Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

В буддизме Махаяны монастыри часто сооружали в форме мандалы (поля силы), причем в центре могла стоять ступа, угловые точки сооружения также могли быть обозначены ступами. Кук (1997 г.) в качестве примера приводит университетский город Наланда возле Раджгира (Бихар).

Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Я не представляю Непала без ступ. Возможно, они сыграли не последнюю роль в моем пребывании на этой гималайской земле.

В Непале ступ много, как огромных, образующих вокруг себя целые районы, так и маленьких, спрятавшихся в городских дворах, но внутренняя природа их едина – это просветленная энергия. В отличие от тибетских и немногочисленных индийских, непальские ступы – с глазами, своеобразно изгибающимися и смотрящими в самое твое нутро. Эти глаза стали, наряду с Эверестом и йети, символом Непала, а также успешно продаваемым брендом, их продают на футболках, ручках, магнитах, наклейках, сумках, одним словом, на чем угодно, куда ни посмотришь – отовсюду на тебя смотрят эти глаза.

Ступа (на санскрите), или чортен (на тибетском) – это буддийское религиозное сооружение, первоначально похоронное, знаменующее уход из жизни какого-либо святого; позже ступа стала символизировать просветленный ум Будды. По легенде, сам Будда определил внешнюю форму ступы: когда кто-то из его учеников спросил, какое сооружение следует возвести на месте его (Будды) кончины, Будда перевернул стоявшую возле него чашу и опустил ее на землю. И действительно, те ступы, строительство которых относится ко времени расцвета буддизма в Индии, напоминают именно перевернутые сосуды. Такие ступы возводил император Ашока, например в Санчи или в Сарнатхе. Архитектура непальских чортенов или тайских пагод изощреннее.

Кроме того, ступу буквально «начиняют» священными объектами: вовнутрь ступ закладывают тысячи томов религиозных писаний, множество статуй и благословенных реликвий (того, что остается после кремации святых людей). Чем древнее ступа, чем больше в ней святых объектов и чем чище мотивация, возводивших ступу людей, тем сильнее от этой ступы «прет»!

Что уж таить, я тоже отношусь к числу тех людей, кто ходит к ступе «заряжаться» благостной энергией доброты. Возможно, мы, подобно наркоманам, «сидим» на исходящей от нее энергии. Каждый день вижу я праздных туристов из всевозможных стран, которые, не будучи буддистами, ходят вокруг ступы с открытыми ртами и не могут понять, почему им так хорошо. Как часто я слышала задаваемый на полном серьезе вопрос: «А что там внутри такое? Почему здесь так хорошо?»

В пределах Катманду, в удаленных друг от друга районах, находятся две большие ступы, служащие объектами религиозного культа и туристического интереса. Сваямбунатх расположен на холме, поэтому прежде чем его увидеть, вам придется преодолеть получасовой подъем по нескончаемой лестнице. Помимо самой ступы, отвечающей, как считается, за долголетие, примечательны Храм обезьян и панорама всей долины Катманду. Непальцы любят легенды, по одной из них, под ступой Сваямбунатх расположены тайные пещеры, в которых веками, находясь в медитативном состоянии, сидят йоги, именно поэтому ступа обладает дарующей долголетие и здоровье силой.

Но моя любовь – это вторая ступа, Боуднатх, или просто Великая ступа. У нее есть еще одно название – Драгоценность, исполняющая желания. Считается, что она действительно исполняет обращенные к ней молитвы, благие, разумеется, ведь это буддийская ступа, поэтому если вы задумали ограбить банк или совершить террористический акт, может быть, и бессмысленно обращаться к ней за помощью.

Механизмы загадывания желаний и побуждения ступы исполнять их бывают разными. Прежде всего, необходимо загадать желание в тот миг, когда вы впервые предстаете перед ступой, но большинство людей либо не знают об этом, либо теряются и начинают судорожно перебирать в уме все желания в поисках самого «важного». Тибетцы, особенно женщины, выполняют по сто тысяч полных поклонов перед ступой. Кроме того, важным действом является кора, или обход ступы по часовой стрелке. (Вообще, у нас все ходят вблизи ступы по кругу и только по часовой стрелке, поэтому если нужно зайти в магазин, расположенный в пяти шагах, но в обратном направлении, придется сделать еще один круг. Кроме того, так можно отличить недавно прибывшего туриста от постоянного обитателя Боуды, как мы ласково называем нашу ступу.) Так вот, прежде чем загадать желание, сначала следует сделать три обхода с внешней стороны, крутанув каждый из 765 молитвенных барабанов, расположенных по всей стене ступы, затем перейти на внутренний круг и сделать еще три коры, и только потом подняться на верхний и немноголюдный круг, сделать три обхода, встать лицом к ступе, сложить молитвенно руки и подумать о желаемом. Все, так просто!

Верю ли я в это? Трудно дать однозначный ответ. Лучше расскажу вам одну историю. В прошлом году мы как-то гуляли с подругой-немкой вокруг ступы, и между делом она спросила: «А знаешь, зачем они это делают?» Я посмотрела в ту сторону, куда она кивнула головой, и не увидела ничего особенного: молодые тибетки, заканчивая очередной круг коры, прикладывались головой к углублению в стене ступы, черному от копоти и украшенному миниатюрной статуей Будды. «Молятся», – недоуменно ответила я. «Они просят американскую или шенгенскую визу, – шутливо сказала немка. – Это специальное место, отвечающее за визы. Все они хотят уехать на Запад, поэтому, подходя к статуе, твердят: «Хочу замуж за американца! Хочу замуж за американца!» или «Шенгенская виза! Шенгенская виза!»» Все это моя подруга говорила уже вполне серьезно. Спустя пару недель поздно вечером в полном одиночестве я шла вокруг ступы и, вспомнив ее слова, проделала все то же самое, но просила я, конечно, не американскую визу, а непальскую. Меня не побудила к этому поступку вера в сверхъестественное или что-то такое, скорее – обычный русский авось. Через полгода набивший оскомину визовый вопрос решился чудеснейшим и совершенно для меня неожиданным образом. Итак, я раскрыла вам все секреты, теперь дело только за вами!

У тибетцев есть обычай делать подношения ступе (для накопления благого потенциала удачи), особенно в специальные дни, связанные с определенными фазами луны. По всей коре зажигают масленые светильники (1 штука – 5 рупий), а сама ступа в праздничные дни опутывается сетью цветных лампочек, из-за чего она живо напоминает новогодняя елку (если, конечно, есть электричество). Кроме того, ступе подносят чаши с водой, живые цветы, молитвенные флаги, дым горящих стружек можжевельника и сандалового дерева, шафрановую воду, с помощью которой на белой поверхности ступы рисуют лотос, и чистоту, последнее выражается в виде белой известки, которой постоянно обновляют стены.

За сутки ступа переживает два пика повышенного к себе внимания со стороны людей. Первый приходится на пять-шесть утра. Как-то раз с группой паломников я ездила в монастырь, расположенный за городом, дорога предстояла дальняя, поэтому заказанный накануне автобус ждал нас у главных ворот в пять утра. Выйдя из дому без четверти пять, я была уверена, что в кромешной тьме мне не встретится никто, разве что уличные собаки или спящие у дороги нищие. Как же я была поражена: вокруг ступы наблюдалось невероятное оживление! Многочисленные тибетцы, настолько многочисленные, что их можно было назвать непрерывным людским потоком, перебирая в руках четки и бормоча мантры, в полной темноте делали кору. С поклонами дела обстоят еще жестче: к ним приступают в четыре утра, как только открывается вход на внутренний круг ступы, где расположены специальные доски, предназначенные для этой практики. Каждый тибетец хочет быть быстрее и раньше своего соседа, каждый хочет прийти первым и занять лучшую доску. Тысяча-другая поклонов – бодрое утро и прекрасное начало дня по-тибетски, особенно если ты оказался в числе первых!

Второй интервал оживления длится с пяти до семи часов вечера. Какие замечательные условия для развития терпения и бдительности! Последнее качество очень необходимо: ведь вы не должны наступить на собаку, в полной безмятежности развалившуюся посреди пути и совершенно нечувствительную к тысячам людских ног, не должны оттоптать впереди идущему пятки, должны вовремя обойти распластанное по земле тело верующего, который делает поклоны перед ступой в этом же потоке, или ловко пропустить вперед тибетца, выказывающего чрезмерное религиозное рвение и расталкивающего всех локтями.

Один мой хороший друг, венгр, называет Боуду космической станцией «Мир». Это только наше обыденное восприятие видит скопление камней, которым человеческий замысел и руки придали конкретную форму. В действительности, она не стоит на земле, а парит в космическом пространстве, устремленный в небо шпиль ловит сигналы, исходящие из совершенно другого мира, мира за пределами сансары, а развивающиеся на ветру флажки несут энергию умиротворении и любви сердцам всех живых существ во вселенной. Стоит только подняться на верхний ярус ступы, и вы почувствуете, что летите вместе с ней.

В Непале ступ много, как огромных, образующих вокруг себя целые районы, так и маленьких, спрятавшихся в городских дворах, но внутренняя природа их едина – это просветленная энергия. В отличие от тибетских и немногочисленных индийских, непальские ступы – с глазами, своеобразно изгибающимися и смотрящими в самое твое нутро. Эти глаза стали, наряду с Эверестом и йети, символом Непала, а также успешно продаваемым брендом, их продают на футболках, ручках, магнитах, наклейках, сумках, одним словом, на чем угодно, куда ни посмотришь – отовсюду на тебя смотрят эти глаза.

Ступа Сваямбунатх

Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)

Ступа Сваямбунатх – возможно, самая священная ступа не только в Непале, но и в мире. Она расположена на вершине Холма обезьян в долине Катманду. Тибетцы называют эту ступу Пакпа Щингкун, что буквально переводится «Высшие Древа всех видов». Одним из вариантов толкования этого названия является то, что несравненный Нагарджуна, посетив это место, разбросал на холме свои состриженные волосы, сказав: «Да будут деревья всех видов расти вокруг этой превосходной Ступы!» С тех пор на Холме обезьян произрастает большое количество самых разнообразных деревьев.

Время строительства ступы достоверно не установлено. В переводе с непальского слово «сваямбху» означает «возникшая сама по себе». Согласно легенде, много тысяч лет назад долина Катманду была огромным озером среди покрытых зеленью гор. В глубине озера жил огромный змей, а над поверхностью, на островке, который сейчас является вершиной Холма обезьян, возвышалась самовозникшая хрустальная ступа Сваямбунатх. Эта ступа возникла спонтанно на тысячелепестковом лотосе, появившемся из семени, брошенным за 80 столетий до этого Изначальным Буддой. Бодхисаттва Манджушри, пролетая над озером, увидел хрустальную ступу и, разрубив магическим мечом горный хребет, осушил озеро, чтобы люди могли посещать это место. Считается, что хрустальная ступа сокрыта внутри той, что мы можем видеть. Ученые подтверждают, что в древности долина Катманду была озером и около 100 000 лет назад вода ушла из этого озера через ущелье Чобар, образовав новое озеро – Мадара, которое теперь можно видеть по пути в Парпинг.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Ступа Сваямбунатх упоминается во множестве древних буддийских текстов. Согласно одним – Ашока, правитель империи Маурьев, посетил это место более 2000 лет назад. В других говорится, что Гуру Падмасамбхава спрятал в Сваямбу свои терма. Именно здесь Марпа провел три года, практикуя Шесть Йог Наропы под руководством неварского наставника. Еще упоминается о том, что однажды Тангтонг Гьялпо, используя свои магические силы, моментально оказался у ступы. Затем один состоятельный человек сделал этому йогину щедрое подношение, которое было потрачено на отбеливание ступы.

Вокруг ступы шло строительство буддийских храмов и к 13 веку здесь образовался крупный центр буддийской жизни.

В 1346 году войско мугалов из Бенгала вторглись в Непал и с целью разграбления нанесли ступе серьезный урон. В период правления династии Малла, которые покровительствовали неварской культуре, главная ступа и весь храмовый комплекс были отреставрированы. Большая лестница, состоящая из более, чем трехсот ступеней была построена во время правления короля Пратап Малла в 17 веке.

Важное значение ступы Сваямбунатх неоднократно подчеркивалось авторитетными буддийскими учителями. Как говорит Его Святейшество Далай Лама 14, ступа Сваямбу – это источник счастья для всего мира. А Трулшик Ринпоче и Кхамтрул Ринпоче 4, посетивший Свамбу в 17 веке, схлдятся во мнении, что это место является самым священным в долине Катманду, ведь оно получило благословление тысяч будд и еще получит благословление всех будд этой кальпы.

В Непале распространено предсказание, согласно которому в этой стране начнется упадок буддизма, «когда два клыка придут есть ступу». Есть мнение, что имелись ввиду два индуистских храма, которые были построены возле ступы в период правления Пратапа Малла, так как по форме и цвету они напоминают клыки. Причем периодически эти храмы разрушаются, то в результате удара молнии, то в результате землетрясения, как это было в 2015 году.

В результате землетрясения 2015 года разрушен индуистский храм рядом со Сваямбу

Есть два маршрута совершения обходы вокруг ступа: внешняя кора – вокруг холма, и внутренняя кора – вокруг главной ступы.

Официально к ступе можно пройти двумя путями: один – по длинной лестнице, в конце которой находится касса, где можно купить входной билет; другой вход находится дальше по доороге, ведущей вверх по холму – рядом с парковкой туристических автобусов. Считается, что подъем по лестнице помогает накапливать заслуги, кроме того, по пути можно увидеть несколько прекрасных статуй Будды, имеются лавочки для отдыха.

Ваджра и мандала Ваджрадхату у ступы Сваямбунатх

Храм Харити

Рядом со ступой находится храм Харити, которая считается защитницей детей. Согласно легенде Харити была демоницей, у которой было несколько сотен детей, для кормления которых Харити похищала детей у людей. После того как матери обратились к Будде с просьбой о защите, Будда усмирил демоницу. Он спрятал от Харити одного из сотен ее детей, дав ей возможность прочувствовать боль утраты ребенка. В поисках ребенка Харити попросила Будду помочь ей, на что Будда разъяснил Харити, что матери, у которых Харити похищала детей, страдают еще больше, чем Харити, у которой детей сотни. Осознав это, Харити связала себя обетом стать защитницей детей. При этом Будда сказал, что для помощи Харити в кормлении её собственных детей, люди будут подносить Харити первую часть пищи. Своим последователя Будда сказал: «Те, кто следуют за мной как за учителем, должны подносить первую часть трапезы Якши Харити».

Непальцы знают много историй, связанных с этим храмом, и порождающих веру в Харити. В некоторые дни к храму выстраивается очередь из посетителей с детьми. Буддийские учителя также обращают внимание на необходимость относится к Харити с должным уважением и делать ей подношения.

Говорят, что Харити также является защитницей ступы Сваямбу, и появление двух храмов – шикхар, напоминающих клыки, вызвало ее недовольство, которое проявилось чудесным образом.

У входа в храм Харити

Статуя Будды Дипанкары

Прекрасная древняя статуя Будды Дипанкары выполнена из цельного камня чёрного цвета

Статуи и Ступы

Рядом с большой Ступой находятся много ступ и скульптур. Большинство из них были построены на средства королей, браминов и последователей Учения Будды с древних времён и до настоящего времени.

Ступа Васубандху

Великий буддийский ученый, автор «Абхидхармакоши» Васубандху некоторое время на Холме обезьян. Согласно преданию, однажды он сидел как раз на том месте, где сейчас стоит ступа и смотрел на холмы внизу. Он увидел монаха, который возделывал поле, снял свои одежды и обернул ими голову чтобы защититься от солнца. Увидев это, он воскликнул: «Ну, если это и есть практика Дхармы, тогда нет смысла мне сланяться», и он начал начитывать дхарани (длинную мантру) Ушнишивиджайи в обратную сторону, его череп раскололся, и он умер. Позже его останки были помещены в ступу.

Мандала Чакрасамвары

Справа и немного вниз от ступы Сваямбу расположено здание, в котором находится огромная мандала Чакрасамвары. Пять уровней мандалы соответствуют пяти каям. За дверью небольшой дворик, где люди помещают подношения. Внутри можно видеть настенные фрески, которые отлично сохранились несмотря на свой возраст, исчисляемый столетиями. За первой дверью находится вторая, ведущая вниз к мандале Чакрасамвары. Считается, что это место получило благословление Чакрасамвары. Однажды один из королей Непала пришёл в это место с целью получить силу, достаточную, чтобы стать правителем всей Азии. Король вошел в здание и вышел только через несколько дней. Оказалось, он сошел с ума. Право входить за последние двери имеют только неварские ваджрные мастера.

Холм Манджушри

Этот холм ещё называют Холм Нагарджуны. Это собственно место, где неварские буддийские мастера получали свои первые посвящения и учения. Почему он называется в честь Манджушри не очень ясно, но считается, что первое учение, данное здесь было Манджушри Нама Сангити, которое получило широкое распространение в долине Катманду.

Ступа Сваямбунатх и Храм Харити (справа)

Восемь великих буддийских ступ

В Кушипагаре (современный Каши) ступа, построенная на месте кремации тела Будды, не сохранилась, так же как и ступы и колонны, построенные Ашокой. Кушинагара была подвергнута забвению вплоть до 1861 г., пока А. Каннингхэм не раскопал большой кирпичный холм и не обнаружил более позднюю ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Недалеко от Каши находилась ступа, построенная мориями над углями от погребального костра Будды. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила.

Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Основные этапы развития первобытного искусства

Искусство передней Азии (И.Лосева)

Древнейшая культура племен и народов Двуречья (4 – начало 3 тысячелетия до н.э.)

Искусство Шумера (27-25 вв. до н.э.)

Искусство Аккада (24 – 23 вв. до н.э.)

Искусство Шумера (23 – 21 вв. до н.э.)

Искусство Вавилона (19 – 12 вв. до н.э.)

Искусство хеттов и митанни (18 – 8 вв. до н.э.)

Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)

Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)

Искусство древнего Египта (М.Матье)

Сложение древнеегипетского искусства (4 тысячелетие до н.э.)

Искусство Древнего царства (3200 – 2400 гг. до н.э.)

Искусство Среднего царства (21 в. — начало 19 в. до н.э.)

Искусство первой половины Нового царства (16 – 15 вв. до н.э.)

Искусство времени Эхнатона и его преемников (конец 15 — начало 14 в. до н.э.)

Искусство второй половины Нового царства (14 – 2 вв. до н.э.)

Искусство позднего времени (11 в – 332 г. до н.э.)

Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский)

Общая характеристика культуры и искусства Древней Греции

Искусство Гомеровской Греции

Искусство Греческой архаики

Искусство Греческой классики (Начало 5 — середина 4 в. до н.э.)

Искусство ранней классики (Так называемый «строгий штиль» 490 – 450 гг. до н.э.)

Искусство высокой классики (450 – 410 гг. до н.э.)

Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)

Эллинистическое искусство (Е. Ротенберг)

Искусство эпохи эллинизма

Искусство древнего Рима (Н.Бритова)

Искусство древнего Рима

Искусство Римской республики

Искусство Римской империи 1 в. н. э.

Искусство Римской империи 2 в. н.э.

Искусство римских провинций 2 – 3 вв. н.э.

Искусство Римской империи 3 – 4 вв

Искусство Северного Причерноморья

Искусство Древнего Закавказья

Искусство Древнего Ирана (И.Лосева, М.Дьяконов)

Искусство Средней Азии

Искусство Древней Индии

Искусство Древнего Китая

Всеобщая история искусств

От редакционной коллегии

Б.В.Веймарн, Б.Р.Виппер, А.А.Губер, М.В.Доброклонский, Ю.Д.Колпинский, В.Ф.Левенсон-Лессинг, К.А.Ситник, А.Н.Тихомиров, А.Д.Чегодаев

«Всеобщая история искусств» подготовлена Институтом теории и истории изобразительных искусств Академии художеств СССР с участием ученых – историков искусства других научных учреждений и музеев: Государственного Эрмитажа, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и др.

«Всеобщая история искусств» представляет собой историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры и прикладного искусства всех веков и народов от первобытного искусства и до искусства наших дней включительно. Этот материал располагается в шести томах (семи книгах) следующим образом:

Том первый. Искусство Древнего мира: первобытное искусство, искусство Передней Азии, Древнего Египта, эгейское искусство, искусство Древней Греции, эллинистическое искусство, искусство Древнего Рима, Северного Причерноморья, Закавказья, Ирана, Древней Средней Азии, древнейшее искусство Индии и Китая.

Том второй. Искусство Средневековья. Книга 1: искусство Византии, средневековых Балкан, древнерусское искусство (до 17 века включительно), искусство Армении, Грузии, арабских стран, Турции, меровингское и каролингское искусство Западной Европы, романское и готическое искусство Франции, Англии, Нидерландов, Германии, Чехии, Польши, Эстонии, Латвии, Италии и Испании. Книга 2: искусство Средней Азии с 6 до 18 века, Азербайджана, Ирана, Афганистана; Индии с 7 до 18 века, Цейлона, Бирмы, Таиланда, Камбоджи, Лаоса, Вьетнама, Индонезии; Китая с 3 до 18 века, Кореи, Японии. В этой же книге – искусство народов Древней Америки и Древней Африки.

Читайте также:  Собор Парижской Богоматери, Нотр-Дам де Пари

Том третий. Искусство возрождения: искусство Италии с 13 до 16 века, Нидерландов, Германии, Франции, Англии, Испании, Чехии, Польши 15 – 16 веков.

Том четвертый. Искусство 17 – 18 веков в Европе и Америке: искусство Италии 17 – 18 веков, Испании, Фландрии, Голландии 17 века, Франции 17 – 18 веков, России 18 века, Англии 17 – 18 веков, США 18 века, Латинской Америки 17 – 18 веков и других стран.

Том пятый. Искусство 19 века: искусство народов России, Франции, Англии, Испании, США, Германии, Италии, Швеции, Норвегии, Дании, Финляндии, Бельгии, Голландии, Австрии, Чехии, Польши, Румынии, Венгрии, Болгарии, Сербии и Хорватии, Латинской Америки, Индии, Китая и других стран.

Том шестой. Искусство конца 19 – 20 века: русское искусство 1890-1917 годов, искусство Франции, Англии, США, Германии и других стран Западной Европы и Америки конца 19 – начала 20 века, советское искусство, современное искусство стран Западной Европы и Америки, стран народной демократии, Китая, Индии и других стран Востока.

В шестом томе будет помещена подробная сводная библиография по всей мировой истории искусства.

Кроме иллюстраций на таблицах и рисунков в тексте к каждой главе будут даны карты с указанием мест археологических находок, художественных центров, местонахождений архитектурных сооружений.

«Всеобщая история искусств» стремится дать характеристику и оценку искусства всех народов земли, внесших свой вклад в мировую историю искусства. Поэтому в книге наряду с искусством народов и стран Европы уделено большое место искусству народов Азии, Африки и Америки. Главное внимание при работе над «Всеобщей историей искусств» занимали те эпохи истории искусства, на которые приходится особенно высокий расцвет реалистического искусства – искусство Древней Греции, китайское искусство 10 – 13 веков, искусство Возрождения, реалистические мастера Европы 17 – 19 веков и т. д.

«Всеобщая история искусств» имеет целью дать сводку современного состояния мировой науки об искусстве. Она заключает в себе и ряд оригинальных исследований советских историков искусства в разных областях искусствознания.

Авторами глав первого тома являются:

Происхождение искусства – Н. А. Дмитриева.

Основные этапы развития первобытного искусства – В. В. Шлеев.

Искусство Передней Азии – И. М. Лосева.

Искусство Древнего Египта – М.Э-Матье.

Эгейское искусство – Н. Н. Бритова.

Искусство Древней Греции – Ю. Д. Колпинский.

Искусство эпохи эллинизма – Е. И. Ротенберг.

Искусство Древнего Рима – Н. Н. Бритова.

Искусство Северного Причерноморья – Н. Н. Бритова.

Искусство Закавказья в древности – В. В. Шлеев.

Искусство Древнего Ирана – И. М. Лосева (ахеменидский Иран) и М. М.Дьяконов (сасанидский Иран).

Искусство Древней Средней Азии – М. М. Дьяконов.

Искусство Древней Индии – Н. А. Виноградова и О. С. Прокофьев.

Искусство Древнего Китая – Н. А. Виноградова.

В редактировании некоторых глав первого тома принимали участие Б. В. Веймарн (искусство Передней Азии, Ирана, Средней Азии, Китая) и Е.И.Ротенберг (римское искусство).

Подбор иллюстраций и макет тома сделаны А. Д. Чегодаевым и Р. Б. Климовым при участии Т. П. Каптеревой, А. Г. Подольского и Е.И.Ротенберга.

Карты выполнены художником Г. Г. Федоровым, рисунки в тексте – художни ками Ю. А. Васильевым и М. Н. Машковцевым.

Указатель составлен Н. И. Беспаловой и А. Г. Подольским, пояснения к иллюстрациям – Е. И. Ротенбергом.

Консультации и рецензирование проводили Институт истории искусств Академии Наук СССР, Институт истории материальной культуры Академии Наук СССР, сектор Древнего Востока Института востоковедения Академии Наук СССР, Институт истории Грузинского искусства Академии Наук Грузинской ССР, Институт архитектуры и искусства Академии Наук Азербайджанской ССР, Сектор истории искусств Академии Наук Армянской ССР, Институт теории и истории архитектуры Академии Архитектуры СССР, кафедры истории искусств Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова, Московского Государственного художественного института им. В. И. Сурикова и Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, Государственный Эрмитаж, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Музей восточных культур, Государственный музей искусств Грузии.

Искусство Древней Греции (Ю.Колпинский)

Правила посещения буддийского храма

Буддийский храм возле ступы не посещали, но зайти внутрь помедитировать или просто посмотреть может любой желающий. Важно соблюдать несколько правил.

  • Снимать обувь при входе.
  • Быть в соответствующей одежде (покрытые плечи и ноги).
  • Не вытягивать ноги в сторону алтаря.

Подчеркну, что речь о посещении храма при ступе. На нее же можно подниматься, не снимая обувь.

  • Снимать обувь при входе.
  • Быть в соответствующей одежде (покрытые плечи и ноги).
  • Не вытягивать ноги в сторону алтаря.

Ступа в Санчи, великий и огромный храм Будды

Ступа Сваямбунатх (Swayambhunath) – одно из самых известных культовых сооружений такого рода. Древние рукописи упоминают строительство этого храма в 460 году нашей эры. Как пишут путеводители, ступа находится на высоком холме в 3 км к западу от Катманду, однако добираться к ней придется все теми же бесконечными узкими и пыльными улицами города, расползшегося бетонными коробками своих строений на всю долину и подступившему к самому основанию холма.

Мечеть Джама-Масджид

Ежегодно к мечети приезжают миллионы туристов со всего мира. Джама-Масджид считается национальным и религиозным достоянием всего индийского народа.

Джама-Масджид – это одна из самых первых индийских мечетей. Внешне она являет собой большое сооружение прямоугольной формы с 4 высокими башнями, тремя главными воротами и двумя минаретами. Попасть внутрь можно через несколько арочных ворот. Стены мечети полностью обложены красным песчаником и светлым мрамором, который выложен по особому принципу в виде вертикальных полос. Поднявшись на один из минаретов, можно увидеть абсолютно весь город. Стоить такая обзорная экскурсия будет 20 рупий. Во дворе расположен колодец, предназначенный для мытья рук и ног.

Джама-масджид имеет большую площадь, вмещающую более 25 тысяч человек. Что удивительно, прийти в нее могут представители разных религиозных учений. Для немусульман вход закрыт только во время молитвы. Прежде, чем войти внутрь, придется снять у входа обувь и одеться, согласно правилам.

Подняться на башни может любой желающий, заплатив 20 рупий. Женщин пускают туда только в сопровождении экскурсовода. Ворота мечети открыты для посетителей каждый день кроме выходных с 8:30 утра.

Добраться до мечети совсем просто. От Мейн базара можно пройти пешком. Прогулка займет не более 30 минут, но это время пройдет незаметно, так как вокруг вы увидите многочисленные древние дома и другие достопримечательности. Многих туристов привозят к мечети на экскурсионном автобусе вместе с гидом, который в ходе прогулки рассказывает о становлении Джама-Масджид. Попав на смотровую площадку башни, взгляду откроется великолепный вид на город. Перед поездкой в мечеть не забудьте о правилах. Надевать можно только одежду, полностью закрывающую кожу и специальные тапочки, которые выдадут на входе.

Как добраться до Джама-Масджид

Мечеть находится на улице Чандни Чоук (Chandni Chowk). От Мейн Базара и от Пахаргандж можно вполне добратся обычным пешим способом. Это займет у вас всего лишь около получаса, причем вы прогуляетесь по улицам старинного города и увидите много достопримечательностей. А вот от ближайшей станции метро до соборной мечети идти примерно около десяти минут.

Большинство туристов привозят в мечеть на автобусах определенными партиями. Вместе с ними приезжает гид, который рассказывает об истории создания мечети, как она строилась и как проходило ее становление, развитие. На протяжении многих и веков люди приходили и преклонялись перед могущественностью этого здания. Для них мечеть, построенная еще в XVII веке – это воплощение высшей религиозной ценности. Именно здесь большинство людей находило духовное равновесие и ответы на многие вопросы, которые постоянно их волновали.


Когда вы решите посетить соборную мечеть, не забудьте взять с собой головные уборы, попить. Так как мечеть находится на открытой местности, открытая солнцу и ветру.

Место нахождения

Джама Масджид сидит через дорогу от Красного форта в конце Чандни Чоук, когда-то величественной, но теперь хаотичной улицы разрушенного, но при этом характерного Старого Дели. Район находится в нескольких милях к северу от Коннот-Плейс и Пахаргандж.

Обувь нельзя носить внутри мечети. Убедитесь, что вы одеваетесь консервативно, иначе вас не пустят. Это означает, что вы должны закрывать голову, ноги и плечи. Наряд можно взять напрокат на входе.

Общая информация о «Джама-Масджид»

Одна из первых и величайших мечетей. Она представляет собой четырехугольное здание: 4 высоких башни, трое больших ворот, два минарета высотой 40 метров, красный песчаник и белый мрамор.

Вход в мечеть обрамляют три арочных входа. Здание стен было выложено из белого мрамора и красного песчаника по определенному принципу – вертикальными полосами. Чтобы увидеть весь город достаточно подняться на южный минарет, заплатив 20 рупий. В самом центре внутреннего двора мечети, можно найти бассейн для обмывания рук, лица и стоп.

Мечеть очень большая и вмещает в себя до 25 тысяч человек. В своих стенах мечеть принимает людей разных вероисповеданий (не мусульман), но не во время молитвы. При посещении мечети вам стоит снять обувь одеться надлежащим образом.

Чтобы попасть на самый верх южного минарета, стоит подняться вверх по узкой лестнице, заплатив 20 рупий. Она столь узкая, что могут едва разойтись два человек. Причем женщин должен обязательно сопровождать гид.
На вершине минарета можно воззреть самый настоящий пейзаж не только мечети, но и всего Старого города. Посещение для не мусульман начинается с 8.30 утра до сумерек. Обед с 12.30 до 13.45. Самым удачным временем для посещения мечети является утрешнее время, так именно утром здесь мало людей. А после 9 часов в мечеть начинается массовый наплыв туристов. В выходные мечеть не работает.

Мечеть была построена еще при Шахе Джахане и закончена строиться в 1656 году его сыном Джахана Аурангзебом.

Мечеть Джама-Масджид / Mosque Jama Masjid

28° 39.0382 ′N , 77° 13.9807 ′E
28.65064N, 77.23301E
28°39′2.29″N, 77°13′58.84″E

Читайте также:  Мечеть Джама-Масджид в Дели, подробное описание

Ошибка в координатах?

    Скрыть пустые объекты

Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на этот объект в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее

Советы — это отзывы пользователей об опыте посещения отелей, ресторанов, магазинов и достопримечательностей. Вы тоже можете внести свой вклад, поделившись впечатлениями из поездки или написав об интересных местах своего города.

  • 2

Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.

28° 39.0382 ′N , 77° 13.9807 ′E
28.65064N, 77.23301E
28°39′2.29″N, 77°13′58.84″E

Полет на параплане

А сейчас я вам буду рассказывать, как в Гоа можно полетать. В самом что ни на есть буквальнейшем смысле этого слова! И речь не о каких-то пяти минутах пребывания на высоте четырнадцатого этажа на буксире у катера, что гордо именуется «полетом на парашюте», и не о еще более кратких минутах свободного полета при прыжках, — нет, полетать можно совершенно по-настоящему. Прямо как птицы. Ну, почти.

Этот бассейн нужен для омовения стоп, рук и лица перед молитвой.

5. Джамия Масджид, город Шринагар

Если вы устанете от суеты и шума базаров Индии, можно ощутить долгожданное спокойствие и мир в мечети Джамия Масджид, которая находится в городе Шринагар. Эта мечеть может одновременно вместить 33000 человек. Мечеть расположена в самом сердце старого города. Эта древняя мечеть была построена султаном Кашмира – Сикандра Шах Шахрири в 1394 году.

Её стиль содержит особенности индо-сарацинской архитектуре, здание окружено красивым, ухоженным двориком и 370 деревянными колоннами. Трижды мечеть подвергалась пожарам, и каждый раз её отстраивали заново.

Самым ярким элементом мечети является арочная крыша центральных залов, которые построены без единой балки. Лабиринт состоит из около 1000 проходов, 489 одинаковых дверных проёмов и нескольких лестниц, которые идут вверх или вниз. Во время молитвы мечеть может одновременно вместить более 300 000 человек.

25 лет сносу Мечети Бабура в Айодхье

25 лет назад – 6 декабря 1992 года – тысячи индуистских националистов разрушили средневековую мечеть в городе Айодхья, штат Уттар-Прадеш, на севере Индии. Для многих людей в Индии и за рубежом разрушение этого религиозного сооружения 16-го века было не актом вопиющего вандализма и мракобесия, но и важной вехой в современной истории страны, которая подорвала основы политики “секуляризма”, считавшиеся ранее незыблемыми и обеспечивавшие мирное сосуществование различных религиозных общин.

Снос Мечети Бабура (Бабри-Масджид), которая была построена в 16-го веке в период правления первого императора Моголов Бабура, вызвал религиозные протесты и межконфессиональные столкновения в различных частях Индии, которая продолжалась в течение месяца. Более 2000 человек были убиты в результате самых страшных религиозных беспорядков со времени обретения Индией независимости в 1947 году.

Разрушение мечети под ликование 150-тысячной индуистской толпы создало глубокую и неизгладимую трещину в социальной ткани Индии, внушив мусульманскому меньшинству Индии страх и беспокойство о своем будущем.

Это событие также проложило путь к консолидации так называемого «индуистского мажоритаризма» и уверенному подъему индуистской националистической партии Бхаратия Джаната (БДП) – партии, находящейся сегодня у власти в Индии и стоящей за движением сторонников возрождения храма Рамы на месте мечети в Айодхье.

Журналистка Видья Субрахманиам, которая освещала индуистско-мусульманские отношения в течение многих лет, говорит корреспонденту «Аль-Джазиры», что 6 декабря 1992 года стало своеобразным водоразделом.

“В некотором роде, с разрушением Мечети Бабура рухнуло все, началась нормализация ненависти между общинами. Это привело к тому, что уважаемые семьи среднего класса начали говорить в своих гостиных о мусульманах, как о “других”, о том, что “мусульмане заслуживают этого”.

“Разрушение мечети развязало руки всем темным силам внутри индуистской общины”, – говорит Видья, которая сама работает в индуистском издании.

«Черный день» для одних и «день победы» для других

Индийские нацистские группы, такие как Дели Раштрия Свайамсевак Сангх (РСС), идейный родитель правящей БДП, и Вишва Хинду Паришад (Всемирный Совет индусов) хотят построить храм на месте мечети. Многие индусы считают, что именно на этом месте когда-то располагался дворец, в котором якобы родился Рама, главный герой «Рамаяны», который в индуизме считается не мифологическим персонажем, а реально существовавшей исторической личностью. По их мнению, мусульмане осквернили святое место, разрушив ранее существовавший на этом месте индуистский храм и соорудив мечеть. С этой целью уже много лет на территории разрушенной мечети ведутся археологические раскопки с целью доказать существование этого храма, однако пока никаких доказательств не предъявлено.

Левые группы в стране отмечают эту дату как “черный день”. Протестующие в Нью-Дели заявили, что уничтожение мечети “остается самым суровым нападением на светские, демократические основы современной республики”.

Однако индуистские националистические организации по всей стране отмечают этот день как “Шаурья Дивас” (День Победы).

“Мы отмечаем День Победы последние 24 года с тех пор, как это строение было разрушено. Естественно, мы празднуем. Памятники рабства должны быть уничтожены”, – сказал Сурендра Кумар Джайн, генеральный секретарь “Вишва Хинду Паришад”, как сообщает “Аль-Джазира”.

«Благодаря славе, силе и храбрости индусов мы смогли уничтожить это здание».

“Это гордость для нас, что на этом месте будет построен индуистский храм. Было много задержек. Теперь мы больше не можем медлить”, – добавил Джайн.

Мусульмане за светскую законность

Во вторник Верховный суд Индии отложил слушания по давно отложенному делу до 8 февраля следующего года. Ранее бывший главный судья предложил внесудебное урегулирование между двумя сторонами.

Зафарьяб Джилани, руководитель Комитета действия Мечети Бабура, который ведет борьбу в этом процессе от имени мусульман, отказался от всякого обсуждения внесудебного урегулирования и переговоров.

“Когда они говорят о решении, они имеют в виду, что мы должны отозвать наши претензии, а это невозможно. Этого никогда не произойдет, мы не сдадимся”, – сказал Джилани каналу «Аль-Джазира».

“Они наносят ущерб нации. Страна должна возродить свои старые ценности секуляризма. В конечном счете, они не станут победителями. Большая часть страны по-прежнему в основном остается светской”, – сказал он.

“Административный сговор”

Юридический спор о месте Мечети Бабаура, построенной в 1528 году, длится уже более 60 лет. Конфликт обострился в 1949 году, когда в мечеть были помещены идолы Рамы, одного из самых почитаемых индуистских божеств. После этого инцидента мечеть была закрыта и объявлена “спорным строением”.

В 2010 году Верховный суд Аллахабада постановил, что индусы получат две трети земли, и им будет разрешено сохранить импровизированный храм, построенный над центральным куполом разрушенной мечети. Оставшаяся треть земли площадью 2,77 акра была присуждена мусульманам. Однако обе стороны оспорили вердикт в Верховном суде, который приостановил решение нижестоящего суда.

Мусульмане на полном основании заявили об «административном сговоре» властей с индуистским большинством. С этим согласен Акшайя Мукул, автор книги “Формирование индуистской Индии”.

“Еще больше усугубила этот мрачный сценарий неспособность правительства, вполне намеренная, реализовать верховенство закона”, – сказал Мукул “Аль-Джазире”.

В ходе расследования Reuters в прошлом месяце было объявлено, что полиция помогала правым индуистским активистам движения «мстителей за коров», которые насильственно забрали около 190 000 голов крупного рогатого скота у мусульман, начиная с года избрания нынешнего премьер-министра Индии Нарендры Моди.

Будучи партией, стоящей на переднем крае храмового движения, БДП получает богатые награды за проведение выборов.

Мечеть Бабура в прошлом: уникальный стиль, загадочная акустика и продуманная вентиляция

Достоверная дата строительства мечети Бабура неизвестна. Надписи на здании утверждают, что мечеть была построена в 935 году хиджры (1528-1529 гг.) неким шиитским вельможей Мир Баки по приказу Бабура. В главном историческом источнике того периода “Бабур-наме” («Хроники Бабура») не упоминается ни мечеть, ни разрушение храма.

Также нет никаких ранних свидетельств в индуистской традиции о том, что именно это место было местом рождения Рамы. Самая ранняя запись о мечети на месте, традиционно считавшемся индуистами местом рождения Рамы, принадлежит Джай Сингху II – раджпутскому аристократу, служившему при дворе Моголов, который приобрел землю в прилегающем к мечети районе в 1717 году и основал Джайсингпур. Скорее всего, возникло недоразумение, потому что во многих ранних источниках говорится о том, что Аурангзеб (1658-1707) разрушил крепость Рамкот в Кашмире, в том числе дом, который считался местом рождения Рамы индуистами, а на его месте была построена мечеть с тремя куполами.

Известно, что Моголы были великими покровителями искусства и архитектуры, построили множество прекрасных гробниц, мечетей и медресе по всей северной Индии. Мечети по всей Индии строились в различных стилях, и самые элегантные стили развивались в районах, где были сильными местные традиции искусства, сохранявшиеся высококвалифицированными мастерами. Таким образом, региональные или провинциальные стили мечетей выросли из местных стилей храмовой архитектуры, которые, в свою очередь, были обусловлены климатическими особенностями и рельефом местности. Отсюда и огромная разница между мечетями Бенгалии, Кашмира и Гуджарата.

Мечеть Бабура была построена в традициях архитектурной школы Джаунпурского султаната и даже немного напоминала мечеть Атала в Джаунпуре. Джаунпурский стиль возник в 15 веке еще до прихода Моголов в Индию.

Имеются интересные свидетельства об уникальной акустике и вентиляции, которые были продуманы талантливыми архитекторами мечети.

Английский архитектор Грэм Пикфорд еще в 19 веке писал: “Шепот у михраба Мечети Бабура четко слышен в другом конце мечети за 200 футов [60 метров] от него…”.

Современные архитекторы связывают эту интригующую акустическую особенность мечети с большим углублением в стене михраба и несколькими углублениями в окружающих стенах, которые функционировали как резонаторы. Эта конструкция позволяет каждому слышать речь, произносимую на минбаре. Песчаник, использованный при строительстве мечети Бабура, также обладал резонансными свойствами, которые способствовали уникальной акустике.

Не менее удивительна и система воздушного охлаждения, замаскированная под исламские архитектурные элементы вроде арок, сводов и куполов. Эта система состояла из высокого потолка, куполов и шести больших решетчатых окон. Она помогала сохранять в помещении прохладу, создавая естественную вентиляцию воздуха.

Будучи партией, стоящей на переднем крае храмового движения, БДП получает богатые награды за проведение выборов.

Ссылка на основную публикацию