Николо-Сольбинский женской монастырь

Николо-Сольбинский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

Все сестры ежедневно посещают Богослужения: правило, полунощницу и Литургию утром, вечером идут на службу чередные сестры.

Паломнику

Николо-Сольбинский женский монастырь расположен на границе Ярославской и Московской областей в самом центре Золотого Кольца России (180 км от Москвы, 180 – от Ярославля, 95 – от Сергиева-Посада, 100 – от Ростова Великого, 70 – от Переславля-Залесского, 70 – от Углича).

Месторасположение монастыря уникально – он находится в лесу, далеко от городского шума и суеты, среди первозданной природы в экологически чистом и нетронутом месте. Не много найдется в России таких уголков, с одной стороны не так удаленных от столицы, а с другой – уединенных настолько, чтобы представлять собой островок покоя и тишины, посреди бушующего мирского моря.

Это идеальное место для тех, кто хочет отдохнуть от суеты, погрузиться в духовную, благодатную атмосферу, иначе посмотреть на свою жизнь, заглянуть в свою душу и открыть в ней нечто новое и прекрасное, чего обычно не замечаешь. Побывав здесь нельзя уехать прежним.

Для того, чтобы пребывание в монастыре принесло Вам максимальную пользу, Вы можете участвовать в Богослужениях и Таинствах Церкви, прикоснуться к святыням монастыря, потрудиться на монастырских послушаниях.

В монастыре Вы можете:

  • Помолиться на богослужении, поучаствовать в Таинствах. Богослужения совершаются ежедневно утром и вечером.
  • Заказать поминовения и требы.
  • Заказать экскурсию по монастырю.
  • Окунуться в источники в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и Сергия Радонежского. Набрать воды.
  • Посетить кафе «Хлеб-да-Сольба» и отдохнуть в уютном русском интерьере.
  • В монастырской лавке можно приобрести натуральные молочные и мясные продукты, свежую выпечку, хлеб, квас, а также изделия монастырских мастерских, сделанные руками сестер монастыря и воспитанниц детского приюта.
  • Можно остановиться в монастырской гостинице по предварительной договоренности.
  • Желающие могут потрудиться в обители во славу Божию (т.е. бесплатно).

От г. Ярославля до г. Переславля-Залесского автобусом.

Отзыв: Николо-Сольбинский женский монастырь (Россия, Ярославская область) – Место, которое не хочется покидать

Как же не посетить храм этого удивительного святого! Отправляемся с подругой на автомобиле в дорогу. Едем из Тутаева через Большое село, Углич, Ильинское… Дорожное покрытие местами напоминает стиральную доску. Но радует абсолютная не загруженность трассы! Пейзажи за окном не отличаются большой привлекательностью. И мы любим сам процесс путешествия. Поэтому два с лишним часа пути пролетели незаметно. Чем ближе к монастырю, тем безлюдней место…Леса кругом и среди них – пустынная дорога… Правда, мелькают автобусные остановки. Значит в этом направлении есть рейсовые маршруты.
И вот перед нами – величественный Николо-Сольбинский монастырь. На площадке перед входом оставляем автомобиль. Там было не больше 5 машин. Не густо, не смотря на воскресный день.

Рассматриваем план обители.

Очень приветливый охранник у входа здоровается и, узнав, что мы здесь впервые, подробно объясняет, где, что находится. Какие храмы закрыты. А в какие надо обязательно сходить. В храме Спиридона обязательно написать записки с просьбой. Несколько слов о монастыре. Подробно писать нет надобности, желающие могут все найти о нем на необъятных просторах интернета. Свое существование монастырь ведет с конца 14 века. Изначально был мужским. В 17 веке подвергся разорению поляков и разбойников. Годы запустения. Вновь его возрождение на берегу реки Сольбы. В 1904 году монастырь был преобразован в женский. В советский период монастырь постигла та же участь, что и все православные святыни – закрытие, разграбление и разрушение…В 1994 году возвращен церкви. В каком ужасном состоянии он находился можно судить по фотографиям того времени.
Более двадцати лет потребовалось для того, чтобы сегодня перед нами предстала такая красота!

На территории монастыря 5 действующих храмов. Встречает паломников белоснежная Никольская надвратная церковь.

А войдя на территорию монастыря, видим Успенский храм. Это самый первый восстановленный храм. Мы его посетили. Поражает красотой и какой-то помпезностью. Установлены для поклонения три ковчега с частицами мощей. Хранятся главные святыни монастыря: старинная икона святителя Николая с частицей мощей и башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Следующий храм в честь святой блаженной Ксении Петербургской.

Купола этого храма сделаны по подобию куполов Псково-Печерской лавры. К сожалению, мы не попали внутрь и не увидели великолепных росписей и золоченого иконостаса.
Привлекает внимание деревянный храм Сергия Радонежского.

Он стоит на камнях из фундамента разрушенных стен старой обители. Под храмом преподобного Сергия Радонежского, под землей находится «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Но нам это увидеть не посчастливилось.
А вот, наконец, и тот храм, ради которого и затевалась наша поездка – храм святителя Спиридона Тримифунтского.

Много чудесных моментов и совпадений происходило во время его проектирования и строительства. Храм по истине уникальный. Выполнен из резного камня и выглядит как старинная постройка.

Спасибо охраннику, который подсказал нам, в какую дверь войти. Там идут работы по росписи стен. Но храм всегда открыт. Можно войти, помолится, поставить свечи и положить записки в специальный ящик. Охранник проверил на себе и уверял, что Спиридон обязательно поможет.
Прошлись по всей территории. Чисто и любовно ухоженно.

Летом, наверно, все в цветах. Зашли в церковную лавку. Стандартный ассортимент монастырских товаров и продуктов. При монастыре есть приют для девочек-сирот. В планах – строительство научно-просветительского центра «Солба» с детским садом с программой раннего развития, общеобразовательная средняя школа, дом творчества, высшее учебное заведение, училища профессионального образования, гостиница, медицинское учреждение. Фантастика какая-то.

Зашли пообедать в трапезную. Большое уютное помещение. Интересные интерьеры. Мягкие диваны. Вкусная горячая еда…

Здесь же нам довелось увидеть и настоятельницу монастыря Еротииду, благодаря которой, начиная с 1996 года, обитель преображается и приобретает былое величие.
Мы сходили за водой к святому источнику. Посмотрели купель.

Обошли монастырь снаружи. Еще раз полюбовались храмом Спиридона Тримифунтского.

Честно говоря, мы искали повод, чтобы еще задержаться здесь. Уникальное место! Которое не хочется покидать…Потому что здесь ХОРОШО!

Всю обратную дорогу мы были какие-то притихшие, задумчивые…Просветленные…
Хорошо, что есть такие чудесные места. И у нас есть возможность их посещать.
До новых дорог!
Tamila Ryumina

А войдя на территорию монастыря, видим Успенский храм. Это самый первый восстановленный храм. Мы его посетили. Поражает красотой и какой-то помпезностью. Установлены для поклонения три ковчега с частицами мощей. Хранятся главные святыни монастыря: старинная икона святителя Николая с частицей мощей и башмачок святителя Спиридона Тримифунтского.

Престольные праздники

В Престольные праздники (или дни рождения храма) в обители проходят по следующим дням:

  • день памяти Николая Чудотворца (19 декабря и 22 мая);
  • день памяти апостолов Петра и Павла (12 июля);
  • день памяти Святой великомученицы Варвары (17 декабря);
  • день памяти Сергия Радонежского (8 октября);
  • день памяти Антония и Феодосия Киево-Печерских (15 сентября);
  • день памяти Ксении Петербургской (6 февраля);
  • Успение Богоматери (28 августа);
  • день памяти Спиридона Тримифунтского (25 декабря).

В эти дни в церкви проводятся дополнительные богослужения, а также так называемые ночные бдения — службы, проходящие ночью.

В Престольные праздники (или дни рождения храма) в обители проходят по следующим дням:

Николо-Сольбинский монастырь

Сольба – маленькая речка, протекающая на границе Московской и Ярославской области. Примечательна эта небольшая речка тем, что вода в ней чиста и студена даже самым жарким летом. Только деревень на берегах реки теперь немного и местных жителей в практически нет. Но раньше в монастырь на «вешнего» и «зимнего Николу» стекались на Сольбу тысячи благочестивых почитателей святого угодника и заступника.

Река Сольба

Монастырь во имя святителя и чудотворца Николая был основан очень давно и точная дата неизвестна, но сохранились сведения о том, что в 1544 году за монастырем уже числились обширные земельные владения. Значит, возник он гораздо раньше, скорее всего во второй половине пятнадцатого века. Первоначально обитель называлась Никольским монастырем и только потом появилось название – Николо-Сольбинская обитель.

Николо — Сольбинский женский монастырь

Главная святыня монастыря – чудотворный образ святителя Николая. Эта икона считалась современницей обители со дня основания, но не осталось документальных свидетельств.

Владыка Феодосий на службе в Николо-Сольбинском женском монастыре в престольный праздник

Но народное предание утверждает, что данный образ явился на древе, в память такого события и была построена первая церковь святителя Николая на Быльцыном поле. Согласно летописи, первоначально в обители была деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Этот храм был сожжен поляками, а обитель перенесена ближе к проезжей дороге. Здесь 2 сентября 1711 года была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, которой стал официально именоваться Сольбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. При нем пустынь была обнесена деревянной оградой.

Источник Сергия Радонежского и преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия

При входе в монастырь слева от святых врат находился источник. Вода в нем имела своеобразный минеральный привкус. Воду из источника дозволялось брать только священнику в дни больших праздников.

Кроме того, местные жители рассказывают, что на Быльцыном поле, метрах в пятнадцати от ручья, называемого Гремяч, был еще один источник, почитаемый святым. В настоящее время точное местонахождение этих источников не установлено.

В 2005 году, по милости Божией, при строительстве храма преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских обнаружился новый источник, который был выведен за монастырскую стену и освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского.

Из летописей известно, что монастырю принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий. Также пустыни принадлежала речка, где мололи зерно на двух водяных мельницах, ловили рыбу. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огороды и косили сено.

Панорама Николо-Сольбинского монастыря

Если приехать в Сольбинский монастырь и подняться на колокольню соборного храма, то можно увидеть бескрайние уходящие вдаль леса. В зимнее время эти леса и сейчас представляют опасность из-за волков, также здесь обитают лоси, зайцы, медведи; летом лес наполняется птичьим щебетом, свистом и пением. Местные жители любят этот лес за изобилие черники, малины, брусники и грибов.

Как свидетельствует летописец: «Самый же лес неприкосновенен. Не было случая, чтобы когда-либо разрешено было его продавать на сторону». В прежние времена вся округа знала и верила, что монастырские угодья хранит сам святитель Николай. И в убеждали многочисленные случаи, которые сохранила для нас история. «…Было это в начале XX века. Крестьянин села Степанцева попросил нужное количество леса у настоятельницы Сольбинской пустыни. Выписали нужное количество леса, он получил. А через некоторое время понадобилась ему еще одна балка. Подумал он и взял ее без разрешения. Уже погрузил бревно на телегу, как к нему подошел незнакомый дедушка. «А ведь лошадь твоя этого дерева не увезет», — сказал он. «Чего ж не увезти, — ухмыльнулся мужик, — у меня здоровый молодой жеребец, что ему это бревнышко?» Дедушка как-то незаметно ушел, а мужик хлестнул вожжами лошадь стоит, как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дернулась со всей мочи – и упала». Аналогичный случай рассказал крестьянин из того же села, вспоминая свое детство. Считалось, что монастырский лес неприкосновенен и его оберегает сам Николай Чудотворец.

Монастырский лес

Революционное лихолетье нарушило мирную жизнь святой обители. После прихода к власти безбожников, в ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был «ликвидирован». Монахини были выгнаны из обители, а большевики для оправдания своих действия в глазах народа, изощрялись в сочинении клеветнических статей. Николо-Сольбинский монастырь был закрыт одним из самых первых в стране. И это не просто древняя пустынь со своей историей, это монастырь-мученик. И восстановление его было не просто делом внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. В том числе и дух тех, чьи бабушки, запутанные и обманутые, снимали кресты сначала с себя, а потом и с колоколен.

Но Святитель Николай не оставляет Сольбы в эти годы. Достоверно известно о случае, произошедшем в 40-х годах прошлого столетия со сторожами храма. Сидели они на крылечке церкви и увидели, как в нее вошел какой-то старичок. Время прошло, а он все не выходит. В храме его не оказалось. Случай стал известен многим, и люди верили, что сам Святитель Христов пребывает здесь.

Читайте также:  Монастырь 10000 Будд Гонконг, описание и фото

Сольба. Крещение

В 1994 году власти Переславского района приняли решение о передаче монастыря Православной Церкви для дальнейшего восстановления. Монастырь на тот момент времени находился в аварийном состоянии и предстояла долгая и кропотливая работа по восстановлению храмов и корпусов былой обители. 26 января 1999 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского, о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды, согласно которому Матушка с тремя сестрами прибыли на новое место.

Монахиня Еротиида

Начало монашеской жизни было положено установлением с первых дней распорядка дня. В назначенное время совершалось Богослужение, исполнялось монашеское правило, назначались послушания для каждой сестры, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом.

С самых первых дней возрождения обители насельницы монастыря старались откликнуться на нужды местных жителей. Образовалась служба милосердия. Сестры посещают больных, стариков, многодетные семьи в близлежащих деревнях, привозят продукты, одежду, обувь, лекарства, помогают по дому. Деятельность службы милосердия пока не велика. Сестры по своей малочисленности пока не могут сделать большего. Нужны неравнодушные люди, готовые отдать себя на служение Богу и ближним. Это поприще для большой миссионерской деятельности, где можно с успехом реализовать себя.

Во вновь восстановленном монастыре открыли приют для девочек. Дети – наше будущее, наша смена, плоды нашей жизни, которые впоследствии будут влиять на судьбу нашей страны. Дети должны расти для истинной и благородной жизни, для Бога, а не для греха и для порока. Оглянемся на всю мировую историю: как только цивилизация погружалась в царство пороков и забывала Бога, она рушилась. Поэтому ест глубокий смысл в том, что именно при монастыре начали создаваться первые школы, больницы, библиотеки, все знаменитые ученые прошлого были верующими людьми. В старину даже богатые и знатные благочестивые люди стремились, чтобы их дети воспитывались или чаще бывали в монастырях.

По центру фотографии — монахиня Еротиида — настоятельница Николо-Сольбинского монастыря

Сейчас в Николо-Сольбинском монастыре есть детский приют, где воспитывают детей-сирот сестры монастыря — люди, посвятившие себя Богу и постоянно работающие над собой. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Их чистые души открыты всему доброму и светлому, и это щедро им дается. Дети быстро все воспринимают и от взрослых зависит, что они воспримут – добро или порок. Они могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но ситуация может сложиться и иначе, поэтому воспитанию детей в монастыре уделяется большое внимание.

Деятельность монастыря в этом направлении оказалась настолько востребованной, что обращения принять на воспитание детей в монастырь уже превосходят возможности самого монастыря. Кроме того, обращения поступают от родителей из вполне благополучных семей.

За годы с момента восстановления монастырь сильно переменился – из разрушено места он превратился в один из уникальных уголков православного мира! Заново построены 8 храмов, 5 жилых корпусов, вокруг монастыря возведены функциональные стены — здания, в которых находятся детский приют и школа, гостиница пекарня, монастырские магазины, рукодельные мастерские, чайная, выставочный зал, помещение под музей.

Швейная мастерская

Сейчас в обители есть швейная, керамическая и мозаичная мастерские. Сестры обучаются пению на клиросе, колокольному звону. Имеется небольшая монастырская ферма и огород. Сестры сами пекут хлеб, делают сыр, творог, масло. А в лесу изобилие грибов, ягод и лекарственных трав.

Мозаичная мастерская

В монастыре радушно принимают паломников и гостей. Действует паломническая служба «Сольба», разработаны программы поездок. Сестры проводят экскурсии по монастырю. По субботам и воскресеньям устраиваются лекции, беседы, интересные встречи, организуются просмотры православных фильмов. В монастырь регулярно организуются паломнические поездки из Москвы и других городов России.

Группа паломников в Николо-Сольбинском монастыре

Река Сольба

Николо-Сольбинский женский монастырь

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века.
Точно неизвестно, кем и когда был основан монастырь, но существует он уже более пяти веков и первоначально был мужским.

Название обитель получила от главной святыни монастыря — чудотворной иконы святителя Николая, чудесно явившейся на этом месте и бережно хранимой вплоть до 20 века. Народное предание повествует, что чудотворный образ святителя Николая явился на древе. В память этого события была построена первая деревянная церковь обители. Вокруг нее и собрались первые иноки.
В 1544 году монастырь имел несколько земельных угодий и, согласно актам того времени, считался давно существующим.
Обитель много претерпела на своем веку. В начале 17 века монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Обитель находилась в запустении 97 лет, и только указом Императора Петра I в 1711 году Николо-Сольбинская пустынь была возрождена, как приписная к Переславскому Борисоглебскому монастырю. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви в честь святителя Николая и великомученицы Варвары, а в 1731 году каменной церкви в память Успения Божьей Матери.
В 1742 году по просьбе насельников обители Сольбинская пустынь получила самостоятельность.
В начале XIX века деревянная Никольская церковь пришла в упадок, и в каменном Успенском храме был освящен придел в память святителя Николая, а вскоре и придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили копию чудотворной иконы Святителя Николая и образ Преподобного Сергия.
Из описей известно, что монастырю до самой революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям.
Своего расцвета монастырь достиг в период 1904—1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. С начала XVI века по 1903 год число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год в монастыре числилось уже 115 сестер. К этому времени усилиями настоятельницы Макарии (Скудиной) Сольбинская пустынь была капитально обновлена.
После Октябрьского переворота уже в ноябре 1918 года усилиями местных коммунистов монастырь был разграблен и «ликвидирован», а некоторые из сестер, возможно, расстреляны. В монастырских строениях была организована сельхоз-коммуна, но церковь осталась действующей до 1937 года. Коммуна развалилась в 1922 году.
В 1937 году был расстрелян последний перед закрытием монастыря священник обители Леонид Гиляревский, имевший 12 детей. В том же году, по сфабрикованному обвинению в «контрреволюционной деятельности», расстреляли и последних настоятелей оставшегося Никольского храма: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева). Отец Паисий успел провести на Сольбе только две службы.
Монахини, оставшиеся после закрытия монастыря в близлежащих деревнях и продолжавших в миру нести монашеские обеты были приговорены к различным срокам тюремного заключения.
На территории монастыря была устроена лечебница для душевнобольных. Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство его полностью утрачено. В 1960-х годах были разобраны монастырские стены. От злого обращения душевнобольные часто убегали из лечебницы и представляли опасность для местного населения. К концу Советской власти некогда святое место люди стали обходить за версту.
После закрытия больницы все здания находились в аварийном состоянии, территория завалена больничным и строительным хламом, в развалинах ютились бомжи, алкоголики, наркоманы.
Поначалу монастырь числился приписным к мужскому Борисоглебскому монастырю Ярославской епархии. Присутствие насельников было непостоянным, службы совершались нерегулярно, восстановить разруху не удавалось.
Вскоре монастырь получил статус женского и в 1999 году обрел четырех постоянных насельниц. Настоятельницей была назначена монахиня Еротиида (Гажу), имевшая степень инвалидности и подвизавшаяся в Толгском монастыре Ярославской епархии.
Жизнь Николо-Сольбинской обители, особенно зимой, практически в глухом лесу, без телефонной связи, транспорта, при дефиците дров и продовольствия требовала от насельниц немалого личного мужества, каждодневного труда, напряжения всех духовных и физических сил. Тогда, с начала возрождения обители настоятельницей была поставлена цель — совершать полный ежедневный богослужебный круг чтений. И совершилось чудо. Настоятельница получила исцеление, Божьим Промыслом, молитвами и трудами сестер у монастыря стали появляться помощники и благотворители.
История обители с официального сайта: http://www.solba.ru/

В 1999 году от монастыря оставалось лишь два здания.
Это Успенский храм…

… и храм блаженной Ксении Петербуржской

Чуть позже появился надвратный храм святого Николая Чудотворца

А этот храм вам ничего не напоминает? Он построен по образу и подобию храма с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Соответственно, и храм в честь Сергия Радонежского (верхний) и свв. Антония и Феодосия Киевопечерских (нижний)

На стадии строительства находится храм великомученицы Варвары…

…и уникальный храм святителя Спиридона Тримифунтского, форму кирпичей для которого из обычных выпиливают вручную.

Купола для храма святителя Спиридона

А вот храм свв. апостолов Петра и Павла у меня почему-то оказался на единственной фотографии и совсем вдали. Рядом располагается гостиница для паломников, которую временно занимает приют для девочек.

По всей территории монастыря идёт стройка

У внешних стен находится святой источник…

…и симпатичная река Сольба

В этом монастыре рады всем и вас обязательно накормят в одной из трапезных

(в ожидании вкусных щей)

А десерт пришлось собирать самостоятельно. Благо, он произрастает тут же в изобилии розово-красным ковром прямо у монастырских стен

Сольбинскому монастырю очень нужна всякая помощь: и рабочие руки, и материальная. Доехать к ним сложно — общественный транспорт не ходит в эту ярославскую глушь, но если вы захотите им помочь, то вас обязательно встретит монастырская машина в посёлке Нагорье. На монастырском сайте есть вся нужная информация.

А этот храм вам ничего не напоминает? Он построен по образу и подобию храма с картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Соответственно, и храм в честь Сергия Радонежского (верхний) и свв. Антония и Феодосия Киевопечерских (нижний)

Николо-Сольбинский женский монастырь.


Николо-Сольбинский монастырь.

Николо-Сольбинский женский монастырь затерялся среди ярославских лесов и болот, рядом нет поселений, и только маленькая извилистая речушка Сольба протекает у подножия монастыря.
В монастырь мы попали, случайно увидев на трассе М-8 указатель, решили повернуть. Первый встречный сказал, что до монастыря не менее 20 км, оказалось 50 км, по настоящим русским дорогам.


Николо-Сольбинский монастырь.

И вот впереди показались величественные каменные стены и белоснежные входные ворота с надвратной церковью.


Николо-Сольбинский монастырь.

На встречу нам вышла приветливая монахиня – сестра Екатерина. Именно так я представляла себе акунинскую Пелагею, только в руках у нее вместо спиц была рация – в монастыре идет бурное строительство и надо быть в курсе дел, оставаться на связи с другими сестрами.
Сестра Екатерина провела для нас экскурсию по монастырю.
По легенде Николо-Сольбинский монастырь был основан одним из учеников Сергея Радонежского в XV веке. Но не на месте, где находится современный монастырь, а на поляне в лесной глуши. Уже позже чудесным образом на дереве была обнаружена чудотворная икона Святого Николая и на ее месте (там где сейчас и находится монастырь) был построен храм.
В то время монастырь был мужским.
Известно, что уже к середине XVI века обитель располагала большими земельными угодьями и небольшая братия полностью обеспечивала свои потребности.
Однако в смутное время монастырь был полностью разорен поляками и разбойниками. Около 100 лет Сольбинская обитель находилась в запустении, а все ее земли были отданы в оброк.
В 1711 году с разрешения Петра I монастырь стал восстанавливаться. Выстроили новые церкви. А в 1840 году монастырь был обнесен каменной стеной с восемью башнями.
Но со временем обитель пришла в упадок и к началу XX века оставалась долгое время без настоятеля. Малочисленная братия была не в состоянии вести хозяйство и содержать обитель.
И в 1903 году была принята радикальная мера – преобразовать монастырь из мужского в женский. В это время начался рассвет обители. В монастыре жили более 100 сестер. Был обновлен храм, отстроены новые жилые корпуса, конюшня, хозяйственные помещения. Велось обширное хозяйство, например, матрасы, которые делали в монастыре, славились на всю округу, здесь выращивали овощи, фрукты, пекли хлеб, делали сыр и творог, сестры занимались рукоделием.
Икона святого Николая чтилась по-прежнему.
Так как сестры помогали белогвардейскому движению (шили белье), то с наступлением советской власти, Николо-Сольбинский монастырь закрыли одним из первых в 1918 году. Иеромонах Паисий и священник Леонид Гиляревский были расстреляны, а судьба почти всех сестер не известна (было найдено только две могилы).
На территории монастыря разместили сельскохозяйственную артель. Налаженное хозяйство и огороды давали урожай в течение 2-3 лет, а потом всё пришло в упадок, работники артели растащили оставшееся монастырское имущество и разбежались.
Во время Великой Отечественной войны в монастыре находился детский дом.
После войны здесь разместили психиатрическую больницу. Условия содержания больных были ужасными и пациенты часто сбегали, пугая жителей ближайших деревень. Так за монастырем укрепилась дурная слава. Впоследствии больницу всё-таки закрыли и монастырь облюбовали бомжы.
В 1994 году Николо-Сольбинский монастырь был передан Никитинскому мужскому монастырю как скит.
А в 1999 году решением Священного Синода был открыт как женский епархиальный.
Первая настоятельница монахиня Еротиида с тремя насельницами приехала в Николо-Сольбинский монастырь в январе. Она даже не представляла на сколько это заброшенное и глухое место, отправила телеграмму: «Приезжаю тогда-то, встречайте». Надо отдать должное, бомжы встретили матушку и даже первое время помогали. Но потом их пути разошлись.
Пять лет назад началось бурное строительство монастыря.
Самый древний храм монастыря – Церковь Успения Богородицы, построенная в 1731 году.

Читайте также:  Николо-Набережная церковь в Муроме


Церковь Успения Богородицы. Николо-Сольбинский монастырь.

Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».


Храм Преподобного Сергия Радонежского. Николо-Сольбинский монастырь.

Сравните:

Подножия храма выложено древними камнями, которые служили для укрепления монастырских стен.
При строительстве храма произошла интересная история. На территории обители был источник с водой не пригодной для питья: в ней содержалось слишком много фтора. И, когда рыли фундамент храма, к радости монахинь и горести строителей, забил источник, с кристально чистой водой! Сейчас источник вывели за монастырские стены и построили над ним часовню.


Часовня над источником. Николо-Сольбинский монастырь.

Над входными воротами был возведен Никольский храм.


Никольский храм. Николо-Сольбинский монастырь.

Другие храмы строятся. Сейчас в монастыре около 30 сестер.
Открыт приют, общеобразовательная и музыкальная школы для девочек. Есть пекарня, маслодельня.


Николо-Сольбинский монастырь.

После экскурсии сестра Екатерина пригласила нас пообедать в столовой для паломников. И мы ели вкусный монастырский сыр, творог со сметаной и хлеб, приготовленные с любовью. В качестве оплаты можно оставить пожертвования.

Храм Преподобного Сергия Радонежского был построен в 2007 году подобно храму с картины Нестерова «Явление отроку Варфоломею».

Николо-Сольбинский женский монастырь, Ярославская область

У каждого монастыря, как и у каждого человека, государства, народа, своя особая история, Богом определенный путь, предназначение. Особая судьба и миссия у Николо-Сольбинского женского монастыря, который находится на берегу небольшой лесной речки Сольбы в Ярославской губернии. В переводе название речки означает «живая вода», и это поистине так: не только за целебной водой из святого источника приезжают люди в лесную обитель, но и почерпнуть той живой воды, о которой говорит Господь в Евангелии: «кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14). Примечательно, что рядом со святой обителью нет ни деревень, ни поселков, а ближайший город, Переславль-Залесский, находится в семидесяти километрах от монастыря. Такое расположение очень способствует монашеской жизни, ведь вдали от городской суеты и мирских соблазнов наиболее удобно можно найти уединение, спокойствие, более сосредоточенную молитву и единение с Господом. Монастырь был основан около пятисот лет назад одним из учеников и последователей преподобного Сергия Радонежского и первоначально был мужским. В монастыре построены редкие в России храмы святителя Спиридона Тримифунтского, святой блаженной Ксении Петербургской, преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также монастырь славен тем, что здесь хранится чудотворная икона святителя Николая с частицей мощей и башмачок от святых мощей святителя Спиридона Тримифунтского.

В Николо-Сольбинском монастыре проводятся различные мероприятия, выступления, встречи, беседы и лекции, выставки и мастер-классы, приуроченные к большим праздникам. Гости и паломники могут увидеть интересные концерты и театральные постановки воспитанниц монастыря. Все это проникнуто православным духом, верой в Бога и несет глубокий смысл. В 2007 году при монастыре был основан детский приют и общеобразовательная школа, которая получила название «Добрая школа на Сольбе». Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию. А с 2015 года открыт профессиональный колледж под тем же названием.

Если оглянуться назад, в историю, то можно увидеть непростой путь, который прошел монастырь. В XVII веке обитель подверглась полному разорению от поляков. Практически столетие монастырь пребывал в забвении и запустении, но к 1711 году он обрел «второе дыхание». Спустя несколько веков обитель достигла еще большего расцвета (1903-1918 годы), именно тогда она стала женской. В 1914 году в монастыре находилось 115 сестер, которые своими трудами и молитвами смогли сделать обитель почитаемым местом паломничества верующих людей. В 1918 году монастырь закрыли, о судьбе сестер на сегодняшний день почти ничего не известно. Известно только, что несколько монахинь были приговорены к лишению свободы, и отправились в заключение, а священники были расстреляны. После закрытия в монастыре организовали коммуну «Новая жизнь», во время Великой Отечественной войны – детский дом, а спустя несколько лет открыли психиатрическую больницу, которая просуществовала до 90-х годов XXстолетия.

Возрождение монастыря началось, когда настоятельницей была назначена Матушка Еротиида, которая приехала на Сольбу с тремя молоденькими сестрами холодной зимой 1999 года. Монастырь был полностью разрушен, на территории находились только два здания: оскверненный и обезображенный Успенский храм и практически не предназначенный для жилья корпус, в котором ютились бомжи. Корпус находился в аварийном состоянии, окна были выбиты и кое-как затянуты пленкой, рамы выпадали, в помещения валил снег, крыши все в дырах, двери не закрывались. Благодаря несломленной вере и самоотверженным трудам игуменьи Еротииды в монастырь были проведены все коммуникации: электричество, водопровод, канализация, телефон, сотовая связь, оптико-волоконный интернет. Из г. Переславля-Залесского за 70 километров в монастырь был проведен газ, попутно были газифицированы все деревни. Сейчас в монастыре построено и строится 10 храмов, жилые корпуса, рукодельные мастерские и хозяйственные помещения. На сегодняшний день строительство еще не завершено, но хозяйство постепенно налаживается. Особенность обители – воспитание и образование детей и молодежи, что является основной социальной деятельностью монастыря. На Сольбе всегда радушно встречают гостей. Именно в этом месте, вдали от городского шума и суеты можно достичь мира и гармонии с Богом и самим собой.

Главные святыни монастыря: чудотворная икона Св. Николая с частичкой мощей, башмачок святителя Спиридона Тримифунтского, икона Почаевской божией Матери с частицами мощей Иова и Амфилохия Почаевких, ковчег с частицами мощей преподобных Глинских старцев, икона Св. Ксении Петербуржской, икона Преп. Сергия Радонежского.


В Николо-Сольбинском монастыре проводятся различные мероприятия, выступления, встречи, беседы и лекции, выставки и мастер-классы, приуроченные к большим праздникам. Гости и паломники могут увидеть интересные концерты и театральные постановки воспитанниц монастыря. Все это проникнуто православным духом, верой в Бога и несет глубокий смысл. В 2007 году при монастыре был основан детский приют и общеобразовательная школа, которая получила название «Добрая школа на Сольбе». Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию. А с 2015 года открыт профессиональный колледж под тем же названием.

Николо-Сольбинский монастырь

Сольба – маленькая речка, протекающая на границе Московской и Ярославской области. Примечательна эта небольшая речка тем, что вода в ней чиста и студена даже самым жарким летом. Только деревень на берегах реки теперь немного и местных жителей в практически нет. Но раньше в монастырь на «вешнего» и «зимнего Николу» стекались на Сольбу тысячи благочестивых почитателей святого угодника и заступника.

Река Сольба

Монастырь во имя святителя и чудотворца Николая был основан очень давно и точная дата неизвестна, но сохранились сведения о том, что в 1544 году за монастырем уже числились обширные земельные владения. Значит, возник он гораздо раньше, скорее всего во второй половине пятнадцатого века. Первоначально обитель называлась Никольским монастырем и только потом появилось название – Николо-Сольбинская обитель.

Николо — Сольбинский женский монастырь

Главная святыня монастыря – чудотворный образ святителя Николая. Эта икона считалась современницей обители со дня основания, но не осталось документальных свидетельств.

Владыка Феодосий на службе в Николо-Сольбинском женском монастыре в престольный праздник

Но народное предание утверждает, что данный образ явился на древе, в память такого события и была построена первая церковь святителя Николая на Быльцыном поле. Согласно летописи, первоначально в обители была деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Этот храм был сожжен поляками, а обитель перенесена ближе к проезжей дороге. Здесь 2 сентября 1711 года была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, которой стал официально именоваться Сольбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион. При нем пустынь была обнесена деревянной оградой.

Источник Сергия Радонежского и преподобных Киево-Печерских Антония и Феодосия

При входе в монастырь слева от святых врат находился источник. Вода в нем имела своеобразный минеральный привкус. Воду из источника дозволялось брать только священнику в дни больших праздников.

Кроме того, местные жители рассказывают, что на Быльцыном поле, метрах в пятнадцати от ручья, называемого Гремяч, был еще один источник, почитаемый святым. В настоящее время точное местонахождение этих источников не установлено.

В 2005 году, по милости Божией, при строительстве храма преподобного Антония и Феодосия Киево-Печерских обнаружился новый источник, который был выведен за монастырскую стену и освящен в честь этих святых и преподобного Сергия Радонежского.

Из летописей известно, что монастырю принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий. Также пустыни принадлежала речка, где мололи зерно на двух водяных мельницах, ловили рыбу. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огороды и косили сено.

Панорама Николо-Сольбинского монастыря

Если приехать в Сольбинский монастырь и подняться на колокольню соборного храма, то можно увидеть бескрайние уходящие вдаль леса. В зимнее время эти леса и сейчас представляют опасность из-за волков, также здесь обитают лоси, зайцы, медведи; летом лес наполняется птичьим щебетом, свистом и пением. Местные жители любят этот лес за изобилие черники, малины, брусники и грибов.

Как свидетельствует летописец: «Самый же лес неприкосновенен. Не было случая, чтобы когда-либо разрешено было его продавать на сторону». В прежние времена вся округа знала и верила, что монастырские угодья хранит сам святитель Николай. И в убеждали многочисленные случаи, которые сохранила для нас история. «…Было это в начале XX века. Крестьянин села Степанцева попросил нужное количество леса у настоятельницы Сольбинской пустыни. Выписали нужное количество леса, он получил. А через некоторое время понадобилась ему еще одна балка. Подумал он и взял ее без разрешения. Уже погрузил бревно на телегу, как к нему подошел незнакомый дедушка. «А ведь лошадь твоя этого дерева не увезет», — сказал он. «Чего ж не увезти, — ухмыльнулся мужик, — у меня здоровый молодой жеребец, что ему это бревнышко?» Дедушка как-то незаметно ушел, а мужик хлестнул вожжами лошадь стоит, как вкопанная. Хлестнул посильней, лошадь вздыбилась, дернулась со всей мочи – и упала». Аналогичный случай рассказал крестьянин из того же села, вспоминая свое детство. Считалось, что монастырский лес неприкосновенен и его оберегает сам Николай Чудотворец.

Монастырский лес

Революционное лихолетье нарушило мирную жизнь святой обители. После прихода к власти безбожников, в ноябре 1918 года Николо-Сольбинский монастырь был «ликвидирован». Монахини были выгнаны из обители, а большевики для оправдания своих действия в глазах народа, изощрялись в сочинении клеветнических статей. Николо-Сольбинский монастырь был закрыт одним из самых первых в стране. И это не просто древняя пустынь со своей историей, это монастырь-мученик. И восстановление его было не просто делом внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. В том числе и дух тех, чьи бабушки, запутанные и обманутые, снимали кресты сначала с себя, а потом и с колоколен.

Читайте также:  Хава-Махал или дворец ветров, фото и описание

Но Святитель Николай не оставляет Сольбы в эти годы. Достоверно известно о случае, произошедшем в 40-х годах прошлого столетия со сторожами храма. Сидели они на крылечке церкви и увидели, как в нее вошел какой-то старичок. Время прошло, а он все не выходит. В храме его не оказалось. Случай стал известен многим, и люди верили, что сам Святитель Христов пребывает здесь.

Сольба. Крещение

В 1994 году власти Переславского района приняли решение о передаче монастыря Православной Церкви для дальнейшего восстановления. Монастырь на тот момент времени находился в аварийном состоянии и предстояла долгая и кропотливая работа по восстановлению храмов и корпусов былой обители. 26 января 1999 года вышел Указ Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского, о назначении на должность настоятельницы Николо-Сольбинского женского монастыря монахини Еротииды, согласно которому Матушка с тремя сестрами прибыли на новое место.

Монахиня Еротиида

Начало монашеской жизни было положено установлением с первых дней распорядка дня. В назначенное время совершалось Богослужение, исполнялось монашеское правило, назначались послушания для каждой сестры, ежедневно сестры обходили обитель крестным ходом.

С самых первых дней возрождения обители насельницы монастыря старались откликнуться на нужды местных жителей. Образовалась служба милосердия. Сестры посещают больных, стариков, многодетные семьи в близлежащих деревнях, привозят продукты, одежду, обувь, лекарства, помогают по дому. Деятельность службы милосердия пока не велика. Сестры по своей малочисленности пока не могут сделать большего. Нужны неравнодушные люди, готовые отдать себя на служение Богу и ближним. Это поприще для большой миссионерской деятельности, где можно с успехом реализовать себя.

Во вновь восстановленном монастыре открыли приют для девочек. Дети – наше будущее, наша смена, плоды нашей жизни, которые впоследствии будут влиять на судьбу нашей страны. Дети должны расти для истинной и благородной жизни, для Бога, а не для греха и для порока. Оглянемся на всю мировую историю: как только цивилизация погружалась в царство пороков и забывала Бога, она рушилась. Поэтому ест глубокий смысл в том, что именно при монастыре начали создаваться первые школы, больницы, библиотеки, все знаменитые ученые прошлого были верующими людьми. В старину даже богатые и знатные благочестивые люди стремились, чтобы их дети воспитывались или чаще бывали в монастырях.

По центру фотографии — монахиня Еротиида — настоятельница Николо-Сольбинского монастыря

Сейчас в Николо-Сольбинском монастыре есть детский приют, где воспитывают детей-сирот сестры монастыря — люди, посвятившие себя Богу и постоянно работающие над собой. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Их чистые души открыты всему доброму и светлому, и это щедро им дается. Дети быстро все воспринимают и от взрослых зависит, что они воспримут – добро или порок. Они могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но ситуация может сложиться и иначе, поэтому воспитанию детей в монастыре уделяется большое внимание.

Деятельность монастыря в этом направлении оказалась настолько востребованной, что обращения принять на воспитание детей в монастырь уже превосходят возможности самого монастыря. Кроме того, обращения поступают от родителей из вполне благополучных семей.

За годы с момента восстановления монастырь сильно переменился – из разрушено места он превратился в один из уникальных уголков православного мира! Заново построены 8 храмов, 5 жилых корпусов, вокруг монастыря возведены функциональные стены — здания, в которых находятся детский приют и школа, гостиница пекарня, монастырские магазины, рукодельные мастерские, чайная, выставочный зал, помещение под музей.

Швейная мастерская

Сейчас в обители есть швейная, керамическая и мозаичная мастерские. Сестры обучаются пению на клиросе, колокольному звону. Имеется небольшая монастырская ферма и огород. Сестры сами пекут хлеб, делают сыр, творог, масло. А в лесу изобилие грибов, ягод и лекарственных трав.

Мозаичная мастерская

В монастыре радушно принимают паломников и гостей. Действует паломническая служба «Сольба», разработаны программы поездок. Сестры проводят экскурсии по монастырю. По субботам и воскресеньям устраиваются лекции, беседы, интересные встречи, организуются просмотры православных фильмов. В монастырь регулярно организуются паломнические поездки из Москвы и других городов России.

Группа паломников в Николо-Сольбинском монастыре

Владыка Феодосий на службе в Николо-Сольбинском женском монастыре в престольный праздник

Николо-Сольбинский женский монастырь в Ярославле

Сестры трудились не только на земле, но и занимались рукоделием – шитьем, вышиванием, чтением духовных книг (монастырь располагал небольшой библиотекой).

Сольба. Николо-Сольбинский женский монастырь.


Храмы и часовни монастыря:

Другие постройки монастыря:

13. Купальня
14. Башни ограды
15. Корпуса в линии ограды
16. Пруд
17. Бассейн с фонтаном

  • Яндекс-карты
  • Google maps
  • OpenStreetMap
  • Wikimapia
  • 2Gis Карты
  • Bing maps
  • дороги
  • спутник
  • гибрид
  • Статьи (2)
  • Комментарии (0)

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

Обитель много претерпела на своем веку. Во времена междуцарствия, в начале 17 века, монастырь подвергся разорению от поляков и разбойников. Почти сто лет обитель находилась в запустении, но в 1711 году она возродилась, только на новом месте уже близ реки Сольбы. В том же году была начата постройка новой деревянной церкви, в память прежней с приделом великомученицы Варвары. Первым строителем монастыря, который официально именовался теперь Солбинской Пустынью, стал иеромонах Серапион.

В 1731 году началось строительство каменного соборного храма в честь Успения Божией Матери. К 1804 г. церковь святителя Николая довольно быстро обветшала, и было принято решение устроить в Успенском соборе придел Николая Чудотворца, а вскоре и придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1840 году обитель была обнесена каменной стеной (около 570 метров) с шестью башнями и святыми вратами, над которыми поместили иконы святителя Николая и преподобного Сергия.

Из описей известно, что монастырю до революции принадлежало множество пахотных, покосных и лесных угодий, содержавшихся в образцовом состоянии. Принадлежала монастырю и речка Сольба, протекавшая по его землям, дававшая чистую воду, рыбу и моловшая своей силой зерно на двух водяных мельницах. На заливных полях за рекой пустынножители разводили огород и косили сено.

Своего расцвета монастырь достиг в период 1904-1917 годов, когда пустынь была преобразована из мужской в женскую. Так во все время с начала 16 века по 1903 год, число насельников в обители единовременно не превышало 30 человек. На 1914 год монастыре числилось уже 115 сестер. Подвижнические труды игуменьи Макарии, умелое ведение хозяйства, молитвы сестер привели к подлинному расцвету обители.

В ноябре 1918 года монастырь был закрыт одним из первых в стране. Судьба игумении Макарии с сестрами до сих пор не известна. Из архивных документов тех лет выяснилось только, что несколько сестер были сосланы в лагеря, где, очевидно, и скончались, а священнослужители – расстреляны. Таким образом, перед нами не просто древняя пустынь со своей историей, перед нами – монастырь-мученик, и восстановление его в былом величии – дело не только внешнего строительства, но внутреннего созидания душ. Во время Великой Отечественной войны здесь разместился детский дом, а позже – лечебница для душевнобольных.

Успенский храм был осквернен и обезображен, внутреннее убранство полностью утрачено. В 60-х годах для строительства дорог были разобраны монастырские стены и башни. И, когда в 1994 году истерзанная и поруганная святыня была возвращена Церкви, возрождение ее казалось невозможным. После многолетнего перерыва, в 1999 году сюда прибыли три насельницы с настоятельницей монахиней Еротиидой. С Божией помощью началось возрождение обители. Впервые разлился по всей окрестности ликующий колокольный звон, созывая верующих в храм Божий и возвещающий людям, долгое время Бога не ведающим, что есть Господь, молитва, подвиг и Божии заповеди. Многие самые разные люди откликнулись на просьбы о помощи в возрождении монастыря, многие захотели внести свою лепту, побывав впервые в обители. Всего в обители построено и строится девять храмов, каждый из которых имеет свою оригинальную архитектуру.

Свою историю Николо-Сольбинский монастырь ведет со второй половины 15 века, и предполагается, что основан одним из учеников преподобного Сергия Радонежского. Первоначально монастырь был мужским и построен на Быльцином поле, что в 6 км от нынешнего местонахождения монастыря. Древнейший храм обители, «что в Быльцине» – деревянная Никольская церковь с приделом великомученицы Варвары. Вокруг нее и собрались первые иноки.

История

В 1937 году был расстрелян последний священник обители Леонид Гиляревский. В том же году по обвинению в «контрреволюционной деятельности» расстреляли и последних настоятелей: игумена Игнатия (Савочкина) и иеромонаха Паисия (Елисеева) [3] .

Возобновление

Возвращён церкви в 1994 году, возобновлён как женский. Постоянные насельницы появились в 1999 году.

В монастыре пять действующих храмов, среди них: деревянный, в стиле северного зодчества, храм преподобного Сергия Радонежского и «пещерный» храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Ведётся строительство четырёх храмов, в том числе верхнего — в честь преподобного Сергия Радонежского и нижнего — в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, а также святителя Спиридона Тримифунтского.

На 2015 год в монастыре 40 насельниц [4] .

При монастыре действует приют для девочек [4] .

При монастыре действует приют для девочек [4] .

Святой источник Николо-Сольбинского женского монастыря в Ярославской области

Николо-Сольбинский монастырь принадлежит Ярославкой епархии. Находятся мирные монастырские земли неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры в месте, где течет старая река Сольба. Свое имя река обрела во времена обитания на землях угро-финских племен, на языке которых слово «солба» значило «живая вода».

Живые воды древней реки до сих пор питают источники Николо-Сольбинской женской обители. Монастырь размещается в тихом и отдаленном уголке Ярославкой земли в окружении многовековых лесов. Это святое место особенно восторженно воспринимается всеми паломниками, ищущими уединения и исцеления в тишине и покое.

Вид на монастырь
(Фото с сайта solba.ru)

Основание монастыря относят к началу 15 века. Изначально мужской монастырь был открыт одним из преданных учеников Сергия Радонежского. Позднее после длительных разорений и периода запустения Николо-Сольбинская обитель вновь возродилась уже в формате женского монастыря, но недолог был век мирного существования монахинь. В советское время игуменья Макария пропала без вести, и судьба многих верных сестер также неизвестна.

Второе рождение монастырь получил уже только в 1999 году. Сегодня монахини активно помогают нуждающимся, ведут обширное хозяйство. Большинство сооружений и храмов обители успешно восстановлены после разрушений.

Сегодня в Николо-Сольбинском Женском монастыре постоянно проживает 35 человек. При обители устроен приют, где монахини растят и воспитывают юных сирот. Монастырь особенно много помогает страдающим детям и удаленно, направляя посильную помощь в интернаты России и участвуя в благотворительных проектах помощи сиротам и больным. Развитие обители продолжается во многом благодаря средствам пожертвования, часть которых монастырь также отдает на благие цели.

Основание монастыря относят к началу 15 века. Изначально мужской монастырь был открыт одним из преданных учеников Сергия Радонежского. Позднее после длительных разорений и периода запустения Николо-Сольбинская обитель вновь возродилась уже в формате женского монастыря, но недолог был век мирного существования монахинь. В советское время игуменья Макария пропала без вести, и судьба многих верных сестер также неизвестна.

Вашими молитвами: жители четырёх сёл жалуются в Генпрокуратуру на монастырь

В Ярославской области жители деревни жалуются на местный женский монастырь, загрязняющий реку Сольбу. Водой из неё пользуются сразу несколько сёл, находящихся ниже по течению. При этом туда же безо всякой очистки изливаются канализационные стоки, производимые жизнедеятельностью не только послушниц, но и многочисленных учеников открытых при религиозном учреждении школ и даже паломников. Прокуратура уже уличала монастырь в нарушении экологического законодательства, но, по словам обитателей окружающих населённых пунктов, проблема никоим образом не решается. В результате жители четырёх близлежащих сёл обратились в Генеральную прокуратуру.


Прокурорским представлением монастырь обязали устранить нарушения природоохранного законодательства.

Ссылка на основную публикацию