Описание собора Святого Петра, история и архитектура

Главный фасад

Близ входа в Собор на пьедесталах стоят скульптуры апостолов – Петра с ключом и Павла с мечом. Монументальный фасад высотой 45 м и шириной 115 увенчан почти 6-метровыми фигурами Иисуса, 11 (кроме Петра) апостолов и Иоанна Предтечи. Собор имеет 5 дверей (порталов), четыре из которых построены сравнительно недавно – в XX в.

Центральный портал назван Филарете по имени создавшего его флорентийского мастера. Эта дверь – единственная, сохранившаяся от старой базилики XV в. На верхних бронзовых панелях двери изображены Христос и Мадонна на троне. В середине – апостолы Пётр и Павел, а в низу – сцены их мученической смерти. Сверху двери – мраморный барельеф с апостолом Петром, получающим ключи. Напротив портала Филарете – знаменитая мозаика «Навичелла», выложенная Джотто в XIII в.

Святой портал используется один год в четверть века. Каменная кладка изнутри разбирается в канун юбилейного Рождества. В конце года эта дверь вновь замуровывается. Портал Смерти предназначен только для выноса тела умершего понтифика. На этой двери изображены соответствующие сюжеты – смерть Иосифа, Гроб Господен, убийство Петра, а также сцены таинства Причащения. Ещё есть портал Добра и Зла и дверь Таинств.

Большую лепту в скульптурное убранство интерьера внёс Бернини. Над основным алтарём в центре Собора высится созданный им 29-метровый киворий (балдахин), увенчанный статуями ангелов. Он опирается на четыре витые колонны. Их форма не случайна: она повторяет колонный силуэт иерусалимского храма Соломона. Вести здесь богослужение имеет право только понтифик. От главного алтаря лестница ведёт в гробницу («Исповедальню») св. Петра.

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Позже главным архитектором собора стал Бальдассаре Перуцци, который вернулся к первоначальному проекту. Следующим был Антонио да Сангалло — и он, в свою очередь, тоже изменил план постройки, доказывая преимущество формы базилики перед всеми остальными.

Описание достопримечательности

По замыслу архитекторов Собор Святого Петра в Риме представляет собой крест, который венчает огромный купол; высота его равна 138 метрам, и он считается самым большим куполом в мире. В Риме не разрешалось строить храмы выше, чем Собор Святого Петра. Высота его достигала 136 метров, а в ширину он имел 211, 5 метров. До 1990 года Собор держал звание самого высокого храмового комплекса мира, пока не была построена базилика в Ямусукро (Кот-д’Ивуар).

Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными, которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Святые врата открываются лишь в юбилейный (Святой) год, что случается раз в 25 лет. В год юбилея, под Рождество, Папа Римский разбивает бетонную кладку у двери, куда вмурован крест и ящичек с ключом от дверей Собора. Эти врата также называют Вратами индульгенции: если в юбилейный год пройти в них, то грехи списываются, и человек становится безгрешен.

Внутреннее убранство храма, над которым тоже работал Бернини, поражает богатством и изящностью отделки.

Справа от главного прохода установлена скульптура Петра (XIII век), которая среди прихожан считается чудодейственной, и каждый старается хоть на мгновение коснуться ее. Еще одна легендарная реликвия хранится в Соборе – наконечник копья центуриона Лонгина.

Справа от центрального нефа находится скульптурная композиция «Пьета» («Оплакивание Христа») работы Микеланджело. От центрального нефа по бокам расположены еще два нефа, разделенные с главным полукруглыми арками.

Еще один шедевр Бернини – балдахин (киворий), декоративный навес на столбах – расположен прямо под куполом Собора. Балдахин – весьма внушительное сооружение из бронзы, покоится на четырех столбах с ангелами. Бронза для отделки взята из Пантеона, для чего были демонтированы бронзовые детали портика.

На нижнем уровне храма находятся Ватиканские гроты, гробницы некоторых Пап, старинные исповедальни, сохранившаяся с XV века мозаика, а также место исповедания Петра – капелла с отделкой из мрамора.


Внутри купол украшают фигуры четверых евангелистов с животными, которые окружали божий престол – Марк и лев, Иоанн и орел, Лука и вол. И только Матфей изображен с ангелом. По внутреннему кругу купола находится надпись на латыни: «Ты – Петр, и на сем камне я создам Церковь мою» (Евангелие от Матф.; 16:18).

Правый неф

  • Скульптурная группа «Пьета» или «Оплакивание Христа» высотой 1,74 м, выполненная из мрамора. Дева Мария держит на руках мертвого сына, страдая и скорбя. Скульптура хранится в стеклянном пуленепробиваемом ящике после нападения злоумышленника.
  • Деревянное распятие Иисуса Христа.
  • Капелла святого Себастьяна.
  • Дарохранительница из позолоченной бронзы.
  • Надгробие Григория XIII, который ввел новый григорианский календарь.
  • Памятник понтифику Льву XII.
  • Усыпальница маркграфини Матильды Каносской.
  • Часовня святого Причастия.
Читайте также:  Храм Шивы в Байджнатхе, Индия


Главный алтарь, окруженный 44 неугасимыми лампадами, изготовлен из цельного куска мрамора. Уникальная работа Бернини – балдахин над центральным алтарем. Роскошный бронзовый навес высотой 30 метров держится на 4 столбах с фигурами ангелов.

Часовня Святого Причастия

Украшением Часовни Святого Причастия (Capella del Santissimo Sacramento) занимались Карло Модерно (Carlo Maderno) и Франческо Борромини (Francesco Borromini). Особое внимание в капелле привлекает изумительная декоративная решётка.

Неподалеку находится надгробие Григория III – украшающий его барельеф символизирует реформу, которую осуществил Папа. Именно он ввел новый (григорианский) календарь.

Немного дальше располагается надгробие Климента XIII, созданное скульптором Антонио Кановой (Antonio Canova).

Неподалеку находится надгробие Григория III – украшающий его барельеф символизирует реформу, которую осуществил Папа. Именно он ввел новый (григорианский) календарь.

Апсида

В первой капелле правого бокового нефа хранится великое творение Микеланджело – скульптурная группа «Пьета», созданная по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола (тогда ему было 24 года ) для его будущего надгробия (1498-1499). Юная Мария держит на коленях снятого с креста Христа. Микеланджело оставил свою подпись на ленте на груди Марии. Из множества папских надгробий в боковых нефах особенно впечатляет барочное надгробие папы Александра VII – величайшее драматичное творение Бернини (1672-1678). Окруженный четырьмя фигурами добродетелей папа взирает на свою смерть.

Над Папским, или Главным, алтарем на четырех витых позолоченных колоннах – огромный бронзовый балдахин (киворий), созданный в 1633 г. Бернини по заказу папы Урбана VIII. Перед алтарем двойная лестница ведет вниз, к Confessio – месту, где предположительно находится гробница апостола Петра. Еще один шедевр Бернини – кафедра Св. Петра в апсиде. Четыре Отца Церкви поддерживают епископское кресло Петра, над спинкой которого два путти держат ключи и тиару – символы папской власти, а над ними парит символ Святого Духа.

Театральные подмостки Ватикана?

Вы видели сотни тысяч примолкших людей, плотно стоящих на площади Святого Петра? Они стекаются сюда ради момента, когда Папа поднимает руки на благо urbi et orbi (города и мира). Этот характерный жест, которым Римско-католическая церковь представляет себя миру, собирает до 400 000 паломников.

Площадь — зрительный зал и фасад базилики — сцена. Все в соответствии с целью сделать Базилику Святого Петра в Ватикане учебным пособием католического мира. Сам Бернини рассматривал колоннаду как руки Бога, обнимающие верующих.


Купол базилики Святого Петра возвышается над другими тремя великими базиликами Рима:

Краткая история

К северу от центра Рима, на территории карликового государства Ватикан, на площади Сан-Пьетро возвышается Собор (базилика) святого Петра — крупнейший католический храм в мире.

Собор с высоты птичьего полёта

Его громадный 136-метровый купол словно парит над Ватиканом. Внутри Собора святого Петра могли бы поместиться крупнейшие храмы Европы — об этом свидетельствуют специальные отметки на полу, показывающие их размеры. По преданию, в основании базилики находится могила святого Петра — одного из 12 учеников И.Христа.

Во время христианских гонений Нерона, в 64 году апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте вниз головой по собственной просьбе, так как считал себя недостойным умереть той же смертью, что и Христос. В 324 году римский император Константин I Великий воздвиг христианский храм над местом захоронения апостола. Легенда гласит, что в первом соборе св. Петра в рождественскую ночь 800 года папа римский Лев III короновал Карла I Великого.

Вид на собор с юга

Во время Авиньонского пленения, когда резиденция пап находилась не в Риме, а в Авиньоне, базилика святого Петра обветшала, а в начале XVI столетия была снесена. 18 апреля 1506 года на её месте папа римский Юлий II заложил первый камень в фундамент собора. В 1626 году папа Урбан VIII освятил новый храм.

Вид на собор с юга

Интересные сведения

Малоизвестно о ресурсах для сооружения Собора Святого Петра и о том, что связывает его с Санкт-Петербургом:

• Бронзу и мрамор для строительства и убранства собора специально никто не добывал. Необходимый материал просто извлекали из античных зданий, в том числе из Пантеона. У римлян ходит поговорка «Что не сделали варвары, сделали Бернини и Барберини».
• По велению императора Павла I именно Собор Святого Петра явился прототипом для создания плана строительства Казанского собора в Петербурге. Конечно, у Воронихина получился свой проект, но внешнее сходство очевидно. И каждый раз, проходя мимо, я вспоминаю Basilica di San Pietro.

Малоизвестно о ресурсах для сооружения Собора Святого Петра и о том, что связывает его с Санкт-Петербургом:

Собор Святого Петра в Ватикане

Собор Святого Петра: история кратко, архитектура и внутреннее убранство, фото и билеты без очереди, где находится и как добраться

Читайте также:  Свято-Троицкий Кафедральный Собор в Пскове

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Однако являясь центром католицизма и символом Ватикана, самая значимая в мире католическая церковь используется лишь как церемониальный центр при проведении папских богослужений только по особым датам: на католическое Рождество и Пасху, при оправлении обрядов в Страстную неделю, а также при провозглашении очередных понтификов, канонизации новых святых, открытии и закрытии Юбилейного года.

  • Константиновская базилика
  • Архитекторы
  • Внутреннее убранство
  • Пьета Микеланджело
  • Капелла Святого Себастьяна
  • Балдахин Бернини
  • Соломоновы колонны
  • Кафедра
  • Статуя Петра
  • Мозаика «Преображение»
  • Часы работы и правила
  • Где находится и как добраться

Строительство нынешней базилики Святого Петра было начато в 1506 г. при Папе Юлии II (Джулиано дела Ровере, 1443-1513 гг.) на месте старой церкви, возведенной римским императором Константином Великим в IV веке.

Базилика ди Сан Пьетро (Basilica di San Pietro) – именно так на языке Данте звучит название одной из самых первых христианских церквей. Собор Святого Петра в Ватикане расположен в историческом центре Рима, на территории одного из самых маленьких государств. Ежегодно тысячи паломников и туристов с разных уголков планеты приезжают в Вечный город, чтобы воочию увидеть это великолепное сооружение, которое хранит множество религиозных святынь и знаменитых произведений искусства.

Богослужения и другие возможности посещения

Среда и воскресенье являются днями, когда проводится богослужение и ведет прием сам Понтифик. Для аудиенции следует предварительно записаться по факсу в среду, а в воскресенье Папу можно будет увидеть свободно.

Мессы в храме проводятся ежедневно, папские мессы проходят только по большим католическим праздникам

Благоприятным временем для посещения с туристической целью будет время открытия собора (с 8 утра) или во второй половине дня (часы работы до 19 часов). Вход в собор является бесплатным, режим работы — каждый день недели. Следует соблюсти определенные правила: женщины должны быть с покрытой головой, шеей и плечами, мужчинам же, наоборот, следует снять головные уборы при входе в храм. Есть возможность заказать двухчасовую экскурсию.


Благоприятным временем для посещения с туристической целью будет время открытия собора (с 8 утра) или во второй половине дня (часы работы до 19 часов). Вход в собор является бесплатным, режим работы — каждый день недели. Следует соблюсти определенные правила: женщины должны быть с покрытой головой, шеей и плечами, мужчинам же, наоборот, следует снять головные уборы при входе в храм. Есть возможность заказать двухчасовую экскурсию.

Архитектура: завораживает, восхищает, удивляет

Собор Святого Петра в Риме тесно связан с мастерством самых талантливых архитекторов. Проект разрабатывал Донато Браманте. Затем в неповторимую красоту и величие собора внесли лепту: Рафаэль Санти, Джакомо делла Порта. Чертеж сделал Антонио да Сангалло. Долго предлагали поработать Микеланджело Буонаротти, он настойчиво отказывался. Но когда согласился, то именно при нем проделали огромную работу. Возвели стены, крышу, начали работать над куполом огромных размеров.

Первоначальный чертеж претерпел ощутимые изменения.

Значительно отличается от первого, придуманного Буаноротти, варианта форма собора. Он планировал, что Собор Святого Петра будет похож на греческий крест, у которого все стороны равны. Но в итоге его форма – это крест латинский, у него вытянутая нижняя часть.

Лоренцо Бернини – талантливейший зодчий не только Италии, но и Европы создал интерьер собора.

В ноябре 1626 г. Собор Святого Петра официально открыли, начали проводить службы.

Это впечатляет! Ширина собора с внутренней стороны – 211 метров, высота – 136. Внутри здания свободно помещается свыше 15 000 человек. Соборная площадь занимает 2,3 га. Очевидцы утверждают, что в дни больших христианских праздников она может вместить до 400 000 посетителей, если они будут плотно стоять друг к другу. Построена она по проекту Джованни Лоренцо Бернини. Специалисты считают, что она – неповторимое произведение практики градостроения.

Если на площадь, собор посмотреть с большой высоты, то конструкция похожа на ключ. Символично, что ее часто называют ключом Святого Петра.

До 1989 г. Собор Святого Петра – самый большой христианский храм. Согласно многовековой традиции ни одно здание Рима не должно превышать купол Собора Святого Петра. Это самый высокий купол в мире.

На входе в базилику величественно стоят две статуи. Посетителей встречают Святой Павел и Святой Петр. В Руке Петр держит ключи от «царства небесного», их вручил апостолу Господь.

Собор Святого Петра в Риме

” class=”wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3143″>

Читайте также:  Храм Паднамабхасвами, подробное описание и фото

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

Храм Святого Петра в Риме считается крупнейшей в мире церковью, обладающей сакральным значением для христианства. Роскошное оформление убранства собора олицетворяют дань уважения к апостолу Петру, прах которого покоится в храме. Собор состоит из многочисленных капелл, украшенных скульптурными композициями и религиозными реликвиями.

Работа Микеланджело и других известных мастеров над храмом

Еще один известный мастер, который работал над возведением храма в Риме – Микеланджело Буаноротти. Руководил строительством он 18 лет. Трудился над внешним и внутренним куполами итальянской церкви.

Его целью было создать купол такой же, как и у Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. И Микеланджело ее достиг, хотя если посмотреть на внешний вид собора в Риме, кажется, что купол немного отличается от купола флорентийского храма. Колонны у римского храма более мощные и массивные, а прямо под куполом установили алтарь.

Закончить свою работу, ему не удалось, Микеланджело успел сделать основание для купола. Когда он умер два архитектора Джакомо делла Порта и Доменико Фонтана продолжили осуществлять идеи Микеланджело.

В 1590 году они закончили купол собора Святого Петра. Который получился достаточно вытянутый, высота его составляет около 136 метров. Идея с латинским крестом осуществилась в начале XVII века. Павел V приказал пристроить к храму еще одну часть, чтобы восточная половина креста стала длиннее. Также возвели строгий фасад храма, хотя при нем ощущение высоты купола немного потерялось.

Еще один мастер – Джованни Бернини работал над созданием площади перед собором во второй половине XVII века. Обелиск, который стоит на площади, был привезен римским императором Калигулой из Египта еще в I веке н.э. Поставили его в 1586 году.

Бернини работал также над внутренним интерьером собора, сделав его очень гармоничным при столь внушительных размерах храма. Благодаря этому архитектору собор Святого Петра содержит внутри себя множество элементов, символизирующих христианскую веру: статуи, алтари и надгробия.

Самая выдающаяся его работа – балхадин с витыми изящными колоннами. Он имеет высоту около 29 метров, под сенью его находится знаменитая могила Святого Петра и престол правителя и папы Ватикана. Больше других мастеров над храмом трудился Бернини – целых 50 лет.

Оформление фасада и строительством продольных капелл занимался Карло Модерно. Строительство трех огромных нефов состоялось в начале XVII века. В это же время собор стал таким, каким его можно увидеть сегодня.


У собора в Ватикане есть пять дверей. Пятая названа Святой, и ее открывают в определенное время. Дверь эта заделана бетонным раствором и перед Рождеством католиков один раз в 25 лет бетон разбивают и в нее можно войти.

История строительства главного храма Ватикана

Там, где сегодня стоит церковь San Pietro, ранее находились сады цирка Нерона. Первая базилика была возведена на этом месте при Константине I в 326 году. От раннехристианской постройки остался лишь монумент, расположенный в центре современной площади. Алтарь базилики был размещен над могилой св. Петра, принявшего в 66 н. э. мученическую смерть. К 15 веку здание обветшало и грозило разрушением, поэтому при Николае V его начали реставрировать.

Позднее понтифик Юлий II принял решение построить на месте раннехристианской базилики грандиозный собор Святого Петра – новое здание должно было затмить не только языческие постройки, но и ранее существовавшие христианские храмы. К работе над проектом были привлечены лучшие архитекторы Италии, однако за основу был взят план зодчего Браманте. После его смерти строительство церкви возглавил Рафаэль Санти. В 1546 году к работе приступил Микеланджело. Он сделал несущие конструкции здания более массивными, возвел барабан центрального купола. По задумке Микеланджело, над храмом должны были возвышаться четыре купола, однако после смерти архитектора проект изменили и возвели лишь два свода.

Кроме строительства церкви, была запланирована организация площади, способной вместить большое число верующих. Предполагалось, что у стен храма будет собираться огромное количество прихожан, желающих принять участие в празднествах и услышать речь Папы. Площадь у Собора Святого Петра спроектировал Джованни Бернини, сегодня она является одной из важнейших достопримечательностей Ватикана.

Планировка храма San Pietro удивляет гармонией пропорций, внутри огромного здания размещается множество статуй, надгробий, алтарей, выдающихся произведений искусства. О грандиозных масштабах сооружения напоминают отметки на полу центрального нефа – они показывают размеры других европейских церквей. Здесь находится статуя св. Петра, датируемая 13-м веком. Считается, что она обладает чудодейственными свойствами – в надежде на исцеление паломники касаются губами бронзовой ступни.

Ссылка на основную публикацию