Руанский собор в Руане, Франция

Отзыв: Руанский собор (Франция, Руан) – Жемчужина готической архитектуры.

Заложен собор был приблизительно в 1150 году. Реставраторы, работающие в соборе, выявили в его конструкции сочетание элементов разного готического стиля.

Башня Сен-Ромэн (Римская, слева) поднимается от простоты XII века к сложности XV столетия. На этой башне находится колокол «Жанна д Арк», весом 9,5 тонн. Башня Сен-Ромэн, является самой древней частью готического собора, ее высота 82 метра. В июне 1944 башня полностью выгорела, от изначальной постройки остались лишь стены.

На башне Тур-де-Бер (Масляная башня), шесть уровней каменной кладки увенчаны восьмиугольной короной с карильоном из 56 колоколов. Масляная башня была построена в 1485 году, ее высота 75 метров. Башня была построена на пожертвования горожан. Масло было запрещено к употреблению во время Великого Поста и люди не желающие отказываться от этого продукта должны были внести денежное пожертвование каждому священнику собора за получение разрешения.

Шпиль собора, вздымающийся на высоту 151 метр, самый высокий во Франции, его вес 1200 т; его венчает медная фигура петуха весом 17 кг.
За долгую историю собора шпиль несколько раз разрушался и восстанавливался. Изначально шпиль был деревянный, покрытый оловом, но от попадания в него молнии сгорел в 1822 году. Затем решено было сконструировать металлический каркас и шпиль в виде готики XII века. Проект закончили в 1884 году, у основания шпиля воздвигли четыре башенки. Одну из этих башенок собор потерял во время сильного ветра на севере Франции, несколько лет назад.

Собор Нотр-Дам в Руане пострадал от бомбардировок английской авиации в 1944 году. Прекрасный город был превращен в Руины, а в Нотр-Дам попало семь снарядов. К счастью, ни одна из бомб существенно не повредила центральный неф собора, что и спасло его от полного разрушения.

По какому-то роковому стечению обстоятельств за три посещения города Руана, в разные годы, нам ни разу не удалось пасть внутрь этого величественного здания. То собор был на реконструкции, то мы поздно приезжали в город и собор был закрыт.
Счастливчики, побывавшие внутри собора, смогли полюбоваться витражами XIII века. Так же на территории собора погребено сердце Ричарда Львиное Сердце, находится могила Роллона, основателя и первого правителя княжества викингов, которое вскоре стало Нормандией. В соборе также находилось надгробие Иоанна Ланкастерского, именно он считается убийцей Жанны д Арк.
Очень красиво собор смотрится когда включается подсветка.

Резюмируя свой отзыв, могу сказать, что от собора Нотр-Дам в Руане просто захватывает дух. Можно бесконечно долго ходить вокруг да около этой жемчужины готической архитектуры и восхищаться великолепием архитектурной мысли.

В Руан можно добраться самостоятельно на поезде из Парижа (так мы делали в первый раз) или взять экскурсию.

Башня Сен-Ромэн (Римская, слева) поднимается от простоты XII века к сложности XV столетия. На этой башне находится колокол «Жанна д Арк», весом 9,5 тонн. Башня Сен-Ромэн, является самой древней частью готического собора, ее высота 82 метра. В июне 1944 башня полностью выгорела, от изначальной постройки остались лишь стены.

Круговая оборона. Нормандия. Франция

Помните – остановился, поставил на ручник, заглушил мотор, завелся, снялся с ручника и поехал. Поехал, если повезет и ты все сделал правильно.

Руанский собор в Руане, Франция

Клод Моне рисовал Руанский собор два с лишним года. Всего у него получилось 47 набросков и 31 картина, изображающая собор при разном освещении. Свою деятельность Моне не афишировал, а, наоборот, тщательно скрывал. Он снял две квартиры в домах на соборной площади, в которые приезжал инкогнито. На собор художник смотрел из-за занавески, так чтобы не быть замеченным с улицы. Поскольку вид собора зависел от освещения, на мольбертах стояло сразу несколько картин, и в каждый конкретный момент рисовалась та, что соответствовала погоде. В 1894 году, когда работа была окончена, Моне устроил выставку-продажу, посвященную собору. Критика, обычно неважно настроенная к художникам-импрессионистам, в этот раз отозвалась вполне благожелательно, и Моне удачно реализовал несколько работ из серии по три-пять тысяч франков. Совсем недавно одна из этих картин была перепродана за 24 миллиона долларов.

Пять картин висят в музее Д’Орсэ в Париже все вместе на одной стене. Как только я увидел стену с изображениями собора, я сразу понял, как я начну репортаж о Руане. В этом музее не возбраняется пользоваться камерой, но я этого не знал и пришел туда пришел без фотоаппарата. Фотографию “мыльницей” по моей просьбе сделала жена моего коллеги на следующий день. Ее зовут Лера – это я так обозначаю свое уважение к ее авторским правам. Все пять картин в кадр не влезли, это три средних. Фотошоп мой.

Где остальные картины серии? Везде. Одна картина находится в музее изобразительных искусств в самом Руане, две в Национальной Галерее в Вашингтоне, еще одна в Белграде, а прочие разбрелись в частные коллекции. Признаться, я сам слабый ценитель таких работ. Когда я разглядывал их в Д’Орсэ, я никак не мог разглядеть в этих дрожащих мазках 24 миллиона долларов. Но, раз столько платят, значит, где-то эти миллионы нарисованы.

Мне кажется, скромная фотокамера легко и непринужденно передает всю красоту и мощь этого невероятного сооружения, веками вдохновлявшее писателей и художников самых разных калибров ничуть не хуже, чем нечеткий смазанный рисунок. Люди на фоне собора выглядят маленькими, как червячки. Массивные входные двери кажутся крошечными как пробитые гвоздем дырочки на холсте.

Один ряд святых куда-то пропал. На реставрации? Возможно. Собору сильно досталось в войну. Перед высадкой в Нормандии союзники устроили ковровое бомбометание на целую ночь. Одна из боковых башен завалилась и повредила несущие колонны. По идее, собор должен был рухнуть и рассыпаться в пыль, но он чудом устоял. Ремонт занял двенадцать лет. В 2000 году не то та же, не то другая башня обрушилась снова. Это произошло в пять утра, и собор, к счастью, был пуст, а то случилась бы беда. Конечно, за такой древней конструкцией приходится следить постоянно.

Руанскому собору более 800 лет. Кстати, жаль, что кадр не стереометрический. Центральная башня со шпилем отстоит на 70 метров вглубь от фасада. Она размещена ровно по пространственному центру собора, что очень необычно. На площадь перед фасадом собора выходят две башни: левая, построенная в 12-15 веках (300 лет на постройку башни! вот уж пример долгостроя) и правая, датированная 1506 годом, которая была построена всего за 20 лет. Этот более поздний стиль со множеством мелких деталей и усложненной формой называется пламенеющей готикой. За свой более желтый цвет правую башню прозвали масличной. Несмотря на то, что известняка в Нормандии более чем достаточно, камень для Масличной башни везли из Уэлльса. Помимо цвета, у названия башни есть и иное объяснение: по легенде, деньги на ее постройку взяты из доходов от продажи индульгенций. А больше всего индульгенций церковь продавала за нарушение правил Великого Поста. Руанцы любили кушать сливочное масло и не отказывали себе в этом удовольствии даже в дни поста. К тому же, главам зажиточных семей приходилось раскошеливаться на индульгенции для всех домочадцев. Слава богу, что я избавлен от такой статьи расхода.

Центральный шпиль пристроен позже всех в середине 19 века. Его высота 151 метр. Густав Флобер, будучи уроженцем Руана, прожил в этом городе наиболее значительный период своей жизни. В частности, в Руане была написана “Госпожа Бовари”. Он наблюдал строительство шпиля и выразился ехидно в том смысле, что подобная архитектура – каприз взбесившегося изготовителя паровых котлов. Вблизи шпиль действительно выглядит чересчур технологично.

Но, во всяком случае, это оригинально.

Давайте войдем в собор и рассмотрим его внутри.

В таких местах само собой тянет на цитирование справочников. Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров. Длина прохода 137 метров – небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Как и любой средневековый город, Руан имел свою специализацию, и даже не одну. Я, пожалуй, перечислю все сразу. С 13 века нормандское витражное стекло считалось едва ли не лучшим в Европе. Еще больше дохода приносил бизнес на шерсти. В Руане размещались ткацкие фабрики и шерстяные склады. Наконец, уже в те годы процветала торговля антиквариатом. А что такого, вещи 10 века в 13 веке вполне могли считаться антиквариатом. Треть населения Руана – 6000 человек – составляли евреи, а где евреи – там деньги, огранка бриллиантов и антиквариат. Впоследствии всех евреев из города изгнали, перебив их при этом немало, но ремесло задержалось, и до сих пор руанские лавки антиквариата котируются весьма высоко.

Центральный холл трансепта. Технология витражного стекла претерпела радикальные изменения в 14 веке. Стекло сделалось более долговечным. Практически все витражи в Руане датированы 14 веком, но в этом конкретно соборе сохранились витражи 800-летней давности. Любопытно, что некоторые из них подписаны их создававшим мастером. 800 лет назад литье цветного стекла еще считалось высоким искусством индивидуальной выделки.

Витраж 13 века рассказывает историю Св. Юлиана-Госпитальера. По мотивам этого витража Флобер написал одну из своих трех сказок. Сама легенда о Юлиане паршивая и полна нестыковок. Якобы при рождении злые ведьмы наколдовали ему, что он убьет своих родителей. Первоначально папашка Юлиана хотел его сразу грохнуть, чтобы не доводить чадо до греха, но мать воспротивилась и заперла его в доме. В 12 лет он из дома ушел и женился (!) на вдове (?). Несмотря на разницу в возрасте, жили они с женой неплохо, народили детишек, и как-то старики решили приехать проведать внуков. Юлиан был в поле, и его жена уложила предков отдохнуть после долгой дороги в их с Юлианом кровать. Тут же нашелся доброхот, сообщивший Юлиану, что, пока он в поле серпом машет, жена его времени даром не теряет. Юлиан поспешил домой, где, увидев пару в своей кровати, зарубил обоих, не разбираясь кто там был. Так сбылось предсказание ведьм. Осознав ошибку, Юлиан покинул дом замаливать грех, каким-то образом разбогател, и на все деньги построил больниц для бедных. Потому он и остался Госпитальером в памяти народной, а со временем заделался святым. Что не означает, что можно безнаказанно убивать своих родителей, даже если очень хочется. По-видимому, у сказки Флобера такая же неожиданная мораль. Не читал.

Как обычно, в средневековых соборах разбросаны могилы великих. Слева от решетки темнеет (ни черта не видно!) саркофаг, в котором похоронен герцог Ролло – первый правитель Нормандии. К сожалению, кадр с могилой Ролло совсем не получился, и я его забраковал. А на первом плане могила Ричарда Львиное Сердце. Он тоже был нормандцем.

Король Английский, Герцог Нормандский, Герцог Аквитанский, Лорд-герцог Ирландский, Граф Анжуйский, Граф Нантский, Ричард Первый Львиное Сердце был рожден в Оксфорде в 1157 году. Когда я прочитал его биографию, я ошалел. Самая разнузданная фантазия не может представить себе то, что вытворял этот человек и в каких авантюрах он участвовал. Потомкам он запомнился как вдохновитель крестовых походов, воевавший с Саладином на территории современного Израиля (что не помешало ему войти в историю и как самому первому антисемиту, устроившему первые еврейские погромы в Англии). Ричард воевал всю свою жизнь со всеми, начиная с собственного отца, которого он хотел скинуть с трона правителя Нормандии. Дело в том, что Ричард считал своей родиной именно Нормандию. По-английски он не говорил вообще. Англия в то время находилась под нормандской оккупацией после поражения при Гастингсе, но нормандские герцоги рассматривали английский трон как ссылку. Войну с отцом Ричард вел долгих 13 лет до полной победы, после чего отец Ричарда скончался через два дня при подозрительных обстоятельствах, успев, впрочем, назвать Ричарда своим наследником в обход более старших сыновей. Забрав себе Нормандию, Ричард немедленно ее покинул ради новых подвигов. В ходе множества войн Ричард поубивал лично невероятное количество народа. Попутно он зачем-то завоевал Сицилию и Кипр и отпраздновал свою пышную женитьбу на наследнице французской короны в Лимасоле. Оба эти острова ему были не очень нужны, так, если только для коллекции. Власть Нормандии на них не укрепилась. На обратном пути из Израиля он попал в плен в Австрии, и только вмешательство Папы спасло его от смерти. В итоге мать Ричарда выкупила его из плена за сумму, равную треххлетнему бюджету Англии. Выкуп составил 32 тонны серебра. Для сбора средств на выкуп у всех горожан отобрали четверть имеющегося имущества. При этом король Франции и родной брат Ричарда предложили австрийскому императору сравнимую сумму, чтобы Ричард еще посидел в тюрьме, но император эту просьбу отклонил.

Читайте также:  Церковь Покрова в Филях, Нарышкинское барокко

Поразительно, что Ричард Львиное Сердце умер в своей постели на руках у матери, которая его пережила. (Update: в одном из комментов меня поправляют, что смерть не была вызвана естественными причинами. Строго говоря, не была. Ричард умер от сепсиса после того как был ранен стрелой в плечо во время осады замка одного из своих восставших вассалов. Обидчик был схвачен; по легенде, это оказался мальчик, все родственники которого были убиты по приказу Ричарда или в войнах с Ричардом; своим последним указом Ричард помиловал своего убийцу и выдал ему мешок монет). В те времена было принято хоронить людей по кусочкам. Типа один кусочек в одном родном краю, другой в другом не менее родном краю с тем, чтобы люди помнили об усопшем правителе во всех его владениях. Согласно своего завещания король Английский Ричард Львиное Сердце был похоронен в трех местах: тело в провинции Анжу, мозг в Пуату, а само свое львиное сердце в этом саркофаге в Руанском соборе. Саркофаг подлинный. Сердце содержалось в свинцовой коробочке. Во время послевоенной реставрации собора коробочку вынули, открыли и обнаружили, что в ней, естественно, осталась одна пыль. Назад в саркофаг коробочку класть не стали. Она хранится где-то в служебных помещениях Руанского собора. Так что руанская могила Ричарда пуста. Могила в Анжу была разорена во время Революции, и кости Ричарда Львиное Сердце были успешно сброшены в общее захоронение, как это было свойственно тому времени. О судьбе ричардова мозга в Пуату мне ничего не известно.

Выходим из собора на улицу. Здесь я хочу сделать одно важное замечание, общее для всей руанской серии: день был пасмурный до примерно пяти часов, а потом погода разошлась. Поэтому на значительной части моих фотографий небо будет ЛЮБОЕ – вместо белёсого. Вообще любое. Не обращайте внимания, я хотел как красивее.

Массивные стены собора идут вдоль всей улицы Сан-Романо, одной из наиболее престижных в средневековом Руане. Св. Роман – покровитель Руана. В незапамятные времена чудовище с телом дракона по имени Гаргуйем жило в Сене и терроризировало руанцев до полного беспредела. Архиепископ Роман решил поймать дракона. Он использовал приговоренного к смерти преступника как приманку. Когда Гаргуйем выполз на берег, чтобы полакомиться преступником, Св. Роман заколдовал его с помощью распятия (“вот что крест животворящий делает”) и потом, заколдованного, привел в город, где чудовище закололи и сожгли. В связи с этой историей раз в год архиепископ Руана с помощью специальной комиссии по помилованию представлял предложения кого из смертников отпустить на волю в честь Св. Романа. Церемония прощения смертника выглядела торжественно и продолжалась целый день при большом скоплении народа. Процедура помилования называлась “привилегией Св. Романа”.

Еще один кадр улицы Сан-Романо. Недалеко от меня в стене собора небольшие воротца.

За этими воротцами когда-то был маленький домик – что-то типа камеры или палаты. Он сгорел в 16 веке. Так запросто, да, до строительства Петербурга оставалось еще 150 лет, а на территории Руанского собора уже что-то безвозвратно сгорело. В этом домике был вынесен приговор Жанне д’Арк. Суд проходил на территории собора. Таблички слева и справа от ворот гласят, что Жанна была признана виновной в ереси 30 мая 1431 года (левая табличка), а через 25 лет эти обвинения были с нее сняты (правая табличка).

В таких местах само собой тянет на цитирование справочников. Высота потолка в центре собора, над которым воздвигнут шпиль (круглая темная дыра в потолке на снимке), 51 метр. Это двадцатиэтажный дом, на минуточку. Высота потока в галерее 28 метров. Длина прохода 137 метров – небольшая трамвайная остановка. Первоначально под крышей планировались балконы, но потом их заменили просто ажурными окнами, заливающими собор светом. От идеи балконов остались заложенные камнем полукруглые арки под окнами.

Руанский собор в Руане, Франция

Собор Нотр-Дам (Cathédrale Notre-Dame)
Открыт с 8.00 до 19.00, по вс. до 18.00. В июле и августе, на Пасху несколько раз в день проводятся экскурсии в крипту, капеллу Девы Марии.

Руанский собор в Руане, Франция

Руанский собор (фр. Cathedrale Notre-Dame de Rouen, Собор Руанской Богоматери) — готический католический собор в городе Руан. Кафедральный собор архиепископа Руана и Нормандии.

Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Отнесён к числу памятников национального наследия Франции. С 1876 по 1880 год был самым высоким зданием мира (151 метр), уступив этот титул Кёльнскому собору.

Руан: собор и не только

О Руане мне до его посещения было известно два главных момента: тут была сожжена Жанна д’Арк и тут находится собор, который вдохновил Моне на серию картин – собор в разное время суток в разную погоду при разном освещении. Этого уже вполне достаточно, чтобы заехать в город на несколько часов. Руан в итоге нам очень понравился – здесь очень много великолепно отреставрированных сохранившихся средневековых фахверковых домиков и очень красивый исторический центр. Сейчас уже понимаю, что сюда надо вернуться, и лучше на этот город выделить целый день или даже два.

Начну с Руанского собора, так как мне было очень интересно на него посмотреть, натыкаясь в разных музеях на посвященные ему картины Моне.

Только Моне мог превратить огромную массу известняка в чистую вибрацию света. Последовательно отображая перемену освещения от утренней зари до вечерних сумерек, он написал пятьдесят видов величественного готического фасада, растворяющегося в свете. “Чем скорее продвигается моя работа, тем труднее показать то, что я чувствую. Всю ночь меня мучили кошмары: собор падал на меня, он был то голубой, то розовый, то желтый”.

В феврале 1892 года Моне впервые снял небольшую комнату напротив собора. В этом и следующем году он писал западный фасад собора с трех точек зрения, которые лишь незначительно отличаются друг от друга.

После возвращения из Руана Моне оставляет картины нераспакованными. Если он и достает одну из них, то только лишь для того, чтобы продолжить над ней работать. Ожидаемая всеми руанская серия будет представлена только лишь в 1895 году. Картины занимали целый зал и были вывешены по плану Моне: сначал серая серия – огромная темная масса, которая постепенно все более и более светлеет, затем белая серия, незаметно переходящая от слабого мерцания, ко все усиливающейся игре света, достигающей своей кульминации в полотнах радужной серии; и далее синяя серия, где свет постепенно смягчается в синее, тающей, как светлое небесное видение

1. пасмурная погода 2. эффект утра 3. в свете вставшего солнца, 4. в свете восходящего солнца, 5. эффект солнца, конец дня, 6. утреннее солнце, голубая гармония, 7. полдень, 8. полдень

Художник хочет, чтобы двадцать картин серии “Соборы” продавались не по одной, а всей серией, – при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!

“Соборы в Руане” вызывают противоречивую реакцию, хотя Сезанн, Писсарро и Клемансо принимают их с энтузиазмом. Клемансо даже пишет статью “Революция соборов” и говорит о том, что “неподвижный предмет с большой силой подчеркивает движение света”.

Вопреки воле Моне “Соборы в Руане” были проданы разным лицам. “Соборы в Руане” оказали влияние на многих художников XX века. Французский художник Фаутрир говорил, что эта серия радикально изменила способ мышления нескольких поколений художников.

Собор позировал и другим художникам

Внутри – красавица готика

Но вернемся к городу. Он стал столицей герцогства Нормандии после того, как в 911 году предводитель викингов Роллон получил от короля Карла Простоватого в своё владение территорию, соответствующую современному региону Верхняя Нормандия. По понятиям Каролингов Роллон получил статус графа Руанского

В 949 году герцог Нормандии Ричард “Бесстрашный”, в ходе осады Руана сразился с объединёнными войсками короля Франции Людовика IV, императора германцев Оттона Великого и графа Фландрии. Победа герцога получила решающее значение для будущего Нормандии. Уже начиная с эпохи норманнов Руан стал портовым городом

Герцоги Нормандии в качестве своей резиденции в большинстве случаев предпочитали Руан. В 1150 году Руан получил коммунальную грамоту; городом управлял совет “Ста пэров”, а жители объединились в профессиональные корпорации и в братства мастеров.

Король Франции Филипп II Август занял Руан 24 июня 1204 года после 40-дневной осады. В 1204 году вся Нормандия была присоединена к землям короля Франции.

В июле 1348 года в Руан пришла пандемия чумы “чёрная смерть”. В 1382 году в городе случилось восстание Гарель, безжалостно подавленное королевскими войсками. После этого власти подняли налоги и отменили привилегию руанцев на торговлю по Сене.

В эпоху Столетней войны в 1419 году Руан был занят войсками английского короля Генриха V, который присоединил Нормандию к землям английской короны. Генрих V умер в 1422 году, и в том же году скончался король Франции Карл VI. Брат Генриха стал регентом Франции и попытался заполучить руанские земли, в чём преуспел частично.

Именно в Руане судили и казнили Жанну д’Арк. 30 мая 1431 года её отправил на костёр руанский палач Жоффруа Тераж. В том же году юный Генрих VI из династии Ланкастеров был коронован в Париже королём Франции и Англии, после чего он прибыл в Руан, где его шумно приветствовала народная толпа. Король Франции вернул Руан французской короне в 1449 году.

Руан служил религиозным центром северной Франции, здесь много церквей

Основной вклад в экономическое благополучие Руана конца 15 столетия внесли суконные мастерские, а также шелкоткацкие ателье и металлургия.

Начиная с 1530-х годов часть населения Руана присоединилась к движению Реформации и стала протестантами, они находились в положении меньшинства. В 1560-х годах в Руане обострились разногласия между католической и протестантской общинами.

Католики заняли форт Сен-Катрин, доминировавший над городом. Оба лагеря прибегли к средствам террора. Власти Руана обратились за помощью к королеве Англии, которая направила войска для поддержки протестантов. Так англичане заняли Гавр. 26 октября 1562 года в Руан вошли французские королевские войска, грабившие город в течение трёх суток.

Читайте также:  Храм Сикхов Бангла, Как добраться описание и фото

В годы Первой мировой войны в Руане располагалась британская военная база. В период Второй мировой войны, несмотря на героическую оборону, Руан был оккупирован немецкими войсками с 9 июня 1940 года по 30 августа 1944 года. Во время обороны в июне 1940 года в Руане случился большой пожар, уничтоживший весь исторический квартал между кафедральным собором и Сеной. Другие крупные повреждения город получил во время бомбёжек Нормандии союзниками с 1942 по 1944 годы. Также в ходе этих авианалётов был существенно повреждён Руанский собор и дворец правосудия. Позже, с 30 мая по 5 июня 1944 года Руан бомбили американцы, и эта неделя вошла в историю как “красная неделя”, от этой бомбёжки в Руане снова горел кафедральный собор и прилегающий к нему исторический квартал.

После войны центр города восстанавливали и реконструировали на протяжении 15 лет

Знаковым памятником города являются большие городские часы (Gros-Horloge), символизировавшие могущество Руана. Механизм этих башенных астрономических часов датируется 14 веком, а циферблат выполнен в 16 веке. Часы установлены в особнячке, под ренессансной аркой которого пролегает улица rue du Gros-Horloge, а сбоку к нему примыкает готическая башня-беффруа. На двойном циферблате единственная стрелка указывает час. В верхнем овальном окошке часы показывают день недели и лунные фазы. Пасхальный ягнёнок на гербовом щите у вершины арки символизирует долгие традиции текстильного дела в Руане. Башня и часы были полностью восстановлены; работы длились с 1997 года по декабрь 2006 года.

В общем и целом, несмотря на то, что многое было восстановлено из руин, город производит очень достойное впечатление! И обязателен к посещению!

Художник хочет, чтобы двадцать картин серии “Соборы” продавались не по одной, а всей серией, – при том, что каждая из них оценена в 15 000 франков!

История Руанского собора

Первая христианская базилика на месте современного собора была построена ещё в римский период и датируется концом IV века. После распада империи Карла Великого в IX веке Франция подвергается опустошительным набегам викингов-норманнов. Особенно уязвимой в силу своего географического положения была приморская часть Нейстрии, как называлась тогда северо-западная Франция. В 841 году викинги захватили Руан, и базилика была сожжена. В условиях постоянной норманнской угрозы и хаоса в стране восстанавливать храм не стали.

Новое строительство по иронии судьбы начали те, кто сжёг базилику – викинги. В 911 году один из вождей викингов Роллон (Ролло) получил Нормандию в лен с титулом герцога от короля Карла Простоватого при условии перехода в христианство. Церковь восстановили, а в 1020 году началось возведение нового собора в романском стиле.

Строительство велось очень долго, поскольку осуществлялось в основном на пожертвования прихожан. Этим объясняется эклектичность архитектуры здания. В XII веке входит в моду готический стиль, и достраивался собор уже в соответствии с новыми веяниями.

Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, возведение которой завершилось в 1145 году. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте Романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.

В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной».

Есть и другое объяснение. По некоторым данным, на постройку башни ушли деньги, уплаченные состоятельными горожанами в качестве налога за право есть сливочное масло во время Великого поста, что и породило это ироничное прозвище.

Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом. В 1822 году шпиль сгорел от удара молнии. Было решено соорудить новый, но с полным соблюдением канонов XII века. В 1825 году утвердили проект, однако его реализация растянулась на пять десятилетий. Наконец, в 1876 году шпиль был готов. Масса его превысила 1200 тонн, а высота собора вместе со шпилем составила 151 м. Это сделало Руанский собор самым высоким зданием в мире, каковым он оставался до 1880 года, когда на первое место вышел Кёльнский собор.

Последние масштабные работы в соборе проводились после Второй мировой войны. В ходе высадки союзных войск в Нормандии в 1944 году британские и американские пилоты, среди которых были потомки спаливших первую базилику викингов, обрушили град бомб на Руан. Собору был нанесён огромный ущерб. Особенно пострадали неф и капеллы, а от башни Сен-Ромэн остались лишь внешние стены. Несмотря на серьёзные повреждения, собор был быстро восстановлен благодаря значительной финансовой помощи англичан, для которых по историческим причинам Нормандия имеет особое значение.

В послевоенный период собор не страдал от серьёзных катаклизмов и периодически нуждался разве что в косметическом ремонте. Исключением стал ураган 1999 года, снёсший одну из башенок, окружающих центральный шпиль.

Руанский собор является уникальным памятником архитектуры, на примере которого можно проследить эволюцию развития готического стиля, от ранней готики (башня Сен-Ромэн) до поздней «пламенеющей» (центральная и Масляная башни). Это величественный и вместе с тем изящный храм, доминирующий над всем городом.

Внутреннее убранство

Главным элементом храмового интерьера является иконостас, расположенный в Серафимовском приделе.

Иконостас сохранился с XVII века, он поднимается на 42 метра в высоту и вмещает семь рядов икон:

  • деисусный ряд;
  • праотеческий ряд;
  • праздничный ряд;
  • пророческий ряд;
  • местный ряд;
  • иконы, изображающие Страсти Господни (два верхних яруса).

Украшенный позолоченной резьбой иконостас венчает распятие. В 1988 году он был расписан знаменитым иконописцем современности архимандритом Зиноном.

Троицкий собор входит в категорию памятников республиканского значения, охраняемых государством.


Храм знаменит и своими иконами, некоторые из которых являются современными полотнами.

Свято-Троицкий Кафедральный Собор

Свято-Троицкий кафедральный собор являет собой неизменный образ старого Пскова. Блеск его позолоченной главы виден далеко за пределами города, – особенно хорошо, если вы подъезжаете к Пскову по гдовской дороге, а также со Снятной или Соколиной горы.

Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Само государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, – собор был центром государственной жизни Пскова.

«Путь пространен ко Святой Троице»

Ныне существующий Троицкий собор 4-й по счету. Первый же храм был деревянный, это был самый первый православный храм в языческом Пскове (существовал около 189 лет). Согласно преданиям, первое здание храма Святой Троицы было построено по приказу княгини Ольги. Легенда рассказывает, что Ольга, уже будучи княгиней киевской, все же любила посещать родные места. Так, однажды она прогуливалась верхом на коне вдоль берега реки Великой. День был ясным, солнечным. Но, внезапно подул сильный ветер, казалось, макушки деревьев наклонялись до самой земли, а по небу поплыли тяжелые темные тучи. Вскоре все небо стало черным. И вдруг, из разных точек неба выглянули три таинственных луча и все они сошлись на небольшом холме. Ольга к тому времени уже была крещена в Византии и восприняла это явление природы как знак от самого Бога. Она решила построить на этом месте храм в честь Святой Троицы: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Ольга велела поставить здесь большой деревянный крест, а когда возвратилась в Киев, то прислала средства на строительство храма.

В 1137 году князь Гавриил вместо деревянного на прежнем месте и во имя же Святой Троицы заложил храм каменный. Закончен он в следующем 1138 году. По кончине князя останки его были перенесены в сооружённую им церковь. Этот храм просуществовал 226 лет и обрушился. В 1363 году, ночью на 30 июня, Святой князь Гавриил явился во сне соборному пономарю и сказал ему: «заутра повеждь Собору Святой Троицы и посадникам, да изнесут из церкви Святыя Иконы, хощет Бог показать чудо над мощами моими в приидущую ночь». И тотчас невидим стал Святой. Пономарь объявил об этом видении народу и в тот же день всё было вынесено из церкви. Как предрёк благоверный, так и случилось: в следующую полночь церковный свод обрушился, не причинив почти никакого вреда честным мощам Святого.

Так как храм был сильно повреждён, то псковитяне решили выстроить новый храм. В 1365 заложили на старом основании новый собор. Через 3 года, 30 января 1367 года храм был освящён, а существовал он 320 лет. В этом храме, в 1581 году, по сказанию летописи, псковитяне весь пол омыли слезами, когда, окружённые бесчисленными полчищами Батория, они не находили больше средств к отражению их. Из этого храма выносили мощи Св. Гавриила на место кровавой сечи и после этого защитники Пскова почувствовали в себе крепость и силу и поразили врагов.

Ныне существующий четвертый каменный Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он поставлен «по старой основе» предыдущего собора, но значительно отличается от него прежде всего своей высотой, достигающей 72-х метров. Вертикально вытянутый шестистолпный четверик увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов, что соответствует традициям московской архитектуры XVII века.

Собор имеет два боковых придела и закрытую галерею, соединенную с притвором. В первом ярусе собора устроена церковь во имя преподобного Серафима Саровского, за алтарем которой находится усыпальница, сохранившаяся с древнейших времен. Иконостас Серафимовского придела расписан знаменитым иконописцем архимандритом Зиноном. Во второй ярус ведет крыльцо с широкой лестницей.

Внутри собор поражает торжественным, уходящим вверх пространством. Шесть мощных столбов, несущих подпружные арки, теряются в высоте грандиозного интерьера, освещенного сверху тремя барабанами. Иконостас, современный храму, мерцает объемной позолоченной резьбой. Образы цветущего райского сада и его плодов – виноградной лозы, отягощенной крупными гроздьями, обрамляют ряды икон XVII века. Два верхних яруса иконостаса с изображением страстей Господних и венчающего всю композицию Распятия добавлены в середине XVIII века.

Чтимая святыня храма – рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого преподобномученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая Христа ради юродивого, Псковского чудотворца.

Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Обретение чудотворной иконы подтверждается псковскими летописями.

В XVIII веке рядом с Троицким собором была воздвигнута соборная колокольня, которая ныне представляет собой единый ансамбль с главным храмом города.

Рядом с собором до революции существовал так называемый зимний Троицкий собор, освященный в память Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1836 году в стиле позднего классицизма по проекту архитектора Авраама Мельникова. Каждый год осенью в него крестным ходом переносили мощи св. Всеволода-Гавриила. Благовещенский собор был взорван в 1933 г.

Читайте также:  Кёльнский собор в Германия, подробная информация

После революции 1917 года Троицкий собор некоторое время принадлежал раскольникам из «Живой церкви» (фактически, он являлся единственным их приходом в Пскове). Как отмечала газета «Псковский набат» за 24 мая 1927 года: «Живая церковь в Псковской губернии заметной роли не играет, она имеет во Пскове лишь один приход (Троицкий собор)… Тихоновская церковь среди остальных религиозных фракций занимает господствующее положение».

В 30-е годы XX столетия Троицкий собор был закрыт и передан музею, в 1938 году здесь открылся музей атеизма. Многие святыни собора оказались в Псковском музее-заповеднике, где они находятся и ныне.

Возрождение Троицкого собора связано с деятельностью Псковской православной Миссии. «Первые посланники Миссии прибыли из Риги в Псков вечером 18 августа 1941 года и сразу же попали в Троицкий кафедральный собор на богослужение, которое совершалось под великий праздник Преображения Господня. А за день до приезда миссионеров в главном храме Пскова была отслужена первая литургия после нескольких лет молчания и запустения… Первые дни были посвящены приведению в должный вид главного храма города – Троицкого кафедрального собора. Несколько последних лет в нем находился атеистический музей и «повсюду были видны следы работы кощунников из персонала антирелигиозного музея». Из подвального храма-усыпальницы безбожниками были выброшены и поруганы останки псковских святителей и других именитых людей Пскова. Все это собиралось, очищалось, «водружалось на должное место». Из городского музея (Поганкиных палат) в собор было передано множество священных предметов, церковной утвари, святых икон, в том числе чудотворные: благоверного князя Всеволода, а чудотворная Тихвинская икона Божией Матери был привезена немцами из Тихвинского монастыря и также была передана собору. На колокольню были возвращены колокола».

Иконостас Свято-Троицкого кафедрального собора

С 1941 года Троицкий собор снова стал действующим кафедральным собором Пскова. Из икон XX столетия, находящихся в соборе следует отметить икону святой благоверной равноапостольной княгини Ольги с изображением Свято-Троицкого собора в Пскове и Ильинской церкви в селе Выбуты, где, по преданию, родилась княгиня Ольга. Икона написана для Свято-Троицкого собора архимандритом Алипием, наместником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря в середине XX века. Ежегодно день памяти святой равноапостольной Ольги (11/24 июля) отмечается в Троицком соборе как храмовый праздник при огромном стечении православных христиан.

В настоящее время кроме главного храма в соборе пять приделов: Казанской иконы Божией Матери, святой равноапостольной княгини Ольги, благоверного Князя Александра Невского, благоверного князя Всеволода-Гаврила и преподобного Серафима Саровского.

Утренние и вечерние богослужения в кафедральном соборе совершаются ежедневно. С понедельника по субботу утренние Богослужения начинаются в 9:00, в воскресенье ранняя Божественная литургия начинается в 7:00, поздняяв 10:00. В весенне-летний период вечерние Богослужения совершаются с 18:00, а в осенне-зимний – с 17:00.

Адрес: ул. Кремль, Псков

Телефон: +7 (811) 272-40-59

Режим работы: ежедневно с 8:00 до 20:00

Настоятель храма: иеоромонах Алексий (Годлевский)

Издревле Троицкий собор был главной святыней не одного только города Пскова, но и всей Псковской земли. Воинственный клич: «постоим за Святую Троицу!» возбуждал мужество ратных людей во время битвы. Победу над врагом Псковичи приписывали не себе, а милости Святой Троицы. Всякое важное дело предпринималось не прежде, как помолившись Святой Троице. Само государство Псковское отождествлялось с «домом Святой Троицы». В Троицком соборе или возле него вершились все важнейшие государственные дела: в соборе сажались на княжение Псковские князья; возле собора находился княжеский дом; тут же собиралось вече; в соборе находился особый ларь для хранения государственных документов. Словом, – собор был центром государственной жизни Пскова.

Свято-Троицкий собор в Пскове

«Дом Святой Троицы», так называют православные верующие Псков, город, с давних времен охраняемый Богом Отцом, Сыном и Святым Духом. Хранитель древних храмов и традиций, Псков привлекает туристов и паломников красотой архитектурных древних сооружений и духовными святыня. Из святых храмов Пскова после богослужений на битву с вражескими завоевателями уходили защитники отечества, в храмовых усыпальницах почивают псковские князья и архиереи.

Свято-Троицкий собор — древняя святыня псковского края, берущая свое историческое начало с 957 года, храм, заложенный святой Ольгой, охраняемый Александром Невским, сохранивший и в 21 столетии святые мощи князей и святителей.

Несмотря на то, что святой Всеволод-Гавриил княжил короткое время, его имя навеки вписано в историю псковского края, как родоначальник самостоятельности Пскова.

Предание об основании Троицкого собора в Пскове

Если господин Великий Новгород прежде нередко называли домом святой Софии в честь главного городского храма, то в древнем Пскове таковым являлся Свято-Троицкий кафедральный собор. Именно с ним во многом ассоциируется образ старинного города. Нынешнее здание собора уже четвертое по счету, но храм всякий раз отстраивали на одном и том же месте, указанном святой равноапостольной Ольгой.

Существует предание, согласно которому Святая Равноопостольская княгиня Ольга, путешествуя по реке Великая, узрела чудо — на мыс упали три ярких луча. Пораженная Ольга воскликнула: «На месте сем будет храм Пресвятые Троицы и град велики зело и славен будет!» Тогда же здесь был водружен дубовый крест.

Все сбылось по предреченному. Вернувшись в Киев, равноапостольная княгиня отправила на север «много злата и сребра» для строительства Троицкого собора. Это был первый Троицкий собор Пскова, он был деревянным. Вскоре вокруг храма вырос город.

В 1363 году обрушились своды Всеволодова собора, и, разобрав стены, на старом фундаменте к 1367 году возвели новый каменный храм, простоявший до конца XVII века. Новый Троицкий собор удался — одноглавая церковь, которую окружали многочисленные пристройки; они превращали храм в «пирамиду», безудержно устремленную к небу. Собор насчитывал — вместе с главным, Троицким, — семь престолов; это был действительно «собор», храмовый комплекс, в котором воплотилась идея охраняемого Святой Троицей сильного Псковского государства, каковым оно являлось в XV столетии, в эпоху своего расцвета.

Архитектура

Собор построен в общерусских московских традициях: это многоярусный (72 метра), шестистолпный, пятиглавый храм, с тремя высокими апсидами, двумя приделами, галереями, подцерковьем (с храмом св. Серафима Саровского). Архитектурное решение достаточно строго: четкий объем храма, беленые стены, немного декора (в стиле «нарышкинского барокко» и яркие пятна псковских поливных изразцов — в первом ярусе). Несмотря на перестройки в XVIII веке (крыльцо, контрфорсы, закладка галерей) и ремонт конца XIX века, собор сохранил первоначальное решение.

Колокольня построена на месте древней башни «на Радчине всходе» Квадратная в плане, многоэтажная, завершена ярусными пролетами звона, декоративным ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Верхние ярусы надстроены в XVIII-XIX вв.

Троицкий собор вместе с колокольней имеет значение центрального, заглавного элемента, высотной доминанты в градостроительной структуре Пскова, он остается действующим кафедральным собором Псковской епархии.

22 августа 1852 года открыт позолоченный центральный купол собора. Позолота производилась на средства, собранные среди псковичей по подписке, значительную сумму внес городской голова. В 1856 году вновь позолочен иконостас, обновлены иконы придельной церкви святого Александра Невского.

Храмы-предшественники

Активное формирование города Пскова началось в начале X века на пересечении двух рек Псковы и Великой. Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.

Вид из-за Псковы: стена Крома, Свято-Троицкий кафедральный собор и колокольня (фото 1972 г.)

Изначальный Троицкий собор был деревянным и сгорел в результате пожара. В 1138 году по распоряжению Всеволода-Гавриила его возобновили: по церковному преданию, в камне, по исследованиям Н. Н. Воронина, П. А. Раппопорта и Ю. П. Спегальского — в дереве, а каменный собор был построен в конце 1180-х — начале 1190-х годов). Каменный собор строили предположительно смоленские строители, — в те времена местная школа зодчества ещё не сложилась. В 1242 году перед началом Ледового побоища в этом соборе вместе с псковичами молился о победе над псами-рыцарями князь Александр Ярославич Невский — в субботу 5 апреля на Чудском озере он сразился с немецкими захватчиками, «овы изби, овы извязав, поведе босы по леду». Здесь молился брат Александра Невского, в будущем Великий князь владимирский Ярослав Ярославич. Литовский князь Довмонт принял в соборе Святое крещение с именем Тимофей, здесь он не раз молился перед битвами о даровании победы псковскому воинству, сюда же приходил, чтобы совершить благодарственный молебен после очередного сражения.

В 1365 году, после обрушения сводов, храм перестроили ещё раз, тоже в камне, но на сей раз возведение осуществляли псковские зодчие во главе с мастером Кириллом, при этом основным строительным материалом стал местный известняк. Постройка была приурочена к освобождению Пскова от новгородской зависимости в 1348 году, являясь одновременно и своеобразным мемориальным сооружением. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. Мастер старался как можно больше абстрагироваться от близких ему новгородских традиций, так как главной задачей при проектировании было — показать псковскую свободу и самостоятельность.

В 1609 году в результате пожара, охватившего весь город, в соборе все сгорело, кроме гробницы святого князя Довмонта-Тимофея и мощей святого князя Всеволода-Гавриила.


В 1365 году, после обрушения сводов, храм перестроили ещё раз, тоже в камне, но на сей раз возведение осуществляли псковские зодчие во главе с мастером Кириллом, при этом основным строительным материалом стал местный известняк. Постройка была приурочена к освобождению Пскова от новгородской зависимости в 1348 году, являясь одновременно и своеобразным мемориальным сооружением. Здание включало два придела и три главы, стены были расписаны фресками, широко использовались приёмы деревянного зодчества. Мастер старался как можно больше абстрагироваться от близких ему новгородских традиций, так как главной задачей при проектировании было — показать псковскую свободу и самостоятельность.

Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков)

Мiръ Россия Псковская область Псков Свято-Троицкий кафедральный собор (Псков)

Троицкий собор построен в 1682—1699 (первый храм — в середине X века), входит в состав архитектурного ансамбля Псковского Крома и является главным его строением. Престольный праздник: Троица, переходящий праздник (50-й день после Пасхи).

Храм двухэтажный. На северной и южной стенах расположены окна. В соборе были первоначально приделы благоверного князя Александра Невского и благоверного князя Гавриила Псковского, который освящен 8 апреля 1703 года. При архиепископе Симоне (Тодорском) в подклете собора устроен придел в честь равноапостольной княгини Ольги. Этот придел уничтожен пожаром в 1770 году.

Третий собор

В 1363 году свод обветшавшего храма обрушился, и спустя два года на древнем фундаменте построили третий собор, которому было суждено простоять почти 250 лет. Об архитектуре двух первых каменных соборов сохранилось больше сведений, чем о самом первом храме. О том, как они выглядели, можно судить по изображениям, оставленным на старинных иконах. На них видно, что второй храм был одноглавым, а третий имел три главы.

В начале XVII века в городе произошел очередной опустошительный пожар, захвативший и территорию кремля. Соборное здание выгорело почти полностью. Уцелели лишь гробница князя Довмонта и мощи Святого Всеволода Псковского. Это были непростые в истории России Смутные времена, когда государство страдало от вторжения литовско-польских войск и внутренних раздоров. Русские земли были разорены, средств на большую реставрацию собора не было, поэтому храм только слегка подновили.

Вид на северный фасад собора

Вид на северный фасад собора

Ссылка на основную публикацию