Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущеве

Сретенское благочиние Москвы
(Округ Центральный, Мещанское и Тверское управления)

Церковь была закрыта в 1932 г. Приделы с барабанами обезглавили. Здание было передано Станкоинструментальному институту («Станкину») и перестроено под нужды учебно-экспериментального завода. В алтарях было устроено чугунолитейное производство.

Престолы

  • Тихвинской иконы Божией Матери
  • Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
  • Апостола Андрея Первозванного
  • Святого Феодосия Черниговского
  • Преподобного Серафима Саровского

Что такое wiki2.info Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

Сретенское благочиние Москвы
(Округ Центральный, Мещанское и Тверское управления)

Храм пострадал от пожара 1812 г. Восстановлен в 1820 г. На средства Н. В. Шепелевой по бокам главного храма вновь построили приделы (северный — апостола Андрея Первозванного, 1825; южный — иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», 1830), повторявшие в несколько уменьшенном масштабе объёмное решение храма. Тогда же у западного фасада трапезной была сооружена новая динамичная по силуэту трехъярусная колокольня. Она представляет собой два обработанных пилястровыми портиками четверика, несущих цилиндрический верхний ярус, оформленный полуколоннами. Фасады храма получили декоративную отделку, выполненную в стиле ампир. В эти же годы на средства Н. В. Шепелевой был сделан резной вызолоченный иконостас и написаны святые образы для него.

Молитва иконе Божьей Матери Тихвинской

Икона знаменита не только многократными исцелениями. Во время захвата Новгорода шведы пытались разрушить тихвинский монастырь, но сама Богородица оберегала обитель. Каждый раз немногочисленные монахи, проживающие в монастыре, непостижимым образом отбивали во много раз превышающие их по численности и оснащению войска шведов. Во время сражений шведам то казалось, что на них наступают русские войска, то мерещился сонм святого воинства, и шведы в ужасе отступали. Потерпев окончательное поражение, шведы подписали мирный договор. Его подписание происходило под списком с Тихвинской иконы. С тех пор, прося защиты от нашествия иноплеменных, читают церковную молитву Тихвинской Божьей Матери. Поможет она и вам. Молитесь, чтобы сохранить и уберечь дом от нежелательных визитеров.

Лучшая молитвы перед иконой Тихвинской Божией Матери оберегают младенцев от болезней и нервозности. Недаром она считается детской покровительницей. Просят ее и о детях постарше: помочь им в выборе друзей, оградить от дурного влияния. Христианские молитвы Тихвинской Богородицы помогают установить доверительные отношения между родителями и детьми.

Это ваша компания?

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Тихвинской Иконы Божией Матери в Сущеве Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Тихвинской Иконы Божией Матери в Сущеве Гор. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Дополнительные ОКВЭД

Внимание: Перед осуществлением безналичного платежа на расчетный счет любой организации (ООО, ЗАО, АО), рекомендуем проверять расчетные счета компании на блокировку ФНС. Совершая перевод на заблокированный счет, Вы рискуете не получить оплаченный товар/услугу и потерять денежные средства.

История храма

Тихвинский храм был построен в 1755 году (XVII веке) вместо прежнего деревянного храма во имя Афанасия и Кирилла Александрийских, являвшегося одним из самых древних брянских храмов. Именно этот храм значится первым в старейшем известном списке действующих брянских храмов (1628 г.), поэтому вполне вероятно, что существовал он и в XVI веке. Точное местоположение храма Афанасия и Кирилла сегодня указать нельзя (как правило, строительство каменных храмов занимало раньше продолжительное время, и во время строительства прежние деревянные храмы продолжали действовать, а следовательно, новый храм строился на ином месте. Сейчас известно лишь, что храм Афанасия и Кирилла находился «внутри города», то есть, вероятно, несколько ближе к историческому центру, чем Новая слобода, которая на плане XVII века ещё отсутствует.
Строительство Тихвинского храма продолжалось с 1755 по 1769 годы «иждивением прихожан при попечительстве и усердном жертвовании брянских купцов Бухтеевых». Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. В 1863 году тёплый зимний храм был расширен и устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского.
В конце XIX века к Тихвинскому храму была приписана новоустроенная Николаевская церковь в Привокзальной слободе.
По описанию рубежа XIX—XX вв. прихожанами храма состояли люди в основном из мещан — «чернорабочих», жителей «Новой Слободы», всего их количество было около 680 человек. Храм владел 263 десятинами земли, а в приходе действовала школа грамоты.
В 1931—1934 годы в храме служил Брянский архиепископ Даниил (Троицкий). Последним настоятелем храма перед его закрытием был Константин Алексеевич Афанасьев, арестованный в июле 1937 года и расстрелянный 17 октября того же года. С этого времени богослужения в храме не проводились, а в 1939 году он был официально закрыт и определён «под клуб», глава же и верх колокольни его были разобраны, а внутри произведена перепланировка. В годы гонений на Церковь храм использовался и как коммунальное общежитие. Фактически, здание использовалось как склад, затем туда планировалось поместить планетарий, но все-таки решено было разместить там хранилище Брянского областного архива.
В 1980-е годы храм снаружи был отреставрирован с возвращением исторического облика, а в 1991 году передан православной общине. Его настоятелем стал архимандрит Никита. Батюшка очень многое сделал для воссоздания и благоустройства пострадавшего в тяжелые времена Тихвинского храма: после открытия храма, в нем была устроена воскресная школа, для которой позднее было выстроено отдельное здание, где часто стали проходить занятия иконописью, колокольным звоном, игрой на музыкальных инструментах и пением для детей и взрослых; над Святым источником, при храме, была построена часовня, у которой стало бывать много народа каждый день, приведён в порядок некрополь, тщательно отремонтированы три алтаря, чудесно расписаны иконостасы.
Центральный алтарь и храм были освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери, богослужения же совершаются ежедневно. По выходным в здании воскресной школы проходят интересные занятия, посетит которые может каждый желающий.

История Тихвинского храма после его возрождения славится и интересными сведениями о расположенной в нем колокольне.
Известно, что прихожане в те времена, своими силами отреставрировавшие храм, облагородили прилегающую к нему территорию, очистили источник. Но чего-то по-прежнему не хватало, церковь, словно немая, стояла в воскресные и праздничные дни. Не слышно было колокольного звона — во время гонений все колокола были разбиты или похищены.
Тогда прихожанин Тихвинской церкви, сын репрессированного священника, Серафим Николаевич Архангельский принёс в храм пять маленьких колокольчиков и соорудил деревянную звонницу. Благодаря этому к каждой церковной службе богомольцев стал призывать радостный благовестный звон. Несколько лет спустя ещё один прихожанин принёс в церковь старинный, прострелянный пулей колокол средних размеров. К завершению реставрации колокольни его также поместили на звонницу. Прихожане, решив приобрести для неё новые колокола, отправили за ними в Москву, в Данилов монастырь, в церковь Воскресения Словущего, старосту. С ним в храм были доставлены три колокола. Ещё три дореволюционных колокола оказались в Тихвинской церкви чудесным образом: прихожане, работавшие в пункте приема приема металлолома, спасли их от грозящей переплавки. Самый большой – Царь-колокол – был приобретен на пожертвования верующих в 2008 г.
В Тихвинском храме до сих пор хранится осколок и язык дореволюционного колокола, найденные на территории во время работ по восстановлению храма.
Первыми звонарями храма стали Серафим Николаевич Архангельский и его сестра Капитолина Николаевна, считающиеся лучшими в городе: они встречали своим звоном даже архиереев.

Седмица 18-я по Пятидесятнице. Прор. Ионы (VIII в. до Р. Х.). Сщмч. Фоки, еп. Синопийского (117). Прп. Ионы пресвитера (IX), отца святых Феофана, творца канонов, и Феодора Начертанных. Блж. Параскевы Дивеевской (1915).

Примечания

  1. ↑ Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. — Москва, 1980. — С. 95.
  2. Родосский А. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской Духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб. , 1907. — С. 237.

Что такое wiki.moda Вики является главным информационным ресурсом в интернете. Она открыта для любого пользователя. Вики это библиотека, которая является общественной и многоязычной.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Влахернская икона Божией Матери

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

Читайте также:  Монастырь Киккос на Кипре, описание и как добраться

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 – 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.


Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Читайте также:  Собор Сент-Джайлс в Эдинбурге, Шотландия

История

Деревянная церковь на пожертвования купца Ивана Викторова в 1696 году. В 1710 вместо деревянного храма возводят каменный с приделом во имя Андрея Первозванного. В 1831 году придел Андрея Первозванного разбирают, а на его месте возводят новый, с другой стороны храма строят придел Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В том же году к храму пристраивают колокольню. 19 июля 1923 году освящают вновь построенный придел во имя Серафима Саровского. Храм закрыт в 1935 году, здание долго стоит пустым и почти не тронутым, в 1966 году в здании размещают завод «Станкин», к нему делают пристройки, главы сносят. Храм возвращен Русской православной церкви в 1992 году.

Деревянная церковь на пожертвования купца Ивана Викторова в 1696 году. В 1710 вместо деревянного храма возводят каменный с приделом во имя Андрея Первозванного. В 1831 году придел Андрея Первозванного разбирают, а на его месте возводят новый, с другой стороны храма строят придел Иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В том же году к храму пристраивают колокольню. 19 июля 1923 году освящают вновь построенный придел во имя Серафима Саровского. Храм закрыт в 1935 году, здание долго стоит пустым и почти не тронутым, в 1966 году в здании размещают завод «Станкин», к нему делают пристройки, главы сносят. Храм возвращен Русской православной церкви в 1992 году.

ТИХВИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Судьба Тихвинской иконы Богоматери тесно переплетается с историей не только Северо-Запада России, но и всей нашей страны. Она почитается как покровительница правящих династий и как защитница, «крепкая помощница» в ратных делах. Недаром же ее часто называют «палладиумом России». Со времен посещения берегов Тихвины Василия III Тихвин называли «царским богомольем». Высочайшие особы посещали Тихвин вплоть до начала ХХ века. «Воинская слава» Тихвинской иконы началась в XVII веке. Многие поколения русских солдат отправлялись на защиту Родины с ее образами.

Тихвинская икона Божьей Матери является одним из наиболее чтимых списков Влахернской иконы Богоматери, или Влахернитиссы , упоминания о которой начинаются примерно с 439 года от Р.Х., когда она была перенесена из Иерусалима в Константинополь. Здесь для нее была выстроена Влахернская церковь. По своему типу она относится к Одигитрии-Путеводительнице, которая по преданию была написана евангелистом Лукой.

Влахернская икона Божией Матери

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. В 1383 году, за 70 лет до того как османы захватили Константинополь, икона чудесным образом исчезла из храма, но возникла перед изумленными рыбаками над Ладожским озером. Икона появлялась по воздуху в семи местах как свидетельство ее чудотворной силы (что было важно во времена, когда процесс христианизации Руси еще продолжался и Русский Север не был охвачен им в достаточной мере) и окончательно остановилась над рекой Тихвинкой.

В предыдущие шесть раз икона не давалась в руки никому, перелетая с места на место, будто указывая путь следования за ней. Но тут, на берегу Тихвинки, все собравшиеся стали молиться перед ней, и она сошла им на руки. Тут же при священниках с молитвой положили деревянный венец – основу будущего строения, приготовили тес для дальнейшей стройки и, оставив его на ночь под стражей, ушли. Наутро, к великому ужасу и печали, пришедшие строители и заснувшие ночью сторожа не увидели ни иконы, ни венца. Горевали недолго – и икона, и венец, и тес оказались на другом берегу реки. Богоматерь Сама указала окончательное место для пребывания Ее Тихвинского образа.

В те годы это воспринималось как перенесение ее из страны, утратившей благочестие, в новый удел Богородицы — в Святую Русь, оставляя при этом первый и второй Рим — Константинополь, и переместившись в третий Рим — Московское царство. Икону стали воспринимать как подтверждение особого статуса России перед лицом Бога и, соответственно, как яркий символ Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

Пропись Тихвинской иконы Божией Матери

Широкое почитание Тихвинской иконы в Московском княжестве начинается с Василия III. Приезд Василия на Тихвину был связан с обстоятельствами его частной жизни. В 1525 г. произошел его развод с Соломонией Сабуровой и ее пострижение. В январе 1526 года Василий Иванович женится на Елене Глинской. Новые надежды на рождение наследника, связанные с новой супругой, усердно подкреплялись паломничеством к знаменитым святыням, вкладами в монастыри и соборы, молениями о чадородии. Его усердием вместо деревянного храма, построенном на месте явления иконы, был возведен каменный в честь Успения Богородицы.

Иван Грозный поднимает почитание иконе Тихвинской Богоматери на новую ступень. Он в течение всей жизни с особым благоговением относится к этой иконе, считая ее своей покровительницей. Например, в 1552 г. в походе на Казань во время ночлега русского войска на реке Пьяне. Царю во сне явилась икона Тихвинской Богоматери и укрепила его «на враги одоление». Позже Иван Васильевич основал на этом месте монастырь и подарил ему созданный в Тихвине список с чудотворной. Он приезжает на поклонение Тихвинской иконе за 15 дней до венчания на царство (и перед венчанием с Анастасией) – получить благословение на титул «царя» («цезаря») от святыни, почитаемой за римскую и константинопольскую. В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме Успения Богородицы был устроен мужской монастырь, обнесенный каменной стеной.

Тихвинская икона Божией Матери была тесно связана с родом новых русских царей. В Костромском Ипатьевском монастыре, мать боярина Михаила Федоровича Романова, старица Марфа, благословила его на царство списком с Тихвинской иконы.

В 1613 – 1614 годах шведские войска, возглавляемые генералом Делагарди, захватив Новгород, не раз пытались уничтожить монастырь, но заступлением Божией Матери обитель была спасена. Так, однажды, в виду приближавшегося шведского войска, иноки решили бежать из монастыря, взяв чудотворную икону, но не могли сдвинуть ее с места. Это чудо остановило малодушных, и они остались в монастыре, уповая на защиту Божией Матери. Незначительные по числу защитники монастыря успешно отражали атаки намного превосходивших их сил противника. Наступающим шведам то представлялась многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они обращались в бегство.

Когда шведы потерпели в 1617 году окончательное поражение, по просьбе послов царя был сделан список с Тихвинской иконы Божьей Матери. Заключение мирного договора в деревне Столбово под Тихвином между царем Михаилом Федоровичем и королем Густавом II Адольфом 10 февраля 1617 года происходило перед этим ликом Богородицы. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией, Столбовский договор положил начала международного признания законности династии Романовых. Образ затем был перенесен как чтимая святыня в Успенский собор Московского Кремля, а позже, по ходатайству новгородцев, его перенесли в новгородский Софийский собор. Так с начала XVII века началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божьей Матери.

Тихвинская икона и ее списки были знамениты чудесными спасениями и ратными делами.

Фельдмаршал Б.П.Шереметев был спасен от пули образком Тихвинской иконы во время Полтавского боя. Он основал в своем имении Борисовский Тихвинский женский монастырь, а его потомки поколение за поколением дарили иконе в Тихвине богатые подарки.

В начале XIX столетия фрегат «Тихвинская Богородица» плавал в эскадре контр-адмирала Сарычева между Кронштадтом и Любеком. Иеромонахи Тихвинского Богородицкого монастыря окормляли Российский военный флот. В частности, получил известность подвиг иеромонаха Кирилла, который 28 и 29 июля 1855 года во время бомбардирования неприятельским флотом крепости Свеабы, на корабле «Иезеркиль» служил молебны на палубе корабля даже во время самой сильной перестрелки, воодушевляя своим примером матросов.

По московскому преданию чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Алексеевском храма была на самолете обнесена вокруг Москвы и вслед за этим начался разгром фашистов под Первопрестольной. Вскоре был освобожден и г. Тихвин.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича, страх перед прикосновением к письму иконы, (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикаса лся к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

Читайте также:  Ахенский собор в Германии, описание и фото

В 1924 году Тихвинская обитель была закрыта. Чудотворная икона до 1941 года находилась в Тихвинском краеведческом музее, а после проделала длительный путь: во время оккупации немецко-фашистскими войсками она была передана в Псков, в Духовную миссию. Два года она находилась там, ее особо выдавали для воскресной службы в Троицком кафедральном соборе. Потом икону перевезли в Ригу, и еще спустя время она оказалась в американской оккупационной зоне в Германии, откуда попала в Чикаго. Здесь Тихвинская икона Богоматери хранилась в Свято-Троицком соборе, где настоятелем был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который и вывез сюда икону в 1949 году, а затем его приемный сын протоиерей Сергий, всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году 9 июля после 60 лет странствий за рубежом икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Тихвинская икона Богородицы имеет особое значение в истории нашего Государства и в наши дни. Восстановлена и традиция получения благословения Тихвинской иконой Богоматери первого человека в государстве. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил в день инаугурации Владимира Владимировича Путина именно Тихвинским образом Пресвятой Богородицы , который и сегодня не престает быть палладиумом Российского государства.

Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4-й
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя Богомати всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему Пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8-й
Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! Присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вся христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Тихвинской
Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога нашего, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, наипаче же нам, христоименитым людем российским, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, якоже и ныне удивила еси неизреченную Твою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным самопришествием Пречистыя Твоея иконы, ею же всю просветила еси Российскую страну. Темже и мы, грешнии, со страхом и радостию покланяющеся, вопием Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй люди Твоя, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани царствующия грады, и вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и поклоняющимся Пресвятому образу Твоему, яко благословенна еси с рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. А минь.


Тихвинская икона Божией Матери в ризе

Старообрядческий храм Тихвинской иконы Божией Матери на Хавской улице

Храм Тихвинской иконы Божией Матери был построен в 1912 г. на Хавской улице (современный адрес Серпуховский вал, 16/25) общиной древлеправославных христиан-поповцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии. Эти места еще с середины XVIII в. были заселены старообрядцами.

В августе 1909 года в Московское Губернское Правление обратилось общество старообрядцев с просьбой о разрешении учредить в Москве старообрядческую общину с присвоением ей наименования “Тихвинская старообрядческая община”.

В воскресение, 21 августа 1911 года, произошла и долгожданная закладка храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Храм строился по проекту известного старообрядческого архитектора Н.Г. Мартьянова, автора московского храма Николы в Лефортовском переулке, а также подмосковных храмов в Коломне, селе Люберцы и других местах.

Его освящение совершил 18 ноября московский Архиепископ Иоанн в сослужении духовенства Рогожского храма. В 1913 году братьями Михайловыми был пожертвован образ Тихвинской Божией Матери в ценном окладе и с драгоценностями.

Пришедшая в октябре 1917 года новая власть передала Тихвинской общине “в вечное и безвозмездное пользование” все, что та имела прежде. Однако в 1922 года, из старооорядческого храма во имя Тихвинской иконы Божией Матери было изьято все ценное церковное имущество: 30 серебряных позолоченных риз, одна из которых была покрыта драгоценными камнями (с пожертвованной братьями Михайловыми иконы Тихвинской Богоматери), 2 серебряные позолоченные чаши, 2 напрестольных серебряных позолоченных креста, серебряная позолоченная крышка от Евангелия и несколько других богослужебных предметов, иные ценности.

В 1923 году произошла очередная перерегистрация Тихвинской общины. В ее состав входило 60 человек, проживавших в основном в районе Даниловской площади и Донского монастыря, в том числе и несколько человек в доме № 23/16 по Хавской улице. При храме существовало духовное училище. В храме служил тогда известный старообрядческий священник о. Исаакий Носов.

Первая угроза закрытия нависла над Тихвинским храмом в 1924 году, когда в Моссовет обратились активисты Даниловской пуговичной фабрики с просьбой о закрытии церкви и передачи ее помещения под столовую для рабочих фабрики.

Организации завода буровых инструментов “Арматреста”, положившие глаз на здание храма Тихвинской общины, обратилась с просьбой закрыть церковь и передать ее под “красный уголок” завода. Мособлисполком и Президиум Моссовета вынесли окончательный приговор храму. И в феврале 1930 года был составлен акт о закрытии Тихвинской церкви. Община еще некоторое время собиралась в близлежащих домах, а потом растворилась в других гонимых старообрядческих общинах. То имущество, которое не конфисковали ранее, пропало.

После закрытия под размещение заводского “красного уголка” здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями.

Впоследствии здание было внесено в реестр постановки на госохрану и внешне было приведено в порядок. К концу 80-х годов в здании храма размещалась столовая, которая в конце 1991 года была приватизирована и ее помещение продано Москомимуществом в собственность акционерному обществу “Ладья”. В стенах храма был устроен гриль-бар, ставший через какое-то время “испанским рестораном”. Церковь внутри была разделена на два этажа. Православная общественность неоднократно устраивала пикеты и молебны у стен храма, протестуя против его осквернения.

В 2003 году храм купил «православный бизнесмен» Константин Ахапкин. Новый владелец категорически отказался передавать здание историческим владельцам и начал реставрацию с целью передачи церкви Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Планировалось открыть в здании музей Николая II. Однако, РПЦ отказалась принимать храм.

Ситуация превратилась в патовую. Пока конструктивного решения так и не найдено.

После закрытия под размещение заводского “красного уголка” здание Тихвинской церкви сменило в течение нескольких десятков лет ряд владельцев. В 1967 году внутри был склад скобяных изделий. К зданию постоянно подъезжали небольшие грузовики, из которых выгружали ящики с гвоздями и прочими изделиями.

«Город на память». 598. Водоотводный канал купеческий

Набережные Водоотводного канала почти на всём протяжении представляют собой череду реконструированных особняков и офисно-жилых новоделов.
Евгений Чесноков 19.06.2020 в 00:07

Коллекция Государственного Дарвиновского музея, наглядно иллюстрирующая теорию эволюции Чарлза Дарвина, насчитывает свыше 400 000 единиц хранения.
Евгений Чесноков 22.06.2020 в 03:26

Церковь Тихвинской иконы Богоматери в Ярославле – пышный декор многоцветной керамики

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, улице Чайковского, д. 1а
Дата постройки: 1686 год
Святыни: скульптура святого Нила Столобенского, мироточимый образ Сергия Радонежского
Координаты: 57°37’10.7″N 39°52’14.6″E

Стройная небольшая одноглавая Тихвинская церковь составляет единый архитектурный ансамбль с храмом Николы Мокрого. И построены они были в одно время – в конце XVII века на территории, принадлежавшей в ту пору Спасскому мужскому монастырю. Богато украшенный южный притвор церкви, выполненный в традициях «русского узорочья», привлекает к ней большое внимание паломников и туристов со всей России.

Теплый храм, посвященный явлению иконы Тихвинской Богоматери, возвели в 1686 году с южной стороны от уже построенной шестью годами ранее холодной церкви Николы Мокрого. Известно, что обоим этим храмам предшествовали деревянные церкви, которые стояли на территории Спасской слободы Ярославля задолго до этого. Ктиторами строительства, то есть благотворителями, выделившими деньги на возведение новой церкви, стали купцы ярославской гостиной сотни Клим и Семен Лузины.

Резюме

Храм на Хавской не передан старообрядческой Церкви. Приватизирован частным лицом в 1990-х. В результате бесконтрольной реставрации нового собственника утратил первоначальный облик.

Храм Хавской старообрядческой общины после реставрации в 2000-х годах.

Ссылка на основную публикацию