Храм Парфенон в Афинах, фото и описание

Архитектура Парфенона

Благодаря развитой культуре Афинского полиса, история донесла до наших дней имена людей, построивших храм. О том, кто построил Парфенон, гласят мраморные таблички, на которых власти города записывали свои указы. Автором проекта является архитектор Иктин, зодчий Калликрат руководил возведением храма, великий скульптор Фидий производил внешнюю отделку здания и был автором скульптур, украшавших фронтоны и внутреннее помещение храма. Общее руководство осуществлял великий государственный деятель и отец-основатель афинской демократии Перикл.

Парфенон представляет собой классический древнегреческий храм, прямоугольный в своей основе, окруженный со всех сторон колоннадой дорического ордера. Центральные фасады имеют по 8 колонн, боковые – по 17, итоговое количество колонн в Парфеноне составляет 50.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Храм практически полностью построен из дорогостоящего пентелийского мрамора, а в первоначальной отделке широко использовалось золото. Храм стоит на трех ступенях высотой полтора метра, с центрального западного фасада здания вырублены ступени, использовавшиеся для входа в здание. Общая длина здания – 70 м, ширина – 31 м, высота – 14 м.

До наших дней дошли далеко не все сокровища Парфенона: навсегда для человечества потерян такой шедевр храма, как 13-метровая статуя Афина Парфенос работы великого скульптора Фидия, некогда стоявшая в центре Парфенона. Из множества скульптурных групп, представлявших сцены из жизни античных богов и украшавших фронтоны здания, до наших дней дошли лишь 11, еще 19 скульптур в XIX веке были варварски вырублены и вывезены в Великобританию, где сейчас и хранятся в Британском музее.

Парфенон интересен в первую очередь своим уникальным архитектурным решением, использованным при строительстве храма. Для того чтобы избежать оптических искажений, авторы проекта прибегли к новаторским архитектурным приемам: колонны были утолщены в центральной части, а угловые к тому же были наклонены к центру храма и имели несколько больший объем. При строительстве храма использовался принцип золотого сечения. Благодаря использованным архитекторами приемам создается впечатление абсолютно прямых линий храма и его совершенного облика.

Парфенон в Афинах


Парфенон располагается в центре столицы, поэтому заблудиться невозможно. Туристы ориентируются на две возвышенности: Акрополь и холм Ликавитос. Необходимо доехать до станции «Acropolis» и отсюда по небольшой улочке пройти к кассам. Они работают с 8:00, а по выходным дням и в праздники – с 8:30. Билет стоит 12 евро, он дает возможность побывать еще в четырех местных музеях. Бывалые путешественники советуют приезжать с утра по трем причинам: отсутствие толпы, тишина и прохлада. Возле кассы можно приобрести бутылку воды, чтобы потом спастись от жары. Здесь продают и сувениры – выбор широкий.

История постройки

Многие годы после разрушения персами главного храма Афины, Гекатомпедона, в Афинах не было достойного покровительницы города святилища. Лишь после окончания греко-персидских войн в 449 году до н. э. у афинян появилось достаточно денег для масштабного строительства.

Начало строительства Парфенона пришлось на эпоху правления Перикла, одного из величайших политических деятелей Древней Эллады. Это был «золотой век» Аттики. Признание ведущей роли Афин в борьбе с персами привело к созданию Делосского морского союза, включавшего 206 греческих полисов. В 464 году до н. э. казна союза была перевезена в Афины. После этого правители Аттики фактически бесконтрольно распоряжались денежными средствами большинства государств Греции.

Деньги шли не только на борьбу с персами. Огромные средства были израсходованы Периклом на грандиозные строительные работы. Во время его правления на Акрополе вырос великолепный храмовый ансамбль, центром которого стал Парфенон.

Строительство Парфенона началось в 447 году до н. э. в высшей точке холма Акрополя. Здесь ещё в 488 году до н. э. была подготовлена площадка для нового храма и начаты работы по его возведению, однако на начальной стадии они были прерваны возобновившейся войной.

Проект Парфенона принадлежал зодчему Иктину, а ходом работ руководил Калликрат. Деятельное участие в постройке храма принимал великий скульптор Фидий, занимавшийся внешней и внутренней отделкой здания. К строительству были привлечены лучшие мастера Греции, а общий контроль работ осуществлял сам Перикл.

Освящение храма состоялось в 438 году на ежегодных Панафинейских играх, однако окончательно работы по отделке здания были завершены лишь в 432 году до н. э.


Всё здание покоится на трёхступенчатом основании высотой 1,5 м. Размер верхней площадки основания, стилобата, составляет 69,5 на 30,9 метров. За внешним рядом колонн были сооружены ещё две ступени общей высотой 0,7 м., на которых стоят стены храма.

Храм Парфенон в Афинах

Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Но Афина кануть в небытие не пожелала – поэтому через некоторое время Верховного Бога начала мучить нестерпимая головная боль: дочь просилась наружу. Голова болела так сильно, что Громовержец, не в силах терпеть, приказал Гефесту взять топор и ударить им его по голове. Тот повиновался и рассёк ему голову, выпустив на свободу Афину. Глаза её были полны мудрости, а одета она была в одежду воина, в руке держала копьё, а на голове был железный шлем.

Богиня мудрости оказалась непраздной жительницей Олимпа: она спустилась к людям и многому научила их, дав им знания и ремёсла. Она уделяла внимание и женщинам: учила их рукодельничать и ткать, принимала активное участие и в государственных делах – была покровительницей справедливой борьбы (учила решать проблемы мирным путём), обучала писать законы, став, таким образом, покровительницей многих греческих городов. Для такой величественной богини нужно было возвести храм, равного которому по описаниям не было бы в целом мире.


Одна из наиболее почитаемых древними греками богинь, Афина Паллада, появилась на свет довольно необычным способом: Зевс, её отец, проглотил её мать, Метиду (Премудрость), когда та ждала ребёнка. Сделал он это по одной простой причине: после рождения дочери ему было предсказано появление на свет сына, который свергнет Громовержца с престола.

Остатки роскоши

Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.

Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.

Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.

Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.

Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.

После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.

От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.

Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.


Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.

Где находится Парфенон?

Храм девы-воительницы расположился в самом центре современной столицы Греции, на афинском Акрополе и виден даже с самой удаленной точки города. Слово «Акрополь» означало «Верхний город». И этот город выполнял оборонительные функции – за его стенами прятались афиняне, пережидая осаду.


Мастер является создателем одного из семи Чудес Света – скульптурного изваяния Зевса в Олимпии. Для нового храма скульптор создал статую Афины Парфенос – одиннадцатиметровое изваяние, выполненное из слоновой кости и золота. Это был богатый дар для почитаемой богини.

Парфенон – эталон античного зодчества

Адрес: Греция, Афины, Афинский Акрополь
Начало строительства: 447 год до н. э.
Окончание строительства: 438 год до н. э.
Архитектор: Иктин и Калликрат
Координаты: 37°58’17.4″N 23°43’36.0″E

Парфенон был построен в 447 – 437 годах до н. э. на месте более раннего храма, который воздвигли в ознаменование победы над персами в Марафонской битве. На строительство Парфенона Перикл потратил 450 серебряных талантов, «позаимствованных» из средств, собранных на военные цели.

Особенности архитектуры Парфенона.

Архитекторы Древней Греции не стремились подавить зрителя гигантскими, сверхчеловеческими масштабами. Напротив, они опирались на особенности визуального восприятия человеческим зрением форм и размеров, и поэтому старались каждую часть своего сооружения привести к единому, гармоничному ансамблю.

Парфенон был построен в древнейшем из архитектурных ордеров. На первый взгляд, колонны здания расположены друг от друга на равном расстоянии. В действительности же, на торцах храма пролеты между колоннами постепенно и незаметно увеличивались к центру, что помогало придать гармонию экстерьеру сооружения.

Читайте также:  Николо-Набережная церковь в Муроме

Особенность восприятия объектов архитектуры человеческим глазом заключается в том, что на фоне светлого неба предметы представляются несколько меньше или тоньше. Древнегреческие архитекторы прекрасно знали об этом, и использовали прием искажения линий, чтобы придать зданию более совершенную форму.

Так, колонны стоят не строго вертикально, а немного наклонно внутрь к стенам здания, и от этого они выглядят намного выше и стройнее. В устройстве карнизов, ступеней, перекрытий — всюду учтено несовершенство человеческого зрения.

В экстерьере Парфенона немного изогнуто, все сделано в таким расчетом, чтобы все части сооружения выглядели идеально правильными и гармоничными. Для греков колонны олицетворяли собой перья птицы, поэтому храмовые постройки носили название » периптер» — что в переводе обозначает » оперенный».

Колоннада окружала храм воздушным слоем, что позволяло сделать мягкий, постепенный и вполне естественный переход от замкнутого стенами архитектурного объекта к пространству природы. На строительство Парфенона, завершенного в 5 веке до нашей эры, греки не пожалели сил и денежных средств.

Вначале читались поэтические произведения, проводились театральные представления и спортивные состязания. Затем люди выстраивались в процессию, и шли на Акрополь для того, чтобы поднести Афине пеплос — торжественный дар, в роли которой выступала одежда из шерсти. Архитектурный ансамбль Акрополя располагался на холме, и по особенностям своей постройки был рассчитан на неторопливое и торжественное движение религиозных процессий.

Периоды упадка и возрождения

Храм Афины Парфенон, расположенный в центре города на Акрополе, за свои годы пережил многое. Краткое описание истории Парфенона выглядит следующим образом.

После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.

Правители позволяли себе расхищать драгоценный декор храма и превращать святыню чуть ли не в бордель. А в 3 веке до н.э. в здании случился крупный пожар, уничтоживший часть крыши, перекрытия и двери святыни. Он также послужил причиной бесследной пропажи скульптуры Афины Парфенос. После пожара храм восстановили, но Парфенон выглядел уже немного иначе.

Спустя 800 лет античному святилищу было суждено превратиться в христианский собор. Все античные богатства вывезли в Константинополь, а сам храм вновь немного перестроили на новый лад. Миновали столетия, и в 15 веке Парфенон стал мусульманской мечетью, т.к. Афины были захвачены турками. Они закрасили все противоречащие их вере сюжеты, однако больше внутреннее убранство ни в чем затронуто не было.

Позднее, в 1687 году, во время войны здесь хранили боезапасы. Обстрел Акрополя с высоты и прямое попадание в ящики с порохом буквально превратили Парфенон в руины. Двести лет эти обломки простояли на холме, как память о былом славном прошлом. В 1840 году на античное святилище вновь обратили внимание и решили провести его реставрацию. С переменным успехом этот процесс длится и по сегодняшний день.


После постройки храм почитали примерно 100 лет. Последним его покровителем стал Александр Македонский, подаривший святыне 14 щитов для восточного фронтона и доспехи побежденных воинов. После его смерти Парфенон ожидали черные дни.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

4. Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.


Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

История

История этого древнего античного храма началась еще до нашей эры. Он был построен на холме над Афинами в период с 447-го по 438-й годы до нашей эры и сегодня насчитывает почти 2 500 тысячи лет. Проект грандиозного сооружения создал Иктин, а главным зодчим на этапе строительства стал Калликрат, который построил немало зданий в эпоху правления Перикла. Когда были закончены основные работы, мастера приступили к украшению фасада и других элементов храма. Эта кропотливая работа велась под руководством греческого скульптора Фидия.

Реконструкция Афинского Акрополя, на вершине которого возвышается Парфенон

В итоге город украсил новый главный храм, который был посвящен персонажу древнегреческой мифологии богине Афине-Девственнице. Благодаря этой покровительнице святилище и назвали Παρθενών или Парфеноном. Особое внимание греки уделили значению слова, смысл которого «дева» или «чистота».

Храм обрел название благодаря своей покровительнице — богине Афине. Статуя в Пушкинском музее Москвы

Основным материалом, из которого был сделан великий храм, стал пентелийский мрамор, специально добываемый неподалеку. Этот мраморный камень имеет особенность, ставшую характерной для здания — в начале строительства оно было полностью белым, но при взаимодействии с солнцем пожелтело. Сооружение было возведено в канонах распространенного тогда дорического ордера. По типу строение является дорическим периптером — прямоугольником, окаймленным колоннадой. Колонны Парфенона представляют особый интерес: они высятся на 10 метров, а в диаметре достигают почти 2 метров. На фасадах установлено по 8 колонн, а по бокам храма — по 17. Во многом именно они держали на себе крышу, выложенную черепицей.

Основным материалом, при постройке Парфенона, стал пентелийский мрамор


В итоге город украсил новый главный храм, который был посвящен персонажу древнегреческой мифологии богине Афине-Девственнице. Благодаря этой покровительнице святилище и назвали Παρθενών или Парфеноном. Особое внимание греки уделили значению слова, смысл которого «дева» или «чистота».

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

После окончания греко-персидских войн , в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

– у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

Читайте также:  Ставкирка из Гуля, каркасная церковь в Норвегии

– нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

– все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

– мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

– уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

– ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада. Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Описание достопримечательности

Уникальными являются размеры и планировка храма. Для своего времени это, вообще, было революцией в строительстве.

На схеме можно подробно рассмотреть устройство храма, приведем лишь некоторые цифры:

  • Парфенон является классическим периптером — прямоугольным зданием, обрамленным со всех сторон колоннадой. Всего колонн 50, каждая имеет по 20 желобков (каннелюр).
  • Основа строения трехступенчатая, высотой 1,5 м.
  • Главный вход находится в противоположной стороне от главного входа в сам Акрополь. Таким образом, чтобы попасть в храм, нужно пройти мимо всего здания. В длину это составляет 59 м.
  • В восточной части находилось святилище Афины и ее знаменитая скульптура работы Фидия.
  • В западном крыле хранилась казна и архив.
  • Все здание выполнено из пентеликонского мрамора, который со временем меняет цвет с белоснежного на желтоватый.

Уникальность проекта Иктина в том, что он добился восприятия всех линий Парфенона идеально прямыми и параллельными с помощью оптического эффекта, создаваемого в человеческом глазу. Мы воспринимаем мир немного искаженно, поэтому архитектор изначально сделал колонны Парфенона утолщенными в центре и слегка наклонил угловые, чтобы зрительно они выглядели идеально ровными.

Скульптуры Парфенона, к сожалению, сохранились лишь частично, а многие и вовсе разрушены. Представить как выглядел памятник полностью можно только по фотографиям. На фронтоне были увековечены мифические войны и сцена рождения богини Афины из головы Зевса. На западной стороне можно разглядеть спор между Афиной и Посейдоном за главенство над Аттикой, который решила подаренная богиней оливковая ветвь. По периметру был еще один фриз со сценами Панафинеи — одного из главных праздников Древней Греции, посвященного дню рождения Афины.

Главная скульптура храма Промахос была выполнена из золота и слоновой кости, высотой 13 м. Сегодня вы можете увидеть только ее копию. Для более полного погружения в мир Древней Греции и подробного знакомства с шедеврами Парфенона закажите экскурсию по Акрополю на официальном сайте «Спутника». Расписание и стоимость тура узнавайте у наших менеджеров.

  • 2 евро — только Парфенон.
  • 12 евро — весь Акрополь и прилежащие к нему памятники (римский форум, Агора, храм Зевса и другие).

Загадка Парфенона: не верь глазам своим

Есть шедевры искусства — живописи, музыки, зодчества, которые человеческая цивилизация считает идеальным созданием, эталоном совершенства. Вне исторических рамок, национальных традиций, вне временных оценок.

Читайте также:  Храм Паднамабхасвами, подробное описание и фото

Одним из таких объектов является Парфенон.

Каждый год толпы туристов поднимаются на афинский Акрополь и совершают обход остатков сооружений, построенных 25 веков тому назад .

Казалось бы, что людей 21 века может удивить в этих сооружениях? Ведь по сути, это — руины, камни, остатки строительных конструкций.

Ведь нужно довольно развитое воображение, чтобы представить — какими прекрасными были эти здания из белого мрамора!

Особенно главное сооружение — Парфенон, храм посвященный Афине Парфенос (т.е. Деве), богине-покровительнице города.

Вот об этом я и хотела рассказать.

Но в этой публикации я не буду рассказывать драматичную многовековую историю Парфенона, дам лишь короткую историческую справку в конце публикации.

После окончания греко-персидских войн , в эпоху правления Перикла уже на подготовленной площадке Афинского акрополя было решено возвести новый величественный и роскошный храм.

В строительстве задействовали лучших на то время художников и потратили огромные средства.

Строителями Парфенона называют древнегреческих архитекторов Иктина и Калликрата. Исследователи классики считают, что первому принадлежал проект здания, а второй руководил ходом строительных работ.

Великий скульптор Фидий выполнил отделку и вместе с Периклом наблюдал за строительством.

Дату начала строительства ученым удалось точно установить, благодаря фрагментам мраморных дощечек, на которых афинская власть представляла гражданам полиса официальные постановления и финансовые отчеты.

Для афинян такие надписи были средством контроля за расходами и борьбы с казнокрадством. Парфенон сооружали с 446-447 до н. э.на протяжении почти десяти лет.

Так что же это за сооружение, которое до сих пор восхищает нас?

Вы скажете — в его идеальных пропорциях.

Ну конечно, пропорции этого сооружения достигли просто космического, абсолютного идеала, гармонии.

Когда-то, французский зодчий 17 века Франсуа Блондель говорил:

«Удоволетворение, которое мы испытываем, глядя на прекрасное произведение искусства, проистекает оттого, что в нем соблюдены правила и мера, ибо удовольствие в нас вызывает единственно лишь пропорции.

Если же они отсутствуют, то, сколько бы мы ни украшали здание, эти наружные украшения не заменят нам внутреннюю красоту и привлекательность…».

А как и какими методами и приемами древнегреческие зодчие и мастера-строители достигли такого совершенства?

Так вот. При обмере этого идеального сооружения оказалось, что:

– у Парфенона вообще нет прямых линий, стены криволинейны;

– нет прямых углов (90 градусов) у стеновых блоков;

– все колонны разной толщины и расположены на разных расстояниях;

– мало того, на главном и боковых фасадах есть колонны, которые наклонены в сторону оси симметрии, и от центра симметрии — то есть не имеют вертикальности;

– уровень пола стилобата — не горизонтальный, а имеет выпуклость, в центре сооружения;

– ступени фронтального фасада имеют разную высоту.

И много еще чего.

Сейчас ведутся грандиозные реставрационные работы. И реставраторы сталкиваются с новыми загадками: почему так сделали древние греки? В чем логика мысли античных зодчих?

Вот именно описание этих «неточностей» и их причин логически объяснил древнеримский архитектор Марк Витрувий в своем трактате «Десять книг об архитектуре», написанном в 13 г. до н. э., и посвященном своему Императору Августу.

Для Витрувия архитектура античной Греции была такой же древностью, как для нас, например, — Римский Форум, Колизей.

Она была для него предметом восхищения и подражания. Сначала он тщательно описывает построение модульных, классических пропорций зданий храмов и других общественных сооружений, а потом описывает — как необходимо нарушить их математически точно выстроенную гармонию.

Вот цитата из его Трактата, глава «2-я Книги 6-й. Извините, но рука не поднимается сократить или укоротить те мысли и предложения, написанные Витрувием ( подчеркивание — мое):

.. 1. Ни на что архитектор не должен обращать большего внимания, чем на то, чтобы пропорции здания находились в полном соответствии с определенною частью, принятой за основную.

Когда же будет установлено основание соразмерности и путем вычислений рассчитаны все размеры, то уже дело проницательности принять во внимание условия местности, или назначение здания, или его внешний вид и, путем сокращений или добавлений, достичь такой уравновешенности, чтобы, после этих сокращений или добавлений в соразмерности, всё казалось правильным и ничего не оставалось желать в смысле внешности.

2. Ведь предметы имеют иной вид, находясь в непосредственной близости, иной — если они на высоком месте, не такой же в закрытом и отличный на открытом; и в этих случаях надо с большим умом решать, что в конце концов следует сделать.

Дело в том, что глаз не всегда дает верное впечатление, но очень часто обманывает душу в ее суждениях. Так, например на декорациях кажутся выпуклыми выступы колонны, выносы мутулов и фигуры статуй, хотя самая картина, без сомнения, совершенно плоская.

Подобным же образом хотя корабельные весла под водою и прямы, однако глазу они кажутся надломленными, и до того места, где их части соприкасаются с поверхностью воды, они представляются, как они и есть, прямыми, но там, где они погружены в воду, они отбрасывают от своих тел текучие образы, всплывающие через прозрачную и редкую от природы среду к самой поверхности воды; и эти движущиеся там образы действуют на глаз так, что весла кажутся надломленными.

3. И видим мы это благодаря воздействию образов или благодаря истечению из глаз лучей, как думают физики; и в том и другом случае очевидно, что зрение глаз ведет к ложным заключениям.

4. Итак, если истинное может казаться ложным и некоторые вещи глазам представляются иными, чем на самом деле, я полагаю, не может быть сомнения, что по природным условиям местности или по необходимости следует делать известные сокращения или добавления, но так, чтобы не оставалось ничего желать в этих зданиях. А это достигается врожденною проницательностью, а не только знаниями.

Итак, давайте посмотрим на оптические искажения при взляде человека на Парфенон.

Древнегреческие зодчиие умело сочетают свои постройки с пейзажем, гармонично «вписывая» их в окружающую природу. Связь Парфенона с природой выражалась не только в пропорциональном соотношении храма и холма. Греческие архитекторы и скульпторы видели, что удалённые предметы или их части кажутся меньше, и умели исправлять оптические искажения.

Тщательные архитектурные измерения Парфенона показали, что в нем линии не прямые и поверхности не плоские, а слегка изогнутые.

Древние зодчие знали, что наши глаза — это сферы и все прямые линии проецируются на поверхность сферы криволинейно!

И, что строго горизонтальная линия и плоская поверхность издали кажутся прогнувшимися в середине.

Они стремились как бы исправить, изменить это впечатление.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Колонны Парфенона также не строго вертикальны, но слегка наклонены внутрь здания. Оси угловых колонн при мысленном их продолжении должны пересечься друг с другом на большой высоте. Этим уничтожался эффект того оптического обмана, при котором ряд вертикальных линий кажется несколько расширяющимся кверху.

Примечательно также, что колонны Парфенона не все одинаковой толщины. Угловые сделаны более толстыми, чем остальные, так как, вырисовываясь на светлом фоне, они должны казаться несколько тоньше.

Позже Витрувий говорил, что угловые колонны «поглощаются окружающим светом». В одном из греческих трактатов отмечается, что «цилиндр кажется сжатым посредине» и нужно слегка утолщать его, чтобы не было этого впечатления.

Возможно, что этим объясняется и энтазис — утолщение греческих колонн.

Зная действие оптических искажений, греки пользовались им для достижения нужного эффекта. Так, колонны второго внутреннего ряда портика Парфенона меньше, чем колонны внешнего, и кажется, что они стоят дальше и портик глубже, чем на самом деле.

Отклонения от горизонталей и вертикалей почти незаметны. Тем не менее они важны, так как придают храму целостность и собранность.

Все видимые глазом линии связаны друг с другом, нет таких, которые не пересекались бы и казались отчужденными друг от друга.

Как в пластическом человеческом теле, в Парфеноне, вероятно, невозможно найти прямую линию. Сложнейшее по конструкции сооружение из огромного количества строительных блоков и деталей не воспринимается поэтому, как «построенное», составленное из отдельных элементов здание. Но кажется «живым», пластическим организмом, подобно воплощенным в греческой скульптуре прекрасным атлетам.

Мрамор — материал, который помогает этому впечатлению. Ко времени постройки Парфенона греки уже давно знали и ценили этот замечательный камень, понимая, как хорошо мрамор улавливает свет и, впитывая его, светится поверхностью, уподобляясь по нежности человеческому толу.

То есть, это здание было создано древними зодчими по образу и подобию человека!

И вот — краткое и очень сжатое описание драматической истории Парфенона.

Величайший храм Древней Греции, Парфенон, прошел вместе с ней все этапы ее истории.

С закатом Греции начался закат храма. В византийскую эпоху, в начале VII века, Парфенон стал христианской церковью Святой Софии. Внутреннее устройство храма подверглось коренной переделке. При строительстве апсиды были уничтожены все центральные фигуры восточного фронтона — знаменитой композиции «Рождение Афины».

В 1456 году Афины были захвачены турками. Акрополь стал турецкой крепостью, Парфенон переоборудовали в мечеть, и в его юго-западном углу поднялась высокая тонкая башня минарета.

Главная трагедия произошла в XVII веке. В 1685 году началась война между Турцией и Венецианской республикой. Венецианцы осадили Акрополь. Турецкий перебежчик сообщил им, что в Парфеноне турки устроили пороховой склад. 26 сентября 1687 года венецианцы начали прицельный обстрел Парфенона, и бомба, попав в храм, вызвала взрыв всего порохового склада. Была разрушена вся центральная часть храма, кроме западной стены, и большая часть колоннады.

Когда, спустя несколько дней турки сдались и венецианцы вступили на территорию Акрополя, они решили увезти в Венецию в качестве трофеев фигуру Посейдона и коней его квадриги — остатки композиции «Спор Афины с Посейдоном» на западном фронтоне. Когда их начали снимать, еле державшиеся после взрыва скульптуры упали и разбились.

Материалы для данной публикации.

1. Трактат Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

2. Материалы из открытых источников Интернета.

3. Фото, взятые на просторах Интернета, а также личные фотографии.

Поэтому, например, поверхность ступеней Парфенона постепенно, почти незаметно, повышается от краев к центру.

Ссылка на основную публикацию