться в верном направлении Вам будут помогать указали прямо на брусчатке.

А по воде Вас довезет вапоретто – местный вид водного транспорта, своеобразный речной трамвайчик. От вокзала Санта Лючия выбираете номера 1,2 или 51. Время в пути – около получаса.

Приехав в Венецию, Вы уже точно не проплывете мимо Собора Святого Марка. Это место стоит посетить, несмотря на кучу туристов и длинные очереди в высокий сезон.

Читайте также:  Свято-Троицкий Кафедральный Собор в Пскове

К 1094 году, когда собор уже принял знакомые нам на сегодняшний день очертания, первый храм-часовня успела сгореть: новое здание восстанавливали на сгоревших обломках.

Собор Сан-Марко — храм небесного покровителя Венеции

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_2834″>

Венеция – уникальный город, красота которого способна пленить даже самого искушенного путешественника. Он не только славится необычным архитектурным решением, но ежегодно манит туристов уникальными памятниками, а также возможностью посетить увлекательные экскурсии и масштабные культурные мероприятия. Сердцем города на воде единогласно признана площадь Сан-Марко, а её жемчужиной – величественный собор с одноименным названием.

История собора берет начало в 828 году. В то время итальянские купцы Буоно и Рустико пребывали в Александрии, застав не лучшее время в летоисчислении древнего города. Последователи ислама разрушали христианские церкви, строя на их месте мусульманские мечети. Под угрозой оказались многие исторические памятники и святые мощи, и двое венецианцев решили спасти хоть что-нибудь. Выбор их пал на останки святого апостола Марка. Дело им предстояло нелегкое. Дабы не быть пойманными, они были вынуждены спрятать мощи под свиными тушами, потому как для мусульман, свинья – нечистое животное, к которому запрещено даже прикасаться.

Кельнский собор (Cologne Cathedral)

Кельнский собор — это символ Кельна, и весь город как бы подчинен ему, подобно каменному стражу, этот третий в мире по величине готический кафедральный собор является сердцем города.

Где-то между 1814 и 1816 гг. давно утерянные планы собора были найдены в двух разных местах, Дармштадте и Париже. Это было время, когда готическая архитектура переживала второй период популярности, и собор решили достроить по начальной готической схеме. Король Пруссии Фридрих Вильгельм IV выступил покровителем строительства. Из Ватикана прибыл архиепископ Иоганн фон Гейссель, и 4 сентября 1842 г. в присутствии короля Пруссии состоялось открытие строительства нового парадного входа. От избытка чувств король произнес: «Здесь камень положен, здесь встанут врата меж двух божественных башен».

Кельнский собор, Кельн, Германия

Среди старинных городов Западной Германии, славящихся своей историей и многочисленными достопримечательностями, Кельн занимает особое место. Здесь на самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала, возвышается знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии. По своему величию он не уступает таким шедеврам средневековой готической архитектуры, как Миланскому и Севильскому соборам в Италии, а также пражскому Собору Святого Вита.

Среди старинных городов Западной Германии, славящихся своей историей и многочисленными достопримечательностями, Кельн занимает особое место. Здесь на самой высокой точке Соборного холма, неподалеку от железнодорожного вокзала, возвышается знаменитый Кельнский Кафедральный Собор, воздвигнутый в стиле готика в честь святого апостола Петра и Девы Марии. По своему величию он не уступает таким шедеврам средневековой готической архитектуры, как Миланскому и Севильскому соборам в Италии, а также пражскому Собору Святого Вита.

Что было на месте собора в Кёльне раньше?

Сегодняшний собор построен на месте римской церкви 4-го века, которую затем заменила другая церковь в Каролингском стиле (6 век). Это был квадратный собор, построенный Матернусом, первым христианским епископом Кельна. За ним последовал ещё один, называемый ныне Старый собор, выстроенный в 818 году н. э.. Оттоновскую базилику уничтожили пожаром в 1248 году, когда уже велись строительные работы в рамках подготовки к новому собору. Остатки этих церквей можно осмотреть на месте раскопок в нижнем ярусе сегодняшнего собора.


Это обстоятельство породило домыслы, что возраст Кёльнского собора намного меньше, чем заявлено. И аргументом приводятся фотографии строительства конца 19 века: мол вся готика не может быть создана без достижений технического прогресса. Это якобы противоречит здравому смыслу. А как Вы считаете?

Кёльнский собор – вечно строящийся готический шедевр

Обновлено: 8 Июл, 2019

Самой интересной и значимой архитектурной достопримечательностью города Кёльна в Германии признан римско-католический кафедральный собор Святого Петра и Святой Девы Марии. Это официальное название религиозного сооружения, более распространённое – просто Кёльнский собор.

Интересный факт! Известная достопримечательность не принадлежит ни государству, ни Церкви. Официальным владельцем Кёльнского собора в Германии является… сам Кёльнский собор!


В христианстве эти мощи считались драгоценной святыней, к которой шли паломники со всей Земли. Для такой значимой религиозной реликвии требовался достойный Дом. Идея создания в Германии величественного собора, превосходящего всемирно прославленные соборы Франции, принадлежит архиепископу Конраду фон Гохштадену.

Кёльнский собор в XIX в.

Когда в конце XVIII века французские революционеры, изгнав из храма духовенство, стали использовать его как конюшню и фуражный склад, население Кельна решает возобновить строительные и восстановительные работы, взяв на себя большую часть затрат. Третью часть расходов покрывает казна прусского королевства.

В 1842 году начинается новый этап долгостроя, который привел к завершению Южной башни по средневековым чертежам с использованием самых современных технологий.

В начале прошлого века рухнула декоративная часть ограждения на большой башне фасада, стали приходить в негодность и другие декоративные элементы. Разрушения отделки собора добавились и постоянными бомбардировками города в военный период, но сами своды выстояли несокрушимо. Процесс ремонта и реставрации, начавшийся в послевоенное время, не завершен до сегодняшних дней.

Западный фасад продолжают 2 колоссальные остроконечные башни со шпилями, высотой 157 м. Храм украшен множеством скульптур и витражей, портал оформлен огромными бронзовыми воротами.

Правила посещения храма

В целях безопасности, входить внутрь Кёльнского собора с чемоданами, большими дорожными сумками и походными рюкзаками, а также приносить с собой стулья, в том числе складные, запрещено.

Туристы должны быть одеты соответствующим образом. Их одежда не может быть вызывающей, слишком откровенной, с антирелигиозными изображениями. Мужчинам, за исключением представителей определенных конфессий, требуется снимать головной убор.

Использовать дроны вблизи собора не разрешается. Фотографировать допускается в личных целях, но делать аудио- и видеозаписи нельзя.

Автобусная остановка «Breslauer Platz /Hauptbahnhof» находится за зданием железнодорожного вокзала Кёльна. До нее следуют автобусы № 124, 132, 133, 171, 250, 260, 978, N26. Далее придется пройти пешком.

Легенда о сделке с Дьяволом

Существует поверье, что Герхард (архитектор, придумавший план Кёльнского собора) не смог самостоятельно создать чертежи. Он часто ошибался и хотел уже отказаться от непосильной задачи. В минуту отчаяния он решился на сделку с дьяволом, который обещал принести уже готовую работу в обмен на его бессмертную душу. Сделку назначили на час рассвета, когда прокричит петух. Жена Герхарда попыталась уберечь любимого и прокукарекала раньше времени, явился дьявол и передал готовые чертежи. Когда закричала настоящая птица, условия сделки были нарушены и душа архитектора оказалась вне опасности. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества.

Кажется, сам дьявол и охранял собор во время Второй мировой войны. Сброшенные с самолетов и выпущенные из артиллерийских орудий снаряды даже не приблизились к собору. Некоторые считают, что военные специально берегли высокие башни, чтобы использовать их как ориентир. Однако в это трудно поверить, ведь Кёльнский собор остался невредимым, когда все окрестности устилали руины.


Спустя 70 лет было завершено строительство восточного фасада Кёльнского собора. В это же время появился главный алтарь и хоры в окружении галерей. Затем началось создание северного фасада. Чтобы освободить место, пришлось снести старую церковь, в которой все это время совершались богослужения.

Кёльнский собор – непрекращающееся строительство

До 18-го века великолепный Кёльнский собор, который многие архитекторы того времени называли чудом света, стоял незаконченным. Более того, возведенные хоры уже нуждались в ремонте. Второе по счету грандиозное строительство собора стартовало в 1842-м году. Его лично начал Фридрих Вильгельм IV. Первоначальный проект, разработанный Герхардом, был признан правильным и достойным для собора в Кёльне. В результате этого было принято решение продолжать работы согласно первым чертежам. Уже в 1880-м году строительство башен, высота которых достигла 157 метров, было «завершено». Однако Кёльнский собор продолжали постоянно достраивать и реставрировать: менялись стекла, добавлялись украшения, устанавливались ворота, обновлялся внутренний интерьер. Кроме этого, в 1906-м году пришлось восстанавливать одну из декоративных башен, которая внезапно рухнула.

Вид на собор с востока

Ссылка на основную публикацию