Ставкирка из Гуля, каркасная церковь в Норвегии

Ставкирка из Гуля

Ставкирка из Гуля – одна из сохранившихся каркасных церквей, построена по различным исследованиям в 1212 году.

Ставкирки — это деревянные церкви каркасного типа, строящиеся в Норвегии в период с 11 по 13 века. Со временем подобные строения стали такой же достопримечательностью, как норвежские фьорды и музеи кораблей. Одна из немногих сохранившихся в первозданном виде подобных церквушек — Ставкирка из Гюля, построенная в начале 13 века. Несмотря на многочисленные реставрации и транспортировки, она до сих пор сохранила свои особенные черты, заставляя восхищаться ею многочисленных туристов, которые посещают полуостров Бюгдей.

Много веков назад церквушка выглядела как длинное помещение, дополненное колоннами. В 17 веке количество окон в ней увеличилось, в результате чего ставкирка стала светлее и просторнее. Позже на месте старого хора был оборудован абсолютно новый и непривычный для местных жителей хор.

В 1870 году судьба церкви оказалась под угрозой, когда правительством Гюля было решено снести ее. Общество по сохранению памятников Норвегии не допустило этого, попросту выкупив здание. Правда, после этого возникла новая проблема: где разместить ставкирку? Разрешил ее король Норвегии, выделив значительную сумму на транспортировку церкви и ее последующее обустройство. Так Ставкирка из Гюля обосновалась на полуострове Бюгдей.

Удивительная история норвежских ставкирок способна пролить свет на многие исторические факты. Начинается она с приходом на Норвежский континент христианства. Ставкирки, которых возводилось огромное количество, стали важными для православных людей объектами. По некоторым данным археологов, сооружено их было не менее двух тысяч. Такой стремительный рост был обусловлен активным участием в строительстве придворной знати и даже самого короля. До этого Норвегия была языческой страной, что нашло отражение в ставкирках. Вся символика была полностью основана на образах. Так, на элементах декора присутствовали головы драконов, геометрическая резьба со всевозможными скандинавскими, животными орнаментами. Стоит заметить, что не на всех церквях было символическое изображение христианского креста, и его наличие было, скорее, данью уважения к королю.

Строились ставкирки, как правило, из северной сосны, которая была намного прочнее своих южных сородичей. Интересен тот факт, что миссионеры, которые проповедовали христианство, принесли с собой не только слово Божье, но и методы строения храмовых сооружений. После того как скандинавские зодчие строили только боевые корабли — драккары, великолепие и сложность архитектуры мачтовых построек давали возможность полностью раскрыть их умение и талант.

Церкви настолько почитались северным народом, что был издан особый указ короля, который обязывал простолюдинов просмаливать через каждые три года основные элементы деревянных соединений.

В 14 веке Норвежский континент поразила чума, и население уменьшилось почти наполовину. В это же время произошла реформация церкви, в результате чего христианство заменило лютеранство. Новая религия, новые законы — и церкви уже не имели должного ухода за собой. И только спустя несколько веков норвежский художник Оле-Йохан Даль начал привлекать внимание общества к проблеме исчезновению культурного наследия его народа. В 1844 году искусствовед создает специальный комитет по защите памятников и берет на свое попечительство несколько ставкирковых церквей.

Именно благодаря Оле-Йохану Далю была произведена детальная реставрация и ставкирки из Гюля, а также ремонт основного каркаса сооружения. Сохранена по сей день треть подпорных бревен, которые поддерживают общий вес церкви. Дошла до нас и скандинавская резьба по дереву, с ее неповторимым плетеным узором и кельтскими образами. Вздернутые вверх, как крылья птицы, элементы крыши издалека напоминают китайскую пагоду, а свечи, зажженные внутри, создают мистическое ощущение присутствия внутри большого дерева.

Ставкирка из Гюля — одно из самых посещаемых туристических мест. Благодаря художнику Далю, норвежскому королю и просто неравнодушным людям церковь цела и невредима, и каждый раз, когда на ее пороге появляются посетители, она с суровым северным видом принимает своих дорогих гостей.

Именно благодаря Оле-Йохану Далю была произведена детальная реставрация и ставкирки из Гюля, а также ремонт основного каркаса сооружения. Сохранена по сей день треть подпорных бревен, которые поддерживают общий вес церкви. Дошла до нас и скандинавская резьба по дереву, с ее неповторимым плетеным узором и кельтскими образами. Вздернутые вверх, как крылья птицы, элементы крыши издалека напоминают китайскую пагоду, а свечи, зажженные внутри, создают мистическое ощущение присутствия внутри большого дерева.

Ставкирка в Боргунне — каркасная деревянная церковь в Норвегии

Наиболее распространенным типом деревянных средневековых храмов в Скандинавии является Ставкирка, или каркасная церковь. Одной из самых древних деревянных церквей Норвегии является ставкирка в Боргунне (Borgund), расположенная в коммуне Лердал губернии Согн-ог-Фьюране.

Ставкирка в Боргунне, или в Боргунде, была построена в начале 12—го века, предположительно в 1150-1180-х годах. Красивая каркасная церковь хорошо сохранилась до наших дней, является прекрасным образцом древней скандинавской архитектуры.

Ставкирки в Норвегии стали появляться с приходом христианства. В период с одиннадцатого по шестнадцатый век было построено около 1700 деревянных каркасных церквей. До нашего времени сохранилось всего 28 сооружений и ставкирка в Боргунне является одним из них. Эта каркасная церковь была построена в честь апостола Андерея Первозванного. Материалом для деревянной церкви послужило священное дерево скандинавов – ясень.

Отличительной особенностью ставкирки в Боргунне являются фигуры драконов, которые расположены на коньках церковной крыши. При строительстве христианской церкви древние зодчие не забывали своих языческих богов – поэтому в декоре можно увидеть не только драконов, но и рунические знаки-обереги, которые вырезались для защиты от врагов.

Древние каркасные церкви имели яркое убранство – фасады зданий расписывали разноцветными красками. Чтобы сохранить деревянное сооружение в первозданном виде, в середине 20-го века оно было законсервировано специальным составом, в который входила смола. Поэтому сейчас ставкирка в Боргунне имеет черный цвет.

Ставкирка в Боргунне – популярная достопримечательность Норвегии и своеобразный символ страны.

Небольшая видеоэкскурсия по ставкирке в Боргунне

С удивительной природой Норвегии вы можете познакомиться здесь.

Древние каркасные церкви имели яркое убранство – фасады зданий расписывали разноцветными красками. Чтобы сохранить деревянное сооружение в первозданном виде, в середине 20-го века оно было законсервировано специальным составом, в который входила смола. Поэтому сейчас ставкирка в Боргунне имеет черный цвет.

Каркасная церковь

Ставкирка (нюнорск: stavkyrkje), каркасная церковь, мачтовая церковь — наиболее распространённый в Скандинавии тип деревянных средневековых храмов.

В IX веке в Западную Норвегию с Британских островов и в Восточную из Германии проникает христианство. Наиболее вероятно, что новую форму деревянной архитектуры, пришедшую вместе с новой религией, решают поддержать именно правители и знать, вдохновлённые этим учением [1] . Христианские миссионеры приносят с собой опыт и умения европейских зодчих. Если раньше скандинавские плотники строили только драккары, то с этих пор они начали строить мачтовые церкви [2] .

Однако окончательно не установлено, в соответствии с каким заимствованным образцом велось строительство ставкирок [3] .Учитывая то, что в Дании первые каркасные церкви появились гораздо раньше, норвежцы могли перенять опыт у своих скандинавских соседей задолго до прихода католических миссионеров [4] .

C XI по XVI века в Норвегии было построено около 1700 мачтовых церквей, включая предшествующие им более древние здания, на месте которых они были возведены [5] . Эпидемия чумы, охватившая Скандинавию в 1349 году, остановила этот строительный бум. К XV веку население Норвегии сократилось вполовину, и уже не требовалось строить всё большее количество церквей. Наука была недостаточно развита, чтобы реставрировать ветхие ставкирки, к тому же, они безжалостно уничтожались населением. Большинство было снесено в XVII веке, и в 1800 году насчитывалось лишь 95 церквей, через полстолетия их осталось 63, а до нашего времени дошло 28 [5] .

Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология, исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени [6] . К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты, вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца [5] .

Изучение архитектурной составляющей ставкирок является всё же более лёгкой задачей, несмотря на то что некоторые церкви состоят из более чем 2000 деталей. Ставкирка опирается на четыре лежня — горизонтальных деревянных бруса, лежащих на каменном основании. В углах они соединены внахлёст, образуя прямоугольник с восемью выступающими концами. Вокруг прямоугольника устанавливают вертикальные столбы, соединяя их друг с другом брусьями, часто дополняя их крестовинами [7] . В раннее средневековье эти стойки (нюнорск «stav» — «стойка») зарывали прямо в землю, отчего они быстро сгнивали. Дополнительные столбы устанавливают в местах пересечения лежней, и пространство между ними обшивают. Крыша лежит на стенах. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен (отсюда название «мачтовые церкви»). Деревянные врата обычно украшены орнаментом в виде замысловатой резьбы [8] , причём характерно, что основным мотивом орнамента является ленточное плетение — излюбленный мотив в скандинавском искусстве ещё докатолических времён [9] .

Лишь некоторые ставкирки систематически изучены. Сложно определить, кто проектировал, строил и реставрировал норвежские каркасные церкви, а также, когда они были возведены. В число тех приёмов, которыми располагают современные археологи, входят дендрохронология, исследование немногих сохранившихся надписей на стенах ставкирок, датировка по углероду-14 и химический анализ. Первые три способа позволяют установить приблизительный возраст здания и возможное авторство; с помощью последнего метода можно получить информацию о людях и быте того времени [6] . К примеру, результаты анализа смолы, которой некогда пропитывали стены ставкирок, и отрывки из текстов средневековых законов показали, что крестьяне были обязаны покрывать ею церкви каждые три года. Нарушение каралось штрафом. Иногда на дверях ставкирок дёгтем рисовали кресты, вероятно, желая защититься от злых сил, что доказывает исключительную роль церкви в жизни средневекового норвежца [5] .

Церковь Боргунд

Среди многих религий мы всегда узнаем золотые купола православия, будем любоваться буддийскими ступами и даже в отдаленных аулах услышим протяжный призыв с минарета. А вот в Скандинавии принято строить мачтовые деревянные церкви – ставкирки – уникальный вариант христианского храма. Это своего рода особое и старинное искусство. Один из древнейших каркасных храмов находится в Норвегии.

Знакомство с церковью Боргунд

Церковь Боргунд находится в Норвегии в провинции Согн-ог-Фьюране к северу от столицы, Осло. Религиозное сооружение известно под именем Ставкирка в Боргунде (Боргунне). Историки считают, что это одна из немногих древнейших церквей каркасного типа, сохранившаяся до наших дней. Археологические раскопки показали, что таких мачтовых строений на территории современной Норвегии было построено немногим более 1500. Но в различной степени сохранности до XXI века дожили всего 28 подобных сооружений.

Сегодня церковь Боргунд – это целый архитектурный комплекс. В него, помимо старинного строения, входит:

Читайте также:  Храм Сикхов Бангла, Как добраться описание и фото

  • новая церковь, построенная в 1868 году по образу и подобию старой, где хранится один из колоколов старой церкви средневекового образца;
  • звонница (XIII век), восстановленная в XX веке, поскольку от истинного строения сохранилась лишь верхняя решетка;
  • старый погост.

Археологи считают, что церковь Боргунд в Норвегии была возведена на месте еще более древнего религиозного здания. Его черты были обнаружены при раскопках под полом. Ставкирка Боргунд уникальна и тем, что это одно из немногих зданий, построенных в период важнейших изменений в истории Норвегии и одновременно бубонной чумы, бушевавшей в стране.

Доказательствами этого являются в том числе и древние захоронения воинов, погибших в гражданскую войну периода 1177-1184 гг. С 1877 года весь комплекс принадлежит Обществу охраны старины памятников Норвегии. В ставкирке Боргунд открыт музей, рассказывающий о Средневековой Норвегии и каркасных церквях.

Чем уникальна Ставкирка Боргунд?

Очень интересными фактами о храме, о которых поведают сотрудники музей, являются следующие:

  1. Ученые предполагают, что церковь Боргунд была построена приблизительно в 1150-80 годы во славу Андрея Первозванного. Строили ее из священного для тех времен материала – ясеня. В мифологии скандинавов ясень – Мировое Древо, соединяющее небо, землю и царство мертвых, а его крона – Валгалла – обитель всех богов.
  2. Символика святого Андрея Первозванного – скошенные кресты – украсила ограждения на верхних галереях. Интересным аспектом являются скульптурные украшения коньков на крыше: они исполнены в виде драконов. Считается, что строители постарались в облике церкви Боргунд воплотить рядом и языческие и вновь пришедшие образы христианства. Например, рунические знаки-обереги с множеством змеиных голов окружают железные ручки дверей в западном портале.
  3. Внутренний декор церкви изначально был очень красочно и ярко расписан. Остатки краски сохранились лишь в трещинах ясеня и на некоторых мелких деталях убранства. В середине ХХ века важную достопримечательность Норвегии, Церковь Боргунд, полностью законсервировали – обильно обмазали смолами. Из-за этого она внешне очень почернела, зато сохранилась до наших дней.
  4. Культурное наследие ставкирки Боргунд в том, что она не подвергалась каким-либо серьезным технологическим и декорационным изменениям. Технология и мастерство древних строителей – главный секрет, благодаря которому интересное религиозное сооружение стоит уже почти 900 лет. Пожары не обошли церковь стороной, но искусные зодчие каждый раз восстанавливали ее.

Технология строительства ставкирки

При изучении материалов и аспектов архитектуры церкви Боргунд в Норвегии были выявлены некоторые технологические особенности ее строения:

  1. Все деревья, использованные в строительстве ставкирки, выдерживались на корню, чтобы древесная смола вышла на поверхность. И только после этого их срубали и обрабатывали. Данный прием существенно увеличивает срок жизни любого строения.
  2. Все полукружия арок, которые поддерживают верхние хоры, выполнены из естественных прикорневых частей древесных коленьев. Т.е. эти элементы самой природой сформированы так, чтобы держать огромные нагрузки сверху.
  3. Церковь Боргунд состоит более чем из 2000 элементов, но металлических частей среди них нет, чтобы дерево не начинало гнить и сохнуть раньше времени. Этот способ строительства – очень трудоемкий и кропотливый.
  4. Весь каркас стоек изначально был собран на земле, а потом уже его поднимали на высоту каменного фундамента с помощью очень длинных шестов.

Как добраться до церкви?

До Ставкирки удобнее доехать на автобусе из Осло, ваша остановка – Borgund stavkirke. Мимо церкви Боргунд проходит шоссе 630 Осло-Лердал, поворот на Боргунд на 25 км от Лердала. Путешествуя по Норвегии самостоятельно, ориентируйтесь на координаты: 61.047297, 7.812191.

Любителям пеших и велосипедных прогулок рекомендуется прогуляться по исторической королевской дороге Vindhellavegen. Она уже не проезжая и больше похожа на тропу, которая начинается у порога церкви Боргунд. Время прогулки – около 1,5 часов в обе стороны.

Музейный комплекс открыт для посещений в летнее время с 11 июня по 21 августа с 8:00 до 20:00 ежедневно, а остальной период – с 10:00 до 17:00. На территории есть ресторан, комната отдыха и сувенирный магазин.

Любителям пеших и велосипедных прогулок рекомендуется прогуляться по исторической королевской дороге Vindhellavegen. Она уже не проезжая и больше похожа на тропу, которая начинается у порога церкви Боргунд. Время прогулки – около 1,5 часов в обе стороны.

Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke)

Эта уникальная деревянная церковь с тройным нефом является одним из немногих исторических памятников такого типа, сохранившихся до наших дней. Подобные храмы строились из древесины, в основном, в Северной Европе (Northern Europe), и архитектурный стиль, присущий культуре викингов, сочетается в них с гораздо более новыми христианскими традициями.

Автор: Елена Мурзина

Статья: Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke)

Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke) – древняя каркасная церковь, памятник средневекового скандинавского зодчества, расположенная в приходе Хеддал муниципалитета Нутодден (Notodden), губерния Телемарк (Telemark county), Норвегия (Norway). Эта уникальная деревянная церковь с тройным нефом является одним из немногих исторических памятников такого типа, сохранившихся до наших дней. Подобные храмы строились из древесины, в основном, в Северной Европе (Northern Europe), и архитектурный стиль, присущий культуре викингов, сочетается в них с гораздо более новыми христианскими традициями. Пожалуй, можно отметить, ставкирка в Хеддале считается самой красивой, самой старой и наиболее крупной из всех скандинавских каркасных церквей.

Архитектурный стиль ставкирки в Хеддале совершенно неповторим и производит на туристов поразительное впечатление. Здание скорее походит на сказочный деревянный дворец из суровых северных сказок, чем на действующую лютеранскую церковь. На первый взгляд кажется, что все строение состоит из четырех ярусов пирамидальной формы, а верхнюю часть храма венчает купол с крестом, видимый издалека. Ставкирку в Хеддале часто называют ‘великим готическим деревянным собором’, и посетители, для которых церковь открыта ежедневно круглый год, имеют шанс убедиться, что прозвище это очень верное.

Точная дата постройки этой каркасной церкви неизвестна, но историки предполагают, что здание появилось в 11-м и 12-м столетиях. Другие источники утверждают, что ставкирка была построена век спустя. По крайней мере, руническое письмо в интерьерах церкви датируется 1242 годом – именно тогда церковь была освящена в честь своей небесной покровительницы. Деревянная гордость Хеддала посвящена Деве Марии и до Реформации в 1537 году была католическим храмом. Древесина, из которой строили храм, была, вероятно, отменного качества, поэтому до наших дней сохранилось около 30 процентов оригинальной деревянной конструкции, а ведь ей уже более 900 лет. Кроме того, до сих пор в церкви сохраняется часть средневекового убранства и утвари, например, кафедра епископа, кадило, некоторые резные элементы. Алтарь ставкирки в Хеддале и большинство настенных росписей относятся к началу 17-го века, а вот большинство портретов в церкви датируются поздним средневековьем.
Особый интерес представляет галерея, которая сохранилась на внешней стороне церкви, потому что там можно увидеть рунические надписи.

После Реформации, произошедшей в 16-м веке, деревянная церковь Хеддала оказалась в исключительно плохом состоянии, но храму все же удалось дотянуть до первой масштабной реставрации, которую провели с 1849 по 1851 год. Однако исследователи считают, что первые реставраторы не имели знаний и навыков, необходимых для восстановления ставкирки, так что в середине 20-го века потребовалось еще одно серьезное вмешательство. Во время последней реставрации церкви попытались придать первоначальный вид – или наиболее близкий к первоначальному.

Существует популярная легенда, согласно которой церковь в Хеддале построили за три дня пя’

‘теро местных фермеров-умельцев.
Еще один вариант легенды рассказывает, что однажды местный фермер встретил незнакомца, который согласился построить в Хеддале новую церковь всего за три дня. Фермер при этом мог расплатиться своей душой, принести зодчему с неба солнце и луну или угадать имя незнакомца. Третий вариант фермеру показался самым простым, и действительно, бродя по окрестностям в попытке выведать имя зодчего, он услышал красивую женскую песню, в которой незнакомца называли Финном (Finn). В итоге, Финну, который к тому же оказался троллем, пришлось ретироваться с пустыми руками и даже переехать с семьей подальше, поскольку он не выносил звона колоколов. Говорят, что этот же тролль приложил руку к строительству Нидаросского собора (Nidaros Cathedral), церкви Святого Олафа в Авалдснесе (St. Olav’s Church at Avaldsnes) и кафедрального собора Лунда (Lund Cathedral).

Сегодня церковь стала одним из наиболее привлекательных туристических объектов в этих местах.

‘теро местных фермеров-умельцев.
Еще один вариант легенды рассказывает, что однажды местный фермер встретил незнакомца, который согласился построить в Хеддале новую церковь всего за три дня. Фермер при этом мог расплатиться своей душой, принести зодчему с неба солнце и луну или угадать имя незнакомца. Третий вариант фермеру показался самым простым, и действительно, бродя по окрестностям в попытке выведать имя зодчего, он услышал красивую женскую песню, в которой незнакомца называли Финном (Finn). В итоге, Финну, который к тому же оказался троллем, пришлось ретироваться с пустыми руками и даже переехать с семьей подальше, поскольку он не выносил звона колоколов. Говорят, что этот же тролль приложил руку к строительству Нидаросского собора (Nidaros Cathedral), церкви Святого Олафа в Авалдснесе (St. Olav’s Church at Avaldsnes) и кафедрального собора Лунда (Lund Cathedral).

Ставкирка из Гуля. Норвегия

Ставкирка из Гуля – прекрасный образец старинной деревянной церкви, построенной без единого гвоздя. Во всей Норвегии сохранилось лишь двадцать восемь подобных сооружений, среди которых данная церковь является самой знаменитой. Это обусловлено не только ее уникальностью, но и тем, что многие подобные сооружения расположены в весьма отдаленных сельских регионах. Добраться до них не так то просто, поэтому все, кто хочет прикоснуться к прекрасному образцу средневекового деревянного зодчества, имеют уникальную возможность сделать это, не покидая пределов Осло.

Ставкирка из Гуля. Норвегия

Ставкирка из Гуля. Норвегия

Ставкирка из Гуля построена еще в 1200-1220 годах и входит в состав коллекции Норвежского народного музея. Церковь представляет собой каркасное сооружение, характерное для скандинавского деревянного зодчества. Чаще всего их строили в удаленной малонаселенной местности, где погода была крайне неустойчивой в любое время года, а зимой бушевали суровые морозы. В строительстве подобных зданий использовались сложные навыки, основанные на опыте норвежских плотников. Когда то их предки строили могучие корабли – драккары. Эти корабли отличались своей прочностью и выдерживали любые, даже самые сильные шторма. Многие ученые считают, что эпоха викингов закончилась на Харальде Суровом, который одержал сокрушительное поражение в 1066 году, пытаясь покорить Англию.

Ставкирка из Гуля. Норвегия

О том, что строительство ставкирок основывался на опыте викингов, свидетельствует то, что первые из них появились уже в 1100 году. Согласно предположениям, именно благодаря этим навыкам некоторым деревянным церквям удалось дойти до наших дней в столь прекрасном состоянии.

Ставкирки имеют схожую конструкцию. Основной несущей частью являются восьмиметровые опорные стойки, расположенные в углах дома и вокруг нефа. На каменный фундамент устанавливают опорный прямоугольник из четырех лежней (основных балок). Вокруг данного прямоугольника располагаются стойки. Подобный трехмерный каркас позволял возводить достаточно высокие постройки, устремляющиеся к небу. Для того, чтобы удержать всю конструкцию в необходимом положении, использовались так называемые ставы – стойки, которые объединяли основу сооружения со стропилами. В большинстве своем ставкирки строились из сосны, изредка из березы и дуба.
Уникальность ставкирок заключается и в специальной системе внутренних крепежей. Для их изготовления использовались те части дерева, где из ствола вырастали самые большие ветви, либо, где ствол расходился на корни, максимально расширяясь. Такое решение обеспечивало крепежам отменную прочность. Это является еще одни доказательством схожести конструкции церквей с кораблями викингов. Те использовали для строительства своих суден сходные конструкции.

Читайте также:  Мечеть Джама-Масджид в Дели, подробное описание

Отличительной чертой подобных деревянных сооружений является отсутствие окон. Внутри они очень темные, так как в средневековой архитектуре окна были не предусмотрены. Источником света, а по совместительству и вентиляцией, служили небольшие проемы наверху стены.

Ставкирки отличаются не только необыкновенной архитектурой, но и замысловатыми орнаментами на верхних частях стоек и порталах. Чаще всего в резных узорах встречается изображение драконов и змей, причудливо переплетающихся с ветвями и стволами деревьев. Существует немало толкований использования подобных орнаментальных мотивов, но самым распространенным является мнение, что подобным образом люди защищали себя и свои дома от зла и враждебных духов. Такие орнаменты представляют большую ценность для норвежского искусства, а резные порталы ставкирок тщательно охраняются.

С момента своего создания в период с XII по XIII век, ставкирка несколько раз перестраивалась. В ходе регулярных изменений и реконструкций церковь не только утратила свой первоначальный вид, но и пришла в крайне плачевное состояние. Изначально она располагалась в маленьком городке Гуль, на старом кладбище. В конце 1870-х годов Общество охраны норвежских исторических памятников выкупило ставкирку, а в 1881 году ей предоставили место на территории будущего музея под открытым небом, на полуострове Бюгдей. Денег на транспортировку и реконструкцию деревянной церкви катастрофически не хватало. Из 6500 крон было собрано только 387, и остальную часть расходов взял на себя монарх, что автоматически предоставило ему право распоряжаться ею по своему усмотрению.

Через несколько лет деревянную церковь перенесли на полуостров и приступили к сборке, под надзором главного архитектора Вальдемара Ханстена. К сожалению, из-за многочисленных изменений, восстановить ставкирку в полном соответствии с ее первоначальным видом не удалось. Но специалисты постарались придать ей облик, приближенный к средневековому и вскоре ставкирка стала жемчужиной коллекции Оскара II и посмотреть на нее приезжало и приезжает до сих пор невообразимое количество интересующихся туристов.


Ставкирки имеют схожую конструкцию. Основной несущей частью являются восьмиметровые опорные стойки, расположенные в углах дома и вокруг нефа. На каменный фундамент устанавливают опорный прямоугольник из четырех лежней (основных балок). Вокруг данного прямоугольника располагаются стойки. Подобный трехмерный каркас позволял возводить достаточно высокие постройки, устремляющиеся к небу. Для того, чтобы удержать всю конструкцию в необходимом положении, использовались так называемые ставы – стойки, которые объединяли основу сооружения со стропилами. В большинстве своем ставкирки строились из сосны, изредка из березы и дуба.
Уникальность ставкирок заключается и в специальной системе внутренних крепежей. Для их изготовления использовались те части дерева, где из ствола вырастали самые большие ветви, либо, где ствол расходился на корни, максимально расширяясь. Такое решение обеспечивало крепежам отменную прочность. Это является еще одни доказательством схожести конструкции церквей с кораблями викингов. Те использовали для строительства своих суден сходные конструкции.

Достопримечательности Норвегии фото и описание.

Как и предполагает название, ставкирка из Гуля была первоначально расположена в Гуле. Сегодня же, эта деревянная церковь может быть найдена в. Alex763 Инстаграм @alex763foto новые фото в instagram Stapico. Дракон ставкирка норвегия. драконы на ставкирхах норвегии. Вот ещё несколько ставкирок: ▻ Ставкирка в Гуле, построена в 1235 1265 годах.

Это такой каркасный тип постройки церкви, при котором высокая мачта посередине сооружения поддерживает стены и крышу. Деревянные храмы Европы, построенные без единого гвоздя. Ставкирка нюнорск: stavkyrkje, каркасная церковь, мачтовая Простые церкви: ставкирки с четырьмя угловыми опорами и двускатной крышей. Ставкирка из Гуля, Норвежский народный музей, Осло, Бускеруд,. Достопримечательности Осло 30 самых интересных мест. В северной части стоит самый впечатляющий экспонат – деревянная церковь ставкирка из области Гуль Gol stavkirke, построенная без единого.

sayanarus

Интересно, что часть стены собиралась на земле — своеобразными «порциями-блоками», – а уже потом поднималась и устанавливалась на лежащие брусья на фундаменте.

Церковь Ундредаль

Церковь Ундредаль была построена в 1147 году в небольшой деревне Ундредаль, который расположен прямо на берегу Аурландсфьорда. Эта церковь — одна из самых маленьких в своем роде, которая все еще функционирует в Норвегии. Ставкирка вмещает всего 40 человек в зале размерами 4 на 12 метров. Как многие средневековые церкви Норвегии, Ундредаль несколько раз перемещался, и при этом были внесены незначительные изменения в проект.

Деревянная церковь Флесберга была построенная еще в конце 12 века в графстве Баскеруд. Ее конструкция в середине 18-го века подверглась серьезной реконструкции и от первоначальной ее архитектуры практически ничего не осталось. Но все равно церковь Флесберга привлекает к себе своей оригинальностью и структурой. Особенный интерес вызывает окружающий здание с железными кольцами на вершине забор. Каждое кольцо на заборе принадлежало определенному человеку, к которому он привязывал свою лошадь, когда посещал церковь.

Ставкирка из Гуля, каркасная церковь в Норвегии

Расцвет строительства ставкирок пришелся на время введения христианства в Норвегии, в 11-13 веках. Считается, что общее число церквей доходило до 2000. Их строили везде, по всей стране. Несколько таких ставкирок обнаружилось даже в Швеции и Англии.
Но этот бум строительства был жестоко прерван эпидемией чумы, охватившей в 14 веке всю Европу. Жертвы были столь многочисленны, что население Норвегии сократилось вдвое. Вскоре случилась реформация церкви, и основной религией стало лютеранство. За церквями перестали ухаживать должным образом, их количество стало сокращаться. И в 1851 году был издан указ о церквях, согласно которому в церкви должно было быть не менее трети посадочных мест от общего количества народа в данном селении. Многие церкви не смогли соответствовать этому указу. Некоторым церквям «повезло» – они были перестроены, другие медленно умирали.

Одними из культурных чудес Норвегии по праву считаются средневековые деревянные церкви — ставкирки, которые строили в X-XIII веках. Внешне они напоминают русские церкви, собранные в Кижах, но вот построены совсем по другому принципу.

Ставкирка в Норе

У ставкирок, как эти церкви называются по-норвежски, есть несколько русских названий-переводов — каркасные, столбовые, мачтовые или деревянные церкви (stavkirke, где stav — столб, а kirke — церковь), а появились они в скандинавских странах одновременно с христианством — в конце Х века.

Ставкирка в Ломе

Строились ставкирки из вертикально установленных, а не горизонтально уложенных, как в русских деревянных церквях, бревен, а порталы их покрыты красивейшей резьбой, корни которой уходят в языческое искусство времен викингов.

Ставкирка в Хопперстаде, резьба

Первые восемьсот деревянных церквей были построены в XI веке в честь — и в результате — победы христианства в стране. Тридцать из этих церквей сохранились.

Ставкирка в Хопперстаде

Стены, как говорилось выше, сделаны из поставленных вертикально и пропитанных смолой бревен. Главным «врагом» церквей было время и гниль: зарытые в землю части бревен, несмотря на пропитку смолой, начинали гнить.

Ставкирка в Хейдале

Позднее строители церквей стали сооружать основание, или лежень, из горизонтальных балок, уложив его на каменный фундамент. При этом все столбы, в том числе и каркасные стойки, называемые мачтами, вставлялись в пазы на лежне.

Ставкирка в Хейдале, интерьер

Каждый столб был высотой около 9 метров (плюс-минус в разных церквях), а его верхняя часть крепилась к верхней опорной балке при помощи подкосных соединений и косых андреевских крестов.

Ставкирка в Хейдале, орган

Интересно, что часть стены собиралась на земле — своеобразными «порциями-блоками», — а уже потом поднималась и устанавливалась на лежащие брусья на фундаменте.

Ставкирка в Боргунде

Туристы часто сравнивают эти норвежские христианские храмы с китайскими пагодами, и они, безусловно, правы: изогнутые крыши, мифологические персонажи, притаившиеся на фронтонах, замысловатые узоры на балках невольно наталкивают на такие сравнения. Ставкирки действительно — завораживающие сказочные строения.

Ставкирка в Боргунде

Существует несколько видов ставкирок. Первоначальная планировка была очень простой: квадратный алтарь, прямоугольный неф и — в больших церквях — боковые приделы. Вертикальные столбы в центральной части служили поддержкой крыши — она на них «лежала».

Ставкирка в Боргунде

В больших и наиболее сложных есть средний неф в центре, поддерживаемый отдельно стоящими мачтами и окруженный более низкой галереей. У некоторых ставкирок характерной чертой является высокая мачта посредине для поддержки остроконечной крыши и подкоса стен.

Ставкирка в Боргунде

Деревянные врата и откосы обычно украшены замысловатым резным орнаментом. Окон в ставкирках нет. Свет проникает через небольшие вентиляционные отверстия в стенах вверху.

Ставкирка в Боргунде, своды

Хотя ставкирки считаются скандинавским, вернее, норвежским, «изобретением», некоторые ученые полагают, что впервые они «родились» в англо-саксонской Британии. В подтверждение этой гипотезы приводят тот факт, что самая «ранняя», или, наоборот, старая, такая деревянная церковь существует в Гринстеде в Эссексе, а первые христианские священники прибыли в Норвегию из Англии и Ирландии. Однако самые красивые деревянные церкви — в Норвегии.

Ставкирка в Боргунде

Резчики изображали на ставкирках не только сцены из библейской истории, но и из древнескандинавской языческой мифологии, что свидетельствует о переплетении и мирном сосуществовании в культуре конца эпохи викингов элементов язычества и христианства.

В Скандинавии до начала христианизации в орнаментике преобладали условные схематизированные образы, прежде всего зверя, змея и коня.

Ставкирка в Боргунде, замок

Иногда кажется, что резьба так плотно покрывает поверхность, что рассмотреть отдельные детали орнамента совершенно невозможно. Однако это не так. Чтобы расшифровать сложную плетенку, следует начать с чьей-нибудь головы (чаще всего — звериной) и следовать по изгибам тела до конечностей. Тогда неожиданно вы увидите настоящего изогнутого в прыжке красавца-зверя или фантасмагоричную человеческую фигуру.

Ставкирка в Боргунде, портал

Искусствоведы выделяют несколько стилей орнаментального искусства древних скандинавов. Это стиль Усеберга (по найденным в Усеберге вещам с драккара), стиль Борре (по находке в одном из курганом Норвегии), стиль Йеллинге (по находке в кургане в Йеллинге).

Ставкирка в Боргунде, резьба

Для стиля Усеберга наиболее характерен «зверь хватающий», а для стиля Борре — изображения животных, обращенных головами к середине вещи. «Звери хватающие» почти реалистичны и узнаваемы. Они показаны рельефно над плоской поверхностью и очень похожи на маленьких кошек с сильно повернутыми головами, мордами и туловищами, с лапами, сплетающимися с конечностями и хвостами соседних животных.

Стили Йеллинге характеризуется сплетением мощных и исполненных силы тел животных и растительных мотивов. Из стилей Йеллинге и Боре, как предполагают искусствоведы, «выросли» стили Рингерике и Урнес со змеевидными зверями, грациозными и бесплотными.

Ставкирки уже довольно давно взяты под охрану и находятся под защитой государства. Также они включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ставкирке в Боргунде

Читайте также:  Карни Мата крысиный храм в Индии, описание и фото

Начало исследованию церквей положил известный художник-романтик Ханс Юхан Даль, который во время своих поездок по стране сделал зарисовки и тщательно изучил ставкирки. В 1837 году вышла его книга с рисунками, посвященная этой теме.

Ставкирка в Боргунде

Приблизительно в это же время он предложил перенести ставкирку из Ванга в парк королевского дворца в Кристиании, но придворный архитектор Линстоу решительно воспротивился этому. Церковь были приобретена в 1841 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом IY и установлена в парке неподалеку от королевского дворца в Шлезвиге.

Ставкирка в Боргунде

Тем не менее, несмотря на первую неудачу, на ставкирки обратили внимание ученые и начали регистрировать и изучать их, которые находились под угрозой сноса. В 1844 году энтузиасты основали Общество охраны старинных памятников Норвегии для защиты значимых древних зданий.

Ставкирка в Урнесе

Председатель этого Общества Николай Николаусен, впоследствии ставший государственным антикваром и членом правления Музея искусств, много время уделял изучению памятников старину и изъездил вдоль и поперек всю Норвегию с целью научных изысканий. Результатом этих исследований стали вышедшие в 1855 году «Памятники средневекового искусства в Норвегии», где особенное внимание уделялось архитектуре деревянных церквей и построек на хуторах.

Ставкирка в Урнесе

В 1877 году Общество приобретает ставкирку из Боргунда, а в 1880 году — церковь из Урнеса, что способствует продолжению роста интереса к деревянным церквям. Ставкирка в Урнесе включена в Список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Ставкирка в Урнесе

В 1881 году король Оскар II покупает ставкирку из Голя, которую перевозят в 1884 году в королевскую резиденцию на Бюгдё. Вместе с домом из Хова это были первые экспонаты Норвежского народного музея, основанного в 1886 году. А в 1884 году устанавливает ставкирку из Фортуна в своей усадьбе у Фантофта неподалеку от Бергена консул Ф. Гаде.

Ставкирка в Урнесе, интерьер

Друг Норвегии кайзер Вильгельм II возводит ставкирку в парке своего охотничьего замка Роминтен, выстроенного в 1890 — 1891 в «древне-северном» стиле по проекту норвежского архитектора Хольма Мюнте.

Ставкирка в Урнесе, резьба

В 1886 году деревянную церковь из Норе, ставшую впоследствии собственностью Общества, покупает норвежский историк искусства и литературы Лоренц Дитрихсон, а уже в 1892 году выходит его капитальный труд о ставкирках.

Ставкирка в Хеддале

Из Швеции, где он довольно долг жил и преподавал, Дитрихсон «привез» в Норвегию идею реформации искусства на истинно национальной основе. И именно ему принадлежала идея создания Музея прикладных искусств, который был открыт в 1876 году и стал «визуализацией» и «материализацией» национальной идеи. В музее были представлены старинные норвежские ковры, образчики резьбы по дереву и филигрань, которые, по замыслу создателя музея, должны были вдохновлять современных художников на создание национальных произведений искусства. Музей также организовывал курсы обучения резьбе по дереву и ткачеству и выпускал специальные образцы для подражания для художников.

Ставкирка в Хеддале

В 1912 году в Норвегии создается Управление культурным наследием Норвегии (Riksantikvaren), которое существует и сейчас. В 2001 году Riksantikvaren «запускает» программу по восстановлению и реконструкции-реставрации всех норвежских ставкирок до конца 2015 года Норвежский же «Закон о культурном наследии» гласит, что все здания (в том числе и церкви), построенные до 1537 года попадают под защиту государства.

Ставкирка в Хеддале

Сегодня у Норвегии есть полный список старинных зданий, включающий уникальные данные на национальном уровне. Эти данные были сделаны доступными для местного руководства по всей стране в официальной регистрации земельной собственности адресов и зданий (ГАБ Регистрация). Директорат культурного наследия издал также национальный регистр охраняемых архитектурных и археологических памятников «Аскеладден». Это является важным инструментом для сбора полной информации по памятникам и достопримечательностям для муниципальных программ планирования охраны и реставрации памятников истории.

Ставкирка в Хеддале

Самыми известными ставкирками считаются три — церковь Хеддал, ставкирка в Боргунде и в Урнесе. Хеддал-ставкирка — самая большая в Норвегии. При этом она — не просто памятник архитектуру, но и действующий храм для современных прихожан в городе Нутодден в губернии Телемарк.

Ставкирка в Хеддале

На стене наружной галереи видны рунические надписи, которые свидетельствуют о том, что церковь была построена в честь Пресвятой Девы Марии.

Ставкирка в Хеддале

«Гордостью» церкви является и старинный резной деревянный стул XIII века. А вот роспись, украшающая стены сделана в 1668 году, хотя на западной стене по время реставрации была обнаружена первоначальная роспись XIV века.

Ставкирка в Хеддале

Древнейшая же ставкирка Норвегии была построена в 1050 году. Это церковь Урнес в Люстере. Она невероятно красива — высится на склоне на берегу Согне-фьорда. Высокую кровлю в форме «пирамиды» поддерживают драконы, скалящие зубы и зажимающие в пасти змею, которая вся оплела своего обидчика. Историки до сих пор спорят, что символизирует эта борьба — победу христианства над язычеством или же сцену из языческих мифов.

Ставкирка в Хеддале

И третьей самой известной церковью считается «многоярусная» большая ставкирка в Боргунне с тройным нефом. Она дожила до наших дней практически в первозданном виде, а была построена между 1180 и 1250 годами. На стенах церкви обнаружено несколько рунических надписей.

Ставкирка в Хеддале, алтарь

Не все ставкирки дожили до наших дней. Так, церковь в Фантофте, благополучно простоявшая до 1992 года, ныне представляет собой точную копию оригинального строения, уничтоженного пожаром. Возле нее установлен сохранившийся до наших дней каменный крест, датированный 1050 годом. Снаружи церковь стилизована под старинную, но внутри видна молодая древесина.

В 1886 году деревянную церковь из Норе, ставшую впоследствии собственностью Общества, покупает норвежский историк искусства и литературы Лоренц Дитрихсон, а уже в 1892 году выходит его капитальный труд о ставкирках.

Блог о том как бороться с меланхолией в Петербурге и за его пределами

Ставкирха в местечке Хеддал

Каупангерская церковь

Каупангерская церковь 12-го века непрерывно функционировала более 800 лет, являясь ярким примером местной культуры и исторического наследия. От других более старых церквей в Норвегии ее отличает большее количество деревянных колонн. В 19-м веке провели серьезную реконструкцию, нарушившую оригинальный проект ставкирки. К счастью, большинство этих непродуманных изменений было отменено в 1960-х, после чего образ церкви стал более соответствовать своему средневековому происхождению.

Каупангерская церковь 12-го века непрерывно функционировала более 800 лет, являясь ярким примером местной культуры и исторического наследия. От других более старых церквей в Норвегии ее отличает большее количество деревянных колонн. В 19-м веке провели серьезную реконструкцию, нарушившую оригинальный проект ставкирки. К счастью, большинство этих непродуманных изменений было отменено в 1960-х, после чего образ церкви стал более соответствовать своему средневековому происхождению.

Деревянная церковь (Borgund) в Норвегии

Уникальность ставкирки Боргунд в том, что она сохранилась без существенных изменений как технологических, так и декорационных (кроме, пожалуй, окраски). В середине ХХ века ставкирка Боргунд была законсервирована смоляными составами, из-за чего сильно почернела.

Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke)

Эта уникальная деревянная церковь с тройным нефом является одним из немногих исторических памятников такого типа, сохранившихся до наших дней. Подобные храмы строились из древесины, в основном, в Северной Европе (Northern Europe), и архитектурный стиль, присущий культуре викингов, сочетается в них с гораздо более новыми христианскими традициями.

Автор: Елена Мурзина

Статья: Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke)

Ставкирка в Хеддале (Heddal Stave Church, Heddal stavkirke) – древняя каркасная церковь, памятник средневекового скандинавского зодчества, расположенная в приходе Хеддал муниципалитета Нутодден (Notodden), губерния Телемарк (Telemark county), Норвегия (Norway). Эта уникальная деревянная церковь с тройным нефом является одним из немногих исторических памятников такого типа, сохранившихся до наших дней. Подобные храмы строились из древесины, в основном, в Северной Европе (Northern Europe), и архитектурный стиль, присущий культуре викингов, сочетается в них с гораздо более новыми христианскими традициями. Пожалуй, можно отметить, ставкирка в Хеддале считается самой красивой, самой старой и наиболее крупной из всех скандинавских каркасных церквей.

Архитектурный стиль ставкирки в Хеддале совершенно неповторим и производит на туристов поразительное впечатление. Здание скорее походит на сказочный деревянный дворец из суровых северных сказок, чем на действующую лютеранскую церковь. На первый взгляд кажется, что все строение состоит из четырех ярусов пирамидальной формы, а верхнюю часть храма венчает купол с крестом, видимый издалека. Ставкирку в Хеддале часто называют ‘великим готическим деревянным собором’, и посетители, для которых церковь открыта ежедневно круглый год, имеют шанс убедиться, что прозвище это очень верное.

Точная дата постройки этой каркасной церкви неизвестна, но историки предполагают, что здание появилось в 11-м и 12-м столетиях. Другие источники утверждают, что ставкирка была построена век спустя. По крайней мере, руническое письмо в интерьерах церкви датируется 1242 годом – именно тогда церковь была освящена в честь своей небесной покровительницы. Деревянная гордость Хеддала посвящена Деве Марии и до Реформации в 1537 году была католическим храмом. Древесина, из которой строили храм, была, вероятно, отменного качества, поэтому до наших дней сохранилось около 30 процентов оригинальной деревянной конструкции, а ведь ей уже более 900 лет. Кроме того, до сих пор в церкви сохраняется часть средневекового убранства и утвари, например, кафедра епископа, кадило, некоторые резные элементы. Алтарь ставкирки в Хеддале и большинство настенных росписей относятся к началу 17-го века, а вот большинство портретов в церкви датируются поздним средневековьем.
Особый интерес представляет галерея, которая сохранилась на внешней стороне церкви, потому что там можно увидеть рунические надписи.

После Реформации, произошедшей в 16-м веке, деревянная церковь Хеддала оказалась в исключительно плохом состоянии, но храму все же удалось дотянуть до первой масштабной реставрации, которую провели с 1849 по 1851 год. Однако исследователи считают, что первые реставраторы не имели знаний и навыков, необходимых для восстановления ставкирки, так что в середине 20-го века потребовалось еще одно серьезное вмешательство. Во время последней реставрации церкви попытались придать первоначальный вид – или наиболее близкий к первоначальному.

Существует популярная легенда, согласно которой церковь в Хеддале построили за три дня пя’

‘теро местных фермеров-умельцев.
Еще один вариант легенды рассказывает, что однажды местный фермер встретил незнакомца, который согласился построить в Хеддале новую церковь всего за три дня. Фермер при этом мог расплатиться своей душой, принести зодчему с неба солнце и луну или угадать имя незнакомца. Третий вариант фермеру показался самым простым, и действительно, бродя по окрестностям в попытке выведать имя зодчего, он услышал красивую женскую песню, в которой незнакомца называли Финном (Finn). В итоге, Финну, который к тому же оказался троллем, пришлось ретироваться с пустыми руками и даже переехать с семьей подальше, поскольку он не выносил звона колоколов. Говорят, что этот же тролль приложил руку к строительству Нидаросского собора (Nidaros Cathedral), церкви Святого Олафа в Авалдснесе (St. Olav’s Church at Avaldsnes) и кафедрального собора Лунда (Lund Cathedral).

Сегодня церковь стала одним из наиболее привлекательных туристических объектов в этих местах.

Автор: Елена Мурзина

Ссылка на основную публикацию