Храмовый комплекс Мишон во Вьетнаме, описание и фото

Храмовый комплекс Мишон

Многие века Мишон считался столицей Чампа, тогда вся культура чамов была под влиянием индуизма, который отразился в архитектуре храмового комплекса Мишон, посвященного Шиве.

Построен комплекс приблизительно в четвертом веке. В конце 20 века он был включен в состав Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Когда-то давно, еще в период своего основания это место было столицей Чампа. Жители этой большой империи проживали не только на территории нынешних руин, но и далеко за их пределами. Пришли Чамы сюда с Явы и Индонезии, и были первыми людьми, принесшими индуизм во Вьетнам. Огромный храмовый комплекс был возведен Чамами в честь Шивы.

Название «Мишон» переводится дословно как «красивая гора». Каждый, кто хоть раз посещал храм, убеждался в уместности и полном соответствии такого названия. Расположились руины в окружении джунглей и высоких горных хребтов. Даже из трещин в стенах некогда величественного сооружения сегодня растут многочисленные, порой удивительные растения.

Естественно, что во время строительства, никаких трещин и сколов не был. Для увеличения прочности чамы использовали уникальные технологии, коими в настоящее время мало кто сможет воспользоваться. Стены храма строились из кирпича, созданного при низких температурах, поэтому по своей структуре он был мягок. Его плотно укладывали друг на друга, создавая толстые прочные стены. После возведения всего сооружения, его некоторое количество времени жгли огнем, чтобы материал скрепился и стал единым монолитом. Удивительно то, что в постройке никогда не использовались сцепляющие материалы.

Местные жители считали, что Шива знает про их желания, которые всегда исполняет. Как правило, чамы просили об увеличении рождаемости, так как думали, что их сила состоит в количестве. Связано это было с тем, что пришла народность издалека и не была уверена в своей защите, для которой как раз и требовалось больше людей.

Защита своей территории всегда была главенствующей целью чамов. Вокруг империи собралось много врагов, среди которых были даже Китайцы. В 11 веке вьетнамцы все-таки захватили территорию чамов, сдвинув их далеко к югу. Однако храм Мишон был под их охраной еще несколько столетий.

Многие годы Мишон был спрятан в джунглях от посторонних глаз, поэтому очень малое количество людей знало о его существование. Ситуация поменялась в 1889 году, когда храмовый комплекс нашли французы. К тому времени от него остались практически руины. Однако французские исследователи сразу поняли, что имеют дело со старым святым местом и вскоре вплотную занялись реставрацией уцелевших зданий.

В 1969 году началась Вьетнамская война, которая свела на нет все усилия реставраторов. Бомбардировщикам хватило всего недели, чтобы сравнять с землей святилище. Однако некоторые здания сумели выстоять, и дошли до настоящего времени.

Вторая зона сильнее всего пострадала от бомб, поэтому смотреть там пока особо нечего. На самом деле ученые даже не начинали исследовать это место.

Отзыв: Экскурсия в святилище Мишон My Son (Вьетнам, Дананг) – Следы древней цивилизации в джунглях Вьетнама

Почти каждый турист, посещающий страны Юго-Восточной Азии, знает про Анкор Ват, огромный храмовый комплекс в Камбодже.
Но мало кто знает про святилище My Son (Мишон) во Вьетнаме.

А между тем, это достаточно крупный комплекс, построенный между IV и ХІІІ веками жителями древнего государства Чампа. Мишон был духовным центром этого государства. Кроме того, в Мишоне захоронены правители государства Чампа.

Мишон располагается в провинции Куангам, в 69 километрах от Дананга. По историческому значению его сравнивают с Анкор Ватом в Камбодже, Боробудуром в Индонезии, а также с Аютайя в Таиланде и Баганом в Мьянме.

Мишон имеет прямое отношение к индуизму, ниже, по фотографиям будет видно, что барельефы похожи на те статуи, которые можно увидеть на индуистских храмах.

В Мишон мы отправились с экскурсией. В принципе, мы не знали, чего ждать, ведь об этом месте мы узнали из рекламной брошюре в отеле Хойана. Решили, что если понравится – останемся, или вернёмся потом. Но в принципе, двухчасовой экскурсии оказалось достаточно.

Экскурсию мы заказывали в отеле, но это оказался стандартный вариант массовой экскурсии, когда сначала всех собирают по городу, а потом сажают в большой автобус и везут на экскурсию. Ехать из Хойана примерно час.

В Мишон возят экскурсии в два захода: смотреть на восход, либо просто утром. Чем раньше Вы приедете, тем меньше будет туристов. А туристов даже не в сезон достаточно много, группы подъезжают одна за другой. Между тем, территория комплекса не настолько велика. В общем, приезжайте пораньше.

Тем более, в пользу ранней экскурсии есть еще один аргумент: в Мишоне жарко. Не настолько жарко, как на пляже, но тем не менее, местность достаточно открытая. Периодически приходилось загонять детей под деревья, чтобы они не перегрелись.

С собой у нас было три литра воды на четверых, и этого было недостаточно на достаточно короткую экскурсию. Перед тем, как начать экскурсию, группу завозят в торговую точку, где можно купить сувениры, а главное, воду. Это предпоследний шанс подготовиться к прогулке. У самого входа в Мишон тоже есть пара палаток с водой и напитками.

Чтобы попасть на территорию Мишона, в какой-то момент всех просят выйти из автобуса, а автобус внимательно осматривают внутри и снаружи.

Так выглядит главный (ну или по крайней мере, наилучшим образом сохранившийся) храм My Son.

Всего в Мишоне было около 70 зданий: храмы, башни, усыпальницы.
В XIII веке государство Чампа было уничтожено. И о заброшенном в горах храмовом комплексе все забыли. Поэтому довольно долго он был просто забыт и заброшен.

Так продолжалось шесть веков, пока в конце XIX века французские исследователи не обнаружили его среди джунглей и не начали исследования. Реставрация комплекса началась в 1937 году, практически перед второй мировой войной. К 1943 году была восстановлена значительная часть комплекса.

Сейчас Мишон охраняется ЮНЕСКО. Но во время Вьетнамской войны, которая длилась с 1955 года по 1975 год комплекс серьезно пострадал от бомбежек американцев, ведь в Мишоне располагался партизанский штаб. По крайней мере, так нам сообщил гид. Причем он предварительно поинтересовался, есть ли среди нас американцы.

В большинство зданий Мишона можно зайти. Мы брали с собой фонарики, но ничего интересного не обнаружили. Зато детям было весело, несмотря на жару.

Вот так выглядит крыша, если снимать изнутри. Геометрия меня заворожила. Снаружи, конечно, камень более сильно разрушен.

Башни Мишона символизируют величие и чистоту горы Меру, мистической горы индуистских богов, располагающейся в центре вселенной. Башни построены из обожженного кирпича с каменными колоннами.

Некоторые постройки, у которых сохранилась крыша, превращены в музей. В них выставлены сохранившиеся барельефы, фотографии Мишона на разных стадиях археологических работ.

Некоторые фрагменты выставлены и под открытым небом.

Раскопки пока продолжаются, некоторые здания занесены землёй и заросли.

А глядя на это фото, я каждый раз промаргиваюсь, потому что мне кажется, что фотография пошла квадратиками, как в старых компьютерных играх.

Так выглядит попытка современных ученых реконструировать храм. Пока им не удалось подобрать состав ни кирпичей, ни раствора, скрепляющего кирпичи.

Отдельно то тут, то там разбросаны куски колонн, крупные камни, бывшие частью зданий.

Некоторые скульптуры сохранились в “привязке” к зданиям.

Кое-где можно обнаружить древних чудовищ. Вот в таких случаях я начинаю отчаянно жалеть, что ничего не знаю об индуизме.

Развалины огромных храмов посреди джунглей завораживают и настраивают на немного мистический лад. После этого еще больше хочется в Камбоджу.

Камни с древними письменами ждут своих исследователей. Пока известно лишь, что язык, на котором говорили чампы, относится к малайско-полинезийской группе.

А на этом фото – лингам. Основной и самый главный образ (или форма) бога Шивы, а также символ деторождения. Ну, по сути – лингам – это именно то, на что он похож.

Надо сказать, что несмотря на то, что доступ практически не ограничен, никаких “здесь был Вася” на вьетнамском и других языках мы не наблюдали. Видно, что за развалинами следят и поддерживают их, чтобы совсем не развалились.

Есть и реставрационная площадка, но в тот момент, когда мы посещали Мишон, никаких работ на ней не проводилось. Вообще, в Мишоне работает интернациональная команда, пытаясь разгадать загадки, доставшиеся от древней цивилизации.

Обратно из Мишона было предложено два варианта: ехать на автобусе, либо часть пути на лодке. Мы выбрали лодку. На лодке чуть дороже, входит стоимость “ланча”, но зато мы побывали в деревне корабелов и резчиков по дереву, это тема для отдельного отзыва. Автобус, насколько я понимаю, возвращается в город, никуда дополнительно не заезжая.

Вот такие картины радовали глаз на обратном пути: одинокий человек в небольшой лодочке. Таких было довольно много.

Наша экскурсия проводилась на английском языке, достаточно неплохом. Предложений экскурсий на русском языке я не видела. В принципе, это та экскурсия, на которой главное – понять, во сколько подойти обратно к автобусу.

Я не была в Анкор Вате, но судя по фотографиям оттуда, Мишон уступает своему камбоджийскому “коллеге”. Однако, если в Камбоджу Вы не собираетесь, но планируете отдохнуть в районе Хойана или Дананга, Мишон – отличный шанс познакомиться с историей и архитектурой древних цивилизаций.

В большинство зданий Мишона можно зайти. Мы брали с собой фонарики, но ничего интересного не обнаружили. Зато детям было весело, несмотря на жару.

Немного истории о комплексе Мишон

По преданию на этом месте около полутора тысяч лет назад находилась столица империи Тямпа. Эксперты полагают, что основоположником был король Бхадраварману I. Он создал около мегаполиса «Святую долину», как памятник своего царствования для потомков. Существование Мишона долго оставалось тайной. В 20 столетии о нем стало известно, благодаря находке французских археологов неподалеку от Дананга.

Из-за военных действий во Вьетнаме в 60-х годах территория Святыни сильно пострадала и в 1974 году началось ее восстановление. Местные добровольцы несколько лет вручную расчищали территорию от обломков снарядов.

Восстановление святыни заняло более 15 лет. В 1996 году состоялось празднование в честь открытия комплекса. А в 1999 году этот комплекс был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Восстановление святыни заняло более 15 лет. В 1996 году состоялось празднование в честь открытия комплекса. А в 1999 году этот комплекс был внесен в список наследия ЮНЕСКО.

Еще фото Мишона

  • Руины группы H
  • Руины группы H
  • Внутри храма
  • Руины группы С
  • Мишон: руины группы С
  • Мишон: руины группы С
  • Мишон: руины группы С
  • Мишон: группа A
  • Мишон: группа A
  • Мишон: группа A

Сайт NashaPlaneta.net использует файлы “cookie”. “Cookie” представляют собой небольшие файлы на вашем устройстве, хранящие информацию о предыдущих посещениях веб-сайта. Если, прочитав это сообщение, вы остаетесь на нашем сайте, это означает, что вы соглашаетесь с нашим использованием “cookie”. Подробнее.

Новая жизнь храмов Мишон

Колониальные власти проявили большой интерес к наследию Империи Тьямпа. С конца девятнадцатого века и до середины сороковых годов минувшего столетия проводилось изучение храмового комплекса. К уцелевшим храмам и руинам отправляли экспедиции, возглавляемые французскими учеными.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Успешные работы по исследованию чамской архитектуры прервали войны. Годы сражений принесли храмовому комплексу больше разрушений, чем века забвения в объятиях вьетнамских джунглей.

Как выглядели строения до войны с США, можно увидеть только на старинных стереофотографиях и на рисунках Анри Парманье. Пять лет понадобилось ученым из интернациональных польско-вьетнамских экспедиций для исследования и составления подробного отчета о состоянии старинных храмов. Энтузиасты очистили местность от джунглей и мусора, провели работы по восстановлению более-менее уцелевших зданий. Для этого была выработана методика, позволяющая эффективно укреплять кладку портландцементом.

Коронованная особа Бхадраварман I специально искал атмосферное и уединенное место для возведения индуистского храма. Оно нашлось в центре весьма небольшой круглой долины возле селения Митхо. Ровная поверхность когда-то была дном озера, в наше время из водных артерий остался один ручей, огибающий храмовые строения и руины.

Страны

  • Индонезия (42)
  • Сингапур (21)
  • Малайзия (16)
  • Япония (15)
  • Австралия (13)
  • Филиппины (13)
  • Вьетнам (9)
  • Камбоджа (9)
  • Тайвань (8)
  • Новая Зеландия (7)
  • Мьянма (5)
  • Шри-Ланка (5)
  • Лаос (3)
  • Мальдивы (3)
  • Тайланд (3)

Во главе любой группы стоял основной храм, остальные постройки имели вспомогательное значение. Так видимо идет реставрация.

Вьетнам. Храмовый комплекс Мишон

В семидесяти километрах от Дананга находится древний храмовый комплекс Мишон. Это индуиский храмовый комплекс империи Чампа, древнего государства, которое существовало на территории Вьетнама в VII – XVII веках. Потом его захватили вьеты. Собственно, это все, что я знаю об этом государстве. Все, что осталось от этого некогда большого княжества, это разрушенный храмовый комплекс. Про дорогу к комплексу я расскажу в конце поста, там же дам несколько советов, если вы вдруг захотите посмотреть этот исторический памятник, который с 1999 года входит в Список всемирного исторического наследия ЮНЕСКО.

Дорожка ведущая от парковки к комплексу.

После приезда мы сразу же попали на представление. Оно проходит тут несколько раз в день.

Мы не стали досматривать его до конца, и пошли к руинам храмов.

Некогда комплекс был очень большим. Конечно, не таким большим, как Ангкор, но 70 различных храмов и башен – это не мало.

После распада империи храмы забросили и они стали понемногу разрушаться. Окончательно их добили американцы во время Вьетнамской войны.

Сейчас храмовый комплекс, честно говоря, не впечатляет. Уж слишком он разрушен. А реставрация идет очень медленно. Но, если включить воображение, то можно представить былое величие, разглядывая уцелевшие детали башен.

Всего в комплексе доступно несколько локаций с руинами. Самая уцелевшая башня находится в группе А. На фото ниже – все, что от нее осталось.

Еще несколько деталей

Нам не очень повезло в этот день. По рассказам бывалых, тут обычно либо совершенно нет людей, либо куча туристов. С нами в этот раз приехало несколько автобусов с любознательными туристами. Из-за них было очень трудно подобрать ракурс для фото.

Поэтому пока туристы мешали фотографировать храмы, я снимал ящериц.

Хотя в некоторые моменты я переключался с ящериц на более интересные объекты:)

Во время Вьетнамской войны к американцам поступила информация о том, что в храме прячутся партизаны. Поэтому они нанесли массированный удар по этому району. Перед вами огромная воронка оставленная разорвавшейся бомбой. Как после такой бомбардировки тут хоть что-то уцелело?

Переходим через мостик к другой группе.

По словам гида, перед вами сейчас находится самый красивый храм комплекса. Это была самая большая башня. Как видите, не много сохранилось от былого величия.

Вид на центральную башню с другого ракурса.

Что-то похожее на алтарь.

Все камни имеют инвентарный номер. Камни помельче собраны в кучки и закрыты сеткой – чтобы туристы не воровали

Следующая группа башен. Тут реставраторы постарались и восстановил очень много. Не смотря на то, что при реставрировании используются оригинальные кирпичи, очень хорошо видно, где лежит старая кладка, а где новая.

Снова включаем фантазию

Чтобы вода не размывала башни, некоторые из них накрыты навесами

А тут еще и много подпорок, чтобы башня не развалилась окончательно.

Снова воронка от бомбы.

Вот собственно и все. Мы посмотрели за час три группы башен и возвращаемся по очень живописной тропинке через джунгли на парковку.

Все башни можно рассмотреть минут за 40. У нас это заняло час только потому, что я долго ждал пока разойдутся туристы, чтобы сделать фотографии.

По дороге мы нашли еще одну башню.

Комплекс конечно интересный, но явно не стоит того, чтобы тратить на него пол дня. Дорога на автобусе или мопеде займет около 2 часов в одну сторону. Не могу сказать, что я был в восторге от увиденного. Но, если вы все же решитесь его посмотреть, то советую не брать групповой тур, а арендовать за 200 000 донгов в сутки мопед и добраться к комплексу самостоятельно.

На меня большее впечатление произвела именно дорога к комплексу. Два часа на мопеде по вьетнамским дорогам – это нечто! Я вспомнил весь свой запас нецензурных слов и выражений и даже придумал несколько новых! Вьетнамцы совершенно не знаю, что такое правила дорожного движения. Они подчиняются каким-то своим неписаным законам. Например, кто больше тот и прав, у того все преимущества на дороге. Или обогнать машину, которая в свою очередь обгонят другую машину, это тоже нормально и пофиг, что в этот момент вы едете на своей полосе. Он грузовик, значит имеет полное право вас задавить, если вы не увильнете.

Но при всем при этом это очень увлекательно и интересно:) Вы проведете незабываемые четыре часа в пути. Теперь несколько советов:

  • Одевайте одежду с длинным рукавом и свободные штаны – вьетнамское солнце беспощадно!
  • Мажьте кремом от загара все незащищенные одеждой места. Особенно следите за руками. Под постоянным палящим солнцем они быстро сгорят. По-хорошему, было бы не плохо одеть легкие перчатки
  • Возьмите с собой хороший запас воды. Литр на человека будет достаточно
  • Гугл картам можно верить.
  • Ны выезжайте в час пик. Если выехать чуть раньше или чуть позже, то можно доехать совершенно спокойно и без приключений, которые я описал выше
  • Заправьте полный бак. По дороге будут часто встречаться заправки, но перестраховаться не помешает. Полного бака хватит, чтобы доехать от Данага в Мишон.
  • И главное – будьте внимательны на дорогах!

Все башни можно рассмотреть минут за 40. У нас это заняло час только потому, что я долго ждал пока разойдутся туристы, чтобы сделать фотографии.

Мишон — древнее сокровище Вьетнама.

Мишон — священная земля индуизма, древнее сокровище Вьетнама, которое по значимости часто приравнивают к Ангкору, с той лишь поправкой, что размеры Мишон сильно уступают камбоджийской жемчужине. Тем не менее, Мишон — ценный исторический клад, который хранит следы ушедшей цивилизации Чампа ( Тямпа).

Мишон — группа индуистских храмов расположенных на дне высохшего горного озера, площадью около двух квадратных километров. Местность находится в кольце живописных, зелёных холмов и в переводе с вьетнамского означает «прекрасная гора». Здесь путешественники «растворяются» в зарослях зелёного леса, пения птиц, треска цикад и журчания горных ручьёв…

В прошлом Мишон был центром религиозных церемоний для царей правящих династий Чампа (Тямпа). На небольшой территории там находилась необычайно высокая концентрация культовых строений, богато украшенных различными скульптурами, рельефами, надписями и другими архитектурными элементами. Сегодня Мишон считается одним из старейших индуистских храмовых комплексов в Юго-Восточной Азии и является уникальным местом во Вьетнаме.

Многие мишонские здания были разрушены эрозией. По состоянию на 1928 год исследователи насчитывали там 68 зданий. Всего известно около 78 зданий, из которых 50 подробно описаны. Большинство зданий было разрушено в 1969 году в результате ковровой бомбардировки ВВС США. Продолжают стоять лишь около 20 зданий. Строения Мишона разделены на несколько групп, обозначенных буквами латинского алфавита; так их поименовал Анри Пармантье.

Фундаменты всех зданий заложены в неглубокие котлованы и по краям укреплены латеритовыми брусьями. Ближайший карьер, где тямы добывали латерит, находится в 80 км от Мишона, чем может объясняться относительно небольшое количество этого материала. Кирпичи, устилающие котлован, содержат украшения и по-видимому взяты из более ранних построек. Сами строения, скорее всего, стоят на месте более ранних деревянных святилищ; к этому выводу учёных подтолкнуло обнаружение кирпичей и керамических плиток, датированных IX—X веками.

«Открытие» Мишона совершил в 1885 году француз-священник Жан Брюйер вместе с французскими солдатами. Терракотовые храмы Мишона, поросшие ковром зелени, стали первыми тямскими руинами, которые увидели европейцы. Археолог Анри Пармантье повёл экспедицию к руинам Мишона в самом начале XX века. Для этой экспедиции колониальное правительство выделило сумму в 1500 пиастров. Пармантье изучал, зарисовывал и описывал встреченные монументы и скульптуры, а фотограф Шарль Карпо сделал их фотоснимки. Стереофотографии из Мишона находились в забвении более ста лет, лишь в 2005 году прошла их выставка в Музее Гиме в Париже.

В начале раскопок было обнаружено несколько десятков зданий часть из которых, позже, во время Вьетнамской войны, были разрушены бомбардировками. На данный момент найдено более семидесяти построек, но исследования продолжаются, так как геодезическое сканирование показывает, что под землёй ещё находятся строения.

Архитектура комплекса легко идентифицируется с индийской культурой. До определённого времени тямы (основная народность Тямпы) не испытывали индийского влияния, однако в какой-то момент оно стало огромным, заполнив все сферы их жизни. Культ Шивы прослеживается во всём. И в первую очередь в честь бога, выполняющего функции и созидания, и разрушения, тямы строили храмы. Так продолжалось вплоть до X века, пока буддизм не стал основной религией Чампа. В итоге, образовался симбиоз культур.

Первые сооружения Мишона датируются IV веком, но в большей части они были сделаны из дерева, что не могло обеспечить им долгую жизнь. На смену деревянным конструкциям приходили строения из песчаника и кирпича. Они и смогли дожить до наших дней. Каждый новый монарх восстанавливал прежние или возводил новые постройки. Благодаря этому Мишон стал единственным местом, где искусство Чампов процветало без перерыва с VII по XIII века.

Храмы Мишона построены в виде групп, каждая из которых отличается друг от друга и имеет свой собственный, оригинальный вид. Но независимо от того, как выглядели храмы, каждая группа Мишона состояла из главного пирамидального храма Калана (символа горы Меру — центра Вселенной, где живут боги), который окружен храмами с лингамом, йони и статуями Шивы.

В чамских храмах нет окон, поэтому внутри они очень темные. Окна могли быть только на башнях. Главные входные ворота всех храмов обращены на восток к Солнцу. Строился Мишон, как и другие тямские храмовые комплексы, из обожжённого кирпича по особой технологии. Методы строительства кирпичей для храмов представляют большой интерес. С одной стороны они легкие и пористые, с другой – водонепроницаемые. Вместо раствора в кладке в качестве скрепляющего вещества использовался сок местного дерева. По минеральному составу клей является растительным. Ученые пришли к выводу, что именно эта смола и пропитывала кирпичи башен, создавая водоотталкивающую прослойку. Кирпичи соединены необычайно крепко, так что даже если бросить их на землю, они не разбиваются вдоль линий соединения.

Читайте также:  Церковь Святого Михаила в Гамбурге, подробно

Сегодня храмы в большей степени представляют собой руины, в которых, лишь немногие стены стоят вертикально. Комплекс сильно поврежден временем и бомбёжками. Большинство элементов интерьера и скульптур были отправлены в Музей тямской скульптуры в Дананге. И лишь малая часть осталась в храмах Мишона: лингамы, йони, а также статуи апсар. Лишь богатое воображение способно представить, как всё выглядело много веков назад.

С 1999 года Мишон входит в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Мишон — группа индуистских храмов расположенных на дне высохшего горного озера, площадью около двух квадратных километров. Местность находится в кольце живописных, зелёных холмов и в переводе с вьетнамского означает «прекрасная гора». Здесь путешественники «растворяются» в зарослях зелёного леса, пения птиц, треска цикад и журчания горных ручьёв…

Святилище Мишон: Кирпичные башни у подножия гор

Слово «мишон» переводится как «красивая гора». Сам комплекс находится не на горе, а в долине, но окружающие его горы, заросшие непроходимыми джунглями, действительно представляют собой незабываемое зрелище.

Руины Мишон — фрагменты заброшенного индуистского храмового комплекса времен королевства Чампа, в прошлом находившегося на территории нынешнего Вьетнама. Развалины храмового комплекса Мишон находятся в джунглях провинции Куангнам, примерно в 50 км к юго-востоку от другого исторического места страны — города Хойан.

Между IV и XIII вв. в этом районе Вьетнама существовала уникальная цивилизация, духовные основы которой были тесно связаны с индуизмом. Чамы, или тямы, изначально были индуистами, поклонялись Шиве и считали себя последователями шиваизма.

На протяжении многих лет политической столицей чамов был город Симхапутра — Львиная крепость, сегодня ее остатки находятся в деревне Чакьеу.

В V в. чамский король Бхадравакман I решил найти укромное место для постройки личного храма во славу индуистского бога Шивы. Такое место нашлось в межгорной долине шириной 2 км недалеко от стоявшей здесь деревни Мишон, давшей название всему храмовому комплексу. Постепенно Мишон, находившийся неподалеку от Симхапутры, стал крупнейшим культурным и религиозным центром государства чамов, а также служил местом захоронения чамских правителей, оставаясь таковым до самого конца существования Чампы.

Храмов и других культовых построек здесь было огромное количество: храмов Шивы и Вишну, а также королевских усыпальниц. Не были забыты и те из числа приближенных, кто участвовал в строительстве этого храмового комплекса: для их погребений на этой громадной территории тоже нашлось место. Одинаковых усыпальниц нет, каждая обладает множеством отличий и характерных деталей. В каждой усыпальнице были установлены стелы, на которых вырезаны имена, даты жизни и описания подвигов и завоеваний королей. Надписи похожи на письменность современного Таиланда, Камбоджи и Лаоса. Они сделаны почти тысячу лет назад, но хорошо сохранились до наших дней.

Монументальные чамские башни возводились на квадратном или прямоугольном основании. Каждый храм состоял из трех «ступеней». Первая — основа, представляющая мир людей. Вторая — сама башня, представляющая мир духов. Третья — верх башни, обычно в виде лотоса, представляющий область между двумя мирами. Вершину венчало скульптурное изображение человека, дерева, птицы или животного.

Строители Мишона черпали свое вдохновение почти исключительно из Индии в форме триады Брахма, Вишну и Шива. Шива был центральной фигурой культа — его изображения можно найти на любом из оставшихся чамских сооружений.

Храмы Мишона неоднократно подвергались изменениям, к ним достраивались новые и новые храмы и святилища. Для них характерен уникальный архитектурный чамско-индийский стиль. В одном строении можно заметить присутствие стилистических деталей определенной эпохи. Это объясняется тем, что каждый храм был посвящен определенному божеству или правителям разных династий.

Начиная с IX в. Чампа вступает в долгую череду войн с Ангкорской империей и вьетнамским Дайвьетом. После X в. во взглядах чампа на веру происходит крутой перелом, и религия стала больше приближаться к исламу. Все их храмы и найденные реликвии говорят о том, что чамы были индуистами, но более поздние постройки доказывают присутствие в их жизни именно ислама.

В XIII в. государство Чампа было полностью уничтожено вьетами, остались лишь небольшие группы чама, которые до сих пор живут в горах центрального и северного Вьетнама.

Весь комплекс культовых построек Мишон делится на несколько групп, сооружения в которых не имеют названий и обозначаются латинскими буквами. Главные строения составляют три группы — A, B-C-D и E-F. Руины, обозначенные как G, Н и L, являются отдельно стоящими памятниками.

Первая — относительно полный храмовый комплекс из десятка строений. Они символизируют разные ступени поклонения Шиве и связаны с движением солнца по небу. На стенах сохранились резные изображения богов и различные символы индуизма.

Сообщества › Клуб Путешественников › Блог › Центральный Вьетнам 2018. Часть 13. Мишон

На этом мы распрощались с Данангом, и водитель повез нас в Мишон.

Постройки Мишон (My Son), как и башни По Нагар, являются наследием чамского периода в истории Вьетнама. Несмотря на бурную историю, они все же достояли до ХХ века, но войну не пережили. Партизаны устроили здесь крупное хранилище боеприпасов, и американцы без разбора бомбили и джунгли, и исторические памятники. Фактически, уцелела только одна группа храмов, остальные до сих пор лежат в руинах.

Сразу за билетной кассой располагался небольшой музей. Рядом с ним стояли несколько чамских статуй (подлинных или копий, как в Нячанге, сказать не берусь).

Внутри можно было увидеть образцы чамской письменности на стелах и колонны разных стилей (Мишон застраивался на протяжении нескольких столетий, и за это время архитектурные пристрастия успели поменяться). А угол музея торжественно занимал линга-йони – символ соединения мужского и женского начал. Такие изображения стояли во многих чамских святилищах. Иногда мужские и женские части попадались и по отдельности, но чаще вместе. Надеюсь, возражений ни у кого нет – вместе веселее…

От музея дорожка шла через мостик к стоянке открытых автомобильчиков, которые нам уже неоднократно попадались в туристических местах. До памятников было еще километра два, и автомобильчики только и успевали шнырять по дороге туда-сюда. С ветерком шнырять, надо сказать.

От конечной остановки автомобильчиков дорога расходится в две стороны (в действительности, это одна дорога, делающая петлю). Идти лучше по левой (как обозначено стрелкой на плане), тогда вначале увидишь все разрушенные храмы, а уцелевшие останутся «на десерт». Если двигаться в обратном порядке, скорее всего, испытаешь разочарование.

Первые французские исследователи дали отдельным частям Мишона названия букв алфавита, так и прижилось. Название Мишон – тоже не чамское, его дали уже вьеты, после захвата территорий. Так что подлинных чамских наименований мы не знаем.

Храмы разрушались и раньше – во время междоусобных войн и вторгавшимися пришельцами (кхмерами, вьетами и даже китайцами где-то в промежутке). Но когда наступал мир, тямы снова все восстанавливали. Но после ковровых бомбардировок это сделать гораздо сложнее.

Я не представляю, как можно отреставрировать эту груду кирпича (на фото — группа храмов F). Единственное, что приходит в голову — создать трехмерную модель, пометить каждый кирпичик, разобрать до основания, а потом собрать заново. Хватит ли у вьетнамцев терпения на это?

Расположенной рядом группе Е тоже не повезло, бомба упала между двух больших храмов – а это были старейшие кирпичные постройки Мишона, относящиеся к VII веку (в V-VI строили еще деревянные храмы, они не сохранились). Но один из малых храмов группы Е восстановили, и с моей, непрофессиональной точки зрения, получилось очень неплохо. Древний и современный кирпич сразу видно по цвету.

Основным архитектурным типом у тямов был калан – храм-башня. У него выделяют три части: основание – символизирует окружающий человека мир, крыша – обитель богов, а основная средняя часть – духовный мир человека, пришедшего в храм с молитвой. Также крыша обозначает священную гору Меру, которая в индуизме находится в центре Мироздания.

При строительстве тямы использовали сок местного дерева, который не только очень хорошо скреплял кирпичи, но и делал всю постройку водонепроницаемой. Что используют сейчас при реставрации, не знаю.

Следующей на нашем пути была группа G. Это были гораздо более поздние постройки – уже XII века. Над его сохранением работала международная группа специалистов, они занимались именно реставрацией, ничего не надстраивая, поэтому свежесияющего кирпича тут почти нет. На примере этой группы обычно показывают основные строения, входящие в состав комплекса индуистского храма.

За пределами стен располагался открытый зал с колоннами, предназначенный для ритуалов, которые могли увидеть все, например, для исполнения священной музыки и танцев. Также здесь могли проводиться собрания или религиозные диспуты (сохранился только фундамент без колонн). Сама территория храма была обнесена стеной, и вход осуществлялся через ворота с башней. Башня также не сохранилась, но через ворота можно пройти. Ворота приводили к главному святилищу – калану. В этом комплексе калан достаточно большой, и к его входу ведут целых три лестницы.

Но даже в большом калане внутренняя часть все равно недостаточно большая – по правилам, внутрь мог заходить только брахман и только он мог проводить обряды внутри. Поэтому и требовались такие строения, как открытые залы без стен, чтобы остальные верующие тоже как-то чувствовали свою сопричастность к ритуалам.

Как и на башнях По Нагар в Нячанге, на мишонских храмах много резных кирпичных изображений. Пожалуй, здесь их даже больше. А по углам – каменные барельефы.

Завершающей левую часть дорожки была группа А. Большинство туристов заглядывали через стену и сразу разворачивались назад – смотреть только на фундамент желания ни у кого не было. Но мы зашли внутрь и не пожалели. Хотя стены, действительно, не уцелели, здесь сохранились очень интересные ступени на входе в главный храм. Перед ступенями лежит обязательный полукруглый «лунный» камень.

Здесь было много резьбы на кирпичных основаниях, особенно радовало, что у слонов хоботы сохранились.

Кроме кирпича, камень в Мишоне тоже использовался, и можно было увидеть каменную резьбу на основаниях и на восьмигранных колоннах. К сожалению, они просто лежали отдельно, и на каких местах они когда-то находились, было непонятно.

Самыми уцелевшими были три группы храмов – BCD, и ими рекомендуется заканчивать осмотр Мишона. После того, как мы вдоволь нагулялись по остаткам фундаментов, почти полностью целые храмы произвели неизгладимое впечатление. А здесь целыми были пусть и не все, но многие. Первым делом вы попадали к группе D, которая была представлена не башнями-каланами, а длинными залами. Колонны у входа делались из песчаника, а чтобы он не выделялся цветом на фоне кирпича, его окрашивали красным.

Читайте также:  Храм Сикхов Бангла, Как добраться описание и фото

Но это были не открытые залы с колоннами, а здания со стенами, и даже небольшие окошки в них были перекрыты маленькими колоннами, словно решетками. Настоящее их предназначение до сих не выяснено. Сейчас их используют как мини-музеи — внутри залов разместили образцы чамской скульптуры.

В центре зала можно было увидеть изображение, которое помещалось над входом в храм, и изображало божество, которому храм был посвящен. Поскольку большинство строений ВСD были храмами, посвященными Шиве и его аватарам, предполагаю, что тут изображен многорукий Шива в танце.

Стены залов снаружи были покрыты резьбой и скульптурными барельефами.

Рядом с залами группы D располагалась группа храмов В. Самый большой из них — В1, был разрушен. От всех остальных построек Мишона он отличался тем, что единственный был сделан не из кирпича, а целиком из камня (почему строители так резко изменили своим принципам, непонятно).

Когда в этом храме проводили церемонию очищения, то использовали священную воду. Воду брали из бассейна, находившегося в соседнем храме В6 – входить туда было нельзя, но между резными колоннами входа виден край овального бассейна с водой (поскольку крыша разрушена, сейчас в нем просто дождевая вода).

Рядом с храмами можно было увидеть несколько лежащих каменных колонн. Да, когда все это стояло, а не лежало, как сейчас, вид должен был быть очень внушительным.

Самым уцелевшим среди группы В был калан В5, с резными фигурами между пилястров. Храм не реставрировали, поэтому тут все «натуральное» – и потемневший кирпич, и трава на крыше. Сама крыша тоже украшена резьбой.

Многие пытаются сравнивать Мишон с Ангкор-Ватом, но это некорректное сравнение. Мишон построен из кирпича (кроме В1), Ангкор – только из камня, а это совершенно разные технологии. Ангкор – царство симметрии и продуманного плана, воплощенного в камень всего за 40 лет. Мишон же застраивался хаотично на протяжении столетий – храмы возводились, разрушались, перестраивались, меняли архитектуру, меняли своих божеств — даже входы у храмов ориентированы в разные стороны, то на восток, то на запад, то под какими-то другими углами.

Но, разумеется, оба они – это индуистские комплексы, построенные на территориях двух соседних государств. И люди, строившие их, были великими мастерами. Тут не поспоришь…

Внутри можно было увидеть образцы чамской письменности на стелах и колонны разных стилей (Мишон застраивался на протяжении нескольких столетий, и за это время архитектурные пристрастия успели поменяться). А угол музея торжественно занимал линга-йони – символ соединения мужского и женского начал. Такие изображения стояли во многих чамских святилищах. Иногда мужские и женские части попадались и по отдельности, но чаще вместе. Надеюсь, возражений ни у кого нет – вместе веселее…

Вьетнам

Развалины Мишона

Храмовый комплекс Мишон во Вьетнаме, описание и фото

Что так контрастирует с укоренившимся во Вьетнаме социализмом и всеми красными флагами и символикой с серпом-молотом.

Часть 8. Зачем развалили Мишон?

Мишон- странинный храмовый комплекс очень древней народности Чамов, которые жили на территории нынешнего центрального Вьетнама. И это самый настоящий, затеряный в джунглях, город! Я не знаю когда он потерялся, где-то в 13 веке, но обнаружили его французы-колониаторы в 1885 году.

Радостные археологи бросились расчищать-восстанавливать хорошо сохранившиеся, несмотря на влажность и растительность, храмы. И даже привели их в достаточно вменяемый вид.

Меньше сотни лет после возрождения просуществовали храмы Мишона- во время войны американцы разбомбили комплекс святынь и, что называется, не оставили камня на камне. То, что осталось от затерянного города, привлекает туристов, но смотреть там особо нечего.

Я искала в интернете фотографии довоенного периода, чтобы понять каким был Мишон до бомбежек, но не нашла. Зато нашла фотографии сравнительно недавние, на которых есть детали и элементы уже несуществующие. То ли вьетнамцы припрятали часть экспозиции, то ли Мишон разваливается, рассасывается прямо на глазах. Ну еще может быть версия- я не так тщательно все исследовала, что пропустила довольно крупные детали.

Зачем американцы бомбили мировое культурное наследие? Основная версия- там располагался штаб противников.

Сейчас храмовый комплекс находится под охраной ЮНЕСКО. Но развалины ничем не защищены и продолжают рассыпаться.

Все можно трогать, на все можно забраться. Охрана есть, но подходит крайне редко- если туристы совсем уже норовят сломать себе голову.

Интересно, что строили Чамы очень оригинальным способом- кирпичную кладку делали на смоле, то есть кирпичи склеивали смолой. А потом обкладывали дом снаружи и внутри дровами и поджигали. Огонь превращал строение в монолит. Другая версия гласит, что строились храмы из обожженного кирпича и скреплялись расствором на основе масла. Так или иначе сооружения стояли бы до сих пор, если бы на них не бросали бомбы.

Немного в стороне от основной группы развалин идут реставрационные работы.

Многие сравнивают Мишон с Ангкор Ватом и по энергетике, и по исторической ценности, и по красоте. Я энергетику не ощутила, возможно потому, что людей было очень много. Мы приехали с экскурсией, с нами одновременно подъехало еще несколько групп, люди буквально все заполонили своими разноцветными одеждами и очарование растаяло.

Если бы меня спросили, я бы советовала ехать туда как можно раньше, пока нет экскурсий. Брать такси и ехать.

Мы пробыли там всего пару часов, но дорога неблизкая, приехали в Хой Ан после обеда и опять- здравствуй, сказка)

Как по-разному отдыхают люди)

Зашли пообедать на одной из центральных улиц. Там нам забыли включить в счет какую-то мелочь и я всё не могла объясниться, что кофе слишком крепкий для меня дайте кипяточку, плиз. Но кормили очень вкусно!

Я сама крутила спрингроллы. То, что похоже на куриные ножки, на самом деле креветки запеченные на бамбуковом побеге в нежнейшем кляре. Мммммм. Все-таки вьетнамская кухня- самая вкусная кухня в мире)

А потом мы толкались по рынку,

и просто бродили по городу, удивляясь и восхищаясь всему, что видели.

Нас привлекали недорогие цены в многочисленных магазинчиках настолько, что мы не дошли ни до крытого японского моста, ни до реки с ее колоритными лодочками.

Значит в Хой Ан придется вернуться) Тем более, что здесь есть еще и море. И в слующей серии я вам его покажу.

Так мы прожили во Вьетнаме день пятый, исторический. 9 января 2015 года.

Меньше сотни лет после возрождения просуществовали храмы Мишона- во время войны американцы разбомбили комплекс святынь и, что называется, не оставили камня на камне. То, что осталось от затерянного города, привлекает туристов, но смотреть там особо нечего.

Часть 8. Зачем развалили Мишон?

Мишон- странинный храмовый комплекс очень древней народности Чамов, которые жили на территории нынешнего центрального Вьетнама. И это самый настоящий, затеряный в джунглях, город! Я не знаю когда он потерялся, где-то в 13 веке, но обнаружили его французы-колониаторы в 1885 году.

Радостные археологи бросились расчищать-восстанавливать хорошо сохранившиеся, несмотря на влажность и растительность, храмы. И даже привели их в достаточно вменяемый вид.

Меньше сотни лет после возрождения просуществовали храмы Мишона- во время войны американцы разбомбили комплекс святынь и, что называется, не оставили камня на камне. То, что осталось от затерянного города, привлекает туристов, но смотреть там особо нечего.

Я искала в интернете фотографии довоенного периода, чтобы понять каким был Мишон до бомбежек, но не нашла. Зато нашла фотографии сравнительно недавние, на которых есть детали и элементы уже несуществующие. То ли вьетнамцы припрятали часть экспозиции, то ли Мишон разваливается, рассасывается прямо на глазах. Ну еще может быть версия- я не так тщательно все исследовала, что пропустила довольно крупные детали.

Зачем американцы бомбили мировое культурное наследие? Основная версия- там располагался штаб противников.

Сейчас храмовый комплекс находится под охраной ЮНЕСКО. Но развалины ничем не защищены и продолжают рассыпаться.

Все можно трогать, на все можно забраться. Охрана есть, но подходит крайне редко- если туристы совсем уже норовят сломать себе голову.

Интересно, что строили Чамы очень оригинальным способом- кирпичную кладку делали на смоле, то есть кирпичи склеивали смолой. А потом обкладывали дом снаружи и внутри дровами и поджигали. Огонь превращал строение в монолит. Другая версия гласит, что строились храмы из обожженного кирпича и скреплялись расствором на основе масла. Так или иначе сооружения стояли бы до сих пор, если бы на них не бросали бомбы.

Немного в стороне от основной группы развалин идут реставрационные работы.

Многие сравнивают Мишон с Ангкор Ватом и по энергетике, и по исторической ценности, и по красоте. Я энергетику не ощутила, возможно потому, что людей было очень много. Мы приехали с экскурсией, с нами одновременно подъехало еще несколько групп, люди буквально все заполонили своими разноцветными одеждами и очарование растаяло.

Если бы меня спросили, я бы советовала ехать туда как можно раньше, пока нет экскурсий. Брать такси и ехать.

Мы пробыли там всего пару часов, но дорога неблизкая, приехали в Хой Ан после обеда и опять- здравствуй, сказка)

Как по-разному отдыхают люди)

Зашли пообедать на одной из центральных улиц. Там нам забыли включить в счет какую-то мелочь и я всё не могла объясниться, что кофе слишком крепкий для меня дайте кипяточку, плиз. Но кормили очень вкусно!

Я сама крутила спрингроллы. То, что похоже на куриные ножки, на самом деле креветки запеченные на бамбуковом побеге в нежнейшем кляре. Мммммм. Все-таки вьетнамская кухня- самая вкусная кухня в мире)

А потом мы толкались по рынку,

и просто бродили по городу, удивляясь и восхищаясь всему, что видели.

Нас привлекали недорогие цены в многочисленных магазинчиках настолько, что мы не дошли ни до крытого японского моста, ни до реки с ее колоритными лодочками.

Значит в Хой Ан придется вернуться) Тем более, что здесь есть еще и море. И в слующей серии я вам его покажу.

Так мы прожили во Вьетнаме день пятый, исторический. 9 января 2015 года.

Зашли пообедать на одной из центральных улиц. Там нам забыли включить в счет какую-то мелочь и я всё не могла объясниться, что кофе слишком крепкий для меня дайте кипяточку, плиз. Но кормили очень вкусно!

Храмы Мишон

Для отслеживания истории поисков нужно зарегистрироваться или авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список избранных необходимо авторизоваться на сайте.

Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

Получайте персональные предложения, экономьте время, узнавайте о горящих турах и акциях первыми.

Ваш город «Херсон»?

Кликнув «Да», вы увидите туры с вылетом из этого города, телефоны и адреса местных офисов.

Чтобы добавлять отели в список отслеживаемых необходимо авторизоваться на сайте.

Ссылка на основную публикацию