Карни Мата крысиный храм в Индии, описание и фото

Несколько забавных нюансов

Возле ворот у входа в храм, установили две статуи из мрамора – львов. Это было сделано для того, чтобы жителей Шри Карни Мата они охраняли от нападения котов. Но что самое интересное, так это то, что морды у этих львов точно такие же, как при входе в Диснейленд – то есть с мышиными мордочками!

Все стены, которые здесь существуют из мрамора и камней имеют небольшие отверстия, сделанные для того, чтобы крысы могли свободно перемещаться из одной комнаты в другую, а не оббегать длительное расстояние.

Все стены, которые здесь существуют из мрамора и камней имеют небольшие отверстия, сделанные для того, чтобы крысы могли свободно перемещаться из одной комнаты в другую, а не оббегать длительное расстояние.

Карни Мата – храм крыс в Индии

Взаимоотношения людей и животных в Индии пестрят разнообразием и принимают самые причудливые формы. В этой стране даже есть храм, в котором поклоняются крысам. Ниже вы увидите фото и видео этого храма в Раджастане.

  1. Расположение храма
  2. О правилах поведения
  3. История и легенда Карни Мата
  4. Видео


В храме Карни Мата постоянно живут 513 семей, которые обеспечивают грызунам тщательный уход. Все живущие тут люди носят фамилию Депават и являются непосредственными потомками пращура Депа. Они свято верят, что люди произошли от крыс и надеются, что в следующей жизни им повезет родиться крысой.

Мать Карни

Женщина, в честь которой и назван был храм, родилась 2 октября 1387 года и при рождении получила имя Ридху Бай. Была выдана замуж, но не жила супружеской жизнью. Со временем Карни возглавила одно из политических движений того времени и пользовалась влиянием еще в 1538 году. По легенде дожила она до 150 лет.

В 1463 году в Дешноке, где в то время жила Карни Мата, её пасынок Лакхан попытался испить воды из пруда и утонул. Существуют две версии о дальнейшем развитии событий. По одной Мать Карни стала молить о воскрешении мальчика бога Яму, но тот отказался оживлять ребёнка. Разгневанная Карни Мата пообещала жестокому Яме: все мужчины из её касты отныне никогда не попадут к богу. Они перевоплотятся в крыс, чтобы в следующей жизни снова стать людьми.

По другой версии, Яма сжалился над безутешной женщиной и дал не только мальчику тело крысы, но и всем последователям Карни Мата после смерти.

О смерти известно лишь, что мать Карни исчезла 21 марта 1538 года на пути из одного населённого пункта в другой. Во время остановки на водопой в окрестностях Колаята она просто пропала едва ли не на глазах нескольких своих последователей, вместе с которыми возвращалась в Дешнок. В иудаизме мать Карни была признана святой и живым воплощением богини Дурги, одной из самых популярных и почитаемых богинь.

Ещё при жизни Карни Мата построила храм в Дешноке, именно он и стал впоследствии Храмом крыс. Изначально численность грызунов составляла 20000 особей, но по сведениям National Geographic сегодня их количество уже достигло 250000. Особо почитаемы белые крысы, которых считают потомками самой Карни Мата.


Ходить в этом храме в обуви, как и во многих других храмах в Индии, строжайше запрещено. Некоторые посетители (в основном, туристы), ходят по территории храма в носках, но большинство предпочитает ступать по мраморному полу, усеянному продуктами жизнедеятельности грызунов, босыми ногами. Здесь можно увидеть, что паломники едят вместе с крысами и даже пьют из одной с ними миски. Тем самым они разделяют трапезу с воплощенными в телах крыс родственниками и получают от них благословение. Смотрители храма и паломники утверждают, что после подобных совместных приёмов пищи заболевших среди посетителей никогда не было. По их мнению, наблюдается прямо противоположное явление: откушавший из одной с крысой миски человек ощущает необыкновенный прилив сил, а после возвращения к месту жительства его ждёт удача и успех в любом начинании.

Легендарный танцор СССР Махмуд Эсамбаев

Хотелось бы с тобой читатель поделится историей про легендарного танцора всех времён, и народов. Человек простой души, который посвятил жизнь искусству танца. Современные учителя танцев восхищаются им, и говорят что “Так как танцевал Махмуд Эсамбаев, не станцует больше никто”. Хотелось бы поделится маленьким видео с вами про этого человека прошедшей эпохи.

Вначале количество змей быстро сократилось в результате их уничтожения.

Карни Мата — храм крыс в Индии


© Dima Chatrov Photography

Культура и традиции некоторых стран могут оказаться не только малопонятными для европейских жителей, но и порой шокирующими. Особенно славится подобными обычаями Индия.

Культура Индии обладает мощными религиозными корнями, основанными на поклонении различным многоликим божествам. Боги индусов, равно как и люди, имеют многие воплощения и реинкарнируют с завидным постоянством. В философии индуизма жизнь представляет собой смену карм, а смерть является лишь возможностью перехода от одного воплощения к иному.


© Shengdianye/Flickr


© Julie Laurent/Flickr

Одной из основных достопримечательностей религиозных верований индусов считается храм Шри Карни Мата, более известный за пределами страны, как Храм крыс. Расположен этот удивительный храм на севере штата Раджастхан в поселении Дешнок, что в 32 километрах от Биканера.


© Andoni Guridi/Flickr


© Anoop Negi Photography

В этом необычном месте обитает по меньшей мере 20 тысяч крыс. Чувствуя себя полноценными хозяевами храма, крысы совершенно не боятся людей.


© iunnui.com

Удивительно, но факт: прихожане этим длиннохвостым грызунам поклоняются, всячески оберегают их, кормят и обеспечивают тщательный уход.

Пол храма имеет специальный подогрев, чтобы в холодное время года крысы не замерзали. К тому же в храме функционирует кухня, на которой без устали готовится еда для крыс.

У ворот храма находятся два мраморных льва, стоящих на страже и охраняющих вход в храм от посягательств наибольших врагов крыс — кошек. Храм имеет два внутренних двора, в одном из которых расположен алтарь. К алтарной комнате ведет множество специально проложенных тоннелей, обеспечивающих свободное перемещение крыс.


© Reetu Chhipa/Flickr


© thetaleoftwotings.com

Еще один враг грызунов — птицы. Для защиты крыс от враждебно настроенных пернатых подворье храма предусмотрительно было затянуто сетками.


© Michal Huniewicz Photography


© Dima Chatrov Photography

Крысы в храме кишат повсюду: под ногами, в стенных щелях, и даже на заборных решетках.


© Dima Chatrov Photography


© povsodjelepo.com

Это по-истине крысиный рай. Крысы здесь не только лакают молоко, но и купаются в нем.


© Dima Chatrov Photography

Ежедневно в храм стекаются паломники и туристы, которые также не упускают шанс прикормить животных всяческими угощениями. У крыс всегда много фруктов, зерна, сладостей, есть свежее молоко и вода.


© Charles Brincat/Flickr


© 100daysindia.blogspot.com

Как и в большинстве индуистских храмах, здесь не разрешено ходить в обуви. К счастью, для туристов действует поблажка: при желании можно оставаться в носках, что весьма гуманно, учитывая постоянно встречающиеся на мраморных полах храма продукты крысиной жизнедеятельности.

Почему же крысы в Индии считаются священными?


© Dima Chatrov Photography


© el-magico.livejournal.com

Храм крыс был построен более 600 лет назад в честь богини Дурги.

Дурга — одна из самых почитаемых богинь в индуизме. Справедливая и воинственная Дурга призвана наводить порядок в мире путем преодоления бедности, страданий, болезней и грехов. В отличие от многих мифических божеств в индуизме, богиня Дурга в результате одной из земных реинкарнаций была воплощена в теле девушки по имени Карни Мата.


© Dima Chatrov Photography


© Dima Chatrov Photography

Карни Мата родилась в 1387 году в деревне Сувап, вблизи Фалоди (штат Раджастхан, Индия). Она была седьмой дочерью в семье касты Чаран и при рождении получила имя Ридху Бай.

Согласно древнему преданию мать Карни Мата была беременной ею 21 месяц! Как только девочка родилась, сразу же заговорила, призывая мир к добру и справедливости. Прожила святая долгую жизнь (пропала без вести в 1538 году в возрасте 151 года), обошла со своими последователями всю Индию, была при жизни благодетельницей, заступницей всех бедных, обиженных и униженных людей, а также сотворила множество чудес.


© Eric Laurent/Flickr


© Julie Laurent/Flickr

Лишь однажды Карни Мата не сумела выполнить задуманного: ей не удалось спасти одного из четырех своих пасынков, утонувшего в священном озере. Тогда она взмолилась к властелину загробного царства, прося вернуть сына в мир живых. Однако Бог смерти Яма не внял ее молитвам. Разгневанная этим отказом, Карни Мата решила избавить своих потомков от царствия вероломного Ямы, нарекая их не на вечное скитание в царстве тьмы, а на жизнь после смерти в облике крыс.


© Julie Laurent/Flickr

Со временем был возведен храм, предназначенный для убежища всех последователей Карни Мата, перерожденных после смерти в тела крыс.

Это — их предки, убереженные от пропастей смерти в божьем жилище. И это — дети детей, что когда-нибудь явятся на свет. Ибо в нескончаемом кругу превращений — уверены члены семей, носящих фамилию Депават,- суждено, однажды умерев, вернуться в мир крысой, а, скончавшись вновь, появиться на свет человеком.


© John Quintero Photography


© John Quintero Photography

О своем происхождении здесь помнят постоянно. Каждый месяц потомки одного из четырех сыновей Карни Мата заступают на очередное дежурство в храме. Семейство, на которое выпал жребий, в течение всего месяца обязано безвыходно проживать в стенах храма. Мужчины для этого на четыре недели отпрашиваются с работы, спят на простых циновках среди бегающих по ним крыс и трижды в день, на рассвете, в обед и на закате, совершают богослужение.


© Stephan Rebernik/Flickr

Выходкам крыс в храме придают особое значение. Если зверек случайно надкусит конфету, считают, что таким образом она была освящена. Надкушенные сладости, называемые «прасад» или «священные кушанья», бережно собирают и раздают среди членов рода Депават.

Если по вашим босым ступням пробежит крыса или ненароком присоединится к вам за обедом — это будет добрым благословляющим сигналом. Самая большая удача — увидеть крысу-альбиноса. Бытует мнение, что в этой особенной крысе воплощена душа самой богини.


© Matthew Winterburn/Flickr

Самое большое преступление в храме — это убить крысу. Посетитель, по чьей неосторожности погибнет грызун, обязан возместить храму такого же по весу, но только из золота или серебра. В действительности, тамошние служители не станут навязывать исполнение данного ритуала, просто кто-то из правоверных индусов сам принесет в храм подобную статуэтку.


© panda1969/Форум Винского


© panda1969/Форум Винского

Вот такой неординарный образ поклонения выбрали для себя индусы. Вера людей непоколебима. И эти священные образы помогают им находить силы и утешения в религии. А нам остается только удивляться.


© Max Lieberman/Flickr

Это по-истине крысиный рай. Крысы здесь не только лакают молоко, но и купаются в нем.

Храм Карни Мата: храм крыс (Индия)

Храм Карни Мата в Дешноке – одна из самых необычных достопримечательностей Индии. Благодаря danila85 мы сделаем по храму небольшую экскурсию и постараемся разобраться, почему здесь водятся грызуны.

Читайте также:  Кутб-Минар в Дели, Как добраться эспозиция, описание

В раджастанском городке Дешнок находится всемирно известный храм Карни Мата, среди иностранцев известный как храм крыс. Вход как в обычный индуистский храм. Как и везде просят снимать обувь, и я очень удачно разжился парой бахил, чтобы меня не попробовали на вкус. Синеньких, таких же какие сейчас заставляют надевать при входе в российские медучреждения.

Над территорией натянута сетка – голуби прознали, что тут кормят нахаляву. Хотя внутри их всё равно много.
Территория приличная, есть несколько сооружений, алтарей, жилые и хоз.помещения. Всё было бы обычным, но тут почитают крыс.

Это не лавка предприимчивого индуса – перед входом в основной храм принято снимать изделия из кожи.

Вот и они. Точнее – они повсюду.

Спят в самых неожиданных местах.

Чужие фотографии их этого места мне не нравились. И крысы некрасивые, и фотки так себе. Оказалось, что наснимать лучше будет сложно – в самом храме полумрак, крыски создания подвижные, да и действительно облезлые и неухоженные.

А вообще они тут откормленные, спокойные и не агрессивные. Даже и забываешь про эксперименты Курта Рихтера, про установление порядка в крысиной группе и стае, про то, на что способны эти создания.

Способность крыс лазить вообще потрясает. По вертикальной гладкой металлической трубе они спокойно бегают и вверх, и вниз. У них когти или присоски на лапах?

Немного истории. Этот храм посвящен Карни Мата (Karni mata, Мать Карни, 2 октября 1387 — 21 марта 1538) — индуистской святой и политическому деятелю. Она считается воплощением богини Дурги.

Карни Мата родилась 2 октября 1387 года в деревне Сувап недалеко от Фалоди в районе Джодпур, Раджастхан, Индия. Она была седьмой дочерью в семье касты Чаран. Родители дали ей имя Ридху Бай.

В 1415 году она была отдана замуж, но так никогда и не жила замужней жизнью.

Позже она убедила мужа взять в жены свою младшую сестру Гулаб. В деревне мужа (Сатхи) она прожила два года, после чего покинула место со своими последователями.

Со стадом коров они бродили от места к месту, располагаясь ко сну там, где их заставал закат. Одна из таких остановок произошла в деревне Джанглу (джунгли, лес).

Староста деревни Рао Кахна отказал им в доступе к воде. В ответ на это Карни Мата провозгласила старшим деревни своего последователя и продолжила путешествие. У Дешнока Рао Кахна догнал Карни Мату, но тут же умер.

Карни Мата жила в этом месте до конца своей долгой жизни. Именно здесь расположен храм её имени.

В 1453 году она благословила Рао Джодху из Джодпура на завоевание Аджмера, Мерта и Мандора. В 1454 году её муж умер.

В Дешноке в 1463 году, пытаясь напиться из пруда, утонул её пасынок Лакхан.

Согласно легенде, Мать Карни просила бога Яму воскресить мальчика, но тот отказал.

Тогда святая провозгласила, что мальчик и все мужчины её касты никогда не будут попадать к Яме, а после смерти принимать временные тела крыс. В следующем рождении они должны рождаться людьми.

Позже в Дешноке был построен храм, являющийся питомником для более 20 тыс.крыс.

По другой версии, не получив положительного ответа от Ямы, она продолжала умолять его, и тогда божество смерти милостиво согласилось дать тело крысы как пасынку, так и последователям Карни. Белые крысы храма считаются воплощениями её родственников.

В 1538 году Карни Мата решила нанести визит Махарадже Джайсалмера. Возвращаясь обратно в Дешнок с несколькими своими последователями, в районе Колаята она остановила караван на водопой.

Тут она исчезла 21 марта 1538 года в возрасте 151 года.


Со стадом коров они бродили от места к месту, располагаясь ко сну там, где их заставал закат. Одна из таких остановок произошла в деревне Джанглу (джунгли, лес).

Холи, или Пхагвах — индуистский фестиваль весны.

Холи (хинди होली), также известный как Пхагвах (или Бходжпури) — ежегодный популярный индуистский фестиваль весны.

Действительно, крысы храма «Карни Мата» изнежены донельзя и вследствие этого обладают очень мягким и покладистым характером – они совершенно неагрессивны: за все время существования храма не было зафиксированного ни одного случая нападения крысы на человека.

Сэкономь на путешествии!

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах – самых старых, – образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси), чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Ступа в Санчи

Ступа в Санчи – это не только удивительная достопримечательность, но и достояние индийской культуры.

Сегодня, глядя на Санчи, трудно представить, что когда-то это был огромный, цветущий город. Он находился на пути караванов, а при помощи влиятельных индийцев стал одним из главных регионов страны. Многие летописи доказывают уникальное богатство города.

К закату буддизма, Санчи тоже стал затухать, превратившись в обыкновенное воспоминание, утонувшее в песках и зелени.

Обнаружил эту достопримечательность совершенно случайно английский военачальник Тейлор в начале 19 века.

При посещении этого место, в голове всплывает призыв к Электрофикации страны (навязчивые мысли).

Находится Санчи в штате Мадхья-Прадеш, около Бхопола. Свою известность у туристов она получила благодаря сохранившимся храмам и ступам.

  1. Аренда автомобиля или такси. Это самый удобный способ передвижения. Стоит услуга будет недорого, да и доедете вы быстрее.
  2. Поезд. Если ехать на поезде из Бхапола до Санчи, дорога займет менее часа. Главное, прийти на станцию немного пораньше и купить билет стоимостью до 20 рупий. Ежедневно ходит 4 поезда в двух направлениях. Еще один поезд идет из Мумбаи, но придется совершить пересадку.
  3. Рейсовый автобус. Из Бхапола ежедневно ходит автобус. Цена билета составляет 25 рупий.
  4. Экскурсии. До ступового комплекса можно добраться в составле экскурсии. Гид расскажет не только о ступах, но и поведает о традициях и культуре Индии.

Практическая информация

Архитектурный памятник, расположенный по адресу Sanchi, Bhopal, Индия, работает с 8 утра до 5 вечера. Стоимость посещения составляет 3,5$.

Добраться до места назначения можно как в составе экскурсионной группы, так и самостоятельно.

Дорога от Бхопала до Санчи занимает меньше часа. Билет стоит 20 центов. Бронировать его заранее не стоит – достаточно прийти к кассам за 20-30 минут до отправления поезда. До деревни ходит 6 составов (08:00, 10:20, 15:15, 16:10, 18:00 и 20:55), назад возвращается только 4 (08:00, 08:50, 16:30 и 19:10).

На заметку! Еще одна электричка отправляется из Мумбаи. А вот экспрессы и скоростные поезда ходят только до города Видиша, расположенном в 10 км от деревни. Затем нужно пересесть на автобус или рикшу.

Автобусы между поселком и Бхопалом курсируют с 6 утра до 10 вечера. На дорогу уйдет не меньше 1,5 часов. Билет стоит 40 центов.

На заметку! Регулярные автобусные рейсы ходят и до Видишы. Время в пути – 20 минут, билет стоит 10 центов. Первое отправление – в 6 утра, последнее – в 11 вечера.

Цены на странице приведены на октябрь 2019.


Обновлено: 22 Фев, 2020 Город Мафра (Португалия) – место, где была построена самая большая…

Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке

Б ольшая Ступа в Санчи (Махаступа) была построена гораздо южнее тех мест, где жил и проповедовал Будда, и не соотносится напрямую с его деятельностью. Пришедший к власти в третьем веке до н.э царь Ашока стал возрождать уже начавший угасать к тому времени буддизм, сделав его практически основной религией государства. Он идентифицировал по остаткам сооружений многие места, связанные с деятельностью Будды и по всей стране возвёл множество культовых буддийских сооружений, в общей сложности более восьмидесяти тысяч.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи – первая из построек подобного рода, послужила прообразом для всех остальных.

Именно эта ступа считается старейшей из всех буддийских ступ, сохранившихся до наших дней.

Внутрь ступы в Санчи, в самый её центр, заложена кубическая урна с останками Будды. По легенде, Будда, когда его спросили о форме его будущей гробницы, будто бы вместо ответа сложил в несколько раз свой плащ, на который водрузил, перевернув вверх дном, свою круглую чашу для сбора подаяний и увенчал всё это своим посохом. В такой форме и построено большинство ступ в Индии. Первоначально ступы служили именно для хранения реликвий или останков, позднее же стали интерпретироваться как символическое воплощение космоса.

В довольно сложной конструкции ступ ― а со временем они стали гораздо более замысловатыми, чем первые чашеобразные формы, ― нет ни одного элемента, начиная от ступеней основания и заканчивая положением рук скульптурных изображений Будд или украшениями на их одеждах, которые не имели бы своего определённого значения.

Цоколь ступы в Санчи, с террасой, служившей для проведения церемоний, обозначает Землю, со всеми присущими ей страстями и искушениями. Сама ступа построена в форме идеальной полусферы, символизирующей небесный свод и, соответствующий ему, мир богов. Через весь купол проходит начинающийся от основания стержень, символически обозначающий Мировую Ось, Мировое Древо, гору Меру. На вершине купола столб окружает хармика ― миниатюрная копия основной ограды, скрывающая «ось мира» от нескромных взоров.

Сокрытие центрального столпа обусловлено древним индийским обычаем огораживать сакральные объекты, такие как священное дерево или храм. Центральный столб наверху украшен тремя зонтами: атрибутами, в буддизме означающими высший уровень вселенной, доступный лишь существам, достигшим просветления, трёх верхних небес. Кроме того, три зонтика символизируют три драгоценности: Будду, Дхарму и монашескую общину, или Сангху.

Во II веке до нашей эры ступа была расширена вдвое против первоначального размера и окружена массивной каменной оградой ― ведикой (символ охраны святыни), лишённой всяких украшений.

При династии Сатаваханов (I в. до н. э.) вокруг большой ступы были выстроены мощные квадратные ворота (торана), ориентированные по сторонам света «выходы во вселенную». Каждые из ворот ― это филигранное произведение искусства, они создавались с разрывом в десятилетия. Сначала были построены южные ворота, позднее северные, восточные и последними — западные.

Читайте также:  Коренная пустынь в Курской области, описание и адрес

Капители колонн выполнены в виде фигур четырех слонов, львов или карликов-якш, поддерживающих поперечные балки. Многочисленные изображения на воротах, покрытых обильной резьбой, рассказывают о жизни Будды Шакьямуни, воспроизводят сюжеты джатак, то есть рассказов о его предыдущих рождениях. Сам Будда в многочисленных сюжетах не всегда предстаёт в человеческом облике, часто его присутствие передаётся через символы ― лотос, колесо, дерево. Лотос означал его рождение, Дерево Бодхи ― просветление, колесо ― его учение, а отпечатки ног и трон ― его присутствие. Например, сцена просветления изображает лишь пустой трон. Другое изображение показывает обезьяну, предлагающую Будде (представленному как Дерево Бодхи) чашу с мёдом. Такой подход был характерен для раннего буддизма. Можно часами ходить вокруг ступы, изучая причудливые барельефы, сюжеты которых рассказывают о способах избавления от страдания, связанных с круговоротом в сансаре.

Проход через такие ворота к ступе уже сам по себя можно считать священнодействием. Но у посетителей есть возможность совершить и полную парикарму, обойти ступу и даже подняться на второй круг.

Вокруг большой ступы в Санчи имеется два круговых обхода: первый ― на уровне земли между ступой и оградой, а второй ― на верхней террасе платформы вокруг купола ступы. Верхний обход огорожен невысокой оградой, подобной внешнему ограждению и имитирующей стиль деревянных ограждений древности. Несмотря на то, что во внешней ограде имеется четверо ворот, ведущих к нижнему круговому обходу, попасть на верхний уровень можно только через единственный вход с двумя лестницами, устроенный с южной стороны ступы. Отсюда, со «второго этажа», уже легче мысленно перенестись, на площадку, находящуюся на куполе под тремя зонтами, то есть на символическом уровне совершить восхождение от нашего земного мира, полного страстей, в мир, в котором обитают просветлённые существа.

Архитектурный план ступы полностью отражает свастику в движении. На плане контуры входов и географические оси образуют символическую фигуру ― мандалу в форме свастики ― солярный символ, столь важный для древних народов. Линии, соединяющие стороны света, символизируют пространство, а входы, изогнутые входы, повторяющие направление движения звезд, ― время. Совершающий парикарму монах или паломник, входя в мандалу, становится частью мирового порядка. Его энергия вписывается в космический вихрь, вращающейся вокруг мирового центра, центра мандалы.

Со временем в Санчи был сооружён целый комплекс из семи ступ, из которых до нашего времени сохранились ещё две, остальные же были практически разрушены.

Вторая ступа, построенная в сотом году до нашей эры, находится на середине западного склона. Она имеет изогнутые входы их Г-образная форма в плане также складывается в изображении правильной свастики, закрученной по часовой стрелке и являющейся геометрическим выражением гармонии, созидания, порядка.

Поскольку идеальная форма ступы не допускает никаких украшений, то у ранних ступ декорироваться могла только ограда — геометрическим или растительным орнаментом, изображениями мифологических животных, сценами из священных текстов. Археологи предполагают, что это место использовали учителя общины дабы уединятся от суеты, именно поэтому ступа поставлена в полукилометре от основного комплекса.

Третья ступа находится северо-восточнее и по оформлению во многом копирует Большую Ступу, но по размеру она значительно меньше. Путь к ней обозначается единственными резными воротами. Эта ступа содержала останки двух главных учеников Будды: Шарипутры и Маудгальяяны. В 1853 году их перевезли в Лондон, но позднее вновь вернули в Индию. Сейчас они покоятся в специально построенной для этого на территории парка вихаре (буквально слово «вихара» переводится как «гробница»).

Ступы были окружены деревянными монастырскими строениями, но до нашего времени они не сохранились. Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окружённого монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты.

Комплекс Санчи включает в себя и другие старинные архитектурные достопримечательности ― есть тут и так называемая Колонна Ашоки, и многовековые храмы, а также археологический музей с коллекцией древностей. Интересны крохотные пещерные храмы, высеченные в очень твёрдых каменных породах.

Во времена Ашоки комплекс Санчи был крупным религиозным центром. Ступы были оштукатурены и покрашены, а во время праздников их щедро украшали цветами и прочими ритуальными подношениями. Сюда стекались многолюдные процессии, состоявшие не только из монахов, но и из мирян.

Рельеф на северных воротах Махаступы изображает большую торжественную процессию с дарами и музыкальными инструментами, направляющуюся к святыне. Во главе процессии идут слоны. На этом рельефе мы можем увидеть, как выглядела ступа, украшенная гирляндами и цветами. В древнем Санчи кипела религиозная жизнь, а монахи постоянно общались со своими светскими покровителями.

Во втором и первом веках до нашей эры Санчи оставался важным религиозным центром, однако, после был заброшен. Всё здесь заросло джунглями. Главным буддийским центром северной Индии Санчи стал уже при династии Гуптов, в 5 веке нашей эры. В этом время ремонтируются ступы, воздвигаются новые храмы. На рубеже тысячелетий буддизм в Индии начал угасать, поглощаясь индуизмом. Археологические находки 13-го века носят уже совершенно индуистский характер. В 14-м веке это место окончательно запустевает.

В 1818 году эти постройки были открыты и описаны англичанами. Позднее, в 1851 г., полковником английской армии Александром Каннингемом на холме Санчи были обнаружены останки двух наиболее известных проповедников буддизма — Шарипутры и Маудгальяяны. Весь комплекс существенно пострадал в результате непрофессиональных попыток вскрыть ступы. В 1822 г. капитан Джонсон взломал «Махаступу», пробив брешь в одной из её сторон, что привело к значительному разрушению памятника. Монолитная колонна Ашоки, расколотая на части местными вандалами, использовалась в качестве пресса для сахарного тростника.

С 1881 по 1884 г. под руководством майора Коула был проведён ряд восстановительных работ. Была заделана брешь в стене «Великой ступы», заново установлены и отреставрированы разрушенные ворота. В двадцатых годах двадцатого века ступам был придан их нынешний вид. Сейчас на этом месте открыт музей, а комплекс Большой Ступы в Санчи считается одним из выдающихся историко-культурных памятников страны.

Согласно плану Ашоки, комплекс задумывался как место медитации и самосозерцания. Он должен был расположиться вне суеты крупных городов и поселений монахов, но одновременно в пределах досягаемости для всех желающих. Деревня Санчи идеально подходила для реализации этого проекта. Расположенная изолированно и в то же время недалеко от города Видишья, она стала идеальным местом для практики на многие века.

Здесь даже тот, кто не является приверженцем буддизма, чувствует удивительную энергию и не может не восхищаться прошедшими сквозь тысячелетия древними строениями, несущими память о мировой гармонии, о великом космическом порядке. Уже ради этих ощущений, ради вида каменных громад, несущих в себе энергию практики многих поколений, стоит ехать в Индию – загадочную страну, сберёгшую для нас столько ценного.

К этому времени относится строительство множества ступ. В отличие от других типов буддийских построек, жилых помещений – вихар, и молитвенных залов – чаитий, которые имели внутренние помещения, ступа была монолитной.

Большая Ступа в Санчи, архитектурные особенности

Ступа в Санчи, очень простая по своим округлым очертаниям, кажется скорее вылепленной, чем построенной. Но в ее органичной простоте ощущается скрытое внутреннее движение вверх.

Ступа стоит на круглом цоколе диаметром 31 м с террасой, служившей для проведения церемоний. С южной стороны на террасу ведут лестницы. Так же как и платформа, на которой она покоится, ступа сложена из крупного кирпича и камня. Внутреннего помещения нет, но в толще кирпичной кладки замурованы священные останки Будды и другие реликвии, связанные с его деятельностью.

Первоначально ступа была выкрашена в белый цвет, а терраса и ворота — в красный. Некогда весь комплекс святилища окружали деревянные монастырские строения, но до наших дней они не сохранились.

Форма ступы строго подчинена выработанным пропорциям и правилам, имевшим глубоко символическое значение. Полусфера символизирует небесный свод. На вершине купола находится хармика — надстройка с квадратным основанием в форме балкончика. Она символизирует священную гору Меру.

Над хармикой возвышается проходящий через весь купол до его основания стержень с надетыми на него круглыми зонтами, последовательно уменьшающимися в диаметре снизу вверх. Стержень символизирует мировую ось, зонты означают три священных неба.

Вокруг ступы тянется массивная каменная ограда, лишенная всяких украшений. По четырем сторонам, соответствующим четырем сторонам света, в ограде устроены ворота, богато украшенные скульптурой. Через ворота входили торжественные процессии для совершения священного обряда: он состоял в обходе вокруг ступы и восхождении процессии на верхнюю часть платформы.

Среди рельефных изображений можно видеть фантастические образы, неизвестные до сих пор в индийском искусстве: например летающих львов. А фигуры якшинь — женских божеств природы — на воротах в Санчи определили идеал женского телосложения в каменной резьбе Индии на много столетий вперед, став эталоном индийской скульптуры.

Ступы древняя сакральная архитектура Индии

http://sauap.org/ru/stupy-drevnjaja-arhitektura-indii /. С древности у всех народов существует особый ритуал захоронения и специальные места для них. Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Во многих культурах после кончины известного человека насыпали курган над его погребением, чтобы потомки могли прийти на это место и поклониться ему, вспомнить о достижениях личности, похороненной здесь. В Индии эту функцию выполняет буддийская ступа.
Предлагаем вам познакомиться с ней поближе.
Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил культ ступы и Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии.
Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни. Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Исторические корни буддийских ступ
Еще с незапамятных времен существовала традиция на местах захоронения человека возводить курган. Это делалось для того, чтобы потомки помнили своих предков. В Индии ступы появились еще в те времена, когда буддизм не был сформирован как философия и религия. Изначально такие могилы создавали вокруг деревьев, помещая в них останки кремированного тела. Со временем в ступы стали помещать останки людей, в некотором плане выдающихся.
Слово «ступа» с санскрита имеет несколько значений: «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли». В таких сооружениях могут храниться священные останки, одежда просветленного учителя, тексты. В некоторых случаях буддийская ступа возведена в честь какого-то памятного события и в ней не хранятся реликвии.
Во времена жизни Будды тоже возводились ступы, в его честь в том числе. Существуют четыре реликварные и три мемориальные ступы, олицетворявшие путь Сиддхартхи после ухода с дворца.
Сам Будда желал, чтобы над его останками была возведена ступа (получила название Махапаринирвана-сутра), ставшая объектом подношения не лично ему, а его уму – олицетворению мудрости и просветления.

Буддйская ступа в Санчи. Индия
После смерти тело Будды было кремировано со всеми почестями. В буддизме утвердилось поверье, что после сожжения тела Будды останки были разделены на восемь частей.

Читайте также:  Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве

Для каждой из этих частей были построены соответствующие постройки в разных местах Индии. Они получили название «Великие реликварные ступы». Еще две ступы воздвигли для захоронения сосуда, в котором был Будда кремирован, а также для золы из его погребального костра.
Вместе с тем как буддизм стал распространяться за пределы Индии, начали появляться такие сооружения в Индонезии, на Шри-Ланке, во Вьетнаме, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Бирме, Тибете, Китае, Калмыкии, Бурятии, Тыве, Монголии.
Символизм сооружений
Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом, можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.
Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум».
Ступы – это места массового паломничества верующих. Здесь совершают медитации, читают молитвы, вносят пожертвования на строительство и ремонт строений.

Ступа буддизма в Непале
Только одна ступа, в Непале, сохранилась в том виде, в каком ее создал знаменитый правитель, но об архитектуре ранних ступ мы можем судить также и по материалам раскопок остатков этих памятников
Ступы были большими полусферическими сооружениями с помещением в центре, где в небольшом реликварии, часто искусно вырезанном из хрусталя, хранились реликвии Будды. Внутренний слой стен ступы выкладывался из необожженного кирпича, наружный — из обожженного и покрывался толстым слоем штукатурки. Ступу увенчивал зонтик из дерева или камня, и окружала деревянная ограда, отделяющая место для ритуального обхода по часовой стрелке, так называемой прадакшины, которая была главной формой почитания реликвий внутри ступы.
В период между династиями Маурьев и Гуптов в буддийскую архитектуру вкладывалось много средств и энергии, и построенные ранее ступы были существенно расширены и украшены. Из таких ступ особенно примечательны три: в Бхархуте, Санчи и Амаравати. Бхархутская ступа, в ее современной форме восходящая, очевидно, к середине II в. до н. э., интересна главным образом своей скульптурой, поскольку сама ступа к настоящему времени разрушилась. Ступа в Санчи, наоборот, сохранилась как один из наиболее поразительных памятников архитектуры древней Индии.

Во II в. до н. э. старая ступа в Санчи была увеличена в два раза, и в результате диаметр ее купола стал равен приблизительно 40 метрам.
Ворота Санчи примечательны, по-видимому, скорее своими резными украшениями, чем архитектурой. Каждые ворота состоят из двух квадратных столбов, на которые опираются три изогнутых архитрава, поддерживаемых животными или карликами. Все сооружение в целом достигает высоты около 11 метров.
В Индии лишь немногие ступы превосходили по величине ступу в Санчи, но на Шри-Ланке они достигали колоссальных размеров. Абхаягиридагоба в Анурадхапуре, столице древних царей Шри-Ланки, имела 110 метров в диаметре и была больше некоторых египетских пирамид.
Архитектура ступы в Индии развивалась в направлении все большей пышности и обилия украшений.
Ступа в Амаравати, получившая свое окончательное оформление около 200 г. н. э., превосходила ступу в Санчи по величине и была украшена плитами (часть их можно видеть в Британском музее) с резьбой, изображающей историю жизни Будды.

Из более поздних индийских ступ самыми известными являются ступы в Сарнатхе и Наланде. От величественной ступы в Сарнатхе, около Варанаси, места первой проповеди Будды, в настоящее время сохранилась только внутренняя часть. Но некогда это было исключительно впечатляющее сооружение – великолепный образец кирпичной кладки, с высокой цилиндрической башней, подымающейся над нижней полусферой, и большими изображениями Будды, установленными по углам с четырех сторон света. Ступа в Наланде, которую перестраивали, последовательно увеличивая ее размеры, семь раз, в современном, уже разрушенном, состоянии напоминает кирпичную пирамиду со ступенями, ведущими от террасы к террасе.
Сейчас, когда массивные купола больших ступ полуразрушены, они не кажутся величественными. Но в своем первоначальном виде ступа производила совсем иное впечатление. Побеленная или оштукатуренная, она сияла ослепительно белым блеском в лучах тропического солнца, и ее башенка, теперь обычно осыпавшаяся, как золотое копье поднималась из ритуального каменного зонта на вершине ступы. Восстановленная в недавние годы и снова используемая буддистами для религиозных церемоний, большая дагоба Рувансели в Анурадхапуре на Шри-Ланке, белый силуэт которой уже издали виден на равнине, являет собой образец ступы во всем ее блеске как достойный символ мировой религии.
Разновидности буддийских ступ
По мере того, как эти культовые сооружения буддистов стали распространяться по разным странам, постройки начали приобретать различные архитектурные особенности, необычные формы.
Так, в Тибете ступы строились по строгим архитектурным канонам с соблюдением всех пропорций. Тринадцать колец шпиля олицетворяют путь к Просветлению. Наиболее популярной тибетской ступой можно назвать Ступу Калачакры в Индии, относящейся к Тантре. Согласно ваджраянским источникам, здесь свершились поучения Будды и церемония Калачакры.
В Китае ступы имеют форму пагоды. Они прекрасно вписываются в пейзаж, так как их сооружали в горах и на берегах рек. Такое сочетание природы и архитектурного искусства стали объектами созерцания. По примеру китайских построек стали сооружать такие же пагоды в Японии, Вьетнаме, Корее.
В таких странах Юго-Восточной Азии, как Бирма и Таиланд, получили широкое распространение ступы в виде храма-пагоды. Их формы – преимущественно конусообразные со скошенными углами. Часто их украшают таким образом, чтобы они выглядели сверкающими, поэтому выкрашивают золотым цветом или выкладывают блестящей плиткой.
На острове Ява в Индонезии в период между 750 и 850 годами была построена поразительно огромная ступа Боробудур в форме мандалы. Его считают самым большим памятником буддийской культуры. Квадратный фундамент и длина одной стороны в 118 метров – ее особенности. Из восьми ярусов пять являются также квадратными, а три – круглыми. На верхнем ярусе находятся 72 малые ступы, расположенные вокруг большой Ступы, выполненные в форме колоколов. Постройка мандалы символизирует буддийские представления Абхидхармы о схеме мироздания.
Восемь ступ Татхагаты
«Восемь ступ Татхагаты», «Восемь сутрических ступ», олицетворяющих этапы жизни и деятельности Будды Шакьямуни, являются известными местами паломничества.
Перечислим их названия, назначение и места расположения:
1.Ступа лотоса (Лумбини). Символизирует рождение Будды. Получила свое название за счет того, что главная ее часть выполнена в виде лотоса.
2.Ступа Просветления (Бохгайя). Олицетворяет событие, состоявшееся накануне Просветления Будды, когда последние препятствия в уме были устранены.
3.Ступа схождения с неба Тушита (Шанкас). Запечатлено, как в мире богов Будда давал поучения своей матери.
4.Ступа примирения (Раджгир). Олицетворяет примирение Сангхи, состоявшееся после того, как двоюродный брат Будды стремился расколоть сообщество последователей.
5.Ступа мудрости (Варанаси). Символизирует Четыре благородные истины, которыми поделился Будда в своей первой проповеди.
6.Ступа чудес (Шравасти). Отражает событие демонстрации Буддой чудес, переубедивших последователей неправильных взглядов.
7.Ступа совершенной победы (Вайшали). Перед уходом в паринирвану Будда продлил жизнь на три месяца по просьбе свои учеников.
8.Ступа паринирваны (Кушинагари) – символ совершенной мудрости, вхождения Будды в паринирвану.
Хоть сегодня и существует большое разнообразие буддийских школ и разных форм ступ, их значение приблизительно одинаковое: взращивание мудрости, освобождение от всего негативного, достижение Просветления.

http://sauap.org/ru/stupy-drevnjaja-arhitektura-indii /. С древности у всех народов существует особый ритуал захоронения и специальные места для них. Люди приходят на могилы предков, отдавая им дань уважения. Во многих культурах после кончины известного человека насыпали курган над его погребением, чтобы потомки могли прийти на это место и поклониться ему, вспомнить о достижениях личности, похороненной здесь. В Индии эту функцию выполняет буддийская ступа.
Предлагаем вам познакомиться с ней поближе.
Прообразом ступы был земляной могильный холм, почитаемый местным населением. Как известно, буддизм перенял и усвоил культ ступы и Ашока воздвиг ступы в честь Будды по всей Индии.
Буддийская ступа – это потрясающее монументальное сооружение, культовый памятник какому-то событию буддизма. Причина его воздвижения кроется не только в эстетическом смысле. Его значение имеет глубокие корни. Ступа олицетворяет собой гармонию, процветание, мир. Существует даже мнение, что такие сооружения благоприятно влияют на силовое поле Вселенной.

Символизм сооружений

Значение ступы в буддизме священно. Буддисты верят, что все посещающие это магическое строение привнесут мир и гармонию в свою жизнь. Оно помогает избавиться от пороков и, напротив, развить добродетели. Особое сакральное значение придается обходу строения в направлении восхождения и движения солнца как осуществлению особого ритуала. Таким образом можно благотворно повлиять на свою карму, позитивно воздействовать на свою жизнь.

Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.

Ступы – это места массового паломничества верующих. Здесь совершают медитации, читают молитвы, вносят пожертвования на строительство и ремонт.

Более действенным считается ритуал, выполняемый в виде простираний на земле. Выглядит это следующим образом. Сначала человек, совершающий обряд, укладывается на землю, затем встает и становится ногами туда, где только что было его лицо. И так до тех пор, пока не будет совершен круг. Желательно выполнить 3, 7, 11, 21 или 108 обходов. Магическое воздействие будет усилено, если при этом будет произноситься мантра «Ом Мани Падме Хум». Подробнее про символ Аум.

Первые ступы

В Индии первые ступы возникли еще в добуддийские времена. Первоначально они являлись памятниками, которые в античной Индии ставились на могилах правителей. Слово «ступа» имеет санскритское происхождение. В переводе оно означает «макушка», «узел из волос», «куча камней и земли» или «верхняя часть головы». Традиция кремировать останки привела к тому, что в Индии в те времена не было захоронений в привычном смысле слова. Требовалось сохранить лишь несгоревшие останки или пепел. Именно в ступы и помещали то, что осталось после кремации.

Через некоторое время ступы стали реликвариями, в которых хранились останки личностей, выдающихся в духовном отношении. Они начали возводиться во времена Будды также и в его честь. К примеру, Ступа лотоса была создана его отцом, королем Суддходаной, в Непале (в Лумбини, где родился Будда) еще при его жизни. Она имела цилиндрическую форму с семью или четырьмя уровнями лотосов.

Ссылка на основную публикацию