Храм Шивы в Байджнатхе, Индия

Храм Шивы

Храм Шивы в Байджнатхе – индуистский храм XIII века, посвященный Богу Шиве, это место где танцевал Шива, Индия.

Недалеко от маленького перенаселенного городка Байджнатх находится храм Шивы, привлекающий туристов со всего мира. Этот храм — одно из известнейших и древнейших святилищ Шивы во всем мире.

Согласно преданиям, этот храм был построен еще во времена, о которых повествует Махабхарата, и возвел его первый в мире шиваит. Поскольку шиваизм — древнейшая изо всех существующих в наше время религий, можно с определенной уверенностью утверждать, что святилище в Байджнатхе — один из первых храмов в мире.

Фактически, от первой версии храма остался только алтарь с каменным лингамом — священным фаллическим символом Шивы. Это изваяние, согласно данным историков, было изготовлено более пяти тысяч лет назад.

Тот вид, который храм имеет сегодня, он принял в 1204 году стараниями двоих местных купцов, решивших восстановить полуразрушенный храм Шивы. Вокруг лингама было возведено здание в стиле нагара, весьма популярном в те времена. Основное святилище также имеет форму фаллоса, которая удивительно сохранилась с тех времен. Реставраторы не поленились изготовить таблички, на которых записали прошлую историю храма — в частности и то, что первое капище Шивы было возведено на этом самом месте много тысяч лет назад.

По мнению некоторых исследователей, именно в этом храме зародилась традиция поклонения лингаму, которая позже распространилась по Индии и всему миру. Восточные славяне, к примеру, знакомы с сильно трансформировавшейся версией одного из шиваитских ритуалов, заключающегося в символическом поедании лингама — это известный всем православный праздник Пасхи.

Вокруг большого лингам-йони стоят также маленькие кельи для ритуального курения гашиша в полном уединении. К слову о гашише: этот храм можно найти буквально по запаху. Паломники-шиваиты в непомерных количествах жгут гашиш с благовониями перед каменным фаллосом, а потому запах конопли слышен за несколько сотен метров. Эффект усиливается и тем, что конопля в этом месте растет буквально повсюду, несмотря на ожесточенную борьбу с ней светских властей Индии.

Эти маленькие курительные храмы-лингамы обвиты символическими змеями Кундалини. Если лингам символизирует мужское начало, то кундалини — женское. Соединяясь, они даруют шиваитам-тантривам просветление. Ритуал курения гашиша в святилище является обязательным для каждого паломника.

У входа в храм стоит статуя Нанди — ездового быка Шивы, который считается священным стражем священного колокола. Ударом этот колокол каждый паломник извещает господа Шиву о своем появлении в его обители. Здание как внутри, так и снаружи обильно украшено статуями в стенных нишах. Большая часть изображает Шиву в различных ипостасях, но также встречаются Дурга — супруга Шивы, Вишну, Ганеши — сына Шивы и других божеств.

Кроме статуй божеств, храм также щедро украшен орнаментами и лепниной, изображающей растения, животных и различные природные явления. Такие мотивы нередки в храмах Шивы, символизирующих космическое равновесие, а значит и единение с природой.

Ранее храм также был украшен фресками, изображающими танец Шивы, который надлежало исполнять паломникам, однако до наших дней сохранились лишь их неузнаваемые остатки. Тем не менее, ретивые шиваиты оставляют здесь иллюстрированные пособия, благодаря которым каждый может без предварительной подготовки восславить Шиву в его космическом танце.

Этот храм являет собой своеобразную шиваитскую Мекку — каждый поклонник господа Шивы обязан в течение земной жизни побывать в доме Разрушителя и лично засвидетельствовать перед ним свое почтение.

Те, кому не чужды верования и обычаи Стражей Равновесия, оценят эту поездку по достоинству. Однако, посещение храма заинтересует и почитателей истории Индии, теологов и просто туристов, желающих вкусить Индию во всей её полноте.

Фактически, от первой версии храма остался только алтарь с каменным лингамом — священным фаллическим символом Шивы. Это изваяние, согласно данным историков, было изготовлено более пяти тысяч лет назад.

Байджнатх

Величественный храм Шивы

На древнем торговом маршруте с равнин Пенджаба через Кангру, на национальном шоссе из Кангры в Манди в наши дни, стоит величественный храм Шивы.
Он построен в стиле нагара типичном для каменных храмов северной Индии.

Его высокий шпиль (шикхара) гордо возвышается над долиной Кангры. В его святая святых стоит массивный каменный лингам-йони, знакомая эмблема Шивы. Его здесь почитают как Вайдьянатха, поэтому и местная деревня носит его имя. Сейчас Байджнатх – это густонаселенный маленький город, который непрерывно растет. Однако истинную славу ему принес храм Шивы, ставший центром паломничества с незапамятных времен. Эта храмовая структура стоит в центре огороженного со всех сторон прямоугольника в окружении нескольких малых храмов. Это сооружение, каким мы сейчас его видим, сохранилось почти таким же, каким оно было в начале ХШ века в 1204 году, за исключением некоторой реставрации, проделанной Археологической службой Индии (ASI) после повреждений, причиненных ему землетрясением 1905 года. Информация о происхождении этого храма содержится в надписи, начертанной на двух каменных плитах, вставленных во внутренные его стены возле главного входа. Жившие в Байджнатхе два богатых брата-купца обнаружили этот древний храм лежавшим в руинах и решили его восстановить и украсить скульптурами.

Храм является прямоугольным по своей форме и ориентирован на восток. В санктум санктураме, богато украшенном лепкой,
помещен массивный лингам. Большие круглые колонны отделяют его от пространства, предназначенного для верующих, которые могут здесь стоять и молиться. Санктум окружает прадакшина патх, идя по которому можно обойти всю его окружность. Перед ним находится мандапа, большой зал для молящихся, имеющий два балкона, богато орнаментированных снаружи. Через них в маццапу поступают лучи солнца. К маидапе ведет колоннада вестибюля. Дверей у храма нет. Открытый со всех трех сторон вестибюль позволяет проникновение света в интерьер храма.
Как это типично для всех индуистских храмов, здесь можно увидеть превосходные скульптуры богинь, символизирующих собой священные реки Ганг и Ямуну. Они элегантны и красивы и богато декорированы драгоценными украшениями, коронами. Обычно они стоят в позах, передающих чрезвычайную гибкость и грацию. Их предназначением символически является очищение ума верующих до того, как они предстанут перед богом Шивой. Внешние стены разделены на множество миниатюрных моделей храма, расположенных горизонтальными ярусами один над другим. В каждой из их ниш стоят фигуры Шивы в разных его манифестациях, статуи Дурги, Ганеша, Картыкеи (сыновей Шивы и Дурги) и бога Вишну . Возле входа в храм по левую руку можно видеть фигуру танцующего Ганеша. Завораживает и скульптурная композиция образов Шивы и Вишну в виде Харихары. Космический танцовщик Натараджа застыл в элегантной позе неподалеку от танцующего Ганеши, своего сына. Немного дальше запечатлена картина брака бога Шивы и Парвати, которых благословляет сам создатель вселенной Вишну. Этот вырезанный из камня рельеф
является одним из самых памятных в храме.
Помимо отображений богов индуистского пантеона, интерьер и фасад храма украшает многообразие рельефных узоров, передающих мир флоры. Индуистский храм представляет собой отражение вселенной и космоса. Именно этим-то и объясняется присутствие множества птиц и животных, растений, цветов и деревьев в его орнаменте. Интерьер храма буквально усыпан сложными и тонкими рельефными узорами в виде лотосов и других цветов. Зодчие, создавшие этот храм, явно имели богатое воображение и изобретательность.
Прямо перед входом в храм стоит статуя священного быка Шивы Нанди в позе, передающей чувство преклонения перед богом. Это большая фигура, все детали которой переданы в точности. Она бросается в глаза сразу же, как только вступаешь на тропу, ведущую к храму.

С точки зрения стратегической храм расположен очень удачно. По одну его сторону высятся горы, склоны которых обвивает шоссе Кангра – Манди. По другую же – склон обрывается и внизу виден мощный приток реки Беас, петляющий по равнине. Нежный ветерок дышит прохладой, вдалеке виднеются гряды заснеженных гор Дхауладхаров. Всюду чувствуется присутствие бога Шивы.

Д-р СУБХАШИНИ АРЬЯН. Автор – известный искусствовед-историк и просветитель.

Пристанище вайдиев.

Байджнатх в древние времена был известен как Кираграма, а его жителей звали киратами. Они принадлежали к племени охотников и жили в глубинах гор Дхауладхаров. В храме есть две надписи на санскрите , повествующие о том, что его фундамент был заложен двумя купцами-Манукой и Ахукой. Полагают, что фундамент храма был заложен в 804 году, хотя целый ряд шивалингамов уже существовал еще до времени его строительства.
Считается, что шивалингам в Байджнатхе появился неизвестно откуда. Согласно легенде Гавана, король Ланки, совершил на этом самом месте молитву, прося бога Шиву подарить ему бессмертие. Сейчас храм бога Шивы гордо высится во всей его красоте. Потолок храма разделен на 9 частей, покрытых ступенчатыми плитами. Выходящие на юг и север стены мандапы имеют красивые балконы.
Говорят, что Кираграма был родиной вайдьев (врачей), которые могли вылечивать хронические заболевания. До недавних пор сюда на лечение стекалось множество больных, чтобы вылечится. Вайдъи изготовляли лекарства из собранных в горах Дхауладхарах трав.
Каждый год в феврале сюда прибывает множество верующих, чтобы отметить праздник Шиваратри. Археологическая служба Индии электрифицировала этот храмовый комплекс в 1993 году, и за ним ведется тщательный уход.

Индия перспективы. Д-р СУБХАШИНИ АРЬЯН. Д-р А.Ч. КАТОЧ

Храм является прямоугольным по своей форме и ориентирован на восток. В санктум санктураме, богато украшенном лепкой,
помещен массивный лингам. Большие круглые колонны отделяют его от пространства, предназначенного для верующих, которые могут здесь стоять и молиться. Санктум окружает прадакшина патх, идя по которому можно обойти всю его окружность. Перед ним находится мандапа, большой зал для молящихся, имеющий два балкона, богато орнаментированных снаружи. Через них в маццапу поступают лучи солнца. К маидапе ведет колоннада вестибюля. Дверей у храма нет. Открытый со всех трех сторон вестибюль позволяет проникновение света в интерьер храма.
Как это типично для всех индуистских храмов, здесь можно увидеть превосходные скульптуры богинь, символизирующих собой священные реки Ганг и Ямуну. Они элегантны и красивы и богато декорированы драгоценными украшениями, коронами. Обычно они стоят в позах, передающих чрезвычайную гибкость и грацию. Их предназначением символически является очищение ума верующих до того, как они предстанут перед богом Шивой. Внешние стены разделены на множество миниатюрных моделей храма, расположенных горизонтальными ярусами один над другим. В каждой из их ниш стоят фигуры Шивы в разных его манифестациях, статуи Дурги, Ганеша, Картыкеи (сыновей Шивы и Дурги) и бога Вишну . Возле входа в храм по левую руку можно видеть фигуру танцующего Ганеша. Завораживает и скульптурная композиция образов Шивы и Вишну в виде Харихары. Космический танцовщик Натараджа застыл в элегантной позе неподалеку от танцующего Ганеши, своего сына. Немного дальше запечатлена картина брака бога Шивы и Парвати, которых благословляет сам создатель вселенной Вишну. Этот вырезанный из камня рельеф
является одним из самых памятных в храме.
Помимо отображений богов индуистского пантеона, интерьер и фасад храма украшает многообразие рельефных узоров, передающих мир флоры. Индуистский храм представляет собой отражение вселенной и космоса. Именно этим-то и объясняется присутствие множества птиц и животных, растений, цветов и деревьев в его орнаменте. Интерьер храма буквально усыпан сложными и тонкими рельефными узорами в виде лотосов и других цветов. Зодчие, создавшие этот храм, явно имели богатое воображение и изобретательность.
Прямо перед входом в храм стоит статуя священного быка Шивы Нанди в позе, передающей чувство преклонения перед богом. Это большая фигура, все детали которой переданы в точности. Она бросается в глаза сразу же, как только вступаешь на тропу, ведущую к храму.

Читайте также:  Гластонбери Тор, Холм Святого Михаила

Храм Шивы

Байджнатх – маленький городок на севере Индии, в штате Химачал-Прадеш. Возможно, он был бы одним из тысяч других незаметных поселений страны, если бы не знаменитый храм Шивы XIII в. – место паломнического поклонения и туристическая достопримечательность.

Точно не известно, когда на этом месте в Байджнатхе был построен первый храм бога Шивы, но возраст его лингама, по оценкам исследователей, не менее 5000 лет. Вероятно, старый храм был разрушен, а в начале XIII в. двое местных купцов случайно наткнулись на его руины. Оставить святилище в таком виде они не могли, и принялись за восстановление. В 1204 году новый храм начал принимать паломников, и с тех пор, вот уже более 900 лет, они так и тянутся сюда, чтобы поклониться Шиве. Кроме того, храм носит название “Vaidyanath”, что означает «повелитель врачей», одна из ипостасей бога, а потому многие посетители надеются на чудесное исцеление от болезней.

Архитектура

Храм стоит на северном склоне горы, под ним протекает река, что придает еще больше живописности самому строению. Весь комплекс, окруженный стеной, имеет размеры 36,5 м в длину и 21 м в ширину. Квадратные залы для ритуалов с красивыми балконами расположены в северной и южной его частях. Главный вход после небольшой лестницы не имеет дверей, как и во всех шиваистских храмах. Его охраняют статуи Ганапати и Ханумана. Острый купол главного здания возвышается над долиной Кангры и виден издалека. Фасад храма украшают многочисленные барельефы, слегка стершиеся от времени, но вполне различимые. В основном это цветочные орнаменты, а также изображения животных. В небольших нишах установлены статуи Шивы, его супруги, детей и других индуистских богов.

Прежде на фасаде красовались фрески танца Шивы, и предполагалось, что паломники должны его повторить. Ныне они едва различимы, но для желающих станцевать предприимчивые шиваиты подготовили буклеты с подробными иллюстрациями всех па. Кроме главного здания храма, во дворе есть несколько небольших святынь, в частности, Нанди-мандапа с семиярусной пирамидальной крышей, увенчанной амалакой, поддерживаемой четырьмя колоннами.

По легенде, Шива порой передвигался верхом на быке по имени Нанди. Он чтится как священное животное, и у храма, помимо его собственной мандапы, имеется еще и прекрасное изваяние быка в позе поклонения своему хозяину. Эта скульптура – первое, что видит посетитель храма, вступая на дорожку, ведущую к нему. Считается, что Нанди охраняет колокол, в который должен ударить каждый паломник, явившийся сюда. Учитывая, что гостей здесь всегда предостаточно, звуки колокола оглашают округу почти беспрестанно.

Главное место в храме – его святилище, гарбхагриха. В храме Шивы в Байджнатхе сюда помещен древний лингам – фаллический символ пребывания бога на земле. Его потолок украшен рисунками фонарей с розеткой лотоса в центре. На уровне пола сделана белая мраморная йонипита вокруг лингама с рисунком змеи по внешней стороне. Она ведет к источнику святой воды, выходящему к северной стене. Серебряная фигура змеи с поднятым капюшоном обвивает лингам. Интерьер храма также включает множество барельефов и изображений богов. Строители храма не поленились отразить его историю в каменных надписях, выбитых на стенах, так что, если вы знакомы с санскритом, можно попробовать прочесть эти письмена. Пространства для молящихся очень много, несмотря на внешнюю скромность храма, а через мандапы в зал поступает свежий воздух и дневной свет.

Курительные комнаты

Не каждому понятно назначение крохотных келий вокруг храма, а между тем, это комнаты для курения гашиша. Еще совсем недавно затянуться обязан был каждый посетитель святилища. Сейчас правила смягчились, но совершенно неясно, как эти кельи продолжают существовать, несмотря на ожесточенную борьбу светских властей с курением гашиша.

Как добраться?

Город Байджнатх расположен на пути магистрали №20 Патханкот-Чакки-Манали, на полпути между Кангрой и Манди, так что добираться сюда на машине очень удобно. Общественным транспортом добраться в храм Шивы в Байджнатхе придется через город Патханкот, в нем есть ж/д вокзал и небольшой аэропорт. От Патханкота в Байджнатх ходит электричка и автобус.

Архитектура

География

Байджнатх расположен на 32 ° 03 ‘N 76 ° 39? Е? /? 32.05 ° N 76.65 ° E? / 32.05;. 76.65 [1] Он имеет среднюю высоту 1314 метров (4311 футов). Это небольшой городок в диапазоне Dhauladhar западных Гималаях, в 16 км от Palampur в Kangra округа штата Химачал-Прадеш

На достижение этой несравненный дар, Равана также просила Господа Шивы, чтобы сопровождать его на Ланку. Шива согласился на просьбу Раваны и преобразуется себя в Shivling. Тогда Господь Шива спросил его, чтобы нести Shivling и предупредил его, что он не должен разместить Shivling на землю на своем пути. Равана начал двигаться на юг в сторону Ланки и достиг Baijnath где он чувствовал потребность, чтобы ответить на призыв природы. Увидев пастуха, Равана передал Shivling ему и ушел, чтобы получить себе облегчение. О нахождении Shivling очень тяжелый, пастух поставить лингам на землю и, таким образом, Shivling утвердилась там и то же самое в виде Ardhnarishwar (Бога в виде Half Мале & Half Женщину).

Последователи Господа Шивы, Храмы Шивы

Лайк: 3

Шайва-сиддханта или сиддхантизм – древняя школа почитателей учения Шивы. Данная школа очень популярна: в ней состоят миллионы последователей и тысячи действующих храмов. Термин “шайва-сиддханта” означает – последние или признанные выводы шиваизма. Это философия божественных откровений, содержащаяся в двадцати восьми Шайва-агамах. Считается, что эту школу(учение) организовал гуру по имени Махарши Нандинатха из города Кашмира (примерно 250 г. до н.э.).


Изображение царя. Группа храмов в Байджнатхе, посвященных Шиве, ХII век. Уттаранчал, Индия.

Храмы играли также и роль филантропов. Люди иногда там бесплатно питались, странники находили крышу над головой в храмовых дхарамшалсос (dharamshala-s, специально построенных помещениях для странников в комплексе храма); часто имелись и школы при храмах. Нищие до сегодняшнего Дня продолжают кое-как перебиваться милостыней во дворах храмов. Хотя традиция обучения в стенах священных храмов сейчас едва существует, она широко практикуется индийскими исламистами: почти всегда при мечети существует медресе (madarsa) — начальная школа для маленьких детей.

Храмы играли также и роль филантропов. Люди иногда там бесплатно питались, странники находили крышу над головой в храмовых дхарамшалсос (dharamshala-s, специально построенных помещениях для странников в комплексе храма); часто имелись и школы при храмах. Нищие до сегодняшнего Дня продолжают кое-как перебиваться милостыней во дворах храмов. Хотя традиция обучения в стенах священных храмов сейчас едва существует, она широко практикуется индийскими исламистами: почти всегда при мечети существует медресе (madarsa) — начальная школа для маленьких детей.

Отзыв: Экскурсия в Мурудешвар, храмовый комплекс Шивы (Индия, Карнатака) – “Блеск и нищета” одного из древнейших храмов Индии.Индийский эпос в картинках.

Добрый день, в 2015 году я отдыхала в Индии, в штате ГОА. Чтобы отдых был разнообразным и интересным, выбирала экскурсии. Ведь туры – отличная возможность расширить кругозор и узнать много нового!

Шри Мурдешвар (храмовый комплекс Ширы) – одно из самых популярных мест и у туристов, и у местных жителей.

Это место с потрясающей энергетикой, в котором нужно пройти все храмы, выполнить ритуалы, покормить священных коров и приобрести сувениры.

Я покупала экскурсионную программу в компании “Пегас туристик”, с которой прилетела на отдых. В группе нас было 10 человек, гид везде ходил с нами, все рассказывал и показывал.
Это преимущество: не нужно ехать в большом автобусе (около 5 часов в одну сторону с Севера ГОА), больше внимания каждому.
Я считаю, что недолгие экскурсии выгоднее покупать у местных компаний, но длительные поездки я бы не рискнула. Дорога в одну сторону заняла около 4 часов на маленькой машинке.

ЧТО ВЗЯТЬ С СОБОЙ

На территории храма действует “дресс-код”: необходимо закрыть плечи и колени, советую взять парео с собой. А одеться полегче. Температура около 35 градусов, нужно будет больше часа провести на открытом воздухе. Также советую взять воду с собой.
Еще необходимы носочки, так как внутри храма Вы будете ходить босиком. Индусы считают, что ноги – это “грязная часть” тела, поэтому во всех храмах и святых местах в честь уважения к богам нужно разуться.
На этом местных зарабатывают: они караулят обувь за несколько рупий. Лучше заплатить, чтобы не возвращаться босиком. Поэтому возьмите мелкие купюры.
Небольшие дополнительные расходы: подняться на гапуру, чтобы сделать фотографию статуи как на фото ниже – 10 рупий, подаяния, сувениры.
Готовьтесь к тому, что а Вами будут буквально “бегать” продавцы четок, открыток, платков. Они очень навязчивые.

Хорошая новость: фотографировать можно везде, даже внутри храмов. Пока за это брать деньги не додумались местные))))

Это место древнее, очень необычное.

Был построен аж в 16 веке. Знаменитую статую, которая и привлекает туристов, установили в 2002 году, ее высота 37 метров.

Бог Шива в позе лотоса, в руках он держит барабан, трезубец. Шею обвивает королевская кобра. Рядом “верное животное” – бык Нанти.

В храме очень много местных жителей, все они приезжают нарядно одетыми и даже украшают транспорт:

Считается, что так они привлекут внимание богов, появится больше шансов на их благосклонность.

ТЕРРИТОРИЯ ШРИ МУРДЕШВАРА

Теперь подробно о храмовом комплексе,

Автобус припарковался, все выходят. И сразу поручни.
оказываются, так территория храма защищена от священных коров, которые просто не пройдут.

После снимаем обувь, оплачиваем услуги “караульщиков”.

И оказываемся у гапуры – это символичный вход в храм. Считается, что злые духи не смогут пройти через эти ворота.

Охраняют проход также слоны, гаруды и другие мифические существа.
Мы насчитали 18 этажей.

Отличная новость: наверх можно подняться. Стоит символически – всего 10 рупий. Зато виды открываются “на миллион”.

Внутри башни устроено 2 лифта, может быть небольшая очередь.
Внутри тесно, душно, но стоит потерпеть!

Именно наверху особо ощущается величие храма, вся его красота!

Также очень интересно наблюдать жизнь рыбацкой деревни, рядом с которой находится храм именно с высоты:

Кстати, о деревне. После посещения храма, уже в обуви, советую побродить вокруг, посмотреть сувениры, жизнь и быт. Впечатления будут! Гарантировано.

Но вернемся к самому храму.

Именно после того, как Вы прошли через ворота, очистились, начинается самое святое место.

Читайте также:  Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Для начала мы узнали историю этого места. оказывается храм был основан на месте, где демон Раввана потерял лингам Шивы (мужская сила). Все это изображено последовательно в статуях внутри храма под самой статуей:

Демон Раввана поклонялся Шиве, был его самым верным последователем. Но однажды он, подстрекаемый своей матерью, замыслил украсть у бога его силу.

Он уединился в пещере и много лет сидел в молитве и медитации:

Такое старание должно быть вознаграждено!
Шива явился перед Равваной и пообещал исполнить любое его желание.

И тут начинается индийский сериал.

Когда демон увидел жену бога, Парвати, он совсем забыл о силе и потребовал ее себе в супруги:

А если его ослушаются, то он перевернет все горы и земли, так как за время медитации накопил силы:

Пришлось Шиве соглашаться.
но если женщина не захочет:

Парвати разозлилась и превратилась в ужасную богиню Кали.
И тут Раввана удивил всех, сказав, что любит ее любой и готов жениться на Кали.

Видим обряд свадьбы.

Но после медового месяца Раввана вспомнил о силе и опять пошел медитировать. 1000 лет стоял он так неподвижно, читая мантры всем богам.

Его молитвы были услышаны.
Чтобы не разозлить Раввану, но и не дать ему могущество и власть, Ганеша (сын Шивы и Парвати) предложил поставить условие.

Демон не должен ставить лингам Шивы на землю, пока не вернется на свой остов Шри Ланка.

Сам же Ганеша превратился в мальчика-монаха и пошел за Равваной. Он завел с ним беседу, хитростью попросил лингам и поставил его на землю.

Шива и Парвати заступились за сына, устыдили властителя Шри Ланки.

А на этом самом месте стоит храмовый комплекс Шри Мурдешвар:

После ознакомления с историей можно зайти в храмы, посвященные основным индийским богам, зажечь ароматические палочки, позвонить в колокольчик и загадать желание.

В главном храме за небольшое пожертвование Вам нарисуют точку бинти – считается, она защищает от сглаза и злых духов.

Так выглядит храм Ханумана – царя Обезьян и бога Шивы.

А вот храм жены бога Парвати, очень популярен у женщин. Просят семейного очага, благополучия в семейной жизни.

После посещения Шри Мурдешвара у нас было немного свободного времени пройти по одноименному поселку, посмотреть быт и колорит местных жителей.

Интересно, что многие индусы из далеких штатов никогда не видели белых людей. Поэтому будьте готовы к повышенному вниманию. Будут подходить, дотрагиваться.
Проситься сделать фото. Очень интересно.
У нас один человек из группы купил связку бананов за настоящие копейки (точно не помню, очень дешево), такой ажиотаж был, когда он нес ее на спине в мини-автобус.

Если Вы хотите лучше узнать традиции и культуру Индии, советую посетить этот храм.

Спасибо за внимание! Всем желаю отличного настроения.

Внутри башни устроено 2 лифта, может быть небольшая очередь.
Внутри тесно, душно, но стоит потерпеть!

Содержание

  • 1 География
  • 2 Храм Байджнатх
  • 3 Туризм
  • 4 ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Главной достопримечательностью Байджнатха является древний храм Байджнатх , храм Господа Шивы . Соседние города: Палампур , Папрола, Кангра и Джогиндер Нагар в районе Манди. Согласно легенде, считается, что во время Трета-юги Равана, чтобы иметь непобедимые силы, поклонялся Господу Шиве на Кайласе. В том же процессе, чтобы угодить всемогущему, он предложил свои десять голов в хаван-кунде. Под влиянием этого необычного поступка Раваны Господь Шива не только восстановил его головы, но и наделил его силой непобедимости и бессмертия.

Храм Танцующего Шивы — Брахадишвара. Индия

Великий индуистский храм Брахадишвара, посвящённый Шиве, расположен в долине священной реки Кавери, в городе Танджавур индийского штата Тамил-Наду на юге Индостана. Храм Брахадишвара построен по приказу царя Раджараджа Чола I — oднoгo из прaвитeлeй импeрии Чoлoв, вo врeмeнa кoтoрoгo были пoкoрeны cевeрнaя чacть Шри-Ланки и нeкoтoрыe рaйoны Бeнгaлии, a гocудaрcтвo Чoлoв дocтиглo вeршины cвoегo мoгущecтвa.

Для демонстрации своей мощи Чолы построили величественный храм Брахадишвара, посвященный многоликому Шиве, одна из ипостасей которого исполняет космический танец Вселенной.

Брахадишвара — величественное гранитное сооружение, похожее на пирамиду, увенчанную куполом. Храм построен между 1003 и 1010 годами нашей эры. Над главным святилищем была сооружена из гранита башня Вимана — одна из самых высоких в Южной Индии, её высота 65 метров. Восьмиугольный купол весом 25 тонн опирается на один гранитный блок весом 70 тонн.

Одна из тайн храма Брахадишвара — как удалось доставить на строительную площадку огромный камень кумбам, из которого высечена «корона», венчающая храм? Монолит весит более 70 тонн, а ближайшие залежи гранита находятся на расстоянии 60 км от храмового комплекса.

Храм строили 8 лет. До сих пор остается загадкой, откуда был привезен строительный материал, ведь ближайшие каменоломни находятся в 60 км от храма, да и сама доставка этих глыб к месту строительства была для древних строителей грандиозной задачей. Длина самого большого блока составляет 7,8 м, а его вес составляет около 80 тонн.

Непонятно также, как древние смогли поднять на высоту 65 метров каменный монолит весом 70 тонн, хотя у индусов есть объяснение: якобы к строящейся башне было построена земляная насыпь длиной более 6 км, по которой шли повозки со слонами и буйволами.

Двор Брахадишвара имеет размеры примерно 75х150 метров и окружен двумя рядами стен, в каждом из которых имеются гопурамы – надвратные башни. Стены храма богато украшены скульптурой. Перед храмом стоит огромная 25 тонная монолитная фигура Нандисвященного быка и спутника Шивы. В храме находится главная святыня — гигантский лингам (фалос) — символ Бога Шивы.

Шива олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), оппозиционного Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу Вселенной.

Поклонение Шиве происходит в виде почитания лингама (фаллоса). Соединение мужского и женского начала в индуизме – это космический акт продолжения жизни, почитаемый священным, и возможные параллели с реальной жизнью никого не смущают. Всего в храме 250 лингамов.

Храм служил воплощением могущества империи Чoлoв, его обслуживали более тысячи человек и четыреста танцовщиц. Вокруг были построены две укрепленные стены, вдоль внешней был выкопан глубокий ров с водой и насыпан высокий вал. Когда-то это была одна из самых мощных крепостей в регионе.

Брахадишвара посвящен Натарадже – одному из самых популярных иконографических образов Шивы — танцующему воплощению бога. Поэтому основным мотивом росписи и статуй внутри является танец. Ранее возле храма жило множество девушек, танцевавших священный танец бхаратнатьям. К сожалению, сегодня его техника забыта.

Чoлы жертвовали хрaму земли и бесценные сокровища. Дo cих пoр Брахадишвара — oдин из cамых бoгaтых хрaмoв югa Индии. В eгo сокровищницах хрaнятcя богатства Чолов и последующих правителей Тaнджaвурa — импeрaтoров Виджaянaгaрa, Наяков, Маратхов, которые также щедро oдaряли Вeликий хрaм.

Храм Брихадешвара, возведённый по приказу «Короля королей», является настоящим бриллиантом в диадеме достопримечательностей Тамил-Нада, и у него есть свои особенности:

  • Есть мнение, что храм Брахадишвара является самым богатым храмом в Индии.
  • Говорят, что в храме есть сокровищница, о содержимом которой не знает никто. История ее окутана легендами. Якобы в этой сокровищнице хранятся невиданные богатства, которые дарили танцующему богу Натарадже. Сокровищница надёжно охраняется служителями четверорукого Шивы.
  • Храм не отбрасывает тени! Храм – один из самых высоких в Индии, но он построен так, что полуденная тень от него никогда не падает на землю.
  • Внутреннее убранство производит неизгладимое впечатление, потому что внутри сооружения находится 250 резных изваяний Шивы Натараджа, а также других индийских богов.
  • Входные ворота, внешние и внутренние стены украшены высокохудожественной каменной резьбой.

Поскольку храм носит название танцующего Шивы, практически все изображения посвящены священному танцу бхаратанатьям. Искусство его исполнения – утрачено, и воспроизвести его полностью не может ни один человек в мире.

Первоначально имел сакральное значение, что подтверждают различные позы бхаратанатьям, высеченные на стенах храмов Южной Индии. Исполнялся храмовыми танцовщицами — девадаси, которые играли не менее важную роль, чем жрецы.

Храму Брахадишвара в сентябре 2010 года исполнилось 1000 лет. Чтобы отметить это событие, правительство штата организовало шоу классического танца под руководством известной танцовщицы Падмы Субраманиам.

Храм Брахадишвара объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО , наряду с храмом Брихадисвара и храмом Аираватешвара, которые называются Великими живыми храмами Чола.

В настоящее время храм Брахадишвара находится в ведении и управлении Бабаджи Бхонсле, главы королевской семьи Танджавур Маратха — наследника царей Маратхи Танджавура.

Для демонстрации своей мощи Чолы построили величественный храм Брахадишвара, посвященный многоликому Шиве, одна из ипостасей которого исполняет космический танец Вселенной.

География

Байджнатй расположен на 32 ° 03’N 76 ° 39’E  /  32.05 ° N 76.65 ° E  / 32,05; 76,65 . Он имеет среднюю высоту 998 метров (3274 футов). Это небольшой городок в хребте Дхауладхар в западных Гималаях, в 16 км от Палампура в районе Кангра штата Химачал-Прадеш. Это также связано с Раваной.

Получив это несравненное благо, Равана также попросил Господа Шиву сопровождать его на Ланку. Шива согласился на просьбу Раваны и обратился в Шивлинга. Затем Господь Шива попросил его нести Шивлинг и предупредил его, что он не должен класть Шивлинг на землю по пути, как сказал Шива, где бы вы ни удерживали меня, в этой форме Линга, я буду отдыхать только там, Лингам будет оставайся только там. Равана двинулся на юг в сторону Ланки и достиг Байджнатха. Он хотел пить и увидел Господа Ганешу, замаскированного под пастуха, и попросил воды. Господь Ганеш попросил Владыку Воды / Владыку Моря ( Варуну ) наполнить все это небольшим горшком с водой, который он предложил Равану. Выпив его, Равана почувствовал побуждение ответить на зов природы, передал Шивлинг Ганешу и ушел, чтобы получить облегчение. Господь Ганеш положил лингам на землю, и, таким образом, там утвердился Шивлинг, и то же самое в форме Ардхнаришвара (Бога в форме Половина мужчины и половины женщины).

Чидамбарам: Храм танцующего Шивы

С тех пор как Афанасий Никитин рассказал русским людям об Индии, она так и осталась для нас удивительной, загадочной, волшебной страной, полной контрастов, святынь и чудес. Конечно, каждый открывает для себя свою Индию.

Одни видят лишь экзотику, вторые — грязь и нищету, третьи — красоту древних традиций, а четвертые переживают здесь такие минуты мистических откровений, которые переворачивают всю их жизнь до основания.

Верным для всех будет, пожалуй, лишь одно утверждение: вся Индия — это одно огромное место Силы. В какую точку на ее карте ни ткни, обязательно угодишь в такую, где все и вся — от пыльного камня на дороге до птицы в небе — способствует внутреннему очищению, исцелению и преображению.

Потому в Индию практически невозможно совершить простое путешествие: даже если вы отправляетесь в эту страну из обычного интереса, в итоге все равно окажется, что вы совершали паломничество. А паломничество — это всегда дорога к самому себе.

Читайте также:  Храм Паднамабхасвами, подробное описание и фото

Ибо все, что случается с человеком во время паломничества, приводит к познанию, пробуждению души, раскрытию сердца и потенциала, обретению смысла собственной жизни, а главное — открытию того самого внутреннего света, который никогда уже не позволит сбиться с пути. И если уж ступать на эту дорогу, то начинать надо с чего-то по-настоящему сакрального.

Добро пожаловать в единственный в мире храм Танцующего Шивы!

ДУЭЛЬ

Этот храм находится на юге Индии, в городе Чидамбарам. Его название происходит от слов чид — «сознание» и амбарам — «расширение небес». Все это читается как «бесконечно расширяющееся сознание». И именно здесь расположен храм Бога Космического Танца. Первое упоминание о нем датируется VI веком до н. э. Но, если верить мифам, он был построен в честь бога Шивы намного раньше.

Легенда гласит, что когда-то покровительницей этих мест была богиня Кали. Здесь же находился самопроявлен-ный лингам (божество Шивы), которому поклонялись два святых мудреца — Патанджа-ли, чье тело было наполовину человеческим, наполовину змеиным, и Вьяграпада — с человеческим телом с тигриными лапами. Сам Шива явился в лес Тиллай, чтобы станцевать для двух великих святых.

Естественно, что хозяйке этих мест — Кали — не понравилось, что чужак вторгся в ее владения, и она вызвала Шиву на танцевальный поединок. Проигравший должен был покинуть лес. Арбитром в этом соперничестве двух богов стал сам Вишну.

Шива танцевал Ананда Тандава — космический танец, символизирующий пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Тем не менее Кали ни в чем не уступала ему, пока Шива не выдал свое коронное па — с ногой, закинутой к голове. Повторить это движение Кали не позволила скромность.

Ее сочли проигравшей, и Кали с обидой покинула это место. Шива победил, но, чтобы все же не рисковать, всем желающим поклониться Шиве рекомендуется сначала сделать подношения богине Кали в ее храме Тиллай Амман, который находится здесь же, в Чидамбараме.

ГОРОД ВЕЧНОГО ТАНЦА

Для тех, кто не знаком с тонкостями индуизма: религия Шивы — древнейшая из всех ныне существующих (если брать в расчет цивилизованный мир). А сам Шива — это мужское начало Вселенной. Абсолютное божество, наделенное абсолютной властью и способное как созидать, так и разрушать во время своего танца.

А танцует он всегда, ведь вся его жизнь — это танец. И чем быстрее он размахивает своими многочисленными руками, тем сильнее разруха. Но вот буйные пляски сменяют неторопливые ритмы: на лице Шивы появляется умиротворение, и все обрушенные с небес на землю звезды возвращаются на свои места — во Вселенной вновь устанавливаются гармония и покой.

Говорят, что свой первый танец, положивший начало нашей цивилизации, Шива танцевал именно в Чидамбараме. Оно и понятно, ведь, по легенде, тут проходит главный канал жизненной энергии нашей планеты. Говорят, что и последнюю для землян пляску разрушения, которая завершит цикл нашего существования на планете, многорукий бог тоже исполнит в этом храме. К счастью для человечества, этого не случится, пока существуют дикшитары — служители храма, ежедневно проводящие обряды.

ПОТОМКИ ПРИШЕЛЬЦЕВ

Эта особая каста браминов на протяжении долгих веков живет на территории храма и является хранителем тайных знаний и истории. Вся жизнь общины дикшитаров Натараджи (это еще одно имя Шивы) сосредоточена вокруг храма.

Это и их главная собственность, и в то же время — главное занятие в жизни. Они никогда не выходят за пределы храмового комплекса, заключают браки только в кругу своей общины, пользуются особым языком и считают себя пришельцами или потомками древних цивилизаций. Они есть только в Чидамбараме, а их внешность и обычаи не имеют ничего общего ни с одним из народов.

Дикшитары говорят только на своем языке, крайне редко общаются с людьми вне общины, особенно с европейцами. Но те редкие счастливцы, кому довелось побеседовать с ними, говорят, что их знания вызывают изумление и восхищение. Однако более всего они восхищают своими танцами, имитирующими движения бога Шивы. Глядя на их движения, на гибкость рук и ног, и впрямь поверишь, что они потомки какой-то инопланетной цивилизации! Между тем танец — часть ритуала поклонения Шиве.

А не будет его — не станет и нашего мира: без ежедневных молитв и танцев Шива решит, что люди забыли его, наверняка прогневается и начнет свою пляску смерти, танец разрушения, с которым закончатся дни человечества. Но поскольку, по некоторым данным, дикшитары верны себе и своим традициям вот уже 3 000 лет, то на них можно положиться и не опасаться скорого апокалипсиса. До конца мира еще далеко. И ничто не помешает вам насладиться красотой Чидамбарама. Тем более что посмотреть там есть на что.

ДВА ШАГА К СЧАСТЬЮ

На сегодняшний день храмовый комплекс в Чидамбараме — грандиозное, великолепное и очень богатое сооружение. За 3000-летнюю историю существования храм накопил множество ценностей. Статуи местных богов украшены жемчугами, рубинами и изумрудами. Крыша главного храма покрыта черепицей из чистого золота. А чего стоит фигура Шивы, вырезанная из целого куска редкого фиолетового рубина!

Попадая в Чидамбарам, чувствуешь себя Маугли, внезапно оказавшимся в заброшенной сокровищнице забытых раджей. И все же стоит не только обращать внимание на роскошь, окружающую вас, но и сосредоточиться на деталях, тем более что каждая из них исполнена смысла. Так, например, крышу главного здания в комплексе — Золотого храма — венчают девять ступ, поддерживают 64 деревянные балки, она состоит из 21 600 черепиц, которые удерживают 72 000 гвоздей.

Казалось бы, что с того? Какая-то ненужная, абсолютно лишняя для паломника информация. Не тут-то было! Девять ступ — это девять отверстий человеческого тела. Деревянные балки символизируют 64 вида искусств, которыми должен овладеть человек, чтобы стать совершенным (особенно это касается женщин, потому что взамен они получат власть над мужчинами).

Количество золотых черепиц — да-да, они сделаны из чистого золота — это не что иное, как число вдохов человека за сутки — от восхода и до восхода солнца. Ну а число гвоздей соотносится с идеальным ритмом человеческого сердца — 72 удара в минуту.

Однако главное сокровище все же находится внутри Золотого храма, ибо под каменным зданием скрывается храм деревянный. Его возраст не поддается точному исчислению. Как утверждают предания, он был построен на том самом месте, где Шива исполнил свой космический танец, состоящий из 108 движений. Все они — от первого до последнего — изображены на барельефах каменных храмов. Считается, что в них заключается информация о законах бытия. И кому удастся в точности повторить все эти движения, тому откроются абсолютно все тайны мироздания.

Увы, повторить космический танец не получается даже у дикшитаров. Но, по рассказам паломников, даже воспроизведение двух-трех па (танцевальных шага) очень проясняет сознание. И конечно же, это действо обязательно ниспошлет вам божественную милость, которая приходит всегда, когда человек занимается духовной практикой, участвует в службах, чтит память святых и омывается в священных реках.

Кстати, об омовении: на севере храмового комплекса находится Шива Ганга. Когда-то это был лотосовый пруд в мангровом лесу. Сейчас он облицован камнем и скорее похож на бассейн прямоугольной формы. Однако на качестве вод это никак не сказалось — они как были целительными, так ими и остаются.

Поэтому омовение в бассейне довольно популярно среди паломников. Но можно обойтись и без водных процедур — достаточно покормить маленьких рыбок, живущих там, и вы избавитесь от дурной кармы.

ДУЭЛЬ

Аруначалешварар, Тируваннамалай, Тамил-Наду

Расположенный прямо у подножья горы Аруначала, которая считается воплощением самого Шивы, это один из величайших храмов в Индии. Его площадь составляет около 10 гектаров. Согласно легенде, в этом месте Шива превратился в столб огня (Шива-Лингам). Приезжая в храм, паломники совершают босиком парикраму (обход) горы Аруначал.

«Храм Владыки Луны» еще называют «вечным святилищем», т.к. будучи разрушенным шесть раз, храм каждый раз отстраивался заново. Здесь находится самый главный из 12 джйотирлингамов. Согласно легенде, бог луны Сома воздвиг этот храм в честь Шивы, который избавил его от страшного проклятия.

Индия – трип

Укиматх расположен на склоне ущелья реки Мандакини.

Храмы Химачал-Прадеша

Координаты: 32.05005800,77.05009200

Религиозное значение храма Шивы

Сегодня храм Шивы до сих пор является действующим. Сюда приходят не только местные жители и любознательные туристы, но и паломники из разных стран. В особенности их здесь много во время священных праздников. Одним из таких является праздник Маха Шиваратри, который переводится, как «танец Шивы». В этот день в Индию слетаются, как птицы, иностранные туристы и верующие, чтобы помолиться, помедитировать, не спать всё ночь и поливать традиционно молоком священные лингамы. Лингамы – это изображение половых органов Шивы и его супруги, которые украшаются свечами, фруктами и цветами.

В храм выстраивается большая и длинная очередь верующих. Туристов в этот день на территорию храма не пускают. Так, что если вы попали именно в этот период, стоит ожидать за воротами. Здесь также есть много чего интренсого. Например, можно увидеть нищих, которые рассаживаются на специально подготовленных служителями храмов ковриках с двумя чашами: для денег и для риса. Интересно, что все паломники, которые хотят получить от Шивы своё благословение, подходят к каждому нищему и подают ему подать из специально заготовленного мешочка. А за определённую плату разрисованный слон, который принадлежит храму и символизирует сына бога Шивы – Ганеша, может вас благословить своим хоботом.

Ещё одно грандиозное событие, которое происходит здесь в конце февраля, называется – Мела. В этот день местные жители не только украшают всё цветами и раскрывают, как парашюты большие красные шатры, но и устанавливают у входа в храм большие импровизированные ворота с лингамами, быками Нанди и священными коровами. Так же как и праздник Маха Шиваратри, Мела отмечается всю ночь. Главное в этот период не забыть купить одеяло, которые предлагают уличные торговцы прямо возле здания храма. Одеяло нужно для того, чтобы не замёрзнуть, потому как ночью обычно в феврале очень холодно.

Сегодня храм Шивы до сих пор является действующим. Сюда приходят не только местные жители и любознательные туристы, но и паломники из разных стран. В особенности их здесь много во время священных праздников. Одним из таких является праздник Маха Шиваратри, который переводится, как «танец Шивы». В этот день в Индию слетаются, как птицы, иностранные туристы и верующие, чтобы помолиться, помедитировать, не спать всё ночь и поливать традиционно молоком священные лингамы. Лингамы – это изображение половых органов Шивы и его супруги, которые украшаются свечами, фруктами и цветами.

Ссылка на основную публикацию