Успенский собор во Владимире описание, фото и описание

Собор в XX-XXI веках

С 1917 года здесь служит знаменитый Сергий Старгородкий, будущий патриарх. Он был поставлен Владимирским митрополитом в 1917 году, в 1922 году принял обновленчество, а потом отрекся от него. Следующий владимирский архиепископ – Николай Добронравов – служил здесь с 1923 по 1925 годы, а в 1937 был расстрелян на Бутовском полигоне. Сейчас почитается как святой. В память о нем установлена памятная табличка на Георгиевском приделе храма.

В 1922-23 году изымаются все ценности, а в Георгиевском приделе устраивается филиал музея. Поначалу это музей церковных древностей, потом — антирелигиозный отдел владимирского музея. В предвоенные и военные годы храм некоторое время стоит практически заброшенным и за уникальными фресками никто не ухаживает. Но 1944 году храм вновь открывается, и его немного приводят в порядок и снаружи и изнутри. В 50-х годах тогда же в здание проводится новая отопительная система, которая нормализует температурные режим.

Последняя реставрация проводилась в 1974-82. Тогда же были восстановлены погребения в нишах с надписями. В 1995 году у западной стены храма появился памятник Андрею Рублеву скульптора О. Комова, а в начале 2000-х – поклонный крест перед храмом и памятный знак 600-летию Владимирской епархии.

Сейчас храм действует как кафедральный.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня Агафья Всеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Богослужения

С понедельника по субботу в 07:30 (по вторникам в 7:00) проводится Литургия, а в 17:00 — вечернее Богослужение. В воскресные дни утреннее расписание меняется. Ранняя Литургия начинается в 06:30, а поздняя — в 08:30. Кроме того, во время воскресной вечерней службы читается акафист иконе Владимирской Божией Матери. По пятницам после Вечерни проходят беседы с прихожанами.

Часовня в честь иконы Божией Матери, расположенной под колокольней, молебны с чтением Акафиста совершаются ежедневно, кроме воскресенья, в 11:00. В воскресные дни посетить богослужения можно в 12:00.

В 200 метрах от Соборной площади находится остановка «ул. Гагарина». Здесь можно сойти:

Трагические события в истории собора

Когда хан Батый с войском в 1238 году вошел во Владимир, княгиня Агафия Всеволодовна с семьей, Епископ Митрофан и часть местных жителей, спасаясь, закрылись в соборе.

Татары ворвались в храм, разложили костры и подожгли. Все, кто прятались внутри погибли от дыма и мечей завоевателей.

В 1411 году, посланный Суздальско-Нижегородским княжичем, татарский царевич Талыч совершил набег на Владимир.

Ворвавшись в Успенский собор, Талыч не нашел большей части ценностей. Отец Патрикий спрятал сокровища и не выдал их местонахождение. Под пытками священник принял мученическую смерть.

В советские годы новую колокольню пытались превратить в парашютную вышку, Георгиевскую церковь разобрать. К счастью ансамбль уцелел.

Успенский собор во Владимире — белокаменный шедевр Древней Руси

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 56
Начало строительства: 1158 год
Окончание строительства: 1189 год
Архитектор: Фридрих Барбаросса
Высота: почти 33 метра (32,3 м.)
Координаты: 56°07’38.7″N 40°24’33.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Андрей мечтал, чтобы его стольный град Владимир в своём могуществе и богатстве затмил «матерь русских городов» — Киев, и поэтому задумывал Успенский собор как главный храм Владимиро-Суздальской Руси. Как сообщает летопись, князь «привёл мастеров из всех земель». Ювелиры, иконописцы и золотильщики были приглашены из Киева, Галича и Греции. Король Германии Фридрих I Барбаросса, состоявший в дружбе с Андреем Боголюбским, прислал во Владимир немецких мастеров.

↑ Архитектура

Массивная крестово – купольная постройка палатного типа на шести столпах, дополненных лопатками. К главному своду примыкают три полукруглых выступа. Храм пятиглавый, центральный купол выше остальных. Высота строения 32 м 30 см. Наружные стены разделены на равные промежутки, подчёркивающие целостность здания.

купола Успенского собора фото

Вертикальные пилястры завершают закруглённые закомары. Средняя часть стен украшена аркатурно – колончатым поясом. После пожара храм достроен боковыми галереями, вобравшими внутрь старую постройку.

Алтарную часть расширили добавлением 4-х малых глав. Полукруглые завершения галерей оказались ниже закомар стен, создавая ступенчатый вид. Внутрь открываются две двухъярусные галереи с двумя дополнительными залами. К северной стене примыкает лестничная башня, по которой попадают на открытую галерею парадного зала – хоры .

Вертикальные пилястры завершают закруглённые закомары. Средняя часть стен украшена аркатурно – колончатым поясом. После пожара храм достроен боковыми галереями, вобравшими внутрь старую постройку.

Как доехать к собору?

В нескольких километрах от г. Владимир есть аэропорт Семязино, который осуществляет регулярные пассажирские рейсы Владимир – Санкт-Петербург. Воздушное сообщение возобновлено с 4 августа 2017 года. Маршрут обслуживается компанией АО «Комиавиатранс». Приблизительная цена билета 5000 рублей + цена рейса до С.-Пб.

Оптимальный вариант для туриста – железная дорога. Недалеко от Свято-Успенского собора располагается железнодорожный вокзал, через который проходит более 70 дальних рейсов (27 каждый день).

Комплекс церквей и соборов находится между улицами Большая Московская и Урицкая. К этим улицам ведут десятки маршрутов городского транспорта. Для частного транспорта имеются бесплатные парковки. Гостям города предлагается на выбор множество гостинец/отелей.

Лучшие из них:

  1. Стрелецкая, ул. Стрелецкая 30А;
  2. парк-отель Вознесенская слобода, ул. Вознесенская 14Б;
  3. Орион, ул. 2-я Никольская 3;
  4. Мономах, ул. Гоголя 20.

Можно осмотреть внутреннее убранство собора вместе с экскурсионной группой или без неё. Экскурсия стоит дороже:

Успенский собор во Владимире описание, фото и описание

Успенский собор во Владимире – кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей.

Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральный) храм Владимиро-Суздальской Руси.

Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.

Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению В. Н. Татищева, «по снисканию бо его (Андрея Боголюбского) даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был. Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго (Фридриха Барбароссы), с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь идет не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.
Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция С.В.Заграевского.

Успенский собор 1158-1160 годов был шестистолпным, трехапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата – около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учета апсид – около 22,5 м, ширина – около 17,5 м, высота – около 21 м), пропорции были достаточно изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремленность вверх. По высоте (32,3 метра) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Читайте также:  Кутб-Минар в Дели, Как добраться эспозиция, описание

И стены, и крестчатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки – как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнен валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951-1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним – лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах – клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158-1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут, и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158-1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Н. Н. Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции “Три отрока в пещи огненной”, “Вознесение Александра Македонского на небо” и “Сорок мучеников севастийских”, а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные “капители 1158-1160 гг. в виде сдвоенных лежащих львов .

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 г. относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Е. Е. Голубинский полагал храм пятиглавым, Н. Н. Воронин – одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведенный Т. П. Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования С. В. Заграевского показали верность гипотезы Е. Е. Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму Боголюбского были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены четыре малые главы. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина – 30,8 метра, длина без учета апсид – 30 метров).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158-1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186-1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких – внизу, более широких, с перспективными скосами – вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 г.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора – князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни.

В 1886-1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

Паломнические поездки к Успенскому собору в г. Владимир

Первоначальный белокаменный собор был построен великим князем Андреем Боголюбским в 1158-1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен – казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Читайте также:  Татевский монастырь в Армении и канатная дорога

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарноепокрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы – 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные.

Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половинеXVIII века, в стиле “елизаветинского барокко”. Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе. Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные – третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Реликвии

Древние фрески в большинстве не сохранились. Но фрагмент работы Рублева «Страшный суд», написанной в 1408 году, реставрирован и сохранен. Остальная стенная роспись относится к 19 веку.

Икона Богоматери Максимовской

Ее привез с собой Андрей Боголюбский из Вышгорода. Древний лик по преданию был написан Лукой-евангелистом на фрагменте деревянного стола, за которым трапезничали Богоматерь, Иисус и Иосиф. Третьяковская галерея в Москве является хранительницей древней ценной реликвии сегодня.

В решающие дни сражения за Москву в Великую Отечественную войну икону Владимирской Богоматери вынесли на крестный ход. Хранится в храме Боголюбская икона Божией Матери.

История ее такова – Андрей ехал по дороге из Вышгорода в Ростов. Недалеко от Владимира кони встали и не шли дальше. Князь молился, и ночью ему было ведение Божией Матери, которая указала ему место его княжения – Владимир.

Поутру Андрей въехал во Владимир, а на месте явления Богородицы основал обитель. На иконе Мария изображена в том виде, как она явилась Андрею. Икона чудотворная – она избавила город от мора в 1771 году. Случаи исцеления от болезней и бесплодия фиксируются в летописи храма.

В приделах церкви похоронены легендарные правители Руси: князья — Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, его сын Юрий. В 1299 году митрополит Максим перенес русскую патриархию из Киева во Владимир. Сам он похоронен здесь же.


Адрес: город Владимир, улица Большая Московская, дом 56. Официальный сайт.

Успенский собор (Владимир)

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 331520368520006 (ЕГРОКН ). Объект № 3310022000 (БД Викигида)

Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви; ныне также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

Читайте также:  Кёльнский собор в Германия, подробная информация

Успенский собор во Владимире

Большую часть исторического пути Владимир прошел, имея сердцевиной своей Успенский собор. В датировке собора исследователи солидарны — князь Андрей Боголюбский заложил его в 1158 году и дал основанному им собору весьма прочное обеспечение, выражавшееся как в земельных владениях, так и в десятине с княжеских доходов. И Успенский собор уподобился тем самым древней Десятинной церкви Киева.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Успенский собор

Успенский кафедральный собор был крупнейшим зданием в рамках грандиозного строительства, которое развернул Андрей Боголюбский в новой русской столице – Владимире. Он занял наиболее выгодную точку города – на самом высоком холме. Его золотой купол был виден с далеких подступов к Владимиру и как бы утверждал самостийность владимирского князя и его политические притязания на главенство в феодальной Руси. Собор был заложен в 1158 г. одновременно с Золотыми воротами и городской крепостью. А в 1160 г. главный и самый величественный храм княжества был уже построен. Андрей дал в кормление новому храму княжескую десятину (десятая часть доходов) и большие земельные владения, подражая своему прославленному предку, «крестителю» Руси Владимиру Святославичу, который покровительствовал Десятинной церкви в Киеве.

Для такого крупного строительства были присланы к Андрею Боголюбскому даже мастера белокаменной кладки из империи Фридриха Барбароссы. Это было демонстрацией отказа от киевской помощи и установлению господства владимирского князя на Русской земле. Но и без местных умельцев было не обойтись. Они добывали известковый камень в подмосковных каменоломнях, привозили и тесали его, закладывали трехслойные стены… В 1164 г. в построенный храм была перенесена из Боголюбова икона Божьей Матери, названной впоследствии Владимирской (хранится ныне в Третьяковской галерее). Андрей Боголюбский в свое время привез ее из Вышгорода под Киевом, когда «без отчей воли» уехал в Суздальскую землю. Эта икона – произведение гениального византийского художника – и теперь поражает глубоким лиризмом, теплотой любви матери к ребенку и человечностью.

Однако существующий ныне храм – памятник двух княжений. Собор Андрея Боголюбского сильно пострадал от пожара 1185 г., так что восстановить его в прежнем виде было трудно. Поэтому зодчие Всеволода III Большое Гнездо, брата князя Андрея, в 1185-1189 гг. окружили его новыми стенами («галереями») с четырьмя малыми главами – и старый собор оказался как бы в футляре, внутри нового здания. Стены старого собора были прорезаны большими арочными проемами, превратившись в своеобразные внутренние столбы нового, более обширного храма.

Страшное бедствие снова обрушилось на собор в феврале 1238 г., когда полчища хана Батыя взяли Владимир, несмотря на героическое сопротивление жителей. Татары завалили собор изнутри и снаружи деревом и подожгли: на хорах собора погибла княжеская семья, епископ и часть горожан. Однако здание устояло, и осталась невредима его главная святыня – дважды спасенная от пожара чудотворная икона Божьей Матери.

На протяжении веков Успенский собор еще неоднократно подвергался пожарам и разграблению, а затем – реставрациям, внесшим много искажений в его древний облик. В первой половине XIX в. к собору были пристроены колокольня и невысокая Георгиевская церковь.

А что же осталось от древних стен храма? Со стороны колокольни на одной из закомар можно разглядеть резные фигурки библейского сюжета «Три отрока в пещи огненной» – рельефы, вынутые из старых стен и положенные в наружную облицовку галерей. Женские маски (символ посвящения храма богородице) и звериные маски (символ княжеской власти) по сторонам окон – такого же происхождения.

В интерьере собора в северной галерее-усыпальнице сохранился фрагмент фрески 1161 г. с изображением пророков и павлинов. Сохранилось и несколько фрагментов от фресковой росписи 1189 г. – две фигуры – Артемия и Авраамия – в арочных обрамлениях в юго-западном углу андреевского собора, что связывает их с архитектурой храма и аркатурно-колончатым оформлением фасадов.

Пострадавшую от пожаров роспись собора восстанавливал присланный из Москвы в 1408 г. великий живописец Андрей Рублёв вместе с Даниилом Черным и учениками. По сути, они расписывали собор заново и лишь придерживались старых подходов в размещении сюжетов.

В Успенском соборе сохранилось до 300 кв. м легендарных фресок дружины А. Рублёва. Наиболее значительна композиция Страшного суда на своде под хорами – «Второе и страшное Христово пришествие». После разгрома татарских полчищ на Куликовом поле страна входила в пору нового подъема, мрак уступал перед светом надежд. Поэтому на рублёвских фресках, изображающих ожидание конца света, – умиротворенность. Образы судьи-Христа, апостолов и ангелов лишены суровости. Их лики не пугают, а наполнены душевной теплотой, напоминая лица обычных людей. Фрески притягивают и утешают зрителя, утверждая ценность справедливости.

Из других фрагментов рублёвской росписи следует отметить «Шествие праведников». Рай на соседнем своде символически рисует композиция «Лоно Авраамово»: праотцы Авраам, Исаак, Иаков в цветущем саду. Во всех изображениях проступает внутреннее благородство и искренность гения.

Созданное А. Рублёвым и его сотоварищами живописное убранство Успенского собора завершалось органично вписанным в пространство храма иконостасом, иконы которого составляют ныне гордость Третьяковской галереи в Москве и Русского музея в Петербурге.

Успенский собор – это еще и грандиозный древний некрополь. В северо-восточный угол галерей был перенесен саркофаг с останками первого строителя собора – Андрея Боголюбского. Неподалеку – гробница его брата и наследника, второго строителя собора – Всеволода III Большое гнездо. В некрополе собора с 1923 г. хранится рака с частицей мощей князя Александра Невского, внука Всеволода III (в 1723 г., по указу Петра I, полностью его мощи были перенесены из Рождественского собора Богородице-Рождественского монастыря Владимира в Александро-Невскую лавру Петербурга). Десятки великокняжеских персон покоятся в священных недрах Успенского собора, наполняя его сумрачной и торжественной атмосферой гигантского мавзолея «владимирских самовластцев».

Успенский собор до сих пор поражает своей величественностью и красотой. Недаром итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти, который в конце XV в. был приглашен в Москву на строительство зданий Московского Кремля, было предписано осмотреть владимирский Успенский собор. Именно по его «образу и подобию» был сооружен грандиозный Успенский кремлевский собор для великого князя Ивана III.

Ныне кафедральный Успенский собор во Владимире – памятник архитектуры, веры и духовной красоты – используется совместно Владимиро-Суздальской епархией и Владимиро-Суздальским музеем-заповедником: свое время – для молитвы, свое время – для экскурсий (вторник-воскресенье: с 13:00 до 16:45).

Успенский собор, как и другие белокаменные памятники средневекового владимирского зодчества, внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Святыни собора:

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

  • Вторник-воскресенье – с 13.00 до 16.45;
  • Понедельник – выходной день.

Время работы с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года:

Ссылка на основную публикацию